Что означает кувшин в живописи
Язык символов в натюрмортах
Виллем Клас Хедда. Натюрморт с пирогом, 1627
Постепенно символический язык картины обогащался.
Францискус Гейсбрехтс, XVII в.
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Гнилые фрукты — символ старения.
Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком.
Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Бейерен. Натюрморт с омаром, 1667
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
Письма символизируют человеческие отношения.
Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Например, разбор символов картины Жака Андре Жозефа Аведа. Около 1670 года
Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти.
Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы
Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека.
Портрет сангиной. В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль.
Золотая бахрома — тщета роскоши.
Стопка ветхих бумаг — тщета знаний.
Адриан ван Утрехт.»Vanitas». 1642.
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
анемон – помощь в болезни;
белый тюльпан – ложная любовь,
красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Интересы
СИМВОЛЫ В НАТЮРМОРТЕ
Недавно встретил материалы о значениях символов в натюрморте. Я давно знаю, что мир вокруг нас наполнен образами и смыслами. Но никогда не задумывался о символах в натюрморте.
Давайте познакомимся с ними.
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.
Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?
Питер Артсен. Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню. 1551.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”.
Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.
Рубрики: | живопись |
Метки: натюрморт
Процитировано 11 раз
Понравилось: 3 пользователям
Арт студия «LEONARDO»
September 2013
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ. ГОЛЛАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ. СИМВОЛИКА
Адриан ван Утрехт.»Vanitas».1642. Частная коллекция.
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
анемон – помощь в болезни;
белый тюльпан – ложная любовь,
красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).
вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
лимон – предательство, чувственные наслаждения;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
гнилые фрукты — символ старения.
ПОСУДА
стекло – символ хрупкости;
фарфор – чистота;
ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка – символ греха и пьянства;
разбитая посуда — символ смерти;
нож – символ предательства, орудие пыток; напоминает об уязвимости человека и о его смертности; кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности;
рыба – раннехристианский символ;
часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;
хлеб – символ тела Господа, в сочетании с вином – таинство Евхаристии;
книги и географические карты, писчее перо — символы наук;
античная скульптура – символ искусств;
оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Голландский натюрморт является несомненным лидером, популярным образцом для копирования и подражания. Современные художники охотно пишут натюрмоты в «голландском стиле». В арт студии «LEONARDO» вы также сможете повторить любой голландский натюрморт или исполнить творческий натюрморт в этом стиле. Для этого нужно проникнуть в душу каждого цветка, постичь его красоту и своеобразие, полюбить то, что вы изображаете. Необходимо также овладеть некоторыми секретами живописи голландских художников. Нужно тонко чувствовать нюансы цвета, тона, нужно уметь делать лессировки, владеть техникой тонкого, деликатного письма, обладать терпением.
Владимир Кикинев. «Голландский натюрморт». 1998.
Арт студия «LEONARDO».
Posted on Oct. 18th, 2009 at 03:54 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag
Что означают натюрморты, их тайные знаки?
Что означают цветы на натюрмортах?
Что означают фрукты на натюрмортах?
Что означает посуда на натюрмортах?
Что означают предметы на натюрмортах?
Примеры на отдельных натюрмортах известных голландских художниках.
Ambrosius Bosschaert the Elder » Натюрморт с цветами». 1614 год.
1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
Jacob van Walscapelle «Натюрморт с цветами и насекомыми»
Abraham Mignon «Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой», 1670-1675 года.
Abraham Mignon «Натюрморт». 1665 год.
Мария ван Остервейк «Суета сует». 1668 год.
1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.
2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.
5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: «Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить». И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.
Ян Давидс де Хем. «Натюрморт с фруктами и лангустом». 1648-49 года.
3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.
Andries Benedetti «Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой», 1646 год.
1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.
Бальтазар ван дер Аст «Корзина с фруктами», 1632 год.
4. следы порчи на плодах должны напомнить нам о тщетности и бренности всего земного.
5. изображения корзины с фруктами отражает изречение: «Сначала зреет, а потом гниёт», и отсылает нас к библейской книге пророка Амоса (8:1), в которой Бог призывает пророка посмотреть на корзину зрелых фруктов как на предзнаменование конца.
Juan Sanchez Cotan «Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами», около 1602 года.
1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.
2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): «Но Ты всё расположил мерою, числом и весом».
Osias Beert «Натюрморт с вишнями и земляникой». 1608 год.
1. кубок, наполненный вином, означает кровь Христа, умершего, чтобы искупить грехи человеческие.
3. стрекоза считалась разновидностью мухи и является эмблемой дьявола и зла.
5. вишни должны напоминать нам о Страстях Христовых.
6. земляника отсылает нас к образу рая.
Флорис ван Дейк «Накрытый стол с сыром и фруктами», около 1615 года.
3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.
5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.
Азбука натюрморта: Что означают зашифрованные символы?
Каким бы абсурдным это ни звучало, натюрморт имеет много общего с современными требованиями фотографии в Instagram: оба должны выглядеть идеально и желательно с оттенком искренности. Искусство натюрморта также не очень высоко ценилось и часто делалось скорее как украшение, нежели художественная роспись. Для большинства современных любителей искусства фантазии по натюрморту останавливаются на внешнем созерцании. Но что если бокал вина на столе имеет свое тайное значение? А бабочка на цветах несет глубокий религиозный посыл? Чтобы раскрыть истинную суть натюрморта, важно расшифровать секретный язык его символов.
Когда началась живопись натюрморта, она началась с цветов (и у каждого типа цветка было свое значение) или с кухонных предметов, разложенных на столе. Их называли не натюрмортом, а скорее фруктами или цветочками. Затем части завтрака, потом натюрморт банкета.
Виллем Кальф. Натюрморт с фарфоровой вазой, кувшином позолоченного серебра и бокалами, ок. 1643—1644. Холст, масло 55.6 х 44.5 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Формы
Треугольник в форме пирамиды, обращенной вверх, является знаком Святого Духа или Троицы в христианской символике.
Цветы и растения
Натюрморты: Амброзиус Босхарт Старший и Ян ван Ос
Плющ, как вечнозеленый, символизирует вечную жизнь.
Тюльпан является излюбленным предметом коллекционирования в Нидерландах XVII века. Символ безумия, безответственного и необоснованного отношения, дарованного Богом.
Ростки зерна, плюща или ветви лавра является символом возрождения и жизненного цикла.
Птицы и животные
Ян Баптист Веникс. «Натюрморт с мёртвым лебедем».
Пчела, как и бабочка, являются символами надежды. Они довольно хрупки, поэтому являются напоминанием о хрупкости жизни.
Птицы или пара птиц представляют собой воскресение души после смерти.
Мышь, будучи очень плодовитым животным, стала символом распущенности и разрушения.
Рыбы символизировали Христа.
Кошки были великими символами обмана. Также подразумевают незаконную любовь. Веками кошки считаются загадочными, красивыми и экзотическими.
Обезьяна представляет хаос. Она также символизируют человека, захваченного земными и чувственными желаниями. Обезьяна с яблоком изображает падение человека.
Символика продуктов
Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»
Артишоки, спаржа и клубника были символом плодов рая.
Лимоны в прежние времена были очень дорогим и популярным продуктом. Кислые и горькие продукты символизирует обманчивую привлекательность или притяжение земных удовольствий.
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633. Музей Нортона Саймона. Пасадина
Очищенные лимоны указывают на двуличность.
Мясо, ветчина, дичь и моллюски символизируют богатство и искушение, вновь обращая внимание на мимолетность роскоши.
Креветки являются символами богатства и обжорства. Дорогие деликатесы, такие как моллюски и лимоны, ассоциировались с привилегированным образом жизни.
Древесная текстура грецкого ореха символизировала крест.
Моллюск символизирует Деву Марию. В современных работах они символизируют чувственность и удовольствия.
Музыкальные инструменты
Баскенис Эваристо «Музыкальные инструменты»
Музыкальные инструменты представляют краткость и преходящий характер жизни.
Другие материальные элементы
Перья символизируют добродетели надежды, веры и милосердия (в религиозных делах). Также они представляют свободу и небеса.
Черепа или кости на картине символизируют смертность.
Восточные ковры- символизируют богатство. Это были эксклюзивные и дорогие вещи, которые ставились на столы для защиты цвета и качества древесины.
Книги, карты, ручка являются символом науки.
Дымящаяся свеча или масляная лампа являются символом человеческой души.
Кошельки для монет, шкатулки для драгоценностей, украшения и косметика предназначены для создания красоты, женственной привлекательности. И в то же время они связаны с тщеславием, нарциссизмом и смертным грехом высокомерия.
Зеркало символизирует правду или тщеславие.
Раковины в натюрморте представляют рождение и плодородие.
Меч символизирует силу, защиту, авторитет, мужество.
Нож напоминает об уязвимости человека перед лицом смерти.
Стекло символизирует хрупкость жизни и роскошь.