Что означает лфк в школе
Что означает лфк в школе
Лечебная физкультура (ЛФК) – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании методически разработанных и специально подобранных физических упражнений. При их назначении врачи учитывают характер заболевания, его особенности, стадию и степень патологического процесса в органах и системах.
Лечебную физкультуру в Юсуповской больнице назначает лечащий врач, а методику занятий определяет специалист по ЛФК. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебной и гигиенической гимнастики, ходьбы, спортивных развлечений, подвижных игр. В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально составляют комплекс ЛФК для каждого пациента. Занятия проводят индивидуально, применяют инновационные методики лечебной физкультуры.
Что такое ЛФК в медицине
История ЛФК начинается с древнего Китая, где методики лечебной гимнастики с основным упором на дыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. Использовать физические упражнения в целебных целях в России начали в 16-17 веках, зачастую в комплексе с физиотерапевтическими процедурами, закаливанием и водолечением. В настоящий момент ЛФК успешно совмещается с медикаментозным лечением, хирургическими вмешательствами, методами физиотерапии, массажем. Лечебная физкультура и спортивная медицина неразрывно связаны между собой, так как спортсменам необходимо быстро и эффективно восстановиться после полученных травм.
В основе лечебного действия физических упражнений лежат нагрузки, строго определённые применительно к каждому пациенту. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, которая направлена на устранение нарушенных функций в определённых органах и системах.
Комплексы упражнений лечебной физкультурой способствуют увеличению подвижности суставов, уменьшают последствия растяжения мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически изменённых тканях. С помощью ЛФК (фото есть в интернете) пациент может укрепить здоровье, сбросить вес, восстановить нарушенные функции. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование заболевания, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии.
Лечебная физкультура – это самостоятельная научная дисциплина. В медицине ЛФК – это метод лечения, который использует средства физической культуры для профилактики, лечения, восстановления нарушенных функций и поддерживающей терапии. В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся двигательные навыки, восстанавливаются утраченные и развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем. Это в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим положительным сдвигам в состоянии организма человека.
Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК, которые проводят специалисты Юсуповской больницы, соответствует функциональным возможностям пациента. При выполнении физических упражнений повышается функциональная активность внутренних органов. Это связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных регуляторов обмена веществ, действием гормонов желез внутренней секреции, тканевых гормонов, других биологически активных веществ. Под воздействием ЛФК повышается подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность зрительного, двигательного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.
Формы, методы, задачи и средства ЛФК
К основным формам ЛФК относится:
Лечебная физкультура на дому (гигиеническая гимнастика) проводится в утренние часы. Она является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Физические упражнения, которые применяются в гигиенической гимнастике, должны быть нетрудными. Реабилитологи Юсуповской гимнастики не включают в гимнастический комплекс статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, которые воздействуют на различные группы мышц и внутренние органы.
Разрабатывая комплекс упражнений, реабилитологи учитывают перенесенное заболевание, состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки пациента. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений не более 10-30 минут. Комплекс состоит из общеразвивающих упражнений для отдельных мышечных групп, дыхательных, упражнений для туловища, мышц брюшного пресса, на расслабление. Все гимнастические упражнения пациенты должны выполнять свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлекать в работу сначала мелкие мышцы, а затем более крупных мышечных групп.
Основной формой проведения ЛФК является занятие лечебной гимнастикой. Каждая процедура состоит из трёх разделов:
В ЛФК используют как общеукрепляющие, так и специальные упражнения. При составлении плана занятия реабилитологи соблюдают принцип постепенности и последовательности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживают оптимальную физиологическую кривую нагрузки. При подборе и проведении упражнений чередуют мышечные группы, которые вовлекаются в выполнение физических нагрузок.
ЛФК выполняет несколько задач. Лечебная задача определяется как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения методами лечебной физкультуры определяются представлениями о причине и механизме развития травмы или заболевания. Так, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией в остром периоде ведущей лечебной задачей является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме изменения внешнего дыхания диктуют необходимость улучшения бронхиальной проходимости, снятия спазма и эвакуации патологического содержимого бронхов.
В комплексной терапии могут фигурировать следующие задачи:
Подбор средств ЛФК проводится в соответствии с лечебными задачами. Специальные задачи характерны только для определённой формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями реактивности, защитных сил организма, роста и развития пациента, эмоциональной сферы. Они характерны для многих заболеваний.
Для решения специальных задач реабилитологи Юсуповской больницы выбирают средства ЛФК с учётом механизмов трофического и компенсаторного действия. Избирательный массаж оказывает избирательное действие на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации, а специально подобранные дыхательные упражнения оказывают специфическое действие на дыхательную систему. Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения.
Основные правила ЛФК следующие:
Для усиления тренирующего действия упражнений в клинике реабилитации Юсуповской больницы специалисты ЛФК используют компьютеризированные и механические тренажёры ведущих мировых производителей. Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют аппараты Экзарта, вертикализаторы, подвесные системы для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат, действующие аналогично бассейну.
ЛФК для позвоночника
Чаще всего встречаются следующие искривления позвоночника:
Комплекс ЛФК при протрузии поясничного отдела позвоночника включает в себя следующие упражнения:
Лечебная физкультура для поясничного отдела позвоночника выполняется ежедневно, с возрастающими нагрузками. Методика ЛФК при травмах позвоночника делится на четыре этапа. В течение первых десяти дней после травмы ЛФК способствует поднятию общего тонуса, улучшению работы пищеварительной и кровеносной системы, выносливости организма. На втором этапе лечения решаются следующие задачи:
Основными задачами, решаемыми на третьем этапе лечения, являются укрепление и развитие мышц тазового дна, туловища и конечностей, улучшение мобильности позвоночника и координации движений. Четвёртый этап направлен на повышение мобильности позвоночного столба, дальнейшее развитие и укрепление мышц, восстановление правильного навыка ходьбы и здоровой осанки.
ЛФК в травматологии
Реабилитологи выбирают методики ЛФК при травмах в зависимости от периода заболевания. Задачами первого периода, соответствующего острой травме, является нормализация психоэмоционального состояния пациента, улучшение обмена веществ, деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выделительных органов. Во втором периоде применяются следующие формы ЛФК: утренняя гимнастика, пешие прогулки, дозированные бег и ходьба, плавание. Третий период проходит в реабилитационном центре или в санатории. Задачами ЛФК этого периода являются:
В Юсуповской больнице реабилитологи индивидуально подходят к выбору средств и методик ЛФК при спинальной травме, после операции на коленном суставе, при гипертонии, после инсульта и других заболеваний. Для того чтобы пройти курс реабилитации с использованием новейших методик звоните по телефону Юсуповской больницы.
Статья «Коррекция двигательных нарушений у обучающихся. Лечебная физическая культура (ЛФК) в школе.»
Коррекция двигательных нарушений у обучающихся. Лечебная физическая культура (ЛФК) в школе.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в которой необходимо решать проблему здоровья. Состояние здоровья явно не благополучно. Растет численность детей с различными формами хронических заболеваний.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
2.Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
3.Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Процесс физического воспитания ослабленных детей сложен. Школьники, которые перенесли какие-либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет состояние их здоровья. Это явление получило название «гипокинетического синдрома». Между тем, современные знания в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность. Но заниматься они должны по специальным программам, ориентированным на показатели заболеваний
Лечебная физическая культура относится к числу методов, действие которых направлено на активизацию механизмов, выступающих как «физиологическая мера защиты организма против болезни» (И.П. Павлов).
Лечебная физическая культура – изучает средства физической культуры, используемые с лечебной целью, для лечения заболеваний и повреждений организма человека и реабилитации больного.
Детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.
ЛФК направлено на значительное повышение качества физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми: здесь собраны учащиеся из разных классов, разного возраста и пола, имеющие разный диагноз.
К специальным медицинским группам относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычного учебного процесса в школе, но являющимися противопоказаниями для занятий по школьной программе физического воспитания.
Проводятся внутригрупповое распределение на сильную «А» и слабую «Б» группы, что позволяет осуществлять индивидуальный подход и добиваться эффективности решения оздоровительных задач.
В группу «А» относятся учащиеся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающие двигательными навыками, а также школьников, временно относящихся в специальную группу для полного восстановления после перенесённого заболевания или травмы.
В группу «Б» относятся учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалиями развития двигательного аппарата.
На уроках учащиеся должны осваивать основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья.
Уроки СМГ должны содействовать:
2. развитию физических качеств, повышению физической и умственной работоспособности.
3. освоению основных двигательных умений и навыков.
4.ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптацией организма к воздействию физических нагрузок.
5.формированию правильной осанки, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
В школе сформировано 15 групп учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе и группам ЛФК.
В основном периоде осуществляется уже более интенсивная тренировка организма. В основу положено содержание общей программы для школьников специальной группы, повышение общей тренированности и повышение адаптации к физической нагрузке.
В программе предусматриваются следующие разделы : гимнастика, подвижные игры, плавание, лыжи, кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корригирующие, дыхательные, суставная гимнастика, гимнастика мозга, коррекция зрения, широкий спектр упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса и т.д.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижения уровня физической подготовленности.
Формируются группы по заболеваниям, проводятся наблюдения динамики состояния здоровья детей. Ведется учёт эффективности занятий детей с патологией опорно-двигательного аппарата (силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость боковых мышц туловища, силовая выносливость рук и плечевого пояса, подсчитывается мышечный индекс).
Ведётся работа в тесном контакте с администрацией школы, классными руководителями, родителями. Работа с родителями включает в себя индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях, открытые уроки ЛФК.
Для оценки результатов эффективности проводимой работы используется:
— диаграмма эффективности занятий на каждого ребенка.
— таблица учета эффективности занятий.
— сравнительная характеристика патологии детей, занимающихся в группах.
— динамика среднестатистических данных группы детей с опорно-двигательной патологией.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей.
При подведении итогов последних трёх лет деятельности были получены следующие результаты : дети стали активными, раскрепощёнными, уверенными в себе принимают активное участие в жизни класса и школы. Работают с положительным эмоциональным настроем, без стеснения и комплексов работают на открытых уроках перед родителями и учителями, с интересом пишут доклады и привели к улучшению соматического состояния учащихся, к восстановлению и коррекции нарушений.
Письмо Минобразования от 31.10. 2003г.№13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
Менхин Ю.В., Менхин А.В., Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов: Феникс, 2002.
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной культуре, Ростов: Феникс, 2007.
Черемисина О.И., Склянова Н.А., Лейтан Е.Б. Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения, Новосибирск: Типография СО РАМН, 2004.
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
23 сентября 2021 года
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Лечебная физкультура (ЛФК): формы, методы, задачи и средства
Лечебной физкультурой (сокращенно ЛФК) называют группу методов, предназначенных для профилактики и лечения болезней и травм, а также реабилитации больных. Для воздействия на организм применяются специализированные физические упражнения, которые подбираются врачом в зависимости от особенностей пациента, его ведущего и сопутствующих диагнозов. Назначается физкультура лечащим врачом, а проводится профессиональным инструктором индивидуально и в малых группах с учетом анамнеза каждого пациента.
Лечебная физкультура как метод терапии и реабилитации известен с времен Древней Греции и Древнего Китая. Понимание движения как основы всей жизнедеятельности появилось в работах таких известных лекарей, как Парацельс, Гиппократ, Авицена. В России ЛФК стали активно применять для борьбы с чахоткой, меланхолией и нарушениями пищеварения в XVI-XVII веках, отдавая предпочтение водо- и грязелечению, прогулкам, закаливающим процедурам. Сейчас лечебную физкультуру совмещают с физиотерапевтическим лечением, мануальной терапией, массажами для ускорения процесса реабилитации после травм, болезней и операций. Лечебная физкультура применяется в спорте для восстановления спортсменов после нагрузок, профессиональных травм.
Основу ЛФК составляют различные физические упражнения, строго дозированные исходя из возможностей пациента. Целью занятия является проработка отдельных участков тела (например, суставов, определенного отдела позвоночника, травмированной конечности) или общее тонизирование и укрепление всего организма.
Упражнения ЛФК могут помочь вернуть подвижность суставам, нормализовать тонус мышц и сосудов, снять излишнее напряжение, ускорить метаболические изменения в тканях, снизить вес. С помощью индивидуально подобранной программы тренировок пациент может быстрее восстановить пострадавшие функции, а также оздоровить и укрепить организм в целом. В рамках тренировок лечебной физкультуры происходит многократное повторение определенных движений, которое позволяет воздействовать на костно-мышечный аппарат, нервную, дыхательную, сердечную, мочеполовую и гепатобилиарную системы организма. Посредством тренировок можно воздействовать на скорость обменных процессов, эндокринные изменения, изменить нейрогуморальную регуляцию, скоординировать процессы торможения и возбуждения, уравновесить влияние симпатической и парасимпатической нервных систем. Регулярные занятия лечебной физкультурой повышают жизненный тонус, улучшают координацию движений, выносливость и силу, повышают эластичность тканей.
Основные формы лечебной физкультуры:
1. Утренняя гимнастика
2. Лечебная гимнастика
3. Терренкур на умеренно-неровной местности
6. Экскурсионные прогулки
Вышеперечисленные формы ЛФК полезны как больным, так и здоровым людям для профилактики заболеваний. Основным направлением, доступным всем, считается утренняя гимнастика. 10-20 минут ежедневных занятий сразу после пробуждения ускоряют переход от сновидений к бодрствованию, улучшают трофику тканей, нормализуют давление. Комплекс утренних упражнений должен быть подобран так, чтобы быть по силам каждому человеку с учетом его физических возможностей. Кроме того, в занятия обязательно включают группу дыхательных упражнений, которые помогают расслабиться, уменьшить спазмы, увеличить объем легких.
Комплекс упражнений лечебной физкультуры должен разрабатываться врачами на основе анамнеза больного. Длительность и интенсивность нагрузок не должна быть слишком большой, иначе это принесет больше вреда, чем пользы. Упражнения выполняются в медленном ритме, плавно, в работу вовлекаются сначала более мелкие структуры, затем более большие. Любое занятие лечебной гимнастикой включает в себя подготовительный этап для подготовки тела к нагрузкам, основной этап и завершающий, предназначенный для нормализации пульса и дыхания.
В структуре занятия ЛФК могут сочетаться как общие упражнения, направленные на оздоровление и укрепление всего организма, так и специальные, предназначенные для конкретного органа или системы. Упражнения последовательно сменяют друга, планомерно вовлекая все новые структуры.
Цели и задачи ЛФК:
1. Стабилизация вегетативного состояния
2. Восстановление двигательных навыков, утраченных за период болезни
3. Нормализация структуры движений тела
4. Стабилизация тонуса
5. Повышение иммунитета, выносливости и силы
6. Улучшение состояния нервной системы
7. Нормализация эмоционального фона пациента
К общим задачам ЛФК относятся те, которые предназначены для общего укрепления всего организма и стабилизации состояния пациента. При этом, помимо общих задач, для некоторых состояний могут осуществляться специальные задачи, предназначенные для изменения морфологических и функциональных патологий определенного органа.
Абонемент позволит вам сэкономить до 20% стоимости услуг, заказанных по отдельности.
Основные правила проведения лечебной физкультуры:
1. Регулярность и повторяемость занятий
2. Длительность воздействия, иногда составляющая несколько месяцев и даже лет
3. Постепенность увеличения нагрузки во избежание перенапряжения
4. Всестороннее воздействие с целью улучшения состояния организма
5. Соответствие упражнения возможностям больного
Для увеличения эффективности ЛФК могут использоваться различные тренажеры, особые устройства для воздействия на все группы мышц, суставы и внутренние органы.