Что означает каждая цифра в русском языке
Что означают цифры русском языке над словами 1 2 3 4 5 6 7?
Что означают цифры русском языке над словами 1 2 3 4 5 6 7.
Ну я знаю только первые 4
2 фонетический разбор слова
3 морфологический разбор слова
4 разбор предложения.
6 и 7 не бывают такие цифры над словами).
Что означает цифра 2 над словом в русском языке?
Что означает цифра 2 над словом в русском языке.
Что означает цифра 4 над словом в русском языке?
Что означает цифра 4 над словом в русском языке.
Что означает в русском языке 3 лицо?
Что означает в русском языке 3 лицо.
Что означает цифра 6 над словами в русском языке?
Что означает цифра 6 над словами в русском языке?
Что означает слово ликсикология в русском языке кратко?
Что означает слово ликсикология в русском языке кратко.
Что означает слово фразиология в русском языке кратко?
Что означает слово фразиология в русском языке кратко.
Что означает слово словообразование в русском языке кратко?
Что означает слово словообразование в русском языке кратко.
По русскому языку над предложением цифра 2?
По русскому языку над предложением цифра 2.
Что означает в русском языке разбор под цифрой 2?
Что означает в русском языке разбор под цифрой 2?
Разберите слово «посадки» (под цифрой 2).
Какразобратьслова по русскому языку светло по цифрой один?
слова по русскому языку светло по цифрой один.
Что в русском языке означает «грамматическая основа?
Что в русском языке означает «грамматическая основа.
Мощный и сильный. Представляем вашему вниманию, новую, мощную и сильную машину которая сможет проехать по деревенским дорогам.
Солнце какое осеннее греет как слабо потянулись куда на юг снег какой первый пошёл когда вечером.
«П», –а. Как то так. Это же очень легко.
Постоянство характерно, если вы ходит на работу и не любите опаздывать. Или вы каждый день ходите за продуктами в магазин. Или каждый день гулянье с собакой. Это происходит постоянно. А переменчивость характерна в характере, вы можете подстраиват..
Чем отличается цифра от числа
Все знают, что есть цифры и числа. Но если спросить: «Чем отличается цифра от числа?«, то многие дети, а порой и взрослые, затрудняются с ответом. А как объяснить эту разницу ребенку простыми словами?
Чтобы ответить на этот вопрос и понять в чём различие между цифрой и числом надо разобраться с понятиями, что такое цифра и что такое число.
Числа и цифры: в чем разница
Содержание
Что такое цифра?
Цифра — это письменный знак, изображающий число.
Что значит слово цифра? Это слово арабского происхождения и означает ноль или пустое место. Их существует только десять. Они придуманы для обозначения числа. Цифр всего 10.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Что такое число?
Число — это основное математическое понятие.
Его используют для:
Числа записываются при помощи цифр. Различают несколько видов чисел.
В древнейшие времена цифры обозначали прямолинейными пометками. Палочки до сих пор используются для обозначения римских цифр. Римских цифр 7.
I, V, X, L, C, D, M
Римские числа также, как и арабские, образуются при помощи цифр, только в данном случае римских.
В римских числах желательно разбираться, т.к. они часто используются не только в школьном курсе математики, но и в жизни. Например, на циферблате часов.
Отличия числа от цифры
Надеюсь, что теперь вам всё понятно, и вы сможете без труда объяснить даже ребёнку, чем отличается число от цифры.
На уроках математики в начальной школе используется очень полезное упражнение. Детей просят дать характеристику числу. Другими словами рассказать о числе все, что знаешь. Не всем детям это задание даётся легко. Чтобы его выполнить пригодятся вышеописанные знания и не только.
Какие виды чисел изучаются в начальной школе?
В начальной школе рассматриваются: натуральные числа, число 0, доли и дроби.
Натуральные числа — используются для счёта предметов;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11…
Однозначные числа — состоят из одной цифры;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Двузначные числа — состоят из двух цифр;
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 … 99
Соответственно самое маленькое двузначное число 10, а самое большое — 99.
Аналогично числа можно охарактеризовать как трёхзначные, четырёхзначные и т.д.
Иногда дети затрудняются назвать самое маленькое, например, пятизначное число (10 000) или самое большое семизначное (9 999 999). Просто полезно будет потренироваться это делать.
Чётные — числа, которые делятся пополам без остатка или же заканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8;
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…
Нечетные — числа, которые не делятся на 2 без остатка;
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13…
Круглые — числа, которые заканчиваются нулём.
10, 20, 30, 40, 50…
Как дать характеристику числу?
Разберём несколько примеров.
Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.
Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.
Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.
Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Культура речи
Цифра в публицистическом тексте. Часть 1
Цифра – неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастую красноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятью цифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественных характеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хронику спортивных соревнований.
В то же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевидным ошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью или незнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительно глубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностях восприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мы остановимся подробнее.
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами славянского алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста – “Счет греческих купцов” в рукописи Псалтыри XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений.
Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в “Арифметике” Леонтия Магницкого (1703 г.), и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 г. стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Формирование имени числительного – части речи, служащей для обозначения количества, шло параллельно с развитием математических представлений – от первичных (о единицах счета) до представлений множества. “Грамматическое строение современных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаической морфологии к новым формам мышления” [1].
Первоначально числа от одного до девяти воспринимались как имена или предметы счета. Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число “десять”. Предметно осознавалось и число “сто”, подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: “…купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто» [2]. Число-предел “тысяча” было единицей счета и одновременно означало “земское войско”. Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом “тьма” (взято душ более тьмы), параллельно понимавшимся как “бесчисленный”, “несметный”. Число “тьма” изображалось условным значком – кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. “Миллион” – тысяча тысяч – не был освоен как счетная единица древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в “Материалах для словаря древнерусского языка” И. И. Срезневского приведена только “миля” – мера расстояния: “За Римом, за пядесятъ миль” (памятник XV века). “Миллион”, “миллиард” и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения – словом и цифрой.
Казалось бы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не должен представлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами, принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционные для русской письменности представления о том, как следует изображать количество на письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно, рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всех количественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы, где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. В случаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной и технической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическое своеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формы представления в тексте фактического материала часто создают предпосылки для отхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифрой практически важной задачей.
Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработать рекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуют обозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до 99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
До недавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетных публикациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будут ли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды – квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры с пятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Их цифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждается в специальной расшифровке.
Примеры, взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000 000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затрачено ими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17 000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывало получить государство в виде акцизов. «.
Существующая в практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значений упрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок и текст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕ СЫЩИКИ
НЕ ДАЛИ ПОХИТИТЬ
20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группе жуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифровая запись в заголовке читается легче.
Трудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок “1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейший лингвистический эксперимент!)
Литература
1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 315.
2. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, Т. З. С. 844.
Текущий рейтинг:
Числа в тексте: что можно, что нельзя, что нежелательно
Приветствую вас! Это Юлия. Сегодня речь пойдет о числах в тексте. Они сигнализируют: тут есть точная информация, все конкретно и по делу. Чтобы вас сразу правильно поняли и не “спотыкались” при прочтении, нужно выбрать: писать число цифрами или словами.
Когда ставить сокращение рядом? А пробел? Я собрала все, что может быть полезным на эту тему, чтобы вы с чистой совестью отправили статью в закладки и использовали как памятку. Итак.
Цифра или слово: общее правило
Для упрощения восприятия текста двузначные и многозначные числа пишутся цифрами.
А числа от одного до девяти пишем словом, если они не в именительном падеже. Тогда мы не проделываем в уме путь “прочитал цифру – не согласовал со словом – перечитал, чтобы поставить в правильный падеж”.
А в именительном падеже можно и так, и так:
В начале предложения, пункта списка пишется слово.
О начале предложения читателю говорит заглавная буква. Одной точки мало, это сбивает.
То же и с пунктами списка, об оформлении которых мы говорили уже довольно давно. Если список нумерованный или каждый пункт начинается заглавной буквой и оканчивается точкой, то начинать подпункты нужно словом.
Начинать предложение цифрой можно в заголовках и подзаголовках. Например, как в нашей статье: 15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся.
Если в тексте встречаются подряд два числа, одно из них нужно заменить словом или перестроить предложение.
Подробнее о написании однозначных цифр
От общего правила переходим к уточнениям.
Однозначное число стоит рядом с многозначными при перечислении? Пишите цифрой.
Однозначное число обозначает физическую величину, денежную единицу? Пишите цифрой.
Но! Если физическая величина обозначается буквами, а не сокращением, то оставляем словесную форму: два джоуля.
Подробнее о написании многозначных цифр
Числа от 10 почти всегда предпочтительно писать цифрами. Цифровая форма лучше воспринимается и запоминается читателю, она заметнее в тексте.
Когда числа нужно разбивать пробелами
Технические правила набора рекомендуют разбивать пробелами цифры, начиная с 5-значных. Допустимо разбивать и 4-значные математические значения.
Отбиваем пробелом с конца по три цифры. И читателю уже не нужно проделывать это мысленно. Это правило действует только для цифровых величин.
Не разбиваются пробелами: годы, номера после знака №, номера документов, номера марок машин и т.п.
Рекомендуется ✅ |
Родился в 1974 году. |
В соответствии с ГОСТ 210586 |
Дело № 6666 |
Точка в пробелах между цифрами не ставится:
Знаки сокращения после цифр
Для обозначения крупных круглых чисел (от 1 000) предпочтительно использовать знаки сокращения.
Слова, обозначающие сокращения, отбиваются от цифр пробелами.
Обозначения физических величин тоже отбиваются от цифр пробелами.
В перечислениях символы ставятся один раз:
№, § – в начале перечисления: № 3, 5, 10, 23.
%, ° (без Цельсия) – после перечисления: 10, 20, 80 %.
Не ставятся точки после сокращений:
После остальных сокращений точка ставится (г. (год), мес., мин., руб., тыс. и т. д.).
Дробные числа: какой ставить падеж
Дробное число управляет существительным при нем. Существительное ставят в родительный падеж единственного числа (вопрос: кого? чего?). Например:
Обозначение числовых интервалов
Для обозначения интервала значений можно ставить:
Не рекомендуется ставить тире как знак интервала значения, когда одно значение положительное, а второе – отрицательное, или оба отрицательные.
При обозначении крупных круглых чисел в цифровой форме нули не сокращаются:
При словесно-цифровой форме рекомендуется сокращения тыс., млн, млрд не повторять.
Надеюсь, статья была полезной. Если что-то осталось незатронутым – давайте разбирать в комментариях!
Поиск ответа
Вопрос № 289023 |
Ответ справочной службы русского языка
Одно значные числа (меньше 10) обычно записываются буквами, многозначные — в цифровой форме. Цифровая форма при написании однозначных чисел рекомендуется, когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, а также когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т. п.
Подробнее о том, как записываются числа, см. в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой.
Уважаемая Грамота.ру, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правила написания в научно-популярном тексте количественных числительных. Например, » кладоискатели нашли 2 автомата, около 50 гильз, 4 каски. » Когда правильно использовать цифры, а когда слова? Спасибо за сайт! Лада.
Ответ справочной службы русского языка
Рекомендации есть в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой. Они слишком объемны для цитирования в ответе «Справочного бюро», но вот одна из рекомендаций: цифровая форма для передачи количественных числительных рекомендуется, когда одно значные числа стоят в ряду с дву- и многозначными. Это как раз Ваш случай.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Почти месяц назад интересовалась, но ответа не получила.
«Вопрос № 265302
Уважаемая Грамота,
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать четырех значные числа типа:
4 515 товаров
7 500 об/мин
1 500 тыс. руб.
Верна ли постановка пробела?
Ответ справочной службы русского языка
Да, пробел нужен. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево). «
Однако нашлось три источника, которые утверждают, что «пробел ставится, начиная с пятизначных чисел»:
Наборные и фотонаборные процессы, М-, 1983, п. 2.3.9
Гиленсон. Справочник художественного и технического редакторов
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/74/
Как же правильно и кому верить?
Ответ справочной службы русского языка
Числа в цифровой форме делят пробелами на группы (по три цифры) справа налево. Технические правила набора дают указание разбивать на группы числа только начиная с 5-значных (см. Наборные и фотонаборные процессы, М., 1983, п. 2.3.9), а «Основные математические обозначения (СЭВ PC 2625—70)» не делают исключения и для 4-значных чисел.
Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих номер (после знака номера), в марках машин и механизмов, в обозначениях нормативных документов (стандарты, техн. условия). Например: № 89954.
Точку в пробелах между цифровыми группами многозначного числа ставить запрещается.
(А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова, Справочник издателя и автора)
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать четырех значные числа типа:
4 515 товаров
7 500 об/мин
1 500 тыс. руб.
Верна ли постановка пробела?
Ответ справочной службы русского языка
Да, пробел нужен. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево).
Ответ справочной службы русского языка
Следует склонять все части составных количественных числительных и только последнюю часть составных порядковых числительных. Подробнее в «Письмовнике»: http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=242
Добрый день!
Как лучше писать:
1) «В середине тридцатых годов…» или «В середине 30-х годов…»?
2) «В двадцатом столетии…» или «В ХХ столетии…»?
3) «в сто раз больше. » или «в 100 раз больше. «?
Есть ли разница между художественными и научными текстами?
Спасибо за ответ
Ответ справочной службы русского языка
Написание числительного в цифровой или словесной форме зависит от типа текста. Приводим основные рекомендации.
Как исключение цифровая форма предпочтительна в следующих случаях:
1. Когда требуется имитировать документы, письма, вывески, поскольку пропись в них маловероятна и будет нарушать их «подлинность».
2. Когда в авторском тексте (не в прямой речи) приводятся номера домов, учреждений и т. п. и необходимо передать их в том виде, в каком они предстают на бланке, вывеске и т. п.
3. Когда в прямой речи встречается сложный номер и стремятся упростить его чтение.
4. Когда стремятся подчеркнуть (иногда иронически) особую точность чисел.
В изданиях деловой и научной литератур цифровая форма более уместна, особенно в следующих случаях:
1) если одно значные числа (даже в косвенных падежах) стоят в одном ряду с дву- и многозначными: серии из 3, 5, 12 упражнений ;
2) когда однозначные целые числа образуют сочетания с единицами физических величин, денежными единицами: 7 кг., 7 руб. ;
3) для многозначных целых чисел цифровая форма в подавляющем большинстве случаев является предпочтительной.
Словесная форма чисел рекомендуется в изданиях деловой и научной литератур, если одно значные числа стоят в косвенных падежах (не при единицах величин, денежных единицах), напр.: оборудовать лабораторию четырьмя мойками (не 4 мойками ) или если количественное числительное начинает собой предложение: Пять станков размещают (не 5 станков размещают ).
См.: Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2003.
Здравствуйте! Я хотела бы узнать, есть ли какие-либо нормативы в написании числительных от 1000 и выше. Я имею в виду, требуется ли (или допустимо ли, если нет жесткого требования) ставить пробел перед последними тремя, шестью и т. д. символами при написании числительных цифрами. Например: 30000 или 30 000? 1000 или 1 000? 150000000 или 150 000 000? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Анна
Ответ справочной службы русского языка
Вот что написано в «Справочнике издателя и автора» Мильчина, Чельцовой. Технические правила набора дают указание разбивать на группы много значные числа начиная с 4-значных (по три цифры справа налево). Точку в пробелах между цифровыми группами ставить запрещается. Например: 1 000, 30 000, 150 000 000.
Пожалуйста, подскажите! Когда числительные пишутся цифрами, а когда словами Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
При обозначении однозначных чисел словесная форма чисел рекомендуется в следующих случаях: 1. Когда одно значные числа стоят в косвенных падежах не при единицах величин, денежных единицах, так как цифровая форма усложняет чтение. 2. Когда стечение нескольких чисел в цифровой форме может затруднять чтение. 3. Когда количественное числительное начинает собой предложение.
Цифровая форма рекомендуется: 1. Когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными. 2. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физ. величин, денежными единицами и т. п.
См. «Справочник издателя и автор» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.