Что означает индивидуальная безвозмездность налога

Что означает индивидуальная безвозмездность налога

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Источник

фЕНБ 1.3 чПРТПУ 1
оБМПЗЙ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК РПМЙФЙЛЕ ЗПУХДБТУФЧБ

пФМЙЮЙФЕМШОПК ПУПВЕООПУФША ПФОПЫЕОЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ У ЗПУХДБТУФЧПН СЧМСЕФУС РЕТЕИПД РТБЧБ УПВУФЧЕООПУФЙ ОБ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ, ТБОЕЕ РТЙОБДМЕЦБЧЫЙЕ РМБФЕМШЭЙЛХ ОБМПЗБ, Л ЗПУХДБТУФЧХ. пДОБЛП ЬФП ОЕ ЕДЙОУФЧЕООЩК РТЙЪОБЛ ОБМПЗБ. пФМЙЮБФШ ОБМПЗ ПФ ДТХЗЙИ ЧЙДПЧ РМБФЕЦЕК УМЕДХЕФ Й РП ФБЛЙН РТЙЪОБЛБН, ЛБЛ УФТПЗП ПВСЪБФЕМШОЩК ИБТБЛФЕТ, ЙОДЙЧЙДХБМШОБС ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФШ (ВЕЪЧПЪЧТБФОПУФШ), ХУФБОПЧМЕОЙЕ Ч ЪБЛПОПДБФЕМШОПН РПТСДЛЕ, ЧОЕУЕОЙЕ Ч ВАДЦЕФ ЙМЙ ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ ЖПОДЩ Ч ФПЮОП ПРТЕДЕМЕООЩИ ТБЪНЕТБИ Й Ч ПРТЕДЕМЕООЩК УТПЛ, ПВЕУРЕЮЕОЙЕ РМБФЕЦЕУРПУПВОПУФЙ РХВМЙЮОПК ЧМБУФЙ.

ъБЛПО «пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тж» ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УФБЧЙМ ЪОБЛ ТБЧЕОУФЧБ НЕЦДХ ОБМПЗПН Й ДТХЗЙНЙ ЧЙДБНЙ РМБФЕЦЕК, ФБЛЙНЙ ЛБЛ УВПТ Й РПЫМЙОБ, ЮФП УМЕДПЧБМП ЙЪ ЖПТНХМЙТПЧЛЙ, РТЙЧЕДЕООПК Ч ъБЛПОЕ: «рПД ОБМПЗПН, УВПТПН, РПЫМЙОПК Й ДТХЗЙН РМБФЕЦПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ Ч ВАДЦЕФ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ХТПЧОС ЙМЙ ЧП ЧОЕВАДЦЕФОЩК ЖПОД, ПУХЭЕУФЧМСЕНЩК РМБФЕМШЭЙЛБНЙ Ч РПТСДЛЕ Й ОБ ХУМПЧЙСИ, ПРТЕДЕМСЕНЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩНЙ БЛФБНЙ».

ч ТЕЪХМШФБФЕ ФБЛПК ОЕФПЮОПУФЙ Л УЙУФЕНЕ ОБМПЗПЧ ВЩМЙ РТЙЮЙУМЕОЩ ФЕ РМБФЕЦЙ Ч ВАДЦЕФ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ПВМБДБМЙ РТЙЪОБЛПН ЙОДЙЧЙДХБМШОПК ВЕЪЧПЪНЕЪДОПУФЙ, Б ЙНЕООП: РМБФЕЦЙ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ, ЗПУХДБТУФЧЕООБС РПЫМЙОБ, МЕУОПК ДПИПД, РМБФБ ЪБ ЧПДХ, ЗЕТВПЧЩК УВПТ Й ДТ., ЛПФПТЩЕ ОБ УБНПН ДЕМЕ ОПУСФ ИБТБЛФЕТ УЧПЕПВТБЪОПК ПРМБФЩ МЙВП ПЛБЪЩЧБЕНЩИ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ ХУМХЗ, МЙВП РМБФЩ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙОБДМЕЦБЭЙНЙ ЗПУХДБТУФЧХ ТЕУХТУБНЙ.

ол тж ДБМ ФПЮОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ РПОСФЙК «ОБМПЗ» Й «УВПТ» /12/. уПЗМБУОП УФ. 8 РЕТЧПК ЮБУФЙ ол тж РПД ОБМПЗПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК, ЙОДЙЧЙДХБМШОП ВЕЪЧПЪНЕЪДОЩК РМБФЕЦ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ Ч ЖПТНЕ ПФЮХЦДЕОЙС РТЙОБДМЕЦБЭЙИ ЙН ОБ РТБЧЕ УПВУФЧЕООПУФЙ, ИПЪСКУФЧЕООПЗП ЧЕДЕОЙС ЙМЙ ПРЕТБФЙЧОПЗП ХРТБЧМЕОЙС ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ Ч ГЕМСИ ЖЙОБОУПЧПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Й (ЙМЙ) НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК.

рПД УВПТПН РПОЙНБЕФУС ПВСЪБФЕМШОЩК ЧЪОПУ, ЧЪЙНБЕНЩК У ПТЗБОЙЪБГЙК Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, ХРМБФБ ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ХУМПЧЙК УПЧЕТЫЕОЙС Ч ПФОПЫЕОЙЙ РМБФЕМШЭЙЛПЧ УВПТПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ЙОЩНЙ ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ Й ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ АТЙДЙЮЕУЛЙ ЪОБЮЙНЩИ ДЕКУФЧЙК, ЧЛМАЮБС РТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ПРТЕДЕМЕООЩИ РТБЧ ЙМЙ ЧЩДБЮХ ТБЪТЕЫЕОЙК (МЙГЕОЪЙК).

ьЛПОПНЙЮЕУЛБС УХЭОПУФШ ОБМПЗПЧ РТПСЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ЙИ ЖХОЛГЙЙ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ ОЕФ ЕДЙОПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОБ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧЩРПМОСЕНЩИ ОБМПЗПН ЖХОЛГЙК.

рП НОЕОЙА рБОУЛПЧБ ч. з. Й лОСЪЕЧБ ч. з. ОБМПЗЙ ЧЩРПМОСАФ 4 ЖХОЛГЙЙ:

пВЯЕДЙОЕОЙЕ ОБМПЗПЧ Ч УЙУФЕНХ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ОЕЛПФПТЩНЙ РТЙОГЙРБНЙ, РПД ЛПФПТЩНЙ РПОЙНБАФУС ПВЭЙЕ ФТЕВПЧБОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ЗПУХДБТУФЧБ.

Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть картинку Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Картинка про Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога

рТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ВЩМЙ УЖПТНХМЙТПЧБОЩ б.уНЙФПН (1723-1790) Ч ЛОЙЗЕ «йУУМЕДПЧБОЙЕ П РТЙТПДЕ Й РТЙЮЙОБИ ВПЗБФУФЧБ ОБТПДПЧ» ЕЭЕ Ч 1776 З.: УПТБЪНЕТОПУФШ, ПРТЕДЕМЕООПУФШ, ХДПВОПУФШ Й ЬЛПОПНОПУФШ. тБЪЧЙФЙЕ РТЙОГЙРПЧ РТЙОБДМЕЦЙФ РТПЖЕУУПТХ вЕТМЙОУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ б. чБЗОЕТХ (1835-1917), ЛПФПТЩК Ч ТБВПФЕ «оБХЛБ П ЖЙОБОУБИ» (1880) ЙЪМПЦЙМ ДЕЧСФШ ПУОПЧОЩИ РТБЧЙМ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПВЯЕДЙОЙМ Ч ЮЕФЩТЕ ЗТХРРЩ.

Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть картинку Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Картинка про Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога

б.чБЗОЕТ ТХЛПЧПДУФЧПЧБМУС ФЕН, ЮФП ЗПУХДБТУФЧП РТЕДПУФБЧМСЕФ УЧПЙН ЗТБЦДБОБН ОЕПВИПДЙНЩЕ ХУМХЗЙ. пФ ЧЕМЙЮЙОЩ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК ЪБЧЙУЙФ ПВЯЕН Й УФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ЗПУХДБТУФЧБ. оБМПЗЙ Ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ГЕОБ ХУМХЗ ЗПУХДБТУФЧБ. рП НОЕОЙА б.чБЗОЕТБ, НБФЕТЙБМШОЩЕ ВМБЗБ ЮБУФОЩИ ИПЪСКУФЧ ЮЕТЕЪ ОБМПЗЙ РТЕЧТБЭБАФУС Ч ХУМХЗЙ ЗПУХДБТУФЧХ, ЛПФПТПЕ, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, УПЪДБЕФ ХУМПЧЙС ДМС ХЧЕМЙЮЕОЙС ЛПМЙЮЕУФЧБ НБФЕТЙБМШОЩИ ГЕООПУФЕК.

тЕБМЙЪБГЙС ОБЪЧБООЩИ РТЙОГЙРПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ОБИПДЙФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч ОБМПЗПЧПК ЛПОГЕРГЙЙ, ЛПФПТБС ПРТЕДЕМСЕФ:

оБМПЗПЧБС ЛПОГЕРГЙС Ч тж ПРЙТБЕФУС ОБ РТЙОГЙРЩ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, УЖПТНХМЙТПЧБООЩЕ Ч УФ. 3 ол тж: ЧУЕПВЭОПУФШ, ТБЧЕОУФЧП, УРТБЧЕДМЙЧПУФШ. еЕ ТЕБМЙЪБГЙС Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС УМЕДХАЭЙНЙ ЮЕТФБНЙ:

оБ РТБЛФЙЛЕ ТЕБМЙЪБГЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЮЕТЕЪ ОБМПЗПЧЩК НЕИБОЙЪН.

пУОПЧОЩЕ ОБРТБЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ тж ПРТЕДЕМЕОЩ Ч вАДЦЕФОПН РПУМБОЙЙ рТЕЪЙДЕОФБ тж «п ВАДЦЕФОПК РПМЙФЙЛЕ Ч 2008-2010 ЗЗ.».

оБМПЗПЧБС РПМЙФЙЛБ Ч ВМЙЦБКЫЙЕ ФТЙ ЗПДБ ДПМЦОБ ВЩФШ ПТЙЕОФЙТПЧБОБ ОБ:

еУМЙ ПВТБФЙФШУС Л ХЛБЪБООЩН ОБРТБЧМЕОЙСН ВПМЕЕ РПДТПВОП, ФП ТЕЮШ ЙДЕФ П УМЕДХАЭЙИ НЕТПРТЙСФЙСИ.

Источник

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Изучение данной темы обусловлено необходимостью глубокого теоретического осмысления такой важной экономической категории, как налог, поскольку определенное отставание теоретических разработок в сфере налогообложения применительно к условиям современной России вызывает очевидные практические трудности как у непосредственных разработчиков налогового законодательства, так и у хозяйствующих субъектов.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

1.1.1. Развитие налогообложения

Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов.

Ф. Нитти (1868–1953),
итальянский экономист

Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и др. «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве», – писал французский социалист П. Прудон (1809–1865). О сновной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

Первый период развития налогообложения охватывает государственное хозяйство древнего мира и Средних веков до XVI в. (периода разложения феодализма). Тогда не существовало понятия «налог» как такового. Исторически первыми формами налогообложения были жертвоприношения, контрибуции, дань. Классики античного мира признавали видами государственных доходов сдачу в аренду государственного имущества, невольников, таможенные пошлины.

Налоги в докапиталистических формациях имели натуральную форму. Философы древности трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. «Временами случается, что князья не располагают в до­статочном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие», – писал известный философ Фома Аквинский (1225–1274).

С XIII в. формируется система посошного обложения, единицей которой становятся соха, дым, двор, тягло. С образованием в XV в. Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу московского князя. Кроме того, доходами казны были сборы: таможенный, соляной, кабацкий и др. С местного населения взимались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. После земской реформы в 1551 г. «посошный откуп» начал поступать в государеву казну, средства которой расходовались на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

Второй период развития налогообложения охватывает этап возникновения и становления капиталистического строя (XVI – XVIII вв.). В этот период налоги еще не носят постоянного и всеобщего характера. Для него характерно поземельное, поимущественное и подушное налогообложение. Прямые налоги отличаются многочисленностью, случайностью, а подчас и странностями (например, налог на покойников, налог на соловьев и др.). Бюджеты западно-европейских государств пополняются преимущественно за счет косвенного налогообложения. Например, в Голландии в XVII в. на порцию рыбы, поданную в гостинице, налагалось 34 различных акциза. Однако в интересах зарождавшегося капитала было уменьшить роль косвенного налогообложения. В конце XVII в. в общественном сознании Англии происходит поворот в сторону прямых налогов.

В России в первой четверти XVII в. была введена стрелецкая подать – на содержание стрельцов. С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т. п. В Поволжье, на Урале и в Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

В эпоху Петра I в налоговую систему были введены гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и др. Для обеспечения справедливости налогообложения в это время был принят ряд мер. Так, например, в 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворовый налог, общая сумма которого назначалась правительством. Наряду с прямыми и косвенными налогами население, в основном крестьянское, несло мирские повинности. Они имели натуральную и денежную формы, были обязательными (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательными (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.).

Третий период развития налогообложения (XIX в.) отличается сокращением количества налогов, формированием налоговых систем. К этому периоду относится становление научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение. Все известные финансовые школы (немецкая, итальянская, австрийская, американская) рассматривают налоги как эквивалент за государственные услуги, производство полезности. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов», – писал итальянский экономист Ф. Нитти. Возрастает значение права при установлении и взимании налогов. В Англии в 40–50-е гг. XIX в. происходит переход к подоходному налогообложению.

В России реформы 60-х гг. XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог – сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати был введен поземельный налог, который взимался с земли крестьян и дворян. Основную часть (свыше 75 %) при этом уплачивали крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от взимания акцизов и винной монополии, введенной в 1894 г. В 80-е гг. XIX в. внедряется подоходное налогообложение в форме налога на доходы с ценных бумаг и др.

Четвертый период развития налогообложения приходится на конец XIX – XX в., к началу которого была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. В это время сокращается доля косвенного налогообложения в мировом масштабе. В 20-е гг. XX столетия водится налог с оборота, реальный промысловый налог трансформируется в налог на прибыль. В эти годы получает большое распространение взимание подоходного налога, основанного на декларациях плательщиков.

В советский период в России было распространено мнение, что налоги с населения, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием платежей с доходов организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налогов с заработной платы. Такие действия неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с юридических и физических лиц, но и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

1.1.2. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор»

На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточнялось, дополняясь новыми характеристиками. Конкретное содержание налога определяется экономическим строем общества, социальной политикой государства, а также конкретными целями стратегии его развития. В экономической литературе приведены различные определения налога, экономическая сущность которого характеризуется денежными отношениями между государством и налогоплательщиками.

В своем труде «Теория налогов» известный российский ученый А. Соколов приводит следующее определение: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщику его специального эквивалента». 2

Наиболее лаконичным с теоретических позиций можно считать экономическое определение налогов как императивных денежных отношений, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 3

В Налоговом кодексе РФ (ст. 8, п. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить сущностные признаки налога, отличающие его от других экономических категорий.

В отличие от налогов взимание сборов и пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины и сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

В российском законодательстве 1991–1998 гг. сбором называли платежи за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и др.). К пошлинам относили средства, уплачиваемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению).

В Налоговом кодексе понятие «сбор» носит собирательный характер. Оно охватывает как сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (оплата конкретных действий). Это объясняется употреблением понятия «сбор» в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Согласно ст. 8, п. 2. НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По определению НК РФ к категории «сборы» можно отнести предусмотренные законодательством РФ:

Вышеназванные сборы уплачиваются при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, а также за предоставление особого права.

Следует отметить, что до 2005 г. в налоговой системе РФ было предусмотрено два вида пошлин: государственная и таможенная. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории налог, поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

1.1.3. Функции налога. Роль налогов
в макроэкономическом регулировании

Фискальная функция обусловлена самой природой налогов и характерна для всех государств на всех этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Значение фискальной функции возрастает с развитием производственных отношений. Наглядным тому примером является история стран с развитой рыночной экономикой, а в настоящее время и история России.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней в РФ осуществляется в основном за счет налоговых доходов. В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета должна быть сформирована за счет налоговых платежей на 60,92 % (для сравнения: в 2006 г. – 62,33 %, в 2005 г. – 61,36 %, 2004 г. – 75,5 %, в 2003 г. – 78,3 %, 2002 г. – 81,2 %, в 2001 г. – 93,5 %). В табл. 1.1 представлена структура «налоговых» доходов федерального бюджета РФ на 2005 г.

Структура доходов федерального бюджета на 2007 г.

ВСЕГО ДОХОДОВ, в том числе:

Источник

Тема 4. Государственные доходы

Целью изучения темы является ознакомление с сущностью, структурой государственных и порядком формирования государственных доходов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

4.1. Содержание и виды государственных доходов

4.1.1. Сущность государственных доходов

Государственные доходы это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Следует различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, т. к. в состав государственных доходов кроме доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и средства государственных внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов, платежей населения и т. д. Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Объектом распределения на государственных предприятиях выступают прибыль и амортизация. В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются налоговые платежи, сборы, пошлины. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц.

Если вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период экономического кризиса, государство может обращаться к другому источнику – национальному богатству. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества.

4.1.2. Виды государственных доходов

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (около 90%), так и внебюджетных фондов.

Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления. Центральные правительства имеют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, так, например, налог на прибыль корпораций, подоходный, основные косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они направляются в государственный бюджет (для России – в федеральный) и обеспечивают функционирование центральных органов государственной власти и управления по осуществлению возложенных на них функций. За местными властями закрепляются менее крупные налоги, поступающие в местные бюджеты.

Дадим характеристику основных видов государственных доходов (рис. 1 ).

Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть картинку Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Картинка про Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога

Рис. 1. Классификация государственных доходов

По порядку образования и использования выделяют централизованные и децентрализованные государственные доходы, характеристика которых была приведена выше.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. Более разнообразными по форме и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода и финансовые санкции. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

Для стран с двухзвенной бюджетной системой выделяют:

Возможны и другие классификации государственных доходов, однако они имеют гораздо меньшее распространение и служат для решения конкретных задач.

4.2. Общая характеристика налогов

4.2.1. Сущность налогов и принципы налогообложения

Налоги — это важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов приводится в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Основными отличительными признаками налогов как экономической категории являются:

Рассмотрим основные принципы налогообложения.

Известный экономист Адам Смит сформулировал эти принципы в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались все последующие авторы:

Принципы А. Смита стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии со спецификой современного уровня развития.

Современные принципы налогообложения:

4.2.2. Элементы налогов

Дадим определения элементам налога.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — это юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Например: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы:

4.2.3. Функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях. Различают следующие функции налогов:

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам.

3. Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

4. Регулирующая функция приобретает особо важное значение в условиях активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних — сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность.

5. Социальная функция . Представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

4.2.4. Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами.

Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, который взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

4.3. Классификация налогов, налоговая политика

4.3.1. Классификация налогов

Вся совокупность налогов, функционирующих в цивилизованных странах, может быть классифицирована по множеству признаков. Одна из возможных классификаций налогов приведена на рис. 2.

По объекту обложения выделяют прямые и косвенные налоги. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения выступает имущество или доход налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами прямых налогов служат: налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц. Прямые налоги могут быть реальными и личными.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру.

Основными видами реальных налогов являются: земельный, налог на ценные бумаги. Взимание реальных налогов требует значительных дополнительных издержек (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. д.). Существенным недостатком системы прямых реальных налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили прямые личные налоги.

Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Смотреть картинку Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Картинка про Что означает индивидуальная безвозмездность налога. Фото Что означает индивидуальная безвозмездность налога

Рис. 2. Классификация налогов

Прямые личные налоги – это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода или по налоговой декларации. К основным видам личных прямых налогов относятся: налог с доходов физических лиц, поимущественные налоги, налоги на прибыль и др.

Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, личные – в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является, по существу, сборщиком налога, налоговым агентом.

Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства. Покупатель товара налог не платит, но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Юридически же налог платят предприниматели, а уплаченный предпринимателями налог возвращается после реализации товара, т. е. происходит его переложение на плечи работающих, что сокращает реальную заработную плату. Таким образом, косвенные налоги – самые несправедливые налоги.

Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях – акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа. Объектом обложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства (сахар, чай и т. д.), различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Кроме товаров внутреннего производства акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют протекционную роль.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные товары или товарные группы. Они взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Объектом обложения выступают определенные товары (алкогольные напитки, табак, бензин и др.). Ставки акциза устанавливаются: единые – для товаров, сорта которого мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички); дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

Универсальный акциз (налог с оборота, налог на продажу, налог на добавленную стоимость) взимается со стоимости целой совокупности товаров внутреннего производства, а в некоторых странах – и с иностранного производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальным акцизом налог с оборота имеет ряд преимуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров. Кроме того, под контроль государства попадает большее количество товаров.

Фискальные монопольные налоги – косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Ставки этого налога не устанавливаются. Государство, монополизируя производство и реализацию (или одно из них) определенного вида товара, продает его по высоким ценам, включающим налог. Данный вид налога возник из регалии, т. е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Главная цель налога – дополнительная мобилизация средств в бюджет, причем государство, как собственник средств производства, получает предпринимательский доход и высокий налог. В зависимости от специфики той или иной страны такими налогами могут облагаться табачные изделия, соль, спиртные напитки и т. п.

Фискальные монополии могут быть полные (монополизируется производство и реализация) и неполные (монополизируется только производство, либо только реализация).

Таможенные пошлины – косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

Исторически существовали ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Первые пошлины носили чисто фискальную направленность. В настоящее время преобладают импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина), в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина). По адвалорным ставкам облагается сырье, продовольствие, по специфическим ставкам – готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки, так называемые смешанные ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам, максимальные – к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также многим видам сельскохозяйственной продукции, льготные – к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Посредством механизма таможенных пошлин государство может ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Существуют различные виды таможенных пошлин. В зависимости от цели применения они подразделяются на:

По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты) налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

По объекту обложения выделяют налоги:

По источнику уплаты выделяют налоги:

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачивается сообразно средствам каждого.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ выглядит следующим образом.

Федеральные налоги и сборы :

Региональные налоги и сборы:

Местные налоги и сборы:

Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных выше налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом (универсальным акцизом), влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

В своем развитии универсальный акциз претерпел существенные изменения. Первоначально он взимался с предприятия многоступенчатым (каскадным) методом, т. е. на каждой стадии производства или обращения товара. Многократность обложения существенно увеличивала цену товара и вызывала недовольство потребителя. Кроме того, она затрудняла организацию платежа, требовала значительного количества документов. Более простым стал порядок взимания налога при однократном обложении по обороту, на стадии производства или реализации, но по повышенной ставке.

Завершающей ступенью эволюции универсального акциза стал налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый с части стоимости на каждой стадии производства или обращения. Из суммы налога, определенной для той или иной стадии, исключается налог, уплаченный на предыдущей стадии.

Введению НДС в странах способствовали, с одной стороны, недостатки существующих налоговых систем: большой объем прямых налогов, широкие масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров в условиях создания таможенных союзов, с другой – стремление к увеличению налоговых доходов путем расширения налоговой базы, а также к повышению эффективности налогообложения, созданию новой налоговой системы, отвечающей современному уровню экономической деятельности. Кроме того, налог прост при взимании и дает значительные поступления, стимулирует рост производительного накопления, упрощает проблему контроля за сроками продвижения товара и качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию, способствует экспорту, поскольку вывоз товара НДС не облагается. В целом государство широко использует этот налог для регулирования производств.

НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стоимость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д’Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ.

НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж. По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.

Данное нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач:

Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту.

Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку. В России НДС стал использоваться в условиях спада и, причем, сразу по достаточно высокой ставке 28 %. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.

Замена налога с оборота на НДС имела существенное негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.

В настоящее время в РФ действуют две ставки НДС: 18 % и 10 % (для продуктов питания, детских товаров и т. д.).

Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС и налог с продаж.

Акцизы (индивидуальные акцизы) — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развитием рыночных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:

В США акцизы называют «налогами на грехи» (они налагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе).

Акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. По величине акциз может составлять более 50 % от стоимости товара.

В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются:

Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на следующие виды:

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налог на прибыль организации занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщиками налога на прибыль являются:

В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. налогооблагаемая прибыль, получаемая из чистой прибыли путем соответствующих корректировок.

Ставка налога на прибыль РФ в настоящее время составляет 24 %.

Введена единая ставка налога — 13 %. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам страхования) установлена ставка в размере 35 % и 30 % по дивидендам и доходам нерезидентов.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика не подлежат исключению из налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанавливается продолжительностью в один календарный год. По окончании каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате.

4.3.2. Эволюция налоговых систем

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х гг. XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Так, удельный вес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70 %, Канаде — с 9 до 56 %, Австралии—с 10 до 51 %, Великобритании—с 48 до 60 %.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 гг. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции. Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них все больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х гг. означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников. С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. е. наблюдался рост косвенных налогов.

Косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х гг. на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвен­ных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз ==> налог с оборота ==> НДС .

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 1.

Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС
(данные усредненные, %)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *