Что означает госслужба нко

Государственные некоммерческие организации

Какие существуют формы государственных НКО? В нашей статье подробно рассмотрим особенности каждого вида государственных некоммерческих организации, вопросы их создания и деятельности, в том числе нюансы распоряжения имуществом.

На страницах нашего сайта мы уже не раз упоминали о том, что с сентября 2014 года было введено деление всех юридических лиц (в том числе и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные. Напомним, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Среди унитарных некоммерческих организаций можно выделить государственные (в том числе государственные академии наук) и муниципальные учреждения, а также государственные корпорации (не путать с корпоративными юридическими лицами). Государственные и муниципальные предприятия также являются унитарными юридическими лицами, но в рамках настоящей статьи они рассмотрены не будут, так как являются коммерческими.

Государственное учреждение

Итак, учреждение – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть:

Государственное казенное учреждение

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Виды казенных учреждений

Как закреплено в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» к типу федеральных казенных учреждений относятся:

Государственное бюджетное учреждение

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах:

Виды бюджетных учреждений

Как закреплено в пункте 1 статьи 15.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в организационно-правовой форме бюджетного учреждения могут создаваться фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Также в пункте 1 статьи 6 указанного федерального закона отмечено, что Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук – некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.

Государственное автономное учреждение

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах:

Иные сферы установлены:

Кроме того, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторы и микрофинансовые организации, созданные до 01.01.2011 в форме автономных учреждений, вправе осуществлять свою деятельность в указанной организационно-правовой форме.

Учредители бюджетных, автономных и казенных учреждений

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также частью 1 статьи 6 Федерального закона Федерального закона «Об автономных учреждениях»:

В связи с часто поступающими вопросами необходимо добавить, что муниципальные образования могут быть не только учредителями муниципальных учреждений. Например, представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Порядок создания муниципальными образованиями некоммерческих организаций закреплен в Письме Минюста России от 27.07.2018 № 11-99821/18. Впрочем, Российская Федерация также не лишена права выступить учредителем той или иной НКО (например, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2019 № 2880-р была учреждена Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», в которой учредителем выступила Российская Федерация).

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация»

Органы управления государственного учреждения

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казенного или бюджетного учреждений устанавливаются их уставами (в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами), а также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и другими актами, указанными в пункте 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание членов государственной академии наук.

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Распоряжение имуществом государственного учреждения

Все имущество закрепляется за казенным, бюджетным и автономным учреждениями на праве оперативного управления. Что же касается распоряжения, то здесь есть некоторые нюансы, рассмотрим их.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника:

Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом:

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно.

Следует отметить, что бюджетные и автономные учреждения, согласно позиции Минфина, могут использовать имущество, закрепленное за ними учредителем, в другой приносящей доход деятельности, предусмотренной их уставами, и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (Письмо Минфина России от 13.09.2012 № 02-06-10/3694).

Ответственность собственника бюджетного, автономного, казенного учреждения

Собственник имущества казенного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения).

Собственник имущества бюджетного и автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения, однако возникает субсидиарная ответственность по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам (если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно).

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Право выступать учредителем (участником) других юридических лиц

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Бюджетное учреждение вправе создавать другие некоммерческие организации и в случаях, установленных законом, быть учредителем хозяйственных обществ. Денежные средства и иное имущество (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества) вправе:

Осуществление автономным учреждением полномочий учредителя (участника) иного юридического лица (например, хозяйственного общества) возможно, но такая деятельность не может быть основной, и субсидии на это учреждению не выделяются. Недвижимое и особо ценное движимое имущество автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других организаций или другим образом передавать это имущество в качестве учредителя (участника). Исключение составляют объекты культурного наследия народов Российской Федерации, предметы и документы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда.

Сходства и различия видов государственных учреждений

Проведение обязательного аудита в казенных и бюджетных учреждениях не требуется, а вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации рассматривает наблюдательный совет этого учреждения.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.2 НК РФ), но вправе применять единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункты 2 – 2.3 статьи 346.26 НК РФ).

Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ), для автономных учреждений такого запрета нет.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения уплачивают налог на прибыль (с учетом положений статьи 251 НК РФ), а также уплачивают налог на имущество, земельный и транспортный налог.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

Государственная корпорация

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления:

Юридические лица, созданные в организационно-правовой форме государственных корпораций, действуют не на основании уставов, типовых уставов или единых типовых уставов, а на основании федеральных законов о государственных корпорациях. Среди таких законов можно выделить:

Требования к закону, предусматривающему создание государственной корпорации, в общем такие же, как и к уставу НКО. В законе должны определяться:

Таким образом, можно сделать вывод, что общие механизмы организации, правового регулирования государственных корпораций и влияния учредителя на их деятельность отсутствуют, т.к. в отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование высшего органа управления – совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации. В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими, а порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2012 № 44.

В отличие от учреждений, где учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, такая организационно-правовая форма НКО, как государственная корпорация, позволяет вывести значительное количество государственных активов в негосударственную собственность. Это связано, прежде всего, со слабым контролем государства – учредителя государственных корпораций – за использованием этих активов. Например, в Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России) указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность корпораций и их должностных лиц по достижению установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» целей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены минимальные требования – обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом (пункт 2 статьи 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), однако закон о создании конкретной государственной корпорации может свести такой контроль практически к нулю.

Источник

Некоммерческой организацией является юридическое лицо основной целью, которого не может быть извлечение прибыли в интересах бенефициаров (учредителей). Некоммерческие организации создаются для достижения социально-ориентированных целей. В России исключением являются общественные организации без образования юридического лица. Некоммерческие организации могут заниматься деятельностью, приносящей доход, но только с целью финансирования своих социально-ориентированных целей.

Это в двух словах. На самом деле, вопросов, связанных только с определением, что такое НКО, очень много. Эта статья ответит на 100 главных вопросов о некоммерческих организациях. Ответы будут короткие и максимально понятные. Следите за ссылками в ответах, они будут вести на статьи с максимально развернутыми ответами, которых более 200.

Эти и все остальные ответы писали практикующие юристы, бухгалтера, фандрайзеры(люди отвечающие за сбор средств), эксперты и аудиторы нашей Общероссийской общественной организации по содействию в создании и развитии НКО «ПАРТНЕР». Отвечаем не как где-то записано, а как есть на практике!

Для удобства перед Вами главные разделы. Можете сделать закладку и использовать эту статью как оглавление нашего сайта.

Некоммерческие организации и чем они являются

Некоммерческие организации создаются в социальных целях, основные направления следующие:

Образование, культура, спорт, благотворительность, защита прав граждан, медицина, наука, искусство, здоровый образ жизни, экология и защита животных, и.т.д.

Такие организации еще называются Социально-ориентированные некоммерческие организации, они поддерживаются государством, имеют определенные льготы, могут получать гранты и пожертвования.

Учредить НКО могут физические и юридические лица. Учредители некоммерческой организации не являются собственниками организации или его имущества. Исключением являются только Частные учреждения. Они не отвечают за обязательства НКО, а в 2021г. НКО основанные на членстве не имеют учредителей в ЕГРЮЛ.

Некоммерческая организация может быть создана одним или несколькими, физическими или юридическими лицами. Зависит от формы НКО.

Некоммерческая организация может принимать взносы и пожертвования, на них реализовывать некоммерческие программы и проекты. Также заниматься деятельностью приносящей доход в рамах своих уставных направлений, например, оказывать образовательные, спортивные или культурные услуги.

Возможна прибыль в НКО, она облагается налогами, а потом направляется на финансирование некоммерческого проекта организации.

Некоммерческие организации сильно отличаются от коммерческих. Местом регистрации, структурой органов управления, полномочиями руководителя, отчетностью перед госорганами, налогами, ответственностью и способом ликвидации. Это совсем другой вид юридического лица, в котором нет дивидендов.

Суть некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается, развивается и двигается вперед для достижения определенной социальной цели. Она никому не принадлежит. Всё имущество НКО используется для достижения этих целей. Оно может быть реализовано, но денежные средства также направляются на уставные цели.

Для реализации своих целей и задач некоммерческая организация может выплачивать зарплату сотрудникам, производить закупки товаров и услуг, привлекать волонтеров.

В большинстве своем некоммерческие организации создают неравнодушные люди, которые стремятся решить социальные проблемы, улучшить среду, в которой мы живем или помочь другим людям. Вторая причина, в некоторые области образования, спорта, социальных проектов, гос. финансирования допускаются только некоммерческие организации.

В Некоммерческой организации можно зарабатывать и получать справедливую оплату своего труда, но это должно быть косвенным следствием и необходимой составляющей некоммерческой деятельности. Это в равной степени касается и руководителя НКО.

Управляют некоммерческой организацией руководитель и органы управления. Основные решения принимают органы управления некоммерческой организации. Текущая деятельность и реализация решений лежит на руководителе НКО. Бывает, что единоличный орган управления и руководитель это одно лицо, тогда он является «бессменным управляющим». Это возможно в АНО и Фонде. На практике руководитель обладает большими полномочиями и возможностями.

Некоммерческую организацию нельзя оставить в наследство, но можно ввести наследников в состав органов управления. В случае смети руководителя, наследники смогут выбрать нового руководителя и продолжить деятельность.

Некоммерческая организация действует в регионе своей регистрации. Регион регистрации определяет юридический адрес НКО. В зависимости от формы, некоммерческие организации могут зарегистрировать филиалы или открыть отделения без регистрации.

Формы некоммерческих организаций

НКО это целое семейство из множества форм организаций. Форм некоммерческих организаций существуют много. Создать организацию в форме НКО нельзя!

Бывают основанные на членстве и не основанные на членстве некоммерческие организации. Это важно!

Основанные на членстве объединения могут менять состав членства внутренним голосованием без внесения изменений в уставные документы. Члены таких организаций принимают решение об избрании руководителя и прочих главных вопросах. Внешнему наблюдателю сложно понять состав и численность принимающего решения членства. У этого есть как плюсы, так и минусы. В таких организациях членов может быть очень много.

В организациях, основанных не на членстве количество голосующих может быть совсем не большим или же все может решать вообще один человек. Их смена происходит через внесение изменений в уставные документы, учредители могут иметь статус и отражаться в ЕГРЮЛ.

Опишу только основные формы некоммерческих организаций, которые регистрируются в Минюсте. Начну с самых популярных и опишу чем они занимаются.

Виды некоммерческих организаций по направлениям деятельности

Основные некоммерческие организации:

Единственная форма, которая может принимать обезличенные средства в реальную или онлайн коробку (благотворительный ящик). Так же, обязана проходить аудит при обороте более 2млн в год.

Другие формы НКО могут принимать благотворительные взносы и пожертвования, но с корректными основаниями и идентификацией плательщика. В противном случае поступления будут признаны налогооблагаемой выручкой.

Только в форме общественной организации создаются движения и спортивные федерации.

Единственная форма, которая может быть создана без регистрации юридического лица. У нее очень много ограничений и она замкнута только на себя, но тем не менее.

Членство в общественной организации меняется внутренним голосованием, которое выбирает себе лидера в лице руководителя НКО. Законодательно сильно защищена от внешнего давления. Такие организации редко обладаю крупным имуществом и активами. Предрасположена к направлению по защите законных интересов и прав граждан, например по защите прав потребителей, дольщиков, незащищенных слоев населения и т.д.

Саморегулируемая организация (СРО) создается только в форме Ассоциации (Союза).

Льготы и субсидии некоммерческим организациям

Что могут некоммерческие организации

Порядок организации НКО

Отчетность некоммерческих организаций (Кто контролирует некоммерческие организации)

Источник

НКО — что это такое, виды, особенности, порядок регистрации

Доброго времени суток. В последнее время один товарищ начал регулярно названивать с расспросами.

Потом начал приходить лично. Уже полноценный курс по финансам можно сказать прошел.

С таким важным видом всегда заходит. Не делец, а капец просто. В последний визит рассказывала ему про НКО – что это такое и в каких случаях регистрируется.

Хотя сомневаюсь, что полученные знания товарищ будет применять на практике. Небось уже завтра будет звонить с новыми расспросами. Сделаю доброе дело, и распишу здесь все подробности про НКО, информация полезная и интересная.

НКО — что это такое?

Аббревиатура НКО произносится «Эн-ка-о» и расшифровывается как Некоммерческая Организация, то есть такая, чьей основной целью не является извлечение прибыли из своей деятельности.

Спонсорами некоммерческих организаций могут выступать как местные, так и зарубежные бизнесмены и правительства, что вызывает у тоталитарных режимов, типа российского, острую панику и желание взять всё и запретить.

Так, например, НКО, критикующие российскую власть или просто занимающиеся наблюдением за выборами в России, могут быть объявлены «иностранными агентами» или, о боже, «нежелательными организациями», что ставит под угрозу их существование.

Госслужба НКО — расшифровка этих аббревиатур во взаимосвязи

В интернете довольно часто можно встретить сочетание двух аббревиатур: НКО и Госслужба. Вроде бы каждую из этих аббревиатур можно расшифровать по отдельности:

Однако, почему они используются вместе? НКО, Госслужба — что это значит?

Ведь любая коммерческая организация в отличие от некоммерческих организаций, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие же организации, как и государственные органы власти и управления, преследуют иные цели: это осуществление общественно полезных функций и управление общественными институтами.

Отсюда и объединение этих понятий, которые чаще всего употребляются вместе на сайтах о работе и вакансиях, а понять что такое Госслужба НКО простому пользователю не всегда просто.

Это представление отчасти верно, а отчасти ошибочно. Почему? Это мы разберем ниже.

Что это значит?

Это значит, что работа в этих структурах имеет следующие общие особенности:

Льготы и гарантии для работников

На государственных служащих (в отличие от работников некоммерческих организаций и объединений) распространяется Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в главе 11 которого и закреплены гарантии для государственных служащих.

Эти гарантии не распространяются на работников некоммерческих организаций и объединений!

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Деятельность, порядок регистрации некоммерческих организаций, перерегистрации и внесения изменений в учредительные документы регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях» и другими законодательными актами.

Существуют некоторые ситуации, в которых создаются некоммерческие организации.

Несколько владельцев садовых участков (дачных домиков) объединяются с целью создания юридического лица для заключения официальных договоров с энергоснабжающими организациями на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд.

При этом не обязательно регистрировать данное некоммерческое партнерство по месту нахождения садовых участков (дачных домов).

Участки могут территориально находиться в Московской области, а их владельцы, проживающие в Москве, могут зарегистрировать некоммерческое партнерство в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве.

У предприятия возникла необходимость создать центр дополнительного образования (повышения квалификации) для своих сотрудников с последующим получением разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности.

Граждане, имеющие необходимый опыт, знания и оборудование решили создать автошколу в целях обучения вождению будущих автолюбителей.

В данной ситуации, как правило, создается негосударственное образовательное учреждение либо автономная некоммерческая организация.

Несколько адвокатов, сведения о которых внесены в один региональный реестр адвокатов, в целях совместного осуществления адвокатской деятельности могут зарегистрировать некоммерческую организацию в форме коллегии адвокатов.

В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» коллегия адвокатов действует не только на основании устава, утверждаемого ее учредителями, но и на основании заключаемого ими учредительного договора.

Некоммерческое предприятие

Некоммерческое предприятие — юридическое лицо, не имеющее в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) НКО в форме ассоциаций и союзов.

Какие виды существуют?

Ассоциация (союз) — объединение коммерческих или некоммерческих организаций, которая создается в целях координации их деятельности, а равно для представления и защиты общих имущественных интересов.

Автономная некоммерческая организация — не имеющая членства организация, создается гражданами или юридическим лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Некоммерческое партнерство — основанная на членстве организация, создается гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Учреждение — создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично этим собственником.

Общественное объединение — добровольное объединение граждан в установленном законодательством РФ порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Виды общественных объединений:

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности на местные, региональные, межрегиональные, общероссийские, международные.

Иными словами, Федеральный закон «Об общественных объединениях» установил, что в Российской Федерации могут создаваться и действовать международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Иностранные некоммерческие неправительственные объединения могут создавать на территории РФ свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Фонд — не имеющая членства организация, создается гражданами и/или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.

Товарищество собственников жилья — форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом.

Могут ли НКО осуществлять предпринимательскую деятельность?

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Вправе ли некоммерческая организация иметь в России и за рубежом расчетные и валютные счета или налоговые льготы?

Согласно ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе в установленном законом порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Такие пожертвования не подлежат дополнительной проверке и не облагаются налогами.

Отметим основные виды налоговых льгот, которые существуют в настоящее время для некоммерческих организаций.

Налог на прибыль. Не облагаются налогом на прибыль вступительные, членские и целевые взносы некоммерческих организаций, паевые вклады потребительских кооперативов, а также пожертвования и имущество, переходящее в порядке наследования по завещанию.

Арендная плата. Для отдельных категорий некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, ставка арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, значительно ниже, чем для других предприятий (Постановление Правительства г. Москвы от 24 сентября 2002 г. № 791-ПП «Об утверждении категорий арендаторов, которым арендная плата устанавливается в особом порядке»).

Подробную информацию о налоговых льготах, порядке налогообложения и ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций Вы можете узнать у специалистов нашей компании.

Могут ли иностранные юридические и физические лица выступать учредителями некоммерческих организаций?

Законом о некоммерческих организациях не предусмотрено ограничений на создание иностранными юридическими и физическими лицами некоммерческих организаций.

Регистрация

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Иностранные некоммерческие неправительственные объединения могут создавать на территории РФ свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Что такое социально-ориентированная НКО?

Понятие «социально ориенти­рованные некоммерческие орга­низации» введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросу поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций».

Учитывая, что одной из основ­ных задач Минюста России является осуществление деятель­ности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе обще­ственных объединений, политичес­ких партий, религиозных органи­заций, в сегодняшней публикации мне хотелось бы более подроб­нее остановится именно на тех изменениях федерального зако­нодательства, которые коснулись непосредственно ФЗ «О неком­мерческих организациях».

Для начала определим право­вое положение некоммерческих организаций, и какие из них под­падают под понятие «социально ориентированные»:

Некоммерческой организаци­ей является организация, не име­ющая извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей дея­тельности и не распределяющая полученную прибыль между уча­стниками.

Таким образом, мно­гие из этих некоммерческих орга­низаций в зависимости от видов деятельности, указанных в их учредительных документах, могут подпадать под статус социально ориентированных некоммерчес­ких организаций и рассчитывать на поддержку органов государ­ственной власти и органов мест­ного самоуправления.

При условии осуществ­ления деятельности им (НКО) может быть оказана поддержка органа­ми государственной власти и орга­нами местного самоуправления; формы государственной поддерж­ки социально ориентированных некоммерческих организаций; ре­естр социально ориентированных некоммерческих организаций; и полномочия федеральных орга­нов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по ре­шению вопросов поддержки со­циально ориентированных неком­мерческих организаций.

Согласно определению, уста­новленному ФЗ «О некоммер­ческих организациях», социаль­но ориентированными неком­мерческие организации при­знаются некоммерческие орга­низации:

Статьей 31.1. ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотренны также виды деятельности:

При этом следует отметить, что федеральными законами, закона­ми субъектов Российской, Феде­рации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований мо­гут устанавливаться наряду с вы­шеуказанными видами деятельно­сти другие виды деятельности, направленные на решение соци­альных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного само­управления в соответствии с ус­тановленными ФЗ «О некоммер­ческих организациях» и иными федеральными законами полно­мочиями могут оказывать поддержку социально ориентиро­ванным некоммерческим органи­зациям при условии осуществле­ния ими в соответствии с учреди­тельными документами указанных выше видов деятельности.

Оказание поддержки социаль­но ориентированным некоммер­ческим организациям осуществля­ется в следующих формах:

Субъекты Российской Федера­ции и муниципальные образова­ния наряду с установленными формами поддержки вправе ока­зывать поддержку социально ориентированным некоммерчес­ким организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.

Бюд­жетные ассигнования федераль­ного бюджета на финансовую поддержку социально ориенти­рованных некоммерческих орга­низаций, включая субсидии бюд­жетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном постанов­лением правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предостав­лении поддержки социально ори­ентированным некоммерческим организациям».

Оказание имущественной под­держки социально ориентирован­ным некоммерческим организаци­ям осуществляется органами го­сударственной власти и органа­ми местного самоуправления пу­тем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммер­ческим организациям государ­ственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе в формах:

Не допускается предоставле­ние льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном поряд­ке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерчес­ким организациям материальную поддержку.

ФЗ «О некоммерческих орга­низациях» определяет полномо­чия органов государственной вла­сти Российской Федерации, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния по решению вопросов под­держки социально ориентирован­ных некоммерческих организаций, подробно регламентирует поря­док ведения реестров социально ориентированных некоммерчес­ких организаций — получателей поддержки.

Так, к полномочиям органов государственной власти Российс­кой Федерации по решению воп­росов поддержки социально ори­ентированных некоммерческих организаций, в том числе относят­ся: разработка и реализация фе­деральных программ поддержки социально ориентированных не­коммерческих организаций, содей­ствие региональным программам поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций.

В качестве основных ме­ханизмов реализации программ такой поддержки являются пре­доставление субсидий субъектам Российской Федерации на цели конкурсного финансирования социальных проектов НКО, а так­же обеспечение инфраструктур­ной, информационной и методи­ческой поддержки их деятельно­сти и т.д.

К полномочиям органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации наряду с другими включена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддер­жки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и дру­гих особенностей.

К полномочиям органов мест­ного самоуправления относится создание условий для деятельно­сти социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе разработка и реализа­ция муниципальных программ поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций с учетом местных социаль­но-экономических, экологических, культурных и других особеннос­тей и т.д.

В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки включаются:

Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентиро­ванных некоммерческих организаций — получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления.

Согласно постановлению пра­вительства РФ от 16.04.2011 №276 «О внесении изменений в Положение о Министерстве эко­номического развития Россий­ской Федерации» уполномочен­ным федеральным органом испол­нительной власти пО вопросам поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций определено Министерство экономического развития РФ и наделено полномочиями по вы­работке государственной полити­ки и нормативно-правовому регу­лированию в сфере поддержки социально ориентированных не­коммерческих организаций.

В частности, Минэкономразви­тия РФ принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения реестров соци­ально ориентированных неком­мерческих организаций — полу­чателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользова­ния указанными реестрами.

И для начала нужно использовать дру­гое право любого гражданина или юридического лица на пре­доставление информации в соот­ветствии с ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении досту­па к информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления».

В частности, направить запрос в ад­министрации органов государ­ственной власти республики и (или) местного самоуправления с целью получения информации о принятых региональных и мест­ных нормативных актах о поддержке социально ориентиро­ванных НКО.

И далее на основа­нии действующих законов реализовывать право на получение любой из форм государственной и местной поддержки.

Понятие некоммерческой организации

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации добра.

НКО как «третий сектор»

Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:

Третий сектор является:

Разновидности

Коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Коммерческие организации могут создаваться в форме:

Хозяйственные товарищества и общества в свою очередь существуют в формах:

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества.

Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

Акционерное общество — это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.

Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей.

Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.

Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, свечи, крестики, цепочки в церквях и т. п.).

Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.

Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Инструкция по открытию НКО

Опросы показывают, что о некоммерческих организациях в России слышал лишь каждый третий при том, что перечислить всемирно известные НКО для многих – задача не из легких.

О том, что же из себя представляют организации такого типа и как можно самостоятельно зарегистрировать НКО, читайте в этом материале.

Некоммерческая организация (НКО) – это юридическое лицо, деятельность которого не направлена на получение дохода.

В связи с этим неудивительно, что правила регистрации организаций подобного рода отличаются от регистрации коммерческих предприятий.

Между тем прежде чем начать непосредственную подготовку к регистрации НКО необходимо определиться с ее организационно-правовой формой. Только после ее выбора учредителями можно приступать к созданию НКО.

В Гражданском кодексе РФ деятельности НКО посвящен отдельный раздел, в который в сентябре 2014 года были введены новые формулировки норм, регулирующих основные положения создания и деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, в России все НКО поделены на две группы:

Подготовка документов к регистрации

Если вы решили зарегистрировать НКО, то в первую очередь должны озаботиться подготовкой нужных документов.

В состав документов, которые вам нужно будет представить в регистрирующий орган (например, для жителей столицы – это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве), входят:

Заявление о регистрации некоммерческой организации, заверенное нотариусом (заверяются подписи всех учредителей).

Устав НКО в соответствие с действующим законодательством – в трех экземплярах. Устав — самый важный учредительный документ, который в необходимом порядке должен содержать:

Также нужно помнить, что в отношении фондов, ассоциаций, бюджетных или казенных учреждений законом предусматриваются особые оговорки о содержании учредительных документов – при подготовке Устава необходимо обратить внимание на статью 14 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Закон допускает занятие некоммерческой деятельностью, приносящей доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана НКО, и соответствует ее целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

То есть предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать двум условиям: служить достижению целей созданной НКО (например, быть источником формирования ее имущества, обеспечивать работой членов организации – инвалидов, лишенных возможности трудиться на общих основаниях); соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее специальной правоспособности.

Таким образом, мало просто указать в Уставе организации виды ее деятельности, приносящей доход, а необходимо соотнести эту деятельность с целями, задачами, а также вписать ее в рамки правоспособности.

При этом законодательство устанавливает и другие ограничения на осуществление НКО предпринимательской деятельности, которые также нужно учитывать при подготовке Устава.

Так, например, некоммерческая организация не может выступать в роли управляющей организации, исполняющей полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Решение или протокол (если решение принимается несколькими учредителями) о создании автономной некоммерческой организации – минимум в двух экземплярах.

В нем необходимо прописать наименование НКО, ее организационно-правовую форму, данные учредителей (для учредителей — физических лиц необходимо указать паспортные данные и адреса), наименования органов управления и контроля и данные лиц, которые избираются (либо назначаются в случае учреждения НКО единственным учредителем) в органы управления и контроля.

Протокол содержит сведения о голосовании по вопросам повестки дня, решение – сведения о том, по каким вопросам какие приняты решения единственным учредителем.

Сведения об учредителях НКО. Сведения об учредителях подаются аналогично сведениям об учредителях любого другого юридического лица, за исключением международной или иностранной (в том числе религиозной) организации или микрофинансовой организации. Обязательно оформляются в двух экземплярах.

Сведения о месте нахождения некоммерческой организации, по которому будет осуществляться связь с ней. Данную информацию нужно будет предоставить в Минюст РФ.

Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию (сумма госпошлины за НКО составляет 4 тысячи рублей, политической партии и каждого ее регионального отделения – 3 тысячи 500 рублей.

Госпошлина за регистрацию общероссийской общественной организации инвалидов и ее структурных подразделений обойдется в 1 тысячу 400 рублей.

Документ, подтверждающий оплату, необходимо предоставить в регистрирующий орган в подлиннике, а также иметь его копию.

После того, как вы собрали пакет документов, вы может обратиться в регистрирующий орган – Минюст РФ. При этом важно не пропустить трехмесячный срок для подачи документов на регистрацию с момента принятия решения о создании НКО.

С момента подачи документов в ведомство в зависимости от вида НКО следует ориентироваться на следующие максимальные сроки принятия решения:

Сроки принятия решения могут приостанавливаться. При этом специалист, которому отпишут Ваше дело на регистрацию НКО, может потребовать внести свои корректировки в наименование, цели, деятельность организации и прочее – не пугайтесь, это распространенная практика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *