Что означает лексическая тема

Что означает лексическая тема

Автор: Рочагова Марина Сергеевна

Организация: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Искорка»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Коломна, п. Пески

Тема всестороннего формирования речи дошкольников является очень злободневной. Речевое развитие, согласно Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, издание пятое (инновационное), направлено на

-совершенствование всех сторон речи,

-овладение речью как средством общения,

-развитие речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой.

В соответствии с программными требованиями педагоги и специалисты нашего ДОУ создают развивающую речевую среду посредством оформления развивающей речевой среды в группах и проведения занятий по развитию речи. Мы используем конспекты и сценарии занятий Гербовой В.В., пособие по ознакомлению дошкольников со звучащим словом Г.А. Тумаковой под редакцией Ф.А.Сохина, пособие по коррекционной работе в логопедической группе Н.В. Нищевой.

ООП ДОУ содержит комплексно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели. Лексические темы заимствованы из пособия Н.В. Нищевой.

Такого рода планирование позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.

Циклическое (из года в год) повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.

Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкульминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.

Лексические темы недели. Подготовительная группа

Источник

Лексические темы в логопедической практике

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.

Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?», «Назови семейство».

Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

В подменю этого раздела Вашему вниманию по каждой лексической теме представлены:

— упражнения на координацию речи и движения;

— стихи, загадки, тексты;

Выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.

Источник

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ?

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе.

Поэтому необходимо учить ребенка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.

Что значит говорить правильно?

Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребенок должен правильно:

• употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными;

• пользоваться развернутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины.

К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.

В детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели. (т.е. в этот отрезок времени воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп изучают определенную лексическую тему).

Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у малышей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют пальчиковую гимнастику; упражнения на координацию движения и речи и другие виды деятельности, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.

Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях.

Так у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».

Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.

Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.

Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.

Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.

А главную роль в речевом развитии детей играет, конечно, семейное воспитание. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гар­моничного всестороннего развития.

Еженедельные методические рекомендации родителям детей, посещающих логопункт, регулярно обновляются в ВК в группе «Вместе веселей». https://vk.com/club112894940. Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.

Успехов вам и вашим детям!

Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей до­школьников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с.

Источник

Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.

Что означает лексическая тема. Смотреть фото Что означает лексическая тема. Смотреть картинку Что означает лексическая тема. Картинка про Что означает лексическая тема. Фото Что означает лексическая тема Ирина Леушина
Методическая разработка. Картотека базовых лексических тем.

Картотека базовых лексических тем.

Что означает лексическая тема. Смотреть фото Что означает лексическая тема. Смотреть картинку Что означает лексическая тема. Картинка про Что означает лексическая тема. Фото Что означает лексическая тема

БАЗОВЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (Первые 10 тем, всего 32)

№ 1 Тема: СЕМЬЯ

1. ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ И ЗНАТЬ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ.

2. ВЫУЧИТЬПОЛНОЕ ИМЯ И ОТЧЕСТВО:

4. Игра «ОДИН – МНОГО»

чей носок? – папин, брата, сестры. чья рубашка? –

чьё пальто? – чьи вещи? –

6. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ «КАКОЙ (АЯ,ИЕ?»

папа – высокий, загорелый, сильный, умный. трудолюбивый

мамочка – бабуля – сын – дочь – дедуля –

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10,много)

8. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ (ЧТО ДЕЛАЕТ)

мама – работает, готовит, стирает, любит, рисует

сестра – бегает, прыгает, учится, танцует

длинные волосы – длинноволосый

короткие волосы – коротковолосый

пышные волосы – пышноволосый

чёрные волосы – черноволосый

большие глаза – большеглазый

голубые глаза – голубоглазый

длинные ноги – длинноногий

11. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О СЕМЬЕ.

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ О ЛЮБОМ ЧЛЕНЕ СЕМЬИ ПОПЛАНУ:

Как зовут? Что любит делать?

Какой характер? Как я ему (ей) помогаю?

Внешний вид? Куда бы я хотел с ним (с ней) пойти?

№ 2 Тема: ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

1. НАРИСОВАТЬ карандашом дом, назвать его основные части.

(фундамент, стены, окна, двери, крыша, балкон, этаж, лестница)

2. ЗНАТЬ некоторые строительные профессии: каменщик, маляр,

штукатур, кровельщик, дизайнер.

3. ОБРАЗОВАТЬ прилагательные:

дом – домашний окно – оконный

кухня – кухонный дверь – дверной

стена – стеновой балкон – балконный

магазин – магазинный подвал – подвальный

лестница – лестничный потолок – потолочный

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10, много)

потолок потолка потолков

замок замка замков

балкон балкона балконов

подъезд подъезда подъездов

квартира квартиры квартир

дверь двери дверей

лестница лестницы лестниц

здание здания зданий

крыльцо крыльца крылец

5. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

дверь- дверочка комната-комнатка

6. Игра «ИЗ ЧЕГО СТРОЯТ ДОМА?»

(из камня, кирпича, песка, дерева, металла, цемента,

7. ОБРАЗОВАТЬ качественные прилагательные:

из кирпича – кирпичный, кирпичная, кирпичное

из бетона – бетонный, бетонная, бетонное

из стекла – стеклянный, стеклянная, стеклянное

из дерева – деревянный, деревянная, деревянное

из камня – каменный, каменная, каменное

из мрамора – мраморный, мраморная, мраморное

из металла – металлический,металлическая, металлическое

8. ПОДОБРАТЬ прилагательные (какой? какая? какое)

стена – кирпичная, шершавая, твёрдая, прочная

замок – металлический, гладкий, твёрдый, надёжный

9. ПОДОБРАТЬ действия (что делает? что делают)

дверь – открывается, скрипит, стучит, закрывается, мастерская, театр)

10. Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

высокий – низкий твёрдый – мягкий

широкий – узкий гладкий – шершавый

прочный – хлипкий надёжный – ненадёжный

11. ПОДОБРАТЬ однокоренные глаголы:

строить – достроить, построить, застроить

клеить – приклеить, наклеить, заклеить, переклеить

класть – положить, наложить, выложить, заложить

12. Написать пять предложений по образцу:

Маляр красит стены кистью.

(каменщик, штукатур, столяр, крановщик, строитель)

13. ОБЪЯСНИТЬ назначение зданий:

магазин – это здание, где продают разные товары

(школа, парикмахерская, поликлиника

№ 3 Тема: ЧАСТИ ТЕЛА

1. САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБВЕСТИ КАРАНДАШОМ И ЗАКРАСИТЬ СВОЮ ЛАДОНЬ.

2. ВЫУЧИТЬ НАЗВАНИЯ ПАЛЬЦЕВ:

большой, указательный, средний,

3. Игра «НАРИСУЙ СЕБЯ И РАССКАЖИ О СЕБЕ»

(голова, туловище, ноги, руки и т. д.)

5. Игра «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

лоб – высокий, загорелый, гладкий, красивый

голова – круглая, большая, красивая

ухо – маленькое, розовое, оттопыренное, красивое

глаза – карие, большие, блестящие, красивые

6. Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ ОН? ЧТО ДЕЛАЮТ ОНИ?»

он, она – работает, берёт, здоровается, пишет, рисует

он, она – бегает, прыгает, стучит, танцует, бьёт

длинные волосы – длинноволосый

короткие волосы – коротковолосый

пышные волосы – пышноволосый

чёрные волосы – черноволосый

большие глаза – большеглазый

карие глаза – кареглазый

голубые глаза – голубоглазый

длинные ноги – длинноногий

1 2(3,4) 5(6,7,8,9,10,много)

палец пальца пальцев

живот живота животов

локоть локтя локтей

подбородок подбородка подбородков

ноготь ногтя ногтей

голова головы голов

бровь брови бровей

ресница ресницы ресниц

ладонь ладони ладоней

колено колена коленей

волос волоса волос

9. Игра «РАССКАЖИ О КУКЛЕ» (описательный рассказ)

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

11. ВЫУЧИТЬ стихотворение о пальчиках или о кукле.

№5Тема:ИГРУШКИ

1. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (КАКОЙ, КАКАЯ)

мяч – круглый, прыгучий, резиновый, замечательный

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – мяч, кубик, флажок, конструктор, мишка

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

6. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ::

7. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

Солдатик – бежит, стреляет, прячется, защищает…

Юла – кружится, заводится, жужжит…

Кукла – ходит, готовит, одевается…

8. ПОДОБРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

Одежда: новая – старая дешевое (платье)-

9. ПРИДУМАТЬ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ «а»:

У клоуна костюм нарядный, а у солдатика мундир –

10. ПРИДУМАТЬ И ЗАПИСАТЬ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ: НА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, В, ЗА, С.

11. ВЫУЧИТЬ 3 ЗАГАДКИ ОБ ИГРУШКАХ.

12. СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ

— форма (на что похожа)

— величина в сравнении)

№6 Тема: ПОСУДА

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

кухонную: столовую: чайную:

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

противень – протвени хлебница – ваза –

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

тарелка тарелки тарелок

7. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

тарелка – глубокая, круглая, фаянсовая

8. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ::

из фарфора – фарфоровая (посуда) из алюминия –

из металла – металлический (нож) из хрусталя –

9. ПОДОБРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

тарелка – стоит, блестит, бьётся, сохнет

10. ПОДОБРАТЬ СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

11. ПРИДУМАТЬ 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ:

Я пью чай из стакана без сахара.

12. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

13. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ

ПО КАРТИНКАМ ТЕМЫ «ПОСУДА»

14. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

— Какого размера (по сравнению с чем-либо?

— Из какого материала сделана?

— Для чего она нужна?

№7Тема: ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. НАЗВАТЬ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТСЯ В ОТДЕЛАХ

в молочном: в бакалейном:

в мясном: в кондитерском

3. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – суп, борщ, хлеб, мёд, гарнир

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

7. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

тарелка – глубокая, круглая, фаянсовая

8. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

10. НАЗВАТЬ, КАКИЕ БЛЮДА МЫ ЕДИМ :

11. СОСТАВИТЬ 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ

На обед мы ели борщ, а на ужин – кашу.

Я не хотел есть суп, но он казался очень вкусный.

12. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

13. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ «ПРОДУКТЫ»

14. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

— Какого размера (по сравнению с чем-либо?

№8Тема: МЕБЕЛЬ 1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

стол – большой, деревянный, квадратный

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – стул, диван, стол, сервант, шифоньер, шкаф

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

из дерева – деревянный

9. ЗНАТЬ родственные слова:

стол – столик, столовая, настольный

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

— Какого размера (по сравнению с чем-либо?

— Что можно делать с этим предметом мебели?

— Для какой комнаты эта мебель?

№9 Тема: ФРУКТЫ

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

абрикос – желто-оранжевый, вкусный, сочный, сладкий

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – персик, абрикос, лимон

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

апельсин апельсина апельсинов

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

из яблок – яблочный

Игра «СВАРИМ ВАРЕНЬЕ»

из персика – персиковое

Игра «ИЗГОТОВИМ МОРОЖЕНОЕ»

9. ЗНАТЬ родственные слова:

банан – бананчик, банановый

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ «Фрукты».

11. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ К ТЕМЕ

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

— Какой величины? (по сравнению с чем-либо?

— Что можно из него приготовить?

— Где и как он растёт?

№10 Тема: ОВОЩИ

1. ПОДОБРАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

2. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

3. ПОДОБРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ):

помидор – круглый. Красный, сочный, спелый

5. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К МЕСТОИМЕНИЯМ:

мой – горох, перец, огурец,.

1 (один, одна, одно) 2 (два, две) 5 (пять) много

огурец огурца огурцов

7. ОБРАЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

8. ПОДОБРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛАМ:

Что выкапывают? Что выдергивают? Что срывают?

картофель морковь помидоры

9. ЗНАТЬ родственные слова:

10. ВЫУЧИТЬ ТРИ ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ.

11. СОСТАВИТЬ СХЕМЫ СЛОВ ПО КАРТИНКАМ К ТЕМЕ «Овощи».

12. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

— Какой величины? (по сравнению с чем-либо?

— Что можно из него приготовить?

— Где и как он растёт?

Что означает лексическая тема. Смотреть фото Что означает лексическая тема. Смотреть картинку Что означает лексическая тема. Картинка про Что означает лексическая тема. Фото Что означает лексическая темаКартотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. И. Чистяковой Картотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. И. Чистяковой Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оформленную мною в виде презентации картотеку,.

Что означает лексическая тема. Смотреть фото Что означает лексическая тема. Смотреть картинку Что означает лексическая тема. Картинка про Что означает лексическая тема. Фото Что означает лексическая темаПраздник 8 Марта в детском саду Фотоотчет с праздника 8 Марта Уважаемые коллеги! Вот и пришла весна, а с ней и первый весенний праздник – 8 Марта! Поздравляю вас всех.

Источник

Словарь минимум по лексическим темам (старшая и подготовительная группа)

Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, хмуриться, облетать, накрапывать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать, падать, лететь, шелестеть, шуршать, вянуть, сохнуть;

Прилагательные: сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень, серые (дни, ранняя, поздняя (осень, промозглый, проливной, моросящий, грибной, резиновые, фетровая, драповое, красный, алый, багряный, желтый, золотой, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, прекрасный, грустный, богатый, алый

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Тема: «Овощи. Огород»

Существительные: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, баклажан, чеснок, патиссон, редька, хрен, кочан, салат, ботва, стручок, фасоль, винегрет, щи, рагу, запеканка, суп, огород, грядка, поле, урожай, чучело;

Глаголы: расти, собирать, рвать, готовить, резать, срезать, сушить, солить, мариновать, вырастать, заготавливать, варить, жарить, тушить, печь, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать;

Прилагательные: зеленый, желтый, красный, синий, бордовая, сочный, круглый, крупный, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, овальный, вкусный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий, длинная, хрустящая, огуречный, морковный, гороховый, картофельный, свекольный, тушеные, вареные, огородное (чучело).

Тема: «Фрукты. Сад»

Существительные: фрукты, сад, дерево, груша, яблоко. Слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка, урожай, заготовки, ветка, полив, косточка, кожура, плод, варенье, компот, сироп, джем, желе, повидло, сок, морс, мусс;

Глаголы: созревать, краснеть, наливаться, убирать, укладывать, заготавливать варить, замораживать, собирать, заготавливать, сажать, растить, поливать, ухаживать, дозреть, созревать, консервировать, выжимать, поспевать, мыть, окапывать, плодоносить, цвести, зреть, зацветать, отцветать, различать, перебирать;

Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый, фруктовый, желтый, спелый, вкусный, кислый, сладкий, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный, красивый, сахарный, нежный, наливное, румяное, лимонный, абрикосовое, гранатовый, яблочное, персиковое, грушевый, апельсиновый, банановый, мандариновый, сливовый, аппетитное;

Наречия: высоко, низко, рядом.

Тема: «Ягоды»

Существительные: варенье, компот, сироп, джем, желе, повидло, сок, морс, мусс; клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, земляника, голубика, морошка, брусника, клюква, калина, вишня, черешня, ежевика, арбуз, рябина, костяника, гроздья, сад, ягоды;

Глаголы: варить, замораживать, собирать, заготавливать, искать, сажать, растить, поливать, ухаживать, дозреть, созревать, консервировать, выжимать, поспевать, мыть, окапывать, плодоносить, цвести, зреть, наливаться, зацветать, отцветать, различать, наклоняться, перебирать, ухаживать;

Прилагательные: крупная, мелкая, малиновый, клубничный, смородиновый, черничный, земляничный, брусничный, клюквенный, вишневый, рябиновый, ягодный, полезная, лечебная, мягкая, нежная, свежая, замороженная, сочные, спелая, незрелая, зеленая.

Наречия: высоко, низко, рядом.

Тема: «Хлеб»

Существительные: земля, посев, уборка, элеватор, ток, механизатор, работа, хлеб, хлебороб, трактор, тракторист, землепашец, сеялка, комбайн, комбайнер, рожь, пшеница, зерно, мука, крупа, отруби, тесто, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, рожок, ватрушка, пончик, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, хлебопродукты, мельник, мельница, пекарь, пекарня, подсолнечник, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, поле, колосья,;

Глаголы: пахать, сеять, сажать, выращивать, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь;

Прилагательные: ржаной, пшеничный, свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, черный, белый, серый, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;

Наречия: долго, быстро, рано, поздно, тяжело, легко, бережно.

Тема: «Деревья. Кустарники»

Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять;

Прилагательные: фруктовые, хвойные, лиственные, смешанный (лес, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, желтый, стройная, тонкий, толстый, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;

Наречия: высоко, низко, рядом.

Тема: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

Существительные: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, чиж, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, дрозд, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм, перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, грудь, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван, перья, пух;

Глаголы: летать, перелетать, зимовать, возвращаться, кормить, выращивать, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить;

Прилагательные: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный, пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая (песня, верность); короткохвостая, остроклювый, краснолапый, длиннолапая, длинноногая, чернокрылый, тонкошеий;

Наречия: высоко, низко, далеко, громко, тоскливо.

Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Существительные: кошка, собака, пес, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора, котенок, щенок, теленок, жеребенок, ягненок, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, сарай, коровник, стойло; утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать; клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Существительные: белка, бельчонок, лиса, лис, лисенок, еж, ежиха, ежонок, заяц, зайчиха, зайчонок, волк, волчица, волчонок, лось, лосиха, лосенок, медведь, медведица, медвежонок, хищник, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, когти, хвост, лес, логово, берлога, Север, нора, дупло пещера;

Глаголы: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лакомиться, плавать;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, белый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;

Наречия: быстро, медленно, ловко, неуклюже.

Тема: «Зима. Зимние месяцы»

Существительные: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, холод;

Глаголы: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, зябнет, рыщут, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает;

Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, рыхлый, скользкий, липкий, прозрачный, толстый, тонкий, белый;

Наречия: долго, быстро, рано, поздно, тяжело, легко, скользко, холодно.

Тема: «Зимующие птицы»

Существительные: голубь, синица, снегирь, сорока, ворона, воробей, сова, дятел, клест, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, птенцы, гнездо, лес, дерево, корм, туловище, клюв, крылья, оперенье, хвост, голова, грудь, глаз, лапки, перья, оперенье;

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, ухать, нахохлиться, зимовать;

Прилагательные: красногрудый (снегирь, желтогрудая (синица, пестрый (дятел, шустрый (воробей, белобокая (сорока, цепкие (коготки);

Наречия: высоко, низко, громко, далеко.

Тема: «Мебель. Части мебели»

Существительные: парта, стол, шкаф, табуретка, кресло, кровать, диван, тахта, раскладушка, зеркало, полка, буфет, квартира, комод, шифоньер, трюмо, тумба, пуф, перестановка;

Глаголы: ухаживать (за мебелью, вытирать (пыль, передвигать, переставлять, обставлять (квартиру, задвигать (стулья, раздвигать (стол, ремонтировать, вешать (полку, покупать, продавать;

Прилагательные: детская, игрушечная, кухонная, школьная (мебель, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, раскладной, журнальный, полированная, плетеная, лакированная, деревянная, пластмассовая (мебель).

Тема: «Игрушки»

Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек, туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть;

Прилагательные: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, легковая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;

Наречия: аккуратно, небрежно.

Тема: «Новогодний праздник»

Существительные: ель, елка, украшения (елочные, праздник, Новый год, Рождество, карнавал, месяц, ночь, хоровод, серпантин, гирлянды, маски, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравления, костюм, утренник;

Глаголы: выступать, отмечать, получать, дарить, поздравлять, укреплять, зажигать, шутить, смеяться, веселиться, готовиться, наряжаться;

Прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный;

Наречия: нарядно, весело, скучно, грустно, шумно, много, мало, красиво.

Тема: «Посуда»

Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, чистить, ухаживать (бережно и правильно относиться, хранить, наливать, резать, раскладывать;

Прилагательные: глиняный, берестяной, фарфоровый, медный, железный, чугунный, серебряный, деревянный, стеклянный, хрустальный, керамический, алюминиевый, острый, круглый, кухонный, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, продолговатый;

Наречия: остро, быстро, медленно.

Тема: «Продукты питания»

Существительные: мука, хлеб, булочки, пирожки, пирожное, батон, торт, баранки, сухари;

Глаголы: резать, чистить, солить, перчить, мешать, жарить, варить, печь, тушить, коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, мариновать, консервировать, готовить, хранить, покупать, продавать;

Прилагательные: кислый, пресный, соленый, жареный, вареный, горький, мягкий, жесткий, сочный, сухой, жидкий, свежий, душистый, густой, сладкий, острый, ржаной, пшеничный, вкусный, продуктовый, молочный, мясной, рыбный, гороховый, фасолевый, хлебный, мучной, растительный, кондитерский;

Наречия: остро, горячо, быстро, медленно, вкусно, пресно.

Тема: «Инструменты»

Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, кроить, резать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, копать, сгребать;

Прилагательные: кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, пластмассовый, резиновый, деревянный, острый, тяжелый;

Наречия: остро, быстро, медленно, добротно, добросовестно.

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Существительные: шуба, пальто, пуховик, куртка, варежки, дубленка, шапка, сапоги, валенки, ушанка, берет, рукавицы, перчатки, платок (пуховый, рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, ботинки, полуботинки, пимы, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник, галоши, сапожник, ремонт, стельки;

Глаголы: развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать, носить, снимать, вешать, складывать, штопать, чистить, гладить, вышивать, ремонтировать;

Прилагательные: шерстяной, пуховый (2-й вариант пуховой, меховой, удобный, модный, нарядный, домашние, сменная (обувь, зимняя, сезонная, кожаный, вязаный, мягкая, теплая, драповая, колючий, красивый, спортивная, толстый, тонкий (шарф);

Наречия: долго, быстро, тепло, холодно, аккуратно, неряшливо.

Тема: «Наш город. Наша улица»

Существительные: город, площадь, улица, двор, дом, адрес, стадион, школа, сад, почта, магазин, благоустройство, сквер, тротуар, библиотека, музей, река, мост, здание, памятник, парк;

Глаголы: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собираться, изучать, основная, жить, переезжать, расширяться, благоустраивать;

Прилагательные: чистая, красивая, большой, маленький, узкая, кирпичный, панельный, огромный, широкий, просторный, длинная, высокий, городской, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, парковый.

Наречия: нарядно, весело, грустно, шумно, много, мало, красиво.

Тема: «Транспорт»

Существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электричка, поезд, карета «скорой помощи», милицейская машина, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, паром, лошадь, собаки, олени, сани, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, колеса, руль, мотор, двери, вагон, прицеп, нос, корма, борт, хвост, якорь, палуба, трюм, бензин, топливо, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт;

Глаголы: едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, причаливает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит, загружается, раскачивается;

Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, гужевой, наземный, подземный, почтовый, скорый, санитарный, военный, моторная, подводная, служебная, строительная.

Наречия: шумно, бесшумно, много, мало, быстро, медленно.

Тема: «День Защитника Отечества»

Прилагательные: смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, военный, трудная, почетная, опасная, героический, отважный, нужный, необходимый, внимательный, заботливый, ловкий, сильный.

Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.

Тема: «Мамин праздник»

Существительные: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

Глаголы: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать;

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

Наречия: шумно, мало, быстро, медленно.

Тема: «Весна. Приметы весны»

Существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, ледоход, ледокол, льдины, сосульки, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, мать-и-мачеха, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, сок (березовый);

Глаголы: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, вьют (гнезда, выводят (птенцов, ласкает, бурлит, греет, припекает, светит, цветет, радует, пригревает, поют, темнеет, сеют, кричат, зеленеет;

Прилагательные: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, веселый, волшебная, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;

Наречия: начало, конец (весны, шумно, быстро, медленно, мало.

Тема: «Комнатные растения»

Существительные: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, традесканция, колеус, плющ, щучий хвост, бальзамин, роза, аспарагус, амариллис, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;

Глаголы: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнут;

Прилагательные: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, колючий.

Тема: «Аквариумные, пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»

Существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник, золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась, животное, рыба, море, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида;

Глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться, обитать, нападать, охотиться, добывать;

Прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый, подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный.

Тема: «Почта»

Существительные: почта, почтальон, оператор, письмо, конверт, телеграмма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бланк, бандероль, печать, индекс, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, телеграф, переговоры, извещение, доставка, профессия;

Глаголы: посылать, отправлять, получать, упаковывать, штамповать, сортировать, разбирать, доставлять, выписывать, поздравлять, переписываться, телеграфировать, заполнять, вызывать, заказывать;

Прилагательные: почтовый, телеграфный, телефонный, переговорный, срочный, ценная, заказное, поздравительная;

Наречия: срочно, быстро, медленно, далеко, близко, ценно, надежно.

Тема: «Космос»

Существительные: космос, космонавт, ракета, планета, корабль, станция (орбитальная, орбита, спутник, полет, галактика, звезда, комета, метеорит, созвездие, планетарий, луна, солнце, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Венера, Земля;

Глаголы: осваивать, запускать, летать, приземляться, подниматься, выходить;

Прилагательные: первый, космический, орбитальный, галактический, звездный, метеоритный, искусственный, небесный, далекий.

Тема: «Профессии»

Существительные: врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, водитель, библиотекарь, продавец, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, архитектор, доярка, педиатр, гончар, стеклодув, садовник;

Глаголы: лечит, учит, воспитывает, готовит, фотографирует, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, тушит, варит, пишет, сочиняет, продает, водит, возит, выдает, принимает, считает, ухаживает, кладет, выращивает, устанавливает, поднимает, управляет, красит;

Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.

Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.

Тема: «День Победы»

Существительные: победа, война, родина, Отечество, солдаты, защитник, фашизм, противник, память, герой, подвиг, Слава, награда, медаль, орден, партизан, город-герой, салют, захватчик, нападение, бомбоубежище, укрепление, танк, самолет, окопы, тыл, госпиталь, парад, памятник, вечный огонь;

Глаголы: победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, сбить, маршировать, награждать, присвоить;

Прилагательные: храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый.

Тема: «Электроприборы»

Существительные: телевизор, музыкальный центр, пылесос, телефон, компьютер, холодильник, обогреватель, миксер, утюг, стиральная машина, фен, вентилятор, микроволновая печь, техника, провод, розетка, вилка, электричество;

Глаголы: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать-выключать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать;

Прилагательные: цветной, большой, маленький, напольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая, моющий.

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

Существительные: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краски, доска, мел, учитель, директор, класс, дневник, отличник, урок, задание, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма;

Глаголы: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать;

Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, прилежный, опрятный, нарядный, чистый, спокойный, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Тема: «Насекомые и пауки»

Существительные: насекомое, паук, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка;

Глаголы: летать, ползать, порхать, жужжать, собирать, жалить;

Прилагательные: полезный, вредный.

Тема: «Грибы»

Существительные: лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница;

Глаголы: прятаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать, сушить.

Прилагательные: белый, съедобный, ядовитый, вкусный, ароматный, душистый.

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам ТЕМА «ИГРУШКИ» Лексический строй речи Классификация понятий «Назови лишнее слово» Игра «Запомни игрушки (задание: внимательно рассмотреть.

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Шапка.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использование пальчиковых игр способствуют.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам недели Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый.

Конспект занятия по лексическим темам «День Защитника Отечества» (старшая логопедическая группа) ТЕМА : «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Систематизировать, обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике,.

Перспективное планирование занятий по лексическим темам (младшая группа для детей с нарушением зрения) Младшая группаСентябрь 1 неделя. Овощи (морковь, огурец, репа, картофель; используются натуральные овощи, муляжи, картинки). 2 неделя.

Стихотворения по лексическим темам ОБУВЬ. Подарили мне сапожки, Красные, блестящие. И не мокнут мои ножки, Сапожки настоящие. НОВЫЙ ГОД. Скоро- скоро, вот – вот – вот, Постучится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *