Что означает графический рисунок
Лекция по изобразительному искусству на тему: «ГРАФИКА»
ГРАФИКА. СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Способы создания рисунка
Особенности техник выполнения рисунка.
На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам.
Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли,взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
Графика подразделена на три вида:
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.
Способы создания рисунка
Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.
Особенности техник выполнения рисунка.
Рассмотрим особенности различных техник рисунка:
Графика
Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.
Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика. 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst. В., 1930; Magnus G. H., DuMont’s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.
(греч. graphikḗ, от gráphoЇ – пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.
М. А. Врубель. «Тамара и Демон». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Чёрная акварель, белила. 1890—91 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф. Клуэ. «Портрет Маргариты Валуа». Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1560 г.
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в нач. 20 в. Это прежде всего искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги. Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством – она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр – карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.
Э. Дега. «Четыре танцовщицы перед выходом на сцену». Пастель, гуашь. 1877—79 гг.
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика. Рисунок – рукотворное изображение, выполненное художником на бумаге или другом материале. Он может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика – тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.
Ж. Фуке. «Строительство собора». Книжная миниатюра. Вторая пол. 15 в.
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты – на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий. Плакат – разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.
М. Б. Греков. «Тачанка». 1925 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Акварель, гуашь и пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Акварелист не рисует контуры, а работает красочным мазком, пятном, и в этом качестве акварель – скорее живопись, чем графика. Однако в ней присутствует главное свойство графики: использование белого листа бумаги для создания эффекта воздушной и световой среды. Не случайно в акварели так ценится прозрачность, когда сквозь красочный слой «просвечивает» бумага.
Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ооооо Валовая продукция (в млн. руб.) шааа Грузооборот (в млрд. пудо-верст) •>••» Число рабочих (в тысячах) ——■ Рождаемость \
_____ » возвратным » ) Рисунок 1. Экономические факторы социального здоровья. явление отклонений от нормального движения, служа т.о. точным контролем правильности статистических рядов; «когда цифры переведены на чертеж, малейшие их неправильности становятся совершенно очевидными; остается удостовериться, лежит ли неправильность в существе явления или произошла от ошибки наблюдения» (Янсон). 2. Облегчают статистическое сопоставление, раскрывая в сосуществовании различных явлений такие отношения, к-рые с трудом наблюдаются при одном лишь чтении числовых таблиц. 3. Дают возможность интер- и экстраполяции, продолжения кривых за пределы имеющегося материала, выравнивания неправильных рядов и разного рода вычислений. Совокупность различных приемов графич. вычислений составляет предмет особой науки—номографии. 4. Являются наилучшим материалом для демонстрации стати-стич. сведений, пробуждая интерес к стати- стическим наблюдениям у не-специалистов. Поэтому Г. и. являются одним из основных элементов всякого статистического исследования. В момент, когда исследователю от составления статистических рядов приходится переходить к их анализу, Г. и. могут оказать ему огромную пользу, позволяя более легко уловить общую картину зависимостей между числовыми рядами и определить также основные направления дальнейшего, более углубленного анализа. Так, представленные на рис. 1 в виде Г. и. данные об экономич. факторах соц. здоровья в первоначальном виде имеют форму числовых рядов (статистических таблиц), ■ содержащих цифры о количестве рабочих, занятых в промышленности, о валовой продукции промышленности, о работе транспорта за ряд лет—с одной стороны, а с другой—цифры о рождаемости, смертности, заболеваемости сыпным и возвратным тифами. При рассматривании этих столбцов цифр внимание рассеивается, несмотря даже на то, что величины отдельных рядов приведены по возможности в сравнимый вид. Нанесение сопоставляемых величин на чертеж позволяет легче уловить их смысл и сопоставить имеющиеся колебания их. Чертеж дает общую картину тех зависимостей и закономерностей, к-рые существуют между экономическими факторами и признаками соц. здоровья. Основными видами Г. и., употребляющихся для иллюстрации статистических материалов, являются диаграммы (см.) и картограммы. На диаграммах статистические величины изображаются геометрическими линиями или фигурами, а на картограммах условные изображения статистич. величин наносятся на географическую карту. (О роли и применении графических изображений в вариационной статистике—см. Вариационная статистика.) Исключительно велико значение Г. и. в с ан и т арно-про еветительной работе вследствие трудности понимания и усвоения широкими массами цифровых рядов и их соотношений и, наоборот, большой доступности для них Г. и. Правильно оценив основное значение Г. и. для соц. гигиены, Лингнер (К. Lingner) уже при первой своей выставке в 1903 г. обратил особое внимание на методику изготовления Г. и. для целей популяризации и основал даже специальное статистическое бюро, которое под руководством Рёзле (Roesle) впервые выработало научные методы построения Г. и. В России огромную роль в отношении использования Г. и. для популяризации гиг. знаний сыграли «санитарно-статистические таблицы», составленные Куркиным и изданные Пироговской комиссией по распространению гиг. знаний в 1910 г. (см. рисунок 2). Для иллюстрации внутр. связи или взаимоотношения явлений, процессов и предметов, не имеющих цифрового выражения, употребляются Г.и.в форме схем.(Какпример схем, иллюстрирующих организационные отношения органов и учреждений по здравоохранению, см. схемы статьи Военно-санитарное дело.) В клинич. медицине Г. и. в виде схем употребляются для наглядного изображения результатов объективного. исследования больных, например исследования кожной чувствительности, результатов перкуссии, аускультации и т. п. Для этой цели пользуются обычно схематич. СМЕРТНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИМ НАСЕЛЕН)» Г.* ПО МШЦАМЪ ГОДА. ППЫ СМЕНШЙ. СГЕДНЕЯ, ЮЖНОЙ к ВОСТОЧНОЙ КРОНЫ.
Рисунок 4. Образцы графических штампов для клинических целей.
время пребывания его на стоянках.—Среди форм Г. и., знакомство с к-рыми необходимо врачу, особенно—соприкасающемуся с курортным делом и климатологией, сан. врачу и т. д., большое значение имеют т. н. «и зо кривые», или кривые постоянного ПИЛО’ метро:
Рисунок 6. Изотермы.
ГРАФИКА.
Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).
Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:
* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);
* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);
* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);
встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.
Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.
Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.
Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:
* пространственного построения;
* тщательной моделировки тоном (штудия);
* выявления структурного объёма предмета;
* стилизованно-плоскостного изображения;
* передачи фактуры предметов;
* впечатления от предмета;
* описательно-повествовательного описания;
* авторской интерпретации.
По назначению графика делится на:
2) книжную;
3) газетно-журнальную (иллюстрации);
4) прикладную (книжный знак, экслибрис);
5) плакат и афиша.
Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).
Графический рисунок
Многие склонны недооценивать графические рисунки. Они выглядят более скромно, чем цветастые живописные полотна, и часто создают впечатление неоконченности. Потому что бумага остается окружающим изображаемое фоном, который совершенно не обязательно перекрывать штрихами. Получается будто брошенный мастером, выходящий в пространство, зародыш искусства. Это может казаться необычным, но не зря же к графике обращались известные мастера! Например, Дюрер («Меланхолия», 1514), Рембрандт («Пейзаж с квадратной башней», 1650), Ван Гог («Мертвые воробьи», 1890») не прошли мимо этого вида искусства.
Всегда и везде
Стоит начать с того, что создание графического рисунка неизменно предшествует нанесению красок на лист/холст/дерево. Это начальный этап работы над картиной, без которого живописец будет вслепую распределять цветовые пятна. Простые карандашные наброски позволяют построить композицию будущего произведения искусства, понять форму, объем и поставить маячки для красочной обработки. Значит, без графики художникам никуда. Но может ли разметка оставаться на виду, считаться оконченной картиной? Да, даже неоконченный графический рисунок вполне может быть самостоятельным произведением.
По такому описанию может показаться, что графикам проще, им не нужно смешивать цвета и стараться попасть в «жизнь». Все не совсем так. Конечно, работа с красками трудоемкая, даже по времени их нанесение, фиксация, наслаивание очень затратны. Но в графике художнику нужно быть намного более точным технически, заботиться о деталях, линиях. Цвет же в графическом искусстве, чаще всего, выполняет функцию помощника, выделяя особенно значимые (по задумке автора) элементы. Здесь рисунок должен получиться более отфильтрованным, сфокусированным. Все это требует хорошей подготовки и терпения. Графику можно сравнить со скромным алмазом, прикинувшимся кристаллом угля.
Виды графических рисунков
Как создается?
Знакомство с графическими рисунками для начинающих художников стартует с освоения штриховки. С ее помощью простым карандашом можно создать целый объемный мир внутри простого листа. Легкие линии укажут на освещенность, густые же, с наложением ярких, мягких штрихов, обозначат затененные части композиции. Даже цветовые соотношения вполне возможно передать с помощью карандаша. Самые простые же работы могут практически обойтись без штриховки, передав лишь значимые линейные обозначения предметов, наметив их на зарисовке.
Эстампы тоже рождаются из сочетания разных штрихов и линий. Разница здесь в том, что штрихи не проводятся, а вырезаются острыми иглообразными инструментами на художественной поверхности (дерево, металлические пластинки, линолеум др.). Это нужно, чтобы под прессом создать цветовой оттиск на бумаге. Каждый полученный вариант может быть самостоятельной картиной, отличающейся от всех других вариантов гаммой, насыщенностью или контрастами. Гравюры, кроме того, могут повторять живописные картины, представляя собой более доступный вариант дорогой частной живописи. А ты хорошо владеешь карандашным графическим рисунком? Уже пробовал создать гравюру? Может, сейчас самое время попробовать?
Читайте также
Новогоднее украшение квартиры позволит встретить 2022 год в лучшем виде! Актуальные идеи, цветовые палитры и стилистические решения помогут сделать ваш дом самым стильным.
Рождество и Новый год – уникальная возможность погрузиться в мир детства, творчества, почувствовать себя дизайнером. Хочу предложить доступные идеи новогодних украшений для тех, кто одержим поиском новых праздничных ощущений и креативных способов украшения сада, елки, сервировки праздничного стола.
Для успешного начала обучения на графического дизайнера потребуется сдать экзамены для поступления. К чему следует готовиться абитуриентам после 9 и 11 класса, чтобы не пропустить год? Какие навыки являются ключевыми? Ответы на данные вопросы помогут сделать первые шаги в популярной профессии.
Создать привлекательный ландшафт на собственном участке можно, если учесть простые рекомендации профессиональных дизайнеров. Для воплощения в жизнь проекта потребуется немного: желание реализовать творческий потенциал, базовые навыки владения простым инструментом, умение выращивать разные виды растений.