Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления

Социальное управление и самоуправление.

Известно, что в че­ловеческом обществе целеполагание и целеосуществление свой­ственны не только управляющим, но и управляемым подсисте­мам. Лица, выступающие в качестве социального объекта воздей­ствия, наделены волей и сознанием, добиваются достижения оп­ределенных целей, подчиняют им свою деятельность, тем самым активно участвуя в целенаправленной организации жизнедеятель­ности любой управляемой подсистемы.

Самоуправление в точном смысле не имеет своим прямым на­значением оказание внешнего воздействия на другие социальные организмы, а выражается в выработке линии своего поведения, в принятии и осуществлении тех или иных решений в отношении себя. Во внутренней его структуре не содержатся управляющая и управляемая подсистемы, связанные с объектно-субъектными от­ношениями. Соответственно все самоуправленческие процессы происходят в рамках сознательной саморегуляции, взятой в спе-

пифическом срезе. Части 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ гласят, что «народ осуществляет свою власть непосредственно. Высшим непо­средственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ «каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Статья 130 Консти­туции РФ устанавливает, что «1. Местное самоуправление в Рос­сийской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на­селением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное само­управление осуществляется гражданами путем референдума, вы­боров, других форм прямого волеизъявления. ».

Реальное соотношение социального управления и самоуправ­ления всегда исторически конкретно; зависит от типа и некото­рых других качеств соответствующей общественно-экономической формации и особенностей тех социальных процессов, которые упорядочиваются. В одних исторических условиях и в отношении одних общественных явлений управление и саморегуляция до­полняют (пример: правовое государство — гражданское общество), а в других — исключают друг друга (тоталитарная система на раз­ных стадиях своей эволюции).

Достаточно сказать, что советская форма правления, по сути, исключала местное самоуправление, поскольку Советы снизу до­верху, т.е.

Курс российской государственной политики на правовое госу­дарство и гражданское общество неотделим от становления само­управления, которому на нынешнем этапе развития страны необ­ходимо уделять особое внимание. При этом местное самоуправ­ление рассматривается как цементирующее начало в сохранении государственной целостности России, как «жизнеспособный уро­вень власти» и в то же время как наиболее перспективная форма самоорганизации людей.

Цели государственного воздействия на общественные отноше­ния зависят от многих факторов, начиная с исторического про­шлого страны и кончая личностью тех, кто стоит за этим воздей­ствием сегодня. Однако среди них немаловажное значение всегда имеют заложенные в самом государстве факторы, такие, как его устройство, существующая в нем форма правления, степень де­мократичности политико-правового режима и т.д. Чем цивилизо­ваннее, демократичнее государство, чем лучше согласовываются им интересы различных слоев населения при уважении к челове­

ческому достоинству каждого, тем ценнее цели государственного ноздсйствия, разумнее выбираемые для этого способы и реальнее достижение намечаемых результатов.

Источник

Разница между самоуправлением и управлением

Административно-политическая система государства может быть представлена такими институтами, как самоуправление и управление. В чем их специфика? Чем отличается самоуправление от управления в российской политической системе?

Что такое самоуправление?

Институт самоуправления — элемент административно-политической системы государства, предполагающий формирование локальных органов власти, де-юре или де-факто независимых от центральных органов или, по крайней мере, прямо не подотчетных им.

Если говорить о политической системе РФ, самоуправление в России формируется на уровне муниципалитетов — районов, городов, поселений. В них образуются собственные законодательные и исполнительные органы власти, функционирующие независимо от соответствующих структур на уровне государственной власти — федеральной или региональной. Это могут быть администрации, советы, мэрии.

Следует отметить, что автономность муниципальных учреждений самоуправления в РФ все же имеет ограничение в том аспекте, что их работа основывается на положениях местного законодательства, которое не должно противоречить нормам региональных и федеральных правовых актов. В этом смысле политическая субординация муниципалитетов относительно государственных органов все же может наблюдаться, поскольку принимаемые местными властями решения так или иначе должны соответствовать ключевым стратегическим приоритетам, выработанным региональными и федеральными структурами и закрепленным в законах.

Есть некоторые отрасли правоотношений, в которые муниципальные власти РФ имеют право вмешиваться крайне ограниченно. Например, это касается налоговой сферы: все основные типы платежей в российский бюджет определяются и закрепляются в законах на федеральном уровне. Муниципалитет не может установить свой налог, который не был бы предусмотрен федеральным кодексом.

Таким образом, главное, в чем выражается автономность института самоуправления РФ, — определение приоритетов в развитии социально-экономической и политической сферы на локальном уровне, которые не должны противоречить тем, что определены на уровне государственной власти. Кроме того, муниципальные структуры РФ прямо не подотчетны федеральным и региональным органам власти.

Что такое управление?

Институт управления — элемент административно-политической системы государства, посредством которого центральные органы власти решают локальные задачи. В РФ это происходит методом непосредственного вмешательства государства в социально-экономические и политические процессы, протекающие в регионах и городах РФ.

Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления. Смотреть фото Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления. Смотреть картинку Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления. Картинка про Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления. Фото Что означает конкретно исторический характер соотношения управления и самоуправления

Для этого федеральные структуры учреждают региональные органы управления, как правило, осуществляющие деятельность на уровне исполнительной ветви власти. А именно — министерства, агентства и службы, которые напрямую подчиняются соответствующим органам в Москве и являются подотчетными им. Можно отметить, что законодательные структуры в субъектах РФ в целом сохраняют независимость от Федерального собрания, однако, как и в случае с самоуправлением, издаваемые ими законы не должны противоречить тем, что приняты на более высоком уровне.

Сравнение

Главное отличие самоуправления от управления в том, что первый политический институт предполагает автономное функционирование местных органов власти (когда они не подотчетны федеральным и региональным структурам). В свою очередь, управление — политический институт, предполагающий обязательную подотчетность органов, учреждаемых в конкретных городах, федеральным и региональным ведомствам.

В целом самоуправление осуществляется теми органами, которые принято считать местными или муниципальными, а управление — структурами исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Важнейшая задача государства — грамотно разграничить их полномочия, поскольку юрисдикция тех и других может распространяться на одну и ту же территорию.

Определив, в чем разница между самоуправлением и управлением, зафиксируем выводы в таблице.

Источник

Управление и самоуправление

Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление – это осознанное воздействие на участников определенных процессов, осуществляемое с целью придания конкретной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.

Сущность управления

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенные процессы, призванное изменить их прохождение для достижения необходимого результата или избегания нежелательного результата.

Под управлением понимают функцию организованных систем разнообразной природы, призванную обеспечить сохранность их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программ и целей деятельности.

Управление упорядочивает течение любой деятельности, начиная с государственного управления и заканчивая управлением определенным хозяйствующим субъектом. В качестве объекта управления могут выступать самые разнообразные отношения, в том числе социальные, экономические, политические.

Процесс управления может протекать в стихийном порядке или сознательно. В первом случае упорядочивающее воздействие управления на управляемый объект является результатом взаимодействия противоречивых сил, случайных единичных актов. Стихийное управление автоматично по своей природе и не нуждается во вмешательстве человека. Примером такого управления является рынок, выступающий в качестве регулятора общественных отношений. Во втором случае управление носит осознанный характер, является результатом планомерности действий, ориентированных на достижение конкретной цели.

Управление представляет собой процесс планирования и прогнозирования, организации, координации, мотивации и контроля, призванный сформулировать и обеспечить достижение целей функционирования управляемой системы.

Управление обеспечивает воздействие субъекта управления на управляемую систему, являющуюся объектом управления, для обеспечения необходимого поведения или достижения определенной цели.

Управление является эффективным, когда субъект управления учитывает особенности объекта управления при выработке принципов реализации управленческого процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Управление обеспечивает стабильное развитие управляемого объекта, его динамику сообразно поставленным задачам и целям.

Управление призвано обеспечить максимально возможный результат от применения управляющего воздействия. Результатом управления могут быть финансовые показатели, определенное состояние объекта, иные характеристики.

Управление предусматривает строгий контроль со стороны субъекта управления за состоянием объекта управления, его показателями.

Сущность самоуправления

Самоуправление представляет собой состояние, которое обеспечивается совпадением субъекта и объекта управления. В этом случае управляемый объект представляет собой замкнутую систему, в рамках которой протекает процесс управления, не предполагающий непосредственного контроля над ним со стороны другого субъекта. Процесс целеполагания реализуется управляемым объектом в соответствии с его свойствами, запрограммированными определенным образом при его создании.

Самоуправление подразумевает наличие свободы, самостоятельности, осознанности и целенаправленности.

Самоуправление может носить полный и неполный характер. В первом случае самоуправляемая система может находиться под опосредованным контролем внешнего характера, например, саморегулируемые организации различного отраслевого назначения, созданные в России в последние годы, подлежат контролю со стороны налоговых органов, органов охраны правопорядка и так далее. Во втором случае самоуправление подразумевает наличие только таких механизмов управления в рамках системы, которые обеспечивают обратную связь.

В общественном смысле самоуправление обозначает концентрацию властных полномочий на нижних уровнях управления. Самоуправление призвано обеспечить сохранение специфики развития определенных групп, выражаясь в разнообразных формах, в том числе:

В практике управления российского государства имело место самоуправление. Примером такого самоуправления являются сельские сходы, которые обеспечивали решение вопросов сельского поселения, порядок и формировали основу сельской общины. Данный способ самоуправления характеризуется древним происхождением. Сельский сход включал в себя глав семейств и различных должностных лиц сельского управления.

Также неполное самоуправление характерно для большинства современных предприятий, которые самостоятельно решают вопросы текущего характера. При этом в глобальных вопросах хозяйствующие субъекты контролируются их собственниками.

Отличия управления и самоуправления

Управление и самоуправления направлены на регулирование деятельности определенного объекта для достижения конкретных целей, однако между этими процессами существует значимые различия. В качестве главного отличия управления от самоуправления можно обозначить наличие во втором случае автономного функционирования управляемой системы, в то время как управление представляет собой процесс, предусматривающий обязательную подотчетность внешнему контролю.

В контексте государственного и муниципального управления о самоуправлении можно говорить в отношении местных органов власти, которые являются согласно российской Конституции независимыми от органов государственного управления. При этом органы государственного управления на различных уровнях подотчетны друг другу.

Управление всегда предусматривает определенный внешний контроль, в то время как самоуправление представляет собой самоорганизованную систему, стремящуюся избежать внешнего контроля или минимизировать его.

При этом как управление, так и самоуправление для успешной их реализации требуют специальных знаний, навыков, опыта от того, кто реализует властные полномочия.

Источник

Государственное управление и самоуправление

Государственная власть неразрывно связана государственным управлением, поскольку государственное управление рассматривается как способ осуществления, реализации государственной власти.

В свою очередь государственное управление, наряду с муниципальным управлением, управлением в общественных организациях и другими видами управления общественными процессами и явлениями представляет собой только одну из форм социального управления. Поэтому социальное управление как объективно необходимый вид деятельности, направленный на обеспечение логически последовательных, согласованных и системных действий людей, для достижения общественно значимых целей и решения, возникающих при этом задач, является для государственного управления родовым понятием.

В юридической литературе государственное управление принято рассматривать в широком и в узком смыслах.

Государственное управление в широком смысле — это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы со стороны государственных и негосударственных организаций, входящих в механизм государственной власти. При этом степень и характер участия государственных и негосударственных организаций в государственном управлении является различной.

Так, одни государственные органы обладают властными, решающими полномочиями (например, парламент, правительство, суды) и непосредственно занимаются государственным управлением. Другие обладают только консультативными полномочиями (например, Национальный совет по экономике и труду в Италии, Экономический и социальный совет во Франции). Третьи – занимаются проверкой соблюдения законов, контролем, надзором (например, Прокуратура РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба ветеринарного и фитосанитарного надзора), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в государственном управлении.

Могут существовать и смешанные, государственно-общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие задачи.

Государственное управление в широком смысле изучается различными гуманитарными науками, в том числе и наукой теорией государства и права.

Государственное управление в узком смысле – это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы только органов исполнительной власти, которые нередко называют органами государственного управления. Как деятельность органов исполнительной власти, государственное управление в отечественной юриспруденции изучается наукой административного права.

Государственное управление в широком смысле тесно связано с понятием «управление», предполагающее следующие его особенности:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру[1].

Государственное управление в узком смысле, т.е. осуществляемое органами исполнительной власти, отличают следующие характерные признаки, позволяющие отличать ее от деятельности законодательных и судебных органов:

1. Выполнение в результате государственного управления общезначимых функций:

функция прогнозирования, обеспечивает научность и рациональность деятельности государственных органов, а также негосударственных организаций и жизни общества в целом;

функция планирования, определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;

организационная функция, направлена на упорядочение состояния тех или иных социальных образований;

координационная функция. В процессе ее осуществления производится подстройка уже организованной социальной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

надзорная функция, которая предполагает применение надзора как метода государственного управления, с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;

функция контроля, предполагающая постоянную проверку результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности.

2.Нормативно-распорядительное регулирование, которое осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.

3. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, то есть она осуществляется на основе и во исполнение закона. Поэтому по последовательности в механизме реализации государственной воли она вторична по отношению к деятельности представительной (законодательной) ветви власти, основным предназначением которых является формирование законодательной базы для деятельности исполнительной и судебной ветвей власти. При этом деятельность исполнительной власти, как и других ветвей власти, носит самостоятельный и только присущий исполнительной власти характер.

4. Использование в своей деятельности властных полномочий. Это выражается в осуществлении единой государственной власти. Субъект государственного управления в рамках выполнения конкретных функций вправе применять различные формы и методы руководящего воздействия на управляемые объекты: осуществлять нормативное, методическое руководство и контроль; применять административное принуждение.

5. Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности. Предполагает, что государственное управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством.

6. Осуществление специализированных функций с использованием единообразной практики применения в таких сферах, как защита конституционных прав и свобод субъектов права; обеспечение обороноспособности страны; охрана общественного порядка и собственности; охрана государственной границы; обеспечение экологической безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности; социальная и иная защита граждан и т.д.

7. Возможность применения мер административной ответственности, как вида юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

8. Государственное управление представляет собой деятельность иерархически построенного, обладающего логической завершенностью и системным характером аппарата управления. Единство действий органов государственного управления выражается их соподчиненностью на основе единства государственно-управленческой деятельности.

9. Наличие высокого уровня профессионализма государственных служащих. Приоритет при комплектовании штатов органов государственного управления должен отдаваться лицам, обладающим, прежде всего: высокими личностными качествами; соответствующим опытом работы; наличием специального образования; профессионально компетентным лицам.

Известный русский ученый Л.А. Тихомиров в своей работе «Монархическая государственность» при рассмотрении критериев эффективности государственного управления подчеркивал, что «…совершенство учреждений (управительных) должно измеряться тем, насколько они обеспечивают: 1) силу власти, не допуская ее становиться бессильною, 2) практическую разумность власти, не допуская ее отрешаться от реальных интересов и мысли нации, и 3) законность действия власти, не допуская ее до сколько-нибудь заметных отклонений от обдуманно установленных и объявленных во всеобщее сведение путей действия, одинаковых для правительства и подданных»[2].

Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали (узком или широком), всегда протекает как состоящий из определенных стадий, длящийся во времени процесс. Обычно выделяют четыре стадии: стадию сбора, обработки и оценки информации; стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения управленческого решения; стадию контроля исполнения управленческого решения.

Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной. Как такового государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка информации, которая необходима для принятия управленческого решения. Поэтому прежде чем принять, вынести решение, нужно получить требуемую информацию, обработать ее и оценить на предмет полноты и достоверности.

Стадия разработки и принятия управленческого решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса, поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать, квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.

Управленческие решения могут быть двух видов – нормативные и индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных нормативно-правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства и т. д.). Индивидуальные решения в отличие от нормативных носят уже конкретный характер, так как адресуются Конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т. д.).

Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено, реализовано. Только путем исполнения управленческих решений можно реально, фактически осуществить управление. При этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер (они исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является, как правило, разовым.

Стадией контроля исполнения управленческого решения завершается процесс управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо оно фактически заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации надлежащего контроля исполнения управленческих решений нет гарантии того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться. Контроль исполнения управленческих решений (причем как нормативных, так и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства (например, органы прокуратуры), либо на соответствующих должностных лиц[3].

Одной из форм социального управления выступает общественное самоуправление. В отличие от государственного управления самоуправление не связано с деятельностью государства и его органов, при самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы обеспечения своей жизнедеятельности.

В современном государстве самоуправление наиболее широко представлено деятельностью различных негосударственных организаций (органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, политические партии, религиозные и общественные организации, другие некоммерческие объединения граждан). Государство обычно не вмешивается в деятельность самоуправления, осуществляя, как правило, лишь общий контроль (надзор) за его деятельностью: с точки зрения соблюдения Конституции и законодательства, прав и свобод человека и гражданина, эффективности и целевого расходования, выделяемых государством финансово-материальных ресурсов (например, государственная регистрация общественных объединений; обязательное наличие учредительных документов, в которых определяются цели и задачи объединений; ведение финансовой документации, отчеты о расходовании государственных дотаций, субвенций и т.д.). В случае невыполнения предъявляемых требований государство вправе вмешаться во внутренние дела негосударственной организации и пресечь противоречащую требованиям закона деятельность, применяя весь спектр мер государственного принуждения (например, суд может принять решение о временном приостановлении деятельности организации, ее ликвидации, запрете заниматься определенным видом деятельности, уплаты штрафа и др.).

Наибольший интерес с точки зрения взаимодействия государственного управления и социального самоуправления представляет местное самоуправление.

Местное самоуправление в российском законодательстве рассматривается как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[4].

Исходя из сущности определения понятия местного самоуправления представляется возможным выделить его наиболее существенные признаки:

Во-первых. Местное самоуправление – это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления.

Во-вторых. Местное самоуправление – это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

В-третьих. Местное самоуправление — форма народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти.

Для государственного же управления характерно несовпадение, а часто и противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом местного самоуправления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители от местных жителей (местного сообщества).

Местное самоуправление не тождественно местному управлению, поскольку последнее может быть двух видов: государственным и негосударственным. Местное государственное управление может осуществляться как выборными местными органами государства (например, в СССР — местные советы народных депутатов), так и назначаемыми государственными органами и должностными лицами (например, начальники и руководители территориальных управлений федеральных министерств, служб, агентств в субъектах РФ, префекты департаментов во Франции, воеводы в Польше, губернаторы в Таиланде и т.д.). Местное негосударственное управление осуществляется либо непосредственно местным населением (путем референдумов, собраний, сходов и т.п.), либо органами местного самоуправления.

В современных государствах применяются разные модели местного управления. Например, в одних государствах местное управление является государственным управлением на местах, т.е. в административно-территориальных единицах: городах, районах, деревнях (Китай, КНДР, Куба), в других – преимущественно местным самоуправлением (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия), в третьих – сочетанием государственного управления и местного самоуправления (Россия, Франция, Германия).

Известный ученый-юрист Л. А. Велихов[5] отмечал, что «при всех индивидуальных особенностях, присущих местному самоуправлению в разных государствах, можно отметить и некоторые бесспорные существенные признаки, ему свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти»:

1. Различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.

2. Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению.

3. Самостоятельные источники средств.

4. Территориально-ограниченный выборный принцип.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное управление и самоуправление представляют собой разные формы социального управления, но которые, несмотря на свои существенные отличия, тесно взаимосвязаны между собой и направлены на управление, руководство и координацию обществом.

1. Что такое государственная власть и каковы ее основные признаки?

2. Как соотносятся между собой понятия государственная власть и государство?

3. Какие существуют подходы к определению структуры государственной власти и ее элементов?

4. Что понимается под механизмом государственной власти и какова его структура?

5. Назовите принципы организации и деятельности государственного аппарата?

6. Назовите признаки и виды государственных органов?

7. Что следует понимать под государственным управлением и самоуправлением?

[1]См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 8.

[2]Цитируется по работе: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004. С. 306 – 307.

[3] См.: Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: учебное пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Ун-та, 2008. С.89-90.

[4] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[5] Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995. С. 114.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *