Что означает графически обозначьте орфограммы
Как графически обозначить орфограмму?
Чтобы графически обозначить орфограмму, необходимо знать, о какой из них идёт речь. В русском языке множество орфограмм. Каждая из них имеет своё название, место расположения в слове, бывает буквенная и небуквенная. Для правильного написания орфограммы мы руководствуемся определённым правилом. Если знаешь правило, то графически обозначить орфограмму совершенно просто. Графически — значит, схематически, с помощью подчёркиваний и общепринятых обозначений приставки, корня и т.д., в зависимости от того, в какой части слова находится наша орфограмма.
Поскольку в данном вопросе речь не идёт о какой-то конкретной орфограмме, разберём несколько разных примеров. Возьмём слово з…лёный. Пропущенная буква — это орфограмма. Для начала подчёркиваем в слове место пропуска. Далее необходимо выяснить, в какой части слова находится пропущенная буква. Это корень слова. Обозначаем корень. Определяем, гласная или согласная пропущена. Очевидно, гласная. Определяем, ударная или безударная. Ставим в слове ударение и понимаем, что она безударная. Теперь размышляем о том, можно ли её проверить, изменив слово так, чтобы она стала ударной. Да, можно. Однокоренное слово зелень даёт нам возможность убедиться в том, что пропущенная орфограмма — буква е. Проделав все указанные операции, мы получаем название орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне слова». В этом названии уже содержится всё, что нужно в слове графически обозначить: подчеркнуть букву, выделить корень слова, поставить ударение. Поскольку орфограмма проверяемая, рядом в скобках записываем проверочное слово, в котором также подчёркиваем букву, ставим ударение, обозначаем корень. Но в проверочном слове букву подчёркиваем двумя чертами.
Рассмотрим другой пример. В слове цирк после ц пишем и. Чтобы графически обозначить данную орфограмму, вспоминаем правило. Оно звучит так: в корнях слов после ц пишется и (слова-исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть). В соответствии с правилом нужно обозначит корень слова, букву и одной чертой, букву ц двумя.
Приведу более простой пример. Возьмём слово Москва. Одна из орфорамм в этом слове — заглавная буква М. Почему мы пишем это слово с большой буквы? Потому что это — имя собственное, название города. Таким образом, графическое обозначение будет следующим: подчёркиваем букву М и в скобках пишем- имя собственное.
В русском языке более семидесяти орфограмм. Чтобы правильно обозначить их графически, нужно знать правила.
Статья. Графическое комментирование орфограмм
Графическое комментирование орфограмм
Из всего многообразия графических обозначений, которые употребляются при обучении русскому языку, непосредственно с изучением орфографии связан довольно небольшой набор. Условно делим его на две группы.
Первая состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается графически одинаково, без соотнесения условного обозначения с какими-либо правилом, например, читаешь, командир, рассеянный.
Такое подчеркивание указывает на присутствие в слове орфограммы. К этой же группе относится и обозначение паузы для обдумывания из диктанта с точкой. Суть его в том, что перед орфограммами ставят между буквами точку на уровне середины строки. Таким способом обеспечен орфографический комментарий, например, ра*ссматрива*еш*ь, *нескошеш*е*нные луга.
Вторая группа включает в себя такие обозначения, когда каждому грамматическому явлению предписан свой значок: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Рас (приставка) – сказ (корень) – ыва (суффикс) – ешь (окончание)
Обе группы имеют свои цели, задачи, границы применения.
Задание: определить орфограмму
Пом*ирить поссорившихся, зам*ереть от восторга, примерять костюм.
Если нужно провести анализ, сравнение, сопоставление орфограмм, то используем дифференцирующий вид комментария:
По- мир(корень) – Ить поссорившихся, за- мер (клорень) – еть от восторга.
Для минимального количества наиболее распространенных для обозначения орфограмм ввести следует значки. Они должны отвечать трем основным требованиям. 1. Легко запоминаться. 2. Одному правилу – один значок. 3. Название орфограммы и знак должны быть похожи.
Ударные (значки придумаем сами).
Безударные гласные, проверяемые ударением (черточка в дуге – это ударение из проверочного слова):
водА – вОды, леснОй – лЕс.
Безударные гласные, не проверяемые ударением:
кАпИтан, в дерЕвне, вЕющего, вИдишь.
Упражнение: придумай значки и введи в задание
Выпадают затяжные осенние дожди, начала ласкать ребенка, объединились молодые столяры и маляры, справедливый директор, водяное охлаждение.
рАссказ – рОсказни, слАгаемое – слОжение.
Изучая эту орфограмму, мы сравниваем ее с предыдущим материалом, идет закрепление.
загОреть, загОрать, гОра, зОри, зАрево, зАря.
Расстилать постель, стилистический анализ, собираешься примерять костюм, разбирать предложение, медвежья берлога, расти, росток, роскошный цветок.
Беглые гласные (стрелка удобно подчеркивает особенность этого чередования
комсомолЕц – комсомольца, сОбрать – сбор, звоночЕк – звоночка.
Соединительные гласные: землЕтрясение, носОрог, водОпровод, сорОконожка.
Непроизносимые согласные (крестик +) – как бы подчеркиваем букву, которая не обозначает звук: серДце, соЛнце.
Нет непроизносимой согласной:
Пример упражнения со знаками: расставить знаки для обозначения.
Низкая березка, редкий тростник, на близком пастбище, участвовать в молотьбе, узкая скобка, интересные вырезки, безвкусная обстановка, робкий взгляд, раскланяться с присутствующими.
Син?ими, о развивающ?емся флаге, наш?его.
В вопросе, относящемся к глаголу, есть Ь или отсутствует: занимат?ся, интересует?ся.
Причинно-следственные связи указываем стрелкой
Рассказ, объявление, перекрашенный.
Примеры работы. Практикум. Диктант.
Мы выходим из палатки. Пора уже! Утренняя прохлада все еще бодрит, однако скоро красиво взойдет солнце. Потом сразу же везде потеплеет. Вот уже громко запели наши птицы: вскоре застучали и дятлы. Мы взяли топоры и пошли в лес, все выше и выше. Но только надо уже возвращаться, разводить костер, и готовить на завтрак еду.
Прохлада. Утреннее солнце еще не бодрит, но скоро оно взойдет выше. Везде потеплеет. На полянке прямо у палатки красиво запели птицы. Потом мы взяли наши топоры и сразу же пошли в лес. Они застучали, как дятлы, но только громче. Однако пора уже возвращаться, разводить костер и готовить еду. И вот мы вскоре уже выходим на завтрак.
Знаки – это своеобразный тренажер по пути усвоения тем по орфографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Мама, нам сказали выделить орфограммы»: как понять, что это такое и зачем
«Одни ошибки» — для родителей младших школьников эти слова учителя звучат почти как приговор. И не всегда родители тут могут помочь ребенку, потому что от того же учителя зависит очень многое. Но есть все же алгоритмы, которые можно использовать. Наш блогер, создатель онлайн-школы грамотности Екатерина Бунеева, рассказывает, что такое орфографические навыки и как их развивать.
Когда ребёнок допускает много ошибок в написании слов, это чаще всего означает, что у него недостаточно развиты орфографические умения. Если вы услышали такой «диагноз» от учителя и хотите помочь своему ребёнку сами или пригласить репетитора, нужно, чтобы и родители, и репетитор правильно понимали, чем именно предстоит заниматься. Орфографические умения обеспечивают грамотное написание слов. И таких умений четыре.
1. Видеть орфограммы
То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив его, ребёнок должен применить правило.
Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, ребёнок не видит в слове место, к которому его нужно применить.
2. Выбирать написание
То есть применять орфографическое правило. Как только ребёнок нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], ребёнок подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.
3. Объяснять выбор написания устно и графически
Это умение нужно и когда ребёнок пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития этого умения полезнее объяснять выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов зуб и лев, ребёнок должен написать так: зуб — зубы; лев — львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребёнок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.
4. Находить и исправлять ошибки
Это умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребёнок должен выполнить те же самые действия: найти орфограммы по опознавательным признакам, применить правила, объяснить написания графически.
7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым
Именно поэтому, работая в школе и занимаясь индивидуально, я всегда просила детей писать через строчку: верхнюю строку над предложением мы оставляли пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делались на этой строке. Хочу особо подчеркнуть, что если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не только не должна снижаться, наоборот, ребёнка нужно хвалить и всячески поощрять!
Абсолютно нелогично и очень вредно, когда за помарки и исправления снижают отметку
Если у ребёнка нет так называемой «врождённой грамотности», именно параллельное развитие всех четырёх орфографических умений через правильную, методически грамотную систему упражнений даёт эффект. Именно такую методику я использую на всех занятиях в Домашней онлайн-школе грамотности, при этом дети не только выполняют упражнения онлайн. После автоматической проверки трёх упражнений (три упражнения — это один блок внутри занятия) ребёнок слушает видеокомментарий к ним, проговаривает алгоритмы, а затем выполняет те же упражнения письменно и графически обозначает орфограммы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Конспек урока по русскому языку на тему:Графическое обозначение орфограммы
Тема: Графическое обозначение орфограммы
Цели : Формировать умение находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.
Обучающая : формирование способностей учащихся уметь находить способ проверки буквы согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой, вывести алгоритм проверки;
Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету русский язык;
Воспитательная: воспитание умения работать в группе, способствовать умению осуществлять оценку и самооценку.
Осознанное построение речевого высказывания.
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
Подведение под понятие
Решение проблемы, построение логической цели рассуждений
Работа с учебником
Регулятивные УУД
Выполнения пробного учебного действия.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Осознание целей выполнения заданий.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД
1.Выражение своих мыслей достаточно полно и точно
2.Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
3. Учет разных мнений.
4.Развиваем умение слушать других.
5.Строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами.
6. Оформлять свои мысли в устной форме.
7.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверсниками.
8. Умение работать в группах.
Личностные результаты Регулятивные УУД
Выполнения пробного учебного действия.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Осознание целей выполнения заданий.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
1. Р азвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
4.Мотивация к обучению
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
-Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Сейчас мы с вами пропиши сочетание заглавной буквы Си строчной буквы а Са, ос, то.
Словарная работа (Дети отгадывают слова по лексическому значению, записывают в тетрадь, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.)
1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики».
Запишите, поставьте ударение.
– Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему?
-Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
1. Развивать умение слушать и понимать других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
Выполнения пробного учебного действия.Волевая
2.саморегуляция в ситуации затруднения.
II . Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.