Что означает когда говорят буква ю
Значение слова «ю»
Ю, нескл., ср. Название тридцать второй буквы русского алфавита.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Начертание в кириллице имело немного вариантов, в основном различавшихся положением соединительной черточки (она могла быть посредине, как в нынешних шрифтах, либо сверху, а также наклонной). Использовались варианты и с разной величиной элементов буквы: нечто вроде ГО с соединением по верхнему краю o, обычно такая форма говорит о северном происхождении рукописи. Эта форма иногда проникала и в печатные шрифты, например в издания Франциска Скорины. В старорусской скорописи йотирующий штрих порой вырождался во что-то вроде с-образного штриха над буквой о, таким образом буква приобретала вид греческой дельты δ. В старославянских памятниках XII—XV веков встречается ещё один вариант буквы — «оборотное Ю» с тем же значением.
В начале слов, после гласных и разделительных знаков соответствует паре звуков /ју/, после согласных — их смягчение (если это возможно) и звук /у/. После согласных, впрочем, в русском письме ставится не вполне свободно, если не считать заимствований. После б, п, в, ф, м почти всегда требуется отделение мягким знаком (бью, пью, вью) или буквой л (люблю, коплю, ловлю, графлю, кормлю), хотя возможны и редкие исключения (к голубю). После шипящих ж, ш, ч, щ, гортанных г, к, х, а также после ц не используется. После з, с, д, т также имеются некие исторически обусловленные ограничения, позволяющие ставить ю после этих согласных в окончаниях существительных (князю, карасю, гвоздю, гостю), но не в глаголах (формы слямзю, сляпсю, бдю, постю являются просторечными, а в литературном языке должно быть изменение согласных, как в скольжу, вакшу, снабжу, пощусь). Исключения из описанных выше правил относятся к заимствованиям (бюст, бюгель, пюпитр, дежавю, курфюрст, мюрид; жюри, брошюра, парашют, Чюрлёнис; гюрза, кювет, Хюэ; Цюрих и т. п.), большинство из которых — иноязычные имена и названия.
В украинском языке, в отличие от русского, вполне обычно мягкое сочетание цю: Цюрупа, пацюк, цюкати, цюрком, по пальцю и др.
В орфографии синодального извода церковнославянского языка буква ю после согласных встречается только после л, н, р и (редко) после д, т, з, с, хотя в старом московском (а ныне старообрядческом) изводе церковнославянского языка активно использовалась после мягких шипящих: чюдо, чюти (чуять), ѿвращю и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Тема урока: «Обучение грамоте в 1-м классе. Буква Ю, звук Ю»
Дать понятие о том, что буква не имеет собственного звука. Формировать правильное чтение с буквами Ю,ю. Обогащать словарный запас уч-ся.
Оборудование: доска, магнитная азбука, домики с буквами, схемы слов, игрушка юла, ребус, книга “Птицы”, “Азбука” учебник, тетради.
Ход урока
I.Оргмомент
II.Повторение:
Посмотрите на домики и скажите, почему они разного цвета? В каком домике живут гласные буквы?
Назовите гласные буквы, которые придают твердость согласному звуку (а, о, у, ы).
Какие буквы придают мягкость? (и, я, е, ё). Назовите буквы, которые не имеют своего звука (е, ё, я). Можем мы их назвать “хитрыми” буквами? Почему?
– Они обозначаются двумя звуками в начале слова и после гласных. Я (йа), е (йэ), ё (йо).
Сегодня мы познакомимся с новой “хитрой” буквой.
III. Работа над новым материалом. Выделение новой буквы и знакомство с ней.
1. Послушайте загадку.
Закружится на острой ножке
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет ляжет на бочок. (ЮЛА).
2. Давайте произнесем слово юла.
Выберите схему к этому слову:
Правильно ли мы выбрали схему? Почему? Слышим два звука (йу), но обозначать будем одной буквой Ю, ю. Составьте слово ЮЛА [ЙУЛА]. (У доски работает ученик с магнитными буквами).
А сейчас мы составим новое слово, но для этого вы отгадаете ребус: ЮЛА Я
4. Работа в тетрадях.
Чтобы лучше запомнить новые буквы Ю, ю (йу) мы их напечатаем.
А почему нам нужна Ю, ю (имена пишутся с большой буквы).
А есть ли у нас ребята в классе, чьё имя начинается с новой буквы? Юля, Юра.
А может есть такая буква в фамилии? (КаЮк, ГаврилЮк).
IV. Физминутка.
V. Чтение слов с новой буквой.
а) чтение слов с новой буквой с доски.
Юрта что обозначает каждое слово
(буква Ю образует слог)
б) чтение слов: с. 171. Когда говорят: пою, рисую, играю (один).
Когда: рисуют, играют, поют (много).
4. Чтение в лицах (2 раза).
Автор, Юля, Юра, юла.
А почему Юра предложил играть вместе? (Ответы уч-ся)
г) Игра на внимание: хлопаем, где есть буква Ю. (елка, юнга, поют, кот, юрта).
д) А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением с. 172 – читает Наташа.
1. Чтение шепотом и индивидуально.
2. Хором заканчиваем стих-е с доски:
3. Чтение по цепочке.
4. Слово учителя:
Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется –
ЮЛА. (показ из книги с. 185.) Юла – лесной жаворонок. Эта птица
соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля,
VI. Итог урока:
С какой буквой познакомились? В каком домике живет? На каком этаже? Почему? Почему она хитрая?
Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
— объяснить, что буква ю может обозначать два звука в начале слова и после гласного звука, один звук – после мягкого согласного;
— учить читать слова с изученными буквами
и предложения с изучаемой буквой;
— составлять рассказ по иллюстрации.
Метапредметные: соотносить модель и слово, сравнивать различные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению
Содержимое разработки
Конспект урока по обучению грамоте
Составитель: Колесникова Ольга Евгеньевна©
Тема: Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.
— объяснить, что буква ю может обозначать два звука в начале слова и после гласного звука, один звук – после мягкого согласного;
— учить читать слова с изученными буквами
и предложения с изучаемой буквой;
— составлять рассказ по иллюстрации.
Метапредметные: соотносить модель и слово, сравнивать различные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению
— готовность к уроку;
— правила посадки; поведения на уроке
Мотивация учебной деятельности
— Допечатайте буквы, которые вы видите на доске.
— Назовите получившиеся буквы. (а, ё, я, о, ы, ю)
— Как они называются? (Гласные буквы) Почему? (Выдыхаемый воздух при произношении этих звуков не встречает препятствий)
— На какие группы их можно разделить? (Обозначающие твердость и мягкость согласного)
— Все ли буквы нам известны? У всех ли были в гостях?
— Какую учебную задачу поставим на урок? Чему будем учиться?
III. Актуализация знаний
— Составим план нашей работы. Посмотрите на экран и восстановите последовательность работы.
— выделять новый звук в слове (2)
— составлять схему слова (3)
— называть предмет (1)
— называть новую букву (4)
IV. Организация познавательной деятельности
— Отгадайте загадку. Назовите предмет.
Зажужжала, как пчела
Быстро кружится … (юла)
На экране появляется картинка юлы.
— Произнесите слово. Разделите его на слоги.
— Назовите первый слог.(ю – ла)
— Сколько звуков слышите? (Два [й’у]) Какие они? (согл. мягк., гл.)
— Составьте схему этого слова. Проверка на экране.
— Отгадайте вторую загадку. Назовите предмет.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне. (утюг)
На экране появляется картинка утюга.
— Составьте схему слова. Проверка на экране. Назовите третий звук в слове. Какой он? ([’у]) Какую выполняет работу, когда стоит после согласного? (Показатель мягкости)
— Звуки [й’у], [’у] обозначаются одной буквой ю. (Слайд 6)
Знакомство с буквой Ю,ю
— На что похожа буква?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Посмотрите, что случилось:
Получилась буква Ю.
— Как называются буквы, которые могу обозначать два звука или один звук? (Хитрые, с секретом)
— Вернемся к нашему плану. Назовите следующий шаг.
V. Первичное закрепление
Работа по учебнику
— Откройте учебник на странице 47. Исследуйте страницу. Обратите внимание на задания.
— Как произнесли первый звук в каждом слоге? Почему?
— Какую работу выполняет буква Ю, когда стоит после согласного?
— Сравним свои выводы с советом Мудрой Совы. Чтение правила.
— Прочитайте слова. Найдите место буквы Ю в словах. Сколько звуков она обозначает? Почему?
— Придумайте слова с буквой Ю в начале слова (юбка, юрта, юг, Юра, Юля …), в середине слова (тюбик, люди, любовь, пюре …)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
— Прочитайте предложение. О ком идет речь? Чем занят еж?
— Назовите профессию человека, который умеет шить. (портной, швея)
— Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она содержанию предложения?
— Найдите и подчеркните все буквы Ю в предложении. Сколько смогли найти слов? (7)
— Какую работу в каждом слове выполняет буква Ю?
Составление рассказа по рисунку
— Рассмотрите рисунок. Что изображено? (Предметы, в названии которых есть буквы Ю)
— Составьте небольшой рассказ.
VII. Рефлексия учебной деятельности
— Справились ли с поставленной задачей? Все ли сделали, что запланировали?
— Как можете оценить свою работу на уроке? (Я не знал(а) – узнал(а))
Двойная роль букв Е, Ё, Ю и Я в словах
Когда гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
Гласные е, ё, я, ю могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йа], [йу].
Таблица, примеры упражнений
ель
животное
подъезд
портьера
ёлка
поёт
подъёмный
копьё
яма
батарея
объявление
подьячий
юла
каюта
подъюбочный
вьюга
Упражнение
Перепишите, подчеркивая буквы, обозначающие звук [й].
Юра принес друзьям оладьи с яблоками. Длинношеее животное дети узнают в первую очередь. В нём кроется умудрённая опытом мощная сила. Агния Барто является автором стихотворений для детей.
Напишите транскрипцию следующих слов:
Съёжиться, явление, подъезд, удовольствие, котёнок, фаянс, колье, карьера, пасьянс, уехать.
Выпишите в 2 столбика: в первый столбик — слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают 1 звук, во второй столбик — слова, в которых е, ё, я, ю обозначают 2 звука.
Жалею, смел, потомок, потёмки, пройдёт, подъёмник, объять, салют, яблоня, солянка, заядлый, касаться, самая, видео, веретено, военный, южный, альянс, древний, смоляной, семья, внимание, каюта, золотой, бурьян.
е, ё, я, ю | ||
в начале слова | после гласной | после ъ или ь знака |
Перепишите, подчеркивая буквы, обозначающие звук [й].
Юра принес друзьям оладьи с яблоками. Длинношеее животное дети узнают в первую очередь. В нём кроется умудрённая опытом мощная сила. Агния Барто является автором стихотворений для детей.
Напишите транскрипцию следующих слов:
Съёжиться, явление, подъезд, удовольствие, котёнок, фаянс, колье, карьера, пасьянс, уехать.
[сйожыца], [йавл’энийэ], [падйэст], [удавол’ствийэ], [кат’oнак], [файанс], [кал’йэ], [кар’йэра], [пас’йанс], [уйэхат’].
Выпишите в 2 столбика: в первый столбик — слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают 1 звук, во второй столбик — слова, в которых е, ё, я, ю обозначают 2 звука.
Жалею, смел, потомок, потёмки, пройдёт, подъёмник, объять, салют, яблоня, солянка, заядлый, касаться, самая, видео, веретено, военный, южный, альянс, древний, смоляной, семья, внимание, каюта, золотой, бурьян.
Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
Содержится в разделах:
Сценарий НОД по произведению В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква» в подготовительной группе ДОУ Тема занятия «В.Ю. Драгунский «Заколдованная букв а».[/b] Занятие подготовила и провела воспитатель ГДО МБОУ «Красивская СОШ» филиала «Хорошавский» Феоктистова Лариса Михайловна. Цели: 1. Образовательные: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Заколдованная буква».
Публикация «Конспект логопедического занятия «Буквы е, ё, ю. » Тема: «Буквы е, ё, ю, я» Цель: Покзать особенности букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, согласных, после ь и ъ, развивать связную речь, навыки письма. Ход: 1) Логопед спрашивает : «О чём мы можем сказать – они бывают гласные и согласные?» ) ответы детей. Какие гласные.
НОД по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Ознакомление с буквой Ю, звуком [Ю]» Цель: создание условий для развития фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, обучения грамоте по средствам ознакомления с новым звуком (буквой. Задачи: Коррекционно-образовательная: Познакомить с буквой –Ю. Формировать навык чтения слогов и.
Конспект занятия «Гласная буква Ю» Цель занятия: познакомить воспитанников с гласной буквой Ю. Коррекционно-образовательные задачи: • Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного. • Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного. • Закреплять.
Конспект НОД «Знакомство с буквой «Ю» для старшей группы Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Знакомство с Звуком [ЙУ], буквой Ю,ю» Подготовила: учитель-логопед Яковлева Дарья Алексеевна. Программное содержание: Ознакомление с буквой.
Обучение грамоте. Конспект занятия «Знакомство с буквой Ю» (группа общеразвивающей направленности детей 5–6 лет) Цель: познакомить детей с гласным звуком [ йу ], с буквой «Ю». Задачи: 1.познакомить детей с йотированной функцией буквы Ю, она обозначает два звука – (Й) и (У. 2. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова. 3. Продолжать учить детей соотносить слова с моделью.
ОД в старшей группе «Буква «Ю» и звук [Ю]» Тема: «Звук «Ю» и буква «Ю». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «Ю». Учить детей определять наличие или отсутствие звука в словах. Выделять звук в начале, в середине или в конце слова. Активизировать обратный слог. Развивать фонематический.