Что означает имя князь
Что означает имя князь
Раскройте тайну имени КНЯЗ (в латинском транслите KNYAZ) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква К имени КНЯЗ расскажет о характере
Характерные черты имени КНЯЗ
КНЯЗ: число взаимодействия с миром «6»
«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.
Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает. Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души.
Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.
КНЯЗ: число душевных стремлений «6»
Люди, находящиеся под влиянием шестерки, редко беспокоятся о своих проблемах. Им гораздо интереснее глобальные вопросы, такие как спасение мира и восстановление справедливости. Шестерочники терпимо относятся к недостаткам окружающих, с готовностью прощают обидчиков. Чужого горя для них не бывает – они настолько близко принимают все к сердцу, что зачастую видят жизнь в черных красках.
Важнее всего для таких людей любовь и творческая самореализация. В браке они редко бывают счастливы, так как в качестве партнера склонны выбирать людей, нуждающихся в помощи: хронические алкоголики, заядлые игроманы и инфантильные мечтатели – это их профиль. Увы, избранник шестерочника, как правило, не торопится меняться в лучшую сторону, и супругам, даже если они искренне любят друг друга, не удается достичь гармонии в семейных отношениях.
Рожденные под влиянием шестерки часто обладают литературным талантом, имеют тягу к музыке и живописи. Они страстно желают прославиться, но еще больше нуждаются в спокойствии и гармонии. Такие люди чаще остальных впадают в уныние, бывают агрессивны и раздражительны, однако и бодрость духа возвращается к ним гораздо быстрее.
Они тонко чувствуют красоту, и любование красочным пейзажем способно исцелить их израненную душу. Шестерочники склонны к переоцениванию собственных сил, если дело касается работы на благо других, и к недооцениванию, когда речь заходит об их личных интересах.
Эти люди запросто бросают дело на полпути, сталкиваясь с малейшими препятствиями. Они не обладают лидерскими качествами, поэтому особо не блещут ни в семье, ни на работе. Однако они способны проявлять искреннее сочувствие, умеют находить компромиссы и сглаживать конфликты.
Люди шестерки редко бывают напористыми, но зато отличаются активностью, находчивостью и изобретательностью. К тому же они обладают редким качеством – умением радоваться чужим успехам, поэтому друзей у них хоть отбавляй.
КНЯЗ: число истинных особенностей «9»
Люди, которые находятся под влиянием этого числа, отличаются обостренным чувством справедливости и стремлением к гармонизации окружающего мира. У них, как правило, есть свой кодекс чести, причем к себе они бывают гораздо более требовательны, чем к окружающим. Из-за нежелания поступиться своими принципами «девяточники» иногда могут даже упускать возможность устроить свою судьбу.
Эти люди не приемлют лжи, в какую бы красивую обертку она ни была упакована. Вряд ли человек, на чью судьбу оказывает влияние число 9, станет общаться с лжецом. Но если кто-то честно пытается бороться со своими слабостями и недостатками, он всегда может рассчитывать на помощь «девяточников», ведь к другим людям они проявляют больше снисхождения, чем к самому себе.
Жизнь человека под влиянием 9 насыщенна разнообразными событиями. У него обычно гибкий ум и широкий кругозор. Этим обусловлен интерес к самым разным областям знаний.
Еще одна особенность таких людей—это способность поддерживать и направлять окружающих. «Девяточник» с удовольствием даст вам совет в любой жизненной ситуации, но навязывать свою волю не будет.
Кроме того, люди 9—очень интересные собеседники. С ними любой заурядный разговор может превратиться в увлекательную дискуссию, причем их аргументы и выводы могут быть крайне нетривиальными. Однако они не стремятся убедить собеседника с своей правоте любой ценой—скорее, их оппонент сам согласится с приведенными доводами, ведь они настолько уверены в себе, что что это действует лучше любых аргументов.
«Девяточники» не любят сидеть на одном месте, они постоянно находятся в поисках приключений. Часто они стремятся в большие города с их разнообразными возможностями. При этом стоит сказать, что людей 9 привлекают в первую очередь не деньги, а возможности собственной реализации. Им зачастую так хочется облагодетельствовать все человечество, что они могут не замечать проблем тех, кто находится рядом с ними. Поэтому часто «девяточники» не очень близки со своей семьей.
Самое сложное для человека, находящегося под влиянием числа 9—это стремление относится ко всему очень серьезно. Если «девяточник» научится позволять себе некоторое легкомыслие, его жизнь станет гораздо счастливее.
История происхождения и толкование имени Князь
Толкование имени
Но это еще и повышенная требовательность к окружающим, довольно часто не имеющая реальных оснований. Такой человек искренне считает, что если «абсолют» существует, то все просто обязаны стремится к его достижению. Переубедить его невозможно, он «останавливается» только тогода, когда заканчивается «горючее» – собственные ресурсы.
Производные формы имени Князь
Внешний облик
Совместимость имени Князь, проявление в любви
Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Князь
Мотивация
На первый взгляд, это – жизнь святого. Вот только не всем приятна постоянная опека и навязчивое проявление участия. Даже самые близкие люди могут устать от каждодневной заботы. Более того – пострадать, поскольку, избавляя их от необходимости хоть что-то делать самостоятельно, Вы лишаете их возможности развиваться, превращаете в «планктон».
Поэтому желание пестовать и оберегать должно быть ограничено разумными рамками. Помните об этом, и Ваш душевный покой будет сохранен.
Характеристика имени Князь
У вас нередко возникают странные и даже парадоксальные ситуации в дружбе, любви и браке, до той поры, пока вы не поймете, что настоящая любовь – это не обладание и не жертвоприношение, а награда, основанная на силе характера, личной привязанности и законах высшего бытия. Подлинная любовь всегда способствует развитию и духовному росту.
Вы обладаете большой внутренней силой и мудростью, вам присуща феноменальная интуиция. Кроме того, вы очень человечны и точно также, как Шестерка, вам хочется любви и поддержки – именно они необходимы для достижения наивысших результатов в вашей работе. Но не забывайте, что ваше число – это не символ аскетизма и жертвоприношения: если вы поддадитесь искушению «сгореть на работе», в награду получите серьезные потери и проблемы. Вам нельзя нарушать основы духовного образа жизни и внутренней благодати.
Вы весьма обаятельны и пользуетесь популярностью у окружающих, благодаря вашей теплоте чувств, пониманию и умению сопереживать. Вы – добрый друг и хороший товарищ, вместе с вами приятно наслаждаться жизнью.
Княжеские имена на Руси
Княжеские имена на Руси.
Князьям и княжнам при рождении давалось имя. Как Владимир, приняв святое крещение, получил второе имя христианское, Василия, так и сыновья его, что известно о некоторых, например, Борис — Романа, Глеб — Давыда, Ярослав — Георгия.
В потомстве его удерживались прежние языческие имена, которые давались при рождении, и вместе начались новые, христианские, так что все князья, до нашествия татар, имели по два имени: одно так называемое княжее, мирское, которое употреблялось в общежитии, а другое христианское. Древнейшее известие о таких двойных именах мы имеем в «Хождении игумена Даниила ко святым местам» (в начале 12 века), который в Лавре св. Саввы записал для поминовения следующие имена: Святополка-Михаила (Изяславича), Владимира-Василия (Мономаха), Олега-Михаила (Святославича), Мстислава-Андрея (Всеволодовича, Игорева внука).
А вот свидетельства из летописей:
1113 г. Преставися князь Михаил, зовомый Святополк.
1151 г. Родися у Святослава Ольговича сын, и нарекоша ему имя в св. крещении Георгий, а мирьски Игорь.
Женщины имели также по два имени:
1178 г. родися у великого князя Всеволода дчи, и нарекоша имя ей в святом крещении Пелагея, княже Сбыслава.
1198 г. Родися дщи у Ростислава Рюриковича, и нарекоша имя ей Ефросенья, прозванием Исмарагд, еже наречеться дорогый камень.
Употребительных имен было очень мало, не больше двадцати. Мирские, княжие имена, были норманнские: Рюрик, Олег, Игорь. Славянские: Брячислав, Всеслав, Вячеслав, Изяслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав, Святополк, Ярополк, Владимир, Володарь, Всеволод. (Станислав, Судислав, Позвизд — встречаются по разу). Некоторые князья известны были только под именами христианскими, каковы в особенности Давыд и Роман (христианские имена Бориса и Глеба), Василько, Андрей, Юрий или Георгий (Дюрги, Гюрги).
Женские норманнские имена: Ольга (1150 г.), Малфридь (1167 г.), Рогнеда (1168 г.). Славянские: Передслава (1104, 1116 гг.), Верхуслава (1137, 1187 гг.), Звенислава (1142 г.), Болеслава (1166 г.), Сбыслава (1178 г.), Ярослава (1187 г.), Всеслава (1197 г.).
В каждом из родов, на которые разделилось потомство Ярославово, были свои собственные любимые имена, например, в Святославовом имена — Олега, Всеволода, Игоря, Святослава. Во Всеволодовом имена — Владимира, Мстислава, Ростислава, Изяслава. О многих князьях сказано, что им даны имена в честь отца или деда, например, о Ростиславе Рюриковиче (1173 г.), о Георгие Всеволодовиче (1187 г.), о Владимире Всеволодовиче (1192 г.), о Всеволоде Георгиевиче (1213 г.). Константин Всеволодович первому своему сыну дал имя женина отца, Василька, а второму сыну — Всеволода.
Замечательно, что княжих имен в народе не встречается, как будто бы они были особенной собственностью княжеского рода, и никому более не позволялось иметь их. У простых людей бывали также по два имени: из послесловия к известному Евангелию 1056 года мы видим, что владелец его, посадник Изяславов, Остромир, имел христианское имя Иосифа.
1200 г. Изобрете бо подобна делу (по строению стены, под Выдубицким монастырем) и художника в своих соприятелех (киевский князь Рюрик Ростис-лавич), именем Милонег, Петр же по крещении.
Князья назывались по имени своему и отеческому, которое очень рано заменилось вичем: Ростислав, сын Владимир (1064 г.), Всеслав, сын Брячиславль (1066 г.), Владимир, сын Всеволож, и Олег, сын Святославль (1076 г.). Бежа Игоревич Давид с Володарем Ростиславичем (1081 г.). Ярослав Ярополчич, Ярослав Святополчич (1102).
Бояре назывались также по имени и отчеству с древних времен: Иван Жирославич (1078 г.), Иванко Захарьич (1106 г.), Иван Войтишич, Петр Ильич (1146 г.), Петр Бориславич (1178 г.). У князей и бояр оставались иногда уменьшительные имена: Василько, Владимирко. Уменьшительные имена употреблялись и в бранном значении, например, великий князь Рюрик Ростиславич уведомляет (1185 г.) великого князя Всеволода Георгиевича об измене своего зятя: «Романко от нас отступил». Уменьшительные имена употреблялись и у бояр: например, Иванко Жирославич (1078 г.).
Иногда употреблялись только отеческие имена, например Ростиславичи, для означения детей (1180 г.), а иногда и для всего потомства, например, Олеговичи (1148 г.). Для отличия употреблялись иногда и материнские имена, например, 1136 г. «Внук Владимира Василько Маринич убиен бысть ту, т.е. сын дочери его Марины». Бяше бо Олег Настасьич, т.е. рожденный от Настасьи, наложницы Ярослава Владимировича Галицкого. 1187 г.
1. Именник как исторический источник
Изучение имен — занятие далеко не праздное. В ряде случаев оно помогает историкам пролить свет на события далекого прошлого и даже сделать важные открытия. О чем же могут рассказать имена?
Имена русских князей, отчеканенные на монетах, представляют ученым любопытную загадку. Летопись утверждает, что после смерти князя Владимира в 1015 году киевский стол ненадолго отошел к его сыну Святополку Окаянному, а затем великим князем стал Ярослав Мудрый. Правление каждого из этих князей удостоверено помимо прочего выпуском монет с их именами. Однако археологи нашли также монеты, относящиеся к тому же времени, с именем «Петр». Причем, ни один из названных князей не носил такого крестильного имени. Выходит, что летописцы намеренно или невольно пропустили одного из великих князей начала XI века.
Владимир Мономах был завзятым охотником. Вот как он сам описывал свои приключения: «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, лось ногами топтал, вепрь мне на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул».
Теперь мы знаем, что во время одного из таких охотничьих единоборств Владимир Мономах потерял золотой нашейный амулет, найденный в 1821 году в лесах под Черниговом. Славянская надпись на ней гласит: «Боже, помоги рабу твоему Василию». Вещь эта очень ценная, и могла принадлежать только князю. Между тем, известно, что Василий было крестильным именем Владимира Мономаха.
Как видите, имя человека может многое поведать пытливому исследователю. Не случайно, существует даже наука об именах — антропонимика.
2. Истоки славянских имен
Как и все на свете, имена имеют свою историю.
В глубокой древности имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода. Вот что говорит об этом одна древнерусская рукопись: «Люди первых родов и времен давали детям своим имена, как отец или мать ребенка изволят, или по внешности детища, или от вещи, или от притчи». Таким образом, за каждым именем стоял понятный всем смысл, значение имени было совершенно прозрачным.
Имена могли даваться в зависимости от порядка и времени рождения (Первуша, Вторышка, Третьяк, Девятко, Субботка, Вешняк); они могли характеризовать обстоятельства появления ребенка на свет (Ждан, Нечайко, Истома, Томилко); имена также могли определять физический облик ребенка (Беляк, Ушак, Худяк, Русинко, Черныш), или черты его характера, поведения (Угрюм, Буян, Смеян, Молчанка, Злобко). Особый пласт имен составляли имена, которые давались ребенку нежной матерью: Богдан, Любава, Любим и т.п.
Выделялась также группа охранных имен, имен-оберегов (Кощей, Неудача, Неустрой, Грязка). Делалось это для того, чтобы отвести от ребенка нечистую силу. Кроме того, давая ребенку имя Неудача, полагали, что он, наоборот, будет удачлив, у Неустроя все устроится и т.п.
К группе наиболее древних относились и так называемые зоофорные имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц и отражающие пережитки тотемизма (Медведь, Волк, Конь, Орел, Селезень и другие).
Внутрисемейное личное имя давалось ребенку сразу после рождения. Повзрослев, человек получал еще одно, так называемое, уличное имя. К широко распространенным на Руси уличным именам относились, например, такие: Гуляйко, Пьянко, Лихачко, Кисляк, Чудинко, Кисель, Ярыга, Негодяйко, Горемыка.
Уличные личные имена ученые называют еще прозвищами. Как видно из сказанного, прозвища давали, как правило, не очень лестную оценку именуемому, впрочем, как и большинство современных кличек. Так уж повелось, что люди обычно выделяются отнюдь не лучшими своими качествами.
После принятия христианства древнерусские имена (их еще называют языческими) начали вытесняться новыми именами — церковными. Сотни древних славянских мужских и женских имен совсем вышли из употребления.
3. Христианские имена
Христианские имена на Руси были известны задолго до официального крещения. Достаточно вспомнить, что христианкой была княгиня Ольга (в крещении Елена). Но то были все-таки единичные случаи.
Коренные изменения русский именослов претерпел в 989 году, когда великий князь Владимир крестил киевлян.
Летопись рассказывает, что в это день на берегу Днепра собралось множество людей обоего пола и всех возрастов. Их разделили на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменяла купель. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой группе крестившихся христианские имена: одно мужское — общее для всех мужчин, другое женское — общее всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как в повседневном обиходе все равно использовались прежние мирские имена. Имена же церковные использовались в редких случаях: при составлении духовного завещания, при поминовении и т.д.
По мере утверждения христианства складывался церковный ономастикон — набор имен, даваемых при крещении. В начале своего княжения Владимир, будучи еще язычником, принес в жертву древнерусским богам двух варягов-христиан — Ивана и Федора. С принятием христианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. Также получили широкое распространение имена апостолов. Они любимы и доныне — Петр, Павел, Андрей, Филипп, Марк. Наряду с именами греческими, в христианский именник попало немало древнееврейских имен, а также имена древнеримских, сирийских, египетских святых.
Что касается собственно русских, мирских имен, то они еще долго использовались вместе с церковными в значении личных. В летописях и документах XI-XIV веков можно встретить новгородского священника «Германа, зовомого Воята», «боярина Фёдора, зовомого Дорога». Переписчик древнейшей русской книги – так называемого Остромирова Евангелия, подписался: «в крещении Иосиф, а мирский Остромир».
Но уже начиная с XV века, мирские имена все больше употребляются в значении прозвищ: «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба» «казак Богдан, а имя ему Бог весть».
В XVII-XVIII веках церковные имена почти полностью вытеснили древнерусские. Но последние не исчезли бесследно. На их основе были созданы тысячи русских фамилий: Беляевы, Глазковы, Третьяковы, Орловы, Рагозины, Медведевы, Путины и многие, многие другие.
4. Святцы
Святцы, или месяцеслов — это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых. По церковным правилам только эти, освященные традицией имена, и следовало давать новорождённым.
Переведенные с греческого святцы существенно ограничили словарь имен: в древнейших из святцев значится всего 330 мужских и 64 женских имени. Кроме того, новые имена были чужды древнерусскому языку: ведь их не переводили, а фонетически точно передавали славянскими звуками. Скажем, имя Евстолия, данное одной христианской мученице, в переводе означает «хорошо одетая». Греческое Дидим и древнееврейское Фома (в латинской передаче — Томас) значило «близнец» и т. д. Многие из христианских имен находят даже вполне точные параллели среди имен древнерусских: Агафон («добрый») по-славянски был бы Добрыней, латинское Павел («маленький») соответствует русскому Малому, или Малюте, древнееврейский Давид — Любиму.
Но нашим предкам все эти соответствия были неизвестны. В 1596 году (спустя 600 лет после введения христианских имен!) автор одного азбуковника жаловался: «Нам, словенам, неудобь ведомы нынешние свои имена, еже что толкуется (т.е. что означает) Андрей, что Василий или Данила».
Стоит сказать, что в самих святцах не обошлось без промахов. Например, там упомянуты 3 скифа, которые были казнены за приверженность к христианству в I веке н.э. Их звали Инна, Пинна и Римма. Но на Руси эти мужские имена начали давать девочкам. Видимо, малограмотные деревенские попы принимали их за женские — по характерному окончанию на А. Ошибка прижилась, и дальше её «узаконили».
Святцы популярны среди верующих и в наши дни. Выбирая имя по святцам, обычно смотрят на день рождения ребенка. Если имена святых, чья память празднуется в этот день, не слишком благозвучны, допустимо выбирать имя среди тех святых, память которых отмечается на восьмой день от рождения. Если же не удалось выбрать имя в первый и восьмой день, то смотрят на 40-й день от рождения, т.к. именно в этот день дитя приносят в храм для совершения таинства Святого Крещения.
5. Княжеские имена
Великокняжеская династия Рюриковичей за 700 лет своего существования выработала свой особенный именослов, который пользуется большой популярностью и в наши дни.
В отличие от простых людей, русские князья назывались сложными, двусоставными именами с корнями «свят», «слав», «волод», «яр». Очевидна их сакральная природа, поскольку, по крайней мере, часть из них совпадает с именами языческих богов: Ярила, Святовид.
Культ предков приводил к тому, что новорожденный княжич обыкновенно получал имя в честь деда. В некоторых родах на протяжении веков удерживалось всего два-три имени, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому в летописи бесконечно чередуются Олеги Святославичи со Святославами Олеговичами, Изяславы Мстиславичи с Мстиславами Изяславичами.
С принятием христианства традиция наделять князя «значимым» именем была перенесена и на крестильные имена. Владимир Мономах пишет о себе, что он был «наречен в крещении Василий, а русским именем Володимер».
Однако князья назывались обоими именами — мирским и крестильным — почти исключительно при упоминании событий церковных: их рождении, крещении или погребении. Например, в Летописце Переславля Суздальского под 1211 годом читаем: «Родися у Костянтина Всеволодича сын, и нарекоша имя ему во святом крещении Иоанн, а по княжеску Всеволод». В громадном же большинстве случаев князья в летописях называются только русскими именами, которым придается название главных, «княжеских» имен. Именно их чеканили на монетах: «Князь Володимир, а се его сребро».
Так продолжалось до конца XIII века. Но затем, в связи с укреплением позиций христианской церкви, князья начинают называться только одним, церковным именем – Иван, Федор, Андрей, Константин, Михаил, Дмитрий…
Однако несколько древнерусских имен все же удержалось в княжеском именослове. Это, прежде всего, Владимир, Борис (сокращенное от Борислав) и Всеволод – имена князей, канонизированных русской церковью. Позже церковь признала еще шесть славянских имен — Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Олег, а также Вячеслав — русский эквивалент имени чешского святого Х века, князя Вацлава.
Благодаря включению в церковные календари, эти имена дожили до наших дней. Теперь «княжеские» имена составляют подавляющее большинство из довольно узкого круга древнерусских имен, которыми родители нарекают своих детей.
6. Женские имена
История женской половины рода человеческого — это история постепенного обретения равных прав с мужчиной. Этапы этого долгого процесса, занявшего не одну сотню лет, особенно ярко видны на примере наименования женщин.
В памятниках древнерусской письменности XI-XIV веков женщины предстают безликими, почти безымянными существами. Конечно, у них были личные имена, но их упоминание — большая редкость: этой чести удостаивались немногие, например, княгиня Ольга. В большинстве случаев именование женщины носило опосредованный характер – через имя мужа или отца. Как мы знаем, Ярославна в «Слове о полку Игореве» – это отчество дочери князя Ярослава Прасковьи. В летописи встречается также «княгиня Всеволожая» – жена великого князя Всеволода. Но по отчеству величали исключительно знать, а женщинам из простонародья хватало одного производного из имени мужа – Иваниха, Павлиха. Даже в документах были привычны такие записи: «Якова дочь Ивановская жена сапожника». Как видим, эта женщина обозначена по имени отца и мужа, да ещё по занятию мужа, а её личное имя не указано, его никто не употреблял.
Только в ХV-XVII веках формула женских имен начинает приближаться к мужской, поскольку первым ее компонентом уже является личное имя женщины. Причем в большинстве случаев речь идет о вдовах, после смерти мужа унаследовавших землю и другое имущество: вдова Полашка, или вдова Каптелинка Яковлевская жена Купреянова. Именование незамужних женщин в тот период довольствовалось указанием на отца: Анница Игнатьева дочь.
В начале XVIII века формула именования женщины претерпела дальнейшие изменения: теперь помимо личного имени в составе ее появляется полуотчество. Ограничимся одним примером: посадская вдова Парасковья Панкратова дочь Прокофьевская жена Никифорова сына Локтева. По-нашему это Прасковья Панкратовна, жена Прокофия Никифоровича Локтева. Формы именования незамужней женщины в этот период были таковы: посадская девка Улита Гусева дочь, или: девка Марья Алексеева дочь.
Наконец, в XIX веке формула именования женщины совершила последнее превращение, полностью совпав с мужской: например, Мария Ивановна Постникова. Долгий процесс превращения женщины в человека благополучно завершился. Оставалась самая малость: коротко остричься, надеть штаны, заняться спортом и освоить мужские профессии.
7. «Революционные» имена
Новая эпоха в жизни русских личных имен началась с декрета Совнаркома от 23 января 1918 года, провозгласившего полное и окончательное отделение церкви от государства и школы. Святцы были отброшены имеете с «религиозными предрассудками», вместо крещения была принята гражданская регистрация, а имена было разрешено давать какие угодно.
С 1924 года стали выходить миллионными тиражами «советские святцы» — настольные и отрывные календари, в которых приводились рекомендательные списки новых имен и предлагались пути творческого поиска. Например, советовали избирать для имени любое красивое слово: «поэма», «абстракция» или что-нибудь в этом роде.
Помните, как булгаковский Шариков взял себе имя по новому календарю – Полиграф Полиграфович? Думаете, писатель пошутил или утрировал действительность?
Ничуть. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 год рекомендовал такие имена: 7 февраля. Родился писатель-утопист Томас Мор. Предлагаются имена — Томас и Мора (в зависимости от пола ребенка). 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 году Конференции 1 Интернационала девочек рекомендовали называть Интернами. Были в этом календаре девочки Идеи и Искры, Волги и Евразии, Пролеткульты, и даже Артиллерийские Академии. Мальчиков нарекали Трибунами, Тракторами, Оюшминальдами (Отто Юльевич Шмидт на льдине), а кое-кого и Главспиртами! И если имя Вилен (Владимир Ильич Ленин) звучит еще вполне приемлемо, то Пятьвчет (пятилетку в четыре года) кажется просто кошмарным.
Конечно, дураков на Руси всегда было хоть отбавляй. Но здравомыслящих людей, слава Богу, больше. Несмотря на революционные нововведения, Россия осталась верна именам своих святых, мучеников и героев. Сергеи, Александры, Ильи, Екатерины, Ольги и многие другие гордые, нежные, романтические имена остаются любимыми для нас. Детей называли и будут называть в честь дедушек и бабушек, и никакая революция помешать этому не может. Да и сегодня, судя по статистике, 95 процентов россиян носят традиционные календарные русские имена.
8. Западноевропейские имена
Что общего между Агафьей Лыковой и Агатой Кристи? Или у Ивана Грозного с Иоганном Себастьяном Бахом, Джоном Ленноном, Джанни Версаче и Жаном Марэ? Да, собственно, ничего, кроме того, что эти люди являются тезками. Но почему привычные нам имена звучат на европейский лад так чуждо для нашего уха?
Вся Европа (а за ней и Америка) тоже называла детей по церковным календарям. Но православный мир заимствовал имена христианских святых через посредство греческого языка, а католики и протестанты – через посредство латинского. Поэтому одно и то же имя по-русски звучит совсем не так, как по-английски или по-французски. Достаточно сравнить имена Гаврила и Габриэль, Вениамин и Бенджамен, Марфа и Марта, Барбара и Варвара.
Увлечение россиян западноевропейскими именами началось в XIX веке, в связи с повальной франко-, а потом и англоманией. Со школьных уроков литературы мы помним Элен Курагину и Пьера Безухова, а также отрывок из «Евгения Онегина» о том, как мать Татьяны «звала Полиною Прасковью и говорила нараспев». Конечно, крестя новорожденного, русские дворяне, как и полагалось, выбирали ребенку имя по святцам. Но с самого раннего детства малыша называли не этим именем, а аналогичным французским или английским – полным (как Элен и Пьера) или уменьшительным (как Стиву Облонского или Кити Щербацкую в «Анне Карениной»).
Новый взлет популярности иностранных имен и западных вариантов распространенных русских имен мы пережили в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Он был обусловлен расширением связей со странами Запада: ростом популярности западноевропейской и американской литературы и кинематографа, участившимися браками с иностранцами. Тогда появились многочисленные Артуры Семеновичи и Джоны Тихоновичи, Анжелики, Жанны, Эдуарды и даже Ромуальды.
Сейчас времена изменились: за последние 10-15 лет мы пересмотрели свое отношение и к себе, и к странам Запада. О былой вспышке любви ко всему заграничному напоминает лишь имя Кристина, заменившее в списке современных имен более привычное для носителя русского языка имя Христина.
9. Имя и судьба
Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. Сегодня мы далеки от подобных представлений, считая их предрассудками. Однако зерно истины в этом, наверное, все-таки есть.
О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале ХХ века русский исследователь Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве — люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергеи, по наблюдениям Минцлова, очень часто являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский были Сергеевичами.
Выдающийся русский ученый и философ Павел Флоренский, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому характеру. Имя Елена знаменует женскую природу, Николай по складу характера очень добр, Василии обычно прячут нежные чувства в себе, Константин отличается непостоянством.
В 1986 году американские психиатры провели исследование и выяснили, что люди со странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие — с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.
Так что определенная связь между именем человека и его психическими особенностями, видимо, все-таки есть. Разумеется, ее нельзя абсолютизировать, но и вовсе не учитывать эту связь было бы тоже неразумно.
10. Выбор имени
Имя — это первый подарок родителей новорожденному младенцу, и подарок этот — на всю жизнь. Чем же следует руководствоваться при выборе имени своему ребенку?
Разумеется, никаких инструкций на этот счет сегодня нет. Христианские святцы облегчали и упрощали задачу, но они отжили свой век. В чем же теперь могут заключаются общие для всех имен критерии?
Человек, по сути, носит сразу три имени: собственное имя, отчество и фамилию. И, выбирая имя, нельзя забывать, что ему придется звучать в кругу этих соседей и со временем самому превратиться в отчество. Недопустимо, чтобы имя, каким бы красивым оно ни было, звучало полнейшим диссонансом с фамилией человека. Писатель Лев Успенский вспоминал такой случай: «В дореволюционной гимназии у меня был товарищ, носивший прекрасное гордое испанское имя Родриго: у него мать была испанкой. Но отец-то его был русским. Сочетание Родриго Степанов вовсе не казалось нам ни величественным, ни красивым, мы считали его просто смешным».
Желательно, чтобы имя не затрудняло образования ласкательных форм (Светочка, Санечка, Василек и т. д.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.
И, наконец, последний совет: не оригинальничайте. Помните, что носить имя будете не вы, а ваш ребенок, а судить о нем – не только вы, но и окружающие.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,