Что означает копия пиратская
Чем отличается лицензионная версия игры от пиратки
Все мы люди экономные, в разумных пределах. Все мы не хотим переплачивать за сомнительные достоинства или вообще отсутствие таковых при сравнении товаров. Выбирая диск с игрой для ПК или консоли, мы отнюдь не становимся расточительными, потому и взгляд наш падает зачастую на нелегальные копии: они в разы дешевле, чем лицензионная продукция. Так называемые пиратские версии игр в России составляют бОльшую часть рынка игровой индустрии. Естественно, возникает вопрос, как в той рекламе: если нет разницы, зачем платить больше? Однако разница между лицензионной игрой и пираткой есть, и заметная.
Лицензионная версия игры предоставляется разработчиками и комплектуется уникальным кодом и зачастую программными средствами защиты от несанкционированного использования диска. Доходы от продаж лицензионных игр оказываются в карманах разработчиков, что теоретически обосновывает продолжение работы над серией или создание новых продуктов.
Пиратка представляет собой нелицензионную копию дисков с игрой, неправомерно лишенную защиты, установленной разработчиками, или же версию со слегка измененными параметрами. Создание и коммерческое распространение таких копий считается нарушением авторского права и влечет за собой судебные разбирательства.
В принципе, хоть наших людей традиционно и не волнуют проблемы издателей и разработчиков, самое главное отличие пиратки от лицензионного варианта состоит именно в нарушении закона тем, кто приобретает и использует копию игры. С другой стороны, некоторые лицензии позволяют создавать технические копии (резервные) для собственного использования, а также переносить программные продукты на другие устройства. Свободное распространение демо-версий лицензионных игр в большинстве лицензий не возбраняется.
Что касается сравнения качества лицензионных игр и пиратских версий, то здесь сэкономивший на оплате лицензии чаще всего проигрывает. В целях удешевления себестоимости незаконной копии, а также снижения объема файлов, пиратки безжалостно ужимаются. Вместо двух-трех лицензионных дисков предлагается один с копией. Чаще всего из таких изданий исчезают оригинальная озвучка и музыкальные темы, графика перекодируется, мультимедийные ролики вырезаются. Сопровождается это часто багами, иногда критичными, с которыми продолжать игру невозможно. Даже если вам предлагают не репак, а 100% копию лицензии, ошибок в игре из-за взломанной защиты избежать не удастся. Соответственно, удовольствия от игры получите меньше.
Лицензионная версия игры не несет никаких угроз пользователю. При соответствии конфигурации системы требованиям разработчиков в случае любых неполадок можно обратиться в техподдержку. Также официальные аддоны и патчи устанавливаются только на лицензию. При установке абсолютного большинства пиратских копий штатный антивирус обнаружит вирус или троян в папках с программами взлома защиты. Многие создатели таких версий сразу предупреждают пользователя о необходимости отключать антивирус на время установки и в процессе игры. За то, что троян не собирает конфиденциальную информацию, не поручится никто, особенно если образ диска был скачан в интернете.
Как правило, в целях удешевления пиратки упаковываются в пластиковые боксы с листовками с некачественной полиграфией, чаще всего односторонними. Никаких дополнительных бонусов такие варианты не содержат. Лицензионные версии всегда снабжаются качественными обложками, иногда книжечками с мануалом. Непосредственно на диски обязательно нанесено изображение с названием игры, именованием разработчика и издателя. Подарочные варианты лицензий могут быть дополнены постерами, наклейками, другими аксессуарами, промо-кодами и демо-версиями других игр.
Пиратки многопользовательских игр не могут подключаться к официальным рекомендуемым серверам, что означает значительный спад интереса в процессе игры.
Смысл песни исполнителя Mekhman — «Копия пиратская»
Это песня о невзаимной любви парня к девушке. Он обвиняет ее в том, что ее чувства к нему ненастоящие, так как для нее важно жить на широкую ногу и всегда получать то, что она захочет, независимо от стоимости.
Он характеризует ее как личность, которая променяла его чувства и искренние эмоции по отношению к ней на деньги. Для нее деньги имеют огромнейшее значение, даже большее, чем человек, к которому она когда-то что-то чувствовала. Он сравнивает ее с девушкой лёгкого поведения, которая оказывает различного рода услуги и готова отдаться, если у парня будет много денег.
Он понимает, что его чувства не настоящие, что все, что от него нужно ей — это деньги и возможности получить все желаемое. Поэтому в его душе возникает желание расправиться с ней, так как она использует других, не обращая внимания на то, что они чувствуют.
С такой проблемой часто сталкиваются современные молодые люди — они понимают, что человек, который есть в их жизни, попросту использует их, стараясь выжать из него как можно больше денег и потом уйти, предав его и оставив в трудную минуту. Поэтому не только эта песня, но и множество других задевают тему меркантильности и желания разбогатеть за счет других людей. Благородно воспитанным людям не очень нравится, когда кто-то пытается паразитировать на их деньгах, стараясь взять из него все, что только можно. Поэтому и появляются такие песни — если обычными словами люди не понимают, что они делают что-то не так, то приходится озвучивать это на широкую аудиторию.
Каждый из нас сталкивался с тем, что человек хочет воспользоваться нашими возможностями на свой счет. Это неприятно — хочется такого человека сразу же удалить из своей жизни. Еще становится обидно за то, что не сразу прочувствовали внутренний мир этого человека. К сожалению, такое случается очень часто, и не всегда мы способны вовремя понять, что нас попросту используют.
Очень важным умением для человека является возможность сразу же отсеивать тех людей, которые приходят к вам за деньгами, а не по зову сердца. Это было бы неплохим бонусом к повседневным стрессам из-за общения с не всегда образованными и воспитанными людьми. Общество деградирует и начинает понемногу гнить, и это не обещает ничего хорошего. Для людей более важно, есть ли у тебя машина, собственный дом и много ли т зарабатываешь, чем то, какой ты человек: о чем мечтаешь, думаешь, мыслишь и как воспринимаешь этот мир.
К сожалению, сейчас очень непросто найти того человека, который будет ценить в тебе твой неповторимый внутренний мир, а не размер твоего кошелька. В современном мире многое зависит от денег, но никто не отменял важность человечности и понимания, милосердия и сочувствия ближнему. Если мы постараемся быть добрее и терпимее к тем, кто нас окружает, отстаивать свои принципы и границы, то мы будем счастливы. Если каждый начнет с себя — это благотворно повлияет на мышление человека, и он сможет переосмыслить свои взгляды на жизнь, сделать правильные выводы и немного исправить свои ошибки, сделанные за столько лет.
ПИРАТСКАЯ копия
Смотреть что такое «ПИРАТСКАЯ копия» в других словарях:
копия — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? копии, чему? копии, (вижу) что? копию, чем? копией, о чём? о копии; мн. что? копии, (нет) чего? копий, чему? копиям, (вижу) что? копии, чем? копиями, о чём? о копиях 1. Копия оригинала какой… … Толковый словарь Дмитриева
Война и мир (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия
Копирование — (от лат. copia множество) процесс изготовления копии, то есть воспроизведения объекта, процесса, явления, информации. Содержание 1 В технике 2 В фотографии … Википедия
Музыкальный релиз — У этого термина существуют и другие значения, см. Релиз. Музыкальный релиз (или просто релиз) творческая продукция исполнителя, доступная для продаж или распространения. Термин также может быть отнесён непосредственно к публикации или… … Википедия
Позы Аретино — … Википедия
Sonetti lussuriosi — «Венера» из книги «Любовные позы», конец XVIII века Venus Genetrix Гравюра. «Позы» Аретино, «Шестнадцать поз», «Любовные позы», (итал. I Modi, Sedici Modi … Википедия
«Позы» Аретино — «Венера» из книги «Любовные позы», конец XVIII века Venus Genetrix Гравюра. «Позы» Аретино, «Шестнадцать поз», «Любовные позы», (итал. I Modi, Sedici Modi … Википедия
экранка — 1. [187/32] Копия художественного фильма с «эффектом посещения кинотеатра». Общеупотребительное 2. [36/1] Пиратская копия фильма, снятая на видеокамеру из зрительного зала. Отличается низким качеством изображения и звука. Общеупотребительное … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
ПИРАТСТВО — 1) в международном праве неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в другом месте, находящемся вне юрисдикции какого либо государства; совершается с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна… … Юридический словарь
АППАРАТНЫЙ КЛЮЧ — АППАРАТНЫЙ КЛЮЧ, в вычислительной технике устройство, предупреждающее незаконное пользование коммерческой КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ. Его обычно помещают между компьютером и принтером (в порте принтера). Без аппаратного ключа конкретная программа… … Научно-технический энциклопедический словарь
КОНТРАФАКЦИЯ — (фр. contre taction) нарушение авторского права или смежных прав. Иногда термин К. используется для обозначения нарушений в сфере интеллектуальной собственности вообще. В законодательстве РФ употребляется также термин кон трафактный экземпляр… … Энциклопедия юриста
Дал ссылку на пиратский контент, который нашел в интернете. Что мне за это будет?
В интернете можно найти книги или курсы, которые кто-то скачал и незаконно распространяет. Таких ссылок полно на форумах, ими делятся в чатах и даже продают. Я тоже иногда делюсь. Сам не скачиваю, но, если где-то нахожу, могу потом переслать другу или поделиться на форуме. При этом я ничего не зарабатываю на этом, не продаю и т. д. Мне за это ничего не будет?
Если я покажу, где взял ссылку на пиратский контент, это поможет избежать ответственности? И имеет ли значение, заработал я на этом или нет?
Александр, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с матчастью — авторским правом.
У рассылок, электронных и бумажных книг, онлайн-курсов, фотографий и текстов есть автор. Только он может решать, как распоряжаться результатами своего труда.
Автор может распространять их бесплатно и разрешать это всем. Может передать право продавать свою книгу или курс кому захочет. Может разрешить использовать фотографии со своего сайта бесплатно или за деньги.
По закону
За редким исключением вы не можете ничего делать с чужими курсами, книгами, фотографиями и текстами, если автор этого прямо не разрешил — лично вам или вообще всем. Если автор не запретил конкретно вам распространять свою книгу, это не значит, что он вам это разрешил. Если у вас нет разрешения, вы не купили результат чужого труда или не цитируете его по правилам, то нарушаете закон.
Отсутствие запрета не считается согласием
При этом вообще неважно, где вы взяли эти курсы, книги или фотографии. Не имеет значения, продали вы их или отдали безвозмездно. Если права автора или того, кому они принадлежат, нарушены, он имеет право требовать компенсацию по закону.
Точную сумму компенсации автор определяет сам, а потом ее утверждает суд. Многие авторы этим пользуются и успешно защищают свои права. Судебная практика подтверждает, что за одну фотографию можно запросто получить 10 тысяч рублей и даже больше, что уж говорить о книге или большой рассылке.
Мы рассказывали историю известного блогера, который не смог отсудить компенсацию за свои фотографии, но только потому, что это признали цитированием. В других делах он успешно выигрывает и законно получает деньги от крупных порталов, телевизионных каналов и агентств.
На практике
Автор имеет право потребовать у вас компенсацию, но на практике это не значит, что он ее потребует. Защита в области авторского права не происходит автоматически: нет никакой полиции копирайта, которая ходит по интернету и проверяет, не украли ли вы чего.
Чтобы с вас потребовали компенсацию, автор должен обратиться в суд. Не все авторы будут так делать.
Это не то чтобы нереально: если автор зарабатывает на производстве контента и не хочет терять прибыль, он может заниматься этим самостоятельно или нанимать юристов. Какова вероятность такого исхода в вашем случае, предсказать нельзя.
Например, если вы поделились альбомом независимой музыкальной группы, у ее участников вряд ли будет время бегать с вами по судам. Но если вы поделились альбомом, изданным у крупной издательской компании, то ее юристы могут запросто вас вычислить и запустить процесс. У крупных издательств есть целые отделы по борьбе с пиратством, и попасть в их мониторинг не составит труда.
Нюансы
Разберемся с нюансами по поводу того, что произведение украли не вы и ничего на этом не заработали.
Если правообладатель узнает, что вы распространяете его курсы, книгу или используете товарный знак, он может обратиться в суд. Ответчиком будете вы. И вот тогда именно вы должны доказывать, что ничего не нарушали. В вашем случае это едва ли возможно.
А правообладатель должен доказать только то, что у него есть права — для него это элементарно. Причем презумпция авторства подразумевается: автору можно даже документы не предоставлять, достаточно его имени на книге или сайте рассылки.
Факт нарушения авторских прав, незаконное распространение книг, курсов, рассылок, уроков и фотографий — это самостоятельное нарушение. Не имеет значения, где вы их взяли, если это незаконно. Есть нюансы с действиями в интересах агента или поручителя, но это точно не ваш случай. Ссылаться на действие в чужом интересе или из-за крайней необходимости тоже вряд ли получится.
Недавно суд по интеллектуальным правам вынес показательное решение. Женщина-предприниматель хотела помочь соседке по магазину. Пока та отлучилась, она продала диск с известным мультфильмом покупателю из чужого отдела. Это была контрольная закупка, а диск оказался пиратским. В итоге правообладатель потребовал деньги не с того, кто на самом деле закупил и продавал контрафактные диски, а с того, кто всего лишь передал их покупателю, хотя ничего на этом не заработал.
Если вы купили пиратское
Интересно, что даже если вы заплатите за пиратскую копию или контрафактный товар и вроде бы станете его добросовестным покупателем, это не поможет уйти от ответственности.
Купили компьютерную программу на пиратском диске и перепродаете ее — нарушаете закон. Нашли ссылку на копию книги и бесплатно делитесь ею на форуме — нарушаете. Даже если вы просто хотели помочь и передали то, что незаконно скачал другой человек, — вы тоже нарушили авторские права.
Когда можно
Вы можете использовать авторские произведения в личных целях. Например, слушать музыку или смотреть фильмы на семейном празднике. Хотя диск купили только вы, но слушать его могут и члены вашей семьи, друзья и гости.
Можно и не в личных, но в строгом соответствии с законом и с учетом ограничений. Например, можно петь песни без фонограммы на концерте в школе или цитировать других авторов в информационных и научных статьях. Цитировать нужно осторожно: автору может показаться, что его права нарушены, и он пойдет в суд.
На примерах
Ситуация. Вы купили онлайн-курс, заархивировали все уроки и выложили ссылку для скачивания в общий доступ.
Нарушение или нет? Это нарушение прав автора. Если он узнает, то сможет потребовать от вас компенсацию. Какую — решит сам.
Ситуация. Вы купили книгу и дали ее почитать родственнику.
Нарушение или нет? Это не нарушение, вы используете произведение в личных целях. Так можно.
Ситуация. Вы пишете обзор книг на какую-то тему и используете цитаты или скрины из произведений других авторов. Указываете источник, имя автора и берете для статьи небольшие отрывки из текста строго по теме статьи.
Нарушение или нет? Это цитирование. Так можно делать без разрешения и ничего за это не платить.
Ситуация. Вы нашли в интернете ссылку на книгу, которую автор или издательство не разрешали распространять бесплатно. Или даже вам ее прислали. Сами вы книгу не скачивали, но поделились ссылкой в своем канале в Телеграме.
Нарушение или нет? Это нарушение. Не имеет значения, что эту ссылку вы получили от третьего лица. И что вы на этом не заработали — это тоже неважно. Распространение чужого произведения без разрешения автора — это самостоятельное нарушение, и компенсацию могут потребовать именно от вас.
Ситуация. Вы покупаете онлайн-курсы, электронные книги, уроки из рассылок, а потом продаете их дешевле.
Нарушение или нет? Если докажут, что вы на этом заработали, могут оштрафовать и даже конфисковать компьютер. За продажу контрафактных программ, книг или курсов в крупном размере есть еще и уголовная ответственность. Так что всё серьезно.
Ситуация. Вы купили программу, честно заплатили за нее деньги, а не просто скачали на закрытом форуме. Но вы знали, что программа или ключ к ней пиратские.
Нарушение или нет? Вы нарушили закон. Не поможет даже подтверждение оплаты. Единственный шанс избежать ответственности — доказать отсутствие вины. Заявление о том, что вы якобы не знали, что это контрафакт, для суда не аргумент.
В авторском праве много нюансов. Это большая и сложная тема. Но если вы будете покупать лицензионные программы, честно оплачивать курсы, подписки и книги и не станете помогать другим экономить за счет нарушения чужих прав, вам ничего не грозит.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Игровое пиратство
Пиратство — это целая эпоха для игровой и не только индустрии, являющейся частью нашей с вами жизни, к счастью или сожалению избавиться от которой не получается по сей день. Для многих эпоха становления и последующего развития пиратства, которое пришлось в 90-е и 2000-е года, было временем увлекательным и «ламповым». Переполненные красочными контрафактными коробочками палатки и киоски на рынках. А продавец — главный гид для игроманов тех лет, чей авторитетный совет по выбору игры становился решающим и редко когда оспаривался или вызывал сомнение. Оно и понятно, отношение портить с ним желания не было, так как именно этот «барыга» решал, поменяет он вам диск или нет, если вдруг игра не запустится, а вероятность такого сценария была, скажем так, не маленькая. Такие были времена. Но как так вышло? Виновато ли беззастенчивое копирование игровых платформ или отсутствие альтернатив у большинства в те времена? А может, дело в расторопности пиратов той эпохи, которая делала контрафакт не только доступным, но и удобным? Давайте разбираться.
Краткий экскурс в историю
Всё, как это водится, началось задолго до этих ваших игр и интернетов. А именно с грампластинок и музыкальных кассет, расцвет которых пришёлся на 70-80-е годы, и внесенную ими лепту в распространение пиратства сложно переоценить хотя бы потому, что скопировать композицию ненамного хуже оригинала было не легко, а очень легко. Самым распространённым способом нелегального тиражирования была установка микрофона у динамика радио, телевизора или другого магнитофона. Более искушённый процесс подразумевал использование кабеля, соединяющего два устройства, благо что вся аппаратура советского производства, включая телевизоры, приёмники и громкоговорители имели линейный выход.
Логово аудиопирата
С появлением программируемых приставок к телевизору, игры и софт для которой писались на всю туже аудиокассету, а потом запускались через магнитофон, подключенный к ПК, сделал порог вхождения в пиратство ещё интереснее. Дискеты тоже были, но штука была редкой и дорогой — для большинства советских школьников не по карману сей девайс. Ну а флибустьером в ту интересную эпоху был любой владелец двухкассетного магнитофона. Кассеты переписывались в процессе обмена по рукам друзей-родственников-товарищей-знакомых. Но для тех, кто «мафона» не имел, имелись дядьки со всем необходимым товаром — кассетами, пластинками и прочим контрафактом. Так же широко использовалась программа COPY и прочие аналоги в ZX Spectrum.
Так же отмечены случаи, когда в самовольно занятом радиохулиганами коротковолновом диапазоне 1,8 — 3,2 МГц какие-то умники пытались передавать записи со спектрумовских кассет по радио. Качество таких записей частенько оставляло желать лучшего, но тем не менее. Также подобные передачи встречались и на расплодившихся в конце 80-х — начале 90-х местных телеканалах во время «профилактики» оборудования. Такой вот был «вайфай» с дальнобойностью в несколько сотен километров. Такие были времена.
Дискета 3.5 позволяла хранить 1.44 мегабайт данных
На Западе, к слову, происходило всё тоже самое, но лет на 10-15 пораньше.
Рождение легенды
Самое интересное началось после развала СССР. В 1991 году наша славная родина стала весьма благоприятным местечком для создания не шибко законных предпринимательских действ. Предприимчивые смекалистые ребята предлагали народным массам широкий спектр разнообразных услуг и всяких разных товаров прямиком с Запада, Европы, а в последствии и из Китая. Останавливаться на всех чудных вещицах не будем — нас интересуют в данной истории игры. Те диковинные штуки, состоящие из пластика и цифрового кода, сиречь из нулей и единиц, что будоражили умы и воображение тогдашних детей… да и взрослых тоже. И если во времена «советов» игры, как и приставки к ним, по большей части были прерогативой высокотехнологичных предприятий, номенклатуры и некоторых командировочных счастливчиков, то после они, наконец, стали доступны широким массам. То самое счастье всем и… нет, не даром, но цена стала менее кусачей.
По началу, когда начался бум предпринимательской деятельности, компаний как таковых не было. Тобишь больших и могучих. Торговали в ларьках, метро, радиорынках и остановках обычные себе люди, которым в виду кризиса ничего не оставалось, кроме как взять обеспечения себя и семьи в свои собственные руки. «Бизнесменом» мог стать хоть в прошлом ценный работник машиностроительного завода, хоть ученый развалившегося Института или КБ, хоть сосед-алкоголик дядя Вася, уже не боящийся уголовной статьи за тунеядство и живущий на незадекларированные доходы. Не говоря уже о повсеместном криминале, без которого вести хоть какую-то мало-мальски прибыльную деятельность было или затруднительно, или невозможно вовсе.
Российский Steam в 90-е годы
И выделялась от такого сомнительного, но всё же бизнеса, знакомая многим в те времена компания «Стиплер», выпускавшая своими силами приставку «Денди». Ну как выпускала. Приставка эта по сути своей клон Nintendo Entertainment System (NES), которая сначала собиралась на китайских заводах умелыми китайскими работягами, а затем благополучно отправлялась в торговые точки по всему необъятному постсоветскому пространству. Так же дела шли и с картриджами для них, переправлявшихся через дырявую таможню в Восточной Европе.
«Ламповая» Dendy, очень даже удачный пример пиратства, правда не игрового, а аппаратного.
Идея для «импортозамещения» пришла в голову Рустема Ахиярова (одного из соучредителей «Стиплер»), когда тот приехал в США и увидел, что многие американские обыватели увлечены игрушками для домашних игровых приставок. Товарищ быстро смекнул, что игры приносят деньги, причём большие и не хуже книг с фильмами, а то и лучше. И потому принял весьма выгодное и своевременное решение основать с коллегами компанию по производству практически полностью идентичного аналога NES. Без регистрации и СМС, благо условия были весьма и весьма благоприятные. Да и решалось всё быстро.
По сути «Стиплер» заняла пустующую нишу, на которую был дикий спрос, потому их продукция была безумно популярной. Да и не было пока ничего другого — производителям компьютерных игр и консолей российский рынок на тот момент был совершенно не интересен. Правда, чуточку позже «Нинтендо» всё таки пришла в Россию и в сотрудничестве со «Стиплер» стала выпускать приставку «Супер-Нинтендо». Что интересно, на «Денди» они, стиснув зубы, закрыли глаза — какое-то время пиратская консоль продолжала продаваться. Такой вот бизнес по-русски. Забавно так же, что реклама новой чудной приставки шла по телевидению. Беспрецедентный случай — пиратскую продукцию пиарят по федеральным каналам и даже создают передачу «Денди — новая реальность».
Беспощадная борьба с пиратством от компании «Nintendo». Нидерланды, 1994 год. Местное отделение «Nintendo» устроило публичную акцию по борьбе с игровым пиратством и давит пиратские картриджи «Game Boy» катком. В действе участвует и сам Марио.
Помимо «Денди», ребята продавали и «Сегу». Это были как хорошие подделки с Тайваня под названием Dendy Pro 16-Bit, так и официальные Mega Drive 2, сделанные в Японии и предназначенные дли азиатского рынка, поставки шли из Сингапура. В 1993 году со «Стиплер» связался официальный партнер «Sega» в России — компания Nissho Iwai. Но переговоры не увенчались успехом: в «Стиплер» не захотели отказываться от дешёвых клонов и серой поставки из стран Азии. Дело заглохло.
Были у компании и конкуренты. Небольшие конторы, которые тащили и везли всё, что могли. Всякие разнообразные клоны тех или иных приставок. И так продолжалось, пока за дело не взялись разномастные китайские конторы, которые так же начали делать клоны, выливая их на наш рынок всё теми же путями. И что важнее для нашей истории, делали они это дешевле, чем и похерили бизнес, наводнив рынок не самыми качественными сборками, которые продавались во всевозможных палатках на рынках.
Помимо самой консоли копировались и картриджи. Оригинальные картриджи до стран СНГ просто не доходили, а если доходили, то стоили очень дорого.
В общем, «Денди» познакомила нас, а так же наших друзей с Украины, Казахстана, Белоруссии и многих других с таким понятием, как «интерактивные развлечения». Помогли в этом, по большей части, более-менее доступная цена и хорошее качество сборки «Стиплера», воспринимаемая народом до сих пор с теплотой в душе и сердце, как лучший транспорт в мир игрового искусства. Кроме того, именно «Денди» создала основу для дальнейшего развития игр и бизнеса, связанного с ними. Без этой консоли вряд ли бы пираты стали заниматься торговлей малознакомых человеку советской закалки товаров.
Расцвет пиратства
8 мб оперативной памяти с лихвой хватало на все игры
Но самый расцвет пиратства пришелся во время пришествия ПК — наступила эпоха, которую мы с вами знаем и любим. Пиратские конторы вышли на новый уровень. Тенденция эта была связана с тем, что в кои то веки компы стали техникой не избранной кучки состоятельных людей. Благодаря переменам технологическим, социальным и что важнее, экономическим, техника эта сильно подешевела, обрела компактность и необходимые мощности, стала более-менее доступной и повсеместной, захватывая дома и офисы. По крайней мере, так было в крупных городах. Прогресс медленно но верно становился частью нашей жизни. А так же распространение флоппи-приводов. Да-да. Картриджи устарели, а вот дискеты не требовали какого-то специального оборудования или специфических навыков для копирования инфы. Не требовалось и колоссальных вложений, контрактов с заводами Тайваня или сомнительными личностями. Только комната, освещаемая тусклой лампочкой или подвал, наличие пары штук розеток и самого ПК за пару сотен, а так же десятка-другого пустых дискет с одной «лицухой» (или куда чаще, пиратской версии из стран СНГ). И всё, дело в шляпе, считай, что вы индивидуальный предприниматель. Или самозанятый версии лихих 90-х. Заниматься пиратством стало также легко, как продавать семечки или булочки на продуктовых рынках.
И всё, пошла жара! На пиратском ремесле рождались и умирали сотни фирм, между собой постоянно конкурирующих. Порою с привлечением криминала. Это в свою очередь подстёгивало развитие рынка. Позже, некоторые из этих полулегальных или нелегальных вовсе контор трансформируются во вполне себе уважаемые игровые издательства (те же «Бука», «Акелла» и даже «1С»), которые о темном прошлом вспоминать не очень-то и любят.
Помимо игр, активно копировался и разнообразный компьютерный софт. Чаще всего «ПК-мастер», который собирал компы, по итогу устанавливал все необходимые программы и, разумеется, операционную систему. Впрочем, вопросом, откуда все эти «проги» берутся, никто не задавался: долгое время идея и мысль, что за программное обеспечение вообще надо платить деньги, совершенно отсутствовала в головах людей. Бывших советских людей. Услугами пиратов не брезговали даже компании и прочие юр-лица, которые экономили на софте и устанавливали на компьютерах в офисе пиратские операционные системы и ПО, — выходило куда дешевле. Что уж говорить, даже в школах, больницах, армейских частях и, что забавнее, теперь уже полиции на компьютерах стояла пиратская Windows. И никто не жаловался. С развитием компьютеров CD- и DVD-сборники с нелегальным и универсальным софтом в виде всевозможных сборников «Винды» или «1000 и 1 программа» начали продаваться в ларьках, где их мог купить любой желающий. А в некоторых городках продаются до сих пор, по цене от 80 до 200 рублей.
Но были и верные своему идеалу и черному флагу. «Фаргус», чьи узнаваемые даже сейчас коробки с желтыми и темными полосами были особенно широко распространены в эпоху CD-ROM’а. А главное, за что ценили и любили этих ребят, за их годный перевод на фоне ереси и абракадабры от конкурентов по ремеслу. Впрочем, тут стоит сделать поправочку — годный перевод с привлечением актеров и прочего надо было подождать, а до тех пор «Фаргус», как и многие другие толкал на прилавки или версии без перевода, или с переводом — машинным ПРОМТом, разобранного на мемы. К тому же, даже со старанием переведенные игры не были застрахованы от названий в духе «Засранцы против ГАИ» или «Хачи-трюкачи» — считалось, что так будет понятнее нашему русскому обывателю, а значит, лучше продаваться. Тем не менее, «Фаргус» считался «образцовым» примером пиратства, из-за того, что иногда издавал приличные русские версии огромных по объему текста и «гиковских» игр, к примеру культовую Planescape: Torment или Fallout. В конце концов, их бренд стал настолько популярным, что его начали «юзать» не относящиеся к нему, «Фаргусу», конторы. Помимо прочего, «Фаргус» даже держал полноценный сайт, на котором честно оказывали техническую поддержку пользователям и даже выпускали патчи для своих игруль.
С этим, кстати, связана одна абсурдная и потому забавная история: в 2004 году, когда «Фаргус» официально зарегистрировался как компания по дистрибуции софта (при этом, конечно, никто не собирался бросать любимое дело), его руководство подало в суд иск на фирму, что продавала свои диски под видом фаргусовских. Да, вы правильно поняли: брат пошёл на брата, или пират украл у пирата. Суд, посмотрев на это дело, недоумевал, а потому вежливо заявление отклонил.
Помимо прочего, компания, по слухам, дабы не терять прибыль, нанимали людей, которые должны были запугивать и проучивать торговцев дисками «поддельных» «Фаргусов». Петр Гланц, актер озвучки, работавший с компанией, так вспоминает об этом:
У шефа была команда «пессимистов». Мы так называли людей в черных плащах в тонированных «гелендвагенах», которые ездили на радиорынок «Горбушка», ходили по палаткам и учили продавцов отличать, где настоящий «Фаргус», а где — подделка. И убедительно просили не покупать их неправильные диски. В принципе, команда из пяти человек с бейсбольными битами успешно справлялись с этой проблемой.
В интернете можно найти кучу мемных пикч, сделанных под влиянием обложек «Фаргуса».
Причины смерти столь успешной компании неизвестны и поныне. Вполне возможно, что пришедшая на смену «горбушкам» и радиорынкам эра торрентов подкосила продажи пиратских игрушек, и бизнес стал не таким уж и прибыльным как раньше.
Как бы то ни было, это не отменяет огромный вклад «Фаргус» в развитие пиратства в России. Если через лет двадцать никто уже не будет помнить этого названия, а молодое поколение с недоумением будет смотреть на смешные обложки, то история уж точно сохранить память о некогда знаменитой фирме.
Спустя годы «Фаргус» передал «привет» игрокам: в сервис цифровой дистрибуции GOG были добавлены переводы некоторых игр, сделанные пиратами. В GOG назвали эпоху пиратства «частью нашего общего наследия и культуры, которое
необходимо сохранить». Кстати, одновременно с появлением переводов «Фаргуса» в сервис «завезли» и ряд локализаций «Акеллы».
Ну и со временем копирасты и прочие с ними связанные конторы осознали, что так дела делать в России не получится и надо что-то менять. Логика простая — лучше продать дешевле и получить хоть какую-то копеечку, чем продавать дорого и не иметь с этого вообще ничего. Так появились джевелы — игры с простенькой брошюркой на передней крышке, с бумажкой с описанием на задней, и с диском внутри. И ничего более. Самая дешевая версия. Продавались они чуточку дороже пиратских дисков, но зато не имели проблем с работоспособностью и наличием всяких троянов. По крайней мере в большинстве случаев — исключаем заводской брак. В нашей стране, где практически не существовало официальных магазинов лицензии, джевелы распространялись и продавались пиратскими дистрибьютерами через ларьки и рынки. Основной их недостаток — появлялись они несколько позже релиза западной версии (от пары месяцев до нескольких лет). Так, квест «The Longest Journey» был издан 1С спустя 6 лет после западного релиза, «Фоллаут» в России официально вышел только в 2006 году, а «Baldur’s Gate» — в 2010-м. Кроме того, отечественная озвучка по какой-то до сих пор таинственной причине почти всегда получалась и получается (за редким и приятным исключением) мягко говоря, не очень качественной. Также народу начали долбить в мозг, что пиратство — это плохо и вообще не тру. В результате этого серьезные переводческие конторы вымерли или влились в состав официальных, но массово расплодились пираты, выпускающие стилусофикации или английские версии сразу после западного релиза.
Ох уж это пиратство 90-х. Так в Doom 3 можно было поиграть ещё в 1997 году.
В наше чудное время пиратство считается дурным тоном. Оно и понятно, западные издатели стали включать русскую версию в оригинальную поставку большинства игр, так что купить лицензию сразу с релизом уже почти ни для кого не проблема. Появились сервисы цифровой дистрибуции, где во время распродаж можно купить лицензию за сущие копейки. Пираты же остались источником халявных «Виндовсов» и последней надеждой школьников или жлобов. Также появление доступного и быстрого интернета позволило простому народу пиратствовать без посредников, качая образы игр и прочего добра из торрентов.
Пиратство прямиком из поздних 90-х и начала 00-х годов в почти наши дни, Москва, улица Петровка. Прям так и веет от этого всего ностальгическими воспоминаниями о походах в магазин за дисками.
Итоги
В нынешнее время пиратство считается не тру. На ярых любителей что либо спиратить по большей части смотрят с усмешкой и лёгким непониманием. Сейчас на различного рода сайтах и форумах пользователи любят поспорить о вреде пиратства и его неправильности с точки зрения морали. Обычно в ход идут примеры из эпохи 90-х и начала двухтысячных, когда незаконное пользование интеллектуальной собственностью было нормой, с которой мы все жили или сталкивались. Но пиратство сейчас сильно отличается от пиратства 90-х, так называемого розничного пиратства, продающего чужую интеллектуальную собственность. Да, времена розничных пиратов вызывают ностальгию. Наверное, потому что мы просто были моложе. Но…
Не смотря на весь негатив того не самого простого времени, из положительного, что принесли нам пираты, это компьютеризацию как России, так и остального СНГ, особенно в 90-е. А также привили игровую видеокультуру. На пиратском софте взросли целые поколения админов, фотошоперов, 3D-максеров и программистов, да и сейчас воспроизводство указанных категорий граждан во многом осуществляется нелицензированно. А в то время другого пути для большинства не было вовсе. Так и жили. Как бы то ни было, это часть нашей истории.
«Озвучено профессиональными актерами» — кроме текста присутствует и озвучка и будет хорошо, если двухголосая. Текст, как правило, переведен добротно. Хотя к большинству локализаций, как тогда, так и сейчас, больше подходил другой известный мем: «Переведено и озвучено профессиональными программистами».
«Русская версия» — переведен только текст, качество может варьироваться от очень хорошего до, мягко говоря, не очень хорошего. В общем, лотерея. Порой в такие версии не могли впихнуть нормальные русские шрифты и дело принимало реально крутой оборот. Текст мог состоять из абсолютно нечитаемой смеси символов и букв. Или даже просто транслита! Иногда слова были совершенно не те, которые надо, что в свою очередь могло кардинально менять смысл квеста или делать его совершенно непроходимым.
«Стилусофикация» — народное название дешевой пиратки, текст которой прогнали через электронный переводчик и вставили в игру даже без вычитки. Абсолютно нечитаемый текст, который нужно разгадывать подобно ребусу. Собственно, «Стилус» — раннее название электронного переводчика, который сейчас известен как «Промт».
«2 в 1» — означает, что кроме русской версии присутствует английский оригинал. Предпочиталась людьми, знающими английский. Обычно сначала устанавливается английская версия, а затем инсталлятор предлагает поставить русификацию по желанию. Конечно, никто не гарантировал, что английская версия действительно имелась на диске, но с вероятностью 50% она там была. В некоторых случаях локализация была французской или немецкой.
«В ваших руках пиратский диск» — частенько до середины нулевых на многих пиратских дисках можно было увидеть эту надпись черным по желтому: в отличие от цивилизованного Запада, где пираты старались максимально точно копировать оригинальную упаковку, в СНГ пираты даже не пытались маскироваться. Особенно остроумные располагали эту надпись под наклейкой-голограммой «официальное издание — 100% качество». Встречались даже сборники с названием типа «Лучший пиратский софт» и парусником с Веселым Роджером на обложке. Попадались перлы с надписью «Все права защищены» и текстом с произвольной информацией в поле лицензионного соглашения, например ключом к игре.
Алексей Шухартской, специально для блога VDSina
На правах рекламы
VDSina предлагает надёжные серверы с посуточной оплатой, каждый сервер подключён к интернет-каналу в 500 Мегабит и бесплатно защищён от DDoS-атак!