Что означает лингвистическое явление
Лингвистические явления в русском языке 9 класс
Итоговое занятие по элективному курсу в 9 классе. Тема:
«Лингвистические явления в русском языке».
Цель: контроль полученных знаний; через образовательные структуры Сингапурской методики закрепить умения различать лексические, грамматические, пунктуационные явления языка; подготовка к выполнению задания С2 при сдаче ГИА.
Оборудование: интер-доска, презентация хода урока, менедж мет образовательных структур, инструктаж по Сингапурской методике; методический материал: трафарет сочинения с готовыми речевыми клеше, определения и функции лингвистических явлений (изобразительно-выразительные средства языка), тексты с разными высказываниями учёных, писателей о русском языке.
Организационный момент: приветствие учителя, он знакомит с темой и целью урока; рассаживает учащихся по составленному им списку в соответствии с требованиями Сингапурской методики (1ученик- сильный, 2 – слабее, 3 ученик, 4 – самый слабый в этой группе). Учитель: Обратите внимание на стол, Это менедж мет новой образовательной структуры. Запомните номер, под которым вы сидите, литеру буквы; перед вами фломастеры, бумага и инструктажи по обучающим структурам – это ваши помощники.
Учитель: Вы расселись, теперь вы должны стать командой. Для этого нужно узнать, что у вас общего, а что различного; вы как команда должны иметь своё название. Поможет нам в этом образовательная структура «ТИМБИЛДИНГ» ( на интер – доске появляется инструктаж по данной структуре).
Учитель: Открываем тетради, записываем число, тему занятия. По команде вы в тетрадях записываете не менее 3-х и не более 5-ти слов по теме «Отдых» плюс один запомнившийся вам лингвистический термин русского языка для того, чтобы назвать команду.
Новизной для нас будет время, так как мы будем работать по таймеру в соответствии с новой методикой. Время пошло – 3 минуты.
(за отведённое время, а таймер на интер-доске отбивает минуты, учащиеся выполняют задание)
Учитель по инструкции образовательной структуры «Тимбилдинг» объясняет, что нужно делать дальше: на листе бумаги фломастерами по согнутым линиям пишут общее и лингвистические термины, обсуждают, выбирают из этого общее название команды и готовятся к представлению команд.
Учитель: А теперь представьте нам свои команды ( каждая команда представляет сама себя – всей командой встают и проговаривают название команд или выполняют какие-то движения, а кто-то один выступает; знакомство произошло).
Учитель: Первое испытание для вас как команды – Лингвистическая разминка. Задание на доске (ученики читают и выполняют задание).
Задание первой команде: Попробуйте организовать разрозненные буквы в хорошо известные слова ТИВОНКР (вторник), КАРАМЕЛ (реклама).
Задание второй команде: В каких сочетаниях есть личные местоимения: А) извини меня, Б) свой парень, В) иду к тебе, Г) знакомый мне голос. Какие слова являются многозначными: футбольные бутсы, колоть дрова, поставить точку, джем из фруктов?
(общее время 5 минут). 3 этап занятия:
Учитель: Перед вами тексты, очень похожие на тексты в КИМах по ГИА. Прочитайте внимательно текст, найдите не меньше двух лингвистических явлений в них и проговорите их вслух ( на обсуждение 1-2 мин.)
(после обсуждения) Учитель: Отвечает из первой команды ученик №1 и 4, из второй – ученик №2 и 3, из третьей – ученик №1 и 3.
Учитель: За время курса мы выяснили «Какие явления в русском языке называются лингвистическими?» давайте вспомним и назовём их: это лексические, грамматические, пунктуационные. Рассказать о них вам поможет образовательная структура «СИНГЛ РАУНД РОБИН». ( Каждой команде даётся задание рассказать о том или ином лингвистическом явлении: лексическом, грамматическом, пунктуационном; команда сообща обсуждает ответ. Время подготовки 3-4 минуты).
Учитель: Время вышло, ребята. Из каждой команды ученик под №2 говорит определение лингвистических явлений, ученик под №1 называет их функции в тексте, ученик под №3 приводит пример.
Физкультминутка (для глаз, можно сидя, можно стоя; она на презентации выходит на интер-доске, ученики смотрят, выполняют движения для глаз под музыку).
Учитель: Мы с вами вспомнили о лингвистических явлениях, повторили их грамматические функции, научились различать их в тексте, теперь давайте попробуем написать устное сочинение по высказыванию о языке одного из знатоков русского языка, основываясь на рецензируемом тексте. Отвечает ученики под №4 из каждой команды.
( ученики, используя трафареты готовых речевых клеше обсуждают устное сочинение, ученики могут делать записи в рабочих тетрадях).
Учитель: Следующая образовательная структура Сингапурской методики «КОНЭРС»(углы). Эта структура помогает вам, дорогие ученики, научиться креативно мыслить, уметь задавать правильные вопросы и глубоко на них отвечать. Вам даётся возможность выбора: 1. Если вашим другом был бы Джин? 2. Если бы вы умели читать мысли на расстоянии? 3. Если бы вы знали язык животных?
Вам даётся 1-2 минуты на размышление, какой угол вы выберете, напишите, правильно оформив предложение-вопрос «Почему вы выбрали этот угол?» и подойдите в выбранный вами угол. В своём углу найдите партнёра и ученики под литерой Б сначала задают вопрос, ученики под литерой А отвечают, затем меняются ролями и выполняют тоже самое ( в классе на углах развешиваются обозначения, т.е. большие картинки с изображением Джина, большого знака вопроса и человеческого мозга, разные дикие или домашние животные; ученики подходят к тому углу, который выбрали и задают и отвечают на вопросы партнёров).
Ахметгараева Люция Нургалеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Новокинерская СОШ»» Арского района РТ; урок дан для открытого зонального совещания учителей- словесников кустового методического объединения.
Лингвистические явления и их роль в языке
· позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
· помогают высказать мысль с большей точностью,
· делают речь яркой и убедительной.
· помогают избежать однообразия изложения,
· разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
· позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
· помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
· позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
· позволяют тонко и красочно описывать явления,
· способствуют точности и ясности высказывания,
· дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
· служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
· делают речь яркой и убедительной,
· служат для передачи торжественности момента,
· служат для воссоздания исторической обстановки,
· служат средством речевой характеристики персонажа,
· используются для создания комического эффекта, иронии;
· помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
· подчёркивают достоверность сказанного,
· служат названиями реалий прошлых лет.
· помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
· создаёт стилистическую окраску слова,
· используется для словесной характеристики героя.
· помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
· служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
· служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
· служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
· позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
· помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
· служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
· служат речевой характеристикой персонажей.
· усиливают выразительность, образность языка произведения;
· придают художественную, поэтическую яркость речи;
· обогащают содержание высказывания;
· выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
· создают живое представление о предмете;
· оценивают предмет или явление;
· вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
· помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
· придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
· характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
· помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
· средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
· средство передачи монотонности и однообразия действий,
· повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
· средство выражения многократности или длительности действия.
Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.
Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
Например: Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.
Например: Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть а сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.
Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.
Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.
Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.
Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.
ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.
Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.
Что означает лингвистическое явление
Запятая
1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов.
2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста.
3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи.
Тире
1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно.
2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
Двоеточие
1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью
Точка
1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли.
2.Используется в качестве знака для сокращения слов.
Скобки
2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли.
Восклицательный знак
1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли.
2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста.
Вопросительный знак
1. Является главным знаком при постановке вопроса.
2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания.
3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации.
Кавычки
1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью.
2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова.
Многоточие
1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения.
2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста.
Антонимы
1. Выражают значение противоположности качественного признака.
2. Используются как художественное средство создания контраста.
Синонимы
2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности.
3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас.
Устаревшие слова
1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо.
2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи.
3.Способствует внести в текст исторический колорит времени.
Диалектные слова
1.Раскрывают особенности говора конкретной местности,традиции и обычаи людей.
2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость.
Фразеологизмы
1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо.
2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме.
Разговорные слова
1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения.
2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения.
Лексический повтор
1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания.
2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность.
Новые слова (неологизмы)
1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий.
2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления.
Матафора
1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий,благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину.
2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту.
Антитеза
1. Способствует усилению выразительности речи в тексте
2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
Гипербола
1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо
2. Содержит непомерное преувеличение
Олицетворение
1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека.
2. Способствует усилению выразительность и образности речи.
Эпитет
1.Помогает зримо представить предмет.
2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли.
Сравнения
1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета.
2. Делает зримым отвлечённое понятие.
3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим.
Выразительные средства
1.Способствуют восприятию художественной образности текста.
2.Делают речь ярче, богаче.
3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания.
Цитата
1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения мысли текста.
2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной.
3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Графические средства
1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость.
2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли.
Союзы
1.Служат для соединения однородных членов предложения.
2. Помогают связать простые предложения в составе сложного.
3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи.
Предлоги
1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении.
2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые. )
Междометие
1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах.
2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения.
Прилагательное
1.Помогает обозначить в речи признак предмета.
2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления.
Существительное
1.Служит для обозначения предмета.
2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте.
Глагол
1.Служит для обозначения действия и состояния предмета.
2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим.
3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род.
Частицы
1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола.
2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление)
Местоимение
1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их.
2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок.
Наречие
1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию.
2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень)
Обратный порядок слов
1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки.
2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении.
Вводные слова
1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли.
2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними)
3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей.
4.Придают тексту авторскую индивидуальность.
Обращение
1. Называет лицо, к которому обращаются с речью.
2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу.
3.Выражает отношение автора к лицу, которое он называет.
Однородные члены
1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков.
2.Помогают создать мысль более точной, выразительной и эмоциональной.
Бессоюзная связь
1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте.
2. Демонстрирует динамику и одновременность событий.
Основа предложения
1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие.
2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение.
Неполные предложения
1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой.
2.Находят свое применение чаще всего в диалоге.
Прямая речь
1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей.
2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица.
3. Придает тексту выразительность и эмоциональность.
Обособленные члены предложения
1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо.
2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения.
Словосочетание
1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
2.Служит основным звеном для построения предложения.
Сложные предложения
1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью.
2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции.
Диалог
1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя его индивидуальность и достоверность.
2.Придает тексту выразительность и эмоциональность.
Орфография
1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме.
2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный)
Пунктуация
1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи.
2. Создает правила постановки знаков препинания на письме.
Лексика
1.Помогает пополнить словарный запас человека.
2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением.
Фонетика
1. Изучает звуковую сторону речи.
2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание.
Морфология
1.Помогает изучить слово как часть речи.
2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте.
Публицистический стиль
1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям.
2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям.
3.Информирует читателя, передает значимую информацию.
Художественный стиль
1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов.
3. Является «ключом» к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
Слова с уменьшитель-ными суффиксами
1. Способствуют создать образ с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени.
2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь.
Многосоюзие
1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания.
2. Придаёт выразительность и значимость мысли.
Умолчание
1.Побуждает к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором.
2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий.
Абзац
1. Служит для выделения основной микротемы и перехода к другой.
2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве.
3.Помогает правильно понять текст, отделять одну его часть от другой.