Что означает когда человек зажимает губы
Следим за губами: как по мимике рта прочитать мысли человека
Однако наши губы сложно подчинить воле разума, поскольку они отвечают за речь и большинство эмоций, начиная от радости и заканчивая тяжелым горем. Поэтому учимся читать по губам.
Натянутая улыбка
Эмоциональное проявление положительных чувств к собеседнику или даже случайно встреченному человеку на улице обычно выражается в искренней улыбке. Чем она характерна? Если мы рады кого-то видеть, то наши губы растягиваются, их уголки и щеки приподнимаются, а вокруг глаз образуются морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Лицо при этом становится очень привлекательным и буквально сияет
Когда индивидуум пытается «натянуть» на лицо улыбку, то, скорее всего, она будет кривовата, без приподнятых углов губ, и уж конечно глаза останутся спокойными, не тронутыми сетью очаровательных морщинок.
Искусственная улыбка свидетельствует о натянутости отношений и о нежелании собеседника общаться. Можно попробовать улыбнуться в ответ, зная, что этот мимический жест обладает очень сильным заразительным эффектом. Очень сложно оставаться серьезным, когда вы наблюдаете искреннюю реакцию собеседника.
Но, скорее всего, человек, с которым вы пытаетесь общаться, совсем не склонен к этому. Вы ему не нравитесь, общение с вами не приносит ему положительных эмоций, все, что он говорит вам в этот момент, может означать только что-то неприятное для вас, как бы собеседник не пытался убедить вас в противоположном. С фальшивой улыбкой не сообщают приятные новости.
Подобное выражение лица может свидетельствовать также и о зависти человека к вашему успеху, что само по себе уже является верным знаком о прекращении дальнейшего общения.
Поджатые губы
В моменты, когда мы не согласны с оппонентом, мы обычно поджимаем губы или складываем их в «бантик». Если вы видите что-то подобное на лице собеседника, то он явно не согласен с каким-то из ваших доводов.
Заметив это, вы должны быстро предложить гораздо более веские доводы в свою пользу, иначе ваше мнение будет незамедлительно оспорено. Если вы услышите негативную реакцию в свой адрес, то исправить ситуацию будет крайне сложно. Ведь человек, выразив мнение по любому вопросу будет вынужден его придерживаться, чтобы не показаться мягкотелым и не понизить свой рейтинг в лице собеседника. У вас есть всего лишь один шанс на исправление ситуации. Найдите нужные слова до того, как услышите отказ.
Сжатые губы
Этот мимический жест означает не что иное, как нежелание собеседника рассказать что-то важное и необходимое для вас, признать ошибку или оплошность. Обычно дети, да и взрослые, совершившие тот или иной проступок и не желающие понести за него наказание, упорно отказываются признать вину. В этот момент они плотно прижимают нижнюю губу к верхней, как бы запечатывая себя от откровенности.
В такой ситуации целесообразно дать понять оппоненту, что вам уже все известно. И вы не собираетесь вытягивать признание, потому что оно вам не нужно, но ради поддержания дальнейших хороших отношений «преступнику» лучше сознаться.
Обнаружив, что скрывать правду не имеет смысла, собеседник скорее всего сознается или откроет свою нелицеприятную тайну. Но это произойдет по его желанию, и ваши отношения скорее всего не испортятся.
Прикусывание губы
Это очень характерное и информативное мимическое движение, означающее нерешительность собеседника в выражении своих мыслей. Если в этот момент попробовать корректно подтолкнуть его к откровенности уместной фразой («Мне кажется, вы хотите что-то сказать» либо «Я вижу, что у вас на этот счет свое мнение») или жестом, то человек, с которым вы общаетесь и окружающие могут подумать, что вы читаете мысли или же крайне внимательный человек. А это, согласитесь, добавит в вашу копилку немало плюсов.
Однако, подобный жест может указывать и на враждебность человека по отношению к вам или вашим идеям. В любом случае, лучше сначала опробовать вариант с попыткой сподвигнуть к откровенности. В случае неудачи вы всегда сможете «отпустить» человека, если он испытывает неприязнь к вам.
Прикосновение к губам
Поглаживание губ, прикосновение к ним пальцами или предметами, находящимися в руках (ручка, столовый прибор, соломинка для напитков), говорит о сомнении человека в предлагаемом ему действии, проекте или покупке. Заметив нерешительность клиента, дайте ему понять, что вы понимаете его колебания и добавьте новую информацию или аргументы в пользу предлагаемого вами товара, услуги или иному взаимодействию.
Близкие люди почувствуют чуткость и желание помочь в принятии решения, а клиенты или партнеры обратят внимание на вашу заинтересованность в общем деле или искренность в описании товара.
Разновидность жеста, когда человек прикрывает рот ладонью, означает в большинстве своем ложь. Дети, обманывая взрослых или сверстников, зачастую поступают таким образом, пытаясь «вернуть» фальшивые слова обратно. Эта привычка может остаться и после того, как человек стал взрослым.
Облизывание губ
Изучая мимику и жесты людей, со временем можно стать профессионалом в искусстве чтения мыслей. Нужно только проявлять больше внимания и чуткости в общении.
Мимика губ.
Сочинение Зупира содержит целые страницы о значении губ. По словам У. Роджерса (La Buccomancie, 1851), Зупир, после того как изучил губы Сократа, убедился, что «один из самых мудрых философов Греции страдал позорными пороками».
Аристотель (в своих письмах к Александру), Монтэнь и Бэкон (каждый в своих «Опытах»), Лафатер (в этюдах о физиогномике), Ляшамбр лекарь Людовика XIII (в своих трактатах о страстях), Пернетти, Кампер, Винкельман, живописец Лебрен, Бюфон оставили интересные сведения о губах.
«Все, что содержит человеческое естество, говорит Лафатер в своей «Физиогномии», вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они, продолжает Лафатер, главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи».
Хотя губы и не являются вместилищем перечисленных выше душевных проявлений, но верно, что ими часто пользуются для выражения этих проявлений.
Ямблик, цитированный Роджерсом, сообщает, что древние философы, прежде чем принять кого-нибудь в качестве ученика, подвергали тщательному рассмотрению губы, зубы, десна. Улыбка также была для них «диагностическим средством: так раскрывали пороки и добродетели вновь поступающих».
Как утверждает Роджерс, «губы это резиденция страстей: на губах написаны любовь, ненависть, гнев, ревность, отмщение. Улыбка, этот Прометей физиогномии, бывает откровенной, прямой, великодушной, страстной, жалостной, благосклонной, саркастичной, искренной, ироничной. «. И он торжественно заявляет: «Покажите мне только губы лица, и я скажу вам, что оно было, что оно есть и что оно будет».
Мы следующим образом, уточняем и упрощаем значение, которое нужно приписать мимике губ. Те черты, которые по естеству своему мужские (энергия, мужество, сильное сосредоточение и умственный контроль, необходимость плодотворной деятельности), закрывают, как бы схлопывают губы. Чрезмерное развитие этих качеств (упрямство, грубость, жестокость) ведет к полному схлопыванию одной губы в другую, вплоть до отклонения и нарушения их гармоничной линии.
Хорошо понимавший этот признак, Делестр выражал его следующими словами: «Степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера».
Чисто женские качества (мягкость, любезность, привязанность, склонность к мечтанию и пассивность) расслабляют губы. Чрезмерное развитие этих склонностей (боязливость, слабохарактерность, леность, большая податливость влиянию) и вовсе их раскрывают, а у глупого рот всегда зияет.
Рассмотрите губы тех из наших чистых типов, которые в большей мере обладают энергией (Марс, Земля, Солнце, Сатурн), они герметически закрыты. Воля, действуя на жевательный мускул, сближает челюсти одну с другой, что вызывает стискивание зубов. Человек всегда стискивает зубы и одновременно сдвигает брови, когда сильно чего-то желает. Трудно с человеком, который, слушая вас, держит губы свои неумолимо стиснутыми.
Рисунок 6. Рисунок 7.
Если воля гармонична, уравновешенна, то сжимает губы, не искривляя их, как у типа Марс (рисунок 6) и Солнце (рисунок 7). Если воля склоняется к грубости, то сжимает губы одну с другой и нарушает их гармоничную линию. У многих низших, земных типов проявляется такая дисгармония губ, идущая рука об руку с толстыми и грубо очерченными губами. Так, сжатые и искаженные марсианские губы генерала Манжена (рисунок 8, в рамке) выражают дикую энергию, которую ничто не может покорить.
Рисунок 8. Рисунок 9.
У сатурнианцев (рисунок 9) губы не только сжаты, но и кончики их опущены вниз, что означает пессимизм, меланхолию и дополняет то выражение тоски, которое порождается взглядом и темным цветом кожи. Такое расположение губ встречается не только у сатурнианцев, однако они всегда мизантропы и склонны видеть вещи с дурной стороны.
Губы самых энергичных меркурианцев плотно прилегают одна к другой. Но если они «сдавлены» (что часто случается, когда верхняя губа очень плоская и тонкая), то показывают, что к самообладанию их прибавляются также холод и недостаточная чувствительность. Меркурианец, будь то мужчина или женщина, с такими губами чисто рассудочный тип, и поэтому все просчитывает.
Ему часто не хватает «сердца» или хотя бы способности проявить бессердечность. Интерес у него доминирует над чувствами; если он улыбается только краешками губ, не раскрывая их, и одновременно смотрит косо, то это хитрый и сварливый человек, всегда готовый метнуть в вас какую-нибудь стрелу. И в сделках, и в любви остерегайтесь меркурианцев, которые имеют описанные физиогномические признаки: такие люди весьма эгоистичны.
Чем больше раскрываются губы, тем слабее умственный контроль. Доброта, пассивность оставляют в покойном состоянии жевательные мускулы. В то время как глава семейства, осознающий свои семейные и социальные обязанности, закрывает губы, любящая и веселая супруга раскрывает их в постоянной улыбке. Лучше всего умеют смеяться наиболее женственные типы (Венера, Луна).
Рисунок 10. Рисунок 11.
Губы с красивой улыбкой имеют красивую линию и достаточно мясисты (рисунки 10 и 11), они существенно отличаются от энергичных губ. Такие губы носят на себе печать беззаботности и призывают к любви. У юпитерианского типа губы не так хорошо очерчены и более опущены (рисунки 12 и 13), и складываются в более широкую и не такую красивую улыбку, в которой не исключены и половые «аппетиты». Более мясистая и плотная нижняя губа (очень часто у юпитерианского типа) дает более широкую и полную добродушия улыбку.
Рисунок 12. Рисунок 13.
Человек, который преуспевает в жизни, смеется мало, но красиво. Самые мягкие люди венерианского и лунного типа, много смеются: это о них Эпиктет сказал: «Не смейся ни очень часто, ни очень долго». Если губы раскрываются слишком широко и, так сказать, не к месту, то это говорит об отсутствии умственного контроля.
Читайте еще:
Возник союз масонов из строительных товариществ в Средние века. Возведение церковных зданий длилось многие годы, а то и века, в течение которых рабочие и художники, поселившиеся близ построек, вступали в тесное общение. Собирались они обычно в бараках, где хранились инструменты.
Гораздо лучше, если с самого детства взрывная сила характера Касьяна будет направлена в созидательное русло. Здесь, заразившись каким-либо интересом, Касьян нередко способен на чудеса, посвящая своему любимому делу всю свою могучую энергию. Большую роль играет также его повышенная.
Третий фильтр включается на свидании, когда я узнаю о девушке больше. Я хочу знать, насколько она адекватна по жизни. Именно тут о человеке можно узнать, как о личности! До этого физически нельзя. Всякий кто скажет, что можно за минут 5 человека узнать, как личность, просто врун. Были случаи.
Я нахожу проявления своих положительных мыслей в роскоши природы, в пении птиц, в волшебстве музыки, в счастье жизни.
Йога и дыхание — йога, мантры и дыхательные упражнения одинаково помогают физическому расслаблению. Практика кундалини-йоги особенно уместна, поскольку связана с изменёнными состояниями сознания. В натуре поднятие кундалини требует состояния сознания, аналогичного внетелесному опыту.
Как-то так повелось, что внедрение в головы детей культурных концепций мы называем образованием. Более того, мы боимся, что, не будучи подвергнуты такому окультуриванию, наши дети потерпят в жизни фиаско. Любые учебные программы – будь то «Великие книги» некогда модного у нас курса гуманитарного.
„У меня был очень большой дом в городе, но я, хотя и жил в нем, еще не изучил его как следует. Для лучшего знакомства я прошелся по дому и обнаружил несколько комнат, главным образом в подвале, о которых ничего не знал. Там были двери, ведущие в другие подвалы и даже на подземные улицы. Я.
Реакция: Прекратите убегать. Повернитесь лицом к преследователю. Уже одно это может заставить его исчезнуть или потерять свой угрожающий облик. Если этого не произошло, начните с ним мирный диалог.
Про всякую, извините, ерунду типа: сделал ли ты уроки? почему не надел тапочки? чего так долго сидишь у компьютера? – это сколько угодно. Но человек не становится лучше от того, что делает уроки, надевает тапочки и сидит у компьютера положенное количество часов.
При этом я, как водится, не ходил вокруг да около и в выражениях не стеснялся. Я не пытался позицию Фрейда по отношению к религии как то смягчить. Вы знаете, однако, какую позицию по отношению к религиозным истинам занимаю я сам.
• Работа во дворе может стать ненужной, если вы позволите диким растениям расти самим по себе и сажать овощи среди сорняков. Конечно, это идет вразрез с правилами, но это пример того, как мы можем изменить способ выполнения дел.
Так было до тех пор, пока о замечательных способностях героя не прослышал государь. Он решил, что такие люди нужны стране, и вызвал нашего господина для государственной службы. Понятно, что отказываться тот не имел права, однако и согласиться означало открыть свое истинное лицо и предстать не в.
Описания внешних проявлений эмоций
Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.
1. Смущение (замешательство):
2. Радость:
Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).
| Научитесь распознавать эмоции других людей по их проявлениям. Обратитесь к социальному психологу. |
Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
3. Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:
4. Умственное напряжение:
5. Напряжение воли (по Дарвину):
6. Печаль:
7. Злоба:
8. Страх:
Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять.
9. Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):
Гнев — один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.
10. Подозрительность:
11. Зависть (из описания Овидия):
В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;
12. Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):
13. Негодование:
14. Стыд:
15. Самоуверенность:
16. Скука:
17. Расположение к кому-либо:
18. Ухаживание (у женщин):
19. Ухаживание (у мужчин):
20. Открытость:
21. Закрытость:
22. Внимание (к собеседнику):
23. Отвращение:
24. Досада:
25. Жеманство:
26. Раскаяние:
выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности — рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);
выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;
сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);
плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.
27. Подобострастие — обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».
28. Удивление:
Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.
29. Умиление:
Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко —
И верится, и плачется, И так легко, легко!
И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.
30. Недоумение:
Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.
31. Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):
32. Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний. При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.
Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».
Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.
Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное — нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, — уж нет, увольте».
33. Походка также может сказать нечто важное о её обладателе. Различают несколько типичных видов походки.
Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.
Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.
34. К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи, поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная — холерикам, медлительная — флегматикам, неуверенная и неровная — меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:
Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,
И ты, священная свобода — Всё, всё погибло для меня!
Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий — И умираю ночь и день!
В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.
35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки. Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая — «ИзаИда» — звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.
36. Мимические признаки обмана (Изард, 1999):
В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.
В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.
Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.