Что означает индивидуальный проект
Типовой или индивидуальный проект дома? Чем отличаются и какой выбрать?
«Типовой проект чем-то хуже, раз он дешевле?»
«В индивидуальном решения более продуманные?»
«Может быть, проектная документация отличается?»
Такие вопросы часто задают заказчики, которые еще только собираются заказывать проект. Давайте разберемся.
Далее мы приводим сравнение между типовыми (готовыми) проектами и индивидуальными. Все это имеет место, но нужно понимать, что главное отличие между типовым и индивидуальным проектом в том, какой бюджет отводится на реализацию дома. Выбор перед заказчиком и не стоит, какой проект выбрать готовый (типовой) или индивидуальный, если он ограничен бюджетом и хочет получить наиболее предсказуемый результат — это будет строительство по готовому проекту.
Как различаются этапы создания дома в зависимости от типа проекта — на наших схемах.
Преимущества типовых проектов домов
Здесь, в первую очередь, вопрос не стоимости проекта, а стоимости его реализации. В качественных готовых проектах простая геометрия, оптимизированы все решения, поэтому в строительстве такой проект будет дешевле, чем индивидуальный такой же площади.
Общий принцип такой: типовой проект дешевле, индивидуальный дороже. Что если стоимость индивидуального проекта не кажется такой уж большой? «Лучше же заплатить чуть больше за проект и получить дом по своим пожеланием», — могут подумать некоторые заказчики. И здесь частный застройщик может попасть в ловушку. Не понимая стоимости строительства, заказать индивидуальное проектирование. Заказать индивидуальное проектирование многие могут себе позволить. Это относительно недорого. А вот построить дом по индивидуальному проекту могут уже намного меньше частных застройщиков. В лучшем случае частные застройщики просто теряют деньги и время на разработку индивидуального проекта и убирают его в стол после подсчета сметы. В худшем случае начинают строить с уверенностью, что будет дешевле.
Сами проекты, если все-таки говорить об их стоимости, стоят очень по-разному. Но проект проекту рознь. При выборе нужно обращать внимание на качество проекта, а не на заголовки листов альбома. Но выбрать качественный проект самостоятельно частному застройщику очень сложно. Об этом подробно мы писали здесь.
Стоимость проекта — это не тот критерий, по которому нужно выбирать дом. Затраты на проект ничтожно малы в общих затратах на строительство.
Строительство по готовому проекту получается дешевле для заказчика. Но спроектировать дешевый дом с нуля сложнее и дороже, чем дорогой дом.
Заниматься индивидуальным проектированием дешевых домов невыгодно. Чтобы дешевый дом имел максимум качеств за установленный бюджет, нужно провести сложную и дорогостоящую подготовительную работу, которая окупится только в случае массового строительства. Поэтому этим занимаются только компании, которые строят дома на продажу или на заказ, но по готовым проектам. Их проекты создавались не за одну итерацию. Строились дома, отлавливались косяки, что-то оптимизировалось, вносились изменения в проект. Эти проекты — не просто чертежи, это опыт, это бизнес-процессы, техкарты, это связи с поставщиками и т.д. Такие готовые проекты не продаются, т.к. это уже не просто проект, а бизнес.
Индивидуальное проектирование затевают не ради экономии. Ради экономии покупают готовые дома. Строительство на заказ по готовому проекту — это дешевле, чем строительство по индивидуальному проекту, но дороже, чем купить готовый дом.
Самым продолжительным этапом является поиск и выбор типового проекта. Мы рекомендуем не покупать проектную документацию, а выбирать сразу фирму, которая строит по готовым проектам.
Основное время на подготовительной стадии перед строительством по готовому проекту отводится на привязку проекта к условиям участка. После получения всех необходимых изысканий участка — это около 1-1,5 месяцев.
Если речь идет об индивидуальном проекте, то его комплексная разработка занимает в среднем от 3 месяцев. При этом многое зависит от скорости согласования заказчиком объемно-планировочных решений.
Типовой (готовый) проект нужно адаптировать под условия участка. Это не его преимущество (хотя здесь раздел о преимуществах), это его неотъемлемое условие реализации, собственно как и индивидуального проекта, который сразу разрабатывается под условия участка. По результатам инженерно-геологических изысканий, которые дают сведения об особенностях залегающих грунтов и грунтовых водах, проектируется фундамент.
Также если участок имеет большие перепады высот (которые невооруженным глазом могут быть и не видны), необходимо произвести топосъемку участка, а затем на ее основе, заказывать соответствующие изменения проекта. Но изменить готовый проект не всегда возможно. По сути это будет другой проект, то есть индивидуальный, со всеми последствиями для индивидуального проекта, и главное, дороже он будет строительстве.
Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.
Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Зачем нужен индивидуальный итоговый проект
Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.
2. Каким должен получиться проект
Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
3. Привлекай родителей
Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
4. Как оценить свою работу
Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
5. Как организовать защиту проекта
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
Выступление на тему «Индивидуальный проект учащихся «
Индивидуальный проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания.
Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
1) Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
2) Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
3) Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
4) Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Зачем нужен индивидуальный проект
Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями.
Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
дневник работы над проектом;
план консультаций с преподавателем или тьютором.
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.
Проекты учеников могут быть принципиально разными по форме. Это могут быть:
1. Исследовательский проект – напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической. Так, например, проект по теме «Современные проблемы твердых бытовых отходов».
2. Практико-ориентированный проект – предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Например: социальные плакаты, посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии, и др.
3. Творческий проект – предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Например: моноспектакль «Победила я», спектакль «Гарольд и Мод», уличное фаер-шоу.
4. Информационный и социально-ориентированный проекты – представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Примеры тем: «Допустимо ли применение смертной казни в России», «СПИД – личностная проблема общества».
Примерный план по созданию индивидуального проекта по этапам:
2. Каким должен получиться проект
Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
экспозиция и экскурсия по ней;
экскурсия или интерактивная экскурсия;
3. Привлекай родителей
Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
4. Как оценить свою работу
Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
Планировать свою деятельность, распределять время
Организовывать рабочее пространство
Доделывать всё до конца
Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
Выделять главное, существенное
Правильно оформлять проект
Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
Прислушиваться к разным мнениям
Доказывать свою точку зрения
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднения?
Чему вы научились в ходе работы над проектом?
Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?
5. Как организовать защиту проекта
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
Требования к оформлению проекта
Общие требования к оформлению
Проект, должен быть оформлен в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду работ.
Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается только на одной стороне листа.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
· размер полей: левое — 2 см, правое — 2 – 1,5 см, верхнее и нижнее — 2 см;
· нумерация страниц — по центру внизу страницы;
· абзацный отступ — 1,25 см;
· на листе 29-30 строк;
· нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней;
· каждая глава начинается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям;
· название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста осуществляется за счет проставления дополнительного интервала;
· заголовки следует располагать по середине строки симметрично тексту, между заголовками и текстом пропуск в 3 интервала. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;
· порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию.
Требования к оформлению таблиц
Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:
· Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.
· Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах. Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и большого количества наглядного материала.
· Название таблицы располагается между ее обозначением и собственно содержанием, пишется с прописной буквы без точки в конце.
· При переносе таблицы на следующую страницу Заголовки вертикальных граф таблицы следует пронумеровать и при переносе таблицы на следующую страницу повторять только их номер. Предварительно над таблицей справа поместить слова «Продолжение таблицы 8».
· Название таблицы, ее отдельных элементов не должно содержать сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.
Требования к оформлению иллюстраций
В качестве иллюстраций в проекте могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:
Все иллюстрации должны быть пронумерованы (рис. 1 или иллюстрация 1). Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.
В текст работы помещаются только те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок. ». Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.
Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без знака номера после слова «Рис.».
На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.
При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, по оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.
Требования к оформлению приложений
Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила.
Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения», и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа, должно быть пронумеровано в правом верхнем углу, пишут: Приложение 1 (2, 3 … и т. д.) без точки в конце.
Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается посередине строки.
Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать следующим образом.
Требования к оформлению библиографического списка
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»: (М.: НПК Изд-во стандартов, 2004).
Правила оформления библиографических списков:
Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).
Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».
Например: Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
При оформлении сборника с коллективом авторов под общей редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия), далее могут быть 2 варианта: 1) слово «Сост.» и перечисление составителей (точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка), 2) слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка).
Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русс. яз., 1990. — 251 с.
Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (две наклонные линии), название сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква «С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).
Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала (точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).
Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — С. 34—42.
Титульный лист (образец)
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка №1375
Индивидуальный проект Тема: «…..»
Автор: Ф.И. ученика, класс
Работа выполнена на «…..»
Руководитель проекта: Ф.И.О. учителя
Протокол защиты индивидуальных учебных проектов обучающимися 11 классов
Учитель – руководитель ___________________________ Предмет __________________________ Дата проведения защиты ____________________________ Комиссия в составе: _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________
№ Ф.И. ученика Класс Зачет/незачет, дата пересдачи
Всего по списку: Получили «зачет» (кол-во человек): Пересдача в другие сроки (у кого?): Отмечены «отличные» работы (Ф.И учеников):
Примеры проектов по физике.
Глава 1. Физика в квартире.
1.1. Электромагнитное поле.
Электромагнитное излучение подразделяется на:
Радиоволны – это электромагнитные колебания, распространяющиеся в пространстве со скоростью света (Приложение 2). Польза, которую приносят нашей цивилизации радиоволны, поистине неоценима. Однако практически с самого начала их использования во благо человечества скептики задаются вопросом: не приносят ли радиоволны вред организму человека?
Множество исследований, проводимых разными научными группами, дают порой прямо противоположные результаты, поэтому единого мнения на этот счёт по-прежнему нет. Кожный покров человека, точнее, его внешние слои, поглощает радиоволны, вследствие чего выделяется тепло, которое абсолютно точно можно зафиксировать экспериментально. Максимально допустимое повышение температуры для человеческого организма составляет 4 градуса. Человек, говорящий по мобильному телефону, наверняка
замечает, что у него нагревается ухо. Из этого следует, что для серьёзных последствий человек должен подвергаться продолжительному воздействию довольно мощных радиоволн, что маловероятно в повседневных бытовых условиях. Среди вероятных негативных эффектов также выделяют ухудшение кровообращения, затруднение деятельности головного мозга и даже генетические мутации. Смертельно опасны радиоволны для владельцев электрических кардиостимуляторов – последние имеют чёткий пороговый уровень, выше которого электромагнитное излучение, окружающее человека, подниматься не должно.
1.3. Инфракрасное излучение
Инфракрасное излучение является частью электромагнитного излучения (Приложение 3). Это то же самое тепло, которое Вы чувствуете от горячей печки, солнца или от батареи центрального отопления. Оно не имеет ничего общего ни с ультрафиолетовым излучением, ни с рентгеновским. Абсолютно безопасно для человека.
Более того, сейчас инфракрасное излучение нашло очень широкое распространение в медицине (хирургия, стоматология, инфракрасные бани), что говорит не только о его безвредности, но и о полезном действии на организм. Существует также понятие дальнего, или длинноволнового инфракрасного излучения. Какое же влияние оказывает оно на тело человека? Это влияние разделяют на две составляющих. Первая из них общеукрепляющее действие, которое помогает организму бороться со многими известными болезнями, усиливает иммунитет, повышает природную сопротивляемость организма, помогает бороться со старостью. Вторая – прямое лечение общих недомоганий, с которыми мы встречаемся повседневно.
состоящий из 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый)(см.Приложение 4). Обладает способностью проникать в кожу на глубину до
Восприятие видимого света и составляющих его цветовых компонентов оказывает опосредованное влияние на центральную нервную систему и тем самым на психическое состояние человека. Влияние этого излучения на кожу осуществляется главным образом примыкающими к границам его спектра инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами,
оказывающими тепловое и химическое действие. Так, в спектре лампы накаливания,
являющейся источником видимого света, имеется до 85% инфракрасного излучения.
Развитие полупроводниковой технологии за последние несколько лет привело к созданию ряда приборов медицинского назначения с использованием полупроводниковых светодиодов большой яркости и различного спектра. Клинические испытания этих приборов показали их высокую эффективность и открыли дополнительные перспективы для технических решений в области свето- и цветотерапии.
1.5. Ультрафиолетовое излучение.
1.6. Рентгеновское излучение.
Рентгеновские лучи – это одна из форм электромагнитного излучения, которой свойственно проникать даже в самые потаенные участки тела человека(Приложение 6).
Так как рентгеновским лучам свойственно проникать очень глубоко, это становится причиной того, что они начинают оказывать негативное воздействие на человеческий организм. В общем, рентгеновское излучение – это та же радиация, под воздействием которой происходит ионизация даже самых сложных молекул и атомов человеческого организма. Вне всякого сомнения, такое сильное облучение не может благотворно влиять на организм. Клиническими исследованиями было доказано, что во время одного рентгенологического исследования грудной клетки количество радиации равняется облучению, которое воздействует на человека в течение десяти обычных дней жизни. О том, что рентгенологическое исследование может нанести вред общему состоянию здоровья, было известно уже давно. Именно поэтому современные специалисты сделали все возможное, чтобы снизить данное негативное воздействие до минимума. На сегодняшний день для рентгенологического исследования используются только лучи с низкой энергией. Плюс ко всему, тело человека подвергается облучению только на очень короткий промежуток времени. В результате, современные рентгенологические исследования можно отнести к категории безвредных. Если верить статистическим данным, то данный метод диагностики тех или иных заболеваний вызывает побочные эффекты всего лишь у одного процента больных из тысячи. Самым частым побочным эффектом в данном случае принято считать повышение риска возникновения злокачественных опухолей, которые могут дать о себе знать только лишь через десятки лет
Глава 2. Физика на кухне.
Вокруг нас происходят явления, внешне весьма косвенно связанные с механическим движением. Это явления, наблюдаемые при изменении температуры тел или при переходе их из одного состояния (например, жидкого) в другое (твердое либо газообразное). Такие явления называются тепловыми. Сложилось так, что природа тепловых явлений объясняется в физике двумя способами: термодинамический подход и молекулярно-кинетическая теория вещества. Термодинамический подход рассматривает теплоту с позиции макроскопических свойств вещества(давление, температура, объём, плотность и т.д.). Молекулярно-кинетическая теория связывает протекание тепловых яввлений и процессов с особенностями внутреннего строения вещества и изучает причины, которые обуславливают тепловое движение.
Примеры тепловых явлений:
Итак, рассмотрим тепловые явления в жизни человека. Если в горячий чай опустить холодную ложку, через некоторое время она нагреется. При этом чай отдаст часть своего тепла не только ложке, но и окружающему воздуху. Из примера ясно, что тепло может передаваться от тела, более нагретого к телу менее нагретому. Существует три способа передачи теплоты — теплопроводность, конвекция, излучение История вопроса: Ни один человек не может уйти от реального материального мира, окружающего его и в котором он сам живёт. Природа, быт, техника и всё то, что нас окружает и в нас самих происходит, подчинено единым законам происхождения и развития – законам физики. Квартира – настоящая физическая лаборатория, в которой человек должен быть активным наблюдателем, способным хотя бы приближенно объяснить наблюдаемые им физические явления. Современный научно-технический прогресс являет собой торжество физики над невежеством и мистицизмом. Наука и техника не могли бы успешно развиваться, если бы они не опирались на знания фундаментальных основ физики. Не покидают нас физические явления и физические закономерности даже в том случае, когда мы находимся с вами в домашних условиях. Современный домашний быт исключительно богат проявлением многообразных физических явлений из области механики, термодинамики, электромагнетизма, физики жёстких полей, оптики, акустики, гидравлики, газовой динамики. С физикой связана прямо или косвенно практически любая отрасль практической деятельности человека: математика и информатика, медицина, биология и экология, история и география, техника и быт, строительство и искусство, спорт и даже литература. Нагревание ложки в горячем чае — пример теплопроводности. Все металлы обладают хорошей теплопроводностью. Конвекцией передается тепло в жидкостях и газах. Когда мы нагреваем воду в кастрюле или чайнике, сначала прогреваются нижние слои воды, они становятся легче и устремляются вверх, уступая место холодной воде. Конвекция происходит в комнате, когда включено отопление. Горячий воздух от батареи поднимается, а холодный опускается. Но ни теплопроводностью, ни конвекцией невозможно объяснить, как, например, далекое от нас Солнце нагревает Землю. В этом случае тепло передается через безвоздушное пространство излучением (тепловыми лучами). В природе мы являемся свидетелями тепловых явлений, но порой, не обращаем внимания на их сущность. Например, летом идёт дождь а зимой снег. Образуется роса на листьях. Появляется туман. Основной источник тепла на Земле — Солнце. Но, кроме того, люди используют много искусственных источников тепла: костер, печку, водяное отопление, газовые и электрические нагреватели и т.д.. Знания о тепловых явлениях помогают людям конструировать обогреватели для домов, тепловые двигатели (двигатели внутреннего сгорания, паровые турбины, реактивные двигатели и т. д.), предсказывать погоду, плавить металл, создавать теплоизоляционные и термостойкие материалы, которые используются всюду — от постройки домов до космических кораблей.
перемещения газов. Роль диффузии существенно возросла в связи с необходимостью создания материалов с заранее заданными свойствами для развивающихся областей
техники (ядерной энергетики, космонавтики, радиационных и плазмохимических процессов и т. п.). Таки образом, диффузия является важнейшим явлением в нашей жизни.
Теплопередача — физический процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к более холодному либо непосредственно (при контакте), либо через разделяющую (тела или среды) перегородку из какого-либо материала. Когда физические тела одной системы находятся при разной температуре, то происходит передача тепловой энергии, или теплопередача от одного тела к другому до наступления термодинамического равновесия.Самопроизвольная передача тепла всегда происходит от более горячего тела к более холодному, что является следствием второго закона термодинамики. Всего существует три простых (элементарных) вида передачи тепла:
3. Тепловое излучение.
Существуют также различные виды сложного переноса тепла, которые являются сочетанием элементарных видов. Основные из них:
теплоотдача (конвективный теплообмен между потоками жидкости или газа и поверхностью твёрдого тела);
теплопередача (теплообмен от горячей жидкости к холодной через разделяющую их стенку);
конвективно-лучистый перенос тепла (совместный перенос тепла излучением и конвекцией);
Пример теплопередачи в быту – это обмен тепловой энергии между горячим чаем и стенками стакана, так как он осуществляется путем теплопроводности. Также, процесс теплообмена произойдет намного быстрее, если холодную воду налить в горячую (плотность холодной воды больше плотности горячей и при других равных условиях перемешивание воды произойдет быстрее). Примеры изменения внутренней энергии тела в процессе теплообмена:
остывание горячего чая, нагрев стенок стакана;
нагрев металлических изделий;
охлаждение нагретых тел.
Процесс теплообмена быстрее закончится в медном сосуде чем в стальном, так как медь обладает лучшей теплопроводностью чем сталь. Мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не такая высокая. Горячая вода, оставленная в термосе, охлаждается медленно, из-за слабого теплообмена с окружающей средой Теплообмен в термосе слабый поэтому его можно использовать в качестве холодильника. Мороженое тает, потому что оно поглощает энергию окружающего воздуха. Окружающий воздух, отдавая энергию, охлаждается, опускается вниз, на смену ему приходит теплый воздух. Чем скорее происходит теплообмен и перемешивание слоев воздуха, тем быстрее мороженое растает. Вентилятор только ускоряет таяние мороженого. Ручки у кастрюль делают из материалов, плохо проводящих тепло, чтобы не обжечься.
Глава 3. Физика в ванной.
Скорость испарения жидкости зависит от:
температуры (чем выше температура жидкости, тем большей скоростью обладают ее молекулы);
от площади поверхности испаряющейся жидкости (чем больше площадь поверхности, тем большее число быстрых молекул покидает жидкость);
от наличия ветра над поверхностью жидкости.
Так как при испарении жидкость покидают наиболее быстрые молекулы, обладающие соответственно большей кинетической энергией, средняя кинетическая энергия молекул жидкости уменьшается, значит температура жидкости при испарении понижается.
Для испарения воды требуется тепло. Чтобы молекула воды оторвалась от слоя воды, то есть, чтобы произошло испарение, молекуле необходимо сообщить энергию,которая позволила бы ей преодолеть притяжение других молекул. Поэтому, например,когда мы выходим из душа энергию для испарения вода отбирает у нашего тела, и мы ощущаем прохладу.
Конденсация – это переход вещества из газообразного в жидкое состояние. Молекулы жидкости, покинувшие ее в процессе испарения, находятся в воздухе в состоянии непрерывного теплового движения. Так как движение молекул хаотичное, то какая-то часть молекул вновь попадает в жидкость. Число таких молекул тем больше, чем больше давление пара над жидкостью. Пар конденсируется. Например когда мы моемся в ванной, запотевание зеркала и стен происходит в результате конденсации водяного пара. Кран с холодной водой, всегда можно отличить по капелькам воды, которые образовались на нём при конденсации водяного пара. Если в чашку налить горячую воду и накрыть крышкой, то водяной пар конденсируется на крышке.
Рассмотрим процесс образования насыщенного пара: В сосуд наливаем жидкость и закрываем его. Жидкость в сосуде начинает испаряться, и плотность пара над жидкостью в сосуде увеличивается. В результате теплового движения часть молекул водяного пара возвращается в жидкость. Чем больше плотность водяных паров в сосуде, тем большее число молекул пар жидкость. Через некоторое время в сосуде устанавливается динамическое равновесие между жидкостью и паром: число молекул, покинувших жидкость за какой-то отрезок времени, становится равным числу молекул, возвращающихся в жидкость за такой же отрезок времени. В сосуде образовался насыщенный пар. Насыщенный пар – это пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
а) через плотность водяного пара в воздухе, тогда единицы измерения – г/м3.