Что означает конструктивная критика
Искусство критики. Конструктивная критика
Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?
Критика и ее виды
Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.
Принципы конструктивной критики
Как правильно критиковать
Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:
Сферы применения конструктивной критики
Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.
Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.
Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.
Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.
Примеры конструктивной критики
Как просто высказать свое мнение под действием эмоций. Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.
Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:
После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:
Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:
Как нельзя реагировать на критику
Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.
Что такое конструктивная критика и зачем она нужна?
Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.
Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто. В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники. Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?
Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез. Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?
Основные виды критики 
Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.
Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.
Основные правила конструктивной критики
Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:
В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.
Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.
Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.
Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.
В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.
Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.
Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.
Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.
Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.
Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.
К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.
Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.
Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.
Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.
Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.
Советы для родителей, как научить ребенка правильно реагировать на критику
1. Посоветуйте ребенку сохранять спокойствие, в случаях критики со стороны взрослого человека: учителя, воспитателя. Но, следует объяснить ребенку, что никто не в праве унижать его, портить личные вещи и оскорблять прикрываясь конструктивной критикой.
2. Наладьте доброжелательный контакт с ребенком, чтобы всегда знать о случаях критики со стороны других взрослых. Ребенок должен быть с вами откровенен.
3. Научите ребенка правильно отвечать обидчику, не зависимо от возраста, не оскорбляя в ответ и не опускаясь до грубостей.
4. Не следует вменять ребенку чувство вины или воспитывать перфекциониста, нацеленного на идеальный результат. Объясните, что каждый имеет право ошибиться.
ЖизньЧто такое конструктивная критика и почему она так редко встречается
Тактичные замечания — как единорог: все о них слышали, но никто не видел
интернет и, в частности, соцсети, подарили нам уникальную дискуссионную площадку, где у каждого есть свое мнение — и, конечно, всегда кто-то неправ. Умножьте это на анонимность и безнаказанность, а также на уверенность, что любое слово и действие в публичном пространстве по умолчанию могут, а то и обязаны быть подвергнуты обсуждению, осуждению и осмеянию. В итоге мы ежедневно наблюдаем вокруг облако нелестных ремарок и элементарного хамства из уст людей, которые, кажется, совсем не думают об уместности или эффекте своих слов. Проще всего отмахнуться от них со встречной агрессией, но из чужих замечаний можно извлечь и пользу — конечно, если критика будет конструктивной. Это магическое заклинание мы слышали не раз, и самое время разобраться — возможна ли конструктивная критика вообще и почему так важно научиться критиковать правильно, не задевая чувства другого человека.
Почему нас так задевает критика?
Данные исследований говорят, что, как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика — к отрицательным. Дуглас Стоун и Шила Хин, авторы книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well», работающие над проектом Harvard Negotiation Project, считают, что нам непросто воспринимать любой отзыв на нашу работу — как положительный, так и отрицательный, — так как он затрагивает сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой — желание быть принятыми и уважаемыми другими.
И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Клиффорд Насс, профессор теории коммуникации Стэнфордского университета говорит, что негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция — в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.
Ещё одна причина, по которой критика вызывает так много эмоций и переживаний, — новизна опыта. Учёные говорят, что мы сильнее реагируем на новые и непривычные раздражители. В культуре, где нормой считается вежливое одобрение (пусть зачастую лишь формальное), открытая и прямая критика воспринимается нами как нечто необычное и новое — поэтому и производит большее впечатление.
В чём польза критики?
Вопреки распространённому мнению, критика — важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Конструктивная критика — обязательный элемент рабочих отношений; важна она и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.
Спокойное отношение к критике помогает нам принимать более смелые и неочевидные решения и учит тому, что наши действия и наша работа необязательно будут нравиться всем без исключения. Мы не можем оценить результат своего труда или свою идею со стороны. Конструктивная критика помогает определить слабые места в работе и понять, что может сделать её лучше. Очевидно, что если у проекта или идеи есть серьёзный недостаток, лучше услышать замечание (пусть и не очень приятное, главное — конструктивное), которое поможет его исправить, чем ложное заверение в том, что всё идеально.
«Критика в принципе один из главных и, при определённых условиях, продуктивных инструментов развития общества и человеческих отношений. Когда нас критикуют, мы учимся не утверждаться единолично в своём мнении, позиции, а открываться миру других, взаимодействовать с ними на уровне взаимного рационального понимания», — говорит Татьяна Вайзер, преподаватель философии и этики Liberal Arts РАНХиГС.
Когда уместно критиковать?
Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу или выкладывает её в интернет, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте — являетесь ли вы целевой аудиторией проекта (в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется), действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?
«Право критиковать появляется, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью, — говорит врач-психотерапевт Екатерина Сигитова, автор знаменитого мануала «Как правильно критиковать». — Так бывает в семье и отношениях, при совместной работе, при преподавании. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих „косяков“. Критика во всех остальных случаях — свободный выбор критикующего».
Важная черта конструктивной критики — уместность замечания (то есть человек действительно должен хотеть услышать ваше мнение) и чёткое понимание того, что оно действительно принесёт другому человеку пользу, а не просто расстроит его. Это касается и комментариев по поводу внешности — глупо и самонадеянно ожидать, что человек бросится менять себя в угоду вашему вкусу. «Имеет смысл критиковать и там, где отсутствие критики может привести к плачевным последствиям. Например, когда издаётся очевидно несправедливый закон, или когда другой человек ведет себя неэтично по отношению к вам или другому члену общества, — отмечает Татьяна Вайзер. — Но и в данном случае важно помнить, что для того, чтобы ваш оппонент воспринял вашу критику, она должна удовлетворять основным требованиям коммуникативной и социальной этики. Она должна быть направлена на несправедливое действие или позицию, а не на человека, взывать к разделяемому чувству справедливости или взаимоуважения, предполагать ответную реакцию и использовать максимально уважительный язык коммуникации».
Что делает критику конструктивной?
Важно оговориться, что далеко не всё, что мы привыкли считать конструктивной критикой, на самом деле ею является. Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.
«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».
Татьяна Вайзер отмечает, что конструктивной критику делает следование минимальным этическим требованиям: «Во-первых, следует критиковать там, где это уместно, то есть предполагая, что адресат критики воспримет вас адекватно и сможет поддержать разговор на достойном уровне. Сам факт обнаружения некоего недостатка в другом — ещё не повод для критики». Она также говорит, что нужно хорошо знать и понимать предмет критики: для этого нужно попытаться разобраться, как устроено то, что вам не нравится, показать оппоненту, что вы понимаете его. По её мнению, перед тем как начинать критиковать, нужно отметить все достоинства, а лучший вид критики — вопросы, открытые для дискутирования. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на слова или личные качества оппонента. «Наконец, критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту. Не переносить недостаток на самого человека в целом, использовать принятые в обществах с развитой культурой критики риторические формулы. Вы имеете право отказаться выслушивать критику от человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес языка», — подытоживает Татьяна Вайзер.
Что мы ошибочно принимаем за критику?
Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому — вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной — непрошеные уничижительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.
«Мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует само слово „критика“ большинство россиян», — говорит Екатерина Сигитова.
«В России культура конструктивной бытовой критики, к сожалению, практически не развита, — считает Татьяна Вайзер. — Комментарии в интернете часто носят агрессивный, уничижительный характер. Критика идейных оппонентов на политических ток-шоу в медиа походит либо на бессмысленный крик всех против всех, либо на бойцовские раунды, которые ставят своей целью уничтожить оппонента. Даже в научных кругах, где критика, казалось бы, должна быть основным инструментом продуктивной коммуникации, отдельные герметичные научные сообщества могут использовать критику как инструмент разделения „своих“ и „чужих“ и дискриминации последних, а не как способ совместного поиска истины».
С чего начать, если вы хотите критиковать конструктивно?
О том, как правильно высказывать критические замечания, мы подробнее расскажем в следующем материале, но есть несколько общих правил. Екатерина Сигитова советует перед тем, как критиковать другого человека, сосчитать до десяти и попытаться понять свои мотивы. «Если они связаны с помощью критикуемому, хорошо. Если они больше о вас, но при этом предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь — лучше промолчать», — отмечает она.
Не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика — это в первую очередь одна из форм коммуникации. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Екатерина Сигитова считает основным правилом конструктивной критики «правило бутерброда»: «Помещайте свои замечания между двух положительных высказываний: сначала похвалить, потом покритиковать, в завершение снова похвалить». Важно понимать, что критика — это навык, которому можно и нужно научиться, было бы желание.
Иллюстрации: Катя Дорохина
Как критиковать конструктивно
Конструктивно критиковать — непростая задача. Конструктивная критика обладает определенным градусом честности и вместе с тем дипломатичности, а достичь и того и другого разом — целое искусство. В жизни тебе нередко придется высказывать свое мнение, и не всегда оно будет тем, что люди хотят услышать. Часто тебе придется критиковать других, и чтобы они сделали правильные выводы из твоих слов, улучшили себя и не обиделись, необходимо делать это правильно. Как, мы сейчас тебе расскажем.
1.Не нужно критиковать черты характера
Если хочешь, чтобы твоя критика принесла положительный результат, не надо концентрироваться на личных недостатках человека и критиковать их. Если ты начнешь разоблачать харктер оппонента, он, скорее всего, сочтет тебя предубежденным, подумает, что у тебя с ним личные счеты — и в результате останется глух к твоим словам. Лучше отделять человека от его работы, каким бы сложным делом это ни казалось.
2.Выражай свою критику уместными словами
Когда ты кого-то критикуешь, важен не только смысл твоих слов: здесь имеют значения и сами слова. Если речь идет о работе, используй профессионализмы и термины, чтобы критика оставалась конструктивной и не была слишком резкой. Более того, ты можешь смягчить свой язык, и от этого критика станет даже еще более приемлемой. Например, начинать фразу можно с «Мне кажется…» или «Я могу ошибаться, но…» — это не будет звучать так, словно ты очень раздражен и бескомпромиссен.
3.Прямо говори о фактах
4.Контролируй свои мысли и эмоции
Конструктивная и эффективная критика требует от тебя держать при себе любые проявления эмоций и не поддаваться им. То же самое относится и к заботе о чувствах твоего оппонента: с одной стороны, ты в определенной степени должен принимать во внимания его чувства. С другой стороны, чувак, ты должен понимать, что критика относится к его деятельности и, следовательно, его чувства будут задеты — и этого нельзя избежать. Однако чтобы исправить положение, улучшить дело и достичь цели, этот человек может переступить через гордость и обиду — но не слишком сильную личную обиду, бро. И, повторяю, не проявляй своих чувств, будь максимально объективен.
5.Сфокусируйся на том, что можно сделать, а не на том, чего уже не поправить
Сконцентрируйся на том, что можно неким образом улучшить. Конструктивная критика позитивна, тактична и делается по существу. Да, чувак и сам знает, что облажался и упустил возможность, он гораздо больше оценит, если ты скажешь ему, как следует поправить дело.
6.Сочувствуй
Один из самых важных советов. В то время как ты критикуешь кого-то, остановись на момент и представь себе, каково это — быть на месте человека, к которому ты обращаешься. Он, само собой, чувствует себя уязвимым; ощущает, что на него нападают — это тяжело. Делай скидку на это.
7.Делай акцент на причине критики, а не на личности, на которую она направлена
Критика — это деятельность, которая может вызвать неоднозначную реакцию. Помни, что лучше критиковать дела, чем человека: это порождает меньше контраргументов, тут меньше причин возразить. Легко возразить на критику, основанную на принципе «нравится — не нравится». Потрудись выражать свои мысли более объективно, отстраненно и приходить к заключению обоснованно.
8.Дай возможность возразить
Лучше делай паузы во время своей критической речи и давай оппоненту возможность возразить тебе. Если у человека есть возможность защититься, пусть защита и никчемна, он чувствует себя лучше: так вы всё же поддерживаете диалог. Это в любом случае лучше, чем разбивающий человека в пух и прах критический монолог. Кроме того, так ты получишь возможность быть более справедливым и будешь открыт для новой информации, а также повысишь шанс того, что к твоей критике прислушаются и сделают из нее выводы.
9.Говори всё как есть
Конструктивная критика выставит тебя в выгодном свете перед друзьями и заставит врагов уважать тебя. Когда ты критикуешь людей тактично и вместе с тем по делу, это повышает продуктивность их труда.