Что означает кулич и яйца на пасху
Что символизируют Кулич и пасхальные яйца?
Пасха – это не только поминовение подвига Христа, возшедшего на Крест и Воскресшего, но и Обетование его ученикам и братьям и сёстрам и ближним Его, и мы должны знать, что Пасхальный Кулич и Артос означают собою Родовое Начало – Жезл или мужской половой член, зачинающий обновлённую, преображённую Крестом Жизнь Праведного Рода («Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь»). Потому и запекают Кулич с сахарной пудрой и разноцветными блёстками на его вершине, что Он означает эрегированный половой УД.
Пасхальный Кулич есть символ Родового Уда (УД – свершение пути; У – творение, Д – твёрдо), не обрезанного от Рода и очищенного от примесей естества, яко иудейские и Павловы опресноки, но Преображённого закваской Духа Святаго.
Смысл Креста в том, что Он, символизируя Древо Жизни соединяет Небо и землю. Крестный подвиг, свершённый Сыном Единородным на земле иудейской, очистил землю от зла.
Иисуса Христа иудеи хотели разъять на части, как и Род праведный человеческий Его: на север, юг, восток и запад разделить по плоскости животного существования, а Он соединил Вертикалью Креста дольнее с горним, оплодотворив Востоком (правая сторона) – запад (сторону левую). Потому и именуют Его – «Востоком Свыше», и храмы строят обращёнными от земли вверх и на Восток. Строят так … но забыли почему.
Освящение земли, очищение Горним дольнего, подобно очищающему грех Огню, всегда устремляющемуся вверх. Как огнём очищается телесное естество, так и «языческим» символом Огня – Крестом очищается дух человека. Суть у Креста и Огня одна: деление, а точнее различение добра и правды от зла и лжи, общего и родового, от эгоизма и лукавства.
Что символизируют кулич и пасхальные яйца?
Как мы уже выяснили, обычай использовать в ритуалах, почитать и красить яйца на Пасху, имеет очень древние корни. Ведь благодаря древним раскопкам и дошедшей до нас истории мы знаем, что задолго до появления христианства многие древние народы считали, что вся вселенная произошла от яйца дарующего жизнь.
А красное яйцо весной у наших предков славян это символ рождающегося и перерождающегося каждый год мира. Славяне часто даже рисовали на нем три мира небесный, земной и подземный, чтобы яйцо изображало полную картину мира, которая описывается многими другими древними источниками. Например, в славянском эпосе «Калевала» есть такие строки:
«Из яйца, из нижней части
Вышла мать земля сырая,
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный».
Что является чистым язычеством, и обязательным символом и частью славянской «заклинательной обрядности» и традиции пробуждающей природу после долгой зимы, что практиковали и древние Египтяне, и древние скифы и даже в развалинах «Трои» находили подобные «крашенные» или разрисованные яйца. И только с приходом христианства через сотни лет пасхальное яйцо стало символом Воскресения Христова, при этом не сильно изменив значения самого яйца на пасху.
Обычай красить яйца на пасху
Обычай красить яйца на пасху сегодня дает всем христианам напоминание об этом великом событии. А ритуал очистки окрашенного куриного яйца, символизирует рождение нового мира, который он очистил от человеческих грехов, своими страданиями и кровью. В честь чего собственно их и принято красить именно в красный цвет.
Вроде все очень красиво и обоснованно, но если почитать историю более древних времен связанную с праздником прихода весны и окрашиванием куриных яиц, то становиться понятно, что данный ритуал красить яйца к пасхальным дням и приходу весны имеет куда более древние корни.
Ведь как минимум у наших ближайших предков Славян то же самое именно красное яйцо было символом солнца «красна солнышка». А появление этого символа на улицах и в домах ясно давало понять, что в этот период происходит смена времен года. Земля пробуждается от зимнего сна, и начинается пора роста и плодородия.
Биться яйцами на пасху
Но зачем же биться яйцами на пасху и откуда появился этот странный обычай, сейчас не знают чаще всего ни христиане, ни те, кто хочет сохранить верования своих предков.
Христианством как я говорил принято считать что яйцо на пасху окрашенное в красный цвет символизирует гробницу Христа. Вернее красный от крови камень, которым она была закрыта. Поэтому с каждым ударом яйца, мы как бы помогаем Христу выйти наружу из гробницы и возвестить весь мир о своем воскрешении. Что явно хорошее дело.
Хотя у христиан есть и более простая версия о том, что на пасху считалось не очень красивым и даже осуждалось целоваться публично, поэтому люди поздравляя друг друга, в этот один из самых значительных праздников целовались яйцами, ударяя по 3 раза, как и было принято при дружеских поцелуях.
Что символизирует пасха и яйца
Но славяне явно не разделали эту традицию «целоваться яйцами», и у них было другое понятие о том, что символизирует пасха и яйца в этот день.
Так как славяне всю жизнь жили и работали на земле и общались с природой, то практически все праздники у них были приурочены к каким-то природным изменениям. И конечно именно на пасху приходит момент начала весенних работ в поле, и пора закладывать основу будущего обильного урожая и благоденствия.
Что символизирует пасхальный кулич
Поэтому заранее к празднику наступление весны и плодородия земли, скота и людей, пекли естественно мучной символ плодородия (мука делается из зерна, а зерно также символ плодородия и роста) «праздничный пасхальный кулич» в форме мужского детородного органа. Который сам по себе естественно также являлся символом плодородия, и почитался многими язычниками.
Сверху этот кулич «плодородия» для усиления его работоспособности поливали глазурью, как символичной излившейся семенной жидкостью. Которую еще сверху посыпали цельными зернами, символизировавшими плодородие и вечное перерождение, как я уже писал в статье о символизме и истории кутьи.
После этого ставили символичный детородный орган на поднос, и добавляли пасхальные яйца «плодородия» расписанные в ручную различными символами и фамильными гербами своего рода. Вот теперь собственно можно было переходить к пасхальным играм с яйцами.
Что символизирует кулич и яйца на Пасху в православии
Важнейший христианский праздник Светлая Пасха. Верующие его любят, чтят, даже те, кто не держит Великий пост. Но все больше людей стараются приобщиться к нему. Если не меняют рацион питания, или здоровье не позволяет соблюдать строгое воздержание, то постятся духовно.
К Воскресению Христову готовятся практически все. Заранее подбирают лучшие рецепты для кулича, пасхи, символизирующих святой праздник, узнают виды крашения яиц, окрашивают чаще в красный цвет. Все эти блюда воспринимаются, как священные атрибуты пасхального стола.
Правдивости ради скажем, о сакральном смысле кушаний мало вспоминают, но знание их символичности придает вкус, интерес и понимание, зачем мы их готовим, откуда родились традиции, для чего мы им следуем.
Что символизируют кулич на Пасху в православии
Господствует на торжественном застолье кулич. Верующие считают, что таким образом, через сдобный хлеб, рядом с ними незримо находится Иисус Христос. Вера эта возникла из библейских сказаний, согласно которым Спаситель после воскрешения пришел к своим последователям и разделил с ними трапезу. И потом центральное место за столом апостолы начали оставлять свободным, около него ставили хлеб. Он и означал присутствия Учителя.
На Руси кулич пекли обычной круглой формы. Относились, как к великой святыне, связанной с возвращением к жизни Христа. Называли артос – особый пасхальный хлеб. И относились к нему особенно бережно. Освящают его в алтаре в день Светлой Пасхи, в течение недели он остается перед открытыми Царскими вратами, чтобы в Светлую Субботу его раздали прихожанам. Тогда все вместе вкушают артос, как Тело Христово.
Куличом разговляются после долгого воздержания. Радует и вкус сдобы, и украшение. Верхушку заливают белой глазурью, выкладывают буквами ХВ из теста, декорируют яркой посыпкой, монпансье, мармеладом, цветными конфетами, орехами. Как позволит фантазия! Но никогда не «прорисовывают» распятие. Артос символизирует победу Христа над смертью. А вкусная пышная сдоба, по народной примете, привлекает в дом богатство и процветание.
Интересно
Из Евангелия от Луки узнаем, как Иисус, взяв хлеб, разломил его и отдал ученикам со словами: “сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”. С того времени этот обычай перенесли в православные семьи. Семья представляет собой малую церковь и продолжает ее обычаи.
Кулич – символ детородного органа, мужского начала и тела Христа
Традиция выпекать хлеба в дар богам плодородия существовала у многих народов, в различных верованиях. Православная церковь придерживается точки зрения, что христианские устои не имеют ничего общего с языческими.
Сохраняется древнее толкование, которые сегодня соединяется исключительно с торжеством Пасхи. Но находится и более глубинное значение. В истории православия есть такой момент: когда на Руси вводили христианство, то многие праздники наложили на уже известные, традиционные празднества. А имена языческих богов совместили с вновь обретенными. Всё для того, чтобы новая религия быстрее прижилась в умах новообращенных.
Так и с куличом. Этнографы считают, что изначально он соотносится с языческим богом плодоношения Фалосом. Олицетворяет мужское начало. В весенние праздники урожая пекли хлеб, напоминающий по форме мужской уд. Высокий и не толстый. Макушку поливали помадкой белой по цвету, как сперма. Посыпали зерном, олицетворяющим плодородность. Рядом клали яйца-крашенки, обозначали отсыл к мужским половым органам.
Яйца на Пасху – символ чего
Крашеные яйца не уступили своих позиций даже в советскую эпоху. Когда в церковь почти не ходили, но яйца красили обязательно. Также обменивались ими, произнося сакраментальное «Христос воскрес!», угощали детей. Православные наполняют это действие библейским значением.
Помним легенду, как к императору Тиберию пришла Мария Магдалина, которая о воскрешении Христа узнала первой, и протянула белое яйцо. Поприветствовала фразой, которую теперь повторяют во всем мире. Но гордый правитель ответствовал женщине, что не сможет ожить человек, как и это яйцо вдруг стать красным.
Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи
Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Люди готовятся к Пасхе особенно тщательно. На праздничный стол пекут куличи и красят яйца. Многие уверены, что главным угощением является сладкая, сдобная выпечка. Но это не так. Окрашенные яйца не уступают по важности куличу. Они символизируют возрождение жизни. Поэтому на Пасху принято сначала съесть яйцо, а уже потом куличи.
По церковным канонам празднование Пасхи продолжается 40 дней. Именно столько после Воскресения Христос был со своими учениками. Самые пышные празднества происходят в первую неделю после Христова Воскресенья. Эти дни называются Светлой или Пасхальной Седмицей.
Краткая история, почему на Пасху красят яйца
В православии обычай раскрашивать яйца символизирует священное таинство. Его должны соблюдать все верующие. По одной из гипотез окрашивание яичной скорлупы связывают с Марией Магдаленой. Женщина решила первой сообщить новость о воскрешении Христа императору Тиберию. Вместо подарка для правителя она принесла с собой куриное яйцо, как символ жизни и следующего этапа в развитии.
В ответ на слова Марии о воскрешении Христа император поднял женщину на смех. Он заявил, что такое невозможно, как и превращение белого яйца в красное. Тотчас после этих слов цвет скорлупы изменился.
Символ
На заметку! Красный цвет пасхального яйца является символом пролитой Христом крови на кресте.
По другой версии эту традицию связывают с девой Марией. Утверждают, что она окрашивала яйца, чтобы развлечь младенца Иисуса. Многие объясняют эту традицию прозаичнее. Во время Великого поста употреблять яйца в пищу запрещено. Чтобы продукт не испортился, после окончания времени ограничения в пище его отваривали. При варке добавляли краску для отличия сырых яиц и вареных.
В христианских обычаях пасхальные яйца означают Гроб Господень, скрывающий в себе вечную жизнь. В Палестине 2000 лет назад гробницы вырубали в пещере. Вход в них заваливали камнем, по своим очертаниям, напоминавшим яйцо. Для христиан эта традиция напоминает о вечной жизни, спасении и Воскресении Иисуса Христа.
Сейчас пасхальные яйца раскрашивают в разные оттенки:
Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище
Почему и зачем на Пасху бьются яйцами
Что символизирует кулич и яйца на Пасху в православии
Пасхальные традиции, принятые в христианстве, соблюдают и в католичестве. Католики расписывают скорлупу в разные цвета, украшают узорами. Также они делают сладкое угощение из шоколада в виде яиц.
Почему на Пасху пекут и едят куличи
После принятия христианства традиционный хлеб для обрядов стали именовать куличом. Его обязательно готовят на Пасху. Для приготовления берут сдобное дрожжевое тесто, добавляют в него цукаты или изюм. Кулич пекут в виде цилиндра, украшают сахарной глазурью и разноцветной посыпкой.
В разных регионах России форма обрядового кулича была своя. Чаще они напоминали артос – высокий церковный хлеб. Но в Вологде куличики делали в виде открытого пирога с ягодами. Форма обрядового хлеба всегда круглая, как напоминание о саване Христа.
Использование сладкого, сдобного теста для кулича является символом праздника в честь светлого события в истории Христианства. До принесения великой жертвы Иисус ел только пресный хлеб. После необыкновенного Воскрешения ему стал доступен необыкновенно вкусный сладкий сдобный кулич.
Сначала куличи пекли только дважды в год. Весной по поводу начала посевной, а осенью в честь окончания сбора урожая. Во времена Петра I дополнительно пекли куличи в честь Нового года. Такая бережливость объяснялась высокой стоимостью продуктов и сложностью технологии выпечки. Поэтому кулич – атрибут праздничного застолья.
Некоторое время после принятия христианства праздничный хлеб был одновременно атрибутом языческих обрядов.поэтому незаметно произошло смешение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл отошел в прошлое, уступив место христианским традициям. Сейчас кулич связывают только с гибелью и воскрешением Иисуса Христа.
Празднование Пасхи имеет свои традиции. Главными атрибутами стали крашеные яйца и сладкие куличи. Они символизируют пролитую Иисусом кровь на кресте, Гроб Господень и круглый саван, в который он был завернут после смерти. Но главное при праздновании Пасхи – не забывать о ее сути, которая заключается в радости Воскресения Господа.
История
Сделанный из кислого теста обрядовый хлеб сначала приносили в жертву земле и предкам. Ее целью было желание получить поддержку умерших предков для получения богатого урожая и увеличения плодородия почвы. Обрядовый каравай пекли накануне посевных работ.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.
Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.
Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич — символ замены Ветхого Завета на Новый.
Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.
Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! — а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.
Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.
Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.
В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.
Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…
Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.
В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.
Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.
Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.
Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.
После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.
Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.
Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.