Что означает имя сепфора
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Сепфора
Упоминания в Библии
Сепфора была одной из семи дочерей Иофора (Рагуила в Пятикнижии и Ховава в Суд. 4:11), жреца и князя мадианитян.
Однажды он сидел у колодца, куда дочери Иофора привели отцовских овец. Появились другие пастухи и прогнали девушек, чтобы напоить своё стадо первыми. Моисей помог девушкам и напоил их стадо.
Когда девушки возвратились домой, их отец спросил: «Что вы так скоро пришли сегодня?». Девушки ответили: «Какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]».
Иофор сказал: «Где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб» (Исх. 2:18-20).
Моисей стал жить среди мадианитян. Иофор выдал за него свою дочь Сепфору, которая родила от него двух сыновей — Гирсама и Елиезера.
«Одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова» (Исх. 18:3-4).
После смерти египетского фараона Бог призвал Моисея вернуться в Египет. Моисей начал путь в Египет, взяв с собой жену и детей.
Согласно Библии (Исх. 4:24-26) и толкованию архимандрита Никифора в «Библейской энциклопедии» (1891), один из её детей не был обрезан своевременно, по каковому случаю «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил Моисея Господь и хотел умертвить его.
После Исхода евреев из Египта, Иофор встретился с Моисеем, приведя Сепфору, перед тем возвращённую, и сыновей Моисея (Исх. 18:2).
Тёмнокожесть жены Моисея
Ещё одно упоминание о Сепфоре в Библии (Чис. 12:1-15), когда Мириам и Аарон упрекают Моисея за то, что взял в жёны «эфиоплянку», то есть жительницу Куша, или Нубии.
Книга Бытия рассматривает жителей Африки как потомков Хама, сына Ноя. Сами мадианитяне имели тёмную кожу и назывались кушим — еврейским словом, обозначающим темнокожих людей.
Древние и средневековые иудейские источники спорят о том, была ли Сепфора кушиткой.
Иосиф Флавий сообщает, что кушитка стала женой Моисея ещё до бегства из Египта — он женился на ней во время южной военной кампании, когда находился в должности генерала египетской армии.
Современные комментаторы Библии сходятся на мнении, что темнокожая кушитка и Сепфора — это две разные женщины, поскольку двоежёнство было законным ещё со времён Иакова. Тем не менее, некоторые исследователи описывают Сепфору как темнокожую кушитку.
Сепфора в современном мире
Имя Сепфора (Ципора ציפורה) можно найти в современном Израиле, часто встречаются сокращенное имя Ципи.
В русских монастырях остались обычаи называть монашествующих именами святых, в том числе и библейскими. Самый близкий к нам современник с таким именем — схимонахиня Сепфора (Шнякина).
Сепфора
Смотреть что такое «Сепфора» в других словарях:
Сепфора — (ивр.צִפּוֹרָה) Дочери Иофора. Фрагмент фресок Сикстинской капеллы, Сандро Боттичелли … Википедия
Сепфора — (евр. Циппора, птица ), дочь мадиамского священника Рагуила, или Иофора, жена Моисея (см. Моисей) (Исх 2:21 и след.; 4:25; 18:1 6) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Сепфора — (птица, птичка) (Исх.2:21 ) жена Моисея и одна из дочерей священника Мадиамского. Один из ее детей не был обрезан своевременно, по каковому случаю Господь, явившись Моисею, угрожал ему смертью за такое нарушение Закона. Тогда Сепфора тотчас… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сепфора — Сепф’ора (воробей) (Исх.2:21 ; Исх.4:25 ; Исх.18:2 ) дочь священника мадиамского Рагуила (Иофора), жена Моисея, ефиоплянка (Чис.12:1 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сепфора — Сепф’ора (воробей) (Исх.2:21 ; Исх.4:25 ; Исх.18:2 ) дочь священника мадиамского Рагуила (Иофора), жена Моисея, ефиоплянка (Чис.12:1 ) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Сепфора — Дочь Иофора; жена Моисея и мать двух его сыновей. Исх.2:16 22; 4:24 26; 18:2 4 … Подробный словарь библейских имен
Сепфора — дочь Рагуила; жена Моисея: Исх 2:18,21,22 переселилась с Моисеем в Египет: Исх 4:20 имела двух сыновей: Исх 18:2 4 обрезала своего сына: Исх 4:24 26 посетила Моисея в пустыне: Исх 18:5,6 … Библия: Тематический словарь
Сепфора — дочь священника Мадиамского Иофора, жена пророка Моисея, мать Гирсама и Елиезера (Исх. IV, 24 26, Числ. XI, 35, XII, 13) … Полный православный богословский энциклопедический словарь
5.2 Жена Моисея
Там, в Мадиамской земле, Моисей обрел свою жену.
И (придя в землю Мадиамскую) сел Моисей у колодезя. У священника Мадиамского (было) семь дочерей, (которые пасли овец отца своего Иофора). Они пришли, начерпали воды, и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего (Иофора). И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей, и защитил их, (и начерпал им воды), и напоил овец их. И пришли они к Рагу илу, отцу своему, и он сказал (им): что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов; и даже начерпал нам воды, и напоил овец (наших). Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору ( Исх. 2, 15–21 ).
Исчезновение Моисея со двора фараона опечалило Аарона и Мариам – они лишились того, кем гордились, да и едва ли знали, куда он исчез. Но в дом Мадиамского священника пришла радость. Прп. Ефрем Сирин: «Аарон и Мариам скорбят о том, кем прежде хвалились и величались; а Иофор, видя красоту и верность Моисея, особливо же ради сопутствующаго ему Бога, убеждает Моисея взять Сепфору в жену, чтобы, как Иаков освободил дочерей Лавановых от трудов пастырских, так и он освободил Сепфору и сестер ея от подобных же трудов. И взял Моисей Сепфору. » [89, Толк, на кн. Исх, с. 345]. Так Моисей женился на дочери Мадиамского священника.
Сепфора, или צפרה (Ципора) 6 – мадиамское имя жены Моисея, означающее «птица», или «птичка», в буквальном значении даже «когтистая». Восходя к еврейскому корню, имя צפרה (Ципора) иногда производят от צפר (Цафар) – «испускать лучи», и тогда Ципора может означать «лучезарная» [207, с. 307]. Там, в пустыне, бежавший от египетских сокровищ нашел свою птичку, лучезарную свою. Сын фараона теперь простой пастух, пустыня испустила ему навстречу свои лучи, внимавший египетской мудрости внемлет теперь пению пустынной птицы.
Двух сыновей, Гирсама и Елиезера, родила Сепфора Моисею.
Священное Писание порождает вопрос о том, кто же была жена Моисея. Был случай, когда уже после исхода израильского народа из Египта сестра и брат Моисея – Мариам и Аарон возмутились по поводу жены Моисея. И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял; ибо он взял за себя Ефиоплянку ( Чис. 12, 1 ).
Так кто же была жена Моисея? Одно ли лицо эфиоплянка, вызвавшая бурю возмущения Аарона и Мариам, и Сепфора-мадианитянка? И почему великий законодатель, чрез которого возбранены были браки с иноплеменниками ( Исх. 34, 16 ; Втор. 7,3 ), сам был женат на иноплеменнице, или даже на двух, а жены из своего народа не имел?
Что касается первой части вопроса о Сепфоре и эфиоплянке, то едва ли имеются теперь достаточно веские основания, чтобы дать определенный ответ. Мнения же имеются такие:
– Блж. Феодорит под женой эфиоплянкой разумеет Сепфору, дочь мадиамитянина Иофора. Названа же Сепфора эфиоплянкой в связи с тем, что земля Мадиамская была смежной с землей эфиопского племени омиритов или савеев ( 3Цар. 10, 1 ), откуда потом к царю Соломону пришла царица Савская. Евреи могли не особенно-то различать эти племена и могли называть их общим наименованием эфиопов. [155, блж. Феодорит, Толк, на кн. Чис, воп. 22].
Мнение блж. Феодорита подтверждается апокрифом «Пещера сокровищ». Там и отец Сепфоры, и она сама называются кушитами. В Библии Эфиопией, или землей Куш (Хуш) называется Судан. Название это по имени одного из внуков Ноевых ( Быт. 10, 6–8 ). Моисей «бежал в Мадиам к кушиту Рагуилу священнику Мадиамскому. Он взял себе дочь священника, кушитку Сепфору, в жены» [24, «Пещера сокровищ», гл. 34, с. 77].
Согласно толкованию «Брюссельской Библии» эфиоплянка – это в данном случае общее название иноземки [13, Толк, на Чис. 12,1 ]. Моисей женат на иноплеменнице.
Иосиф Флавий подробно описывает, как Моисей женился на дочери Эфиопского царя Фарбис во время его военного похода на Эфиопию еще в египетский период своей жизни задолго до женитьбы на Сепфоре. Иосиф Флавий: «Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей вступил в брак и повел египетское войско обратно на родину» [327, Иуд. древности, II, 10, 2]. Далее Иосиф Флавий отдельно описывает женитьбу Моисея на дочери Мадиамского священника. Таким образом, по Иосифу Флавию, у Моисея были две жены – эфиоплянка Фарбис и мадианитянка Сепфора.
В иудейской традиции имеется еще мнение, что эфиоплянка и Сепфора разные лица, причем на эфиоплянке Моисей женился уже после смерти Сепфоры. Так в комментарии к Пятикнижию в переводе О.К. Штейнберга говорится: «По смерти супруги своей Сепфоры Моисей взял себе жену эфиоплянку из присоединившихся к евреям при выходе из Египта африканцев. Став женою высшаго вождя народа, жена эта чрезвычайно гордилась и дала этим повод к семейному разладу» [3, Числа, с. 40]. Подобное мнение в Толковой Библии А.П. Лопухина: «Иные в эфиоплянке «разумеют кушитку, жительницу южной Аравии, взятую Моисеем после предполагаемой смерти Сепфоры, во избежание родственных связей в Израиле» [191, Толк, на Чис. 12, 1 ].
Обратимся и ко второй части вопроса. Почему же великий законодатель Израиля сам женат на иноплеменнице? Не были ли правы Аарон и Мариам, возмутившись против Моисеевой жены-эфиоплянки? Дело в том, что запрет на браки с иноплеменниками никогда не был безусловным. Ведь вошли даже в родословную Иисуса Христа Рахав-хананеянка, Руфь-моавитянка. В самом браке с иноплеменниками ничего греховного не было. Бог никогда не заповедовал потомкам Авраама хранить этническую кровную чистоту рода. Бог говорил: Не бери из дочерей их (хананеев) жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих ( Исх. 34, 16 ). Т.е. смысл запрета был в том, чтобы через браки с язычниками не приобщиться и самим их идолопоклонству и нечестию. В этом Моисей был безупречен. Великий законодатель женат на иноземке. Израилю всегда напоминается, что он «первый», но не «последний». Израиль – первенец Божий, но и остальные народы не вне спасительного промысла Божия. Израиль мог хвалиться Богом, но не собою. Даже сам великий Моисей, чрез которого дан был Закон, не был безупречен по букве Закона. Но он поступал в духе Закона и этому должен был чрез него обучиться ведомый им народ. Аарон и Мариам были в тот раз неправы. Возревновали о крови, а не о духе; думали не о святости Божией, а о своей исключительности.
Поучительный и даже несколько загадочный случай произошел с Сепфорой, женой Моисея, когда уже после призвания на горе Хорив к своему великому служению Моисей возвращался с женой и сыновьями в Египет к израильскому народу.
Т.к. речь идет об обрезании одного только сына, то вполне правомерно предположить, что другой, конечно, старший, был обрезан. Сложившуюся ситуацию хорошо толкует прп. Ефрем Сирин: «И взял Моисей Сепфору, и родила она ему двоих сынов; перваго он обрезал, а другого Сепфора не дала ему обрезать, надеясь на отца и братьев своих. И не дозволила ему обрезать обеих сынов, и не отказала в обоих; уступила одного, чтобы на нем совершилось обрезание Авраамово, и отказала в другом, чтобы в нем продолжалось необрезание дома отца ея» [89, Толк, на кн. Исход, с. 345–346]. В необрезании младшего сына Моисея прп. Ефрем Сирин причиной видит следование Сепфорой идолопоклончеству отца своего, языческого жреца. Существует и другое мнение. Иофор, отец Сепфоры – потомок Авраама от Хеттуры. В их племени вполне могло совершаться обрезание. Но аравийские племена, к которым относились и мадиамитяне, обрезывали мальчиков в тринадцать лет, о чем свидетельствует и Иосиф Флавий. Сепфора могла не пожелать нарушать отеческую традицию, и ее младший сын мог к тому времени еще не быть обрезанным.
По древнему обычаю люди, участвовашие в обряде, связанном с кровью, становились кровными родственниками. Это вызывает раздражение и сердечную боль Сепфоры. Моисей теперь не просто муж для нее, он – жених крови. Преодолевая себя, она это делает ради его жизни, но после этого уходит (на время) от него. С другой стороны это был единственынй способ сохранить его жизнь, а также сохранить его для себя как мужа, пусть и как жениха крови. Таким образом она вернула его себе. Кровью сына обновился их супружеский союз и перешел в некое новое качество.
И еще вопрос: К чьим ногам бросила Сепфора обрезанную крайнюю плоть своего сына? Библейский текст говорит просто: бросив к ногам его. Наиболее естественно считать, что к ногам Моисея. Этим она как бы с отчаянием говорит: получай то, что ты хотел, пусть будет по-твоему. Так думает большинство толкователей. Но своеобразна и мысль прп. Ефрема Сирина. Он относит и действие, и слова Сепфоры ты жених крови у меня к явившемуся на ночлеге Ангелу. Прп. Ефрем Сирин: «И оставив его [сын. – Г.Ф.], обагреннаго своею кровию, объемлет [Сепфора. – Г.Ф.] ноги Ангела и говорит: жених крови у меня, не причинишь ты скорби в день брака обрезания, потому что велика была радость у Авраама в тот день, когда он обрезал Исаака. Жених крови у меня. Не причинишь скорби и ради меня, обрезавшей сына своими руками, и ради Моисея, и ради Давшего заповедь обрезания, которая теперь исполнена» [89, Толк, на кн. Исх., с. 350]. Т.е., по прп. Ефрему Сирину, Моисей – ее жених по плоти, а явившийся Ангел (или Сам Ягве) – жених крови ради обрезания.
Таково таинственное событие. Но оно имеет еще и таинственно-аллегорическое значение.
Язычники ради Жениха крови вынуждены оставить отеческое многобожие и принять крещение, как Сепфора, дочь мадиамского жреца, вынуждена обрезать своего сына, а в муже своем обрести Жениха крови.
Интересная нравоучительная мысль у прп. Ефрема Сирина: «Ангел же является Моисею гневным, вразумляя его тем, кого должен он бояться, Бога ли, установившаго обрезание, или ребра [т.е. жены. – Г.Ф.], удерживающаго от обрезания» [89, Толк, на Исх., с. 350]. Ведь и Адаму Бог сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей. проклята земля за тебя ( Быт. 3, 17 ).
Св. Григорий Нисский в обрезании Сепфорой своего сына находит указание на подлинное и ложное в языческой философии и отсечение Церковью ненужного в языческой мудрости для подлинного богопознания. Св. Григорий Нисский: «Полагаю, что всякому, кто посвящен в истолкование Писания, из всего сказанного станет ясна последовательность шагов на пути добродетели, как ее изображает Писание, предлагая нам цепь последовательных образов. В наставлениях, порожденных философией, есть нечто телесное и сходное с крайней плотью. Но когда над ними произведено обрезание, то все, что осталось, принадлежит к чистому израильскому роду. Например, языческая философия тоже считает душу бессмертной, и в этом ее плод благочестив. Но она полагает, будто душа переселяется из одного тела в другое и после рождения в разумном теле может переместиться в бессловесное существо, – а это уже телесный и инородный элемент, крайняя плоть. Так и во многом другом. Говорится, что Бог есть, но Ему приписывается материальность. Он признается Творцом мира, но для творения Ему будто бы требуется материя. Он называется благим и могущественным, но во многих случаях Он будто бы вынужден уступить решению судьбы. Рассмотрев все эти вопросы по порядку, можно увидеть, как верные положения языческой философии оскверняются нелепыми добавками. Когда они, как при обрезании, отсекаются, Ангел Божий становится к нам милостив, словно радуясь законнорожденному отпрыску философских положений» [64, О жизни Моисея, Толк., 39–41].
Прп. Максим Исповедник раскрывает свои умозрительные духовно-аскетические рассуждения, пользуясь образом события обрезания Сепфорой своего сына, в 17-м вопросоответе к Фалассию [135, кн. 2, Вопросоответы к Фалассию, вопр. 17].
По прп. Максиму, Моисей означает ум человека. Ум сочетается ведением с мудростью, как Моисей с Сепфорой.
Ум, сочетаясь с мудростью, порождает двух сыновей – благородный нрав и помыслы благочестивого образа жизни. Пустыня – «состояние, лишенное страсти», в которое ум (Моисей) должен извести «божественное умозрение о сущих», как израильтян из Египта, т.е. из плоти и чувства. Божественное умозрение бессмысленно трудилось «над глиной, т.е. над страстями плоти». От этого надо уйти в пустыню бесстрастия.
Семьдесят толковников передают имя צפרה как Σεπφωρα (Сепфора). Так это имя перешло и на славянский, и русский языки.
И взял Иофор, тесть Моисея, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную, и двух сынов ее.
Сепфора
Смотреть что такое «Сепфора» в других словарях:
Сепфора — (ивр.צִפּוֹרָה) Дочери Иофора. Фрагмент фресок Сикстинской капеллы, Сандро Боттичелли … Википедия
Сепфора — (евр. Циппора, птица ), дочь мадиамского священника Рагуила, или Иофора, жена Моисея (см. Моисей) (Исх 2:21 и след.; 4:25; 18:1 6) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Сепфора — (птица, птичка) (Исх.2:21 ) жена Моисея и одна из дочерей священника Мадиамского. Один из ее детей не был обрезан своевременно, по каковому случаю Господь, явившись Моисею, угрожал ему смертью за такое нарушение Закона. Тогда Сепфора тотчас… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сепфора — Сепф’ора (воробей) (Исх.2:21 ; Исх.4:25 ; Исх.18:2 ) дочь священника мадиамского Рагуила (Иофора), жена Моисея, ефиоплянка (Чис.12:1 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Сепфора — Сепф’ора (воробей) (Исх.2:21 ; Исх.4:25 ; Исх.18:2 ) дочь священника мадиамского Рагуила (Иофора), жена Моисея, ефиоплянка (Чис.12:1 ) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Сепфора — (Ципора), дочь Рагу ила (Иофора), жена Моисея (Исх. 2:21; 18: 2; Чис. 12:1) … Словарь библейских имен
Сепфора — Дочь Иофора; жена Моисея и мать двух его сыновей. Исх.2:16 22; 4:24 26; 18:2 4 … Подробный словарь библейских имен
Сепфора — дочь Рагуила; жена Моисея: Исх 2:18,21,22 переселилась с Моисеем в Египет: Исх 4:20 имела двух сыновей: Исх 18:2 4 обрезала своего сына: Исх 4:24 26 посетила Моисея в пустыне: Исх 18:5,6 … Библия: Тематический словарь
Сепфора — дочь священника Мадиамского Иофора, жена пророка Моисея, мать Гирсама и Елиезера (Исх. IV, 24 26, Числ. XI, 35, XII, 13) … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Моисей и Сепфора
(История одной встречи)
Священное Писание является основным источником христианских догматов и вероучительных истин. Обладая непреложным авторитетом, Писание, тем не менее, содержит достаточно много текстов, которые в силу своей, на первый взгляд нелогичности, или непоследовательности, очень тяжело поддаются истолкованию. Одним из таких сложных мест Священного Писания, является история встречи Моисея, которого Господь только что послал в Египет вывести из плена избранный народ, и Господнего Ангела, искавшего, как о том гласит откровение Божие, «умертвить» Моисея на его пути к Фараону.
«Бысть же на пути на стану, срете его ангел Господнь и искаше его убити» (Исх.4:24).
Синодальный перевод, как и Массоретский текст Писания, в отличии от Греческого и Церковнославянского текста, говорит, что Моисея встретил на пути не Ангел, а сам Господь. Но, так как Ангел Божий является лишь проводником или исполнителем воли Божьей, то данное расхождение текстов не является принципиальным. Важно, то, что Господь выразил намерение умертвить того, кого Сам только что послал вывести из Египта «своего первенца», то есть, богоизбранный Израильский народ (см. Исх. Гл.3-4)
Если попытаться, коротко, обобщить достаточно обширное святоотеческое толкование данной библейской истории, то более или менее общепринятое мнение относительно происходящего, можно выразить следующими словами: Моисей, которому Господь предопределил быть будущим законоучителем Израильского народа, сам нарушил волю Божию, так как не обрезал одного из своих сыновей. Действие же Сепфоры, жены Моисея, которая поняла причину Божьего гнева и, не медля, сама обрезала своего сына, позволили Моисею вновь обрести благоволение в очах Божьих.
Прп. Максим не дал прямых ответов на им же поставленные вопросы, а предложил рассматривать данную библейскую историю лишь как источник духовных аллегорий позволяющих проникнуть внутрь страстной сущности человека, и направить его стремление на путь освобождения из рабства греха.
Очень сложно, что либо добавить к глубоким духовным рассуждениям преподобного Максима Исповедника. Поэтому мы оставим духовную аллегорию, и разберем произошедшее с Моисеем и Сепфорой с другой стороны, то есть рассмотрим их встречу с Ангелом, и попробуем дать оценку произошедшего, в прямом историческом контексте библейского повествования.
Так как события данной истории непосредственно касаются действий Сепфоры по обрезанию своего сына, что в конечном итоге привело к разрешению ситуации и сохранению жизни Моисею, то в первую очередь следует разобраться с самим обрядом обрезания.
Первый раз, как о том свидетельствует Писание, данный обряд был совершен Авраамом по повелению Господа, который определил подобному знаку на мужеской плоти, быть знамением завета между Богом, с одной стороны, и праведным Авраамом и его потомством, с другой (Быт.17;10-11). В свою очередь, сам завет стал возможен только потому, что Авраам без сомнений и колебаний поверил словам Бога. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6)
Господь не раз испытывал веру (праведность) Авраама. И последний раз это произошло в тот момент, когда Авраам, по повелению Господа, приносил в жертву Исаака, своего единственного сына и наследника. Тогда Бог остановил руку праведника и окончательно утвердил данное ему ранее обетование: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:16-18)
На данном этапе рассуждений будет не лишним обратиться к истории грехопадения Адама, и вспомнить, что именно Бог вменил в грех Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19) Адам послушал Еву, и тем самым показал недоверие словам Бога, что и лишило Адама не только праведности и полноты благодати богообщения, но и самих райских обителей.
Авраам же напротив, поверив словам Бога, праведность стяжал, а с нею приобрел и Божественные обетования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обрезание, это не просто знамение завета, некогда заключенного между Богом и Авраамом, это знак праведности человека, знак послушания и безусловной веры человека Богу. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян.7:51) Такими словами обличает первомученик Стефан, нежелание иудеев отсечь своеволие и склонить свою «выю» (шею) под всемогущую руку Бога.
Теперь вернемся к истории Моисея и обратим внимания на один любопытный факт. Господь посылает Моисея вывести Израильский народ из Египта. И что делает Моисей? Он отправляется в Египет с женой и детьми. Зачем в далекий путь, до Египта и обратно, брать с собой семью? Можно предположить, что взяв семью в Египет, Моисей просто не рассчитывал вернуться назад. Моисей не верил в то, что фараон отпустит на волю два-три миллиона рабов. А это значит, что и ему скорей всего придется навсегда остаться в Египте. Поэтому Моисей и отправился в путь со всем семейством.
С самого начала, когда Бог явился Моисею в горящей Купине, Моисей пытался всячески уклониться от служения, на которое призывал его Господь. «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх.3:10,11) Далее Писание приводит обширный диалог Господа с Моисеем. Но даже после того, как Господь открыл Моисею Свое имя, уверил его в том, что пойдет с ним и укрепит его уста и руки, даровал Моисею власть творить чудеса пред Фараоном, Моисей сомневается и говорит Богу: «Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея…» (Исх.4:13,14)
В итоге, Моисей все же покоряется и умолкает и, казалось бы, принимает волю Божию, но дальнейшие события говорят о обратном.
«И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую…» (Исх.4:18-20)
Моисей скрывает от тестя причину и цель своего предстоящего путешествия в Египет. А.П.Лопухин, по этому поводу, дает такое пояснение: «Причина, по которой Моисей не открывает Иофору истинной цели своего путешествия в Египет, заключается или в его смирении, или же, как думают некоторые, в не совсем близких отношениях к своему тестю».
Не убедительно. Более правдоподобным выглядит предположение, что Моисей, не веря в благоприятный исход дела, на которое его послал Господь, просто побоялся сказать тестю правду о том, что не рассчитывал вернуться назад. Очевидно, что Иофор, который приютил у себя Моисея и дал ему в жены свою дочь Сепфору, вряд ли бы согласился расстаться с дочерью и внуками навсегда. И тем более не отпустил бы их, если б знал что Моисей идет в Египет объявить фараону ультиматум, угрожая тому, в случае непослушания, смертью его первенца, то есть смертью наследника Египетского престола.
С точки зрения обычных человеческих взаимоотношений, не только подобная дерзость, но и «невинное» противоречие всевластному монарху могла привести, в лучшем случае, к тюремному заключению, либо к смертной казни как Моисея, так и всего его семейства. Наглядным пособием подобному, можно привести Книгу Есфири, в которой описывается печальная участь тех, кто просто вошел к царю без приглашения (см. Есф.4;11). Трудно согласиться с тем, что Моисей, воспитанный при дворе фараона и наученный всей «премудрости египетской» (Деян.7;20) всего этого не знал. А следовательно, если Моисей все же взял с собой в Египет жену и детей, то исполнять поручение Бога и идти к фараону он вообще не собирался. Моисей, подобно пророку Ионе, намеривался просто скрыться от воли Бога и отправился в Египет на постоянное место жительства.
Принимая во внимание все выше сказанное, можно понять почему Господь послал Ангела (или явился Сам) умертвить Моисея на его пути в Египет. Моисей своим маловерием, или лучше сказать, неверием Господу, сам, как это некогда произошло с Адамом, соделал себя духовным мертвецом в глазах Божьих, что и показал Господь своим явлением и грозным намерением.
Теперь вновь обратимся к смыслу обряда обрезания. Если, как мы показали выше, обрезание это знак договора между Богом и праведником, то с кем в данном случае Господь заключил сделку?
Писание не говорит о том, был ли обрезан Моисей. На этом основании некоторые толкователи выдвигают гипотезу о том, что Сепфора совершила “символическое” обрезание Моисея, помазав его детородные органы кровью сына, которого только что обрезала. Но тут возникает вопрос: почему Сепфора просто не обрезала своего мужа?
Можно предположить, что Бог заключил завет с Сепфорой, а знак завета был положен на плоти ее сына по причине того, что в силу физиологии, обрезать себя Сепфора не могла.
Далее надо понять предмет и суть договора между Богом и Сепфорой.
Если завет заключен, то это значит, что Сепфора поверила Богу. Поверила тому, что не только ее жизнь и жизнь ее мужа, но и судьба всего израильского народа, находится не в руках фараона с его многочисленной армией, а в руках Всемогущего Бога, который явился в Купине Моисею и послал того исполнить Божественную волю о богоизбранном народе.
В Писании не говорится о том, почему Сепфора с детьми, которых Моисей взял с собой, так и не попали в Египет, и встретились с Моисеем уже только после исхода израильского народа из египетского плена (см. Исх.гл.18).
Но в контексте общепринятой трактовки данной библейской истории, прп. Ефрем Сирин дает такое пояснение: «Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых, ради обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых, и потому, что неблаговременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда из Египта должен был выйти весь Израиль».
Несколько странное рассуждение о «неблаговременности» путешествия, учитывая то, что к этому времени, Моисей с семейством уже пошел половину пути.
С точки же зрения наших рассуждений, можно было бы заключить, что не Моисей вернул жену и детей домой, а Сепфора убедила в этом мужа, или же сама отказалась идти с Моисеем в Египет. Вернувшись к отцу, Она сделалась добровольной заложницей в руках Господа, тем самым побуждая Моисея отвергнуть малодушие и выполнить повеление Божие.