Что означает контроль за исполнением приказа
Приказ и распоряжение: чем отличаются и в каком случае использовать
Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях
Сергей Скрябин
Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.
Сходства и различия приказа и распоряжения
В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.
Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.
Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.
Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.
Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.
Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.
Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.
Виды приказов и распоряжений
В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.
По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.
По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.
По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.
Порядок издания приказа и распоряжения
Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:
Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.
Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.
А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.
Требования к оформлению приказов и распоряжений
В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.
Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:
Реквизит | Требование к реквизиту |
---|---|
Название компании | Должно соответствовать названию, которое прописано в уставе. |
Например, ООО «Компания»
Например, генеральный директор ООО «Компания» Петров П. П.
Например, приказ «Об утверждении штатного расписания»
Например: «Контроль за исполнением возложить на начальника отдела Петрова П. П.»
Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.
Оформление приказа. Текст приказа состоит из двух частей: первая — это основания или причины создания документа, вторая — решение руководителя, которое начинается со слова «Приказываю».
Оформление распоряжения. В отличие от приказа, в распоряжении оснований и причин для издания документа может не быть. В таком случае оно начинается сразу с решения руководителя — например, со слова «Обязываю».
Коротко
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Делопроизводство: оформляем приказ по правилам
Приказы издаются во всех организациях. Как правило, это небольшие по объему документы. Однако правил делопроизводства, которым должен соответствовать каждый реквизит приказа, достаточно много. Давайте разберемся во всех нюансах делопроизводства, которые нужно учесть при оформлении приказа.
Единые правила для всех реквизитов приказа
При оформлении приказов необходимо следовать установленным правилам делопроизводства. Одни из них едины для всего текста приказа, другие уникальны для того или иного реквизита. В этом разделе рассмотрим несколько важных правил, которые являются общими. Они обязательны для всего текста приказа, то есть для всех его реквизитов.
Правило 1. Соблюдаем поля.
В программе для набора текста следует установить следующие значения для полей :
— правое — не менее 8 мм;
— верхнее и нижнее — не менее 20 мм.
Правило 2. Используем правильный шрифт.
Правило 3. Соблюдаем интервал между реквизитами.
Внимание!
Не следует путать интервал между реквизитами приказа и интервал между строками самих реквизитов, если они имеют 2 и более строки. Для многострочных реквизитов (кроме реквизита «Текст») интервал устанавливается точно 14 пт .
Правило 4. Не делаем то, что прямо запрещено.
Итак, в приказе нельзя :
— выделять текст подчеркиванием, полужирным шрифтом или курсивом. Использовать полужирный шрифт или курсив допустимо только в справочно-информационных документах (актах, справках, сводках и пр.);
— печатать вразрядку, т.е. с пробелами между буквами (в виде «П Р И К А З»);
— переносить слова (в виде «пере-вести»).
Внимание!
Если приказ содержит таблицу, то при необходимости в ней можно :
— переносить слова;
— уменьшать левое поле до 20 мм;
— уменьшать размер шрифта и межстрочный интервал до 11 пт.
Далее условно разобьем приказ на 3 части и подробно рассмотрим правила оформления реквизитов, которые они содержат.
Шапка приказа
Каждый приказ без исключения должен содержать реквизиты, составляющие так называемую шапку приказа (рисунок 1).
Все реквизиты шапки приказа печатаются :
— без абзацного отступа (т.е. от нулевого положения);
— с максимальной длиной строки — 73 мм.
К порядковому номеру приказа по личному составу добавляется литера :
«к» — для приказов со сроком хранения 75 лет;
«л» — для приказов со сроком хранения 3 года.
Реквизит «Место составления или издания». Он содержит наименование населенного пункта (город, поселок и т.д.), а не полный адрес организации. Например, г. Минск, г. Лепель, д. Слобода.
Реквизит «Заголовок к тексту». При его оформлении следует учитывать, что заголовок к тексту :
— должен четко передавать смысл текста, быть кратким и емким;
— нельзя заключать в кавычки и подчеркивать;
— нужно грамматически согласовать с названием документа. Например, приказ (о чем?) о приеме на работу;
— может содержать сокращения слов и словосочетаний, используемых в госстандартах, общегосударственных классификаторах, сокращенные наименования организаций и общепринятые сокращения (например, ООО «Полоса», СТБ 6.38-2016 и т.п.).
Основная часть приказа
Рассмотрим правила оформления реквизита «Текст». Он излагается от первого лица единственного числа и, как правило, состоит из следующих частей :
— распорядительной (рисунок 2).
Распорядительная часть приказа по личному составу имеет свои дополнительные правила оформления :
— фамилии работников указываются прописными буквами (например, ИВАНОВА);
— если приказ состоит из нескольких пунктов, то они располагаются в логической последовательности: прием на работу, перевод (перемещение), увольнение и т.д.;
Основание: | 1. | Заявление от 07.05.2020. |
2. | Дополнительное соглашение от 07.05.2020 N 2 к трудовому договору от 14.11.2019. |
Основание: докладная записка начальника службы доставки от 08.05.2020 N 3.
Заключительная часть приказа
Теперь рассмотрим правила оформления реквизитов, располагаемых в конце, после основного текста приказа (рисунок 3).
Некоторые из представленных выше реквизитов оформляются в обязательном порядке, а некоторые — при необходимости. Все они печатаются :
— без абзацного отступа (т.е. от нулевого положения);
Реквизит «Подпись». В приказах он располагается сразу после основного текста. Напомним, что реквизит «Отметка о наличии приложения» в приказах не оформляется. Подпись состоит :
— из наименования должности лица, подписавшего документ. Например, «директор», «генеральный директор». К наименованию должности, как правило, добавляется видовое наименование организации (к примеру, «директор общества»). Перед наименованием должности нельзя ставить предлог «за» или косую черту.
Внимание!
Инструкция по делопроизводству допускает использование сокращения и. о. (исполняющий обязанности) в реквизите «Подпись» . Вместе с тем это противоречит ч. 3 п. 57 Инструкции по делопроизводству, согласно которой при подписании документа необходимо указывать фактическую должность лица, подписавшего документ. Ни в ОКРБ 014-2017, ни в выпусках ЕКСД не предусмотрена должность «исполняющий обязанности». Таким образом, поскольку в подписи необходимо указывать наименование должности лица, подписавшего документ, не следует использовать сокращение «и. о.», которое не является наименованием должности;
— расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности.
Реквизит «Гриф согласования». Оформляется только в случае, когда приказ нужно согласовать, причем согласование должно быть внешним (при внутреннем согласовании оформляется реквизит «Виза», который мы рассмотрим далее). Например, такая необходимость возникает, когда текст приказа согласовывается с профсоюзом (в частности, в некоторых случаях увольнения).
Итак, при единоличном согласовании в рассматриваемом реквизите указывается наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая полное наименование организации), собственноручная подпись, ее расшифровка и дата.
Пример
СОГЛАСОВАНО
Директор общества с ограниченной
ответственностью «Полоса»
Подпись П.П.Петров
ДД.ММ.ГГГГ
Пример
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
профсоюзного комитета
ДД.ММ.ГГГГ N 20
Реквизит «Виза» включает в себя :
— наименование должности лица, визирующего проект приказа;
— его собственноручную подпись;
Если у визирующего есть какие-либо замечания и дополнения, то он их излагает ниже даты визирования. При значительном объеме замечания и дополнения излагаются на отдельном листе, а на проекте приказа указывается: «Замечания прилагаются».
Пример
Начальник юридического отдела
Подпись Л.Л.Лосев
ДД.ММ.ГГГГ
С проектом не согласен.
Замечания прилагаются
Отметка об ознакомлении. Она оформляется ниже реквизита «Подпись» :
— на лицевой стороне последнего листа приказа либо
— на оборотной стороне приказа.
Также ознакомление может оформляться на отдельном листе ознакомления, прилагаемом к приказу. Как правило, такой способ применяется при большом количестве человек, которых следует ознакомить с приказом.
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Глава 5. Организация контроля исполнения документов в администрации муниципального образования
Глава 5. Организация контроля исполнения документов в администрации
муниципального образования
5.1. В администрации муниципального образования контролю подлежат постановления, распоряжения вышестоящих органов, администрации муниципального образования, а также поручения главы администрации, в том числе и по обращениям граждан.
5.2. Контроль исполнения включает в себя контроль за своевременным (сроки исполнения) и качественным (полнота и точность ответов) исполнением документов и поручений, обобщением результатов исполнения и информирование об этом руководства.
5.3. Ответственность за своевременное и качественное исполнение постановлений и распоряжений в структурных подразделениях администрации муниципального образования возлагается на их руководителей.
5.4. Контроль исполнения распорядительных документов администрации, как правило, возлагается на структурное подразделение или должностное лицо, которому это поручено и зафиксировано в самом документе.
5.5. Сроки исполнения распорядительных документов администрации (постановлений, распоряжений, поручений) указываются в тексте самих документов.
При указании времени исполнения поручения в днях, отсчет ведется с даты подписания поручения.
В случаях, если в распорядительных документах не указывается срок исполнения, то контрольный срок исполнения определяется в один месяц и информация по нему представляется по истечении месяца.
5.6. Срок исполнения поручения может быть продлен только лицом, его установившим, не менее чем за 3 дня до истечения первоначально установленного срока.
В противном случае поручение считается неисполненным# в срок.
5.7. Увеличение сроков исполнения либо снятие с контроля постановлений, распоряжений и поручений главы администрации осуществляются на основании мотивированной письменной информации, представляемой на имя главы администрации.
5.8. В случае нарушения срока исполнения поручения руководитель соответствующего структурного подразделения должен представить объяснение на имя главы администрации муниципального образования.
5.9. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за исполнение документов и организуют контроль исполнения в подчиненных им структурных подразделениях и организациях, периодически анализируют состояние исполнения документов и принимают меры по выполнению заданий в установленные сроки.
5.10. Глава администрации, его заместители, председатели комитетов, начальники управлений и отделов организуют работу по исполнению исполнительно-распорядительных документов в закрепленных за ними организациях и подразделениях администрации муниципального образования, анализируют состояние исполнения документов и принимают меры по повышению исполнительской дисциплины.
5.11. Система контроля в администрации и ее структурных подразделениях обеспечивает постоянный контроль и безусловное выполнение в установленные сроки заданий, содержащихся в нормативных документах. Система контроля предусматривает активное участие в работе по выполнению документов всех структурных подразделений администрации муниципального образования.
5.12. Состояние исполнительской дисциплины в структурных подразделениях администрации муниципального образования анализируется ежемесячно и принимаются меры воздействия к нарушителям исполнительской дисциплины. По результатам анализа разрабатываются планы мероприятий по повышению исполнительской дисциплины, которые после утверждения руководителем доводятся до соответствующих исполнителей.
5.13. При поступлении от исполнителя ходатайства о переносе срока снятия с контроля документа руководитель структурного подразделения обязан:
— изучить причины невыполнения;
— затребовать от исполнителя в случае необходимости дополнительные материалы, подтверждающие необходимость удовлетворения ходатайства о продлении срока исполнения;
— доложить руководителю структурного подразделения предложения по решению данного вопроса;
— подготовить справку о продлении срока исполнения постановлений, распоряжений и поручений.
5.14. Для снятия с контроля выполненного распорядительного документа, исполнитель готовит справку, затем начальник управления по организации деятельности аппарата докладывает главе администрации, который решает вопрос о снятии документа с контроля.
5.15. По выполненным решениям контролируемый документ, справка о его выполнении с резолюцией главы администрации и материалы, характеризующие ход выполнения, направляются в управление по организации деятельности аппарата администрации, где документ снимается с контроля, о чем делаются специальные отметки в учетных документах.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Можно ли возложить контроль за исполнением приказа на человека, находящегося на больничном?
Директором был издан приказ, в котором ответственность по контролю за исполнением была возложена на человека, который находился на больничном. В реальности он приказ контролировал. Но странно получается: он вроде есть (дистанционно работает), а по документам его нет (находится на больничном). Могут ли из-за этого быть проблемы? И что делать с приказом?
В нашей жизни многое возможно, если мы правильно управляем документами. А с приказом нет необходимости что-то делать, если контролируемые сроки исполнения уже истекли и все поручения выполнены.
Исходите из того, что в организации обычно создается система делегирования полномочий. Одним из «главных» является приказ о распределении зон ответственности между первым руководителем и его заместителями. В нем закладывается основа системы делегирования, которая на следующем этапе должна конкретизироваться в разрабатываемых положениях о должностях соответствующих руководителей.
ФСС о «сложных» больничных
В них заранее определяется, кто исполняет обязанности соответствующего должностного лица в случае его временного отсутствия, на кого из сотрудников они могут быть возложены и в каком порядке: по должности или на основании приказа первого руководителя.
Поэтому взвешивайте все риски прежде, чем допускать находящегося на больничном сотрудника к работе, тем более перед тем, как подтверждать это оформлением документов. Некоторые работодатели в локальных нормативных актах предусматривают право работников на выплату разницы между заработной платой и пособием по временной нетрудоспособности (ст. 8 и ч. 3 ст. 41 ТК РФ). Однако предусмотреть, что указанная выплата полагается, только если сотрудник, находясь на больничном, выполнял свою работу (пусть и удаленно), нельзя.
Например, делегирование полномочий по должности должно быть зафиксировано одновременно:
Порядок делегирования полномочий на основании приказа первого руководителя закрепляется в положении о должности коммерческого директора, например: «На период временного отсутствия коммерческого директора… исполнение его обязанностей возлагается на начальника управления…».
Так выстраивается система делегирования полномочий, которая помогает службе делопроизводства осознанно участвовать в контрольных процедурах. Отсутствие «контролера» должно своевременно выявляться.
«Вертикальный» подход
Обычно контроль за исполнением конкретного приказа руководитель организации возлагает на одного из своих заместителей. В случае временного отсутствия заместителя его обязанности исполняет один из его подчиненных (например, начальник управления или начальник отдела). Именно этот подчиненный руководитель подразделения будет фактическим контролером исполнения приказа со всеми необходимыми полномочиями.
К нему, как правило, «по вертикали» переходит право планировать ход исполнения, определять его этапы, проводить оперативные совещания, требовать представления промежуточных и окончательных отчетов от исполнителей и т. п., поскольку он знает специфику направления деятельности и суть вопроса.
Обновился перечень недействительных больничных
Он будет обязан представлять промежуточные и окончательный отчет руководителю, подписавшему приказ, и взаимодействовать со службой делопроизводства или контрольной службой в рамках этапов промежуточного и предупредительного контроля.
То есть в общей логике разработанных организационных документов обычно отражается правильное делегирование полномочий, при котором назначенного «контролера» может и не быть на рабочем месте (например, по причине болезни), но делегированная ему контрольная функция не остается «бесхозной». Она осуществляется тем лицом, на которое в рамках системы делегирования полномочий «спускается» исполнение обязанностей временно отсутствующего (как правило, вышестоящего руководителя).
C точки зрения регулирования трудовых отношений работодателю в такой ситуации важно обратить внимание на 2 аспекта:
От ответа на эти вопросы будет зависеть: выплачивать ли ему заработную плату, несмотря на листок нетрудоспособности, или оплатить только пособие (которое может быть значительно ниже зарплаты). Понятно, что в обычной ситуации скорее всего работник лишнего себе не попросит. А что если будет конфликт, и данную работу вам припомнят? Как выкручиваться в условиях наличия письменных доказательств выполнения трудовой функции в период, за который зарплата не выплачена?
Какие ошибки в больничном можно не исправлять?
Если у работника открыт больничный лист, то предполагается, что он в это время не работает, а лечится. Поэтому по умолчанию работать в период болезни он не должен (ни по своей инициативе, ни по просьбе / требованию работодателя).
Другое дело, когда болезнь проходит в легкой форме, и человек сам решает перенести ее на ногах, ради получения полноценной зарплаты, отказываясь от больничного.
«Горизонтальный» аспект
Но на практике бывают и такие ситуации, когда сотрудник работает во время болезни (причем работодатель может даже не подозревать об открытом больничном листе и ставить работнику присутственные дни в табеле), а позже этот же работник приносит больничный и просит выплатить заработную плату в полном объеме и оплатить листок нетрудоспособности. Если вы пойдете на поводу у работника (он же действительно работал во время болезни), и оплатите и то, и другое одновременно, то имейте в виду, что ФСС России, вероятнее всего, откажется возмещать вам расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
На сайте Роструда в ситуации, когда работодатель просит поработать во время болезни за доплату, рекомендуют заключить письменное соглашение к трудовому договору. На наш взгляд, здесь существуют для работодателя риски, ведь, как мы уже говорили выше, предполагается, что работник во время болезни лечится, а не работает. При проверке трудовая инспекция может обнаружить соответствующее соглашение и передать данные о нем в ФСС России, который на этом основании впоследствии может отказать в возмещении расходов на выплату пособия.
Дело в том, что по общему правилу выплачиваемое на период болезни пособие компенсирует временно утраченный заработок и сохраняется до восстановления трудоспособности работника. Таким образом, законодательством не предусмотрена одновременная выплата за один и тот же период заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ, ст. 5–6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Закон № 255-ФЗ). А если сотрудник работал, то должен получить зарплату, а не пособие.
Запущен сервис электронных больничных
Кроме того, нарушение больным без уважительных причин режима, предписанного лечащим врачом, относится к основаниям для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ). Пособие может быть снижено до размера, не превышающего за полный календарный месяц МРОТ, установленный на день оформления больничного (ч. 2 ст. 8 Закона № 255-ФЗ).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование