Что означает лавровая ветвь на памятнике
Что означает лавровая ветвь на памятнике
Кроме того, со времен античности лавр считали целебным растением, очищающим душу и тело.
Это растение было посвящено солнечным богам и ассоциировалось с мужественностью, волей к победе и власти. Лавровые венки и ветви были связанной с культом Юпитера и Аполлона. Поскольку Аполлон считался покровителем поэтов, актеров и музыкантов, победителей соревнований в литературном изяществе издревле награждали лавровыми венками как символом подлинного таланта.
Особый символизм лавра как священного растения бога Аполлона проявляется в его использовании пифией, прорицательницей Дельфийского оракула. Чтобы узнать свою судьбу и попросить совета у пророчицы-пифии в храм Аполлона в Дельфах приходили и цари, и герои, и простые смертные. В святилище, скрытом от посторонних глаз, на расселине скалы, источавшей ядовитые газы, стоял треножник, на котором восседала пифия. Она долго готовилась к прорицанию. Этой процедуре предшествовал трехдневный пост и ритуальные омовения. Во время гадания на голову Пифии надевали лавровый венец, и прежде чем начать пророчествовать, она жевала листья лавра.
В принципе, в античности лавр очень широко использовался в жертвоприношениях и многочисленных ритуалах. Лавровый венец был традиционным головным убором жреца во время исполнения обрядов. Это растение было символом особой сверхъестественной власти, волшебства, ясновидения и дара пророчества. Лавровые ветви, гирлянды из лавра также использовались в ритуальных действиях, например, лавровые ветки часто бросались в огонь вместе со сжигаемой жертвой, что придавало особую торжественность происходящему.
Кроме того, лавр также был атрибутом бога Диониса. Здесь он выступал как символ экстатического удовольствия, инобытия, магических сил и сверхъестественного откровения.
Венок лауреата
Лавровый венок — символ победы, совершенства, полного триумфа над собственными слабостями и над соперником. Лавровыми венками в античности награждали воинов-героев, а также победивших в соревнованиях поэтов, которым покровительствовал бог искусств Аполлон. Богиня победы Ника представлялась древним прекрасной женщиной, возлагающей на голову героя лавровый венец. Слово «лауреат», обозначающее победителя художественного или научного конкурса, получившего высокое признание и премию, происходит именно от латинского «увенчанный лавром».
Изображения на памятниках
Ритуальное изображение на памятнике — традиционное украшение надгробия. Религиозные знаки, древние коды и рисунки, значение символов.
Переход в иной мир — непостижимое событие, которое сопровождается знаками и ритуалами. Символизм в оформлении памятников подчёркивает связь, которая устанавливается между покойным и его здравствующими родными; связь между мирами — горним и дольним.
Изображения памятниках — это наши последние пожелания и напутствия душе, которая отправилась в своё таинственное странствие.
Традиционные изображения
Помимо фотографий и надписей на памятниках часто изображают элементы, отражающие скорбь живых по умершему, а также символизирующие его уход в вечность.
Лавровая ветвь
Свечи
Птицы
Сердце
Урны, вазы, драпировки
Цветы
QR-код на надгробии
QR-код на памятнике — это способ прочитать некролог умершему человеку и посмотреть страницу памяти с рассказом о жизни, фотографиями и воспоминаниями родных и близких.
Страница памяти сохранит историю жизни дорогого вам человека для будущих поколений, для детей и внуков.
Религиозные символы на памятниках
Крест
Крест на православных памятниках всегда восьмиконечный
Протестантский крест имеет только четыре конца и никаких других украшений. Крест на католическом памятнике также четырёхконечен, но перекладины его могут расширяться к краям, быть перевязанными лентами или стилизованными вервиями. Также часто католический крест включает фигуру Спасителя, изображение терний либо полукружья на концах балок. Одна из разновидностей католического креста, которую можно встретить на надгробиях, — ирландский крест с кольцом, символизирующим жизненный цикл.
Ангел
Исторически ангелов наряду с Божьей Матерью изображали на надгробиях в католицизме, чаще всего в виде скульптурного изваяния или памятника из мрамора. При этом фигуры ангелов и херувимов являются настолько распространенными образами, что практически не придают памятникам религиозные черты.
Полумесяц и звезда
Звезда Давида
Шестиконечная звезда Давида представляет собой два наложенных друг на друга равносторонних треугольника. Шесть лучей этой звезды символизируют пять человеческих чувств, объединённых главным: богопослушанием. Такая звезда — общепринятый символ еврейского народа и почти всегда присутствует на иудейских памятниках.
Сакральные символы
Некоторые символы также уместно поместить на надгробии в случае, если вы уверены, что покойный принимал заложенный в них смысл.
Спирали
Инь и Ян
Анх (анкх), ключ жизни
Древнеегипетский крест с петлёй в верхней части, который иногда называют «ключом жизни». Анх объединяет в себе две базовые формы: крест, обозначающий жизнь, и круг, обозначающий вечность. Отсюда основной символический смысл анха как знака бессмертия. Второе значение анха в Древнем Египте было связано с объединением двух начал, земного и небесного. Считается, что анх обладал также в некотором смысле свойствами оберега: его клали в могилу к умершим, чтобы те могли открыть этим ключом ворота смерти и перейти в новый мир.
Профессиональные знаки отличия на памятниках
В ряде случаев на памятниках хотят поместить символ, связанный с профессией усопшего. Обычно так поступают, когда род деятельности покойного имел большую общественную значимость либо принёс ему известность.
Наиболее часто среди таких изображений встречаются пятиконечная звезда, государственный флаг либо якорь, говорящие о службе покойного в вооружённых силах. При желании установить памятник с подобной символикой нужно учитывать, что существуют определённые нормативы по установке памятников на военных кладбищах (могил военнослужащих на обычных кладбищах эти ограничения не затрагивают).
Иногда можно увидеть на надгробиях специальные символы различных знаковых систем, указывающие на профессиональную принадлежность либо компетентность покойного в той или иной специальной области знаний.
Лавровая ветвь символ. Что означает тату Лавровый венок? Подборка фотографий тату с венком
Греческие легенды
Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном – богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу – богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о неразделенной любви. А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из лавровых листьев стало непременным атрибутом образа Аполлона.
Преобразование значения
Не секрет, что древние греки, а затем и римляне огромное внимание уделяли спорту, устраивая многочисленные игры и грандиозные состязания. Украшение головы лавровым венком в качестве награды было в те времена доступно только выдающимся борцам или, к примеру, метателям копий.
Тем не менее времена меняются, и традиции меняются вместе с ними — в современном мире не только спортсмены, но и выдающиеся деятели культуры, искусства, науки и даже журналистики то и дело удостаиваются привилегии увенчать свою голову венком из лавровых листьев.
Наибольшая же разница состоит в том, что сегодня это стало, скорее, расхожим фигуральным выражением, нежели действительным материальным воплощением одержанной победы. Тем не менее медали, кубки и грамоты, украшенные данным растительным орнаментом, сегодня совершенно нельзя назвать редкостью. Символ победы, возникший в далекие времена Античности, дошел до наших дней, преобразовавшись во времени, но не утратив своего величия.
Символ победителей
С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции лавровый венок перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал символом мира, который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги – например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ — лавровый венок, который возлагался на голову победителя.
Легенда гласила, что лавр – любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время лавровый венок служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.
Лавр у ранних христиан
Лавр в геральдике и фалеристике
Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, лавровые листья украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.
Медали, ордена и знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.
Значение лавра для разных народов в различные времена — лавровые деревья на Ваш Сад
В связи легендами, составленными о лавре, в Древней Греции лавр считался священным растением Аполлона. Именно поэтому музыкантов, ораторов, поэтов, певцов и танцоров, покровителем которых был Аполлон, венчали лавровыми венками. На вершине Парнаса, обители муз и места, где был расположен храм Аполлона, повсюду росли лавровые деревья. На всех празднествах в честь Аполлона, участники плели себе венки из ветвей лаврового дерева. Лавру приписывали не только целебную силу, но и силу очищения души от скверны и от пролитой крови. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагала на головы воинов-победителей. Лавр означал триумф и победу. А будучи вечнозеленым деревом, он олицетворяет постоянство, вечность и бессмертие. Древние греки также приписывали лавру свойство вдохновлять людей искусства.
В первые века христианства вечнозеленый лавр считался символом вечной жизни, а также новой жизни, которую своим подвигом дарует Иисус Христос. Венок из лавра символизировал мученичество. Апостол Павел в одном из своих посланий противопоставляет нетленный венец, который получат верные Богу, венцу, которым награждают победившего на ристалище.
В Средние века лавр обозначал доброту и считался защитой от зла и молнии. В классической геральдике тогда лавр не употреблялся, но после французской революции 1789 года он стал одной из самых популярных эмблем Франции. Ветка лавра изображалась на гербе Французской республики. На английских монетах Карл I, Георг I и Георг II, а затем и Елизавета II, изображались в лавровых венках. в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран. Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492) с девизом «Такая добродетель», подчеркивая, что добродетель не увядает, как вечнозеленый лавр.
В эпоху классицизма лавр использовался как главная эмблема славы. Изображение лавра можно встретить на наградах артистам, музыкантам, поэтам и писателям, ученым. Именно от слова лавр произошло звание «лауреат». Также лавр встречается на большинстве орденов прижизненной славы.
До наших дней о лавре сохранилась слава дерева мудрости, спутника счастья, символа бессмертия, венками из лавра венчают национальных героев, выдающихся поэтов, художников, победителей международных состязаний и конкурсов, а ботаник присвоили ему название «лавр благородный».
Древесина дерева, прочная и упругая, хорошо полируется и используется для изготовления мебели и различных мелких изделий, кора идет для приготовления устойчивых красителей, а листья и семена плодов широко применяют в кулинарии.
Благодаря высокому содержанию эфирного масла, богатого различными биологически активными соединениями, лавровый лист находит применение в народной практике в виде водных или масляных настоев и отваров при артритах, миозитах, невралгиях, простудных заболеваниях, ревматизме, подагре, т.д., поэтому значение лавра в жизни человека трудно переоценить.
Дата публикации: 30 января 2009г.
0 комментариев
В.C.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии:
Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий. Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.
Вы указали неправильный логин/пароль
Значение лаврового венка сегодня
До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит — победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.
Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.
Значение слова лавр
Примеры употребления слова лавр в литературе.
Сегодня думаем итти на акафист Варвары великомученицы, а завтра, если господь даст, приобщимся святых тайн христовых здесь, в лавре, и тогда уже думали искать Рейтарскую улицу.
Санкт-Петербургская епархия простилась со своим архипастырем, митрополитом Иоанном День и ночь тянулась к Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры бесконечная вереница людей, которые приходили сюда отдать последнее целование и последний поклон.
Гообар и другие биофизики не намеревались почивать на лаврах, а работали над дальнейшими выводами.
Минувших зол воспоминанье Уже есть благо для сердец, — Из рук отчаянной Свободы Прияв властительский венец С обетом умирить народы И воцарить с собой Закон, Сын хитрой лжи, Наполеон, Призрак величия, героя, Под лаврами дух низкий кроя, Воссел на трон — людей карать И землю претворять в могилу, Слезами, кровью утучнять, В закон одну поставить силу, Не славой, клятвою побед Наполнить устрашенный свет.
Из кабины высунулся Лавра, тот самый Лавра, что когда-то рассказывал Гуревичу и Пинчуку о гибели военкора Пчелинцева.
Это в четвертом письме, — продолжал Войноральский, — где Лавров говорит о цене прогресса и определяет, что такое прогресс.
А мне кажется, — вновь включился в разговор Войноральский, — Лавров прав, когда признает возможность уничтожения государства, но не сразу, как Бакунин, а как отдаленную конечную цель.
А что, Петр Лаврович у меня в журнале целый ряд статей о гегелизме напечатал, — отвечал Писемский.
Но под конец на помощь пришли венецианцы, и гельветы, или швейцарцы, были разбиты, король увенчан лаврами победителя, мир заключен, и город Милан перешел к нему в знак примирения.
А потом они пили, обжигаясь, глинтвейн, облизывая ежеминутно сладкие губы, то и дело натыкаясь на уцелевшие, почему то, несмотря на процеживание, кусочки размякшей лимонной корки, терпкие палочки гвоздики или пластинки лавра.
Речь идет о перевербовке русской разведчицы и о моем дезинформационном контакте с представителями Генштаба Красной Армии, Эта операция не может развиваться успешно до тех пор, пока гестапо Кракова — к слову сказать, это наша совместная операция, и я не могу присваивать все лавры армейской разведке, — пока гестапо Кракова не выделит своих людей, необходимых в этой решающей фазе.
Лавр Феодосович Невельский приехал в заштат позднее Ивана Авдеевича Грозы.
К истоку Обводного канала выходят живописный по силуэту ансамбль зданий Александро-Невской лавры и строгие производственные сооружения мукомольного завода им.
Теперь отсюда открывается вид на кварталы Малой Охты, упругий силуэт моста Александра Невского и ажурные фермы Финляндского железнодорожного моста, ансамбль Александро-Невской лавры и громады производственных зданий за Обводным каналом.
Благословляю я мою судьбу И всех богов Эллады, что средь гилей Чудовищных Вы были мой Вергилий С живыми лаврами на белом лбу, Что, запретив гульбу, да и пальбу До времени для звуков всех игилей, Раскрыли прелесть для меня вигилий — Над вымыслом выпячивать губу, Что в легком пеплосе или в капоте, А то и просто в палевых цветах — Харита, нимфа, женщина в летах — Вы были рядом, вопреки тупоте, Чтоб рядом быть, бежали в чеботах.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Правила оформления надгробий: символизм декоративных элементов
Траурная атрибутика христианского похоронного обряда исполняется в сдержанных, скромных рамках. Родственники стремятся облагородить место погребения близкого человека. Оформление памятников — это выражение любви, уважения к почившему от его семьи, друзей.
Символизм изображаемых на памятниках элементов
Художественные атрибуты на сооружении наводят на мысли о быстротечности жизни, рассказывают о покойном, его вероисповедании. Для оформления могил используют тексты, графические элементы. Детали памятника выделяют захоронение на кладбище. Они передают характер усопшего, формируют представление посетителей погоста о погибшем, рассказывают о:
Геометрические фигуры на памятнике – распространенные знаки для оформления. Часто работы украшают изображениями растений, птиц, животных. Они символизируют жизнь, ассоциируются с качествами человека.
Ветка березы или рябины
Растения, нанесенные на могильную плиту, свидетельствуют о вере в вечную жизнь после физической смерти. Ветка березы на памятник выражает нежность, грусть, печаль. Ее образ гравируют на женских монументах. Если силуэтом оформляют надгробие мужчины, он отражает скорбь родителей от утраты. Используют единичные экземпляры или композиции:
Рябина обладает целебными свойствами. Растение служит оберегом для девушек, ее изображением оформляют могильную ритуальную плиту, нанося гравировку, объемные фигуры растения, барельефы. Они выглядят реалистично, красиво. Ветка на надгробии несет религиозную символику. Она охраняет душу покойного.
Лавровая ветвь
Лавровая ветвь на памятник в католицизме символизирует передачу знаний, мудрости между поколениями. Православная традиция рассматривает растение при оформлении ритуальной плиты как декоративный элемент, придающий захоронению красивого облика.
Иконы
Художественная гравировка икон, образов святых на надгробии разрешается служителями церкви с обратной стороны изделия. Оформление религиозными элементами выражает связь с Богом, веру в вечную жизнь, бессмертие души. Декорирование памятника подчеркивает скорбь близких, покорность воле Господней.
Святой, которого изображают на могильной плите, олицетворяет защиту, подбирается индивидуально для погребения.
Символ | Описание |
Николай Чудотворец | Покровитель торговцев, путешественников. Оформление встречается на памятниках восточной ветви христианства. |
Иисус с терновым венком на голове | Олицетворение страданий, боли. Дизайн присущ надгробиям, относящимся к западному направлению. |
Богоматерь | Универсальный способ оформления среди православных, католиков. |
Девушка-ангел на памятнике | Символизирует потерю близкого человека, выражает скорбь горюющих. |
Ангел-хранитель | Оберегает душу во время путешествия по загробному миру. |
Пресвятой Сергий Радонежский | Образ оформляет монументы воинов, ученых. |
Изображением Фемиды украшают верх памятника. Символизирует при оформлении грядущий суд, на котором Господь отправит человека в ад или рай. Изготовление, установка погребальных атрибутов с образом богини распространена в католической культуре.
Другое
Графика на могильном атрибуте передает сферу деятельности покойного. Оформляя надгробие доктора, его дополняют медицинской символикой, рыбака — рисунками подводных жителей, охотника — животных. Это создает уникальный дизайн, который позволяет выделить могилу среди захоронений.
Часто памятники декорируют образами птиц. Голубь — универсальный символ, его дополняют лавровой веткой. Он ассоциируется с душей погибшего, отправившейся в вечное путешествие.
Оформление места упокоения зависит от религии, которую исповедовал усопший. Символика нанесенных элементов толкуется в соответствии с канонами его верования. Геометрические атрибуты часто дополняют надгробия:
Выбирая оформление захоронения, учитывают эстетический вид памятника: элементы должны гармонично объединяться в композицию, соответствовать стилю. Родные подбирают декор ритуального изделия, которое увековечит индивидуальность умершего, передаст их отношение к усопшему.
Сочетание портретов в рамках с пейзажами
При оформлении памятника придерживаются скромного тона. Служители церкви негативно относятся к дорого украшенным монументам, роскошным композициям. Если возникло желание облагородить надгробие, выгравировав картину на нем, размер подбирают с учетом пропорций изделия.
Можно нарисовать образ покойного, воспользовавшись фотографией. При оформлении предпочтение отдают высококачественным элементам. Художник делает эскиз, обсуждает детали с заказчиками. Изображение выполняют на фоне природы, которая символизирует умиротворение.
Если картина большого для памятника размера, материал-основа для нанесения должна быть устойчивой к гравировке, прочной. Желая создать красивую композицию, не экономьте. Рисунок нужно регулярно чистить, ретушировать: творение простоит долгие годы.
Подчеркнуть готовый эскиз можно с помощью рамки. Цвет, ширина, размер подбираются в зависимости от пропорций монумента, типа материала, применимого для ее нанесения. Часто используют строгие, прямые линии для оформления мужских памятников, плавные, с узорами — для женских.
На надгробиях из гранита красиво смотрятся золотые рамки, на мраморных — черные, контрастные к изящной структуре изделия.
Подсветка и освещение
Довершит изготовление памятника подсветка. Оформление композиции привлечет внимание посетителей кладбища, поможет выделить захоронение. Прохожие смогут подойти, рассмотреть монумент, узнать об усопшем, его жизненных ценностях, помолиться за его упокой.
Распространенный вариант – светодиодная подсветка. Самостоятельно установить ее сложно. Ритуальные агентства разработают проект, отталкиваясь от размера строения, особенностей конструкции. Выбирают технологию монтажа – оформление сверху или снизу.
Что можно изобразить с обратной стороны
Оформление траурного изделия выполняют на лицевой, задней стенках. Перед заполнением свободного пространства ознакомьтесь с готовыми образцами. Ритуальные службы предоставляют каталоги, где можно выбрать рисунок на памятник с обратной стороны.
Вариантов декора могильной плиты много. Часто используемый атрибут для оформления — лестница в бесконечность. Образ имеет религиозную тематику: передает веру человека в рай, Царство небесное, куда попадает душа почившего. Традиционно гравируют изображения храмов, лики святых, которые будут оберегать умершего в загробном мире. Ангел с раскрытыми крыльями — распространенный тип гравировки.
Наносят на оборот памятника пейзажные композиции, включающие образы птиц. Лебедь или голубь в оформлении символизируют переход к иной форме существования.
Если родственники затрудняются выбрать рисунок для задней стороны надгробия, можно оставить ее пустой. Свободное место заполнят в будущем, когда появятся идеи.
Запрещенные и неуместные элементы на памятниках
Нежелательные детали оформления продиктованы религиозными особенностями:
Христианство не поддерживает роскошь, пышность при оформлении монумента. Выразить любовь к почившему можно, написав прощальные трогательные слова на памятнике. Кладбище – место смирения, оно символизирует переход в иной мир, встречу души со Всевышним.