Что означает история как наука
История и историки
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)
I. История как наука. Функции, методы и принципы исторического познания. Характеристика основных исторических источников.
II. Историческое сознание и его роль в развитии общества.
III. Первооткрыватели российской истории (В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский). Основные исторические школы.
I. История является одной из древнейших наук. Греческое слово “historos” означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, конкретности.
Историк В. Ключевский об истории как науке писал: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах”.
История как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии представляет собой совокупность различных действий, поступков отдельных личностей, человеческих коллективов, состоящих в определенной взаимосвязи, составляющих человеческое общество. Поэтому предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.
По широте изучения объекта история подразделяется: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Австралии), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).
Историческая наука прошла несколько этапов развития по мере развития общества, обобщая опыт многих человеческих поколений, обогащаясь новыми историческими фактами. Основой ее является собирание, систематизация, обобщение фактов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю хозяйства, военную историю, историю религии, социальную историю, историю культуры, музыки, языка, литературы.
К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам – поселениям, могильникам и т.д.
Вспомогательные исторические дисциплины имеют более узкий предмет исследования, изучают его детально и способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
— хронология – изучает системы отсчета времени;
— палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
— дипломатика – исторические акты;
— нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
— геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
— сфрагистика – печати;
— эпиграфия – надписи на камнях, глине, металле;
— генеалогия – происхождение городов и фамилий;
— топонимика – происхождение географических названий;
— краеведение – историю местности, региона, края.
К вспомогательным историческим дисциплинам также относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, философия, социология, политология, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждая из существующих общественных, экономических, технических наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как, историческая география, историческая генеалогия и др.
История выполняет несколько социально значимых функций. Первой из них является познавательная, интеллектуально-развивающая. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внутренней и внешней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Познавательная функция состоит в изучении исторического пути нашей страны и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.
Вторая функция – практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
В. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: “Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своей собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями”. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.
Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение, т.е. взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным, если опирается на объективную реальность – исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором основана наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, показывает роль личности в развитии общества, позволяет познать такие категории, как долг перед обществом, честь, а также увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Историческое познание опирается на определенные методы. Метод (способ исследования) показывает, как осуществляется познание, на каких научных принципах. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания. К. Тимирязев, отмечая важность метода как инструмента исторического познания, писал, что “правильное его использование порой играет не менее важную роль в развитии знаний, чем какая-либо новая идея или даже теория”.
Наиболее распространенные методы исторического познания – это два основных подхода в исторической мысли, возникшие более двух тысяч лет назад: идеалистическое и материалистическое понимание истории. В методах познания исторических процессов принимаются и общенаучные методы: анализ, синтез, описание, измерение, объяснение и др.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Идеалисты считают, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности к этому человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции пришли к противоположному направлению: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и отношения между людьми. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и находящийся под воздействием субъективного фактора через деятельность масс, политических партий, вождей.
Существуют также специально-исторические методы исследования:
— хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности;
— синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
— дихронный – метод периодизации;
— метод исторического моделирования;
— статистический метод.
Только при сочетании и использовании всех методов могут быть соблюдены научность и достоверность при изучении исторического прошлого и настоящего страны.
Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип исторического познания – это основное правило, которое необходимо соблюдать при анализе явлений и событий в истории. Основные научные принципы: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.
Принцип историзма означает, что исторические факты, любое историческое явление и событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Принцип историзма позволяет выяснить мотивы поступков и действия исторических личностей. При этом учитывается расстановка классовых сил, партий, общественных организаций в стране.
Принцип объективности предполагает опору на факты и явления в их многообразии, противоречивости и с учетом как положительных, так и отрицательных сторон. Для объективности изучения исторических явлений и фактов следует помнить, что факты необходимо накапливать и тщательно анализировать. При этом нужно учитывать, что при чтении исторической литературы мы встречаемся с субъективными знаниями. Так, летописцы, находившиеся на службе у князя, приукрашивали в летописях деяния своего князя. Более поздние летописцы при переписывании летописей также вносили свои поправки не всегда объективно. Примером служит “Повесть временных лет”. Поэтому для обеспечения принципа объективности учитывается личность историка, его теоретические и политические взгляды, его методология.
Принцип социального подхода ранее называли принципом классового, партийного подхода. Этот принцип позволяет рассматривать общественные процессы с учетом различных социальных интересов в обществе, а также учитывать субъективный характер в практической деятельности исторических личностей, в деятельности правительств, партий. Таким образом, ни один исследователь не может быть полностью свободным от взглядов, интересов своего окружения.
Принцип альтернативности предполагает степень вероятности осуществления тех или иных событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Рассмотрение возможностей исторической альтернативности дает возможность иначе оценить исторический путь различных стран, выявить неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее, ответить на вопрос: почему произошло именно это явление, событие.
История призвана объективно оценивать события и законы исторического развития. В истории постоянно идет накопление и открытие новых фактов и явлений, которые находятся в исторических источниках.
К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения.
Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.
В 1930 – 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и специфика источников в формациях отличались.
Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А. П. Пронштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:
— письменные источники;
— вещественные источники;
— устные и фольклорные источники;
— этнографические источники;
— лингвистические источники;
— фотокинодокументы;
— фонодокументы.
Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.
Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:
— вещественные источники;
— письменные источники;
— изобразительные (художественные или графические) источники;
— фонетические источники.
Большинство современных исследователей ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.
В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото и кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными.
Поскольку историческое сознание – это осмысление, то можно выделить два его вида: целерациональное и ценностно-рациональное. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Целерациональное историческое сознание не только всегда конкретно, оно и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а прямо на стоящую за ним ценность. Такое сознание в большей степени этично, чем теоретично. В нем доминируют не вопросы – почему, с какой целью, а – каков смысл, кто виноват.
Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Отличительной чертой мифического сознания выступает синкретизм исторических представлений. В них мышление сливается с аффективностью. В мифическом сознании одновременно присутствуют два пласта исторического времени – сакральное и текущее. В сакральном времени происходят события, предполагающие “знание-веру”. В таком знании, например, часто присутствует “легенда о золотом веке” (в прошлом или будущем) как идеале человеческого существования. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об исторической действительности, вымышленный образ, замещающий в сознании эту действительность. Исторические мифы создаются коллективным воображением или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя при этом определенное историческое мироощущение, социально конформное в данных условиях и призванное формировать желаемые образцы социального поведения. Современная публицистика дает немало примеров активизации мифологизированного сознания: разочаровавшись в советской истории, ищут нравственное утешение и вдохновение в историческом прошлом России.
В отличие от мифического хронистическое сознание в значительной мере ориентировано на фиксацию реальных событий прошлого. Однако в таком сознании отсутствует представление о причинно-следственных связях в истории. Эти связи в хронистическом сознании замещаются изложением исторических событий в хронологической последовательности. Как и мифическое, хронистическое сознание формирует историческую реальность, соответствующую идеалу своего времени. Прошлое изображается не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть.
Развитие потребности общества в самосознании, в глубоком понимании логики исторического процесса привело к становлению истории как науки о прошлом, что оказало огромное влияние на усиление рефлексивного начала в историческом сознании. Оно обращается прежде всего к реальным фактам истории, стремясь осмыслить причинно-следственные связи и выяснить сущность исторических явлений. Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать исторические явления в развитии, в связях с другими историческими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос. Поэтому в массовом историческом сознании его научная компонента причудливо переплетается с художественным вымыслом и историческими мифами. Кроме того, если научное сознание ориентировано на поиск истины, то массовое сознание занято прежде всего поиском исторической “правды” как результата эмоционально-ценностного отношения к действительности.
III. Русская историческая школа складывалась на протяжении длительного времени. Основателем ее по праву считают древнерусского летописца и историка – монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Традиция предписывает ему авторство первой редакции уникального древнерусского памятника “Повести временных лет”, датированного 1113 г.
Образцом для древнерусских составителей исторических трудов служили зарубежные исторические документы, например, византийские. Однако русские летописцы были более историчны. Наиболее значимыми памятниками русской истории, литературы являются “Слово о полку Игореве”, составленное в конце XII или XIII в., и “Задонщина”, датированная концом XIV в.
В XII – XIII вв. получают распространение церковно-исторические документы – агиографы, которые содержали описания жизни святых.
Все исторические документы писались на основе устных преданий, рассказов и содержали важные сведения о быте и нравах людей, истории земледелия и др., но достаточно достоверны они не были исторически. Это послужило основой для работ последующих российских историков. В России становление истории как науки произошло в XVIII в. Основателем российской исторической мысли считают известного государственного деятеля, современника Петра I – В. Татищева, создавшего первый систематизированный свод отечественной истории – пятитомную “Историю Российскую с самых древнейших времен”.
В. Татищев – основоположник вспомогательных исторических дисциплин в России: этнографии, исторической географии. В своем пятитомном труде он первый составил общую периодизацию истории России: 1) господство единовластия началось с княжения Рюрика (862 – 1132); 2) нарушение единовластия – междоусобные войны (1132 – 1462); 3) восстановление единовластия – приход к власти Ивана III (1462).
В. Татищев стремился дать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса, где наблюдаются периоды подъема и упадка, при этом отметил повторяемость этапов в развитии различных народов.
В. Татищева считают основателем “дворянской” школы. Его последователи: И. Болтин, историк, государственный деятель, автор трудов по древнерусской истории; Н. Новиков, просветитель, издатель сатирических журналов, противник крепостного права; князь М. Щербатов, историк, публицист, автор работ “История России с древнейших времен”, “О повреждении нравов в России”.
На рубеже XVIII – XIX вв. в России развивалось революционно-просветительское понимание истории, ярким представителем которого был А. Радищев. Резко обличая самодержавие и крепостничество, он рассматривал историческое развитие как циклический процесс развивающейся борьбы между свободой и деспотизмом. В главном своем произведении – “Путешествие из Петербурга в Москву” им правдиво изображена жизнь народа, изложен широкий круг идей русского Просвещения.
Исторические труды XVIII в. были написаны труднодоступным языком даже для современников. Новатором русского языка стал историк и публицист Н. Карамзин. Его основное историческое сочинение “История государства российского” написано ярким и образным языком и сочетает высокую художественность с глубокой научностью. Н. Карамзин считал, что история человечества – это история всемирного прогресса, а главную роль в развитии общества играют великие личности. Он отождествлял историю страны с историей государства, с историей самодержавия.
К середине XIX в. в России сформировалось либеральное направление в истории. Наиболее известным представителем его был С. Соловьев. В том же веке сформировалась также государственная историческая школа, представленная Б. Чичериным, К. Кавелиным и др.
По праву наиболее выдающимся историком XIX в. был С. Соловьев. Главное дело его жизни – создание “Истории России с древнейших времен”. В этой работе С. Соловьев изложил свою историческую концепцию, противоположную “официальной” версии истории России. С. Соловьев представлял общество в виде организма, развивающегося “естественно и необходимо”, и он сделал вывод о том, что нужно “не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин”.
Используя сравнительно-исторический метод, С. Соловьев подчеркнул общие черты развития России с Западной Европой, обосновал своеобразие истории Российского государства.
К своеобразию развития он относил: географическое расположение России на стыке Европы и Азии и вследствие этого многовековую борьбу россиян со степными кочевниками. С. Соловьев выдвинул концепцию, что в начале на Русь наступала Азия, а с XVI в. Россия перешла в “контрнаступление”. Этот процесс он объяснял торжеством христианства. С. Соловьев – автор свыше 300 произведений по истории России: истории Новгорода, внешней политики России, историографии.
Заметное событие в исторической науке России – творчество В. Ключевского. Он является крупнейшим представителем русской буржуазной либеральной историографии. Основные фундаментальные его работы: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси”, работы по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Труды В. Ключевского оказали решающее значение на творчество таких ученых, как П. Милюков, С. Платонов, М. Покровский.
История как наука
История как наука
История — наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.
Само понятие «история» (от греч. historia-рассказ о прошедшем) возникло в эпоху античности, примерно в I тыс. до н.э. Отцом исторического знания традиционно принято считать древнегреческого писателя – историка Геродота. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни)[1]. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом.
В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные — на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные — на исторические и рациональные и т.д.
Таким образом, История является научной дисциплиной, занимающейся изучением прошлого. Объектом исторического знания выступает историческая действительность. Она состоит из событий, происшествий, необратима и неповторима. Историческое знание можно обозначить как знание о прошлом. Предмет исторического знания – это то, что конкретно мы вкладываем в понятие прошлого, что нас интересует в нём, что мы хотим из него вынести – закономерности и результаты исторического процесса.
Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Исторические события становятся историческими фактами. Но не каждое событие есть исторический факт, а только такое, которому придаётся особое значение, например война, повлекшая за собой исчезновение государства или целой культуры, а может быть это какое-нибудь открытие, перевернувшее жизнь человечества.
История как научная дисциплина имеет свои методы. Выделяются следующие основные методы исследования истории:
Степень научности полученных знаний обусловливается строгим соблюдением основных принципов исторической науки, к которым относятся:1) принцип объективности; 2) принцип историзма; 3) принцип социального подхода[2].
Практическая сторона истории заключается в ее функциях, то есть в той роли, которую история как прошлое и как дисциплина играет в жизни общества. История как прошлое – это в первую очередь бесценная кладовая социального и индивидуального опыта, поэтому первой функцией исторического знания является социализация, то есть включение индивида в культурное поле общества. Познавая свое прошлое, свою историю, усваивая традиции, пришедшие к нам из прошлого, новые и новые поколения людей воспроизводят свое общество, свой народ. Но одним воспитанием история не ограничивается. Обеспечивая знание о прошлом, история позволяет заглянуть в будущее. История создает условия для самоопределения, самоидентификации народа, его самостроительства.
«История – это власть», – сказал русский историк Ключевский. История как наука, выявляющая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.
Таким образом, анализируя вышеизложенные факты можно сказать что — История – как наука представляет собой комплекс общественных наук изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.
Дать определение терминам
Историческое сознание — форма общественного сознания, представляющая собой сложную совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование, осознание исторической ответственности за свою деятельность. Историческое сознание имеет индивидуальную, социально-групповую и историческую специфику. Историческому сознанию присуще активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности[3].
Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями. Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию. Ученые выделяли 3 категории исторических фактов: Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках и обладающие материальностью; Факты, отраженные в источниках, информация о событии; «Научные» факты, добытые и описанные историком.
Исторические источники — это предметы или документы, которые относятся к определенной эпохе. Исторические источники служат своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля. Существуют разные виды исторических источников. Они могут быть: вещественными, письменными, изобразительными и устными.
Историография это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идейном или национальном отношении, а также научная дисциплина, изучающая историю исторической науки[4].
Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Цивилизационный подход– это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Периодизация — деление процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками. В зависимости от тех факторов, которые положены в основу деления выделяют несколько основных периодизаций: общеисторическая, марксистская и цивилизационная.
Цивилизация — (от лат. Civilis — гражданский, общественный, государственный, гражданский) человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные ценности и идеалы, ментальность. Определение, введенное в научный словарь французским просветителем Мирабо в 1756 г.
Генеалогия — греч. genealogia — родословная, от genea — род, рождение и logos — слово, наука. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отдельных лиц, родственными связями, составлением родословий. Генеалогия доставляет сведения биографического характера, помогает разбираться в имущественных, социальных и политических отношениях.
Библиография (от др.-греч. βιβλιογραφία — «переписка книг» ← βιβλίον — «книга» + γράφω — «пишу») — специфическая отрасль информационной деятельности, сущностью которой является информационное управление. Важнейшие задачи библиографии стандартизация библиографической деятельности, составление библиографических указателей и индексов цитирования и классификация документов. Библиографическая деятельность изучается в рамках библиографоведения как научной дисциплины.
Нумизматика (от греч. nomisma, лат. numisma — монета) специальная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Ее разделами являются античная, византийская, западная, восточная, русская Нумизматика. Как научная дисциплина возникла в XVIII в.
Геральдика — (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Источниковедение — историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования источников. Источниковедение решает ряд задач: поиск, выявление, классификация, установление происхождения, подлинности, авторства источников, определение фактической ценности содержащихся в них сведений, их достоверности, представительности. Источниковедение вырастало из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Источниковедение включает в себя целый ряд вспомогательных исторических дисциплин, объединяет их и взаимодействует с ними.
Палеография — (греч. palaios — древний и graphein — писать) историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления времени и места их создания. Ее задачей является подготовка старинных текстов к прочтению, определение по письму, почерку места и времени написания рукописей, если они не датированы. Палеография существует с XVII века. Ее основы были заложены французами, талантливым, трудолюбивым монахом — бенедиктинцем Жаном Мабильоном, ученым Монфоконом, которые установили некоторые правила расшифровки письма, выяснили историю букв разных алфавитов. Особенно успешно палеография развивалась во второй половине XIX века.
Герменевтика — (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна) теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.
Персоналии
Ломоносов М.В. — (19.11.1711– 15.04.1765) — русский писатель, ученый, поэт, общественный деятель. Получив всестороннее образование, Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. В 1748 основал при Академии Наук первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет в 1755 году. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
Карамзин Н.М. – (01.12.1766- 22.05.1826) — русский писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил в Москве в пансионе проф. Шадена (1780—1783). Сблизился с масонами из окружения Н. И. Новикова, в его журнале «Детское чтение для сердца и разума» опубликовал многочисленные переводы и оригинальную повесть «Евгений и Юлия» (1789). В 1789 г. порвал с масонами и отправился в путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал «Московский журнал» (1791—1792), в котором опубликовал и свои художественные произведения и повести. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли французских и российских театров. В 1794—1795 гг. Карамзин издавал альманах «Аглая» (ч. 1—2), а в 1802—1803 гг. — журнал «Вестник Европы», где печатал свои многочисленные переводы с английского, немецкого и французского. В «Вестнике Европы» была опубликована историческая повесть Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Карамзин — признанный глава русского сентиментализма; его именем критики и литературоведы называют целый период русской литературы рубежа XVIII—XIX вв. В спорах начала XIX в. о русском литературном языке последователи Карамзина заняли позицию новаторов, создателей «нового слога», противопоставив себя «архаистам» из Беседы любителей русского слова. С 1804 г. Карамзин оставляет художественную литературу и, получив статус и пенсион придворного историографа, работает главным образом над «Историей государства Российского»[6].
Соловьев С.М. — (05.05.1820– 04.10.1879) – историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. Его отец был священником московского коммерческого училища. Сергей Соловьев учился сначала в духовном училище, а затем в 1-й московской гимназии, где окончил курс в 1838 году. Осенью того же года он поступил в московский университет на I отделение философского факультета (затем историко-филологический факультет). Из профессоров наибольшее влияние оказали на него Крюков и Грановский. Под влиянием, главным образом, Грановского, Сергей Соловьев стал усиленно изучать всеобщую историю. После защиты магистерской диссертации: «Об отношениях Новгорода к великим князьям», вызвавшей восторженный отзыв Кавелина, Соловьев. В 1847 г. Соловьев напечатал свою докторскую диссертацию: «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1871 г. Соловьев был избран ректором Московского университета и занимал эту должность до весны 1877 г., когда он оставил кафедру. Главный труд Соловьева, плод всей его жизни, – «История России с древнейших времен», 1-ый том которой вышел в 1851 г. Начиная с этого года, он ежегодно выпускал по тому своей «Истории» и успел напечатать их 28; последний 29-й том вышел уже после смерти автора, в 1880 г. Две других больших монографии Соловьева – «История падения Польши» и «Император Александр I» – продолжают исторический рассказ до 1825 года. Сыном Сергея Михайловича Соловьёва был знаменитый русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв[7].
Ключевский В.О. – (16.01.1841-12.05.1911) российский историк, профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, председатель Императорского Общества истории и древностей российских, тайный советник. В 1861 г он переезжает в Москву и становится студентом Московского университета (историко-филологический факультет), который оканчивает в 1865 г. В 1866 г. увидела свет его кандидатская диссертация «Сказание иностранцев о Московском государстве». В 1872 г. им была защищена магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1889 г. Ключевского включают в ряды членов-корреспондентов Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук. В этом же году публикуется его «Краткое пособие по русской истории» (полный курс был издан позднее, в 1904 г., и включил в себя 4 тома). В.О. Ключевский очень быстро снискал себе славу выдающегося, оригинального лектора, одного из наиболее популярных среди современников. Его лекции по истории России отличались широтой охвата самых разных факторов и аспектов исторического процесса, опорой на большое количество первоисточников, на научный анализ. Великолепный стиль, отличавший лекции, публицистические статьи и научные работы Ключевского позволил их автору занять достойное место и в истории литературы.
Покровский М.Н. – (17.08.1868-10.04.1932) — как историк и специалист М.Н.Покровский сформировался под влиянием «московской исторической школы», был учеником таких столпов отечественной исторической науки, как Ключевский и Виноградов. Во время учёбы в университете в журнале «Русская мысль» он опубликовал свои первые работы. С 1891 г. Покровский преподавал в средних учебных заведениях Москвы, читал лекции на женских Московских педагогических курсах, работал в просветительских организациях и готовил магистерскую диссертацию. Первые исторические труды Покровского — «Отражение экономического быта в «Русской Правде», «Хозяйственная жизнь Западной Европы в конце средних веков», «Местное самоуправление в Древней Руси», — были написаны под влиянием «легального марксизма». Во время эмиграции Покровский создал своё главное произведение — «Русская история с древнейших времён» в 5-ти томах (1910-1913 гг.), а также написал «Очерк истории русской культуры» (1915-1918 гг.). Основным предметом его исследований была история России от первобытной эпохи до начала XX в. Значительное место в научной деятельности Покровского занимала полемика с историками немарксистских взглядов — В. О. Ключевским, Б. Н. Чичериным, В. М. Соловьёвым, С. Ф. Платоновым. Через несколько лет после смерти Покровского в связи с официальной масштабной кампанией по пересмотру советской идеологии началась борьба против идей учёного и его последователей. Его взгляды были объявлены «антимарксистскими»; историка обвинили в антипатриотизме, а его труды изъяли из библиотек[9].
Гумилев Л.Н. – (18.09.1912— 15.06.1992) — русский учёный, историк-этнолог, поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза. Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. В 1934 году все же сумел поступить в университет на восточное отделение, но год спустя был арестован за «недонесение» — и вышел из тюрьмы лишь после неоднократных обращений А. А. Ахматовой в различные инстанции. В 1946 году защитил диплом и поступил в аспирантуру, а в 1948 году был снова арестован за «подрывную деятельность» и приговорен к десяти годам тюрьмы; в 1956 году дело было закрыто «за недоказанностью улик», Гумилев вернулся в Ленинград и через несколько лет защитил докторскую диссертацию, в 1967 году опубликованную под названием «Древние тюрки». В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию («Этногенез и биосфера Земли)[10].
Рыбаков Б.А. – (21.06.1908 — 27.12. 2001) — советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Директор Института археологии АН СССР в 1956–1987 гг., академик Чехословацкой (1960) и Польской (1970) АН, почётный доктор Ягеллонского университета в Кракове (1964); член Исполнительного комитета Международного союза доисторических и протоисторических наук (с 1958) и член Международного комитета славистов; неоднократно представлял советскую историческую науку на Международных конгрессах. С 1958 президент общества «СССР — Греция». Многие научные труды Рыбакова содержали фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы.Целью Рыбакова было показать, что домонгольская Русь не только не отставала в своем экономическом развитии от стран Западной Европы, как это утверждали ранее многие ученые, но по некоторым показателям опережала эти страны.
Греков Б.Д. — (09.04.1882 — 9.11.1953), историк, академик АН СССР, член Академии архитектуры, трижды лауреат Сталинской премии. Образование получил в Варшавском и Московском университетах. Ученик В.О. Ключевского. До революции занимался историей Новгорода. В 1929 выпустил первую общую работу по истории Древней Руси «Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь». Основатель «национальной» школы историков, которая заменила «школу Покровского». В 1939 вышло первое издание его капитального классического труда «Киевская Русь», в которой обосновал свою теорию, что славяне перешли прямо от общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий. В 1946 вышла его книга «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. В области методологии выступил с работами «Ленин и историческая наука» и «Сталин и историческая наука», а также «Энгельс и проблема родового строя у восточных славян»[12].