Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

ОБРАЗ ПЕТУХА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

В наступившем 2017 году хозяином года, согласно восточному гороскопу, будет Красный Огненный Петух. Мы живем в России, в самобытной стране с богатой историей и традициями, и мы решили рассмотреть образ петуха в русской культуре. С самого раннего детства с нами образ петуха. Он встречается нам в загадках,пословицах, фразеологизмах, сказках.

Цель проекта: изучить образ петуха в русской культуре.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Проанализировать фольклорные и литературные произведения, в которых встречается образ петуха;

Выяснить, как петух представлен во фразеологических оборотах, пословицах, поговорках.

Подобрать интересные факты о символике, связанной с этой птицей в ремеслах, народном костюме;

Методы исследования: сравнение, анализ литературы по теме исследования, обобщение, анкетирование.

Образ петуха в русской культуре

Согласно М. Фасмеру, слово «петух» первоначально значит «певец» от слова «петь», также петух обозначается словом «Петя», которое является уменьшительным от имени «Петр». Само же имя «Петр» значит «камень»[2]. Петушиный крик разграничивал мир ночи и мир дня, света и тьмы.

В пословицах и прибаутках петух разный — задорный, дерзкий, всегда готовый в бой. В пословицах и поговорках русского народа петух отражает зачастую недальновидность, наивность, задиристость, высокомерие, внешний лоск [1]:

Ходить петухом означает иметь гордый и важный вид;

Петухом налететь на кого-нибудь — вести себя бойко и задиристо;

До петухов или с петухами встать, подняться — значит, проснуться, встать очень рано, с зарёй;

Красного петуха пустить означает устроить поджог;

Петуха пустить или дать петуха значит сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать пискливый звук;

Бежать петушком – быстро семенить сбоку или позади кого-нибудь;

Петух прокукарекал, а там хоть не рассветай имеет следующее значение: сделал свое дело, а за остальное не хочет нести ответственности;

Петушиным гребнем головы не расчешешь – означает заниматься бесполезным занятием;

Или вот интересная пословица : попал как петух в ощип, которая означает попасть в неожиданную беду;

Интересен образ петуха и в поговорке «Смирну собаку и кочет бьёт»;

Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит – так говорят об умелом человеке;

Часто слышим мы такой фразеологизм «мокрая курица ». Так говорят о безвольном, бесхарактерном, или же о подавленном, расстроенном человеке;

Также у всех на слуху фразеологизм «У него денег куры не клюют», который означает богатство, изобилие.

Образ петуха оставил след не только в устном народном творчестве и литературе. Изображения петуха в качестве оберега встречается на концах рушников, на подолах рубах, платьев. Элемент женского русского костюма – кокошник тоже связан с петухом. Потому как кокошь (кокот) – это курица (петух). По народным приметам флюгер крыше в виде петуха защищает дом от пожаров и воровства.

Заключение

Образ петуха в русской культуре проявляется с различных сторон. Петух олицетворяет такие пороки как глупость, лесть, задиристость. Но с другой стороны, петух олицетворяет солнце, победу света над тьмой, храбрость, мужество, надежность.

В процессе исследования было выяснено, что петух — это удивительная птица, образ которой прочно закрепился в русской культуре.

Практически значимыми результатами исследования стало расширение знаний об образе петуха в различных сферах искусства.

Список использованных источников и литературы

Аникин, В. Русский фольклор [Текст]// В.Аникин, М.: Художественная литература, —1985. — 367 с.

Даль, В.И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст]//В.И. Даль, СПб.: Диамант, — 1997. — 523 с.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка [Текст]//Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 220 с.

Источник

Куры как элемент культуры

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Ну, а господа тешились петушиными боями. Зародилось это развлечение еще в Древней Греции и Древнем Риме. Создавались специальные бойцовые породы, которые затем распространились в Западной и Восточной Европе. Во второй половине прошлого столетия в России стал чрезвычайно популярен петушиный спорт, но ввиду опасной азартности был запрещен в 1906 году.

С конца XVIII века курица стала царицей всех домашних птиц.

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуре

Домашние куры и петухи являются значимым элементом русской культуры, используются в фольклоре, народных сказках и литературных произведениях, где являются в том числе и главными героями («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Кочеток и Курочка» и др.), в пословицах и поговорках («Цыплят по осени считают», «Цыплята (яйца) курицу не учат», «Прокукарекал — а там хоть не рассветай», «Курица не птица — Болгария не заграница» и т. д.).

Кстати куры и петухи — неотъемлемый элемент в культурах других стран и народов. Петух — национальная птица Франции и Кении (неофициально). Кроме того, курица породы аппенцеллер шпицхаубен (нем. Appenzeller Spitzhauben) является национальной птицей Швейцарии. В США курица породы красный род-айланд (англ. Rhode Island Red) выбрана официальным птичьим символом штата Род-Айленд, а петух голубой породы (Blue Hen Chicken) — штата Делавэр. Куры или петухи признаны символами многих городов (например, Казуно в Японии и Ки-Уэст в США) и других поселений и помещены на их гербы. По сведениям А. Нумерова, домашние или банкивские куры запечатлены на монетах 16 стран и являются абсолютными лидерами среди отдельных видов птиц, изображаемых на монетах.

Источник

Петух в славянской мифологии

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуреДревние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. Можно смело сказать, что у славян древней Руси, а также других народов и племён, петух был птицей священной.

Петух почитался как символ огня и символ Солнца. Как символ огня петух почитался, так как был связан с жарким Солнцем. В первую очередь, его всё же связывали с дневным светилом и, естественно, богом, который был олицетворением или покровителем Солнца — Даждьбогом или Хорсом. Почему именно петуху дали такую честь?

В первую очередь, и в этом не никаких сомнений, по той причине, что петухи оглашают окрестности с первыми лучами света. Те люди, которые живут в деревне или неоднократно бывали в деревнях и посёлках, где в хозяйстве держат кур и петухов, наверняка знают об этой необычной особенности птиц. Как только истекает ночь и время подходит ближе к утру, на самой заре петухи начинают издавать очень громкие крики «кукареку». При этом петухи всегда стараются забраться как можно выше, чтобы их было не только слышно, но и видно как можно дальше. Если объяснить это с точки зрения зоологии, то криками и вызывающим поведением петухи заявляют о своей территории, показывают другим петухам, что они всегда стоят на страже своих владений, своих кур и потомства. Такая особенность, как защита своих владений, присутствует у многих животных, например, медведи оставляют глубокие зарубки на деревьях при помощи когтей, кошки помечают территории специальным ароматным секретом, а при помощи вокала заявляют о своей территории не только петухи и многие другие виды птиц, но и некоторые животные, например, гиббоны.

Такая особенность петухов, как кричать на самом рассвете, предупреждая всю округу о том, что близится светлое время суток, сделало их популярными в мифологии и верованиях славян. Многие народные сказки, истоки которых наблюдаются в древнейших мифах славян, повествуют о том, что нечисть или злые силы исчезают с криком петуха. Как только злые силы, которые, судя по сказкам, выползают по ночам, чтобы делать разные пакости, заслышат петушиный крик, они тут же бросаются прочь, так как именно этот крик, словно природный будильник, предвещает восход Солнца. По этой причине славяне сравнивали петухов с помощниками самого Солнца и солнечных богов. Так как петухи предвещают восход, в древности их называли вещими птицами. Нельзя отрицать такую возможность, что именно петухи стали прообразами появившейся позднее мифической птицы вещей Гамаюн.

Что означает курица в русской культуре. Смотреть фото Что означает курица в русской культуре. Смотреть картинку Что означает курица в русской культуре. Картинка про Что означает курица в русской культуре. Фото Что означает курица в русской культуреПомимо всего вышесказанного, также стоит упомянуть и гребешок на голове у петуха. Гребень на петушиной голове представляет собой ярко-красный волнистый выступ, который очень похож на пламя огня. Вероятно, такая форма гребня на птице, которая возвещает о восходе Солнца, также в немалой степени поспособствовала тому, что петуху отдали особую роль в мифологии ещё и как покровителю огня. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха» (пожар, поджечь).

Петух был не только неким символом Солнца, но даже оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня, так как петух является его покровителем, от нечисти, так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца, а также могли охранять дом на протяжении всей ночи, так как злые силы, которые боятся петушиного крика, ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. Стоит здесь отметить, что по той же самой причине на крышах устанавливали не только петухов, но и изображения коней — коньки (также подковы), так как кони у древних славян имели такую же солнечную символику (Солнце, по поверьям, передвигалось по небу в конской упряжке). При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом чёрного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

Помимо этого, петух почитался ещё и как символ плодородия. Из-за того, что в ведении петуха всегда находится целый курятник, который постоянно приносит яйца хозяевам или новых птенцов, петух считается настоящим осеменителем, равных которому просто нет. Символ плодородия, жизни, огня и Солнца — петух участвовал во многих ритуалах язычников древней Руси. Нередко петухи становились ритуальным блюдом на праздники в честь урожая. Петух также приносился в жертву и подавался на стол в виде разнообразных блюд в праздники поминовения предков. До сих пор сохранилась традиция готовить на поминки в обязательном порядке куриный суп. Сохранились также сведения о таком ритуале у славян, когда покойника выносили в курятник на три дня, чтобы на протяжении трёх суток петух опевал умершего, выгнал из него всё нехорошее, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, проводил в иной мир.

Видео. В деревне: Петух кукарекает и… мычит

Источник

Что означает курица в русской культуре

Курица, куры — домашняя птица, наделяемая брачно-эротической символикой (ср. яйцо как символ плодородия), демоническими чертами и выступающая в ритуалах маркером «переходных» состояннй, процессов. Женская особь (курица) противопоставлена петуху, однако в форме куры это противопоставление нейтрализуется. Разведение кур составляет древнейшую и високо ритуализованную отрасль домашнего хозяйства (см. Птицеводство).

Куры являются значимым элементом русской культуры, используются в фольклоре, народных сказках и литературных произведениях, где являются в том числе и главными героями («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Кочеток и Курочка», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и др.), в пословицах и поговорках («Цыплят по осени считают», «Цыплята (яйца) курицу не учат», «Как кур во щи (в ощип) попасть», «Пишет — как курица лапой» и т. д.), в народных песнях (например, «Цыплёнок жареный»).

Бытовые регламентации

У славян спорадически фиксировалось отсутствие куриного мяса в бытовом рационе, шире встречается отказ от потребления в пищу наседки. В рус. традиции существует специальный обряд, в котором едят наседку (см. Троецыплятница).

Вареную или жареную курицу на трапезу обычно подавали целой; за столом ее ломал руками старший в семье; ели, держа кусок в руках. Голову иногда съедал старший в семье (рус.), но обычно — хозяйка (о.слав,), чтобы узнавать своих кур (серб.). Часть хозяина — грудина (ю.слав.). Сербы не дают ребенку есть куриные крылья, чтобы он не вздрагивал во сне или не «полетел» (не упал с высоты); болгары — чтобы у него не выскочил на глазах «ячмень». Крылья оставляет себе хозяйка (серб.), ими наделяют дочерей, чтобы «улетели» — вышли замуж (в.слав.), невесток и взрослых сыновей, чтобы были быстрыми и ловкими в работе (болг.). Гузку давали дочерям и сыновьям, чтобы были богатыми, или невестке, чтобы «ей с ребятишками сидеть» (ю.рус.); бедро — мужчинам, чтобы ходили копать, пахать (рус., серб.).

По поверьям, темные круги под глазами бывают у тех, кто ест куриные желудки (бел,); у ребенка — синие губы от того, что его мать, будучи беременной, съела желудок курицы (серб.). В Болгарии беременной запрещено есть крыло, чтобы не родить немого ребенка; вообще есть кур, а то у новорожденного будет понос. Нельзя есть куриное мясо раненым людям, т. к. рана будет «разгребаться» (серб.).

Куриные кости не принято ломать во время еды; особенно стараются сохранить грудную кость (рус. кобылка, ю.слав. кобилица, коняка, самар); Юж. славяне гадают по этой кости. Македонцы через куриную кобылку начинали кормить младенца грудью, чтобы он вырос умным и ловким. У славян распространено застольное гадание с ключичной костью курицы (в.слав, вилочка, дуга, дужка, ю.слав. вилчита: двое сотрапезников тянут мизинцами за ее концы, чтобы определить, кто будет счастливей, богаче, дольше жить, позже овдовеет (тот, у кого в руке останется большая часть кости); разламывая эту кость, играют на приз.

Ритуальное использование кур

Ритуальное использование кур отмечается в переломные моменты календарного, земледельческого и жизненного циклов, а также в лечебной магии и гаданиях. Действия с курами выражают семантику «переходного» обряда: птицу крадут, секут, мучают, относят и приносят, закалывают, расчленяют, съедают, жертвуют, закапывают и т. д.

Календарная обрядность

По о.слав. поверьям, после поворота солнца на лето день увеличивается «на куриный шаг»: «Варвары ночи на куриный шаг урвали» (рус.), «На Коляду прибыло дня на куриную ступню» (в.слав.); по болг. поверью, от дня св. Андрея до Рождества день увеличивается, «сколько проскачет заколотая курица (петух)». В Сибири в день Спиридона Поворота (12.XIІ), на Кузьму и Демьяна кур держали в курятнике, накрывали бочкой, чтобы они не ослепли (см. Куриная слепота), чтобы им не вредил домовой. На Рождество русины вешали на потолке соломенное украшение (кока) с бумажными изображениями курицы и гонящегося за ней ястреба (карпат.). На Рус. Севере курица — популярный персонаж святочного ряжения.

Обрядовое блюдо из курицы православные славяне готовили в заговенье на Рождественский пост (архангел, курное) и в мясное заговенье на Великий пост. Во многих местах Болгарии, Македонии и вост. Сербии на рубеж зимнего поста приходится праздник Мратинци (Мартинци, Мритиняк, Мрата); в каждом доме режут кур, цыплят или петуха, чтобы предохранить домашнюю птицу от болезни или обезопасить семью от волков. В мясное заговенье на Великий пост в Гевгелийской Казе после трапезы член семьи, который ходит пахать, брал кость куриной ноги (копан) и шел трижды ударять ею по хребту всех волов, коров и телят со словами: [Куда пойдете, там ходите, но домой приходите]. В Болгарии суббота накануне мясного заговенья — поминальный день, который называли кокоша задушница. Русские обрядовым блюдом из курицы отмечали день Жен-Мироносиц (Маргосье, Маргоски): женщины устраивали отдельную пирушку, для которой приносили курицу, затем с песнями ходили по деревне (ср. евангельский сюжет); резали курицу и готовили обед из нее в каждом доме, кости собирали в мешочек и вешали над курятником. Болгары на летнего Афанасия и осенью после окончания земледельческих работ совершали обряд кокоша (кокошкина) църква, во время которого приносили в жертву черных кур. На Кузьму и Демьяна (курячьи именины) хозяева молили кур: утром до рассвета резали, а вечером ели (рус.). В Болгарии резали кур в день Михаила Архангела (Рангела-душовадника): который, по поверью, после смерти провожает душу на суд. В некоторых местах запрещено готовить кур на Рождество и Новый год, «чтобы не улетело из дома счастье» (славац., болг. Банат). У всех славян известен запрет готовить курица на Пасху, потому что она докарала («добралась») до этого дня (болг.), потому что «разгребает» (пол.). По представлениям украинцев, кур не освящают на Пасху, потому что она «просвятилася» яйцом. По легенде, кур нельзя освящать, потому что на трапезе иудеев, когда они смеялись над тем, что распятый Христос будто бы воскрес, стоявший на столе жареный петух вдруг встрепенулся и запел (карпат.).

Курица является обрядовой пищей осенних праздников, отмечающих конец и начало земледельческого цикла. К 1 сентября (день св. Симеона по ст. ст.) у славян было приурочено начало пахоты-сева: хозяин ехал на поле натощак, взяв с собой жареную курицу (блюдо из курицы), хлеб и вино, которыми завтракал на поле сразу или после того, как засеет один прогон; крошки и кости от птицы закапывали в ниву (болг., серб.); ср. весенние ритуалы с яйцом на поле со всходами. В Лесковацкой Мораве утром в этот день для пахаря рубили голову курице, петуху или цыпленку на воловьем ярме. В Белоруссии в день засевок и досевок устраивали богатый ужин с куриным супом. Болгары (Варна) после сбора винограда устраивали обрядовую трапезу в винограднике, на которую приносили вареных цыплят; см. еще пол. «кокожка» последняя горсть жита, оставленная в поле на зиму «для перепелки» ; обычай резать кур в день св. Вавилы (4.IX ст. ст.) под овином (рус.); красть кур в осенний праздник (Hody) после окончания полевых работ (словац.). На Руси на первую вечернюю посиделку, открывающую сезон прядения, девушки приходили с курами, украденными дома или у соседей, и устраивали ссыпку. Аналогичное значение курица могла приобретать в животноводческой магии; ср. серб, обычай резать для обеда кур, когда в отару овец первый раз пускают баранов-производителей.

В средней полосе России в Великий четверг было принято отрезать кончики хвостов курицам. Перышки перевязывали ниточкой и клали в гнезда со словами: «Где хвост, там и нос», чтобы куры неслись в хозяйстве, а не ходили по чужим дворам (вологодск.). С этой же целью рано утром веревкой перевязывали колья в изгороди, кормили курицу в вожжах, положенных кругом на земле или бросали куриные перышки в печку, приговаривая: «Как перышкам жарко, так и моим курочкам своего дома жалко» (новгородск.). Чтобы курицы не ходили в огород и не портили грядки, колья в изгороди перевязывали со словами: «Не колышки завязываю, а курам глаза завязываю, чтобы в огород не шли».

Украинцы в последний день года резали к обеду черную курицу. Болгары считали, что плодовитости домашней птицы способствуют половые сношения хозяина с хозяйкой на Игнатов день.

В Сибири на святки исполнялся обряд «ношение курицы». Одного из колядующих наряжали курицей и таскали из дома в дом, где он, кудахтая, ходил по избе, хозяева подпускали к нему живую курицу и, обращаясь к ряженой «хохлатке», просили: «У нас нет цыпляточек, так посодействуй, голубушка».

Обряд «Куриные именины»

Обрядовые блюдa нa Кузьминкaх, приготовленные из курицы, соотносятся с нaродным предстaвлением о Кузьме и Демьяне, кaк о «курьих богaх», охрaняющих кур, «курятникaх». Обряд «Куриных именин» спрaвлялся нa Руси издaвнa. Женщины собирaлись с курaми около церкви Космы и Дaмиaнa. После обедни служили молебны. Богaтые люди рaссылaли кур родным в виде подaрков. В деревнях и селaх женщины приходили с курaми нa боярский двор и «с челобитьем» подносили их своей боярыне нa «крaсное житье». Боярыни одaривaли крестьянок лентaми нa «убрусник» (плaток, полотенце). «Челобитных кур» обхaживaли: кормили овсом и ячменем и никогдa не убивaли. Приносимые этими курaми яйцa считaлись целебными: ими кормили больных, стрaдaющих желчной болезнью.

Этa жертвa готовилaсь с весны, когдa собирaли по деревне яйцa, по двa от хозяйки: » Пожaлуйте мне курочку дa кочеткa!»Яйцa обязaтельно клaли зa пaзуху. Собрaв штук двaдцaть пять яиц, возврaщaлись домой; после зaкaтa солнцa яйцa склaдывaли в шaпку, молились Богу, сaдились нa лaвку и, держa шaпку перед собой, говорили: «Мaтушкa Кузьмa-Демьян, зaроди цыпляток к осени; курочку дa петушкa тебе зaрежем!»После этого яйцa клaли в гнездо, устроенное в кошелке, и сaжaли курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьянa, выполняли обряд: резaли и жaрили курицу и петухa, либо двух петухов, съедaли их. После этого нaдлaмывaли или провертывaли дыры у них нa «кобылкaх» (грудных птичьих костях), бросaли в курятник и верили, что нa следующий год все молодые куры будут с кривыми или дырявыми «кобылкaми».

Свадебная обрядность

Петух, по поверьям, будучи связанным с плодородием, стал одним из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа). Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата. Символизируя сексуальность, петух, а впоследствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение. Еще во времена язычества в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную курицу, часть которой он отдавал своей супруге. Иногда еще при отправлении невесты с приданым к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу. Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Кроме того, иногда было принято дарить молодым на свадьбу пару живых кур. В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти переселяются соответственно в петуха и курицу.

В свадебном обряде актуализируется брачно-эротическая символика курицы; см. рус. курица: болг. путка; пол. ‘распутница’. Курица ассоциируется с невестой, петух — с женихом; ср. в формулах сватовства: «У вас курочка, у нас петушок. Не свести ли их в один хлевушок?» (рус.).

С курицы начинается и заканчивается свадьба. Kurka — название вечеринки у невесты накануне свадьбы (пол.). На девичнике девушки наряжали живую курицу в специально сшитое маленькое платье (рус. Саратов.). Живую или жареную курицу, свадебный пирог курник относили священнику накануне венчання (болг., укр., рус,), во время свадебного пира (сербы в Боке Которской), после брачной ночи (Прикарпатье).

Целые куры, петух, жареная курятина или куриная лапша — обязательные обрядовые блюда на слав, свадьбе. Их готовят в доме новобрачных, а также приносят гости. На Руси молодые ели в отдельном помещении перед тем, как лечь в постель: по «Домострою», жених только разламывал птицу и тут же отдавал; в допетровские времена отламывал ножку и крыло и бросал через плечо; молодые разрывали ее так, чтобы у невесты оставалась ножка, а остальная тушка — у жениха; ели курицу, пока старший деверь с женой «грели постель». Сваты жениха подносили невесте курник с начинкой из яиц в скорлупе (рязан.). На красный стол у невесты наряжали курицу — складывали из кусков курятины птицу, под которую клали яйца; ими староста оделял гостей (костром.). За столом курицу ломал дружко, староста, старший сват, а также жених, чтобы все посмотрели, «как он будет ломать курицу невесте» (терские казаки).

В Болгарии в знак совершения брачного акта и честности невесты жених выносит украшенного петуха и пускает его в курятник (в.болг.); во дворе разжигают костер и танцуют вокруг него с курицей, затем отрывают ей голову и бросают в огонь, кровью убитой курицы мажут стены дома, а тушку готовят и едят; во время трапезы курицу ломает тот, кто ее обезглавил; поднося гостям кусок, он кудахчет, как будто эта курица снесла яйцо.

После брачной ночи украшенную ленточками и цветами курицу, привезенную с невестой, демонстрировали как символ ее честности (рязан.). В этот день совершались обряды с курицей, зеркальные дню перехода невесты в дом жениха: птица возвращалась родителям молодой. Утром ее родственники крали курицу взамен взятой у них невесты (макед., ц.рус., ю.рус.) или петуха, которого привязывали к оглобле, и, вернувшись домой, жарили и ели (гомел.). Старший дружба нес жареную курицу родителям невесты как приглашение (подол.); жених нес им жареную курицу, украшенную калиной и барвинком, с позолоченной головой (укр.), с разорванными ногами (Босния). В Болгарии отправляли запеченную и надетую на вертел курицу посаженному отцу невесты; хватали курицу и петуха, связывали их за шеи и тащили на веревке в дом родителей новобрачной, чтобы сообщить им «благую» весть (обл. Петрича). За столом отцу новобрачной подавали вареную курицу (с головой), украшенную ленточками: «За вашу дочь!»; он ломал ее для гостей (рязан.).

В разных местах с момента сообщения о девственности молодой и до конца свадьбы гости сбрасывают кур с насеста; выпрашивают или крадут их во дворе жениха, родителей невесты, свадебных гостей; режут или разрывают птиц живьем; жарят и варят их неощипанными или почти неощипанными; ходят или ездят с курами по селу, городу, привязав ее к сенным вилам, ветке, оглобле, хомуту; пляшут с курами; поднимают вверх или трясут под пение нескромных песен. Чуть обваренную курицу подвешивали на веревке к балке, разрывали на куски и ели (вят.); ловили петуха, продевали ему в клюв веревку и водили по селу (минск.). В конце свадьбы у лужичан, в Чехии и Словакии играли в игру, в которой обезглавливали живую курицу или петуха (морав.). Белорусы разрывали живую курицу и, слегка обжарив на костре, съедали ее; готовили на огне живого петуха (гомел.).

Если невеста оказываласв нечестной, свадьба заканчивалась без ритуалов с курами. Спорадически на территории Карпат, зап. Белоруссии и у зап. славян в свадебном обряде курица не участвует.

Курица и смерть

По заболевшей курице определяют участь тяжело больного члена ссмьи (обычно женщины): сдохнет курица — больной выздоровеет, выздоровеет курица — больной умрет (укр. карпат., пол. гуралы), В случае смертельной болезни кого-нибудь из домочадцев болгары колют кур и устраивают обед (служба, наместник), после которого больной должен либо выздороветь, либо умереть; в Вятской губ. совершали обряды куречья мольба или курятник, в ходе которых происходили соборование умирающего и праздничное застолье. Сербы (округ Враньский) запрещают резать кур, когда в доме кто-то при смерти. Длительную агонию объясняют тем, что умирающий лежит на подушке из куриных перьев (о.слав.): «на пуху тяжело умирать» (серб., чеш., словац., бел., укр., рус. Новгород,), «перо мешает, не дает умирать» (укр., карпат., пол., кашуб.), «на пере грешно умирать» (нижегород.), «грехи не простятся» (костром.). Подушку из куриных перьев запрещено класть в гроб (о.слав.), иначе тело покойника «не сотлеет» и он станет вампиром (словац.). По ю.слав, и полес. поверьям, покойник превращается в вампира, если через его тело или выкопанную могилу перелетела курица. Сразу после смерти одежду и постель покойного относят под куриный насест на 3 дня или на 40 дней, чтобы их «опели» петухи (рус.); чтобы душа, которая в этот период ночью возвращается в свою постель, приходила ночевать в курятник, а не домой (воронеж.).

Живую курицу несут в погребальной процессии за гробом (саратов.), отдают обмывальщице (рус.), тому, кто держал покойника за голову, когда его перекладывали в гроб (карпат.), могильщику над могилой (карпат., буковин.), в бедную семью (рус.), «чтобы курица прогребла душе дорогу на тот свет» (черновиц.), «склевывала на теле покойного червей» (рус.). Если один за другим умирают двое или трое членов семьи, то чтобы не умер еще один, погребают вместе с покойником живую черную курицу или черного петуха, голову курицы (серб.; болг., Ловешко); ср. обычай закапывать дохлых кур под плодовым деревом, чтобы оно принесло плоды (галиц.). В Ульяновской обл. в одну из ночей до 40-го дня подбрасывают соседям во двор жердь и курицу со связанными крылями, чтобы покойнику на «том свете» не было страшно переходить через огненную реку: по поверью, сначала курица идет по этой жерди, а потом переходит уже покойник; считается, что умерший будет сниться родным до тех пор, пока они не подбросят соседям курицу. В с.зап. Болгарии после погребения первого ребенка в семье в руки его матери кладут живого цыпленка: «мъртво износи, живо уноси» [мертвого принесла, живого уноси]. Когда тело вынесут из дома или «проводят душу» на 40-й день,
курице отдают зерно, хлеб, которые стояли при покойнике или для его души на окне, божнице (з.слав., в.слав.), чтобы хозяйство «не ушло» (словац.). Курам первым дают поклевать вареную пшеницу (главное поминальное блюдо) во все поминальные дни (ю.слав.), «чтобы не умер другой человек» (болг.). Для поминального обеда в день погребения закалывали курицу — если умерла женщина, петуха если мужчина (рус. вологод., в.серб.); резали кур (ю.рус., укр.). На следующий день после погребения на могилу несут жареную курицу «на завтрак покойнику» (ю.рус.). В календарные поминальные дни вареных и жареных кур носят на могилу, священникам (в.слав., пол.). В Сербии кур резали в поминальную субботу накануне мясного заговенья на Великий пост.

Родильная обрядность

В родильной обрядности курица ассоциируется с матерью, а дитя — с яйцом или цыпленком. По представленням украинцев и сербов, если курица снесет яйцо с двумя желтками, то хозяйка родит двойню. При родах, особенно трудных, куриные перья клали роженице на голову или подбрасывали перед нею (болг,); белорусы окуривали ими роженицу: «коли няживое, дак и отживе»; болгари окуривали ее перьями цыпленка, заколотого на Мратинци: или погибшей наседки.

Повсеместно после родов, на крестины ребенка роженице приносят жареную, вареную или живую курицу, хлеб и вино; закарпат. козаг, ю.рус. принос). Гуралы Силезии считали, что во время родов мать отдает свою душу ребенку, поэтому она остается «пустой» и для нее надо приготовить курицу. В день родов в доме закалывали петуха, иногда курицу (ю.слав.); кровью петуха мазали лицо родившейся девочки, чтобы она была румяной, когда вырастет (словац.). Курицу или цыпленка относили сельскому старосте или священнику, чтобы они выбрали новорожденному имя (укр,); если этого не сделать — священник даст «плохое» имя, например Луп (терские казаки).

При первом взгляде на младенца сплевывают и произносят в качестве оберега: «Усрала те кокошка» (серб.); «Да те серат кокошките» (балг,); «Куры срали, каб уроки ня брали» (бел.). Сербы после крестин сразу несли младенца в курятник, где валяли его по земле, чтобы зло ушло в птицу (Лесковацкая Морава). Следят, чтобы курицу не перелетела через колыбель, иначе ребенок не будет спать; если это случится, то птицу перебрасывают обратно (бел.).

Курицу (или яйцо) используется в ритуалах, связанных с первыми шагами ребенка: перед вставшим на ноги младенцем ставят курицу или катят яйцо, за которыми он должен погнаться (бел.).

Окказиональная обрядность

Курица встречается в окказиональных обрядах. Средневековый летописец Косьма Пражский сообщает, что чехи, чтобы избежать засухи, в начале весны у источников подбрасывали к небу задушенных черных кур. В др.рус. поучении упоминается, что язычники кур «к кладезем приносяще молются и в воду мечуть». В Прикарпатье при засухе купают в прудах черных кур. Болгары называют дождь при солнце кокошчи даш (Пирин); дети в это время поют: «Солнце греет и льст дождь; насмехайтесь над ним, куры, от него только растут хвосты».

На новоселье хозяин сначала впускал в дом курицу и/или петуха, чтобы они переночевали там, «обновили дом» (в.слав.); курице рубят голову на пороге (курск.), у очага (ю.слав.), а саму птицу либо выбрасывают, либо готовят на обед (серб.), чтобы раздать по частям соседям (макед.); ср. Жертва строительная. При разделе семьи кур не делят, а всех забивают и едят, чтобы на новом месте завести новых (серб.), чтобы новое хозяйство «не разгребалось» (пол.),

В рус. традиции рекруты перед отходом из дома крали кур у односельчан для своих пирушек. У юж. славян сложился обычай готовить кур для встречи гостей, а в Македонии приносить кур хозяевам при приходе в гости (принос, пуклон); ср. современный обычай брать жареную курицу в поездку (в.слав.); пол. kokotek — название местного поезда на локальной ветке.

Народная медицина

В народной медицине профилактическим средством является жертва черной курицы. Для предохранения детей от болезни в Македонии (Охридско) ее закалывают в дни зимнего и летнего Афанасия (19.1 и 3.?), которого называют св. Черна; в сев. и вост. районах Болгарки — в день св. Евфимия (20.1), именуемого в Родопах Тимньо, Тимей, Тивньо; во Фракии осенью жертвуют черных кур демонам болезни на общесельских праздниках Кокоша церква, Божи дух, Наместник, За лелино здраве. Сербы-граничары продают такую птицу во время мора овец, а вырученные за нее деньги бросают на стадо.

Черная курица — магическое средство в лечении эпилепсии. В Болгарии, чтобы у больного прекратились припадки, птицу закапывают там, где земли коснулась его голова, или в очаге под пеплом. Закапывание черной курицы в лечении эпилепсии известно и сербам; в Шабаце живого цыпленка или яйцо заворачивают в рубашку больного и закапывают в землю в 100 шагах от места первого припадка со словами: [Ни времени, ни болезни]. Украинцы во время припадка окуривали мужчине голову черным петухом, а женщине — черной курицей; потом птицу разрывали над больными, сбрызгивая их кровью, и закапывали в землю (подол.). У зап. и вост. славян при лечении эпилепсии вместо птицы чаще используется яйцо от черной курицы. Поляки разрывали черную курицу и прикладывали ее к голове сумасшедшего.

В народной медицине с помощью кур лечат у младенцев бессонницу и ночной плач. Больного ребенка носят вечером в курятник (под насест), где просят кур забрать у него крик или бессоницу: «Вы, курки, кричитя, а наш раба Божий нехай мовчить» или «Добры день, курки Матрунки! Ти спитя вы? — Спим! — Нехай жа и раб Божій Змитрок спить» (бел.). Болгары в Банате от бессонницы подкладывали под подушку куриный помет, взятый вечером в курятнике так, чтобы не разбудить кур. У русских распространен обычай купать детей, страдающих бессоницей, в курятнике. Таким же способом излечивают испуг или сглаз, используя воду, которая простояла под насестом ночь, в которой был выкупан петух. Словаки в верховьях р. Грон, чтобы излечить от испуга, давали выпить девочке 3 чашки крови черной курицы, а мальчику — черного петуха.

У всех славян встречаются «куриные» наименования мозолей и бородавок на ногах и руках, мотивированные их подобием частям курицы: рус. куриная жопка; укр. гузка; бел. курача срака’. С курицей связывают также сыпь, фурункулы, прыщи, трещины и шелушение кожи (цотки). Белорусы верят, что бородавки появляются у того, кто наблюдает, как курица сносит яйцо, и кто щупает кур в рождественско-новогодние праздники или вечером, когда они идут на насест.

Пока дети болеют оспой, в доме или в селе запрещено резать кур и готовить их на огне (з.болг., макед.). В Македонии появление сухой мозоли объясняют тем, что человек наступил на содержимое желудка заколотой курицы (Велес) или сел на место, где лежала курица (Гевгелня). Украинцы обматывали место с бородавками концом кишечника только что заколотой курицы и бежали от нее, не оглядываясь, пока внутренности полностью не размотаются (харькоз.). Поляки парят мозоли в растворе куриного помета. Хорваты смывают чирьи водой, простоявшей ночь под деревом, на котором спят куры.

С помощью курицы лечили ячмень на глазу. Словаки трижды прижимали больное место зернышком ячменя, которое давали склевать курице (Горегронье). Македонцы терли глаз внутренностями курицы (сердцем, печенью, желудком и пр.), затем выбрасывали эту часть птицы на безвестную могилу, в мечеть и больше никогда в жизни не ели ее, иначе на них снова могли напасть ячмени.

Юж. славяне лечили змеиный укус, прикладывая к ране живого цыпленка, а когда он помрет, то следующего — до тех пор, пока цыпленок не останется жив. Сербы в Метохии привязывали разрубленного цыпленка к загноившейся ране или рассеченному месту.

Куриным желудком лечат внутренние заболевания: боли в животе (ю.слав.), ночное недержание мочи у детей (серб., Лесковацкая Морава), понос (укр.). Сербы от рези в животе у мужчины используют желудок петуха, а у женщини — курицы: желудок перебрасывают через дом и закапывают в том месте, где упадет. В Черниговской губ. от боли в животе окуривали перьями черной курицы.

Гадания

Гадания с курицей распространены у всех в.-е. народов. У славян они приурочены к осенне-зимним посиделкам и рождественско-крещенскому циклу и совершаются ночью, когда куры спят. В новогоднюю полночь сербы высыпают К. зерно, с которим гадали о судьбе членов семьи на будущий гад, и подзивают их; если К. проснутся и начнут клевать, то это прсдвещает добро, а если нст — зло. У вост. славян по К. гадают девушки: удастся ли выйти замуж в теченне года, кто за кем из подруг выйдет замуж, какими будут жених и свекровь, какая жизнь ожндает в браке. На это указывает: проснется или не проснется К., в каком порядке птицы просыпаются, какой предмет из разложенних вибирают, как ведет себя разбуженная К., сколько зерен она склюет. На Украине накануне дня св. Андрея снимали К. с насеста и насипали ей корм: если птица склевивала четное количество зерен, то этим предсказивала, что девушка зимой выйдет замуж. На Рязанщине девушки приносили на посиделки К, из своего дома и сажали в печку, прикрив заслонкой, затем откривали: чья К. появится первой — та девушка первой вийдет замуж; если К. не виходила из течи, то ее хозяйка останется в девках.

На заслоне посреди избы раскладывали кольцо, зерно, уголек, воду и зеркало и следили, что курица клюнет: кольцо сулило скорое замужество, зерно — богатую жизнь, уголек — бедность, вода — мужа-пьяницу, зеркало — мужа-щеголя. Выбор курицей предмета, символизирующего будущую участь, — традиционная тема подблюдных песен.

Приметы и сны

Широко распространено предсказание будущего по поведению кур вечером и ночью. Повсеместно верят, что если куры рано идут на насест зимой или весной — лето будет неурожайным; а если летом — зима будет плохой. Сербы в Лесковацкой Мораве, наоборот, считают, что если куры зимой садятся рано, то лето будет ранним и урожайным. По мнению македонцев Охрида, куры садятся до заката — к дешевизне, на закате — к дороговизне, после заката — к голоду. По рус. верованиям, куры слетают с насеста — к несчастью в доме, смерти хозяйки (вологод.). Ночное кудахтанье кур — к болезни, смерти, ворам, ссоре, пожару (о.слав.). Такое же значение имеет куры в снотолкованиях. В Ярославской губ. считали, что куры во сне — к тяжелой работе. В течение года по вечернему и дневному поведению кур, звукам, которые они издают в это время, определяют, как «переменится» погода в ближайший срок. Курица выронит перо в доме — к урожаю (макед,). К гостям — если курица тянет с улицы домой приставшую к ноге соломинку (макед., Прилеп) или снесется в доме (макед., Гевгелия), если куры дерутся (рус., Пошехонье). Юж. славяне ожидают болезни, смерти или войны, если курица днем лежит около очага (серб., Арилье), садится в незажженный очаг (серб., Чачак), влетает в дом через трубу (ю.вост. Болгария). Плохие приметы связываются с появлением в хозяйстве необычных куриных яиц и цыплят.

Демонические свойства

По поверьям, в курицу может обернуться дьявол, черт (з.слав., в.слав.), ведьма (ю.слав., карпат.), вампир (серб.), клад (в.слав.). Во время грозы под ней прячется от Ильи Пророка черт; леший может кричать курицей или петухом (рус.). Курицу жертвуют водяному: при постройке мельницы (бел.) или ежегодно (луж.). Сербы колют кур перед старым деревом, которое хотят срубить, но опасаются, что оно связано с демонами. болгары — у корней старого дерева, на котором, по поверью, отдыхает змей, водящий градовые тучи (змейчово). Как цыпленок или мокрая курица могут выглядеть демонические помощники, которых ведьмы и колдуны вынашивают из яйца: маленького, петушиного, первого, от черной курицы (о.слав.). Демоническими чертами наделяется черная курица: на Украине ее дарят в семью, если хотят поссорить мужа и жену (харьков.). В черную курицу воплощаются демоны болезни (о.слав.). «Нечистый» характер куриных ног подчеркивается в быличках и исторических преданиях: одна нога человеческая, а другая куриная — у дьявола (пол. Кочевье), обе ноги куриные — у черта (бел.), хана Мамая, запорожского гетмана (укр.).

Крик курицы петухом не всегда расценивается как плохой знак. В некоторых местах Болгарии и Македонии считают, что, если курица прокричала, обернувшись на восток, хозяйство будет богатеть, если на запад — опустеет. По укр. поверью, если курица прокричала вечером — к смерти в доме, если утром — предупреждает о врагах. В Белоруссии верят, что, когда черная курица поет петухом, она «отпевает» врагов.

Фольклор

В фольклоре мотивы, связанные с курицей, встречаются в сказках («избушка на курьих ножках», «суп из куриных ножек для героя, плавающего в лодке», «курица, несущая золотые яйца», «чудесные цыплята, придающие способность съевшему их находить под подушкой золотые монеты» и т. д.). Курица и петух — персонажи юмористических побасенок, приговорок, розыгрышей, создающих шутливый эротизм народного стиля общения, напр.: о.слав, рассказ, как петух, управляющий всеми своими «женами», устыдил мужика, не справляющегося с одной женой; поговорки типа укр. Пришли куры на ховтуры, веребейка помер (о собравшихся вместе женщинах) или бел. Спод кур петухов сын (ответ на вопрос: «Откуль ты?»). Брачно-эротическую семантику имеют также декоративные элементы народного костюма, выполненные в виде курицы и петуха; ср. рус. курушки, петухи, цыпушки в вышивке на женских рубахах и в шитье на кокошниках: болг. курешници (серебряное женское головное украшение с монистом); макед. петлинце, петлин (серебряная фигурка петуха, которую будущая свекровь прикалывала к головному убору сосватанной девушки) и пр.

Куры. Кураницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *