Что означает иже еси на небеси
Дословный перевод молитвы Отче Наш с арамейского
Оригинал взят у oleg_aliyev в Дословный перевод молитвы Отче Наш с арамейского
Дословный перевод молитвы Отче Наш с арамейского языка, прочитайте и почувствуйте разницу:
Аминь. Пусть наши следующие действия произрастают отсюда.
Ameyn – проявление воли, утверждение, приношение клятвы. Вселяет силу и дух во всё созданное
I was so inspired to combined both song and prayer into one. I don’t own the copyright. Thanks to Ashana and Neil Douglas-Klotz. Lyrics below:
Abwoon d’bwashmaya (The Lord’s Prayer in the original Aramaic)
The following translation/poetic rendering of the Lord’s Prayer is by Dr. Neil Douglas-Klotz, and is one of my favorites.
Abwoon d’bwashmaya
Nethqadash shmakh
Teytey malkuthakh
Nehwey sebyanach aykanna d’bwashmaya aph b’arha.
Habwlan lachma d’sunqanan yaomana.
Washboqlan khaubayn (wakhtahayn) aykana daph khnan shbwoqan l’khayyabayn.
Wela tahlan l’nesyuna
Ela patzan min bisha.
Metol dilakhie malkutha wahayla wateshbukhta l’ahlam almin.
Ameyn.
O Birther! Father-Mother of the Cosmos/ you create all that moves in light.
Focus your light within us—make it useful: as the rays of a beacon show the way.
Create your reign of unity now—through our fiery hearts and willing hands.
Your one desire then acts with ours, as in all light, so in all forms.
Grant what we need each day in bread and insight: subsistence for the call of growing life.
Loose the cords of mistakes binding us, as we release the strands we hold of others’ guilt.
Don’t let us enter forgetfulness
But free us from unripeness
From you is born all ruling will, the power and the life to do, the song that beautifies all, from age to age it renews.
Truly—power to these statements—may they be the source from which all my actions grow.
Sealed in trust & faith. Amen.
Transliteration and original translation of The Aramaic Lord’s Prayer by Dr. Neil Douglas-Klotz from the Peshitta (Syriac-Aramaic) version of Matthew 6:9-13 & Luke 11:2-4 reprinted from Prayers of the Cosmos: Meditations on the Aramaic Words of Jesus (Harper Collins, 1990), © 1990, used with permission.
В чем сила молитвы «Отче наш»
Здравствуйте, дорогие друзья! Часто даже учителя в школе говорили – знать урок, как «Отче наш». А в чем ее смысл, в чем сила молитвы «Отче наш»? Она помогает исцелиться от болезней, сглаза, спасает от несчастий, катаклизмов и всякого зла. Надо только знать когда, как и сколько раз ее читать.
Как появилась молитва
Сам Иисус Христос передал людям слова этой молитвы. Читая ее, человек ощущает свою связь с Господом. Все крещеные люди должны знать ее наизусть и каждое утро начинать с этих великих слов.
Иисус передал молитву на арамейском языке, а потом ее перевели на все языки мира. На каждом языке она имеет большую силу и эффективность.
Текст молитвы: О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́ко и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго: я́ко твоé éсть цáрствіе и си́ла и слáва во вѣ́ки. Ами́нь. (Мф. 6)
Этот текст написан на церковнославянском языке. Можно выучить ее на русском. И православная, и на церковнославянском языке, молитва имеет одинаковую силу.
Многие христиане хотели бы понять ее смысл, чтобы осознанно произносить текст. Предлагается точная расшифровка каждого слова:
Объяснение детям
Чтобы дети с малолетства нашли путь к Богу, необходимо доступное пояснение к каждому слову молитвы. Сначала надо объяснить ребенку, почему она называется Молитва Господня. Потому что ее дал своим Ученикам сам Иисус Христос.
Обязательно надо сказать, что эта христианская молитва самая сильная, которая поможет от всех страхов и неприятностей. Тот, кто ее будет знать наизусть, полюбит ее, будет настоящим христианином.
Что означает последняя фраза, ребенку можно объяснить так: Богу принадлежит и царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа, и так будет всегда.
Всегда важен личный пример для детей, как в чтении молитв, та и в благоговейном отношении ко Всевышнему. Если они будут видеть, как родители ежедневно молятся, то им западет в душу эта сильная православная молитва.
Читайте также
Какие православные молитвы нужно обязательно знать наизусть
Здравствуйте! Какие молитвы нужно знать христианину и почему этот вопрос волнует каждого человека, начинающего посещать церковь. Этот же вопрос возникает тогда, когда у нас появляются проблемы в…
Как и когда читать «Отче наш»
Как читать великую молитву обычным людям? Эту единственную молитву, которую дал Христос всем людям на Земле, надо читать вдумчиво, отчетливо произнося каждое слово. Не стоит читать бегом, торопясь, не проговаривая фразы.
Чтобы Бог хранил вас весь Божий день, чтобы вы были защищены от бед, то надо читать утром 12 или 15 раз. Но прежде, чем приступить к чтению, необходимо всех простить, затем мысленно самим попросить прощения у тех, кого обидели.
Можно даже дома включать запись этой молитвы через компьютер. Тогда вся нечисть покинет ваш дом, а лихие люди будут обходить его стороной. Если в доме часто происходят ссоры, не слушаются дети, случаются какие-то несчастья, часто болеют обитатели дома, то молитва поможет наладить мир и спокойствие в семье.
У человека, который мысленно или вслух читает эту молитву, в душе наступает мир и покой. Он прощает и любит всех людей. Негативные мысли, которые посылают бесы, куда-то улетучиваются. В теле прибавляются силы, энергия начинает бить ключом.
Как только человек перестает молиться, бесы тут же начинают посылать негативные мысли, толкать на плохие дела. Поэтому не надо лениться читать «Отче наш». Сильная молитва дана человеку в помощь от всего негативного в жизни.
Человеку даны еще 2 сильные молитвы. Это Иисусова молитва и Духу Святому «Царю Небесный». Читая эти молитвы, человек незаметно и сам исправляется. Ему уже не хочется делать людям плохое, не хочется опускаться до пьянства, сквернословия. Они способны остановить ссоры, конфликты и драки. Эти молитвы — великая помощь людям от всякого зла.
Читайте также
Короткая молитва Николаю Чудотворцу
Короткая молитва Николаю Чудотворцу на будущее и на исполнение желания. Как правильно нужно молиться. Как просить помощи и защиты от…
Спасение от любых бед и несчастий
Если читать «Отче наш» 40 раз в день – то человек будет защищен от любой катастрофы, бури, агрессии людей, аварии и даже неминуемой смерти, как это было не раз на войне.
Было замечено, что после прочтения 40 раз этой молитвы, исчезали из окружения все недобрые люди. А многие из них словно исправлялись, становились добрее к этому человеку.
Есть много примеров, как от смерти на войне спасала именно эта молитва. Те солдаты, которые даже в ужасных условиях, шептали святые слова, оставались живы в самых жестоких сражениях.
Многие люди отмечают, как сорока-кратное произношение слов, исцеляет от душевных и физических недугов. Почему так происходит? Читая 40 раз сильные слова, человек приобретает душевный покой. Его сердце покидают недовольство, гнев, уныние, агрессия.
Вслед за изменением душевного состояния излечиваются разные заболевания. Лечение происходит в сознании, поэтому излечивается не только голова, но и тело. Постепенно ум «перевоспитывается», освобождаясь от негативных мыслей. Целительная практика затрагивает глубинные пласты сознания, меняя человека в лучшую сторону.
Читайте также
Сила материнской молитвы: как молиться за чадо свое
В чем сила материнской молитвы и как нужно молиться за чадо свое. Экстренная помощь в любых невзгодах. Кому и когда молиться о судьбе…
Целительная сила «Отче наш»
От чего помогает чудодейственная молитва? Если хотите очистить душу и тело от разных хворей, то медленно, проговаривая и улавливая смысл каждого слова, читайте текст. Скоро вы почувствуете, как к вам идет помощь от Всевышнего.
Перечислим те недуги, при которых люди действительно получали исцеление.
Время для чтения при заболеваниях (читать по три раза):
Изгнать насекомых из дома поможет чтение текста 5 раз, выметая их тремя ветками лиственницы.
Как призвать успех
Читая молитву и веря в успех, вы обязательно добьетесь чего задумали. Но можно самостоятельно изготовить амулет на удачу. Он будет оберегать и помогать во всех добрых делах.
Оберег с текстом «Отче Наш» следует изготовить таким образом:
Вы не раз слышали, какие чудеса происходят с теми, кто с верой читает молитву. Одних спасает от несчастного случая, другим помогает сдать экзамены, третьи исцеляются от тяжелых заболеваний.
Уважаемые друзья, верьте, что сила молитвы «Отче наш» поможет и вам. Произносите ее ежедневно, с верой и любовью, тогда Бог услышит вас!
Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш
Заимствовано из отеческих писаний, преимущественно из 9-го собеседования преподобного Кассиана Римлянина
Молитва, будучи драгоценным достоянием всех христиан, составляет главнейшее занятие святых пустынножителей. Она – пища их; она – книга их; она – наука их, она – жизнь их. Великий пустынножитель Иоанн, Предтеча Господень, был делателем молитвы; был он и учителем ее. Великую науку эту, доставляющую человеку соединение с Богом, преподал святой Предтеча ученикам своим, как мы слышали сегодня во Евангелии ( Лк. 11, 1–4 ; Мф. 6:9–13 ).
Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, «да святится имя» Его. В этом прошении человека заключается сознание в греховности, в падении. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния. «Да святится имя Твое» в моем душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу в себе этого. Нахожу противное: я – в горестном порабощении у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня грехом, поработивших себе и держащих в порабощении посредством греха. В душе моей витают помышления и ощущения преступные, смрадные. Входят ли они в нее извне, или рождаются в ней – не знаю; знаю то, что являются невозбранно и властительски, что изгнать их из себя и извергнуть не имею силы. Этими помышлениями и ощущениями прогневляется Бог; их отвращается всесвятый Бог; ими хулится Бог; при них я пребываю чуждым Бога. Мне необходимо очищение! Мне необходимо покаяние! Даруй мне, Отец мой Небесный, могущественное покаяние, которое очистило бы внутренний храм мой от всех нечистот и зловония, соделало бы меня способным принять данное Тобою усыновление, соделало бы меня еще во время моего земного странствования жителем неба. Доселе я пресмыкаюсь по земле. Да внидет в душу мою истинное богопознание! Да освятит оно мой ум, мое сердце, всю деятельность мою: «да святится во мне имя Твое» ( Мф. 5:8 ). Такое значение этого прошения. Желать покаяния и чистоты мы можем; мы можем и должны употреблять все зависящие от нас средства к снисканию их; но приобретение их зависит не от нас. Оно – дар Божий. Мы должны прежде всего молить небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих ниспослал нам дар покаяния, покаянием очистил нас от греховного осквернения, украсил нас блаженною чистотою, которая зрит Бога ( Мф. 5:8 ), которая одна способна к принятию истинного богопознания. «Да святится имя Твое!»
«Отче наш» – молитва Господня
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
«Отче наш» – единственная молитва, переданная нам Самим Христом. Она также называется «молитвой Господней».
Текст
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.
Перевод на русский язык:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Спас Нерукотворный
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа
Первая половина XIV в.
Выставка 1960: Конец XIII в.
Антонова, Мнева 1963: Конец XIII в.
Ростово-суздальская живопись 1970: XIII в.
ГТГ 1995: Конец XIII — начало XIV вв.
Лазарев 2000/1: Первая половина XIV в.
89 × 70 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 25540
Из церкви Введения в Ростове Великом,
куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне,
сгоревшей в начале XVIII века.
История
История возникновения молитвы «Отче наш» дословно описана в книгах Евангелия. Однажды, ученики обратились к Христу, прося научить их молиться (евангелие от Луки), в ответ Он произнес слова моления.
Полезные материалы
Время не сохранило текст на родном языке Христа, которым был галилейский диалект арамейского. Первые письменные источники передают нам молитву на «койне», одном из видов древнегреческого. «Отче наш» содержится в двух евангельских текстах (от Луки и от Матфея), причем второй вариант преподносит его в более развернутом виде, как часть знаменитой нагорной проповеди Господа.
Церковь употребляет об варианта моления. Один из древнейших источников – «Дидахе», датируемый первым веком н.э. содержит в себе текст из матфеевского евангелия. Признанные исследователи Священного Писания считают, что завершающее славословие молитвы («Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь») имеет ветхозаветное происхождение и было частью раннехристианской литургической практики.
Толкование
Текст «Отче наш» известен на всех языках мира и звучит уже два тысячелетия. Отец Александр Шмеман пишет —
Тем не менее, понадобилось несколько веков напряженной работы богословской мысли, чтобы хоть немного исчерпать глубину этих, казалось бы простых слов.
Само название молитвенного текста начинается с абсолютно невероятного для всего мира того времени обращения к Богу: Отче наш. Самые разнообразные теории человеческого разума о Боге, нарекающие Его: Абсолютом, Первопричина мира, Господом, Вседержителем, Творцом мироздания, Мздовоздаятелем, – содержат в себе долю истину, но лишь слово «Отец наш», раскрывает нам суть учения о Богосыновстве, как близости к Нему, любви, радостной связи.
Христос дает нам бесценный дар – возможность узнать Бога и назвать Его Отцом:
Обращение к Богу, как к Отцу, не просто начало, оно придает смысл всей остальной молитве, дает нам право обращаться к Богу с просьбой.
Христианство, преподнесенное нам Сыном Божьим, в своей самой глубокой сути – религия отцовства, она основана не на доводах рассудка или философских измышлениях, а на личном опыте любви, который мы ощущаем всю нашу жизнь.
Святые отцы Церкви выделяют в тексте молитвы семь прошений.
1-е прошение «Да святится имя Твое».
Почему должно святиться имя Господа, который и так свят и не нуждается в каком то дополнительном благе? Св. Киприан, говорит, что имя его должно, в первую очередь быть святым для нас, это наша просьба к Нему, сделать так, чтобы имя Его освящалось в нас, внутри нашей человеческой души.
По мысли св. Феофана Затворника, слово «святится», может также пониматься в контексте благоговейного почитания. То, что для нас свято мы окружаем особым почитанием. Итог молитвенной просьбы – реальное прославление Бога в земной жизни. Делая добрые дела, любя и ближнего, и врага, мы трепетно исполняем заповеди Божьи, а, значит, и почитаем Его святость.
О. Александрр Шмеман говорит о том, что это прошение, одновременно, и крик о помощи человека, находящегося в состоянии подвига, именно так описывают святые отцы опыт духовного роста, когда на пути одолевает тьма, а за каждым взлетом происходит неминуемое падение.
Переживание священного не делает легче земную жизнь, полную недостатка любви и смысла, наоборот, прекрасное мимолетное «прикосновение к мирам иным», образ чистоты и блага познаваемый нами в молитвенных трудах, зачастую делает жизнь труднее, погружая человека в состояние внутренней борьбы. Но, только так человек способен исполнить свое истинное высокое предназначение.
2-е прошение «Да придет царствие Твое».
Св. Феофан Затворник видит здесь прямое указание на грядущее Царство Небесное или Царство Славы, которое наступит по всей земле после конца мира и страшного суда. Для того, чтобы молитва о наступлении его, была искренней, человек должен быть уверен в том, что он достоин перебывать в нем.
Царство Божие «здесь и сейчас» противопоставляется царству греха, которое должно быть искоренено в человеке. Тогда, уверовавший в Бога, предает себя ему, давая обещание вести чистую непорочную жизнь. Благодать, преподаваемая человеку в Таинстве крещения обучает его добру, укрепляет доброе начало, возрождает уже к новой, благой жизни.
Этим и прекращается царство греха и начинается подготовка к человека в Царству Небесному, в которое он должен войти совершенным в добродетели «как Отец наш небесный». Это второе царство – то самое царство благодати, о котором Господь говорит: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17:21).
Св. Григорий Нисский: в этом прошении призыв снять с нас власть греха и смерти, моление избавить нас от тления, Царствие Божие должно прийти, чтобы «обратились в ничто» царствующие над человеком страсти.
3-е прошение «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
Несмотря на внешнюю простоту этого прошения, заключающегося в покорности человека воле Божьей и его желанию распространить ее по всей земле, исполнить эти слова очень тяжело.
По мысли о. Александра Шмемана, в третьем прошении заключается мерило личной веры человека, позволяющее отличить подлинную религиозность от фарисейства – зачастую, мы ждем исполнения своей, а не Его воли. За Христом ходили толпы народы, в том числе потому, что Он исполнял их волю, их просьбы и желания – утешал, исцелял, оказывал помощь. Но когда Господь начал преподавать Свою волю – учить самоотречению, любви к врагу, о том, что нужно отдавать жизнь за брата и учение это стало поистине трудной для исполнения, самой возвышенной из всех возможных этических систем, – подвигом, люди оставляют Его. Разве многократно требование распять Его звучит не потому, что Он не шёл на поводу у воли человека?
То, что было описано в Евангелиях, происходит и в наше время. Желание «простого» человеческого счастья зачастую преобладает над пониманием необходимости помощи ближним. Мы хотим от Бога, чтобы он помог получить земные блага, а в случает отказа, реагируем гневом и негодованием. Произнося слова прошения о наступлении Его воли, мы произносим и слова осуждения над нашей верой.
Суть прошения – в понимании, а действительно ли мы желаем Божьего
Это и просьба к Господу о вразумлении, умении различать свои человеческие желания, преодолении ограниченности человеческого разума. Так мы просим: дай нам благодать захотеть того, чего хочешь Ты.
Святоотеческая традиция видела в этом прошении и моление об «уразумение воли Божьей». Произнося его, мы просим, чтобы «земное уподобилось небесному», в смысле уподобления человеческого бытия божественному ангельскому (святой Августин Блаженный).
4-е прошение «Хлеб наш насущный дай нам на сей день».
В переводе на русский, слово «насущный» означает необходимый для жизни, нужный каждый день. Первая часть прошений адресована Богу, выражая наши желания Ему, мы молимся о себе. Под «хлебом» здесь понимается не только пища, но и всё необходимое для полноценной человеческой, а значит, – духовной, душевной и телесной жизни.
Библейский смысл пищи не ограничивается только телесными представлениями. В Священном Писании, мир создан Богом, как райский сад и дан человеку в пищу, человеку заповедано обладать им, хранить и возделывать. Однако, нарушение заповеди о запретном плоде, когда человек решил, что отведав его, может стать как Бог, привело к обратным последствиям – он порабощается миру, а пища становится символом тлена и смерти. Теперь человек может умереть от голода. С приходом Христа, и спасение, и восстановление падшей человеческой природы, и прощение грехов, и само воскресение вновь связываются в Евангелии с пищей.
Слова Христа, искушаемого в пустыне дивалом, который предлагал Ему обратить камни в хлебы – «Не хлебом единым будет жив человек» (Мф. 4:4), по сути есть пример преодоления зависимости человека от одной только еды, замкнутого земного бытия, на которое обрек себя Адам. Так пища вновь обрела качества дара Божия, стала тем самым причастием Божественной жизни.
Многие святые отцы толкуют это прошение именно в евхаристическом смысле. Ибо Евхаристия с самого начала христианства – главное Таинство Церкви. Евхаристией – хлебом и вином, Причастием, повествованием о новой Божественной пище, завершается евангельское откровение о «хлебе насущном». Это также и прошение необходимого для жизни, но, так как мы просим у Самого Бога – «дай нам», то исповедуем веру в то, что Он – благодатный источник всего.
Блаженный Феофилакт пишет:
5-е прошение «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Соединяет в себе прощение нам грехов Богом и прощение согрешений, против нас. По словам Христа:
Христианское понятие греха не исчерпывается категориями закона. Развод, например, вполне законное действие, как и аборт. Почему же они считаются греховными? О грехе мы узнаем от того опыта, который есть у нашей совести, она не просто некая врожденная способность человека, различающая добро и зло, но и таинственное явление.
Чем ближе к человеку Бог, тем сильнее в нем голос совести. Он и есть то самое чувство вины, находящееся глубоко в душе. Проблема не в том, что каждый человек рано или поздно грешит, нарушает законы или совершает нравственные проступки, а в том, что всё это принимается им в качестве самоочевидной нормы человеческой жизни. Совесть показывает нам всю степень нашей внутренней противопоставленности друг другу, разобщенности и вражды. Так как совесть – божественное качество, то, противное Господу, и нам причиняет боль, назойливое внутреннее беспокойство, идет и против нашей природы.
О. Александр Шмеман:
Согласно Тертуллиану, испрашивая себе прощения за грехи, мы, одновременно, и исповедуемся, то есть принимаем себя в своей падшей природе и желаем себе спасения. Прощение же согрешивших против нас, происходит согласно заповеди Христа, ответу Его на вопрос апостола о том, сколько раз нужно прощать согрешения: «не говорю тебе: до семи раз, но до семидесяти семи раз» (Мф.18,22). По слову св. Григория Нисского, Господь отпускает и разрешает нам наши бесконечные грехи, так и мы должны уподобится Ему в Его бесконечном милосердии.
6-е и 7-е прошения «И не введи нас во искушение», «Но избави нас от лукавого».
Это самое неоднозначно понимаемое прошение главной христианской молитвы.
Во-первых, оно ставит сложный богословский вопрос об источнике всевозможных искушений, которые мы все считает отнюдь не благими. Во-вторых, непонятно, о каком именно «лукавом» (в русском языке это прилагательное, а в церковнославянском более ясное «неприязнь») идет речь. В греческом варианте текста звучит «апо ту пониру», – от злого или от зла.
Любые попытки богословия, пытающиеся рационально истолковать присутствие зла на земле всегда неудачны и неубедительны, они всегда заканчиваются бессилием разума, такова была логика Ивана Карамазова, отказывающегося от счастья «построенного на слезинке ребенка».
Здесь и раскрывается смысл прошения. Зло существует для нас только, как искушение, оно приходит к нам в качестве сомнения – «разрушение веры, воцарение темноты, цинизма и бессилия в нашей душе» (о. Александр). В этом заключается его страшная разрушительная сила, оно влияет на нашу веру в добро, ставит под сомнения веру в Бога, искушением является даже сама попытка человеческой мысли обосновать его возможность.
Правильное христианское понимание зла заключается в том, чтобы не объяснять его и не оправдывать, так как оно не имеет самостоятельного бытия, а
Победа, одержанная Христом, вся земная жизнь которого состояла из потока искушений и была окончена страшной крестной смертью, дает нам основы понимания того, о чем мы молимся этим прошением – Он не дал ни одного объяснения злу и не делал попыток его оправдать, наоборот, Он противопоставлял злу реальные дела любви, веры и надежды. Господь показал, что со злом можно бороться и явил нам таинственную силу этой борьбы, о ней мы и просим Бога, когда говорим: «И не введи нас во искушение».
Это прошение о том, чтобы Бог дал нам благодать довериться Ему, как когда то доверился Сын Божий, чтобы наша вера победила все искушения.
Слова «избави нас от лукавого (злого)», его тоже не содержат объяснения, но открывают личный характер зла и говорят о том, что личность может быть его источником. Например, в мире нет сущности с названием «ненависть», но человек может страдать от личного его проявления, его жизнь может быть разрушена страстью.
Поэтому мы не просим избавить нас от абстракции, но от «злого». Именно, озлобленный, отошедший от Бога, человек становится источником зла в мире. О. Александр пишет:
Возможность победы Христовой есть в каждом из нас, поэтому мы возносим прошение о себе, только в конкретной личности возможен выбор любви, личного доверия и надежды на Господа. Молитву «Отче наш» православные христиане читают в любых ситуациях.
Автор: Ксения Филина
(по материалам «Цикла бесед о Молитве Господней «Отче наш» протоиерея А. Шмемана и толкований святых отцов Церкви)