Что означает квс в страховом полисе
Коэффициент возраста и стажа в полисе ОСАГО
Сегодня в России функционирует огромное количество компаний, оказывающих услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности для владельцев автомобилей. Такие организации работают в согласии с разделом текущего законодательства страны, работая по строгим регламентам. Согласно установленным правилам, компании-страховщики могут устанавливать стоимость полиса в пределах ценового коридора. На итоговый чек услуги влияют показатели, в число которых входит коэффициент возраста и стажа водителей, называемый КВС ОСАГО.
Коэффициент возраста и стажа в ОСАГО
В соответствии с текущим законодательством, стоимость оформления страхового свидетельства зависит от двух главных величин – базовой ставки и повышающих или понижающих коэффициентов. Параметры, влияющие на стоимость полиса, отражают вероятность наступления рискового, страхового случая.
Коэффициент возраста и стажа водителя (КВС) – это параметр, способный сильно повысить или занизить цену, отдаваемую владельцем машины за оформление страхового свидетельства. Стаж, начисляемый со дня выдачи прав на управления ТС, играет огромную роль при получении бумаг. Такое положение дел установлено из-за фактора риска – молодые и неопытные водители попадают в аварии намного чаще профессионалов.
В случае выдачи страховки новичкам, коэффициент будет увеличивать стоимость свидетельства. Если полис оформляется на человека с большим стажем, то показатель КВС наоборот, будет «играть» на уменьшение.
Самый дорогой полис ОСАГО выдается молодым водителям, находящимся в возрасте до 21 года, общий стаж которых не превышает 365 календарных дней. При таких параметрах показатель КВС составит число 1,93. В том случае если страховку оформляет водитель в возрасте 59 лет, с большим общим стажем, коэффициент преобразуется в цифру 0,9.
Таблица КВС по ОСАГО на 2021 год
С начала 2021 года в России вступают в силу поправки, внесенные правительством в регламенты страхового законодательства. Предложенные изменения касаются таблицы коэффициента возраста и стажа. В соответствии с новым регламентом, перечень возможных характеристических параметров для каждого водителя был расширен на целых 8 разделов. Просмотреть полную таблицу КВС по ОСАГО на 2021 год можно на картинке, расположенной чуть ниже данного раздела. Актуальность таблицы подтверждается информацией, опубликованной на официальном сайте ведомства. На данном портале также подробно рассказывается о том, что такое КВС в ОСАГО.
Изменения, внесенные правительством в страховое законодательство страны, не коснулись самих принципов вычисления стоимости полиса. На цену свидетельства ОСАГО по-прежнему влияют показатели, перемножаемые на величину базового тарифа. При этом компании-страховщики, согласно закону, не имеют прав на варьирование представленных в законе величин. Единственное изменение, доступное для внесения со стороны организаций – выбор базового тарифа. Однако даже здесь правительством был установлен ценовой коридор, за пределы которого не может выходить ни одна страховая компания.
Параметры расчета КВС по ОСАГО, в случае использования в адрес юридических лиц, увеличиваются в 1,8 раз. Также, по закону, иностранные граждане, получающие права в России, считаются водителями с нулевым стажем за рулем.
Как рассчитывается стоимость ОСАГО с КВС?
Правила вычисления полиса ОСАГО подробно отражены в страховом законодательстве Российской Федерации. На ценовой размер соответствующего свидетельства влияет базовый тариф, выбранный компанией-страховщиком, а также ряд повышающих или понижающих коэффициентов.
Чтобы рассчитать стоимость полиса, в том числе и с учетом показателя КВС, водители пользуются следующей инструкцией:
После выяснения точного показателя всех нужных параметров, водитель должен перемножить базовый коэффициент на все уточненные показатели. Итоговая сумма будет отражать стоимость страхового свидетельства ОСАГО для конкретного гражданина России.
КВС при неограниченной страховке
Неограниченное страховое свидетельство – это документ, допускающий до нахождения за рулем автомобиля любых лиц, обладающих водительскими правами соответствующей категории.
Задействование подобной структуры полиса ОСАГО полезно для таких категорий лиц:
Рассчитать КВС при неограниченной страховке чрезвычайно просто. В соответствии с текущим разделом нужного законодательства, данный параметр превращается в фиксированную величину, равную 1. Вследствие подобного положения дел, можно сделать вывод о том, что при оформлении неограниченной страховки, стоимость ее расчета будет основана на наивысших коэффициентах.
Советы
Вычисление стоимости полиса ОСАГО с учетом КВС – достаточно простое занятие, которое, однако, обладает своим набором подводных камней.
Каждому водителю, собирающемуся заняться подготовкой подобного свидетельства, следует познакомиться с перечнем определенных нюансов:
Наиболее простой способ расчета КВС в ОСАГО – это специализированный онлайн-калькулятор. Особая программа учитывает все параметры, в результате чего водитель получает наиболее правильную итоговую цифру.
Что такое КВС и КБМ в ОСАГО
Каждый владелец транспортного средства обязан застраховать его. Стоимость полиса обязательного страхования регулируется государством и зависит от ряда факторов. На цену полиса среди прочих влияет коэффициент возраста и стажа водителей (КВС), а также качество его управления автомобилем или коэффициент бонус-малус (КБМ).
Как узнать свой КВС?
Узнать свой КВС достаточно просто. Информация постоянная, не содержит изменяющихся переменных или расчетных данных. Достаточно выбрать графу, которая соответствует возрасту и стажу вождения гражданина.
Если страхуется автомобиль, зарегистрированный за рубежом, КВС равняется 1,7.
Коэффициент возраста и стажа не применяется при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов, а также ТС, собственниками или страхователями которых выступает юридическое лицо.
Как рассчитать КВС ОСАГО?
Для расчета КВС достаточно выбрать необходимое значение из приведенной выше таблицы. Если в полисе указывается несколько водителей, допущенных к управлению, выбирается максимальный коэффициент, то есть КВС самого молодого и неопытного из перечисленных лиц.
В расчет стажа принимается дата получения водительского удостоверения соответствующей категории.
При неограниченной страховке коэффициент ограничения количества водителей (КО) принимает значение 1,8, а КВС равен 1. Таким образом, стоимость страховки возрастает почти вдвое и в случае неограниченного количества лиц, допущенных к управлению, и если ТС управляет молодой и неопытный водитель.
Формула
Стоимость страховки ОСАГО определяется по формуле:
Цена ОСАГО = TБ*KT*KБM*KВC*KO*KM*KC*KН,
ТБ – базовый тариф, утвержденный правительством РФ
КТ – коэффициент, устанавливаемый для регионов
КБМ – коэффициент бонус-малус
КВС – коэффициент возраста и стажа
КО – количество допущенных к управлению транспортным средством водителей
КМ – мощность двигателя автомобиля
КС – срок, на который заключается договор страхования
КН – количество нарушений
На что влияет коэффициент возраста стажа?
Коэффициент возраста и стажа относится к повышающим коэффициентам. Для водителей, возраст которых превышает 22 года, а стаж более 3-х лет, не произойдет удорожания страховки, поскольку коэффициент равен единице. Меньше единицы КВС в ОСАГО не бывает. Поэтому, сколько бы лет водитель не управлял автомобилем, какой бы опыт не приобрел, скидок по этому показателю он не приобретет.
Максимальная скидка от КВС и КБМ
Как указывалось выше, скидок от КВС ОСАГО не предусматривает, он может только увеличить стоимость полиса, если водитель молод и/или получил права недавно. Несмотря на то, что статистика не подтверждает факта преобладающего числа аварий с участием молодых водителей, они вынуждены платить за полис дороже.
Единственным коэффициентом в формуле, способным повлиять на понижение стоимости страховки, является коэффициент бонус-малус. Значение коэффициента зависит от числа аварий, которые произошли по вине водителя и по которым имели место страховые выплаты пострадавшим. При безаварийном вождении в течение года водитель получает право на 5% скидку при продлении страховки.
Максимальный класс 13, ему соответствует КБМ = 0,5. Таким образом, максимальная скидка от КБМ может составлять 50% стоимости страховки. Чтобы ее получить необходимо в течение 10 лет демонстрировать безаварийное вождение. По статистике, большинство автолюбителей получают скидку 35%, которая соответствует 10 классу.
Если водитель в течение года становился участником ДТП и виновным выплачивались страховые выплаты, класс понижается на 2-4 позиции. Класс 3 считается нейтральным. Он присваивается всем без исключения водителям, у которых нет истории страхования, например, при первом заключении договора. КБМ в этом случае равняется 1 и на стоимость страховки не влияет. Класс 2, 1, 0 и М ведут к удорожанию полиса в 1,4, 1,55, 2,3 и 2,45 раз соответственно. Наихудшим считается класс М, за страхование в этом случае придется платить в 2,45 раз дороже.
КБМ привязывается к конкретному физическому лицу, а не к машине. Если в полисе указывается несколько водителей, то класс присуждается каждому из них, а в расчет цены берется коэффициент водителя с наихудшим показателем. При оформлении страховки на неограниченное количество допущенных к вождению лиц цену полиса определяют по владельцу транспортного средства.
Покупка нового автомобиля не приводит к обнулению КБМ. Заработанный класс сохраняется.
КВС ОСАГО — что это и как его рассчитать?
Полная расшифровка аббревиатуры «КВС ОСАГО» — «Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством в Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Можно сформулировать более понятно — «Коэффициент возраста и стажа в страховании по автогражданке».
Часто его значение оказывает значительное влияние на размер суммы, которую нужно оплатить за ОСАГО. Рассчитать КВС можно самостоятельно. Если же расчеты страховой компании почему-то не совпадут с вашими, вы всегда можете решить этот вопрос с помощью юриста.
Разберемся в ОСАГО
Прежде чем научиться рассчитывать КВС, следует вспомнить (или узнать) основные принципы ОСАГО. Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельца требуется от каждого, кто приобрел автомобиль для себя. Из средств, собранных всеми собственниками автотранспорта, возмещаются затраты лицам, которым не повезло пострадать в ДТП.
Такой полис является одним из документов, обязательных для каждого автомобилиста за рулем. За забывчивость в этом вопросе сотрудники ДПС без разговоров наказывают штрафом. Хотя без страховки ОСАГО не получится даже зарегистрировать автотранспорт в госавтоинспекции.
Расчет стоимости ОСАГО совершенно справедливо варьируется для разных случаев. Логично, что аварийноопасность зависит от таких факторов, как:
Опыт вождения складывается из возраста водителя и его стажа за рулем. Чем автовладелец младше, тем меньше его водительский стаж. Следовательно, возможностей допустить аварийную ситуацию у него явно побольше, нежели у опытного водителя.
И наоборот, чем больше лет за рулем провел человек, тем грамотнее, быстрее и рациональнее отреагирует он в момент опасности. Потому возраст и стаж водителя сведены к одному коэффициенту — тому самому КВС. Вот его-то умножают на базовый тариф и получают итоговую сумму страхового взноса ОСАГО.
Как определяется КВС
Максимальные базовые ставки и коэффициенты, действующие с 9 января этого года, определены в Указании Банка России № 5000-У от 4 декабря 2018 г. Ранее коэффициент для ОСАГО всегда был повышающим. Теперь это не так. Среди основных критериев, которые изменились по сравнению с прошлыми годами, можно назвать такие:
Подробные данные сведены в простую таблицу. По вертикали — возраст застрахованного, по горизонтали — его водительский стаж.
Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО?
Как теперь правильно рассчитывают стоимость полиса ОСАГО? Что и как именно будет учитывать страховая компания и как в этом разобраться ее клиентам?
Содержание
Чтобы вычислить стоимость ОСАГО, базовый тариф (страховая компания теперь рассчитывает его индивидуально) умножается на ряд коэффициентов, которые зависят от возраста и опыта водителя, характеристик транспортного средства, региона.
Базовые страховые тарифы ОСАГО
Базовые тарифы у разных страховщиков могут различаться более чем в два раза. Но коэффициенты, которые характеризуют водителя и транспортное средство, должны быть одинаковыми у всех страховых компаний. С помощью этих показателей страховщики оценивают, насколько велик риск, что вы станете виновником ДТП, и возможный ущерб. Чем ниже риск для страховщика, тем дешевле вам обойдется полис.
Для каждого водителя страховые компании теперь определяют индивидуальный базовый тариф по ОСАГО. Но он всегда должен оставаться в пределах тарифного коридора, который установил Банк России.
Границы коридора зависят от типа транспортного средства и от того, кто владеет машиной — человек или компания. Например, для частных владельцев легковых автомобилей базовый тариф должен находиться в диапазоне от 2471 до 5436 руб. Для владельцев мотоциклов базовый тариф ниже — от 625 до 1548 руб. Тарифные коридоры для других видов транспорта и для юридических лиц можно посмотреть в указании Банка России от 28.07.2020 № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Указание о страховых тарифах).
Каждая страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые влияют на ее базовые тарифы. Например, может установить максимальный тариф для водителей, которые получали штрафы за грубые нарушения ПДД — проезд на красный свет, сильное превышение скорости, выезд на встречную полосу. Но эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором ГИБДД. Штрафы, которые выписаны по фотографиям с камер слежения на дорогах, страховщики во внимание не принимают.
Страховые компании вправе учитывать и другие факторы, главное, чтобы они были основаны на статистике страховщика по количеству аварий и размерам выплат для водителей и автомобилей с разными характеристиками.
Однако страховые компании не вправе ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.
Каждая страховая компания обязана публиковать на своем сайте полные списки факторов, которые влияют на ее базовые тарифы, и калькуляторы для расчета стоимости полиса. Поэтому перед приобретением полиса зайдите на сайты нескольких страховщиков и сравните их предложения.
Коэффициент территории (КТ)
Далее учитывается коэффициент территории (КТ). Он связан со статистикой страховых выплат в конкретном регионе. Жителям мегаполисов страховка, как правило, обходится дороже, чем автовладельцам в небольших городах или поселках: ведь чем больше машин на дорогах, тем выше вероятность аварии.
Например, для Москвы коэффициент территории равен 1,9, а для сел Костромской области — 0,73. Все территориальные коэффициенты также можно найти на сайте Банка России в Указании о страховых тарифах.
Для расчета территориального коэффициента используется адрес регистрации, который указан в вашем паспорте, свидетельстве о регистрации транспортного средства или ПТС. Даже если водитель фактически проживает в другом месте. Не отражается в паспорте и временная регистрация, и страховая компания не будет ее учитывать.
Если водитель переехал в другой регион для постоянного проживания, надо будет перерегистрировать автомобиль в отделении ГИБДД или через Портал госуслуг.
Коэффициент бонус-малус (КБМ)
Затем идет коэффициент бонус-малус (КБМ), который показывает, насколько водитель аккуратен за рулем. Если он не был виновником аварий в течение года, то в следующем году КБМ будет меньше, и при том же базовом тарифе цена полиса станет ниже (если только КБМ и так не был минимальным — 0,5).
Если же по вине водителя происходили ДТП и страховая компания была вынуждена выплачивать по ним деньги, стоимость страховки резко возрастет (если только КБМ и раньше не был максимальным — 2,45).
Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА): www.autoins.ru. Именно из базы данных РСА получают информацию о КБМ страховые компании.
КБМ присваивается водителю один раз в год — 1 апреля и действует до 31 марта следующего года включительно. Если вы смените машину, КБМ от этого не изменится.
Если вы только что получили права и первый раз покупаете полис, то вам автоматически присваивается коэффициент 1. То есть у вас не будет ни скидки за безаварийную езду, ни надбавки за аварийность.
Если в полис вписано несколько водителей, то при расчете цены используется КБМ того из них, у кого он наибольший. По договорам, в которых нет ограничения на количество водителей, КБМ будет равен 1.
Если, например, водитель стал виновником четырех и более ДТП в текущем году и по ним были страховые выплаты, в следующем году его КБМ вырастет до 2,45. Даже если до этого он много лет ездил без аварий и получал большую скидку.
Коэффициент ограничения (КО)
Следующим идет коэффициент ограничения (КО). Если в полис вписаны все водители, которые будут управлять машиной, то КО будет равен 1. Но, как уже было сказано, можно не вписывать в полис конкретных водителей. Тогда машину сможет водить любой человек с действующими правами соответствующей категории, и страховка будет покрывать его ответственность. В этом случае при расчете цены полиса будет использован КБМ, равный единице, но коэффициент ограничения будет равен 1,94.
Для машин, которые принадлежат компаниям, КО составляет 1,97.
Коэффициент возраста и стажа (КВС)
Дальше учитывается коэффициент возраста и стажа (КВС). Сейчас все водители разделены на 58 групп, и каждой группе присвоен свой КВС. Например, у начинающих водителей, которым еще не исполнилось 22 года, а стаж не достиг 1 года, коэффициент самый высокий — 1,93. А у автомобилистов старше 59 лет с водительским опытом от 14 лет — самый низкий (0,9). Все коэффициенты можно узнать в Указании о страховых тарифах.
Страховщик учитывает стаж с момента выдачи водительского удостоверения. Дата выдачи удостоверения указана на его лицевой стороне. Но если водитель менял права, то нужно использовать дату получения самого первого водительского удостоверения. Иначе стаж и КВС посчитают неправильно.
Если в полис вписывают несколько человек, то для расчета цены используют КВС водителя с самым высоким коэффициентом.
Если же полис оформляется без ограничения количества водителей, КВС будет равен единице.
Коэффициент мощности двигателя (КМ)
Коэффициент мощности двигателя (КМ) применяют только для легковых автомобилей. Для мопедов, фур или тракторов этот коэффициент не используется.
КМ зависит от количества лошадиных сил двигателя, которые указаны в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства. Если в паспорте написана только мощность в киловаттах, ее пересчитывают по формуле: 1 кВт/ч = 1,35962 лс. Если же мощность в документах вообще не упоминается, то страховщики обязаны брать данные из каталогов заводов-изготовителей.
Самый низкий коэффициент (0,6) присвоен малолитражкам мощностью до 50 лс. Самый высокий (1,6) — мощным автомобилям, у которых под капотом больше 150 «лошадей». Всего существует 6 градаций коэффициента мощности автомобиля.
Коэффициент сезонности (КС)
Если водитель пользуется машиной не весь год, есть смысл воспользоваться коэффициентом сезонности (КС), указав в полисе период использования машины. Чем короче этот период, тем меньше коэффициент и дешевле страховка.
Например, человек ездит на машине только на дачу в течение трех летних месяцев. Тогда КС составит 0,5, т.е. лишь половину цены годового полиса. Если машина на ходу полгода, то коэффициент вырастет до 0,7 (скидка — 30%). Но скидки за оформление полиса на 10 и 11 месяцев не будет. В этом случае КС равен единице, как и за целый год.
Чтобы определить цену полиса ОСАГО, перемножаются все коэффициенты, и полученная цифра умножается на базовый тариф, который выбранная страховая компания использует для водителя с учетом его индивидуальных характеристик.
Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»
Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.
Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.
Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?
Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.
БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.
Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?
Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.
Как рассчитывается КБМ?
Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.
При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.
Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.
№ п/п | КБМ за предыдущий год | КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 возмещений | 1 возмещение | 2 возмещения | 3 возмещения | больше 3 возмещений | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
12 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
16 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.
Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.
Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.
Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?
С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.
Как узнать свой КБМ?
Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.
Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.
Что делать, если не получилось узнать КБМ?
Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.
Как быть, если КБМ рассчитан неверно?
Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.
Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.
В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.
Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.
1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».