Что означает крест на папахе казака
Господь видит казака по кресту на папахе
Что значит папаха для казака? Это предмет гордости, олицетворение достоинства и важный элемент обмундирования. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «папаху носят не для тепла, а для чести», «папаху снимают только вместе с головой». А еще говорят так: «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с шапкой».
В старину
Само слово «папаха» имеет дословный перевод с тюркского языка — шапка.
Для казака двумя самыми важными личными вещами были шашка и, конечно, головной убор — папаха.
На Кавказе (а мы говорим о терских казаках) папаху не снимают практически никогда. А специфика этого головного убора и в том, что он не позволяет ходить с опущенной головой. Папаха словно «воспитывает» мужчину, заставляя его «не гнуть спину».
Терские папахи — с синим верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру.
Также папаха играла очень большую роль в гражданской и семейной жизни казака. У нее было особое место в убранстве куреня. По числу головных уборов в прихожей можно было судить о том, сколько казаков живет в этом доме.
Проверить догадку о количестве мужчин в доме можно было, войдя в горницу, где на ковре висели шашки. Шашка – еще один символ казачьего совершеннолетия, полноправия и наличия земельного надела.
Интересные факты связаны и с фуражкой (они появились гораздо позже). Считалось, что, если на фуражке красуется кокарда, значит, казак достиг строевого возраста (от 21 года до 33 лет). Но, этот обычай почти никогда не соблюдался. Видимо, старикам хотелось быть моложе, а молодым казакам наоборот – хотелось казаться старше.
И сегодня
О том, что значит традиционная справа для современных казаков, рассказал товарищ (заместитель) атамана Новоселицкого районного казачьего общества Михаил Черновой:
— Конечно, традиционная справа, как и современная форма – это то, без чего невозможно себе представить казака, часть нашей исторической памяти. Мы рассказываем об этом нашим детям. Даже в обычные дни, одетые «по гражданке», ребята стараются носить папахи и кубанки. Меня тоже так воспитал мой отец, Юрий Семенович Черновой. Он был участником возрождения казачества на Ставрополье и первым атаманом в селе Новоселицком. Сейчас ему уже 80 лет, но дома хранятся как память его форма, папаха, нагайка. Наше районное казачье общество за свой счет всегда помогает казакам в пошиве формы. Это ведь и в старину было недешево, и сейчас, особенно для жителей села. Черкеска обходится в 20-25 тысяч рублей, сапоги — 3,5 тыс., кубанка или папаха минимум 2,5 тыс., погоны, кокарды – в общем, выходит более 30 тысяч только за один комплект. Для ребятишек из ансамбля «Задоринки», который мы всячески стараемся поддерживать, шили одежду примерно за 12-13 тысяч полный комплект. Большая заслуга во всем этом районного атамана Виктора Ивановича Беспалова, он очень внимательно относится к традиционной одежде, и к тому, чтобы у всех была и парадная, и особо парадная, и повседневная форма, «зеленка». Зато наши казаки всегда и везде достойно выглядят: и в храме, и на парадах, праздниках. Сразу видно, что в Новоселицком есть казачество. Наш духовник, иерей Алексий Фетисов, настоятель Спасо-Преображенского храма говорит: казаки, вы носите кубанку, а на ней крест. Сверху Господь вас видит – не забывайте об этом.
Оксана Фарух, слушательница группы Ставропольского края Школы медиакоммуникации для этнокультурных НКО.
Фото из архива Новоселицкого казачьего общества.
Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака
Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.
Особенности изготовления кубанки
Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.
Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.
История появления казачьей папахи
Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.
Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:
«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.
Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.
Значение креста на донце
Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.
Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.
Шапка для казака – символ чести
Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.
По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.
Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.
Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.
Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.
После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.
Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.
Испытания на право ношения
Где сегодня можно купить кубанку
Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.
В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.
Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.
Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.
Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.
Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».
Кубанка, клобук, трухменка
Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.
Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.
terskiykazak
Терский казак
Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.
Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».
Кубанка, клобук, трухменка
Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.
Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.
Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства
Для казачьих войск, особенного Кубанского и Терского, кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре. Это название она получила еще во время Первой мировой войны, сохранив его по сегодняшний день.
Кубанка – низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки исключительно из волчьих шкур.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладает специфическими свойствами, смягчающими удары шашки. А зачастую шапки дополнялись еще и металлическим каркасом для прочности.
Как и когда появилась кубанка?
Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.
К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, дошедшие до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.
Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют сакрального смысла, они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха:
На сегодняшний день насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют свои традиции и устои.
Сегодня можно просто купить кубанку взамен старой, но раньше их теряли только с головой
Наверное, ни один головной убор не имел столь символического значения для казака и его семьи, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней шли в бой и назначали атаманов.
За отворот кубанки клали только самые ценные бумаги, туда вшивали иконки и записки с молитвами от детей. Даже голосование в казачьем кругу проходило шапками. Еще более значимым этого головной убор стал после того, как к нему стали крепить награды.
По внешнему виду кубанки можно было понять положение человека в обществе. Например, если папаха на голове казака поломана, он фактически был рабом. Если кубанку сбивали с головы, значит, вызывали на поединок.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
Кубанка играла важную роль на протяжении всей жизни казака:
Если парень хотел признаться девушке в любви, закидывал ей кубанку в окно, а если она оставляла её себе, значит, отвечала взаимностью.
Головной убор, заброшенный во двор, предупреждал о скором сватовстве.
Когда выбирали атамана, он надевал на себя особую шапку-трухменку, подтверждающую высокий статус, а остальные казаки снимали свои в знак уважения и признания. Трухменка изготавливалась из бараньей смушки, а свое название получила от одного из кавказских народов – трухменов. Кстати говоря, папаха получила свое название от народа, именующегося папагами.
Вернувшись с войны или службы, казаки забрасывали свои шапки в родовые реки, поклоняясь им и радуясь возвращению.
Кубанку убитого казака сослуживцы приносили домой и клали перед иконой, оказывая семье уважение. С тех пор родные убитого были под покровительством общины и Бога.
Если казак собирался жениться на вдове, то приносил к реке шапку погибшего мужа, пускал её по воде и просил прощения у товарища, приговаривая о чистоте своих помыслов.
Значение кубанки сегодня
Конечно, сегодня традиционный казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его одевают на праздники и в особых случаях. А многие традиции канули в лету, став интересными историями для подрастающего поколения. Но ничто не забыто. Современные казаки чтят и уважают память предшественников.
Для казаков кубанка – знак отличия. Её удостаиваются лишь самые лучшие, те, кто обладает высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Ради нее даже проходят испытания, демонстрируя себя и свои возможности.
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Испытание на право ношения кубанки
Испытание на право ношения кубанки проводят для молодых парней во многих общинах. Оно состоит из нескольких этапов, рассчитанных на проверку как теоритической и физической подготовки, так и на способность работать в команде.