Что означает игра в бабки
Игра в «бабки»
Как-то давно было здесь про детские дворовые игры в СССР. Много всего вспомнили, но игру в бабки никто не упомянул. А ведь очень популярная игра когда-то была. Одна из самых любимых народных забав.
Игра в бабки. (В.Е. Маковский)
Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло никакого труда.
Бабки приготавливаются из подкопытных костей. Их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».
Часто Суворов играл в бабки с ребятишками.
Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.
Игра в бабки в деревне, 1890.
Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить, обычно это 7—8 метров. Выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.
Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д
Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь. Не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.
Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).
И воспоминаний очевидца 🙂
Я так скажу, что в XX веке, всего несколько десятков лет назад, в моем дворе это была одна из самых популярных дворовых игр. Двор, кстати, самый обычный, среди панельных пятиэтажек. А правила, особенности и всякие нюансы мне объяснил отец, который тоже, в свое время, разбивал кон одним броском плитки…
2. Бабка – это одна из костей предплюсны, формирующая нижнюю часть голеностопного сустава посредством соединения с больше и малоберцовой костями кость из ноги коровы. Бабка из ноги быка или огромной коровы была больше обычной раза в полтора и называлась «панок». Один «панок» считался за две «бабки». На фото задний ряд – панки, второй ряд – бабки, а первый – какие-то, не имеющие отношения к рассказу, пробки:
3. Правила были следующие – бабки устанавливались на кон, то есть выстраивались в одну линию. Были еще варианты выстраивать из бабок разные фигуры или ставить их в два ряда, но мы всегда ставили в одну линию.
4. Сколько плиток игрока участвовало в игре, столько бабок и ставил он на кон. Если игроков было очень много, то кон могли ограничить в размерах. Дальше игроки метали плитки – чем дальше метнешь плитку от кона, тем раньше будешь пытаться его сбить. Чья плитка дальше всего от кона, тот и кидает первый, с того места, где лежит плитка.
Секрет невероятной популярности игры очень прост – она была азартная. В прямом смысле, бабка стоила 1 копейку, а панок, соответственно, 2 копейки. Мало того, рядом с большим коном, рисовался мелом маленький, где отдельно стояла денежная бабка. Тот, у кого не было бабок или тот, кто проигрался в пух и прах, мог играть на настоящие деньги, которые клал под эту денежную бабку. Кто сбивал денежную бабку, тот и забирал деньги, что были под ней.
Был еще вариант игры «по-старому», когда к цене голой бабки добавлялась еще цена различных украшательств. Выглядело это следующим образом – покрасил бабку, добавил к цене 1 копейку. Втихаря покрыл дефицитным маминым лаком для ногтей, добавил еще копейку. Просверлил дырку и залил свинцом – еще копейку. По-старому играть никто не хотел. Особенно те, у кого мамы не красили ногти, а у пап не было сверла 🙂
Во времена расцвета моей меткости и до тех пор, пока мелюзга еще соглашалась со мной играть, у меня был с десяток козырных плиток и бабок – целый мешок из-под второй обуви 🙂
Бабки
Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона. Бабку (подкопытный сустав ноги домашнего животного) в старину находили, да и сейчас находят среди костей, оставшихся после варки студня. Биту делают из наиболее крупной бабки, которую для веса еще заливают свинцом. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 2—3 метров.
Игра эта старинная. В деревнях, когда начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. В современном варианте костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для биты чурку покрупней да потяжелей.
Играющие делятся на две команды, скажем, по 3—4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры: «забор», «гусак» из бабок. Каждая команда стремится сбить поставленные бабки наименьшим количеством бит.
«Забор» ставится вдоль коновой черты, «гусак» — перпендикулярно. Сбивать «забор» можно с любого конца, но не более двух бабок на каждый бросок биты.
«Гусак» же необходимо сбивать с последнего от коновой черты ряда. Если битой бабки выбиты не подряд или сбито более двух бабок, все фигуры восстанавливаются вновь.
Усложняя игру, бьют по кону из различных положений — стоя, с колена, боком и т.д. Можно разнообразить и расстановку бабок — поставить их в круг, ромбом, квадратом и т.д.
Перед каждой командой у коновой черты расставляют в определенном порядке и последовательности фигуры из 10 бабок (сначала ставится «забор», потом «гусек»). Каждая команда должна сбить поставленные бабки меньшим количеством битков. По жребию одна из команд начинает игру первой. Игроки этой команды по очереди бросают битком в бабки, стремясь сбить их.
Затем бьет другая команда, потом опять первая и т. д. Побеждает команда, затратившая меньшее количество битков на то, чтобы сбить в определенном порядке установленные в игре фигуры из бабок.
Все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты за линию «сало». Каждый бросает на такое расстояние, какое считает наиболее подходящим для себя. При этом учитывают, что право бросать первым получит тот, у кого бита ляжет дальше всех от кона. Поэтому те, кто рассчитывает на свою силу и меткость, стремятся забросить ее подальше. Можно устроить «гон» («гонку»), т.е. разрешается перекидывать свою биту еще дальше, и наиболее решительные игроки перекидывают ее один дальше другого в расчете на свои силы. Тот же, кто хитрит, бросает биту ближе (в расчете на то, что другие промахнутся издали и ему достанется бить вблизи), может не получить желаемого результата в случае меткости его товарищей. У кого бита упадет ближе «сала», тот бросает по кону не только последним, но и с закрытыми глазами.
Игры: «Бабки односторонние»
Завоевавший право кидать первым подходит к месту, где лежит его бита, и бросает ее оттуда по «бабкам», стоящим на кону. Если он собьет (повалит) своей битой «бабку» на кону, то выиграет эту «бабку». Выбитые «бабки» сразу (до броска следующего) забираются с кона выбившим их игроком. После этого бросает второй по очереди. Когда на кону не останется «бабок», игра прекращается. Если не осталось бит, а «бабки» на кону еще остались, то игра начинается заново. Побеждает тот, кто выиграет наибольшее количество «бабок».
C двух сторон от кона на расстоянии 3-х метров (параллельно кону) рисуется «сало». Очередность определяется по жребию или так, как описано выше. Когда все пробьют с одной стороны, то идут на другую сторону от кона к своим битам, перелетевшим через «сало». Теперь каждый бросает свою биту по стоящим на кону «бабкам» с того места, где лежит его бита, причем, первым бросает тот, чья бита лежит дальше. У кого же бита при броске по кону не перелетела «сало», тот бьет последним, и притом с закрытыми глазами, с линии «сала». Далее ход игры тот же, что и в предыдущей игре.
Варианты расстановки «бабок» на кону:
1. Бросать биту по кону надо каждый раз с того места, где лежала бита, делая не бо лее 1-3 шагов вперед (см. стихотворение А.С. Пушкина на стр. 3).
2. Если «бабка» на кону задета битой, но не упала, она не считается выбитой.
3. Одному игроку можно бросать по кону 1-2 биты подряд (по договоренности).
При расстановке на кону «бабок» различными вариантами правила игр меняются:
1. Сбив одну «бабку» из гнезда, можно забирать все гнездо.
2. «Бабки», стоящие гуськом, начинают сбивать с последней пары, причем, в случае падения других «бабок» они не считаются сбитыми и ставятся на прежнее место.
Определяется стоимость каждой «бабки» в очках. Побеждает тот, кто первый набрал 10 очков. Выбитые «бабки» не забирают с кона, а ставят на место.
Играющие делятся на две команды. Первый игрок бросает биту по кону, где стоят «бабки» команды. При любом исходе он бежит за своей битой, забирает и отдает второму игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее сбила свой кон.
В. Е. Маковский, «Игра в бабки», 1870 г.
Забытая русскими древняя игра детворы в бабки (кости). прекрасно сохранилась в Казахстане.
Эта игра там мега! популярна. Вот кто поможет возрождению русских традиций 🙂 братский Казахстан :)))
Пикабушники Казахстана
5K постов 7.3K подписчиков
Правила сообщества
Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!
За что у нас банят:
Пацан на скамейке наверное географию изучал на планшете или историю, а тут шпана дворовая в свои азартные игры затянула.
Ну про «мега популярная» это уж слишком громко сказано. За всю свою жизнь в КЗ лишь пару раз видел как в неё играли дети и то только только приехавшие из аулов. Даже сейчас живя в микрорайоне ни разу не видел что бы дети во дворе или где либо ещё играли в кости.
А поподробнее можно правила узнать? а то я больше узнал казахстанского языка, чем о новой для себя игре :D:D
Мы в детстве часто играли Асыки (использовал дедушкин набор, так как у него был целый мешок), честно говоря, на счет игры в бабки узнал впервые, за что автору спасибо.
Поэтому полез в гугл и оказалось что довольно популярная игра среди всех народов и каждый считает ее за свою исконную традицию (каз. асық, карач.-балк. ашык, кирг. чүкө, ашык, монг. шагай, сибтат. шағай, тадж. ошуқ, тур. aşık, узб. oshiq): Альчики собираются и используются для игр и гадания в Центральной Азии, Монголии, Бурятии и некоторых других странах.
Игра в альчики довольно схожа с русской национальной игрой в бабки, главное отличие которой в том, что в ней используются в основном кости крупного рогатого скота, которые крупнее, чем альчики.
Альчики — одна из самых распространённых детских игр в Средней Азии. Играют в неё в тёплое время года на воздухе. Суставы предварительно вывариваются или берутся из употреблённой в пищу баранины.
Все детство в Казахстане в асыки (маслы) играл, ммммм были времена.
Мы ашички называли. До сих пор с отцом рублюсь под коньяк.
Игра в бабки есть у любого кочевого народа.
Казахстан, что ты такой ох*енный?
На асфальте не играли. Берегли кости))
В детстве тоже играли. ЁПэРэСэТэ. Какой же я старый.
А я читерил. Просверливал асык и свинцом заливал. Сейчас понимаю почему меня «хитрожопым-русским» называли.
Да и я играл, очень хорошая игра, альчики был дефицит, т. к. баранья нога только задняя, биток заливали свинцом, лаком для ногтей красили.
На асфальте обычно в мослы не играют, ибо от этого они быстро стачиваются. Идеальное место-утрамбованная грунтовая площадка без растительности.
А мы в детстве играли в крышечки.
Это когда брали пластиковую крышку от банки, утяжеляли ее пластилином. Брали крышки от бутылок жестяные потом их плоскими делали загибая ребристые края внутрь. Ставили крышки стопкой и с расстояния сбивали стопку пластиковой крышкой.
Больше нигде про такой вариант игры не слышал. Наверно аналог старой игры
Это всё хорошо, но почему кости животных? 21 век на дворе как-то уже. Или казахстанские дети делают себе игровые кости на 3д принтере?
Стремлением властей, Казахстан скоро будет похож на Украину, в плане «братского народа»(
Ответ на пост «Нет кредита, нет свадьбы!»
Я бы хотела дать развернутый ответ по поводу «а как там у нас в Казахстане» по теме женитьбы.
Во-первых, давайте представлюсь. Я казашка из Центрального Казахстана. Поэтому всё, что я тут буду рассказывать, сугубо из моего личного опыта и опыта моей родни.
Во первых, қалым или выкуп родители не требуют. И если вдруг потребуют, обычно дают равноценное приданое. Образование девушки уже считается хорошим приданым.
Так же будущую невесту родители снабжают всем необходимым для старта семейной жизни. В зависимости от достатка семьи это может быть кухонная утварь или автомобиль и так далее.
Жилье предоставляет будущий муж (родители жениха). Иногда молодые живут с родителями жениха, пока те не «встанут на ноги». В современном Казахстане такое не особо любят ни сами молодые, ни родители.
Ниже расскажу подробнее про саму женитьбу. Заранее прошу прощения за ошибки и длинный пост. Надеюсь вам будет интересно.
Все фото из интернета.
Женитьба у казахов происходит в несколько этапов.
1. Сватовство или Сырға салу. Что в переводе означает «Одеть серёжки». Молодые заранее договариваются, что в определённый день немного родни со стороны жениха, придут с визитом к родителям девушки домой. Родители жениха с собой зовут на сватовство кого-то из старших и уважаемых в семье, дабы показать серьёзность намерений. После официального знакомства мама парня одевает девушке серёжки. Теперь она засватана.
Близкие друзья и родственники помогают родителям провести данное мероприятие. По мере возможностей. Кто деньгами, кто гостей развезет по домам после праздника и так далее.
По концу мероприятия жених забирает невесту, и теперь она может жить с женихом до свадьбы.
Когда молодые прибывают на празднование, совершается два обряда.
Встречается масса вариаций проведения казахских свадеб. Например, если молодые или их родители не хотят или не могут проводить два мероприятия, могут вскладчину провести одну свадьбу.
В разных регионах обычаи могут варьироваться, но в основном, всё происходит по такому сценарию.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Происхождение жаргонного слова бабки ‘деньги’ объясняют по-разному. Чаще всего можно услышать версию, что такое обозначение для денег появилось благодаря облику некоторых купюр второй половины XIX – начала ХХ века. На государственных кредитных билетах достоинством 100 рублей была изображена императрица Екатерина II. «Бабкой» назвали Екатерину и купюры с ее изображением; впоследствии это название распространилось на все деньги вообще, включая монеты разного достоинства.
Однако такое объяснение далеко не всем исследователям кажется убедительным.
Главная причина для сомнений — отсутствие зафиксированных примеров употребления слова «бабки» для обозначения сугубо сторублевых купюр и больше никаких других. Ассигнации с портретом Екатерины назывались «катьками», это засвидетельствованный факт. А вот бабками уже с XIX столетия, сколько можно судить по дошедшим до нас упоминаниям, называли любые деньги: и бумажные, и монеты, и крупные, и мелочь… Это слово использовалось в жаргоне воров и мошенников, в языке офеней. И повсюду оно выступало с обобщенным значением, поэтому версия с Екатериной II кажется сомнительной.
Какие еще есть предположения?
Игра в бабки
По этой версии, существительное бабки приобрело значение ‘деньги’ благодаря старинной игре в кости. Смысл этой игры заключался в сбивании метким ударом бабок — надкопытных костей домашних животных (обычно крупного рогатого скота). Тот, кто сбил бабки, считался победителем и забирал эти кости себе; проигравший же имел возможность выкупить их обратно. Отсюда у слова бабки вполне могло возникнуть переносное значение ‘деньги’.
В пользу «игровой» версии, возможно, свидетельствуют фразеологизмы: сшибать (зашибать, заколачивать) бабки, подбивать бабки. Прямое значение глаголов, входящих в их состав, связано с ударом, сбиванием, что может объясняться особенностями игры в кости.
Интересно, что в других славянских языках тоже есть похожие слова. Например, в болгарском бабка — ‘старинная мелкая монета’; сербохорватское bȁpka значит ‘монета (старая)’, а babka в чешском и словацком — ‘мелкая монета’. В чешском языке существует выражение koupit za babku ‘купить за бесценок’. Слово babka здесь никак не может происходить от русского названия денежной купюры, поскольку чешский оборот зафиксирован с XVI века — тогда в России было еще очень далеко и до печатания бумажных денег, и до правления Екатерины II, а еще дальше — собственно до выпуска сторублевых «катек». А вот связь с названием игральной кости (известным у разных славянских народов) представляется более вероятной. Впрочем, это не единственная альтернативная версия.
Монеты малой ценности
Слово бабка и в русском, и в других славянских языках весьма многозначное. И его «денежную» семантику можно возводить не только к игральным костям.
Например, во многих русских диалектах бабкой называют маленькую наковальню для отбивания лезвия косы. В русском языке XVII века это слово обозначало также небольшую переносную наковальню для выковывания мелких предметов. В других славянских языках имеются слова-аналоги с похожим значением.
На этот факт (а также на изучение некоторых заимствований) опирается гипотеза о том, что слово бабки ‘деньги’ берет свое начало в чешском языке. Там существительное babka ‘наковальня для выковывания мелких предметов’ приобрело значение ‘изготовленный на такой наковальне предмет’. Малоценные или поврежденные монеты вполне могли получить это уничижительное название (вспомним, что в большинстве славянских языков «бабки» — это монеты либо мелкие, либо старые, либо сочетающие в себе оба признака).
Из чешского языка слово babka ‘мелкая монета’ было заимствовано словацким и венгерским языками (в венгерском XVI века babka, bapka – изначально название иностранной, моравской мелкой монеты), откуда затем попало к южным славянам. Также чешское babka в данном значении заимствовал польский язык, а уже из польского, скорее всего, это слово пришло в русский жаргон.
А какие версии вы еще знаете?
[ источники ]
Литература:
Грачев М. А., Мокиенко В. М. Русский жаргон: Историко-этимологический словарь. — М., 2008.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 2. — М., 2008
Значение слова «бабки»
Бабки
1. деревня в Великолукском районе Псковской области
ба́бки I
1. устар. игра, в которой бабкой выбивают из круга другие кости, расставленные определённым образом ◆ Недельный отдых или воскресный день калмыками празднуется по четвергам разными играми: в бабки, чехарду, фанты, единоборством и т. п. П. И. Огородников, «На пути в Персию и прикаспийские провинции ее», 1873 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пошлет его, бывало, отец в кабак за водкой, а Никитка, позабыв все заповеди на свете, задувает себе с парнишками в бабки и лихо разбивает ряды костыжек битком, налитым оловом: не до отца ему, не до водки. П. В. Засодимский, «Темные силы», 1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Минин стоит в русской одежде на Красной площади в Москве; Сусанин ― в Костроме, перед бюстом спасенного им Михаила Федоровича; есть много статуй, изображающих русских мальчиков и юношей, играющих в бабки или свайку. Н. Я. Данилевский, «Россия и Европа», 1869 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Около церковной ограды азартно играла в бабки большая компания мастеровых. Горький, «В людях», 1915–1916 г.
2. прост. жарг. то же, что деньги; металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа ◆ Купят на твои бабки себе новую машину, да ещё и наварятся. Андрей Геласимов, «Ты можешь», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Деньги то есть. Ба́бки, иными словами. Бабульки. Андрей Волос, «Недвижимость», 2000 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ) ◆ Сара́, ба́бки — деньги… Три ночи гопал, три дня жохом ходил, да сворочал втроем теплуху; пропулили, раздырбанили, вот и с бабками. — Три ночи ночевал на улице, три дня без гроша жил, да втроем с товарищами сняли с прохожего шубу, продали ее, деньги разделили, вот и с деньгами. В. И. Даль, «Условный язык петербургских мошенников, известный под именем музыки или байкового языка», 1842 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тренькать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?