Что означает лесной доктор
Конспект занятия «Наши меньшие друзья. Лесной доктор дятел»
Цель: уточнить и расширить знания детей о дятле.
обобщить и уточнить знания детей о дятле;
активизировать словарь детей за счёт слов: «лесной доктор», «лекарь леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанная дробь», «клейкий».
рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу;
формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать фантазию;
развивать общую и мелкую моторики;
умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
любовь к родной природе, лесным обитателям;
Оборудование: слайд-шоу «О дятлах», листы бумаги, цветные карандаши, Шевченко Л. Л. «Наши меньшие друзья», рассказ «Лесной доктор».
Рассматривание альбома «Зимующие птицы»;
Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»;
Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;
Рисование «Птицы на кормушке»;
Дидактическая игра «Узнай по описанию»;
Ход нод.
Организационный момент, игра «Здравствуй!»
Дети стоят в кругу на ковре.Дети по кругу передают малый мяч с шипами и произносят слова: «Здравствуй, Ира!» и т. д.В конце хором произносят слова с движением:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Я вас всех приветствую!
Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх
Поднятыми руками помахать
Присесть и показать какой маленький
Руки развести в стороны.
Дети проходят и садятся на стулья.
По деревьям я скачу,
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадёт мне на обед,
Кто наносит деревьям вред
Дети: (Дятел)
Воспитатель: Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица? (показ слайда)
Дети: Дятел – зимующая лесная птица.
Воспитатель: Правильно, а почему вы так думаете?
Дети: Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.
Воспитатель: Ребята, каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь.
Воспитатель: Посмотрите, а что это за дерево? (показ слайда)
Воспитатель: А что лежит под елью?
Дети: Под елью лежат шишки.
Воспитатель: Они упали с ели, наверное, здесь была чья-то столовая. А как вы думаете чья?
Дети: Столовая дятла.
Воспитатель: Зимой, ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться. В начале марта, когда ещё лежит снег и нередки морозы, в лесу можно услышать «барабанную дробь». Это дятел чувствует приближение весны. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно, звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады.
Воспитатель: Ребята, от какого слова произошло слово «дятел»?
Дети: Слово «дятел» произошло от слова «долбить».
Воспитатель: Правильно. Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.
Воспитатель: Скажите, как в народе называют дятла?
Дети: В народе дятла называют «лекарем леса», «лесным доктором».
Воспитатель: Правильно. Если дерево здорово, нет под корой вредителей, он перелетает на другое. Если же дерево грызут жуки и их личинки, дятел садится поудобнее, отводит голову назад, а затем то часто, то редко барабанит по стволу. Продолбив дыру в стволе, запускает туда свой длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Таким образом, дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его и называют «лесной доктор». Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев. Послушайте стихотворение про дятла.
Выбирали птицы главврача больницы.
Две сороки сгоряча предложили взять грача.
Ну, какой же доктор грач, он не врач
Может быть синичку? Тоже не годится.
Просит слово дать желна дятла черного жена:
«Я желна, сказать должна!Просто я огорчена,
просто не понятно, как забыли дятла?
Все глядят на дятла.Он одет опрятно:
пиджачок атласный и беретик красный.
Он сидит кору долбит,птицам важно говорит:
«Я хирург и спору нет. У меня и нос пинцет.
этим носом я стучу, все деревья излечу.
Стук и нету короеда, так с утра и до обеда
Согласились птицы дятел главный врач лесной больницы.
Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. (показ слайдов)
В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали? (показ слайда)
Дети: У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
Воспитатель: Скажите, где можно увидеть дятла?
Дети: Дятла можно увидеть на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах.
Воспитатель: Скажите, чем питается дятел?
Дети: Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны.
Воспитатель: Правильно. А чем покрыто тело дятла?
Дети: Тело дятла покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно. А что умеет делать дятел?
Дети: Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков, цепляться когтями, ползать по деревьям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где дятел себе гнездо устраивает?
Дети: Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева.
Воспитатель: Правильно. А в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?
Дети: Выдолбить легче дупло в старом дереве.
Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.
Воспитатель: А как вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?
Дети: Потому, что только у дятлов такой крепкий клюв.
Воспитатель: Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.
Физкультурная минутка с элементами логоритмики
Дети встают в круг на ковре.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо
— А на крыльях зеркальца.
Пальчиковая гимнастика «Птицы на кормушке»
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушки.
Для щеглов и для синичек,и для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку, угощенье ждет в кормушке.
Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.
Предложить нарисовать дятла, ориентируясь на схему и изображение.
Чтение рассказа «Лесной доктор» (Шевченко Л. Л. стр. 80)
— Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?
— Что вам понравилось?
— Что было интересно?
— Что для вас было трудным или сложным?
У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется «Дятел». Предлагаю вам послушать его.
М. Пришвин «Дятел»
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое!Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый и деловой.
Поделки «Братья наши меньшие» Формирование знаний о животных является одна из важнейших задач экологического воспитания дошкольников. Знания являются основой формирования.
Фотозарисовка «Наши меньшие друзья» Шесть лет назад в моём доме появилась вот такая милая красотка Алиса, В это же время родился внук, им сейчас по 6 лет. Данила обожает.
Конспект занятия «Лесной доктор»
Лесной доктор
Программное содержание: закрепить представление детей о зимующих птицах; продолжать учить детей пересказу по мнемотаблицам; пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел»; обогащать лексику детей причастиями, закреплять употребление простых предлогов в речи детей; напомнить детям правила о предложении; составление схемы предложения, вычленение предложений из микрорассказа.
Предварительная работа:чтение рассказов о зимующих птицах: Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Г. Скребицкий и В. Чаплина «Появились синички»; И. Соколов-Микитов «Глухари», «Тетерева». Рассматривание картинок, слайдов с изображением зимующих птиц.
Материалы и оборудование:раздаточные предметные картинки: снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, ворона, голубь, клест, дятел пёстрый; мультимедийное оборудование; магнитно-маркерная доска, тетрадь, карандаши простые.
Ход образовательной деятельности
Педагог раскладывает перед детьми предметные картинки с изображением зимующих птиц, загадывает про них загадки, предлагает найти среди разложенных картинок ту,о которой загадки:
Спинкою зеленовата, Вот птичка так птичка,
Животиком желтовата, Не дрозд, не синичка,
Черненькая шапочка Не лебедь, не утка
И полоска шарфика. И не козодой.
(Синичка) Но эта вот птичка,
Только лютой зимой.
Красногрудый, чернокрылый, Непоседа пестрая,
Любит зёрнышки клевать, Птица длиннохвостая,
С первым снегом на рябине Птица говорливая,
Он появится опять. Самая болтливая.
(Снегирь) Вещунья, белобока,
Птичка-невеличка Всё время стучит,
Ножки имеет, Деревья долбит,
А ходить не умеет. Но их не калечит,
Получается прыжок. (Дятел)
Педагог кратко беседует с детьми о дятлах по А. Брему.
Дятлы бывают разные: зеленый, черный, пестрый. Чаще всего встречаются пестрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю. Пища дятла – различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своими крепким и острым клювом. Дятлы так же едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.
За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее ста деревьев.
Дятел – охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица. В народе дятла называют лесным доктором.
(Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций на экране мультимедийного оборудования или фильма о дятле.)
Педагог. А сейчас я прочитаю вам рассказ М. Пришвина «Дятел» и мы с вами попробуем его пересказать.
Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по столу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.
И – горе какое! –нечем сбросить старую: клюв то занят.
Тогда дятел, совсем как человек сделал бы, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
Словесная игра «Образуй новое слово»
Дети образуют новые слова (причастия)по образу педагога:
-летит дятел – летящий дятел;
-сидит на березе дятел – сидящий на березе дятел;
-пробежал вверх по стволу – пробегающий вверх по стволу дятел;
-отработал шишку – отрабатывающий шишку дятел;
-шишка отработана дятлом – отработанная дятлом шишка;
-дятел освободил клюв – клюв, освобожденный дятлом.
Словесная игра «Подбери признаки и действия» (на основе рассказа)
Дети называют признаки и действия к слову дятел.
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемотаблицу,на которой схематично изображены следующие части рассказа:
2. Дятел сел на березу
4. Находчивый и умный дятел.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, следуя предположенному плану.
Вопросы педагога по тексту рассказа:
— Как называется рассказ?
— Кто написал этот рассказ?
— Что пришлось сделать дятлу, чтобы сбросить отработанную шишку?
— О чем говорит этот поступок дятла?
— Почему в народе дятла называют лесным доктором?
Словесная игра «Наоборот»
А теперь дети ставят вопросы педагогу по содержанию рассказа,а педагог на них отвечает:
— Что дятел нес в клюве?
— Что у дятла на березе?
— Что делал дятел в мастерской?
— Какое горе у дятла?
— Почему он не смог сбросить старую шишку?
— Какую пользу приносит дятел?
Словесная игра «Потерялись маленькие слова»
Педагог снова читает рассказ, намеренно пропуская предлоги. Дети угадывают, какой предлог (маленькое слово) пропущен, вставляют их.
Педагог предлагает детям послушать небольшие рассказы и посчитать количество предложений в них.
Микрорассказы для определения количества предложений:
Наступает осень. С кленов падают на землю сухие листья. Аллеи сада усыпаны сухими листьями. Дети гуляют в саду. Они поднимают с земли сухие листья. Из листьев будет букет. Дети поставят букет в вазу.
Зима. В саду много снега. Зоя и Саня идут в сад. У Зои санки. Зоя возит Саню. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.
Зина и Зоя гуляли по лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили в кустах змею. Дети испугались змеи.
Зина и Лиза в зоомагазине. Они видят в клетке обезьянку. Зина покупает обезьянку.
У Зои есть коза. Козу зовут Забавка. Зимой коза ест сено и сухие листья.
Наступает весна. Снег тает. Булькает вода в канавах. С домов свесились сосульки. Звенит капель.
Педагог предлагает детям прочитать предложения, написанные на магнитно-маркерной доске. Составить схемы предложений.
Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы «Добрый доктор Айболит в гостях у ребят» Цели: Познакомить детей с отрывками из произведения К. Чуковского «Айболит» Познакомить детей с буквой «А» Учить детей внимательно слушать.
Конспект открытого занятия для средней группы «Профессия-доктор» Конспект занятия в средней группе на тему: Профессия «ДОКТОР» г. Воронеж 2016 год Цель: Продолжение знакомства детей с трудом.
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь» Тема. Доктор Айболит спешит на помощь. Цель. Дифференциация звуков Т-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте. Задачи Образовательные:.
Конспект занятия по познавательному развитию детей четвёртого года жизни «Доктор Айболит проверяет здоровье» «Доктор Айболит проверяет здоровье детей». Программное содержание. Учить понимать значение понятия «здоровый человек», воспитывать желание.
Мастер-класс «Лесной доктор» из крупы Идею создания картин из различных круп новой не назовешь, но каждый раз их изготовление доставляет много положительных, незабываемых эмоций.
Конспект занятия «Лесной пожар» Тема: «Лесной пожар» Цель: Создание социальной ситуации развития через разработку презентации по теме. Материалы: магнитная доска со схемой.
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие по лесной полянке» Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по лесной полянке». Образовательная область: Познавательное развитие.
Конспект занятия «На лесной опушке» Игра «Найди бабочке цветок». П/И «Пчелы». Д\И Поставь заплатку. Цели: 1. Учить правильно называть геометрические фигуры (квадрат, круг).
Конспект занятия «Животный мир лесной зоны» Тема: «Животный мир лесной зоны» Цели: • Формировать знания учащихся о животных леса; научить классифицировать на травоядных, хищных, всеядных;.
Рассказ «Лесной доктор»
Из познавательного рассказа М.Пришвина «Лесной доктор» можно узнать, как дятел спасает деревья от вредителей. Многие люди считают, если дятел в дереве выдолбил много дырок, то дерево скоро погибнет. На самом деле это не так: дятел как настоящий доктор «прослушивает» дерево, находит вредителей и спасает его.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Лесной доктор
М ы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг ее пня было множество пустых еловых шишек. Это все дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.
— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?
— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Все равно пропадет.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
«Лесной доктор». НОД для детей среднего дошкольного возраста
Неорганизованная образовательная деятельность
для детей среднего дошкольного возраста
Тема «ЛЕСНОЙ ДОКТОР»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», Художественное творчество»(лепка,«Физическая культура», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Цели деятельности педагога:
-Уточнить знания детей о дятле. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу.
— Формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.
Словарная работа: дятел, лесной доктор, пестрый, еловая, сосновая.
Планируемые результаты: участвует в разговоре во время беседы, проявляет интерес к взаимосвязям в природе, активен при создании коллективной композиции в лепке.
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением дятла, аудиозапись голосов птиц и стука дятла. Еловые и сосновые шишки;на каждого ребенка детали: по 2 желудя (большой и маленький, 2 косточки, 2 семечки (крылья, хвост); макет дерева.
Содержание организованной деятельности детей.
Рассматриваю иллюстрации птиц при включенной аудиозаписи с голосами птиц. Дети начинают заинтересовываться процессом, подтягиваются к педагогу.
— Что вы слышите? (пение птиц, шум леса)
— Как птицы переговариваются? (криком, пением)
В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поет или кричит.
Но одну птицу всегда легко узнать (включаю аудиозапись-стук дятла).
-Кто это стучит? (ответы детей)
Правильно, дятел (прикрепляю на мольберт изображение дятла)
Это большой пестрый дятел.
Почему его так назвали? (предположения детей)
Вы сможете повторить его стук? (дети барабанят пальцами по столу, стулу)
Конечно, звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья.
Вы знаете почему? (предположения детей)
Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором»
По деревьям я скачу,
Клювом я стучу: тук-тук
Где тут, где тут вредный жук?
Попадет мне на обед,
Кто нанес деревьям вред!
3. Упражнение «Дятел»
Давайте постучим язычком как дятел: «д-д-д-д-д»
«Дятел на стволе сидит, клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – раздается громкий звук». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам)за верхними зубами и произносить звуки: д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
4.Рассказ о жизни дятла:
Дятел ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом.
Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (предположения детей)
У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.
Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое дерево перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный, клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает.
Зимой деревья спят и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена.
5.Игра: «Найди свою шишку»
(девочки – сосновые, мальчики – еловые)
6. Физкультминутка «Дятел»
Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом
Тук – тук – тук, тук – тук – тук!
Долбит дятел крепкий сук
Клювом, клювом он стучит,
Дятел в дуб все тук да тук
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал,
Постучал и замолчал.
Потому что он устал.
Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? (в дупле дерева)
А другие птицы могут сделать дупло? (ответы детей)
Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить.
Давайте поможем лесу – слепим дятлов.
Показ воспитателем, карточки – схемы (помощники)
Как много красивых дятлов у вас получилось! Все красивые, нарядные.
Молодцы, ребята! Сколько деревьев они спасут. Спасибо вам.
Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.
Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.