Что означает кудалык на казахском
Сватовство невесты «Кудалык»
Posted by kazakh on Вторник, Декабрь 27, 2011 · 11 комментариев
Любое бракосочетание у казахов начинается с традиции «куда тусер» – ритуал сватовства невесты, прошения руки невесты у ее родителей. По согласованию с родственниками невесты назначается день, когда самые близкие родственники жениха во главе с Главным сватом приезжают просить руки невесты. Главный сват («Бас Куда») – это обычно старший брат отца жениха или ближайший близкий родственник отца жениха, старший по возрасту. Вместе с ним приезжают несколько человек – родственников жениха. Но отец невесты и отец жениха имеют особый родительский статус, их называют «бауыздар куда». В давние времена не принято было ездить на сватовство самим родителям жениха, но сейчас это стало видоизменилось и чаще всего свататься едут родители и родные братья и старшие сестры жениха.
Очень интересен обычай встречи сватов – встречают со словами «Кто вы такие? К кому идете?» в полушутливой форме и обязательно кидают «Шашу» – это конфеты и сладости. «Шашу» – это обязательный атрибут любого Тоя(праздника), означает радушие, придает ощущение праздника и сопровождается весельем. Принято собирать конфеты и раздаривать ребятишкам с пожеланием в будущем стать участниками такого же торжества (говорят: «жугысты болсын»). При входе в дом невесты, жениха встречают женге (снохи, жены старших братьев) и в шутливой форме расспрашивают его, обыскивают карманы, придумывают различные испытания. Обычно заранее специально для них в карманы жениха укладывают безделушки, монеты, а в последнее время – деньги. Обряд встречи сватов переходит в веселый галдеж, звучит музыка, играют на домбре (казахский национальный инструмент).
Прибывших гостей рассаживают на самое почетное место за дастарханом (за столом) и начинается знакомство с представителями обеих сторон. При этом неизменно сохраняется шутливый тон, общее веселье, переходящее в красивые песнопения и игры.
После того, как отец невесты во всеуслышание дает свое согласие на замужество дочери, подается блюдо «куйрык-бауыр» – это кусочки отварной печени (бауыр) и кусочки отварного курдюка(куйрык) только что забитого барана. Родители невесты кормят своих сватов – родителей жениха и скрепляют новый родственный союз между сватами.
После завершения застолья представители жениха открывают «Коржын» – суму с подарками для сватов. Чаще всего это красивые украшения для женской половины невесты и подарки для всех остальных. Родственница со стороны жениха надевает сережки невесте – «сырга тагу», который подтверждает статус невесты. По окончании застолья, перед отъездом, родителям жениха преподносятся ответные дары – «киiт». В современном обществе дары видоизменились, но как правило, в глубинках по-прежнему дарят скакунов, красиво расшитые чапаны и головные уборы с национальным орнаментом. Позже, в доме жениха проводится обряд “Беташар“.
У наших предков, кочевых племен, преобладало устное народное творчество и песни, эпосы, национальные традиции передавались из уст в уста, поэтому мало письменной информации для исследования обычаев. Современные модификации обычаев не менее интересны и нужны для максимально возможного сохранения самобытности народа.
Современный казахский құдалық: киіт, қоржын, қалың мал.
Тема, о которой я буду говорить сегодня, нонсенсом не является, наоборот, с каждым днем приобретает все новые формы изощренности: это наш казахский құдалық.
Любовь двух молодых людей, которые созрели для создания семьи, в один момент превращается в куплю-продажу, которая оценивается бриллиантами, норковыми шубами, долларами, дорогими подарками и прочее. Сейчас стало модным дарить будущей невестке серьги с бриллиантами. Становится обидно, когда недавно клявшаяся тебе в вечной любви любимая девушка после предложения руки и сердца начинает загибать пальцы и перечислять, кому еще из близких родственников нужно подарить драгоценности со столь дорогими камушками.
Такой большой Казахстан, и такие разные традиции. Ни для кого не секрет, что кроме дорогих подарков родителям и родственникам невесты на юге страны за девушку принято требовать калым. Начинается он от 200 000 тенге до 5000 USD (15-20 000 USD был случай в Астане). Все зависит от степени образованности, крутости будущей невестки, от того, где и на какой должности она работает. Чем круче образование и работа, тем жестче калым. Спорить с этим бессмысленно, прежде чем писать этот пост, я списалась со своими подружками из ЮКО: они-то меня и просветили. Кроме этого, дочь моей соседки вышла замуж за парня из Кызылординской области. Матери за калым дали 150 000 тенге, девушка еще не окончила колледж, поэтому так мало. Это мне соседка объяснила позже.
В Павлодарской области родственники девушки шьют специальные сумки – қоржын, куда кладут всякого рода безделушки: бижутерию, платки, мелкие побрякушки – раздать женщинам, сидящим на церемонии, те отдают их своим дочерям-чтобы те тоже удачно вышли замуж, а с другой стороны – подарки родителям жениха: чапаны, камзолы, платки, костюмы, печатки, сережки (можно и с брюликами) кроме того, в дополнение к этому идут дорогой коньяк, водка, сладости, фрукты.
Поразил меня Кокшетау, где в прошлом году я была на свадьбе. Там маме невесты вручили конверт с деньгами, сумму я говорить не буду, потому что она была такая смешная, что лучше бы уж не давали (хотя семья была состоятельная) ящик водки и все другие вышеперечисленные причиндалы (ковер, золото, тряпки и т.п.). Просто слово «қоржын» было заменено на «қалта». Как–то так. При чем тут ящик водки, я так и не поняла.
Конечно, не все в этом мире продается. Есть такие родители, для кого мнение посторонних людей или родственников не играет никакой роли. Такие родители сразу оговаривают вопросы калыма или подарков. Акцент делается на молодых: практичные родители скидываются и дарят детям квартиру, машину, отправляют в свадебное путешествие, или же кладут деньги на депозит, на первоначальный взнос для арендного жилья.
Естественно, родителям, которые растили и лелеяли дочь, непросто отдавать ее в чужой дом, мотивируя это тем, что она там будет работать не покладая рук, рожать детей и чтить родителей мужа. И многие спекулируя старыми обычаями стараются подороже продать свою дочь, при этом не думая, а как же сторона жениха отреагирует на это? Ведь не все женихи имеют возможность на покупку трех норковых шуб и пяти колец с бриллиантами? Что делать в том случае, если парень – сирота? Простой работяга, а не крутой баловень судьбы и единственный ребенок у родителей? Или он живет с одной лишь мамой? Папой? Бабушкой-дедушкой? Не жениться? Копить на калым? Ну конечно, вопрос двоякий: кто-то скажет, он должен был подумать раньше, кто-то скажет, пусть берет кредит, а кто-то вообще скажет: заберу дочь. Отсюда – неравные браки, старые девы, обрюзглые холостяки и ненависть ко всему миру. Да и гарантии, что жена, за которую ты отдал столько калыма, будет тебе после свадьбы той самой, о которой ты мечтал – тоже нет. Ведь не каждая жена выдержит, пока закончится кредит, взятый им на оплату калыма.
В общем, сидим мы с подругой и думаем: на что копить, на калым или на старость? Не знаю, время покажет. Может быть, наши дети окажутся намного практичнее своих родителей и заявят о решении не делать свадьбу на 300 человек, а попросту поехать на миленький остров, чтобы увидеть мир, который такой большой и такой разный? Ох, как же тяжело)
Как организовать поездку на казахское сватовство – құдалық
Мы собрали советы для тех, кто хочет организовать идеальный кудалык.
Распределите роли и заранее обсудите тактику поведения
Важно разделить делегацию на категории. Это поможет чётко понимать роль каждого и действовать согласованно. К примеру, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам жениха достаточно улыбаться, хвалить молодожёнов и ловко подставлять щёки для поцелуев. Знание текстов пары-тройки казахских песен станет ещё одним преимуществом при выборе делегата. Организаторам советуем убедиться, что все знают одни и те же песни. Можно распечатать текст на бумаге и раздать делегатам заранее – чтобы было время повторить. Для обсуждения организационных моментов создайте группу в Whatsapp.
Родители и снохи отвечают за имидж свадебной делегации. Эти люди должны не только придерживаться выработанной заранее тактики поведения, но и быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Они должны знать, какой подарок для кого предназначается, помнить имена всех, с кем приехали, и оперативно знакомиться с будущей роднёй. Чтобы держать ситуацию в руках, естественно, лучше не увлекаться алкоголем.
Марш-бросок на территорию принимающей стороны
В таком территориально разбросанном государстве, как Казахстан, все привыкли, что локации компонентов одного и того же тоя могут проходить за тысячи километров друг от друга. Это позволяет посмотреть разные уголки родной страны, но обычно влетает в копеечку.
Если выбрать даты мероприятия, то можно сэкономить до 68% на внутренних перелётах. С 24 по 30 сентября 2018 года можно купить билеты Qazaq Air по таким ценам:
– Астана – Костанай от 14 276 тенге;
– Костанай – Астана от 14 886 тенге;
– Астана – Жезказган от 14 956 тенге;
– Жезказган – Астана от 15 252 тенге;
– Атырау – Уральск от 12 536 тенге;
– Уральск – Атырау от 12 122 тенге;
– Атырау – Актау от 12 656 тенге;
– Актау – Атырау от 13 104 тенге.
Размещение делегации
Принимающая сторона будет настаивать на гостеприимстве, но если удастся убедить их в том, что лучше снять квартиру, поселиться в гостинице или хостеле, будьте уверены, что «ваши» будут только благодарны. Опыт поколений говорит, что отдохнуть после перелёта, принять душ и сменить дорожный спорт-кэжуал на вечерние наряды с люрексом комфортнее там, где вы сами хозяева, хоть и временные. Так вы избавите себя и будущих родственников от возможного стресса и неловкости.
В народе ходят легенды о том, что сваты после торжества хвастаются тем, сколько гостей они напоили и затанцевали – то же может произойти с вами, если не подготовитесь. Запасайтесь противопохмельными средствами, удобной обувью и ешьте всего по чуть-чуть – вам предстоит ощутить гостеприимство нескольких домов за один день. Не забудьте про противоаллергические препараты.
Изучите традиции принимающей стороны
В разных регионах Казахстана сватаются по-разному и гордятся этим. Общая концепция, конечно, схожа, но чтобы не поставить в неудобное положение себя и будущих родственников, обратитесь к Google, поищите знакомых из региона назначения. Узнайте, что нужно привезти с собой, сколько должно быть человек в делегации, какие ещё есть формальности. Всё это требует времени на подготовку и финансовых вложений.
Құттықтау, тiлектер: Құдалық — со сватовством
Кұрметті құда…., құдағи….
Таудан аққан тасбұлақтың суы қандай мөлдір, қандай таза! Сәт сайын жаңарып
жатқан ағын суда мін бар ма? Біз үшін сіздердің жаңдарыңыз да дәл осындай — сәт
сайын жаңарып жататын кірсіз әлем! Баламыздың көңілі кұлапты, қызымыздың жаны
ұнатты — екі асыл қосылды! Бақ ауысады, ырыс жұғысады деген, жұрнағымыздың
жапырағы жайылып, тамыры тереңдегей! Сіздерге ұқсаған елдің қамын ойлайтын
аптал азаматтар болсын, құдалар!
Екі үкіміз теңін тапты деп менің жүрегім қуаныштан жарылғалы тұр. Тең-теңімен
деген емес пе! Осы қуаныш тілегімді «Бәрін сәтімен орайластырған Жаратушы
баянды бақыт берсін» деп аяқтағым келеді. Дәмнен, сусыннан, тағамнан алыңыздар!
Уважаемые, сват _____ и сватья _________!
Как прозрачна и чиста вода из родника, который течёт с гор! Разве может быть
недостаток в проточной обновляющейся с каждой минутой воде? Для нас ваша душа
именно такая – чистый мир, который обновляется с каждой минутой! Наш сын
проявил желание, а дочь ответила симпатией – вот так сблизились два дорогих
человека! Как говориться счастье переменчиво, но оно и передается, пусть листья
молодого дерева растянуться широко, а корни пустит глубоко! Сваты наши, пусть
будет много таких людей как вы, которые думают о будущем своей страны!
Мое сердце разрывается от счастья, ведь наши дети нашли свое счастье. Как
говорится, они друг другу пара! Я свое радушное пожелание хочу закончить этими
словами: «Пусть Создатель, который так все задумал, пошлет им плодотворное
счастье!» Угощайтесь, столы накрыты!
Бекзаттарым-ай, Жекжаттарым-ай,
Жекжат болып ауылыма кеп жатқаның-ай!
«Бала бақытын қыздан іздейді,
Қыз бақытын түзден іздейді»
деген екен дана бабаларымыз.
Біздің қызымыз бақытын сіздің шаңырақтан іздеп
келді. Үлпілдеген үкіміз бізден — өтті, сіздерге — жетті.
«Жібекті түте алаған жүн етеді» дейді.
Жүн етсеңіз де, гүл етсеңіз де еңдігі
жауапкершілік — Сіздерде, кұдалар!
Друзья мои и родственники, я рад, что вы приехали к нам в аул! Как говорили
наши предки «Парень ищет счастье в девушке, а девушка на чужбине». Наша дочь
пришла искать свое счастье у вас дома. Наша нежная девочка уходит от нас, и
приходит к вам. Как говорится: «Кто умело обращается с шелком, тот сможет
справиться и с шерстью». А будет наша дочь шерстью или цветком, это уже в ваших
руках, сваты!
Байлық, дәулет, бақыт туралы әңгіме қандай көп. Сондайдың бірінде «Бай —
байға кұяды, сай — сайға кұяды, шұқанаққа түк жоқ» депті бір ел ішінде
жүрген елеусіз Дана. Екінші бір Дана «Бай мен бай құда болса арасында
дәнекер болып жорға жүреді, кедей мен кедей кұда болса арасында дәнекер болып
дорба жүреді, бай мен кедей құда болса бір-біріне қарай зорға жүреді» депті.
«Барлық не дегізбейді, жоқтық жегізбейді».
Как много рассказов о богатстве, достатке и счастье. Один мудрец сказал: «Богач
льет богачу, овраг – оврагу, а рытвине ничего» Другой мудрец сказал: «Если
богатый становится сватом богача, их посредником будет ловкач, если бедный
становится сватом бедняка, их посредником становится сума, а если богатый
становится сватом бедняка они друг к другу идут с неохотой». «Что только не
позволит говорить богатство, чего только не заставит есть голод».
Ұл-қызымыз «тереземіз тең» деп төсекте басы қосылса — ие тұрыс бар, ендеше
төскейде малымыз қосылсын. Төрге шығыңыз, сырласып жанымыз қосылсын! Досымыз
қуанып, дұшпанымыз тосылсын! Таудан құлаған егіз арна қосылды — аяғы теңіз
болғай! Бауда ойнаған екі құлынымыз бір ноқтаға бас сұқты — аяғы сегіз болғай!
Біздің ұлымыз — Сіздікі, Сіздің гүліңіз — біздікі! Барша гүлдің сыйлайтын
ләззаты — бір, сұлулық. Ұл-қыз — перзент, ортақ немере сүйіп құанышымызды бір
етелік! Көзіміздің ағы менен қарасы қос қошақанымыздың бақыты үшін келіңіз, төс
түйістіріп құшақтасайық, құдалар!
Төреленіп терге шыққандарыңыз кұтты болсын!
Наши дети по обоюдному согласию воссоединились, так чего же мы стоим, давайте
дружить. Милости просим, пусть воссоединятся наши сердца! Пусть друзья наши
возрадуются, а враги страдают! Два горных русла воссоединились, так пусть они
станут морем. Сегодня их двое, пусть в будущем их станет восемь!
Наш сын – ваш сын, ваша дочь теперь наша дочь! У каждого цветка только одно
удовольствие, дарить свою красоту. Пусть рождение внуков принесет нам общую
радость! Ради счастья наших детей, давайте обнимемся сваты!
Поздравляем Вас, с вашим почетным местом!
Қазақтың бір сөзінің қатесі жоқ:
Алдымен бауыздау құда, кейін қылауы түспеген құда, сосын белгілі бел құда,
кейін Абай жарықтық қаһарлы қысқа теңеген кәрі құда болады екен. Абай атамыз
кәрі құдадан қаймыққан, санасқан. Себебі кәрі кұда іші-бауыры араласа келе
бауырына айналып барлық сырын біліп қояды. Шынымен білек сыбанып кіріссе —
біліп айтады, батырып, жаныңды ауыртып, бетті тіліп айтады. Яғни, дос болып
жылатып айтады. Абай-дана міне осы құданы айтқан.
Как говорят казахи, а они всегда говорят правильно (в тему):
Сперва, вы уважаемые сваты, затем новые сваты, после родные сваты, ну а в конце
вы старые сваты. Даже великий Абай всегда почитал, считался и уважал старого
свата. Потому что старый сват, на протяжении долгого времени общаясь с вами,
становится вам почти родственником, узнает многие ваши секреты. А если он
захочет, сможет так сказать, что затронет вашу душу, а может и пристыдить. Он
поступает как настоящий друг. Вот таким описывал великий Абай старого свата.
«Жігіттің үш жұрты болады» деп жатады. Дегенмен жақсы болса кұдаларын
да бір жұртың екені Айдан да анық. Ақылды құдаң — құрдасың, ақылды кұдағиың —
сырласың емес пе! Құрметті, қымбатты құдалар! Қазақтың «Асауды — ноқта,
құданы — құдай қосады», «Күйеу — жүз жылдық, құда – мың жылдық»
деген нақылында бір мысқал қоспа сөз жоқ. Біз де құдай қосып құда болдық,
Сапеке! Күйеу бала мен келіннің — екі жастың ғұмыры жүз жылдық болсын!
Құдалығымыз мың жылдық болсын!
Говорят, что «У джигита три родни». Понятно, что хороший сват это один из его
родни. Умный сват – твой друг-сверстник, умная сватья – твоя задушевная
подруга. Уважаемые и дорогие сваты! В изречениях казахов «Сватов соединяет сам
Бог» и «Муж – на сто лет, сваты на тысячу лет» нет ничего лишнего. Сапеке, нас
с вами соединил сам бог! Вашему зятю и моей невестке дай бог сто лет прожить. А
нашему сватовству тысячу!
Часть 7. Кудалык. (Сватовство)
«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.
К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. И все основные дебаты проходят именно вокруг этого события. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками и коржыном. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное).
Самое главное в церемонии кудалык это вовремя получить списки. Что за списки вы спросите? О, это самые сокровенные списки. Это списки делегатов на церемонию «кудалык» от обеих сторон конечно же. Непосвященные подумают, что эти списки необходимы для определения посадочных мест и спиртного. Ничего подобного. Это не просто списки, это целый семейный расклад будущих кудалар. В этом списке имеется статус, регалии, география и еще много опознавательных знаков гостей. И именно с этим списком теперь кудагилар рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит».
И так, буквально за один день до церемонии «кудалык», в доме жениха собирается большое количество апашек-ажешек-женгешек-енешек,которые начинают заниматься сортировкой и упаковкой подарков, а также наполнением самой крутой казахской свадебной сумки — Коржын. Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками.
Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но вкусняшки и спиртное еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Помимо этой сумки, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Считаю эту традицию одной из самых правильных. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Это обязательно «жагалы киим» — одежда с воротом для самых уважаемых. К категории «жагалы киим» относятся все ходящие в обороте чапаны, а также пальто, плащи, костюмы. Отдельной стопкой выделяются коробки рубашек и отрезы ткани. На счет отрезов ткани, это целая тайна, потому что никто не знает куда исчезают все эти ткани?! Я ни разу не видела отрезов в обороте. В основном, все едут и закупают огромные рулоны. Раньше, предполагалось, что «пысык» хозяйки шьют себе платья или красивые корпешки. Но сейчас?! Откройте пожалуйста тайну… Где всё это? Куда исчезают рулоны текстильной продукции?
И так, второй состав «звёздной» делегации отправляется в путь. Особенностью это звездной делегации является «хорошая печень и выносливость». Ну вы поняли о чем я.
На этот раз, встречают с распростертыми объятиями, с песнями, плясками, под звуки домбры. Знаете популярную песню любого кудалыка? «Бауырымай, женешай, сагындым саулем…»? Открою вам тайну, на самом деле эта песня посвящена любимой печёнке, которую уговаривают выдержать этот кудалык.
После «биринши шай», женщины уединяются в отдельной комнате. В первую очередь открывают коржын. Определяется главная татешка со стороны невесты, которой доверяют почетную миссию «коржын ашу» и она с важным видом, засучив рукава, приступает к поставленной задаче.
Содержимое одного из калта полностью раздается присутствующим на месте родственницам невесты. Также им раздаются все побрякушки навешанные на коржын. А содержимое второго калта остается не тронутым. Это саркыт для родственников, которые придут позже. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей. У мамы невесты тоже на руках есть свой «таинственный список».
Одним словом, вы наверное поняли, что задача кудалык состоит в том, чтобы показать друг другу всю широту своей души, свое «ризашылык», (невозможно качественно перевести это слово), гостеприимность и максимальное желание двустороннего счастья молодым. Кудалар, как правило, становятся самыми близкими родственниками.
«Куйеу — жуз жылдык, куда — мынжылдык».
«Век зятя — сто лет, а вот сват на тысячу лет. »
Часть 8.
Узату той (проводы невесты)
Узату той, это по факту та же свадьба, но без длинной фаты и бет ашара.
Хотя нет, скорее так, — узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. У казахов родственников много, поэтому на основной свадьбе, для новоиспеченных кудалар предоставляется максимум 30 посадочных мест. Это тоже головная боль, потому что на свадьбу хотят все. Поэтому «узату той» это в основном «уят болмасын и ренжимесин» той для родственников невесты.
На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые с шумом, весело и красиво заберут невесту после тоя.
Это очень трогательное и нежное мероприятие. Каждый тост это бата и слова напутствия. На пример, такие слова напутствия как «судай синип, тастай бат» остаются в памяти на всю жизнь. Смысл этого пожелания «пропитайся в эту семью как вода и погрузись (утони) в этой семье как камень», т.е. это пожелание стать полноценной частичкой новой семьи и стать родной.
А потом, чтобы после полуночи невеста не превратилась в тыковку, принято до двенадцати ночи ее забрать.
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата, все родственники сценарий бойынша рыдают и жених быстренько забирает невесту.
Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Подозреваю, что истинная причина, почему появилась традиция отправлять женгешек с ночевой в дом жениха кроется в другом. Но, к счастью для многих современных невест, это правило уже весьма условное.
Кстати, есть хорошая новая традиция. Именно в день проведения «Узату той», молодые идут в мечеть и проводят обряд «неке кию» и соединяют себя узами брака перед Всевышним.
Считаю эту традицию правильной, ведь «первая брачная ночь» наступает именно в этот день.
Часть 9. Келин шай.