Что означает имя существительное 2 класс
Что такое имя существительное в русском языке?
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
Имена существительные называют
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
Видеоурок
Общее понятие об имени существительном. 2-й класс
Класс: 2
Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов (фото).
(Слайд 2) Чистописание. Кликнуть мышкой на знак в правом верхнем углу. При появлении экрана кликнуть на «прописные», затем навести курсор на букву Ц, затем на строчные, навести курсор на буквы ц, а, е.
(Слайд 7) Гиперссылка на физминутку. Двойной щелчок мышки для возвращения на слайд. (Приложение 1)
(Слайд 10) Использование триггеров. Нажать на рисунок для перемещения.
(Слайд 16) Использование гиперссылки для повторения.
Тема урока: Общее понятие об имени существительном.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
– У вас хорошее настроение?
– Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
– Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод.
II. Чистописание.
– Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы.
– Какой звук произносим в начале каждого слова? (Звук ц)
– Расскажите про этот звук. (Согласный, глухой, твёрдый)
– Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.
(Работа с анимацией «Чистописание»)
– А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы).
– Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». (В конце слова – «цы»)
– Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая)
– Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).
– Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
III. Работа над новым материалом.
Лексико-грамматические признаки имен существительных.
Работа со словарным словом. Отгадайте ребус.
Расскажите о слове: (2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука)
Что обозначает это слово? (Предмет)
Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.
– На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать, хороший, рисовать, золотой
Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение
Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.
Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.
В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.
Существительные могут обозначать:
Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
Части предметов: экран, дно, рукоятка.
Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
Вещества: вода, песок, кислота, мука.
Явления природы: снег, дождь, радуга.
Признаки: глубина, чернота.
Действия: сражение, бег, плавание.
Факты и события: представление, пожар, отпуск.
Состояния и чувства: сон, страх, радость.
Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.
Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:
Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.
Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.
Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.
Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.
Число: единственное или множественное
Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.
Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.
Имена собственные и нарицательные
Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».
Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.
Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.
Род имен существительных
Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.
Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.
Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.
Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.
Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.
У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).
Единственное и множественное число имен существительных
Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).
Согласовательные классы существительных
В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:
Мужского рода одушевленные: зверь
Мужского рода неодушевленные: трактор
Женского рода одушевленные: мама
Женского рода неодушевленные: буква
Среднего рода одушевленные: животное
Среднего рода неодушевленные: окно
Только множественное число, парный род: ножницы
Группы имен существительных
Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.
Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.
Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.
Склонение имен существительных
Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения
Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).
Начальная форма: именительный падеж единственного числа.
I. Постоянные признаки
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
II. Непостоянные признаки
Морфологический разбор имени существительного. Пример
Читайте о других частях речи в русском языке
Местоимение указывает на предмет.
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).
Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).
Свекла из огорода – самая полезная (определение).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения:
Мама, мне нужна твоя помощь!
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Конспект урока по русскому языка 2 класс «Что такое имя существительное»
Разработка учебного занятия
Цель каждого этапа урока
Планируемые результаты каждого этапа урока
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте хорошего дня.
-Ну а теперь с таким же настроением приступаем к работе.
Приветствуют учителя, одноклассников
-дети психологически настроены на урок
— создана доброжелательная обстановка на уроке
— создана направленность на учебную работу
Активизировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовить учащихся к работе на уроке
Психологический настрой
— Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Птица сильна крыльями, а человек дружбой .
— Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
-Верно, и сегодня мы это докажем, ведь без дружбы и взаимопомощи, нам не обойтись.
Минутка чистописания
-Начнём мы наш урок с минутки чистописания.
— Запишите число, классная работа.
— Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним антонимы по смыслу.
-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.
-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)
-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
-Дайте характеристику звуку, обозначающегося на письме буквой Д
-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву
Дев..чка, друж..ть, д..ревня, д..кабрь, д..рога,
-Прочитайте эти слова. Спишите данные слова в тетрадь вставляя пропущенные буквы.
— Сейчас поменяетесь тетрадями с соседом по парте и сделаете взаимопроверку, оцените работу друг друга по эталону, выведенному на слайде.
— Давайте оценим работы. Те, кто выполнил работу правильно, не допустил ни одной ошибки, карандашом ставите (!). Те, кто допустил 1 ошибку, ставите (+). А те, кто допустил 2 и более знак (-). Спасибо за работу. Молодцы.(взаимопроверка)
— Посмотрите на эти слова, найдите лишнее слово.
-Почему оно лишнее?
-Что мы можем сказать об оставшихся словах?
Ведут диалог с учителем, высказывают свое мнение
— Ведут диалог с учителем, вспоминают слова-антонимы.
— Записывают слова, вставляя пропущенные буквы.
-Обмениваются тетрадками. Сравнивают работу по эталону и оценивают работу.
— Эти слова обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?
-актуализированы знания необходимые для работы над новым материалом
— формирование умений строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
— анализировать, сравнивать и обобщать;
— умения достигать договорённости и согласованности общего решения, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению
Презентация, слайд 2
Презентация, слайд 3
Презентация, слайд 4
Постановка учебной задачи
Побудить учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания, сформулировать и согласовать задачи и цель урока, организовать уточнение и согласование темы урока
— Идя сегодня к вам на урок, я встретила почтальона, который передал вот это письмо.
Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает).
-Какую информацию нам необходимо выяснить?
2. На какие вопросы отвечает?
(фиксация цели на доске)
— Попробуйте определить тему урока.
— Откройте учебник на стр.44
— Читаем тема урока?
— Можем ли мы предположить, что потерянная часть речи и есть имя существительное?
— Давайте тогда искать больше информации, что бы понять так ли это.
Потерялась часть речи!
— Учебник, словарь, учитель, ребята
— Наша цель: найти потерянную часть речи и собрать информацию о ней
— Найти потерянную часть речи
— Что такое имя существительное?
— Да
-коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
— поставлены задачи и цели урока.
— согласована тема урока
Изучение нового материала
Обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания нового материала; создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»
Скажите, как называют тех людей, которые ищут, какой-либо предмет или кого-то, добывая информацию?
-Мы будем сегодня следопытами. А кто такие следопыты?
— Я попросила ученицу нашего класса заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова.
-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?
— Но полученную информацию нужно куда, то записывать!
— У вас на партах лежат листы по сбору информации в виде таблицы.
На какие вопросы отвечает?
В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.
Ну что же, нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!
— Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое.
Работа в паре.
У вас на жёлтых карточках записаны слова в столбиках.
Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие?
Обсудите это в паре и подчеркните это слово.
— А почему вы выбрали эти слова?
-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.
— А на какие вопросы отвечают эти слова?
-Можете ли вы назвать имя этой части речи?
— Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
— Верны ли были наши предположения в самом начале о том, что потерянной частью речи может быть имя существительное?
— Какую же информацию мы занесем в таблицу?
— Записываем.
— Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
— Чтобы собрать новую информацию об имени существительном обратимся к учебнику на страницу 44,Упр. 74
-Рассмотрите картинки. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета.
— К какой части речи относятся эти слова?
— На какие вопросы отвечает имя существительное?
— Что обозначают эти слова?
— Запишем эти данные в наши информационные листы.
— Распределите слова из данного упражнения на два столбика и запишите в тетрадь.
-Какие получились у вас слова в каждом столбике?
-По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.
-Как называют предметы в группе слов, отвечающих на вопрос Кто?
— Как называют предметы в группе слов, отвечающих на вопрос Что?
— Ну, что следопыты, давайте подытожим информацию которую нам удалось добыть.
— Прочтем в учебнике на стр.45, что нам о имени существительном говорит мудрая сова.
— Верную ли информацию мы добыли?
— Сыщики, следователи, следопыты.
— Люди, которые ищут информацию
— «Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:
1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам
2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах
— Второе значение слова
— Ответы учащихся
На какие вопросы отвечает?
На какие вопросы отвечает?
-Записывают слова распределяя их на два столбика
-у учащихся сформировано грамматическое понятие «имя существительное» ;
— Использование метода дискуссии (работа в парах).
— выражение своих мыслей в устно и письменной форме
— сформировано умение работать с информацией (правило), обобщать и делать выводы.
— Изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ. Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
— Выполняют упражнения из физкультминутки
— снятие напряжения, усталости.
— Закрепить понятие о имени существительном, признаков отличающих эту часть речи от других
Самостоятельная работа
— А теперь заполните карточки самостоятельно, проверьте по эталону находящегося на слайде.
— На столах у вас лежат смайлики. Оцените свою работу с их помощью.
Коллективное выполнение с комментированием.
— Ученики самостоятельно выполняют задание и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты.
Проверка по эталону:
— Ребята оценивают свою работу, показывая определенный смайлик друг другу и учителю.
— применение теоретических знаний на практике при работ с упр.75
— Оценивание своих знаний, в самостоятельной работе на карточках
Презентация, слайд 5
Подведение итогов урока
Способствовать формированию рефлексии
-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?
-Какова была наша цель?
— Какую информацию вы собрали?
— Что такое имя существительное?
Отвечают на вопросы
— самооценка своей работы и работы всего класса на уроке на основе критериев успешности учебной деятельности
Развитие умения проводить самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
«Закончи предложение»
Сегодня на уроке:
1.Я узнал…
— Вы все большие молодцы, мы хорошо поработали и получили много новых знаний. Спасибо за урок!
— самоанализ своей работы на уроке
Презентация, слайд 6
Повторение и закрепление изученного
Дифференцированное домашнее задание
Выучить правило.
Задания на выбор:
2. Придумать и записать 10 существительных.
-закрепление и повторение пройденного на уроке
Презентация, слайд 7
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала: