Что означает грех алчность
Алчность: значение слова, стяжательство, гордыня, смертный грех
Что такое алчность, по отношению к чему она проявляется, её синонимы
Алчностью или жадностью называется ненасытное и чрезмерное желание получить материальную выгоду. Оно может проявляться по отношению к различным объектам, а именно: к пище, к деньгам, к статусу в обществе или к власти над людьми. Весь её смысл проявляется в неумеренном желании приобретать что-либо и обладать более чем одной потребностью. Недаром в Библии она относится к самым тяжким грехам человечества.
Её нередко называют такими синонимами:
Все эти качества являются неуёмной жаждой богатства и власти. Она проявляется в деятельном стремлении обладать чем-либо, в склонности к неумеренному получению материальных благ. Существуют различные стили отношений к зарабатыванию и трате денег. Всегда проявляется в определённой стратегии, которая заключается в стремлении получать всё больше и больше.
Вроде бы зачем обычному человеку 10 автомобилей, 3 яхты, 20 квартир. Но тем не менее, всегда находятся такие люди, которые не могут остановиться. Им всё мало.
Как гласит мудрая народная пословица: «Аппетит приходит во время еды.». Так же обстоят дела и с богатством, положением в обществе и властью. Чем большего достиг человек, тем больше разгорается в нём «аппетит».
Алчность — греховная страсть
Православная вера относит алчность к числу греховных страстей. Всего их насчитывается восемь. Она ведёт к приумножению забот и попечений. От неё исходит скрытая злоба и замкнутость. Ею постоянно провоцируются страх утраты и гнев на вероятных конкурентов и завистников.
Святой преподобный Иоанн Лествичник противопоставляет алчности добродетель не стяжания. Она считается пороком у всех народов мира. Её рассматривают, как мотивы преступлений либо причины трагедий. Наблюдать за поведением такого человека крайне неприятно. Люди, одержимые алчностью, не умеют заботиться о других людях. Они неискренни и не способны на жертвенность. Они не умеют дружить и проявлять любовь к ближним.
Литературные персонажи, страдающие от своей алчности
Своей алчностью знамениты многие отрицательные литературные герои. Имена некоторых из них стали нарицательными. Людей, зацикленных на обладании материальными благами или жадно рвущихся ко власти, часто называют именами книжных персонажей.
О людях, страдающих от своей ненасытности, написано немало. Вот примеры:
Это произведения, являющиеся жемчужинами отечественной и мировой классической литературы. Некоторые из этих книг знакомы нам с детства. Многие из нас недоумевали и поражались, столкнувшись с описанием неуёмной жадности старухи из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».
Героиня братьев Гримм из «Сказки о рыбаке и его жене» пошла ещё дальше в потакании своему алчному чувству. Судьбы обеих старух одинаковы. Они обе оказались «у разбитого корыта».
Это выражение из сказки понятно всем. Оно означает полный крах. Это закономерный конец безудержной гонки за богатством, которой управляет алчность. Подобный финал ждёт жадных мачех и сводных сестёр, которые являются негативным контрастом трудолюбивым падчерицам. Такие героини встречаются нам в сказках «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Морозко» и многих других.
Стоит ли быть такими изгоями?
Герой Оскара Уайльда, Дориан Грей, получил уникальную возможность. Он безнаказанно предаётся страстям и погрязает в пороках. При этом юноша остаётся молод и ослепительно красив. Он считает секретом своего успеха и залогом своего счастья собственную красоту. Она помогает Дориану получать удовольствие от жизни. Тайна Дориана в том, что он заключил сделку с Сатаной. По его совету, юноша заказал собственный портрет. Вся нечистота его жизни, распутство и страсти оставляют след лишь на полотне. Лицо и тело молодого человека остаются безупречными.
Произведение Оскара Уайльда является глубоко нравственным. Оно учит тому, что невозможно безнаказанно попирать красоту, глумиться над гармонией и предавать любовь. Дориану была дана возможность безнаказанно грешить, и он алчно жаждал всё больше предаваться разгульной жизни. Однако, у всего есть предел. Сколь верёвочке не виться, рано или поздно, а конец будет. Произведение полно драматизма, парадоксов и интриг. Судьба Дориана Грея — блестящий пример того, как пагубна алчность для души и тела любого человека.
В книге «Рождественская песнь в прозе», написанной Чарльзом Диккенсом, мистер Скрудж кардинально преображается. Он перестаёт быть скрягой. Эта история дарит надежду на то, что даже самый бессердечный человек может умягчить своё сердце.
Часть 7. Сребролюбие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Культ золотого тельца
Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.
Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.
Почему тяжело спастись богатому?
Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).
Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.
Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.
В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.
В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».
В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».
Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.
Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.
Не очерстветь сердцем
Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.
Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.
«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.
Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что нам пить?” или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».
Сребролюбие и другие грехи
Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.
Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.
На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.
У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:
И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:
И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.
«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».
Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.
Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.
В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.
У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.
Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.
Борьба с любостяжанием
Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:
– милосердие к бедным, нуждающимся;
– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;
– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.
Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).
Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.
Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.
Слово об алчности
Вниманию читателей предлагается впервые переведенная проповедь святителя Зинона Веронского (конец III в. – 370 г.) «Об алчности». О святителе Зиноне, к сожалению, сохранилось немного свидетельств, – в основном, из поздних источников. Мы знаем, что он боролся с арианством во времена императоров Констанция, Валентиниана I и Валента. Святитель Петроний Бононский сообщает, что святитель Зинон прославился добродетелями и многочисленными чудотворениями, совершавшимися как при его жизни, так и на могиле этого «блаженнейшего пророка» и «священнейшего исповедника». Поэма «Стихи о Вероне» рассказывает о святителе Зиноне, что он, сокрушил идолов, привел к христианству граждан Вероны и крестил их; изгнал нечистого духа из дочери императора Галлиена (260-268); вернул унесенных рекой Атес быков вместе с возницей; избавил Верону от нашествия врагов; воскресил мертвого, утонувшего в реке. От мощей святителя Зинона в V–VI веках происходило множество чудес и исцелений. Святитель Григорий Великий в Третьей книге своих знаменитых «Диалогов» рассказывает, как веронская церковь святителя Зинона во время сильного наводнения не пострадала, но вода уподобилась стене, ставшей рядом с храмом.
От святителя Зинона дошло 92 замечательные проповеди, многие из которых посвящены злободневным социальным вопросам, один из которых – алчность (лат. «avaritia»).
Алчность и сопровождавшая её коррупция стали настоящим бичом позднего Рима. Стоит вспомнить хотя бы один эпизод: в 376 г. вестготские племена, переселившиеся с санкции императора Валента в пределы Римской империи, взбунтовались только потому, что их нещадно обирали римские чиновники, продававшие жизненные припасы по чудовищно высоким ценам, а в конце понуждавшие готов продавать своих детей в рабство за кусок хлеба. Последствием этого бунта был страшный разгром императорской армии и гибель императора Валента в 378 г., а в долгосрочной перспективе – и завоевание вестготами Рима.
Алчность рассматривается святителем Зиноном как вселенское зло, которое уродует все человеческие отношения:
«Посему и происходит то, что супруги, отвергнув святейшее иго брака, сражаются каждый за себя из-за излишней любви к себе, и один похищает наследие у другого, и поэтому родители ненавидят детей, а дети – родителей, и вот почему дружба скорее играет на лице, чем пребывает в сердцах, поэтому весь род человеческий забавляется своей погибелью и своими несчастьями, имея душу дешевле, чем монету».
Алчность несет человечеству грех, хаос и погибель:
«Ради нее средние предаются обманам, богатые – невоздержанности, судьи – не должной снисходительности, ученые – продажности и двойному языку, цари – надменности, торговцы – спекуляции, бедняки – пустой клятве, почитатели Бога – возбуждению ненависти, все же роды и все народы – мечу».
Желая смягчить горечь обличения, святитель Зинон хвалит свою паству за деятельную помощь бедным. И все же его проповедь является грозным предупреждением человечеству на все времена, в том числе, и нашему времени, погрязшему в стяжательстве, алчности и коррупции.
Перевод с латинского языка сделан протодиаконом Владимиром Василиком по изданию: Zenonis Veronensis Tractatus. Corpus Christianorum. Series Latina. T.22. Ed. B. Löfstedt, B.Turnhout, 1971.
Святитель Зенон Веронский Насколько легко обличать всем алчность! О, если бы ее столь же легко могли бы не любить! Она – искусница и сладостное зло, и всегда – несчастье для всех людей. Ведь не имеющим богатств оно внедряет жажду имения, а у имеющих отнимает насыщение. И таким образом она всех ввергает в бешенство единым вихрем, чтобы ты не знал, где она является большей. Она подобна огню, опустошающему сухие пастбища, который не прекратится, пока они не закончатся. Ради нее средние предаются обманам, богатые – невоздержанности, судьи – не должной снисходительности, ученые – продажности и двойному языку, цари надменности, торговцы – спекуляции, бедняки – пустой клятве, почитатели Бога – возбуждению ненависти, все же роды и все народы – мечу. По всему миру свирепствует она, неистовая, разгораясь из-за новых и разнообразных искусств, никогда не успокаиваясь, ни днем, ни ночью, ни во время войны, ни во время мира, никогда не насыщаясь, при огромности добычи становясь еще более нищей.
Не имеющим богатств алчность внедряет жажду имения, а у имеющих отнимает насыщение
Что бы ты ни делал, ты не унесешь из этого ничего с собой в преисподнюю
Но не стоит входить в подробности, когда через один пример познается его вселенское зло. Пророк говорит: «Идолы язычников – серебро и золото» (Пс. 113, 4). Отсюда явствует, что тот, кто любит золото и серебро, не только почитает богов, но подражает их нравам и делам, ведь одобрение такого дела легко. Рассмотрим то, что относится к нам.
О христианин, если сказать правду, ты проклинаешь золото и серебро только в идолах, а не в глубинах твоих сокровищниц. Ведь и там, как ты знаешь, подобно им (т.е. идолам) в бесчисленном золоте и серебре, как в неких храмах, находятся выбитые на монетах лики и знаки царей. И единственное различие в том, что они в твоем доме меньше размером, а в храме – больше. Ибо если ты их испрашиваешь, то они – деньги, а если сохраняешь, то – идолы. Служительница Христа, ты плюешь на ложного идола, но, поверь мне, ты почитаешь в себе того, чье украшение, чей образ ты не отлагаешь в сторону. Ты идешь в Церковь Божию, позолотив различными украшениями всё тело и нагруженная проклятым металлом, некогда изящная, под грузом ожерелий. Посему ты в молитве не будешь сурово оплакивать это идолопоклонство, не будешь простирать руки, брезгуешь простираться на земле грудью, распухшей от ожерелий. Конечно, ты склоняешь шею, но не из-за благочестия, а из-за груза. Когда ты совершаешь исповедь, разве ты не заботишься больше о красоте, чем о спасении? Как же ты веришь, что можешь испросить у Бога прощения, когда ты испрашиваешь у Него то, на что Он гневается? Открой очи сердца – и ты увидишь, что ты скорее оскорбляешь Его, чем умоляешь. А посему, братья, не может бояться мужа та, которая не боится Христа.
Если ты испрашиваешь монеты, то они – деньги, а если сохраняешь, то – идолы
Посему и происходит то, что супруги, отвергнув святейшее иго брака, сражаются каждый за себя из-за излишней любви к себе, и один похищает наследие у другого, и поэтому родители ненавидят детей, а дети – родителей, и вот почему дружба скорее играет на лице, чем пребывает в сердцах, поэтому весь род человеческий забавляется своей погибелью и своими несчастьями, имея душу дешевле, чем монету. Посему и происходит то, что погибают справедливость, честь, благочестие, вера, истина, что каждую секунду претерпевает оскорбления Сам Бог, чьи заповеди презираются, Которому предпочитают служение миру и любовь к нему, поскольку охотно допускают жертвы, злодеяния, позор, нечестие те, чьи сердца беспощадная жадность наполнила губительным огнем.
Но эти слова не к вам, братья, чья щедрость известна всем провинциям, чьи благочестивые семена рассеиваются по частям всего мира. Вами многие выкуплены, многие освобождены от жестоких эдиктов, многие, освобожденные от суровых условий, приносят вам благодарность. Ваши дома открыты для всех странников: живой или мертвый у вас никогда не был виден обнаженным долгое время. Нашим бедным не приходится просить на пропитание. Наши вдовы и неимущие составляют завещания. Я бы многое мог сказать к похвале вашего блаженства, если бы вы не были моими. Об одном не могу умолчать: для прокормления бедных вы все богатства, отобранные у алчности, без скупости представляете на ваше общее обозрение. Что может быть богаче человека, чьим должником становится Сам Бог, благословенный во веки веков!