Что означает индивидуальные задания
Организация индивидуальной учебной работы в классе
Организация индивидуальной учебной работы в классе
В учебном классе индивидуализация может происходить во всех трёх формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.
Возможности индивидуального подхода во фронтальной работе в советской дидактике 50-х годов изучал В.И.Гладких. Здесь использовалась методика опроса, но подходят и следующие приёмы: использование различных уровней рассказа в устном изложении учителя, применение учебной беседы учёт индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.
Ряд возможностей индивидуализации представляет групповая работа. В группе учащийся находится в более благоприятных условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач со своими интересами и способностями.
Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые сконструированы определённым образом. Это группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащегося.
Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая происходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Здесь учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.
Диапазон личностных качеств учащихся, влияющих на их учебную деятельность, очень интересны. Их изучение происходит в процессе повседневной учебно-воспитательной работы традиционными методами.
Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, способности, одарённость, дефекты органов чувств и всего организма и т.д.
Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния).
Поэтому возникает противоречие в учебном процессе: с одной стороны имеется необходимость учитывать многие индивидуальные особенности личности, а с другой стороны, возможность реализации этой необходимости в массовой школе весьма ограничена.
Существуют возрастные и индивидуальные различия школьников:
1) учёт возрастных особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении;
а) через определённые возрастные стадии неизбежно проходит развитие любого человека;
б) возрастная дифференциация учащихся является доминирующей;
2) возрастные различия. Они применяются под влиянием воспитания и общественной среды.
При использовании дифференциального подхода в обучении используются определённые уровни деления:
2) уровень познавательной самостоятельности. Готовность ученика к самообразованию.
В структуру входят: знания, умения, навыки, способности, организованность, познавательный интерес, высокие моральные качества личности.
Уровень познавательной самостоятельности в свою очередь делится на уровни обучаемости и воспитанности.
Виды индивидуальных заданий в обучении
Индивидуализированное задание лишь условно отличается от обычного. Задание становится индивидуализированным лишь в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а лишь группе учеников или отдельным ученикам соответственно их индивидуальным особенностям.
Эти особенности лежат в основе составления индивидуализированных заданий.
Существуют следующие основные виды заданий, которые учитывают:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) общие и специальные способности;
4) познавательные интересы.
Прочие индивидуальные свойства учащихся, которые учитываются в учебной работе, касаются не столько содержания задания, а сколько его предъявления и дозирования, следовательно, при составлении задания нужно учитывать многие свойства учащегося.
Индивидуализированные задания можно группировать на основе того, предопределены ли заранее ход и решения задания или нет.
Имеются задания, решения которых разбирается подробно и в установленном порядке. Некоторые задания ограничиваются фиксацией задания, ход и приёмы его решения следует избрать самим ученикам. Для первых характерно, что они имеют «замкнутый конец», т.е. установленный правильный ответ, любой другой ответ неправилен. Другой тип заданий характеризуется тем, что они имеют «открытый конец», т.е. ответ точно не зафиксирован, правильными считаются многие ответы, нередко бесконечное множество ответов. Этот тип заданий относится к области открытого обучения. Эти задания можно назвать самоиндивидуализированными заданиями, где ученик выполняет их соответственно уровню своего умственного развития и другим индивидуальным качествам.
Способность ученика выполнять такие задания, представляющие собой высшую ступень его самостоятельности, которой можно достигнуть с помощью индивидуализированного обучения. Задания, которые могут найти себе ученики, разнообразны: выбор творческих заданий, чтение интересных книг и т.д.
Следовательно, выборочные и добровольные задания имеют хорошие предпосылки к достижению воспитательных целей. Например, формирование способности совершать выбор, развитие готовности к выполнению различных заданий, самому находить и решать проблемы и т.д.
Система индивидуальных заданий как средство обучения
Система индивидуальных заданий как средство обучения
Козинкова С.В., учитель математики и информатики
Существенные изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед учителем новые задачи. С процессом информатизации образования связано появление новых требований к системе образования. В настоящее время важен не объем знаний, а умение получать, обрабатывать информацию, применять ее в постоянно меняющемся мире. В связи с возрастающими темпами развития научного знания от человека требуется определенная гибкость, мобильность, подвижность сознания.
В современной школе в задачи учителя входит создание условий для формирования широкого круга общеучебных знаний и, в то же время, дифференцированного подхода к обучающимся. Таким образом, учитель должен создать благоприятные условия для развития склонностей, способностей каждого ребенка, соответствующие его индивидуальным особенностям.
Такой дифференцированный подход к обучению можно осуществить с помощью системы индивидуальных заданий. Под системой индивидуальных заданий мы понимаем множество разно уровневых заданий, обеспечивающих дифференцированный и личностно-ориентированный подход к каждому индивиду. Такие задания могут применяться как в качестве домашнего задания, так и для рубежного или итогового контроля. Индивидуальное задание может быть направлена на актуализацию знаний, обобщение материала, применение новой техники на практике, входного контроля или же для проверки приобретенных знаний и умений. Кроме того индивидуальное задание может иметь творческий характер.
Индивидуальная организация работы на уроке предполагает, что каждый ученик получает подобранное именно для него по сложности задание, которое соответствует его уровню подготовки.
Дифференцированный подход к обучению служит для повышения уровня успеваемости и качества знаний. Для слабоуспевающих обучающихся подбираются задания, направленные на отработку приобретенных знаний, также индивидуальное задание для таких обучающихся должно содержать детальный разбор примера или подробную инструкцию для его решения. Для обучающихся, успешно осваивающих образовательную программу, разрабатываются специальные задания повышенного уровня сложности. Более того, задания для «сильных» учеников может содержать олимпиадные задачи, что поможет при диагностике одаренных детей.
Система индивидуальных заданий состоит из еженедельных индивидуальных заданий, которые охватывают не только практический, но и теоретический материал, пройденный в течение недели. Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный идентификатор – цифра и буква, и согласно этим идентификаторам обучающиеся выбирают свои варианты заданий из общего банка. На выполнение одного домашнего индивидуального задания дается пять дней. Таким образом, каждый обучающийся в течение одной недели должен решить несколько примеров и письменно ответить теоретические вопросы по пройденному материалу. Самым трудоемким этапом для учителя является создание банка индивидуальных заданий, но для упрощения этой задачи можно применять современные компьютерные технологии.
При выполнении домашнего индивидуального задания обучающиеся могут пользоваться любыми источниками и средствами получения информации. Дифференциацию можно определить как индивидуализацию учебного процесса, при этом выбор способов, методов и подходов к обучению основывается на индивидуальных личностных различиях учащихся.
Наряду с системой индивидуальных заданий выгодно использовать и зачетную систему. Зачетная система направлена на проверку знаний обучающихся, применяется в качестве рубежного контроля по пройденной теме. В большей степени зачетная система предназначена для слабоуспевающих обучающихся. В совокупности эти формы обучения позитивно влияют на уровень успеваемости и качество обучения. Такие формы обучения носят личностно-ориентированный характер. Обучающиеся могут выполнять задания повышенного уровня по тем предметам, которые представляют для них особый интерес, и выполнять задания базового уровня, по предметам к которым не имеет склонности. Таким образом каждый обучающийся осваивает образовательную программу и имеет возможность развивать свои индивидуальные способности, склонности.
Данная система была апробирована на уроках математики и информатики. На уроках информатики и ИКТ активно применяется система индивидуальных практических и творческих работ, направленная на повышение уровня усвоения образовательной программы. При выполнении творческого индивидуального обучающиеся получают возможность самовыражаться, применять свои навыки и умения.
Фронтальные, групповые и индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах
Разделы: Литература
Задачи развивающего обучения, растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на усвоение требуют особого внимания ко всем формам самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время в обучении и развитии.
Умение самостоятельно пополнять знания при изучении литературы в конечном итоге сводится к умению читать художественную литературу.
Индивидуальные задания. Под индивидуальным заданием следует понимать всякий вид учебной деятельности школьника, выполненный в одиночку самостоятельно или под руководством учителя. Индивидуальное задание может носить как сообщающий, так и творческий характер; выполняться как в классе, так и дома. Творческое индивидуальное задание предпочтительно на тех этапах работы, когда учащиеся уже получили некоторое представление об авторе, о произведении. Оно может преследовать цели совершенствования навыков и умений активного ученика, стимулировать деятельность пассивного.
В старших классах наиболее часто использую такие виды индивидуальных заданий, как: доклад, сообщение, анализ образа, эпизода, сцены, целого небольшого произведения.
Групповые задания. Следует различать групповое задание, требующее совместной деятельности учащихся и не требующее ее, когда каждый ученик в группе решает по-своему общую учебную задачу.
В первом случае речь идет о коллективной деятельности, в которую каждый вносит часть своего труда. Совокупность частей образует целое. Такое задание требует от старшеклассников заблаговременной подготовки. В совместной групповой деятельности оформляются тематические стенды, выпускаются литературные газеты и альбомы; готовится чтение в лицах, коллективные рецензии; разрабатываются киносценарии и инсценировки, заочные экскурсии, презентации.
Во втором случае две-три группы учащихся выполняют разные, но сходные задания, ориентированные на разбор произведения, которые реализуются в индивидуальном ответе, во фронтальной беседе или в диспуте.
Групповое задание дает школьникам возможность активно дополнять или оспаривать ответ товарища, сопоставлять чужие знания и умения со своими.
При этом я могу сравнивать знания, навыки, творческий подход к выполнению заданий разных учеников одной группы. Групповые задания экономят время учащихся и позволяют коснуться на уроке значительного объема материала.
Групповые задания предоставляют больше возможностей для самостоятельных выводов и обобщений, нежели задания фронтальные.
Фронтальные задания. Эти задания предлагаются всему классу, часто без указания на пути реализации. Они обычно сопровождаются указаниями учителя: прочитать, выучить, знать, подумать, ответить на вопросы.
Фронтальные задания ведут к последующему выявлению восприятия художественного слова, готовят класс к совместной работе в различных фронтальных ее формах; способствуют подведению итогов, обобщению изученного.
Во фронтальных заданиях должны решаться те проблемы, мимо которых нельзя пройти при изучении произведения без утраты представления о его идейно-эстетическом целом. Ведь очень важно, изучая отдельные образы, эпизоды, проблемы, все время соотносить их между собой, рассматривать как единое целое.
Лучшие минуты жизни. Но почему рядом оказались Аустрелиц и Пьер на пароме. В чем связь между Пьером на пароме и девочкой, взволнованной красотой ночи? И как это понять: мертвое укоризненное лицо жены и : лучшие минуты жизни? Только раскрыв те сцепления, которыми связаны эти сцены, можно понять и состояние Болконского, возвращающегося из Отрадного, и каждую из этих сцен в отдельности, и весь путь Болконского в целом, и, главное, личность самого Андрея Болконского.
Вот такие задачи я решаю в ходе организации фронтальной, а затем и индивидуальной работы учащихся.
Особое значение приобретает разделение заданий на индивидуальные, групповые и фронтальные при проведении уроков внеклассного чтения. Поэтому при анализе произведения, отобранного для внеклассного чтения, я направляю движение анализа произведения к трем уровням: общему, конкретному и частному.
Общий уровень анализа обеспечивается фронтальными заданиями. Конкретный уровень анализа обеспечивается групповыми заданиями. Частный уровень анализа обеспечивается индивидуальными заданиями.
Именно задача рассмотреть всю художественную структуру в малый срок вызывает необходимость сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на уроках внеклассного чтения.
Беседой об идейно-художественной роли эпилога урок завершается.
Индивидуальные задания
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), практика является обязательным блоком любой образовательной программы. Практики помогают студентам освоиться на настоящем производстве и заранее подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Примеры работ
[6 примеров] Индивидуальных заданий по практике 2021 года
Что такое индивидуальное задание
Индивидуальное задание на практику – это четко проработанный руководителем план мероприятий, которые студент должен провести и освоить в рамках пребывания в условиях реального производства. В дальнейшем задание прикладывается к отчету и вместе с ним прошивается.
Задание на практику
Задание на практику может выглядеть следующим образом:
В рамках летней производственной практики было необходимо провести биоинформационную обработку результатов метагеномного секвенирования в рамках квалификационной работы.
Место и период прохождения практики – генетическая лаборатория НИИ имени Виноградова, с 1.02.2021 по 23.02.2021 года.
В некоторых случаях руководители указывают в задании на практику ряд задач, которые студент должен обязательно выполнить. Например, для будущего переводчика они могут выглядеть следующим образом:
ознакомление обучающихся с требованиями к оформлению перевода и отчетной переводческой документации.
Статья на тему»Индивидуальный подход при подготовке домашнего задания. «
Индивидуальный подход при подготовке домашнего задания.
Как показывает практика и многочисленные исследования по проблеме организации индивидуального подхода к учащимся, большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних письменных работ по математике.Одной из причин такого положения является неориентированность задания на конкретного ученика (чаще всего оно общее для всех учащихся класса, т.е. всем даются одни и те же номера задач). Возникает ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у своих товарищей, причем нередко это делается наспех, не вникая в суть задачи и способа ее выполнения. Работая над проблемой реализации индивидуального подхода к учащимся я пришла к выводу о необходимости дифференцирования домашних заданий по трем уровням: базовому, продвинутому и высокому. Это позволяет нам организовать систематическую работу каждого ученика над домашним заданием.
В соответствии с этим возник вопрос о приемах эффективной проверки выполнения домашних работ. На следующем этапе работы над проблемной темой я обязательно использую нижеописанный прием в одном экспериментальном классе.
Суть данного приема проверки работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи, чертеж и все остальное, что было правильно записано в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.
Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.
Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого).
Описанный нами прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.
Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.
Разнообразие формы опроса (если у детей проблемы с выражением мысли, им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов). А не только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе: задания, которые должны быть оценены, им можно предлагать на карточках, на рабочем месте, чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски;
Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, я имею в виду необходимость:
использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;
выявлять особо одарённых учеников и целенаправленно развивать их способности.
Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даёт возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научить самостоятельному познанию.
Дифференциация проявляется ещё и в том, что вместо обязательных заданий отдельные ученики получают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы. Если пробудить интерес учащихся к проблеме, то даже сложное домашнее задание (например, в 6 классе найти, сколько диагоналей содержит десятиугольник!) может быть поставлено в качестве добровольного, и это скорее мобилизует силы школьников, чем обременительное «обязательное задание». Но добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития, «отказывались» от них, поскольку «задание ведь добровольное!». Добровольность задания предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. Надо изучить воспитательные возможности добровольного домашнего задания и использовать его для повышения эффективности преподавательской и воспитательной деятельности. И особенно важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива. Если домашнее задание является интересным и личностно значимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. В этом и заключается педагогическая ценность добровольного домашнего задания. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так: «У этот педагога можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы у ученика никогда не возникало сомнение, обязательно ли он должен выполнять это задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым удалось «проскочить», работает на безответственность. Формы контроля домашнего задания могут быть различными:
косвенный контроль с помощью тестов, математических диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;
контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;
внеурочная проверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;
самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью кодоскопа, компьютера правильным вариантом;
в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;
в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить;
Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся. Есть общее правило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней работы, то контроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнения домашнего заданияПоиск путей совершенствования организации домашней работы привёл к необходимости использования системы домашних заданий по выбору и творческих заданий. Приведу примеры таких заданий:
Составляю набор заданий из 4-5 задач и теоретического материала. Помогает мне в этом дидактический материал. Обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются так, чтобы их сложность постепенно нарастала. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.
Для индивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задач различной сложности, целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.
Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.
На уроках геометрии при изучении темы «Движения» можно предложить ученикам нарисовать рисунок и отобразить его относительно прямой. Сколько же способов они находят: на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!
Предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире.
Нарисовать прямоугольник 3 на 4 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом двенадцатую. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.
Написание собственной математической сказки, былины, рассказа, увлекательной истории. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось построение геометрических фигур, как найти расстояние между скрещивающимися прямыми и.т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.
Можно предложить ученикам дома подготовить вопросы автору теоремы, статьи журнала, учебника, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.
Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.