Что означает индикт церковного новолетия
«Благослови венец лета благости Твоея»
Комментарий к тропарю и кондаку Начала индикта
1/14 сентября православные христиане празднуют церковное новолетие, церковный Новый год, называемый также началом индикта. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Данный праздник связан с ветхозаветной традицией праздника, упоминаемого в книге Левита:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23, 24–31).
Именно в этом месяце Моисей сходит с горы Синай со скрижалями Завета
На Руси начало празднования церковного новолетия 1 сентября относится к 1492 году, однако имеются более ранние свидетельства совершения чина летопроводства, относящиеся к XIII–XIV вв. [7]
Богослужебные тексты, в частности, тропарь и кондак дня начала индикта, содержат в себе ключевые образы, позволяющие погрузиться в историю праздника и стать непосредственными его участниками.
Церковнославянский текст тропаря и кондака звучит следующим образом:
«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны».
Оригинальный греческий текст выглядит так:
Тропарь:
«Ὁ πάσης δημιουργὸς τῆς κτίσεως, ὁ καιροὺς καὶ χρόνους ἐν τῇ ἰδίᾳ ἐξουσίᾳ θέμενος, εὐλόγησον τὸν στέφανον τοῦ ἐνιαυτοῦ τῆς χρηστότητός σου, Κύριε, φυλάττων ἐν εἰρήνῃ τοὺς βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου, πρεσβείαις τῆς θεοτόκου, καὶ σῶσον ἡμᾶς».
Кондак:
Тропарь:
«Всего творения Создатель, определивший времена и сроки Своею властью, благослови круг года Твоей благости, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас».
Кондак:
«На высотах живущий Царь, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, Христе, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!»
Создатель всего творения
В тропаре и кондаке праздника особое внимание уделяется непреложным истинам мироздания: Господь — Создатель всего творения: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый».
В тропаре и кондаке праздника особое внимание уделяется непреложным истинам мироздания: Господь — Создатель всего творения
Непреложная христианская истина утверждает в том, что мир сотворен Богом: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1, 16; 17).
«Венец лета благости Твоей»
Завершается тропарь молитвенной просьбой о сохранении в мире и спасении верных христиан молитвами Богородицы
Завершается тропарь традиционной молитвенной просьбой о сохранении в мире и спасении людей — избранного народа Божия, верных христиан [16] молитвами Богородицы и Приснодевы Марии.
«В вышних живый всех видимых и невидимых Зиждителю»
Кондак праздника начинается словами: «В вышних живый, Христе Царю». Царский титул Спасителя знаменует учение о царственном достоинстве Христа. В Апокалипсисе Христос именуется Царем царей и Господом господствующих (Откр. 19, 16).
Господь Иисус Христос является Творцом и Зиждителем. Эти синонимичные существительные используются для большего утверждения.
Царский титул Спасителя знаменует учение о царственном достоинстве Христа
Далее продолжается линия о творениях Божиих. Воспоминается четвертый день творения, когда были созданы светила небесные: солнце, луна и звезды для управления днем и ночью (Быт. 1, 14–19). Упоминаемые в тропаре праздника времена и лета, а также прошение о благословении венца лета находят свое отражение и в кондаке, тем самым призывая верующих уделить особое внимание необходимости благословения Божия перед началом новолетия.
Тропарь и кондак начала празднования индикта своими яркими образами акцентируют внимание на величии Божием. Эти богослужебные тексты напоминают верующим — Он Творец и Создатель видимого и невидимого мира. Фокусируя взгляд молящихся на венце лета Господня, тропарь и кондак призывают православных христиан всегда помнить, что за все необходимо благодарить Бога и просить Его благословения на всякое дело ежедневно, перед каждым Новым годом, перед каждым новым циклом лет.
14 сентября 2021 г.
[1] Кузенков П.В. Индикт // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2014. С. 552–553.
[3] Цит. по: Бернацкий М. Празднование Начала индикта — церковного новолетия // http://www.patriarchia.ru/db/text/40104.html
[4] Бернацкий М. Празднование Начала индикта — церковного новолетия // http://www.patriarchia.ru/db/text/40104.html
[6] Василик В., диакон. С новым годом.
[7] Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944. С. 27.
[8] Минея сентябрь. М., 2003. С. 10.
[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. М., 2011. С. 231.
[11] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 329.
[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 218.
[14] Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы. М., 2011. С. 236.
[15] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 222.
[16] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. С. 173.
Начало индикта — Церковное новолетие: история, смысл, богослужение
Что такое Церковное новолетие (индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт? Об этом Вы узнаете из нашей познавательной статьи.
Индикт — Церковное новолетие
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.
История Индикта
Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.
Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.
В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).
Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.
Вы прочитали статью Индикт — Церковное новолетие: история, богослужение. Если Вы хотите знать об этом больше, прочитайте следующие статьи:
Начало церковного года. Новолетие
Христианский новый год 2021 (7530 от сотворения мира)
Начало инди́кту, си́речь новому лету. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7530 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!
Индикт нового лета. Икона XVI–XVII веков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.
Что такое инди́кт?
Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.
Церковный календарь и богослужебный круг
14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.
Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX века
Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.
Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие
Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.
Традиции празднования новолетия на Руси
После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:
На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.
Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры
Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Народные традиции и суеверия
Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.
Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века
С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца» или просто «Семина дня». Название «летопроводца» присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день — севалка с плеч», или «Семин день — семена долой» (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом» — это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать» вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.
Как отмечают новолетие старообрядцы
Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя — ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:
В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.
Русский текст:
Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.
Кондак, глас 3.
В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.
Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).
По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1–8 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:
подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.
Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.
Индикт — церковное новолетие
14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.
История индикта
Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.
Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.
Император Константин Великий
В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.
Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.
Седьмой месяц
Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.
Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.
Великий индиктион
Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.
Пасхалия
Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.
Церковное Новолетие
В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.
Новолетие на Руси
На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.
Евангелие на начало Индикта
В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.
Господь Иисус Христос
Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.
В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.
Духовный смысл праздника
Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.
Богослужение в день Новолетия
1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.
Молебен на Новолетие
Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.
Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.