Что означает классическое искусство
Классическое искусство
Класси́ческое иску́сство — искусство Древней Греции и Древнего Рима времени их расцвета, а также искусство эпохи Возрождения и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции.
В широком смысле классическое искусство — искусство периода наибольшего подъёма и расцвета в какой-либо стране, народе. Классическими называют произведения, имеющие образцовое значение, непреходящую ценность для культуры.
См. также
Смотреть что такое «Классическое искусство» в других словарях:
Классическое искусство — в узком смысле искусство Древней Греции и Древнего Рима, а также непосредственно опиравшееся на античные традиции искусство Возрождения и классицизма; в более широком понимании наивысшие художественные достижения эпох подъёма искусства и… … Художественная энциклопедия
Искусство (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство. Искусство the art magazine 250px Обложка журнала «Искусство», 578 Специализация: художественный журнал Периодичность: шесть раз в год Язык: русский … Википедия
ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Новейший философский словарь
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Социология: Энциклопедия
Классическое наследие — О наследовании античной классики можно говорить уже применительно к древности, с того момента, когда культура прошлого стала восприниматься как объект подражания, требующий сохранности, т. е. начиная с эллинизма. Во время походов… … Словарь античности
Древнеримское искусство — См. также: Хронологический список древнеримского искусства и Хронология истории Древнего Рима … Википедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Раннехристианское искусство — Раннехристианское искусство период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI VII… … Википедия
Римское искусство* — Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Классическое искусство
Смотреть что такое «Классическое искусство» в других словарях:
Классическое искусство — искусство Древней Греции и Древнего Рима времени их расцвета, а также искусство эпохи Возрождения и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции. В широком смысле классическое искусство искусство периода наибольшего подъёма и… … Википедия
Искусство (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство. Искусство the art magazine 250px Обложка журнала «Искусство», 578 Специализация: художественный журнал Периодичность: шесть раз в год Язык: русский … Википедия
ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Новейший философский словарь
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Социология: Энциклопедия
Классическое наследие — О наследовании античной классики можно говорить уже применительно к древности, с того момента, когда культура прошлого стала восприниматься как объект подражания, требующий сохранности, т. е. начиная с эллинизма. Во время походов… … Словарь античности
Древнеримское искусство — См. также: Хронологический список древнеримского искусства и Хронология истории Древнего Рима … Википедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Раннехристианское искусство — Раннехристианское искусство период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI VII… … Википедия
Римское искусство* — Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Искусство классическое и современное: в чём основные отличия?
Бой сторонников классического искусства против современного в социальных сетях не утихает. Нет-нет да кто-нибудь напишет под новой работой современного художника комментарий: «Ничё не понял». И словесная перепалка начинается с новой силой. «Рост.медиа» попытался разобраться, чем современное искусство отличается от классического и как они дополняют друг друга.
Вокруг красота: в чём смысл классического искусства
Мы воспринимаем классику как нечто будничное — работы не вызывают у нас вопросов. На холстах изображены либо исторические мотивы, либо портреты реальных людей. Загвоздка в другом — чтобы понимать классику во всём её масштабе, нам нужно постараться окунуться именно в то время, когда эти работы создавались.
За несколько столетий в культе у художников были древнегреческая мифология, римские учёные и политики, религиозные мотивы, исторические события, знатные люди и простые «смертные». Однако всё классическое искусство объединяет стремление к детальной точности. Художники старались запечатлеть на холсте увиденное или «представленное» ими (именно поэтому в классическом периоде ценились художники, которые пишут картины на исторические мотивы — представьте, как было сложно воссоздать прошлое, архивных фотографий тогда же не было). Они хотели передать эмоции, ту жизнь, которая проходила в момент написания картины.
Картины классического периода утверждают идею красоты и гармонии мира. Но не стоит думать, что работы тех столетий показывают нам только идеальную жизнь той эпохи. Многие картины демонстрируют коренные противоречия того мира и его социальные контрасты. Не зря же немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал, что классическое искусство «создает реальность, совпадающую с понятием прекрасного».
Эта картина художника Василия Сурикова воспринимается нами как типичное классическое произведение. Но современникам Сурикова его работы не были понятны и ясны, они считали его обыкновенным колористом.
Значимость картины «Апофеоз войны» Василия Верещагина тоже сложно оспорить. При этом современники художника его работы недолюбливали и даже называли их «разящими».
Модернизм: конец классической эпохи
Классическое искусство пало, когда появилась фотография. Мир больше не нуждался в детальной точности на картинах, потому что за это теперь отвечала фотография. Художники это отлично понимали, поэтому стали экспериментировать с сюжетами и формами.
В 1872 году Клод Моне пишет картину «Впечатление. Восходящее солнце». Работа поражает — картина слишком сильно отличается от того, что было прежде. Примерно так и зародилось первое модернистское направление импрессионизм.
Импрессионисты первыми стали отходить от детальной точности, их главная задача — «увидеть мгновение» жизни и отразить своё настроение на полотне.
Импрессионизм — это легкость, блики, тёпло-холодные отношения света и тени, которые помогают запечатлеть само пространство и время.
Художников, которые старались совсем иначе создавать свои работы, становится больше. Они объединяются друг с другом в сообщества — зарождаются новые модернистские направления: кубизм, фовизм, супрематизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, концептуализм.
Художники модернизма в прямом смысле видели, как мир меняется — появляются электричество, радио и телевидение. Эпоха сменяет другую буквально на глазах. Все эти изменения художники фиксируют на своих полотнах. Технологический прогресс сменяется двумя мировыми войнами, которые тоже «влияют» на тематическую повестку искусства.
Например, художники-кубисты старались передать эмоции через форму. Кубизм — это воплощение геометрических форм, узких сюжетов, угловатость и полное отсутствие реалистичности. В таком направлении центром выступает форма, она на холсте важнее цвета. Пабло Пикассо — главный представитель кубизма. Он говорил так: «Надо писать не то, что вижу, а то, что знаю». Острыми и где-то даже странными формами Пикассо показывал жизнь.
В 60-годы двадцатого века появляется новое направление — концептуализм. В этом течение смысл возвышается над формой. По оценкам многих критиков, в это время и началось развитие современного искусства. Часть арт-сообщества придерживается версии, что современное искусство зародилось в 80-х годах, когда многие страны начали вступать в эпоху изменений и перемен.
Совриск: что, где и когда
Нынешнее искусство создаётся здесь и сейчас, это отражение нашей действительности, это те чувства и эмоции, которые передаёт автор, реагируя на события. Возможно, именно поэтому современное искусство так остро воспринимается публикой — не все готовы анализировать свою эпоху.
Сегодня не обязательно писать картины: художник может создавать перформансы и акции, снимать клипы и разрисовывать стены — все это и многое другое и есть современное искусство.
«Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить», — говорила о своем перформансе художница.
Британская актриса Тильда Суинтон стала арт-объектом в музее современного искусства в Нью-Йорке. Актриса проспала в стеклянном ящике шесть часов, а зрители все это время за ней наблюдали.
Артём Лоскутов, новосибирский художник и один из организаторов шествий «Монстрация» (художественная акция в форме демонстрации), недавно придумал новое направление в живописи — дубинопись. Он покупает полицейскую дубинку, наносит на неё краску, а потом бьёт холст. Его работы — ответная реакция на разгон митингов.
Помимо новых форм современные художники работают и с классическими экспонатами.
Художник Александр Бренер в Амстердамском музее нарисовал на «Белом кресте» Малевича зелёной краской знак доллара. Этим жестом он выразил протест против коммерциализации искусства.
Стрит-арт — популярное направление в современном искусстве. Вместо холстов художники создают работы на заборах и стенах зданий.
Бэнкси — художник стрит-арта. Его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана за 5 миллионов фунтов. Художник украшает улицы мира. Его работы несут социальный подтекст.
Творчество американского художника Джеффа Кунса классифицируют как нео-поп – слияние концептуализма и минимализма. Его стальные игрушки, имитирующие воздушный шар, знамениты на весь мир. Работы Кунса вызывают у зрителя яркие эмоции. Его знаменитый «Кролик» — это некий способ воздействия на аудиторию через детские воспоминания. Джефф Кунс сказал в одном из своих интервью:
«Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха — работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное — на меня реагируют».
Kaws — настоящее имя Брайан Доннелли — американский художник, скульптор и дизайнер. Он стал популярным благодаря своим виниловым фигуркам. Каждая фигурка уникальна по-своему. Характерная черта некоторых скульптур и игрушек Kaws — использование «X» на руках и глазах.
Творчество современного японского художника, стало известным на весь мир. Самая популярная работа Мураками — «Цветочный шар».
Современное искусство — это максимальное количество форм и смыслов, которые очень быстро меняются. Все охватить просто нереально.
Чем же отличается классическое искусство от современного?
И не важно, какое искусство вы предпочитаете – главное, оно должно вызывать эмоции, и эти эмоции могут быть совершенно разными. И если вам не хочется наблюдать за эпатажными акциями современных художников, вы всегда можете посетить музей и насладиться классикой. Выбор за вами.
«Рост.медиа» сделал подборку современных деятелей искусства, делящихся своими творениями в Instagram
Краткий словарь по эстетике
КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от лат classicus — образцовый)— 1) античное искусство периода высшего расцвета греческой демократии (VI—V вв. до н. э.), 2) непреходящая эстетическая ценность, имеющая мировое значение и являющаяся шагом вперед в художественном развитии человечества. Понятие классическое искусство возникло в эпоху Возрождения, когда античное искусство времени Перикла принимается как абсолютная эстетическая норма. В последующие века к этому эталону присоединяется творчество великих мастеров Возрождения (Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана). Постижение законов искусства, художественных форм и канонов, выдвинутых великими художниками античности и Возрождения, шло параллельно с изучением философско-эстетических идей и идеалов античности. Величайшими представителями классического искусства Древней Греции были признаны Гомер, скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, архитекторы Иктин и Калликрат, живописец Полигнот, драматурги Эсхил, Софокл и Эврипид. Греки создали высочайшее искусство, с которым сравниваются все достижения последующих эпох. Источником классического искусства Древней Греции являлась, греческая мифология, т. е. «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно — художественным образом народной фантазией». Высшей степени совершенства греки достигли в области архитектуры, поэзии и пластических искусств. Принцип меры, гармонии содержания и формы, идеальной соразмерности частей и целого, благородная простота композиции, языка и стиля делали античное искусство недосягаемым образцом.
Классическое искусство утверждает идею красоты и гармонии мира, веру в совершенство человеческой личности, безграничные возможности разума. Человек — мера всех вещей, величайшая ценность. Классическое искусство несет эстетические идеалы своей эпохи в проекции их на будущее, вскрывает коренные противоречия, обнажает социальные контрасты, «вопли и страдания современности» (Белинский), стремясь показать всю полноту проявления жизни, все духовное богатство, достигнутое в данный момент исторического развития. Классическое искусство тяготеет к широким обобщениям, глобальным проблемам общечеловеческого содержания и рассматривает их с прогрессивных позиций своего времени. Таковы творения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспира, Пушкина, Л. Толстого, Бетховена, Чайковского и т. д.
КЛАССИКА в искусстве
Полезное
Смотреть что такое «КЛАССИКА в искусстве» в других словарях:
Классика (в истории др.-греч. иск-ва) — Классика, в истории древнегреческого искусства период развития, охватывающий 5 в. до н. э. и первые три четверти 4 в. до н. э. Социальной основой искусства К. была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в большинстве греческих полисов, в том … Большая советская энциклопедия
Классика — (от лат. classicus образцовый), период в истории древнегреческого искусства, охватывающий V в. до н. э. и первые три четверти IV в. до н. э. Социальной основой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в… … Художественная энциклопедия
Классика — (от лат. classicus образцовый) Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в таком виде. Классика период в истории древнегреческого искусства (V в.… … Википедия
Классика — I Классика (от лат. classicus образцовый) Первоначально «классик» относящийся к первому разряду, «классу», высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима. В метафорическом смысле… … Большая советская энциклопедия
Классика — (от лат. classicus первоклассный, образцовый). Обозначение историч. эпохи, а также определ. эстетич. нормы. Еще Авл Геллий (2 в. н. э.) обозначал этим словом нечто образцовое, высококлассное в лит. произведениях. Уже в эллинистич. время… … Словарь античности
ГЕДОНИЗМ в искусстве — (от греч. hedone удовольствие) тенденция замкнуть худож. творчество в его непосредственной чувственной стихии в ущерб выражению духовного содержания в иск ве. Эта тенденция исторически возникает как реакция на абстрактное морализирование и… … Эстетика: Словарь
Готическое направление в искусстве Нового времени — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/10 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью мож … Википедия
ГЕРОИЧЕСКОЕ — (от греч. heros герой) категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или коллектива людей (социальной группы, класса, народа) высшего напряжения духовных и физических … Эстетика: Словарь
НАСЛЕДИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — явления худож. культуры прошлого, т. наз. «вечные ценности», осваиваемые и переосмысляемые современностью, образующие состав худож. традиции (Традиция и новаторство), С понятием Н. связан ряд проблем и трудностей. Во первых, распространенное… … Эстетика: Словарь
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия