Что означает грифон как символ
Значение оберега грифон. Чем помогает крылатый защитник?
Славяне давно используют изображение грифона для создания защитных оберегов, которые отражают любые магические атаки и защищают от зависти. Мудрый и сильный мифический зверь одаривает носителя качествами истинных правителей. Медальон с изображением легендарного животного рекомендуется подарить человеку, которому следует стать ответственнее, спокойнее и предусмотрительнее. Талисман не забирает много энергии, потому его можно носить постоянно.
Внешний вид оберега
Изображения грифона были найдены в развалинах вымершего народа в Туркменистане и датировались 2300 г до н. э.
Образ могучего мистического существа издавна используется для создания славянских защитных оберегов на территории бывшей Киевской Руси. У грифона туловище льва, орлиные морда, крылья и когти. Оба тотемных зверя олицетворяют отвагу, волю к победе, мощь и умение справляться с трудностями. Король зверей лев в магической среде еще воспринимается как солнечный символ, а орел с широким размахом крыльев выступает воплощением власти на земле и небе.
Изображение мифического зрения зачастую наносилось на драгоценные металлы. Лучше всего использовать серебро или белое золото, однако допустимо изготовлять амулет из дерева — ясеня, вяза или дуба. Стандартная форма защитного амулета — круг, который вешался на шею. Мистического зверя голубых кровей часто дополняют изображением вьющейся лозы, обозначающей плодородие и благосостояние. Готовый славянский талисман можно приобрести в специализированных магазинах, например, в эзотерической лавке «Зареница».
При написании такого оберега руническими символами используется Наутиз.
Еще один способ изображения грифона — составление название из рунических символов старшего Футарка. Запись осуществляется слева направо или по часовой стрелке, если магические символы обрамляют круг. Рунескрипт состоит из комбинации — Гебо-Райдо-Иса-Феху-Одал-Наутиз. Приобретенный оберег активируется дыханием или прикосновением. Для правильной работы следует вслух произнести просьбу к магическим символам.
Значение и магические свойства оберега
Согласно сказаниям волхвов, грифоны охраняли дороги, соединяющие материальный мир и Навье царство. Символ могучего зверя из легенд зачастую носили короли и цари. Грифон чаще всего берет под свое покровительство мужчин, однако женщина-карьеристка, привыкшая добиваться своего, тоже может выбрать его в качестве тотема. Для маленьких детей магический знак не подойдет, так как у ребенка не хватит сил обуздать и доказать силу волшебному зверю. Мистический защитник оберегает своего носителя, помогает избежать неприятностей, отражает магические атаки и людскую зависть. Львиная храбрость и сила грифона одолевают любого врага, а проницательность орла позволяет заранее разглядеть опасность и подобрать оптимальный путь решения проблемы.
Грифон уважает харизматичных и активных людей, которые постоянно стремятся к победе и никогда не опускают руки.
Несмотря на воинственность грифона мистический зверь королевских кровей в первую очередь одаривает человека мудростью, ответственностью и способностью к состраданию — такими качествами должен обладать каждый правитель. В древности, чтобы мальчик скорее стал взрослым, ему на шею вешали оберег с изображением мифического животного.
Когда используется магический символ?
Талисманы с изображением грифона рекомендуется надевать перед собеседованием, встречей с начальством или клиентами. При возникновении тупиковой ситуации следует крепко сжать оберег и мысленно спросить совета. Обычно практики отмечают появление озарения через несколько часов. Использовать грифона рекомендуется профессиональным спортсменам, чтобы одержать победу на соревнованиях. Если человеку не хватает смелости, чтобы совершить определенный поступок, то мифологический отважный зверь придаст уверенности. Магический оберег с грифоном нужно постоянно носить людям, у которых есть завистники и недруги.
Сакральный смысл символизма Грифона
Символическое изображение грифонов на древнем браслете по сторонам славянского символа Белега – Звезды Руси было обнаружено при раскопках Старой Рязани.
На браслете Звезда Руси с трёх сторон и с двух планов окружена грифонами.
В древности грифон считался оберегом сокровищ. Но каких?
Тот, кто сочинил композицию этого браслета, знал намного больше, чем современные толкователи «археологических реликвий». И не только знал, но, возможно, и провидел.
Но те ГРИФОНЫ, которые охраняют Врата к Знанию, не являются простыми криптоГРАФами, дошедшими до этих врат своим умом. Они специально приходят в Мир в назначенное время, чтобы разрушать решётки графоманов. И символизм, и название ГРИФ-онов, очень прозрачно указывают на «Тех людей», Кого Создатель наделил ещё и отличительным статусом – ГРАФОВ. Ведь Высшее Истинное Знание и открывается Пришельцами соответствующего статуса.
Он=ГРАФ и Она=ГРАФиня.
В данном случае, символ БЕЛЕГ, поскольку он является центральным древним символом Руси, указывает на то, что Знание Руси было намного древнее Знания Библейских времён. Что в угоду моно-теизму из Библейских текстов специально была изъята информация о том, что в Конце Времён на Землю, на Русь, должны прийти ДВА крылатых ЛЬВА – Он и Она – ДВОЕ Царских Особ, – в русской Традиции – Царь и Царица, под всеми символами Солнца: лев, орёл, грифон, белег и коловорот.
Для полного раскрытия символа Грифона, надо рассматривать все его символические стороны. Здесь мы назвали главные. Остальные их дублируют в языках и народах.
Например, об этих ДВОИХ Пришельцах, уже языком других символов, сказано в наших ранних работах:
http://www.proza.ru/2017/01/03/1730
http://www.proza.ru/2017/08/10/1653
Григорьев Юрий и Ажажа Анна.
эксперты по символическому языку древних текстов
25.09.2017
Грифон
| ||
Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение | ||
Мирча Элиаде |
Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.
Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».
В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита в.в. до н.э.), а затем в Спарте в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».
Образ грифона встречается и в христианской традиции.
В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».
Грифон в древнем мире — описание и символика
Описание грифона в легендах и мифах — довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон — это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья — орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ — это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Согласно легендам, грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Но геральдическая функция грифона — охрана сокровищ хозяина. Не своих! Для выпускников ЕГЭ поясняю, что в древности главные сокровища — это не золото-бриллианты, а знание (сокровенное-тайное, книги-летописи). Итак — грифон, он же — грив, гриф (гривъ, как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков), драх, див, ног, ногай, великий змий.
Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)… Палеонтологи считают, что все птицы — потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы. Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.
Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда — в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом:
Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте — Ахех, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов — ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев («гиксосов») из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу «Фараоны Египта» книги «Хозяева Евразийской Империи»).
По древним легендам (рассказы Геродота в V веке до н.э.) грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от одноглазых великанов аримаспов. Причем Геродот писал о постоянных войнах с крылатыми монстрами. Но Рипейские это Уральские горы. Уральские! В Прикамье (Пермская область) при раскопках древнего городища археологи обнаружили многочисленные бронзовые предметы с изображениями птицекрылых людей. У одного из существ три головы, и на каждой виден третий глаз. С учетом примитивности древнего изображения — вот вам и аримаспы. Аналогичные изображения и статуи археологи нашли и в Красноярском крае. Это не только наши находки. В древнем перуанском городе Чавин археолог Хулио Сесар Тельо обнаружил диковинные человеческие головы из камня, которые украшали стены главного святилища. На лбу каменного «дьявола» находился вертикально расположенный третий глаз.
Персонаж древнегреческой мифологии Аполлон (жил в Дельфах) один раз в девятнадцать лет улетал на север, на свою родину Гиперборею. И все-все легенды, и археологические находки северного Причерноморья говорят, что летал Аполлон на грифоне (2й вариант — в колеснице запряженной грифонами). Артефакт по Аполлону: краснофигурный килик (сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке) около 380г. до н.э., найден в некрополе Панское (ныне — Австрия, Вена, Музей истории искусства):
У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович), бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные «реставрации» не все уничтожили — см. каменный барельеф «Вознесение ДаждьБога» на стенах Дмитровского собора (конец XII — начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога — считался лев.
Эсхил (525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва». Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое…. шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла… Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов». Римский писатель и ученый Плиний Старший в «Естественной истории» упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский (560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.
Отмечу, что в греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Все рассказы о грифонах — просто описание животных из далёких земель, а не что-то придуманное. Т.е. грифоны рассматривались не как мифические создания, а как обычные животные. И сюжеты — вполне житейские. Например, на изображении в Храме Зевса грифон защищает своего птенца.
На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным — понятно по второму факту — на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон — чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста — всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие.
Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода — 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:
Минойский грифон острова Крит. Грифоны были священными минойскими символами. Сохранилось две фрески в древнем Кносском дворце:
— фреска на стене Тронного зала дворца — изображены два стража-грифона, охраняющие трон царя Миноса — 1900-1500гг. до н.э. К сожалению, ныне изображение весьма изменено и грифон не похож на себя;
— фреска привязанного грифона на стене Большого восточного зала Кносского дворца — 1600-1450 до н.э.:
— табличка из слоновой кости с изображением грифона — гробница воина бронзового века у города Пилос (Греция). 1600-х до 1400-х годов до н.э.
— Микенская пластина из слоновой кости. XIII век до н.э. (т.е. второе тысячелетие до н.э.). Греция бронзового века.
Межевый камень из позднекасситской Вавилонии. XII век до н.э.:
Золотая чаша/кубок с изображением грифонов. Из царских захоронений Марлик-тепе (Северный Иран, провинция Гилан). Датируется концом II — началом I тыс. до н.э.
Резной месопотамский грифон (криосфинкс). Новоассирийский период, примерно IX-VIII века до н.э. Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Слоновая кость
— изображение грифона VIII века до н.э., дворец в Сакче-Гёзю (Турция).
— Фрагмент чернофигурного кратера работы Клития (ваза Франсуа). 2-я четверть VI века до н.э. В Археологическом музее Флоренции.
Грифоны на рельефе дворца в Сузах (V-IV века до н.э.), керамика. Коллекция Переднеазиатского музея (входит в экспозицию Пергамского музея). Ныне — провинция Хузестан в Иране. В VI-IV веках до н.э.- центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. Грифоны времен персидских царей Дария I (550-486гж до н.э.) и Артасеркса II (436-359гж до н.э.):
Барельеф с изображением грифона из Дидимы (Турция, город на Эгейском побережье). IV век до н.э.
— Мозаичный пол из гальки, изображающий грифона из древнегреческого Сикион (в глубине Коринфского залива, недалеко от Коринфа), вторая половина IV века до н.э., Археологический музей Сикиона/Sikyon, Греция.
— Грифон — на греческой мозаике из Коринфа — около 400г. до н.э. Напомню, что Коринф отвечал за проведение одной из четырех крупнейших игр — Истмейских (наряду с Олимпийскими, Немейскими и Дельфийскими):
грифомахия (борьба аримаспов с грифонами) на греческой вазе-кратере — 370 год до н.э. (первая половина IV века до н.э.). Находится в Лувре (Париж):
— Римские монеты императора Антонина (антонинианы) с изображением грифона (III век н.э.)
— грифон изображался на реверсе кельтской монете — около 60г. до н.э. (клады серебряных монет типа «Биатек», Словакия-Австрия).
Грифон-хищник или преследование людей диким грифоном:
1) поселение Чатал-Хююк времен неолита в Анатолии (Турция) — 8 тысячелетие до нашей эры. Сохранились храмы-святилища, построенные минимум за 6 тысяч лет до Рождества Христова. На стенах домов — изображения летающих монстров, преследующих людей. Примечательно, что люди нарисованы либо без голов, либо зажатыми в когтях этих чудовищ.
2) У древних племен, населявших Малую Азию и Палестину 6–7 тысяч лет назад, существовал странный обычай хоронить своих умерших без головы. В городе Иерихон археологи обнаружили могилы, в которых сохранились скелеты людей, но черепов не было. Ученые находили и отдельно захороненные головы, покрытые слоем гипсовой обмазки. При этом количество тел умерших не соответствовало количеству черепов – последних было явно меньше. В Красноярском крае и Хакасии при раскопках могильников афанасьевской и окуневской культур археологи в ряде случаев тоже не обнаруживали черепов людей. В погребениях индейцев Перу (пустыня Наска и местность Чавинья) ученые находят обезглавленные тела, где вместо головы к скелету приставлена обыкновенная тыква в тюрбане.
3) есть церковь Сен-Пьер (церковь святого Петра) во французском Шовиньи (неподалеку от Пуатье); церковь датируется XII веком, хотя известно, что на этом месте уже в XI веке существовала каменная постройка. На капители церкви имеется рельеф, на котором чудовище с головой льва откусывает голову человеку. По сюжету рельеф очень близок древним фрескам Чатал-Хююка.
P.S. грифоны распластаны по форме капители и ради симметрии соединяются в одну голову из двух тел.
4) китайский грифон в «Сань-цай ту хуэй» — хищник с клювом и крыльями. Китайцы называли его ханьшоу. Единственное, что отличается от обычного описания — тигриная масть. «Сань-цай ту хуэй» — это китайская энциклопедия 1607г. Еще есть похожие «небесная лошадь» (тяньма), крылатая лисица биби, «человекоголовая сова» жень мянь сяо.
Грифон
Эта птица была символом существа, сочетающего в себе «земное» и «небесное», «звериное» и «духовное»
Этимология
Слово «Грифо́н» происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ.
По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (срав. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).
Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел».
В современной культуре
Грифон — популярный персонаж произведений в жанре фэнтези, встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.
Образ грифона часто можно встретить в русских ремёслах, например, на изделиях с великоустюгской росписью по бересте и дереву.
Грифоны — мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва.
Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль — и в различных мифах, и в литературе — неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.
В русском народном искусстве несколько по-другому. вот так пишет искусствовед С.К. Жегалова:
Сильные лапы и мощный клюв не создают впечатления жестокости. В русском искусстве, пожалуй, не найти изображений грифона, терзающего свою жертву. Иногда грифон держит в лапах лань или другое животное, но выглядит при этом,скорее,как сильный покровитель.
Грифоны часто встречаются на славянских украшениях и предметах быта, где они выполняют роль оберегов, стражей. Это и браслеты и вышивки и украшения дома, ворот. Грифон — одно из любимейших охранных образов славян, который не смогло истребить даже христианство. Изображения этой чудо-птицы можно встретить на церковных вратах Рождественского собора в Суздале 1230-х годов.
История
Возникновение образа
Историк Адриена Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов-золотоискателей Алтая, которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов, освобождённые из дюн ветрами.
Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев.
Древний мир
Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.
Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса
Levantine, GNU 1.2
Античные авторы
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».
Первое письменное упоминание о грифонах мы находим у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до н. э. Он совершил путешествие в глубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров.
Грифон на дворцовых фресках Крита
Paginazero, GNU 1.2
Средневековая символика
Считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Настенная роспись помпейской Виллы Мистерий (ок. II-I в. до н. э.)
Stefano Bolognini, CC BY-SA 3.0
Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»:
«Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор»
— («De proprietatibus rerum» (190: XII, 20).
В архитектуре
Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.
Грифоны на здании таможни в Барселоне
Pere López, CC BY-SA 3.0
Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне.
Крылатые львы на Банковском мосту в Санкт-Петербурге
Vlad&Mirom, CC BY-SA 3.0
В Санкт-Петербурге через канал Грибоедова перекинут Банковский мост, особую известность которому принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы П. П. Соколова.
Грифон в геральдике
Грифон — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру (русский историк, первый классификатор русской геральдики), служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Мужской вариант грифона изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона, обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.