Что означает костер на картинах
Об огнях-пожарищах в изобразительном искусстве.
Огонь — важнейшая составляющая часть нашей жизни. Трудно себе представить жизнь человека без этого эллемента!
Огонь как олицетворение жизни и тепла с доисторических времен волновал воображение людей!
Ему посвящено огромное колличество художественных произведений.
Правда, художники по-разному трактовали образы огня: в одних огонь выступает как спасение, в других как погибель для человека! В большинстве художественных изображений тема огня присутствует в трагических моментах истории человечества.
Например: картины, изображающие пожар в Риме.
Гюбер Робер. Пожар в Риме.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 2
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 3
Айвазовский Иван Константинович (1817–1900)
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
1848. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Еще один трагический образ огня времен соцреализма.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 4
Тушение пожара на нефтеперегонном заводе в гор. Грозном. 1975 г.
А вот изображение огня в простой бытовой ситуации. Здесь нет никакой угрозы.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 5
Образ огня в картине художницы Меценатовой Валерии.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 6
«Ночные стражи», XVIII век. Художник Ефошкин С.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 7
«Костер», художник Гончарова Екатерина, акварель.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 8
Картина «У костра» художник Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945), Россия
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 9
«Костер в ночи», Кудряшева Г.
Огонь поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь — первоисточник всего сущего, символ познания и движения.
Огонь издревле использовался во всевозможных ритуалах у разных народов!
Мистическое представление огня в картине И. И. Соколова «Ночь на Ивана Купалу», 1856 год
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 10
Генрих Семирамидский «Ночь накануне Ивана Купала» (1880-е годы)
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 11
Еще одно мистическое видение огня в картине Н.К. Рериха
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 12
Н.К. Рерих. Заклинатель. 1943, Государственный музей Востока, Москва
В этой картине огонь олицетворяет силы добра и защиты от темных сил.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 13
Н.К. Рерих «Пречистый град-врагам озлобление»
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 14
В нашем сознании образ огня также связан с адскими муками.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 15
Но так же огонь и символ очищения!
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 16
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников, фото № 17
Огонь в буддийском искусстве.
Волнистая масса огня, окружающая гневных божеств, описывается как «пылающий огонь осознанности». Энергия мудрости гневных форм сияет подобно неиссякаемому огню солнца. Солнце, символ чистой мудрости, поглощается огнём, горит, однако само по себе не становится меньше, не сгорает. Его вечный огонь неиссякаем. Подобно солнцу, гневные формы божеств пребывают в предельной пустоте как в неподвижной сфере дхармадхату (тиб. chos dbyings), в пространстве абсолютной реальности просветлённого ума будды.
Итак, образы огня в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата.
Образ огня бесконечен и многогранен!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Огонь: что он символизирует и что значит для человечества?
Однажды одним из представителей Московской Патриархии Вечный огонь был объявлен символом преисподней, а почитание его — языческим поклонением. Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным?
Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.
Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.
Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать. Генрих Фюгер, «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.
Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.
На первом этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.
Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром. Фото: Depositphotos
Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.
Например, огонь мог становиться символом Солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь Солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от Солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь Солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа Солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.
Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу. Фото: Depositphotos
Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.
С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Фото: Depositphotos
Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.
И наконец, огонь в представлении предков — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле. Вечный огонь в Париже, зажжен 1 ноября 1923 года в 18.00
Фото: ru.wikipedia.org
Даже столь краткий экскурс в историю человечества демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ, а заодно — языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?
А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1923 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…
Символ домашнего богатства.
Огонь как древний символ очищения
Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.
Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.
Пламя
Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.
Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души.
Пламя покидает тело в момент смерти. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями.
Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх.
Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.
Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.
Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они-Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов.
Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни.
Огонь домашнего очага-центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.
В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. «Языки огня» означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.
Костер
Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня-огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.
Костер раскладывают для принесения жертвы, для кремации покойного, для уничтожения греховного, еретического (костер инквизиции).
Мистическое значение свечей
Свеча
Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность.
Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего, и являются неотъемлемой частью католического и большинства восточных погребальных обрядов.
Горящая перед иконой свеча-знак веры и надежды на благодатную помощь Божью. Возожженная свеча-символ пламенеющей и благодарной любви к Богу.
Пасхальная свеча
В христианстве, горя сорок дней с Пасхи до Вознесения, символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения.
На Вознесение ее гасят, что символизирует уход Христа с земли. Кроме того, изображает свет Христа, восставшего из мертвых, и новую жизнь, а также огненный столб, который сорок лет вел народ Израиля.
Огонь как противоречивый образ в творчестве художников
Огонь — важнейшая составляющая часть нашей жизни. Трудно себе представить жизнь человека без этого эллемента!
Огонь как олицетворение жизни и тепла с доисторических времен волновал воображение людей!
Ему посвящено огромное колличество художественных произведений.
Правда, художники по-разному трактовали образы огня: в одних огонь выступает как спасение, в других как погибель для человека! В большинстве художественных изображений тема огня присутствует в трагических моментах истории человечества.
Например: картины, изображающие пожар в Риме.
Гюбер Робер. Пожар в Риме.
Айвазовский Иван Константинович (1817–1900)
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
1848. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Еще один трагический образ огня времен соцреализма.
Тушение пожара на нефтеперегонном заводе в гор. Грозном. 1975 г.
А вот изображение огня в простой бытовой ситуации. Здесь нет никакой угрозы. Огонь как помощник человека!
Образ огня в картине художницы Меценатовой Валерии.
«Ночные стражи», XVIII век. Художник Ефошкин С.
«Костер», художник Гончарова Екатерина, акварель.
Картина «У костра» художник Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945), Россия
«Костер в ночи», Кудряшева Г.
Огонь поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь — первоисточник всего сущего, символ познания и движения.
Огонь издревле использовался во всевозможных ритуалах у разных народов!
Мистическое представление огня в картине И. И. Соколова «Ночь на Ивана Купалу», 1856 год
Генрих Семирамидский «Ночь накануне Ивана Купала» (1880-е годы)
Еще одно мистическое видение огня в картине Н.К. Рериха
Н.К. Рерих. Заклинатель. 1943, Государственный музей Востока, Москва
В этой картине огонь олицетворяет силы добра и защиты от темных сил.
Н.К. Рерих «Пречистый град-врагам озлобление»
В нашем сознании образ огня также связан с адскими муками.
Но так же огонь и символ очищения!
Итак, образы огня в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата.
Презентация по искусству » Образ огня в живописи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образ огня в живописи.
Огонь — важнейшая составляющая часть нашей жизни. Трудно себе представить жизнь человека без этого элемента. Огонь как олицетворение жизни и тепла с доисторических времен волновал воображение людей. Ему посвящено огромное количество художественных произведений.
Чесменский бой в ночь на 25 июня 1770г.
Автор: Айвазовский И. К. Год написания картины: 1848г. На этой картине пламя указывает на поражение турецкого флота в Чесменском бою 1770г.
Автор: Ефошкин С. Год написания: 18в. Огонь на этой картине является источником тепла, доброты.
Автор: Богданов-Бельский Н. П. Год написания: 1920г. На этой картине огонь является символом дружбы.
Ночь на Ивана Купалу
Автор: Соколов И. И. Год написания: 1856г. На этой картине огонь изображен в виде мифического образа.
Автор: Кудряшова Г Год написания: 2012г. Здесь огонь изображен как источник тепла.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-954559
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.