Что означает красный цвет в японии
Значение основных цветов в японской культуре. Продолжение
Черный – традиционный мужской цвет в Японии (для воинского сословия, для мужского свадебного наряда, для праздника мальчиков).
Синтоистские священнослужители носят черные шапочки, как символ просвя(е)щенности.
Часто родители и родственники одевают на свадьбу черные кимоно с вышитыми цветами и птицами (но не гербом).
Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги. Например, талисманы, призванные защищать детей, представляли собой небольших коровок, окрашенных в красный цвет (Aигурки игрушки акабеко (красная корова)появились в конце 16 начале 17 вв. Долгое время люди верили, что акабеко способна уберечь от оспы и других болезней. Является амулетом для детей.)
Символика красного: мир, безопасность, процветание семьи. Позже к значению добавляется власть и богатство. Цвет праздника.
В театре Кабуки красные полосы на лице актеров означают справедливость, доблесть, а алые – магию, колдовс
В Японии до сих пор сохранилась эта техника крашения тканей, которые имеют оттенки от глубокой синевы цвета неба и моря, символа высоты и глубины до ярчайшей голубизны.
Символика цвета в японской культуре. История.
Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.
Сначала фиолетовый цвет избегали использовать, т.к. он был производным, а не основным, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным (собственно красно-фиолетовым), лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора. Японцы в свое время заимствовали у китайцев систему основных цветов: синий, красный, черный, желтый и белый.Но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно, например, цвет чая, цвет бамбука.
Таким образом, сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.
В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.
Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики — благодать (徳), человеколюбие (仁), вежливость (礼), вера (信), обязанность (義) и мудрость (智). Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.
01 大徳 Старшая благодать тёмно-фиолетовый
02 小徳 Младшая благодать светло-фиолетовый
03 大仁 Старшее человеколюбие тёмно-синий
04 小仁 Младшее человеколюбие светло-синий
05 大礼 Старшая вежливость тёмно-красный
06 小礼 Младшая вежливость светло-красный
07 大信 Старшая вера тёмно-жёлтый
08 小信 Младшая вера светло-жёлтый
09 大義 Старшая обязанность тёмно-белый
10 小義 Младшая обязанность светло-белый
11 大智 Старшая мудрость тёмно-чёрный
12 小智 Младшая мудрость светло-чёрный
Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского)
Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.
:
Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.
Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.
У первой и третьей девушки слева
Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.
Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии.
Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.
Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.
Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ
Красный – один из первых цветов, замеченных и воспроизведенных людьми. В сознании многих народов он ассоциировался с кровью, огнем, солнцем. Во многих культурах красный цвет использовался в религиозных ритуалах, а также для защиты от злых духов. Восприятие красного как теплого цвета позволяет назвать его цветом страсти и возбуждения.
Японцы, как и многие другие народы, воспринимали этот цвет как священный. Для древних японцев этот цвет обозначал мир, безопасность и процветание семьи. В VII–VIII веках Япония подверглась сильному влиянию китайской культуры, в связи с чем красный цвет стал использоваться для покраски зданий и дворцов, символизируя (как и в Китае) власть и силу правящей династии. В это же время люди, принадлежавшие к аристократическому слою японского общества, стали использовать изделия, покрытые лаком. В IX–XI веках (в это время столица была перемещена в г. Киото) дворянство стало использовать посуду, внешняя сторона которой была покрыта красным лаком, а внутренняя черным. Лакированная посуда таких цветов символизировала власть и богатство.
Красный цвет также широко применялся в орнаменте на женских гребенках, в оформлении интерьера знатных особ и, конечно, в окраске ножен самурайского меча. Традиция ставить подпись ярко-красной печатью, которая также пришла в Японию из Китая, берет свое начало в глубокой древности, когда таким образом демонстрировалась сила и власть государя.
Красный цвет играет огромную роль в японской керамике. Фарфор был завезен в Японию в XVII веке корейскими иммигрантами, но уже к концу века он занял определенную нишу в японской культуре. Вскоре фарфор стал использоваться не только в повседневном обиходе, но и как декоративное искусство, например изделия имари (по названию места производства в районе Арита о-ва Кюсю) – полихромные фарфоровые изделия, покрытые глазурью. В оформлении этих изделий среди различных цветов особое место занимал красный. Изделия имари высоко ценились в феодальном обществе, что послужило на- чалом их экспорта в Европу.
Семантика красного цвета в японском языке
Японское прилагательное акай(赤い) служит общим обозначением в гамме красного. Его значение описывается, как «цвет свежей крови». В японском же языке общий корень ака- имеет единицы акай и акаруй – светлый, поэтому красное – это, прежде всего, образ солнца, разгоняющего мрак. Иероглиф как письменный знак морфемы ака- представляет комбинацию простейшей идеограммы большой и пиктограммы огонь для выражения идеи солнечного светила. Поэтому солнце на рисунке у японского ребенка будет ярко-красным, в отличие от желтого солнца, которое изобразит европеец. Исходное значение «светлый, яркий» у слова акай 赤 い реализуется в сочетаниях, представленных уже в ранних письменных памятниках японского языка, и сохранилось до наших дней в единицах разных уровней, обладающих общим признаком идиома- тичности. Таковыми являются, например, выражения
явный позор – акахадзи 赤恥.
акадзи 赤 字дефицит в бухгалтерских книгах
акаденся 赤 電 車 (букв. ‘красный поезд’).
ака-но та- нин 赤の他人 (букв. ‘красный незнакомец’) обозначает совершенно незнакомого, чужого человека.
ака 赤 имеет также значение «вполне, абсолютно, совершенно», поэтому слово акахада 赤裸 будет иметь значение «совершенно голый».
С красным цветом у японцев связано и представление о красивом, поэтому в языке существуют следующие выражения: тонари-но хана га акай 隣の花が赤い – у соседа цветы красивые или ёсо-но хана га ёку миэру よその花はよく見える – чужие цветы хорошо выглядят. Чаще всего данные выражения имеют одно и то же значение «то, что у других кажется красивым, хорошим, лучшим».
juste_rus
juste_rus
Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.
Слово цвет в японском языке (iro) всегда имело иное значение, нежели чем в русском – не обозначало «оттенок», а использовалось как обращение к близкому человеку. В дальнейшем из первоначальной связи между людьми слово цвет иро трансформировалось в обозначение чувств (к любимой женщине, например), далее в определение всего красивого и наконец, красивых объектов, которые стали описывать при помощи различных цветов и оттенков.
Чтобы разобраться в истории возникновении своеобразной символики цвета Японии, необходимо обратиться к синтоизму (системе японских верований и мировоззрения). Согласно синто, боги, создавшие мир – Идзанами и Идзанаги (первый мужчина и первая женщина, Ин и Ё – сопоставимы с китайским Инь и Ян) спустились на Землю и создали Японские острова.
Таким образом, в древне-японском языке не было четкого цветоописания, но строго разделялись критерии цвета: яркость, темнота, чистота и прозрачность.
В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.
Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики — благодать ( 徳 ), человеколюбие ( 仁 ), вежливость ( 礼 ), вера ( 信 ), обязанность ( 義 ) и мудрость ( 智 ). Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.
01 | 大徳 | Старшая благодать | тёмно-фиолетовый |
02 | 小徳 | Младшая благодать | светло-фиолетовый |
03 | 大仁 | Старшее человеколюбие | тёмно-синий |
04 | 小仁 | Младшее человеколюбие | светло-синий |
05 | 大礼 | Старшая вежливость | тёмно-красный |
06 | 小礼 | Младшая вежливость | светло-красный |
07 | 大信 | Старшая вера | тёмно-жёлтый |
08 | 小信 | Младшая вера | светло-жёлтый |
09 | 大義 | Старшая обязанность | тёмно-белый |
10 | 小義 | Младшая обязанность | светло-белый |
11 | 大智 | Старшая мудрость | тёмно-чёрный |
12 | 小智 | Младшая мудрость | светло-чёрный |
Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского) :
Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.
Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.
Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.
Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.
Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии.
Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.
Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.
Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.
Далее нас ждут символика цвета, применение и современная японская цветовая система.
ИСТОЧНИКИ:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.
Символика цвета в Японии
Значения разных цветов
Посещая храмы и наблюдая традиции Японии, мне захотелось узнать о символике цвета, и я просмотрела несколько источников.
Чёрный цвет, или «куро» (黒), является традиционным мужским цветом в Японии. В прошлом этот цвет принадлежал классу самураев, а в настоящее время используется для торжественных случаев, включая свадебный наряд. Чёрный головной убор служителей синтоистских храмов символизирует просвещение.
Синий цвет, или «ао» (青), был цветом простых людей. В старые времена сёгунаты запрещали простым людям носить одежду ярких цветов. Самым доступным природным красителем был индиго, так что кимоно простых людей окрашивали в синий или серый цвета. Краситель получали из растения индигофера тинктория и подобных, а технологии крашения передавались от матери к дочери на протяжении многих веков. Удивительно, что эта технология крашения сохранилась до сих пор! В некоторых местах, например в музее Нихон Минкаэн, можно увидеть процесс крашения и приобрести красивые вещи цвета индиго. Синий цвет также символизирует таинственный мир и всевозможную мистику. В театре кабуки синий грим применяется для отрицательных персонажей.
Золотой цвет, или «ки» (黄), является символом солнца, божественной силы и милосердия. Золотой цвет часто применяется в украшении храмов.
Фиолетовый цвет, или «мурасаки» (紫) – цвет воинов, символизирующий благородство и силу. Единственный цветок, который можно было подарить самураю – ирис, т.к. его острые листья напоминали лезвия катаны (меча).
Это всего лишь основные цвета, но Японцы различают сотни цветов и оттенков!