Что означает интеллектуальные потребности человека
Интеллектуальные потребности
Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.
Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае – это муляж человека.
Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.
Интеллектуальная потребность у человека только одна – это вдохновение. Вдохновение – это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.
Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний – в желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.
Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.
У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.
Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя – тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 7 Интеллектуальные потребности
Глава 7 Интеллектуальные потребности – Винни, Винни, дай булочку! – Это не булочка, это пончик. – Дай пончик! – Это не пончик, это пирожок. – Ну, дай пирожок! – Отстань, Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь! Интеллектуальные потребности связаны с интеллектуальным
51. Интеллектуальные особенности личности
51. Интеллектуальные особенности личности Интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта оказываются различными возможности людей увидеть задачу и
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
Интеллектуальные эталоны
Интеллектуальные эталоны Ежедневно мы выполняем самые разные задачи, требующие активации нашей рабочей памяти. Но нам сложно самим оценивать свои возможности, мы не можем измерить показатели рабочей памяти и уровень устойчивости внимания. Разумеется, вряд ли кто-нибудь
Интеллектуальные предшественники
Интеллектуальные предшественники Теоретические обобщения Роджерса возникали прежде всего из его собственного клинического опыта. Он полагает, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой–либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не
2. Интеллектуальные истоки
2. Интеллектуальные истоки Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм —
Другие интеллектуальные влияния
Другие интеллектуальные влияния Еще живя в Германии, Хорни изучала различные этнографические и антропологические труды, а также работы философа и социолога Георга Зиммеля, с которым у нее установились дружеские отношения. Почувствовав после переезда в Соединенные
Интеллектуальные приоритеты
Интеллектуальные приоритеты Теория личности Роджерса родилась из его собственного клинического опыта. Он чувствовал, что, избегая отождествления с какой-либо определенной школой или традицией, он сохранит объективность.«Я никогда по-настоящему не принадлежал к
Наши интеллектуальные возможности
Наши интеллектуальные возможности Продолжая проводить аналогии между ЭВМ и мозгом человека, следует заметить, что обе эти системы обладают двумя очень важными параметрами: тактовой скоростью (количеством операций в секунду) и объемом памяти. Про механизм и виды памяти я
Интеллектуальные понятия
Интеллектуальные понятия Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял. Гегель Развитие автоматических понятий приводит к более эффективному поведению. Но автоматические понятия приводят к цели только в стабильных повторяющихся условиях.
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Z-мир. 36. Интеллектуальная потребность
36. Интеллектуальная потребность
Суть этой потребности состоит в том, что человеку нравится соображать, мыслить. Истинного интеллектуала интересует не столько прагматический результат размышлений, сколько САМ процесс мышления – не важно о чем, лишь бы думать, соображать, находить новые решения. Однако важно, КАК думать. Поскольку в определении интеллекта этот момент никак не отражается, то мы должны его рассмотреть.
Интеллект (по определению) есть способность мыслить. Однако трудно себе представить, чтобы кому-то нравилось мыслить без желания получить хоть какой-то новый результат – например, часами складывать и умножать многозначные числа. Удовольствие может доставлять только мышление с получением хоть в чем-то нового результата, т.е. мышление творческое, изобретательное. Поэтому ниже под интеллектуальной потребностью мы будем понимать потребность мыслить творчески, изобретательно (или потребность в соображении).
Вообще-то удовольствие от процесса соображения двойное – одно от того, что в голове постоянно (почти ежеминутно!) рождается новая информация, другое – от любования удивительной способностью мозга рождать новую информацию.
Надо сказать, что интеллектуальная потребность в чистом виде – явление исключительно редкое: почти всегда мышление, размышление, является средством в системе средств для достижения самых разных целей и, прежде всего, психофизиологических (ПФП): дай человеку готовый продукт для удовлетворения ПФП – и он ни о чем думать уже не будет. Поначалу человек как биологический вид обрел способность мыслить только в качестве средства, и лишь гораздо позже эта способность у некоторых людей превратилась в самоцель.
Одним из признаков наличия у человека интеллектуальной потребности является игра с самим собой в умственные игры (например, шахматы, головоломки). Действительно, в этом занятии трудно узреть какие-либо иные мотивы и цели, за исключением, может, получения удовлетворения от победы над загадочным (а все-таки – над каким?) интеллектуальным противником.
Невозможно себе представить, чтобы человеку доставляло удовольствие выполнение однотипных умственных операций с неизменным набором логических алгоритмов (например, выполнение бесконечного числа арифметических действий). Мышление способно доставлять радость лишь тогда, когда оно содержит элементы новизны (с точки зрения мыслителя). Эта новизна может быть разной величины и разного логического уровня. (Мне представляется, что наибольшая величина новизны содержится в моделях Z-человека и Z-цивилизации – здесь ново по существу всё!)
Крайний случай, когда человек целиком поглощен удовлетворением своей интеллектуальной потребности, забывая про все остальные. Другой случай – отсуствие интеллектуальной потребности. Осознать величину ущерба от ее отсутствия человеку, пожалуй, не дано: это гораздо труднее, чем слепому понять, что это такое зрячие видят своими глазами, а он нет. Для понимания явления интеллекта нужно пообщаться с интеллектуалами – непосредственно или хотя бы через средства информации.
Следовательно, наилучшая ситуация – это обладание интеллектуальной потребностью с использованием ее преимущественно как средства. (Кстати, этот подход можно распространить вообще на любые, за исключениям некоторых духовных, потребности: не отказываться от них и не жить только ими, но использовать их в основном в качестве средства. Но для чего. )
Конечно, имея интеллектуальную потребность, можно загрузить свой аппарат мышления бесконечным множеством задач, но задач либо примитивных, либо никчемных. Можно, например, все свободное время тратить на отгадывание кроссвордов или игру в подкидного дурака. Но не равносильно ли это незаметному самоубийству. Да и сколько в мире помешанных на шахматах (не профессионалов!)… Со стороны – это чистое убийство времени, но. сверхстрасть отключает самокритику. (Я очень обрадовался, убедившись, что спектр интересов Гарри Каспарова выходит далеко за пределы шахмат.)
А теперь попытаемся понять, что есть интеллект и в чем он измеряется.
Думаю, под интеллектом следует понимать способность к решению нестандартных (заведомо творческих, то есть не решаемых по известным алгоритмам) задач. Если разные люди на решение одной и той же нестандартной задачи (из новой для обоих области) тратят разное время, то совершенно очевидно, что они обладают разным интеллектом. Аналогично, и различные творческие задачи обладают различной интеллектуальной трудностью. Попытаемся установить (классифицировать) уровни этой трудности.
Прежде всего, отметим, что создаваемая интеллектом ценность не находится в пропорциональной зависимости от величины затраченных интеллектуальных усилий. Многие крупные открытия были сделаны по существу случайно, без усилий. И наоборот: труднейшая интеллектуальная задача (например, собрать кубик-рубик) может не иметь никакой практической значимости (не считая некоторого развития интеллектуальной способности или удовлетворения тщеславия).
Решить нестандартную (или в широком смысле изобретательскую) задачу – значит найти неизвестный алгоритм ее решения. Трудность решения зависит как от задачи, так и от способностей того, кто ищет решение. Обычно, решение любой изобретательской задачи можно разбить на какое-то число «элементарных» изобретательских подзадач. Объективная трудность решения подзадачи определяется числом обнадеживающих инструментов. Если подходящего инструмента нет, то его надо создать. Это является одной из элементарных подзадач, но уже более высокого уровня абстракции (напомню: создание инструмента требует более абстрактного мышления, чем пользование инструментом). Если метод создания новых инструментов отсутствует, то его тоже надо создать, и это уже будет третий уровень абстракции. И т.д. Следовательно, помимо числа подходящих инструментов (для решения главной задачи), характеристикой трудности задачи является число разных уровней абстракции, необходимых для нахождения решения.
Очевидно также, что трудность решения задачи зависит от подготовки решателя. Если он уже имел опыт работы на разных уровнях абстракции, то при решении конкретной задачи решатель может легко переходить с одного уровня абстракции на другой.
Второй фактор, от которого зависит работоспособность решателя, – степень его косности мышления. Чем человек более самоуверен и чем жестче он полагается только на непогрешимость своего знания, тем выше его косность мышления, тем труднее ему преодолевать ее. Напротив, человек с вероятностной истинностью своего знания легко заходит в область, казалось бы, абсурдных утверждений, где нередко находит подсказку и для верного решения. Прекрасным тестом косности мышления является задача: из 6 спичек составить 4 равносторонних треугольника со сторонами, равной спичке. Если вы, не зная готового решения, найдете решение за 3 минуты, то косность вашего мышления незначительна.
Думаю, что к интеллекту относится также способность восходить на все более высокие уровни абстракции. Подозреваю, что эта способность у большинства людей либо отсутствует вообще, либо находится в самом зачаточном состоянии. Возможно, это происходит потому, что им никто ясно и наглядно не показывал различие между уровнями абстракции. Обычно, когда человеку говорят, например, про стол, в его сознании возникает образ (как первый уровень абстракции) какого-то вполне конкретного стола. А вот что такое стол вообще? Это уже абстракция (второго уровня) – «стола вообще» в природе не существует; стол вообще – это максимально широкая система необходимых признаков любого из конкретных столов (кстати, попробуйте указать все эти признаки и сравните ваш ответ с определением стола в каком-нибудь толковом словаре; проделайте это со многими другими вещами – и вы откроете для себя поразительное нечто).
Так вот, стол вообще – это определенное (не буду уточнять какое) отношение между всеми конкретными столами. Подобное определенное отношение существует и между всеми конкретными стульями (как и любыми другими конкретными вещами одного класса). Но, кроме того, можно рРассмотреть можно и отношение между всеми определенными отношениями. И это явление (отношение) будет относиться уже к третьему уровню абстракции, «прочувствовать», проинтуичить которое несравненно труднее, нежели какой-либо конкретный стол.
Теперь поразмыслим над самым простым примером иерархии абстракции. Явление скорости известно и понятно всем. Оно наглядно. Но скорость может меняться. Это изменение называется ускорением. Явление ускорение сложнее явления скорости, и для его понимания и грамотного учета требуется уже более высокий уровень сознания, более высокий уровень абстрагирования. Однако и само ускорение может быть меняющимся, и тогда мы имеем дело с явлением ускорения ускорения. Чтобы «прочувствовать» его, требуется уже значительно более высокий уровень абстрагирования. (И, казалось бы, так далее. Ан нет: все ускорения более высокого уровня уже похожи друг на друга и отличаются в некотором смысле только количественно.)
(Волей-неволей я был вынужден заинтересоваться разными уровнями абстракции во время поступлении на физфак МГУ: на вступительном экзамене по математике меня попросили определить «примитивное» понятие длина. Я вертелся, как уж на сковороде, но правильного ответа так и не дал, за что и получил тройку. А теперь попробуйте и вы моего лиха и проверьте свой ответ на этот же вопрос с ответом в учебнике – кажется, его можно найти в геометрии Киселева за 6-й класс.)
Потребность в интеллектуальной деятельности
Рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом, рождаемые разумом человека, связаны с его интеллектуальными потребностями. Это потребности в познании окружающего мира, в образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с человеком, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности и вместе с тем тесно связаны с биологическими потребностями. Решающую роль в этом и грает общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Данный вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Интеллектуальные потребности — это дружба (добрые отношения), обретение статуса, сохранение индивидуальности, достижения, обучение, творчество, самообразование, самореализация. Кроме того, к ним можно отнести потребность принадлежать к некоторой группе людей, поддерживать с ними добрые отношения, потребность в признании деловых качеств и обретении определенного статуса, потребность в творчестве, обучении и развитии своих способностей, потребность в самореализации. Чтобы удовлетворить свои интеллектуальные потребности, человек должен обладать всей совокупностью способностей, т.е. эмоциональными и интеллектуальными способностями.
Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой человека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью разума, можно разделить на две взаимосвязанные разновидности:
информационные — потребности в бытовой информации, профессиональной, социально-культурной;
226 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности
о образовательные, обусловленные необходимостью приобретения определенных компетенций для профессиональной самодостаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируется и развивается, в частности, за счет природной любознательности. К факторам, определяющим образовательные потребности, можно отнести: физическое и умственное развитие личности, уровень образования, профессию, материальные возможности, мотивацию к получению знаний и т.д.
Интеллектуальные потребности, как и социальные, относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первоочередных потребностей. Прямо они не оцениваются, так как во многом зависят от уровня культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Возможность удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека можно оценить по величинам рабочего, нерабочего и свободного времени.
Нет ни одного человека, которому интеллектуальная потребность в той или иной форме не была бы свойственна. Человеку даны ощущения, восприятия, представления и их комбинации, т.е. различные формы интеллектуальной деятельности. Эти явления имманентно присущи человеку. Как человек, пока живет, не может не есть, не пить, не двигаться, так он не может не ощущать, не воспринимать, не иметь представлений.
12.6. Потребность в интеллектуальной деятельности
Невежда также синтезирует и комбинирует, хотя бы и фантастическим, детским, абсурдным образом. К такой комбинационно-синтетической деятельности людей толкает инстинкт. Часто соединяют (и устанавливают связи, хотя бы и фантастические) вещи сходные, иногда противоположные, комбинируют исключительные явления с редкими вещами. Люди имеют склонность давать логическое обоснование поступкам, у них имеется синтетическая тенденция, незаменимая для практических потребностей.
Люди хотят мыслить, а плохо или хорошо они мыслят, это уже другой вопрос. На почве удовлетворения интеллектуальной потребности выросла не только наука, но и все абсурдные обобщения, абстракции, олицетворения, персонификации и понятия вроде добра, справедливости, солидарности и т.д. Непререкаемым и красноречивым доказательством наличия у человека интеллектуальной потребности служит не только факт существования науки, но еще в большей степени факт существования ошибочных абсурдных теорий, представлений, понятий, суеверных и наивных объяснений, нелепых умственных комбинаций, фантастичных интеллектуальных образований — анимистических, фетишистских, тотемических и других нелепейших теорий, которые создавало и создает человечество начиная с первобытных людей и кончая «дикарями современной культуры». Теориями, которыми люди объясняли и объясняют окружающие их явления, полна история человечества, и мы находим их всюду, где находим человека. Если бы не было интеллектуальной потребности, то не могли бы возникнуть эти уродливые детища мысли. Человеку свойствен интеллектуальный голод в такой же степени, в какой ему присущ голод физиологический.
Интеллектуальные потребности тесно связаны с духовными потребностями и соответственно духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека.
Интеллектуальные потребности и наука.Аристотель усматривал начало науки в удивлении, которое является интеллектуально-эмоциональным состоянием психики человека. Это, например, любопытство, страх перед неизвестным, недоверие,
Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности
неуверенность. Они до сих пор подробно не исследованы, но даже поверхностный анализ обнаруживает в них наряду с эмоциональными факторами интеллектуальный элемент, жажду знаний. Эта жажда относится к фактам, значимым для отдельных индивидов или для всех людей. Так, влюбленный, которого мучает неуверенность в чувствах любимой, был бы рад познакомиться с фактом, значимым для него одного. Но каждый человек со страхом (перед неизвестным) и любопытством думает о смерти, напрасно стараясь проникнуть в ее тайну.
Наука не заботится о стремлении индивидов, а изучает то, что может возбудить жажду знаний в каждом человеке. Поэтому той дополнительной ценностью, которой кроме истинности должно обладать каждое высказывание, принадлежащее науке, является способность вызывать либо удовлетворять непосредственно или опосредованно интеллектуальные общечеловеческие потребности, т.е. такие, которые может воспринять каждый человек, стоящий на определенном уровне умственного развития. Никому не нужно знание, сколько раз буквы «а» и «б» появляются в неком стихотворении и какова связь между их числом. Высказывание В.В. Маяковского о падении карандашей не найдет места в учебниках физики, ибо стремление к познанию уже удовлетворяет общий закон о всемирном тяготении. Утверждение немецкого математика К.Ф. Гаусса о возможности разложения простых чисел вида 4п + 1 на сопряженные компоненты известно лишь ученым, но оно принадлежит науке, ибо открывает удивительную закономерность чисел, а законы чисел возбуждают заинтересованность в каждом мыслящем человеке. Существование планеты Венера касается далеко не всех, но этот факт подтверждает представление И. Ньютона о строении Солнечной системы и, следовательно, опосредованно относится к удовлетворению интеллектуальной потребности, испытываемой человечеством с давних времен.
Как искусство произросло из потребности красоты, так науку создало стремление к знанию. Поиск целей науки вне сферы мышления является такой же большой ошибкой, как и ограничение искусства требованиями его полезности. Интеллектуальной потребностью к жизни вызвано бесчисленное множество представлений и теорий, истинных и ложных, от-
12.7. Регулирующее влияние потребностей на деятельность человека 229
носящихся к явлениям неорганического, органического, социально-психического мира. И научные дисциплины, и религиозные представления, и концепции, и теории о душе, праве, справедливости, жизни и смерти, красоте и добре, все суждения «А есть В» и «А не есть В», из комплекса которых составляются системы, мировоззрения, дисциплины; суждения, начиная с «паук имеет шесть ног» или «дьявол покупает человеческую душу» и завершая комплексом их, составляющим физику, химию, биологию, психологию, социологию, гносеологию и т.д., — все это плоды, родившиеся из удовлетворения данной потребности. Потребность в интеллектуальной или умственной деятельности столь же реальна, как и потребность в питании.
Дата добавления: 2015-01-15 ; просмотров: 3391 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Определение интеллектуальных потребностей
Проблема потребностей волновала людей издавна и нашла отражение в творчестве многих мыслителей, среди которых можно отметить Гераклита, Платона, Аристотеля, Демокрита, Сократа, Ф. Бекона, Ф. Гоббса, Монтескье, Вольтера, Руссо, Гольбаха, Гельвеция, А.И. Канта, Т. Мора, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других. В их творчестве потребность рассматривалась преимущественно с общефилософских позиций.
Однако как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться сравнительно недавно, в первой четверти XX века. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребностям, является книга Л. Брентано, который определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности».
Рассмотрим многочисленные теории мотивации, в русле которых традиционно рассматривается проблема потребностей.
Большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.
Согласно рационалистической позиции человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными, наделенное разумом, мышлением и сознанием, обладающее волей и свободой выбора действий. При этом мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека. Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.
Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей. Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И.П. Павлов и др.).
В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.
Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения, на поведение человека стали предложенные в конце XIX в. теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла. Они, пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.
У.Макдаугалл, например, исходя из понимания потребностей как инстинктов, выделял инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования): пище добывание; поиск и накопление пищи; отвращение; неприятие и избегание вредных веществ и др.
В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.
Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином.
Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея, который наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения.
Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в само актуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в само актуализации, образуют ее вершину.
А.Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.
Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, К. Роттера и др.
В большинстве этих теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека и подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае, не является для него основным мотивационным принципом. Признавалась наряду с ролью бессознательного существенная роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.
Для большинства теорий данной группы было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).
Несмотря на присутствие множества различных подходов к проблеме потребностей большинство психологов признают за ними функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека.
В современной отечественной науке понятие «потребность» тесно связано с понятием «нужда», которая чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме, и именно в таком значении она принимается за потребность.
Д.Н. Узнадзе, например, пишет, что понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. При таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений.
При этом неправильным является понимание нужды только как дефицита. B.C. Магун, Ю.В. Шаров и другие справедливо отмечают, что потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма, и появляется потребность в ликвидации этого избытка.
Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается в науке неоднозначно, поскольку у разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необходимость.
Распространенным является также взгляд на потребность как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. В.Г. Лежнев писал, что если потребность не предполагает наличие хотя бы в общих чертах того, что ее может удовлетворить, то просто нет и самой потребности как психологической реальности.
Многими потребностью считается не только образ предмета, но и сам предмет. При таком толковании потребность как бы выносится за пределы субъекта. Эта точка зрения отражает бытовое, обыденное понимание потребности, поскольку здесь причина (потребность) и следствие (предмет, ее удовлетворяющий) поменялись местами. Во-вторых, одна и та же нужда может удовлетворяться разными предметами. Если принять эти предметы за потребности, тогда одна и та же нужда превращается сразу в несколько опредмеченных потребностей. В действительности же речь должна идти о том, что одна и та же потребность может удовлетворяться разными средствами, которые, как отмечает И.А. Джидарьян, правильнее рассматривать как цели.
Однако в ряде случаев даже у взрослых ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения может отсутствовать. Это бывает, например, когда человек попадает в неопределенную ситуацию или чувствует, что ему чего-то недостает (но не понимает, чего именно), или же неправильно представляет предмет потребности. Можно привести и другие примеры, когда предмет не является характеристикой потребности, не отражает ее содержания.
Для социологов потребности выступают как ценности. B.C. Магун считает, что в психологии понятие «потребность» неоправданно сужено. B.C. Магун использует в своей теории термин благо, которым обозначаются состояния и процессы субъекта и его внешней среды. Последние у B.C. Магуна выступают как причины сохранения и развития субъекта. Состояние отсутствия блага автор принимает за потребность. Находясь в таком состоянии, субъект как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результаты. Отсутствующее благо B.C. Магун называет предметом потребности.
Однако, как отмечает Е.П. Ильин, логику рассуждений автора можно принять только в случае, если речь идет о рассмотрении потребности еще в общепринятом психологическом плане (да и то не для всех случаев). Если рассмотреть процесс развития человека, то согласно формуле автора, появление этого блага (развития) уничтожает или уменьшает потребность в нем, т.е. в развитии. Но, например, Л.И. Божович справедливо указывает на не насыщаемый характер таких потребностей. С другой стороны, появление некоторых потребностей само может рассматриваться как благо (в общечеловеческом, а не экономическом понимании), например, появление потребности жить после острой депрессии.
Отмечая в одной из своих работ, что блага могут сочетаться с вредными воздействиями, B.C. Магун тем самым делает неправомочным данное им определение блага как фактора, способствующего сохранению и развитию человека.
Однако если соотносить потребность с надобностью, необходимостью, вне конкретного временного отрезка, то это будет слишком абстрактно, поскольку не обозначает реально существующую нужду как переживание. Чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо.
Б.И. Додонов к «теоретическим» потребностям относит убеждения, идеалы, интересы; т.е. почти все влияющее на мотивационный процесс. Отождествляя потребность с программой жизнедеятельности (генетически запрограммированным или прижизненно сформированным поведением), Б.И. Додонов, по существу, занимает биологизаторскую позицию в отношении к потребностям, рассматривая их как инстинкты или условные рефлексы.
Некоторые авторы склонны отождествлять зависимость с потребностью. Конечно, в потребностях отражается зависимость живых существ от факторов внешней среды, но зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между ними, а не отражает сущность потребностей.
В.Л. Оссовский отмечает, что отношения между субъектом потребности и окружающим миром могут быть генетически запрограммированы (в виде программы жизнедеятельности, осуществляющейся через рефлексы, инстинкты) или же могут приобретаться в процессе онтогенетического развития человека. Актуализация этой программы жизнедеятельности в определенные моменты приводит к нарушению гомеостатичности системы организм-личность, в результате чего возникают отношения противоречия между субъектом (человеком) и объектом (окружающим миром), между состоянием субъекта потребности и предметом потребности.
В изложенной позиции философов и социологов ценным представляется мнение об отражении субъектом возникшего противоречия между необходимым и наличным, однако целесообразнее говорить, как считает В.Н. Мясищев, о требованиях человека к окружающему миру не как о потребностях, а как о потребностных отношениях человека с этим миром.
— Возникающее же между человеком и окружающим миром (объектами, ценностями) рассогласование (т. е. отсутствие того, что нужно человеку в данный момент) целесообразно назвать потребностной ситуацией, которая может и не отражаться человеком как личностью, не осознаваться. Поэтому потребностная ситуация является лишь базисом, условием возникновения потребности личности.
— С других позиций критикует взгляд на потребность как потребностное состояние, проявляемое «здесь и сейчас», Л. Николов. Он, например, пишет, что тот, кто принимает, что потребность имеет место только тогда, когда организм находится в состоянии нарушенного равновесия, тот должен принять, что с выходом организма из этого состояния исчезает и потребность. Удовлетворенная потребность, пишет автор, не есть отсутствие потребности. Л. Николов считает, что переживание удовлетворенности является одной из форм существования потребности.
Сходную позицию занимает и Д.А. Леонтьев. Он считает, что, приняв потребностное состояние за потребность, нельзя говорить о потребностях, которые не проявляются «здесь и теперь», т.е. о латентных потребностях. Однако, по мнению Е.П. Ильина, такие потребности «латентные» есть не что иное, как знание о появляющихся потребностях.
Е.П. Ильин, объединяя различные рациональные моменты, высказанные разными авторами, определяет потребность как «отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».
Существует большое количество различных классификаций потребностей.
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).
Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства.
Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако следует заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет ©социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.
А.Н. Леонтьев разделял потребности на предметные и функциональные.
Б.Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации.
По временной характеристике потребности делятся на кратковременные, устойчивые и периодически возникающие.
Выделяют также первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности.
В психологической литературе отмечается, что с годами у человека формируется потребность (привычка) в определенном способе удовлетворения первичных биологических потребностей или самостоятельная потребность в предметах, функционирующих в качестве средств по отношению к другим биологически значимым предметам.
Именно связь вторичных потребностей с первичными дает возможность согласиться с мнением А. Пьерона, что мотивация даже сложных форм человеческой деятельности в принципе сводима к первичным психическим или психофизиологическим причинам. Если проследить путь развития той или иной социальной потребности, то оказывается, что во многих случаях она является лишь социальной формой отражения базовой биологической потребности, являющейся по отношению ко многим социальным потребностям, сформированным на ее основе, неспецифической общей потребностью.
Вторичные потребности могут возникать на базе двух-трех основных потребностей, объединяться друг с другом в третичную потребность, в результате чего в мотивационной сфере личности формируется сложная система «знаемых» потребностей, становящихся предпочтениями.
Интеллект представляет собой основную форму познания человеком действительности. Принципиальным для отечественной психологии является рассмотрение интеллекта не абстрактно и не как собственно биологическое образование, а в соотношении с закономерностями общественно-исторического развития. При этом подчеркивается, что формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной активности, а основой его развития является труд.
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Поэтому когда говорят об интеллекте, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Ж. Пиаже указывал, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.
В.Н. Дружинин отмечает, что понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Интеллект, таким образом, рассматривается как некоторая общая способность приспособления к новым условиям среды через решение задач, осуществляемое посредством действий с мысленным эквивалентом объекта. Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия».
Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а вскрытие ее особенностей, делающих успешными адаптивные действия индивида. При этом следует учитывать то, что интеллект заключает в себе не только репродуктивное, но и продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Психологическая сущность интеллекта, его природа еще недостаточно изучены. В отечественной психологии проблемы интеллекта неоднократно освещались в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
В работах Б.М. Теплова освещен качественный подход к изучению интеллекта, в соответствии с которым основным является определение своеобразия интеллектуальных возможностей человека. Б.М. Теплов изучал так называемый «практический интеллект», который, по его мнению, является не менее ценным и важным для человека, чем теоретический.
В исследованиях O.K. Тихомирова изучалась структура интеллекта как деятельности. Существенное развитие в отечественной психологии получили исследования интеллекта в процессе изучения умственной активности и саморегуляции личности.
В зарубежной психологии также было проведено множество исследований, связанных с интеллектом. Идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в многочисленных моделях интеллекта, которые были разработаны Г. Айзенком, С. Бартом, Д. Векслером, X. Гарднером, Дж. Гилфордом, Р. Кэттеллом, Ч. Спирменом, Р. Стернбергом, Л. Терстоуном и др.
Р. Стернберг определяет это понятие на уровне описания обыденного поведения, выделяя три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), 2) способность решать проблемы, 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.).
По Ч. Спирмену, имеется общий для всех интеллектуальных процессов генеральный фактор, а также специфические и групповые факторы.
Л. Тэрстоном была разработана мультифакторная схема, согласно которой существует ряд «первичных умственных способностей»; в дальнейшем между ними были обнаружены корреляционные связи, указывающие на существование общего фактора.
За рубежом получила распространение концепция Р. Кэттела о двух видах интеллекта (соответствующих двум выделенным им факторам): «текучий» и «кристаллизованный» интеллекты. По Р. Кэттелу, «текучий» интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; «кристаллизованный» интеллект выступает, по его мнению, при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он зависит по преимуществу от влияний среды. Очевиден компромиссный характер этой концепции, как бы раздваивающей интеллект на две сущности.
В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации наметилась тенденция понимать интеллект как отражающую систему различных уровней сложности ее природной или технической организации, находящуюся между отражаемыми стимулами и отраженными реакциями, как систему процессов улавливания, запоминания и установления связей между информациями, необходимыми для решения задач
Однако, теоретическая разработка проблем, связанных с интеллектом и интеллектуальной деятельностью далека от завершения. Высказано даже мнение о том, что интеллект есть лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик.
Если же попытаться выделить общее во взглядах различных отечественных и зарубежных исследователей, то можно сказать, что интеллект представляет собой: 1) общую способность к познанию и решению проблем, определяющую успешность любой деятельности и лежащую в основе других способностей; 2) систему всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Обобщая материалы можно сделать следующие выводы:
— Понятие «потребность» в философских и психологических исследованиях определяется как отражение в психике человека нужды в объектах, предметах, условиях, необходимых для осуществления его жизнедеятельности.
— Потребности проявляются в форме состояний человека, которые называют «потребностные состояния».
— Общая позиция специалистов сводится к тому, что потребности выступают источником активности. При этом, многие исследователи полагают, что потребности являются не только основанием для возникновения мотивов, но и сами выполняют побуждающую функцию.
— В понимании интеллекта в качестве его сущностной особенности выделяется способность к решению мыслительных задач. При этом, в современных трактовках, решение мыслительных задач увязывается с привлечением необходимой информации.
Таким образом, опираясь на теоретические положения, разработанные в психологической науке, мы пришли к пониманию интеллектуальных потребностей как устойчивого состояния личности, в котором отражается нужда в решении мыслительных задач, побуждающего к активности, направленной на поиск, обладание и использование научной информации.