Что означает hard soft
Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее
Когда вы находитесь в поисках сотрудника, задумываетесь ли над тем, что для вас важнее — профессиональные компетенции или личные качества? Нужен ли вам крутой спец, который уже завтра начнет эффективно работать, но не сможет найти общий язык с коллективом? Или вы видите на должности коммуникабельного, уверенного в себе новичка, душу и сердце коллектива, которого обучите уже в процессе работы? Выбирайте тот вариант, который ближе именно вам.
Откуда произошли эти термины и что они означают? Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Покажем наглядно разницу между двумя типами навыков:
Hard и soft skills: в чем разница
О том, чем отличаются hard skills и soft skills, и что к ним относится, расскажет представленная статья.
Разница между hard skills и soft skills
Hard skills отличаются от soft skills тем, что они связаны с технической стороной деятельности специалистов. Их можно продемонстрировать на практике, проверить с помощью экзаменов и аттестаций. Базовые hard skills указываются в перечне служебных обязанностей сотрудников и являются неизменными для работы в любой компании.
К hard skills, наиболее важным для успешной карьеры, относятся:
владение иностранным языком на уровне Intermediate или Upper-Intermediate;
свободное применение специализированных навыков (например, программирования или web-дизайна);
создание новых бизнес-моделей (платформ, сетей);
интеграция с партнерами через open API (открытый программный интерфейс);
обеспечение цифровой безопасности на уровне дизайна системы (security by design);
владение современными технологиями (облачными сервисами, искусственным интеллектом, 3D-моделированием, блокчейнами);
навыки высокоэффективного менеджмента, организованного с применением цифровых технологий;
владение современными менеджерскими практиками (Lean, Kanban, 6 Sigma, SCRUM, DevOps);
поиск и анализ данных (data mining и data science).
В перечень самых важных soft skills входят:
умение быстро и постоянно обучаться. Такая способность носит второе название lifelong learning /education;
управление временем. Это качество определяется самоорганизованностью и умением сосредотачиваться на рабочих заданиях, особенно в условиях дедлайна;
Кроме того, для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста важно:
иметь креативное (дизайнерское) мышление;
быть ответственным, пунктуальным, исполнительным и активным;
обладать лидерскими качествами;
уметь управлять своими эмоциями и выходить из зоны комфорта;
быстро принимать сложные решения и устранять конфликты.
Приобрести и «прокачать» все ключевые hard skills, а также развить soft skills, необходимые для работы по выбранной специальности, все желающие смогут, пройдя обучение на курсах в ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на них можно на нашем сайте.
Soft skills и hard skills: разбираем на примерах
Начните искать работу в 2021 году — и в каждой второй вакансии встретите те самые soft skills & hard skills. Сегодня мы дадим этим терминам понятные определения и приведём примеры.
Что такое hard skills и какими они могут быть
Hard skills, или «жёсткие» навыки, — это профессиональные компетенции специалиста, которые можно изучить и проверить. Для каждой профессии требуется разный набор таких умений.
Среди самых востребованных профессиональных навыков сегодня выделяются:
Все эти навыки можно получить в вузе, на курсах и с опытом работы.
Как развивать hard skills
Сначала стоит определиться, какие именно из этих навыков вам необходимо развить. Если soft skills для всех профессий одинаковы, то hard — уникальны. В качестве примера рассмотрим специальность Data Scientist. Профессиональные навыки в ней включают:
Получить и развить подобные навыки можно только через обучение и практику. Поэтому особенно выигрышно, если в учебную программу входят реальные проекты или задачи, приближенные к рыночным. Например, на факультете искусственного интеллекта студенты выполняют проект от компании «МегаФон»: разрабатывают алгоритм, который определяет вероятность подключения услуги. Такая практика помогает закрепить знание алгоритмов машинного обучения и библиотек Python, а также становится безусловным плюсом при трудоустройстве.
Что такое soft skills и какие из них востребованы
Soft skills ещё называют «мягкими» или гибкими навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Такие навыки тоже отличаются от профессии к профессии, но они гораздо более универсальны.
Среди самых востребованных гибких навыков сегодня:
Как развивать soft skills
Некоторые гибкие навыки практически невозможно приобрести в процессе работы: ими человек обладает (или нет) по складу личности, и это делает такие умения ещё ценнее. Но есть и ряд скилов, которые можно развить в ходе обучения и практики.
Один из таких навыков — работа с командой. На курсе дизайна интерфейсов студенты участвуют в игре: «проживают» опыт взаимодействия с заказчиком, согласуют бриф, чтобы в реальности вопросы и комментарии не застали врасплох. Если вы только начинаете путь в профессии, попробуйте потренироваться на бесплатных или студенческих проектах и прочувствовать, чем работа в команде отличается от самостоятельной.
Что важнее: hard или soft skills
Однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждой профессии сложилось особое сбалансированное соотношение. Например, для химика и разработчика больший вес имеют hard skills, потому что именно они составляют основу профессии. А в некоторых специальностях не обойтись без конкретных soft skills — например, хороший менеджер по продажам обязательно коммуникабелен и любит говорить.
Почему вам стоит заняться развитием гибких навыков уже сегодня? Ответ прост: из двух аналитиков с одинаковым опытом работы ценнее тот, кто сможет выгодно презентовать проект руководителю. Чем бы ни занималась ваша компания, сильные гибкие навыки всегда будут плюсом. Для комфортной обстановки в команде коллеги должны уметь общаться, чувствовать друг друга и брать ответственность за свои задачи.
Начните искать работу в 2021 году — и в каждой второй вакансии встретите те самые soft skills & hard skills. Сегодня мы дадим этим терминам понятные определения и приведём примеры.
Что такое hard skills и какими они могут быть
Hard skills, или «жёсткие» навыки, — это профессиональные компетенции специалиста, которые можно изучить и проверить. Для каждой профессии требуется разный набор таких умений.
Среди самых востребованных профессиональных навыков сегодня выделяются:
Все эти навыки можно получить в вузе, на курсах и с опытом работы.
Как развивать hard skills
Сначала стоит определиться, какие именно из этих навыков вам необходимо развить. Если soft skills для всех профессий одинаковы, то hard — уникальны. В качестве примера рассмотрим специальность Data Scientist. Профессиональные навыки в ней включают:
Получить и развить подобные навыки можно только через обучение и практику. Поэтому особенно выигрышно, если в учебную программу входят реальные проекты или задачи, приближенные к рыночным. Например, на факультете искусственного интеллекта студенты выполняют проект от компании «МегаФон»: разрабатывают алгоритм, который определяет вероятность подключения услуги. Такая практика помогает закрепить знание алгоритмов машинного обучения и библиотек Python, а также становится безусловным плюсом при трудоустройстве.
Что такое soft skills и какие из них востребованы
Soft skills ещё называют «мягкими» или гибкими навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Такие навыки тоже отличаются от профессии к профессии, но они гораздо более универсальны.
Среди самых востребованных гибких навыков сегодня:
Как развивать soft skills
Некоторые гибкие навыки практически невозможно приобрести в процессе работы: ими человек обладает (или нет) по складу личности, и это делает такие умения ещё ценнее. Но есть и ряд скилов, которые можно развить в ходе обучения и практики.
Один из таких навыков — работа с командой. На курсе дизайна интерфейсов студенты участвуют в игре: «проживают» опыт взаимодействия с заказчиком, согласуют бриф, чтобы в реальности вопросы и комментарии не застали врасплох. Если вы только начинаете путь в профессии, попробуйте потренироваться на бесплатных или студенческих проектах и прочувствовать, чем работа в команде отличается от самостоятельной.
Что важнее: hard или soft skills
Однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждой профессии сложилось особое сбалансированное соотношение. Например, для химика и разработчика больший вес имеют hard skills, потому что именно они составляют основу профессии. А в некоторых специальностях не обойтись без конкретных soft skills — например, хороший менеджер по продажам обязательно коммуникабелен и любит говорить.
Почему вам стоит заняться развитием гибких навыков уже сегодня? Ответ прост: из двух аналитиков с одинаковым опытом работы ценнее тот, кто сможет выгодно презентовать проект руководителю. Чем бы ни занималась ваша компания, сильные гибкие навыки всегда будут плюсом. Для комфортной обстановки в команде коллеги должны уметь общаться, чувствовать друг друга и брать ответственность за свои задачи.
Hard vs Soft: что это за навыки и с чем их едят
Термины hard и soft skills уже настолько на слуху, что считается моветоном не знать их значения.
Тем не менее, точно ли мы знаем, что конкретно означают эти термины, и какие именно навыки в себя включают? Какие качества хочет видеть HR-менеджер на собеседовании, а какие качества с кандидата формально спрашивать не будут, но они крайне важны для личного успеха?
И где тот самый баланс из страшного сна HR-менеджера, где на одной чаше весов блестящий профессионал, но с ужасными личными качествами, а на другой — чудесный человек, но без опыта работы и необходимых умений в необходимой вам сфере.
Определения
Как правило, в русском языке под терминами hard и soft skills понимают следующее:
Существуют профессии где hard превалирует над soft (программист, или любой другой инженер), оба типа выражены примерно в равной степени (менеджер проектов), или же soft превалирует над hard (руководитель подразделения разработки).
Soft skills в большинстве случаев важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых нами для достижения целей, это те самые soft skills. При этом, чем бОльших карьерных высот вы достигаете, тем бОльшую роль играют именно «мягкие» навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные (т. е. узкоспециализированные) отходят на второй план.
Обучение
Для успешного освоения hard skills нам на помощь приходит интеллект (IQ, логика, левое полушарие мозга), а для развития soft skills на нас работает так называемая «эмоциональность» (EQ, эмпатия, правое полушарие мозга).
Принято считать, что soft skills хоть и более универсальные компетенции, но осваиваются медленнее, чем hard skills. Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях: сначала в школе, затем в институте и далее на различных курсах повышения квалификации. При этом, вы еще можете получить некоторую степень, например, подтверждение уровня владения английским языком intermediate или upper-intermediate.Развивать hard skills как лично, так и на уровне корпоративной работы с персоналом можно и благодаря использованию систем дистанционного обучения.
А еще говорят, что для soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения, либо приобретает его с опытом, наступая на грабли и совершая ошибки.
Чтобы минимизировать влияние тех самых граблей на бизнес-показатели, HR- и T&D-менеджеры вкладывают множество сил на поиски подходящих тренингов, семинаров, а также много размышляют о необходимости разработки мобильных приложений, позволяющих сделать такое обучение карманным и максимально кастомным, под потребности компании.
Soft skills list
Со списком желанных hard skills все еще более-менее понятно: описание вакансий и общение с коллегами по цеху дают понимание о таких навыках. Другими словами, список hard skills можно «нагуглить», и для каждой позиции/вакансии такой список будет свой.
А что же с личностными качествами? На какие конкретно качества обратит внимание каждый уважающий себя HR? И какие качества хочет видеть клиент, с которым вы взаимодействуете, в первую очередь?
1. Ответственность
Сюда относится умение доводить дела до конца и умение сдерживать данные вами обещания. Ответственность также говорит о вашей готовности понести наказание за совершенную ошибку. Сюда же частенько добавляют внимательность к деталям, хотя для каких-то специализаций это более критично, для каких-то менее.
2. Исполнительность
Для клиента это все-таки равно выполнению обещаний, для линейного руководителя — исполнительность as it is, т. е. он должен быть уверен, что если дал вам поручение, и вы подтвердили, что за него беретесь, то вы правда его выполняете, а не пьете в кафетерии вторую чашку чая. Сюда же можно отнести готовность предупредить заранее, а не в день дедлайна, своего руководителя/клиента, о том, что что-то пошло не так.
3. Коммуникативный навык
Т.е. умение находить общий язык и договариваться с клиентом/начальством/коллегами/подчиненными/и т. д. и т. п. Сюда же можно отнести эмпатию и эмоциональный интеллект: вы должны не только отдавать себе отчет, какие эмоции вы испытываете в данный момент и почему, но и видеть аналогичную картину у вашего собеседника. Какие эмоции он испытывает, что его беспокоит, каковы его невысказанные мотивы и цели? Все это помогает максимально эффективно ориентироваться в переговорах.
4. Проактивность
То самое «нам не все равно!». Т. е. это умение внести рационализаторское предложение (и да, довести его до конца) как в работу компании, так и в проекте клиента. Это также работает на уважение к вам вашего партнера по общению: вы активны по отношению к своей жизни в целом и к тому, чем занимаетесь. Плюс, вы хотите и, по крайней мере, попробуете сделать то, что вас окружает, лучше.
Soft skills list — личный успех
Предыдущий список качеств был больше про то, что будут «спрашивать» с любого кандидата. В этих качествах заинтересован работодатель и любой клиент компании.
А как же я сам, спросите вы? Какие личностные качества важны для моего личного успеха?
1. Самоорганизация и планирование
2. Отвага и воля
Отвага выходить из зоны комфорта. Или, я бы даже сказала, способность совершать волевые поступки, которые, положа руку на сердце, вам делать не хочется (и вы можете назвать 100 причин почему этого делать не нужно!), но вы видите очевидную пользу для вашего развития.
3. Самопрезентация и личный бренд
Или, другими словами, самопродвижение. Мало, чертовски мало быть просто хорошим человеком-специалистом. Мир (!) должен знать о том, какой вы замечательный. Для чего? Для того чтобы мочь сделать вам встречные предложения.
Подводя итоги, с чем же все-таки едят hard и soft skills? С аппетитом! 🙂 Развивайте ваших сотрудников и обучайтесь сами, а мы с удовольствием поможем вам с этим.
Вы сам — один из самых главных проектов вашей жизни, и только в ваших руках возможности сделать этот проект по-настоящему успешным.
Быть или не быть: Soft vs Hard Skill’s
Привет тебе читатель!
Держу пари это далеко не первая статья на тему — » что важнее хард скиллы или софт скиллы?
И далеко не последняя.
Но все же тема очень важна, и для новичков и для тех кто уже годами работает в IT и других сферах.
Расскажу что важно конкретно для меня, как для продюсера при выборе будущего сотрудника.
First things first
Связи
Достигает ли человек опыта и знаний с помощью своего характера, либо это само приходит со временем?
Границы между личным и рабочим
Люди одевают маски, это факт, ты можешь быть одним на работе и другим дома. Улыбчивая на людях Наташа из PR отдела глубоко несчастна в своем личном пространстве и поедает мороженое с пончиками на ночь от тоски и одиночества.
Александр, начальник Натальи, жесткий руководитель и позволяет себе кричать на подчиненных, кажется он срывает на них злость. Но стоит ему прийти домой как он становится ласковым и пушистым, потому что его террорит жена и она тут босс.
Казаться и быть, две большие разницы.
Не нужно казаться, нужно быть. Именно те люди, которые не имеют радикальных различий в своем поведении между личной жизнью и рабочим временем — лучшие сотрудники, которых ты сможешь найти.
Так что же важнее и почему?
Сотрудник сделал весь кор проекта, он знает как все работает, он тут бог. Теперь он может манипулировать и требовать все что ему нужно, уволить его тяжело, ведь как быть если он уйдет? кто сможет это поддержать? что случиться с бизнесом?
Коллеги не могут ним разговаривать, они чувствуют себя грязью под его ногтями, начальство в том числе не может контролировать этого «специалиста». Знакомо?
Сотрудник берется за сложные задачи и доводит их до конца. Он не боится задавать вопросы и советоваться с коллегами, он готов помочь советом и помочь новичкам. Его цели ясны, он сразу заявил — «хочу быть лид программистом и приложу все усилия для этого».
Да вводные разные, но что важнее — люди разные. Что в будущем будет с каждым из них? Как каждый из них повлияет на бизнес и его успешность?
Это имеет значение.
Важны личные качества человека, команды. Успешный бизнес в 99% это хорошие сотрудники, те кому можно доверять и те кто не подведут. Будущее бизнеса зависит от них, зачастую больше чем от директоров и СЕО.
Как найти таких людей?
Просто общайтесь с людьми, поймите свои критерии.
Найти не так сложно, сложнее развить и поддержать. Это работа HR и лида. HR на первом этапе узнает цели сотрудника, задача лида вести и поощрять, ставить цели — это поддержка и ведение.
Относитесь к людям как к людям, у каждого своя жизнь и они инвестируют время в твой бизнес, если ты это не уважаешь и не ценишь то успеха не добьешься
Мои критерии
Воспитание
Если человек сам хочет развиваться, тебе нужно только подтолкнуть
Каждый уникален, мотивация людей может быть абсолютно разной.
Твоя задача как непосредственного начальника — понимать мотивацию твоих сотрудников и поддерживать ее.
Алексей — начинающий программист, он с успехом прошел наше софт собеседование, но его технических навыков не достаточно. Мы пообщались с ним и дали ему задачу на две недели, дали базовые советы по выполнению. Через неделю Алексей написал нам, у него появились проблемы, мы созвонились и дали совет. По окончанию срока Алексей выполнил лишь половину. Мы посмотрели задачу, нас устроило качество и внимание к деталям, оплачиваем потраченное время и принимаем в штат, добро пожаловать.
Что сыграло роль
Вывод — Алексей нам подходит, подтянем по навыкам и будет отличный специалист, через пару лет сможет сам проводить тех собеседования.
Что если нет?
Умение слушать и учиться + организованность ключевые факторы для принятия решения в данном случае.
Дальше мы составим план развития Алексея в нашей команде и согласуем его с ним.
Главный вопрос
Для того чтобы что?
Главный вопрос на который кандидат должен дать ответ, зачем он хочет этим заниматься. Без понимания он сам ничего не достигнет.
Прекрасно понимаю что таких людей единицы, но за них все сражаются, умейте увидеть их и направить, это принесет свои плоды.