Что означает исо в госте
Системы сертификации ISO и их разновидности
Сертификация ISO – это документальное подтверждение того, что система менеджмента качества в компании полностью соответствует определенному набору стандартов.
Системы менеджмента качества позволяют осуществлять контроль на всех этапах производства или оказания услуг, начиная от подготовки документации и проверки сырья и заканчивая реализацией готового продукта. Наличие сертифицированной СМК на предприятии – это не только повышение авторитета на отечественном и зарубежном рынках, но и возможность отслеживать результаты развития компании и поставить управление предприятием на новый уровень. В некоторых случаях процедура сертификации является обязательной.
Сертификация ISO выводит управление предприятием на новый уровень
Преимущества сертификации ISO:
Наиболее часто сертификацию производят по следующим стандартам:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
Данный стандарт содержит основные требования к системе менеджмента качества на предприятии. Он подробно описывает действия на всех этапах производственных процессов, начиная от проектирования и закупки сырья и заканчивая контролем состояния оборудования и оценкой компетентности персонала.
Особое внимание уделяется ориентации производства на потребителя, достижению высокого уровня качества. На сегодняшний день внедрение и использование СМК, соответствующей стандарту ISO 9001:2015, является одним из наиболее действенных способов повышения конкурентоспособности предприятия и качества услуг или продукции.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015)
Фокус внимания данного стандарта направлен на системы экологического менеджмента организации. Он устанавливает требования к поддержанию экологической безопасности производственного процесса и готовой продукции или услуг, методы оценки экологических показателей и уровня готовности к аварийным ситуациям.
Сертификация ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Данный стандарт предназначен для оценки и сертификации систем управления охраной труда. Стандарт позволяет оценить потенциальные опасности на предприятии, уровень их риска, определить меры управления. Также он вводит требования и предоставляет рекомендации по мониторингу результативности профессионального здоровья и безопасности, оценке подготовленности к возникновению аварийных ситуаций.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 22000-2007
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все предприятия, имеющие отношение к производству и реализации пищевой продукции, должны иметь сертифицированную систему менеджмента безопасности, построенную на основе принципов ХАССП.
Данная система позволяет обеспечить безопасность продуктов на всей цепи их создания до стадии конечного употребления.
Сертификация ГОСТ Р 51705.1-2001
Данный стандарт дополняет предыдущий. Получение подтверждающей документации необходимо, если предприятие планирует принимать участие в тендерах, заключать контракты с иностранными компаниями-партнерами, если необходимо разместить маркировку ХАССП на упаковке товара или на странице корпоративного сайта.
Сертификация интегрированных систем менеджмента
Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) представляют собой совокупность сразу нескольких систем менеджмента, которые функционируют как единая система управления. Наиболее распространенным является сочетание систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2016 и управления охраной труда по ГОСТ Р 54934-2012.
Данное решение обеспечивает согласованность и структурированность бизнес-процессов, объединяет преимущества нескольких систем менеджмента и позволяет наиболее эффективно реализовать требования по повышению качества продукции, экологичности и охраны здоровья.
Интегрированные системы менеджмента качества – популярное и удобное решение для обеспечения соответствия предприятия международным стандартам
Центр сертификации «Гарант» аккредитован на сертификацию систем менеджмента в соответствии со всеми существующими стандартами ISO, как перечисленными выше, так и другими, в том числе специализированными. Например, ГОСТ Р 52249-2009 Правила производства и контроля качества лекарственных средств, ГОСТ Р 52549-2012 Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования, ISO/IEC 90003:2004 Разработка программных продуктов и т. д. Получить консультацию специалиста вы можете, связавшись с нами любым удобным способом.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Стандарты DIN, EN, ISO и IEC в чем различия?
DIN, EN, ISO и IEC в чем различия?
DIN = стандарты в Германии
EN = стандарты в Европе
ISO = Международные стандарты (механика)
IEC = Международные стандарты (электротехника и электротехника)
Когда стандарт EN включен в каталог стандартизации, решается в рамках стандартизированного процесса. В принципе, любой член европейской организации по стандартизации может предложить стандарт. В дополнение к стандарту DIN, стандарт EN утвердился в большинстве существующих стандартов в Германии. Поэтому многие стандарты имеют обозначение DIN EN, и часто они также стандартизированы ISO.
ISO и IEC: Международные стандарты
ISO означает «Международная организация по стандартизации» и, следовательно, обозначает международные стандарты. Организация была основана в 1946 году, чтобы установить отраслевые стандарты, упростить технические правила и сделать их международными. Стандарты ISO носят в основном механический характер. Стандарты ISO также могут существовать сами по себе или включаться в список европейских или национальных стандартов с добавлением ISO. В конечном итоге это означает только то, что, например, немецкий стандарт DIN соответствует международным требованиям.
В частности, малым и средним компаниям зачастую трудно идти в ногу с джунглями стандартов DIN, EN и ISO, не говоря уже об участии в работе по стандартизации. Каждый может внести свой вклад в установление новых стандартов: производители, потребители, университеты и исследовательские институты могут присылать экспертов, которые принимают решение о новых стандартах в комитет и проверяют существующие, чтобы убедиться, что они актуальны.
Немецкие, европейские или международные стандарты важны для сопоставимости продуктов, решений и услуг. Менее важно, имеют ли они сертификаты DIN, EN или ISO. Более того: национальные стандарты в настоящее время становятся все более сопоставимыми на международном уровне. Сегодня это уже невозможно без стандартов: они создают доверие, делают продукты сопоставимыми и служат международным языком для торговых партнеров.
Стандарты помогают сделать продукты и решения сопоставимыми, а также являются движущими силами инноваций. Соблюдение стандартов создает доверие и, следовательно, является двигателем продаж.
CENELEC = Comité Européen de Normalization Electrotechnique (Европейский комитет по электротехнической стандартизации)
DIN = Немецкий институт стандартизации
VDE = Ассоциация электротехники, электроники и информационных технологий
ISO = Международная организация по стандартизации CIE = Международная комиссия по освещению (Международная комиссия по освещению)
CEN = Comité Européen de Normalization (Европейский комитет по стандартизации)
Что означает исо в госте
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества
Quality management systems. Requirements
Дата введения 2001-08-31
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 года N 333-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования»
5 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2005 года) с Изменением N 1, принятым в июле 2003 года (ИУС 10-2003)
Введение*
* Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9001-2000.
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как «Примечание», носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.
Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Область применения
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2 Применение
Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
2 Нормативные ссылки*
* Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО 9001-2000.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
Положения, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, составляют положения настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Определения*
* Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО 9001.
В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов.
поставщик организация потребитель
Термин «организация» заменяет термин «поставщик», используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96, и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин «поставщик» заменяет термин «субподрядчик».
В тексте настоящего стандарта термин «продукция» может означать также «услугу».
верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).
валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).
4 Система менеджмента качества
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
ИСО (ISO) – организация международного уровня в области стандартизации, главной задачей которой, является всестороннее развитие принципов стандартизации и сертификации, а также создание на их основе эффективных стандартов для различных направлений производственной деятельности.
Основными задачами ISO выступают:
Сертификация ИСО – особое семейство стандартов, которые широко используются при создании или усовершенствовании систем менеджмента качества (СМК) компаний и организаций. Внедрение подобной системы является определённой гарантией прохождения контроля каждого этапа производства либо предоставления услуг. При этом контролируются и проверяются все составляющие данных процессов, включая различные ресурсы, документацию, руководство (управление), материалы, оборудование и другие элементы.
Сертификация систем управления качества является высокоэффективным рыночным инструментом
Сертификация систем управления (менеджмента) качества является достаточно высокоэффективным рыночным инструментом, поскольку сертификат, выданный международной авторитетной организацией, признается, как осязаемое свидетельство качества.
Международная сертификация ISO означает соответствие производимой продукции или оказываемых (предоставляемых) услуг общепринятым высоким стандартам качества мирового уровня. После прохождения у независимого эксперта процедуры международной сертификации компании получают документальное качественное подтверждение в виде сертификата ISO.
Данная система благодаря своей эффективности получила практически повсеместное и мировое распространение. Так, сегодня данные сертификаты серии ИСО приняты и действуют в России в качестве национальных стандартов систем менеджмента предприятий.
Получение и внедрение компаниями сертификатов серии ИСО имеют ряд неоспоримых преимуществ:
Исходя из этого, наличие СМК на предприятии является своеобразной гарантией соблюдения действующих требований и норм, соответствующих стандартов и позволяет производителю быть уверенному в грамотном контроле и управлении каждого элемента деятельности организации, независимо от размера, профиля или иных атрибутов и характеристик компании. Это означает, что сертификаты ISO являются универсальными и могут быть использованы на любом предприятии.
Виды сертификатов системы ISO
Наиболее известными стандартами ИСО различных серий систем качества, действующими сегодня на территории России являются:
В саму систему ISO могут быть включены либо все этапы производства, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией, либо определённый этап – определение качественных характеристик произведённой продукции.
Общие положения сертификации ИСО и разработка на их основе стандартов строятся на применении восьми фундаментальных принципов управления качеством, позволяющим обеспечивать достижение предприятиями постоянного успеха:
Процесс получения и оформления сертификатов серии ISO
Основная часть процесса сертификации ИСО заключается в создание пакета документации, для предоставления в сертификационный центр, который включает в себя:
Для получения сертификата ISO предприятию необходимо выполнить аудит существующей системы менеджмента (управления) для выявления недостатков на фоне европейских стандартов. Последующим шагом станет реорганизация управления на основе требований сертификации ИСО и сделанных ранее выводов.
При полной подготовке к проведению официальной экспертизы предприятие может подавать соответствующее заявление в сертификационный орган, к которому прилагается комплект документов, перечисленных выше. После чего компетентной экспертной комиссией проводится изучение систем управления, составляется соответствующий вывод об уровне соблюдения предприятием критериев стандартов серии ИСО и выдаётся сертификат международного образца.
В целом описанная сертификация ISO способствует повышению качества итогового продукта при помощи роста квалификации персонала и оптимизации управления производством.
Сертификация ISO
ISO занимается выпуском и разработкой международных стандартов, а также проблемами сертификации. Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC).
Сертификация ISO подразумевает под собой сертификацию продуктов, услуг или чаще системы менеджмента качества на соответствие определенным требованиям стандартов ISO. Данную сертификацию имеют право проводить только аккредитованные органы по сертификации, при наличии действующего аттестата аккредитации. Процедура может включать в себя саму сертификацию, испытания и инспекцию. По завершению процесса заявитель получает сертификат соответствия. Стоит заметить, что сертификация ISO в нашей стране добровольная.
Но, безусловно, сертификация ISO:
Важно помнить, что ISO не позволяет никому использовать логотип ISO в области сертификации. Логотип ISO является зарегистрированным товарным знаком и не может быть использован любым человеком / организацией вне ISO, без разрешения. Так как ISO не проводит сертификацию, было бы неправильно, если бы ее логотип использовался таким образом. После проведения сертификации и получения сертификата соответствия организация вправе использовать логотип органа по сертификации, изображенного в сертификате, либо же информировать покупателя в письменном виде о сертификации ISO, например, на контрэтикетки продукции.
Наиболее популярной является сертификация ISO на стандарты системы менеджмента
Наиболее популярной является сертификация ISO на стандарты системы менеджмента. Данные стандарты ISO являются результатом упорного труда ряда экспертов во многих странах. Поэтому при внедрение стандарта на системы менеджмента, организация может получить не только статус, но и выгоду от глобального опыта и хорошей практики. Без исключения малые, крупные и средние организации учатся более эффективному использованию ресурсов, совершенствуют управление риском, повышают удовлетворенность потребителя, поскольку услуги и продукты соответствуют их ожиданиям.
Преимущества сертификации ISO
Преимущества сертификации ISO очевидны. Прежде всего, гармонизация деятельности по оценке соответствия, которой занимается ISO, помогает облегчить мировую торговлю и разрушить барьеры на пути к ней. При сертификации импортной продукции практически в каждом случае требуется предоставление сертификата ISO. Данным методом пользуются и зарубежные коллеги. Если Вы стремитесь улучшить своё положение на рынке, разобраться досконально во внутренних процессах и быть уверенным в том, что качество выпускаемой Вами продукции соответствует требованиям международных стандартов, то немедленно звоните нашим специалистам по телефону…
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ: разбираемся в стандартах
Осуществляя поиск крепёжных изделий в Интернете, вы, наверняка, не раз сталкивались с аббревиатурой ГОСТ. Если в заявке на поставку крепежа не указать эти четыре буквы, то первым вопросом менеджера по продажа будет: «Крепеж какого именно стандарта вам нужен?». Выходит, что не имея информации о стандарте, вы не cможете получить необходимый метиз. Так ли это и какие стандарты бывают, мы разберем в этой статье.
В нашей стране вы можете столкнуться со следующими стандартами: ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ.
ГОСТ — это государственный стандарт, который включает в себя требования государства к качеству продукции, его геометрические размеры, отклонения от эталона и т.д. Система ГОСТ была разработана ещё во времена СССР и действовала на всей его территории. Часть из этих стандартов используются и сегодня. Всем известная обычная машиностроительная шестигранная гайка описывается стандартом ГОСТ 5915 или ГОСТ 5915-70.
В современной Российской Федерации возникли новые требования к стандарту, и на замену ГОСТ с 1992 года пришли обозначения ГОСТ Р. Такие стандарты признаны национальными и в название добавляются обозначения Р. Это не означает, что продукция выпускаемая по ГОСТ или ГОСТ Р стала хуже, требования к изделиям системы ГОСТов устанавливаются на основе применения современных достижений науки, практического опыта и технологий, т.е. они адаптируются и используют все новинки имеющиеся на сегодняшний день.
ОСТ — это стандарт, разработанный на основе ГОСТ, но устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Например, когда на предприятии посчитали, что болт по ГОСТ7798 должен иметь длину резьбы отличную от стандарта, они вводят ОСТ. Такие стандарты очень часто используются в автомобилестроении или авиационной технике.
Предприятие может регламентировать производство своего продукта, тогда оно вводит у себя ТУ (технические условия). Они не попадают под действие ГОСТа, но не могут противоречить ему. Такие ТУ являются собственностью предприятия производителя. ТУ вносятся предприятием, когда необходимо изменить технологию производства изделия.
ДИН — это технические нормы и геометрические размеры изделий, которые разрабатываются Немецким институтом по стандартизации (Deutsches Institut für Normung e.V. сокращенно DIN). Стандарты ДИН не являются обязательными для применения на территории РФ. Но все не так просто:
DIN — национальный стандарт Германии
DIN EN — европейский стандарт, все члены ЕС или СEN обязаны обеспечить использование его в национальной системе норм.
DIN EN ISO — стандарте, принятый Международной организацией по стандартизации ISO
DIN ISO — международный стандарт, включенный Немецким институтом по стандартизации в своем неизменном виде.
И возвращаясь к самой обычной шестигранной гайке, такой знакомой и родной, данное изделие может быть стандартизировано по ДИНу как ДИН934.
Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. С этого самого момента на территории РФ начали внедрятся стандарты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ ИСО. И снова вернёмся к шестигранной гайке, которая теперь стандартизируется как ГОСТ ИСО 4032.