Что означает лиса на гербе
Лис (герб)
Содержание
Описание и краткая история (по Лакиеру)
Серебряное копье или белая стрела, положенная в красном поле и перекрещённая двумя белыми перекладинами наподобие секир. На шлеме видна до половины выходящая лисица, обращённая вправо. Благородному мужу, имевшему в гербе своём лисицу (оттого и название эмблемы Lis), Казимир Справедливый после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре в 1058 г., даровал новый знак его отваги — копьё, в память того, что он с малым отрядом, окружённый неприятелем, дал сигнал копьём, брошенным вверх с зажжённой серой, и тем спас себя и войско от погибели.
Используют
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Лис (герб)» в других словарях:
Лис — Лис: Лис самец лисицы. Лис (Lys) река в Бельгии и Франции. Лис (Lis) польский дворянский герб. Лис (Lyss) коммуна в Швейцарии. Лис (The Fox) американский фильм 1967 года. Лис пустыни Лис Микита Лис Никита Крашеный лис Осенний… … Википедия
Герб Капской колонии — Герб Капской колонии … Википедия
Лис (Берн) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лис. Коммуна Лис (Берн) Lyss Герб … Википедия
Герб Сен-Бартельми — щит, разделённый на три горизонтальных полосы. На верхней символ еще монархической бурбонской Франции «флёр де лис», три белых лилии на синем поле. На средней, красной полосе белый мальтийский крест. Внизу геральдический символ Швеции … Википедия
Кушаба (герб) — Герб «Кушаба» Кушаба (Бучава, Папржица) (польск. Bychawa, Kuczawa, Ruchaba, Ruczaba, Paprzyca, Rakwicz) польский дворянский герб … Википедия
Янина (герб) — Герб Янина … Википедия
Эр-сюр-ла-Лис — Город Эр сюр ла Лис Aire sur la Lys … Википедия
Сайи-сюр-ла-Лис — Город Сайи сюр ла Лис Sailly sur la Lys Герб … Википедия
Сырокомля (герб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сырокомля. Сырокомля … Википедия
Абданк (герб) — Абданк … Википедия
Что означает лиса на гербе
Лиса в христианских странах символизирует хитрость. Стоит отметить, что ей иногда приписывают негативные формы поведения. Многие повадки шакала из библейских источников при переводе отразились на лисе.
В германской и славянской символике за лисой закрепились шакальи признаки.
В России в XVII веке происходит исключение символа лисы из территориальной геральдики.
Однако, будучи изгнанной в XVII веке из земельной, территориальной геральдики как напоминание о национально-государственной независимости ряда территорий, присоединённых к России в конце XVIII века в период городской реформы в империи на более низком геральдическом уровне в качестве говорящей эмблемы тех городов, где существовал издревле промысел на лис — их добыча и выделка их шкур.
В число таких городов попали Мстиславль, Саранск, Мезеньо, Сургут Обский, Сергиевск, Тотьма, Зашиверск.
В русской геральдике процесс восстановления эмблемы лисы не сопровождался установлением эмблематического канона и все факты «реставрации» лисы на эмблемах носили единичный, изолированный, т.е. локальный характер. Поэтому ни цвет эмблемы лисы, ни ее другие геральдические признаки (поворот, расположение фигуры, вооружение) не подвергались структурированию и канонизации. Лисы изображались в произвольной форме: бегущими или просто стоящими, без четких родовых признаков, неотличимыми от куниц, собак и даже волков.
В германской геральдике, где процесс «реабилитации» эмблемы лисы начался в северных и восточных регионах в период Реформации и Тридцатилетней войны, сопровождался строгому упорядочиванию. Во-первых, в Германии образ лисы считался не женского, а мужского рода и назывался лисом. Во-вторых, были установлены четыре основных вида этой эмблемы:
В качестве вооружения эмблемы лиса устанавливались глаза, кончик носа и когти, которые изображались черными, в то время как вся остальная шкура — красным цветом. В виде особых отличительных признаков эмблемы лиса, способствовавших его узнаванию, устанавливалось введение различных атрибутов, помещаемых в пасть лиса: утки, крылья птицы.
Что означает лиса на гербе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Лисы в геральдике
Лисица (Fuchs, renard) — по правилу, восстающая, с опущенным хвостом и закрытой пастью, обыкновенно червлёна. В геральдике — символ проницательности, хитрости, прозорливости.
Лис и Фукс — польские шляхетские гербы.
Две чёрно-бурые лисицы служат в роли опоры на гербе острова Принца Эдуарда. Геральдические лисицы символизируют принципиальность, ум и мудрость. На гербе острова Принца Эдуарда означает вдохновение, изобретательность и упорство.
Энфилд (Enfield)- геральдическое животное с головой и хвостом лисицы, задними ногами и туловищем волка, имеющее вместо передних ног орлиные лапы. Энфилд украшает гербы большей части ирландских родов Келли. Также это животное изображено на гербе лондонского округа Энфилд.
Изображение лисицы можно встретить на гербах городов.
Герб города Сургута, утвержденный в 1785 г. На нижней части щита была изображена «. черно-бурая лисица: в знак изобильной ловли оных в округе сего города».
Герб Украинского города Лисичанск. Лисица, сидящая на куске каменного угля – в память о Лисичьем Буераке, где впервые в Донбассе был найден «горючий камень».
На историческом гербе города Саранска 1781 г. изображены «в серебряном поле красная лисица и три стрелы», что символизировало богатство пригородных лесов ценными пушными зверями. Современный герб Саранска представляет собой изображение бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, помещенными на геральдическом щите серебряного цвета.
Герб муниципального образования Выхино-Жулебино г.Москвы. Золотой лев с лавровой ветвью — щитодержатель родового герба графов Шереметевых, владевших с XVI века деревнями Выхино и Жулебино. Золотой лис символизирует название «Жулебино», полученное от прозвища управителя графских деревень А.Т.Остеева — Жулеба (хитрец). «Содружество» льва и лиса, поддерживающих золотую державу, символизирует расположенный на территории муниципального образования Государственный университет управления, а равно древнюю традицию власти, опирающейся на силу (лев) и хитрость (лис).
Лисаковск — город в Костанайской области Казахстана. Герб Лисаковска принят в 1995 году. На гербе изображено синее небо с солнцем. Под ним бежит лиса — символ города. Под лисой темно-коричневая полоска, сливающаяся с рамкой герба, символизирует плодородную, богатую различными полезными ископаемыми землю.
Герб г.Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа: «В серебре черная идущая лисица с червлеными глазами и языком». Герб воспроизводит историческую символику Княжества Обдорского в составе России (впервые город был удостоен герба в 1731 году при Анне Иоанновне, тогда на нем была изображена лисица, держащая стрелу).
Wapenboek Gelre (The Gelre Armorial)
Герб «Лис» («Мзура») представляет собой в поле красном вертикальную серебряную стрелу (в польской геральдике rogacina) острием вверх, без оперения, дважды перекрещенную под прямым углом параллельными друг другу перекладинами. Красное поле щита герба означает пропитанное кровью поле боя, лиса же на шлеме есть символ ловкости.
Герб «Лис» стал родовым гербом Сапег в начале XV века. Согласно Городельскому привилею 1413 г. его получил Сунигайло, потомком которого в шестом колене был Лев Иванович Сапега. Изображение символа — стрелы с двумя перекладинами — мы видим и на личном гербе Льва Сапеги. Он помещен в центре гербового щита на маленьком щитке (шильде), что не соответствует правилам геральдики, согласно которым в центре должен находиться главный герб — отцовский.
Название герба «Лис» восходит к очень отдаленным временам. Объяснение ему и первоначальное изображение герба мы находим в работе А. Лакиера «Русская геральдика»: «Лис есть серебряное копье или белая стрела, положенная в красном поле и перекрещенная двумя белыми перекладинами наподобие секир. На шлеме видна до половины выходящая лисица, обращенная влево».
„W polu czerwonym strzała srebrna bez opierzenia, żeleźcem do góry, dwa razy przekrzyżowana. W klejnocie nad hełmem w koronie pół lisa czerwonego w prawo“.
«В красном поле стрела серебренная без перьев, наконечником вверх, два раза перекрещена. Поверх шлема в короне половина красного лиса, повернутого на право».
Это одно из классических описаний польского герба Lis («Лис», «Лисица»). В других описанияx встречается некоторые иные детали, как «лиса с задранным вверх хвостом» (lis z zadartym do gory ogonem)или описывающие «стрелу с двумя, крест формирующими балками». Существуют и некоторые другие варианты Лисы: стрела с тремя балками; стрела не серебренная, а золотая; стрела, всплывающая из подковы и т.д.
Другие, реже встречаемые названия герба Лис: Bzura (от речки Бзура), Strepaca (штырь), Lisy (лисы), Vulpis.
В Польше упомянутый герб чаще всего встречается в областях Кракова, в Мазовии и Силезии. В нынешней Польше герб Лис обьеденяет около 130 родов. Почему я выбрал описание именно этого герба и как он относится к Литве? Как всем известно, по Городельской унии 1413 года (договор между польским королем Ягеллой и великим князем ВКЛ Витовтом) 47 боярских родов ВКЛ получили права польской шляхты и польские гербы. Так герб Лис попал в Литву, самими ярчайшеми представителями этого герба был род Сапег, а сам герб в Литве встречаем везде, где Сапеги диспонировали каким то имуществом.
Герб рода Сапег
Берега речки Бзура.
Герб Лис на потолке дворца Сапег в Вильнюсе.
Геральдический фрагмент барельефа Льва Сапеги
Лис, животное
Лис, лисовин, лиса, лисица В символике преобладает негативное значение. В Европейском фольклоре играет роль трюкача, подобную той, которую у североамериканских индейцев играл койот. Праздник Цереры, среди прочего призванный защитить урожай от огня, сопровождался полевой охотой на лис, к хвостам которых привязывали пылающие факелы. В Древнем Риме лис расценивался как демон огня. В Скандинавии «лисий свет — это северное сияние». У германцев — животное богатого трюками бога Локи. Рейнеке-лис — злобные лукавство и коварство. Символизирует долголетие, лукавство, силу трансформации, духов мёртвых. Как во всей Юго-Восточной Азии лисы играют большую роль в качестве эротического символа и в искусстве соблазнения: Символизирует долголетие, магические силы (и для добрых, и для злых дел), посыльного. Нередко конец лисьего хвоста символизирует «сокровище счастья». Падающие звезды именуются «небесными лисами». Белый лис Китсуне — спутник, ездовое животное и посыльный Инари (бога или богини риса и изобилия). Его деревянные или каменные фигурки устанавливают у торий. В зубах у них обычно: В последовательно негативной роли не выступает, хотя на лисах наездничают призраки. Фольклор признает за лисом (ху-ли) необычайную жизненную силу: Лисицы (супруги лисов) никогда не переменяют одежд, но, несмотря на это, всегда чисты и опрятны. Они невероятно соблазнительны и неутомимы в эротических играх, могут лишить своих человеческих мужей всей жизненной силы. Лисьи духи могут превращаться в людей, являясь собственно лисами-вампирами (коки-тено). Своим искусством обмана чувств они вводят людей в заблуждение и в порчу. В японских сказаниях играют роль ведьм (которые могут выступать и в другом виде). Предлагалось их сжигать, а пепел рассеивать в реках. В качестве средства от колдовства к дверям прибивали смазанную лисьей кровью морскую звезду (. ). Хитрость, лукавство, любовь к надувательству. В библейском словоупотреблении воплощает коварство и злобу. Негативная оценка «Майстера Рейнеке» находит своё выражение также в средневековых книгах о животных. В средневековых бестиариях лис характеризуется как животное, непревзойдённое в лукавстве, вероломстве, обмане и хитрости; его сравнивают с людьми развратными, соблазнителями, лжесвидетельствующими, совершающими кражи, убийства. Обычны представления о лисе как воплощении дьявола: Существует созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем». Лисица прислушивающаяся к звукам разносящимся вдоль реки. Лисица, любующаяся головой статуи. Немецкий роман о «Рейнике-лисе». Изображения лисы часты в средневековой скульптуре, в эпоху Возрождения лиса стала основным персонажем книжных иллюстраций. На картине Дюрера «Мария со многими животными» присутствует привязанный лис, как образ связанного порока и/или дьявола. Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной лисой — тремя звёздами в созвездии Скорпиона. Широко распространены истории о превращении лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках лисы существуют сюжеты, связывающие её с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них лиса противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о лисах обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.), — с другой. Именно в этой функции лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах — фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. В Западной Европе складывается начиная с XI в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце XII в. появилась немецкая, а в сер. XIII в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о лисах известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве лис в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции лис считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от лис придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны лисы.
|