Что означает литературное произведение

Что означает литературное произведение

Лекция 2. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства. Тема, проблема, идея литературного произведения.

Литературное произведение – это более или менее сложная система определенных элементов, в нем возможно изображение картин природы, явлений, событий в жизни людей, процессов общественной жизни, частной жизни героев.

В литературном произведении выражаются чувства, переживания человека. Однако создается и воспринимается произведение читателем как целостное единство всего в нем изображенного и выраженного. Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным: в него входят люди с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком, в нем есть время и пространство. Мир произведения, предметный мир, предметную изобразительность невозможно представить без словесного воплощения. Ведь речь идет о литературе – искусстве слова.

Чем отличается природа, реальная действительность от искусства, в котором она перевоплощается: в чем различие между реально существующей и созерцаемой березой и грозой от их описания в художественном произведении? В искусстве явление «очищается» от того, что не раскрывает его сущность, т.е. создается форма, которая соответствует содержанию и раскрывает его.

В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания, которые были разработаны в немецкой классической эстетике. По Гегелю, «содержанием искусства является идеал, а его формой – чувственное образное воплощение». (Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М., 1968. Т.1. С. 75)

Образ у Гегеля выступает источником красоты, если он воплощает разумную, истинную идею. Как глаза человека выражают его душу, так образ в искусстве отражает духовное содержание произведения искусства. Таким образом, все детали изображения, предметы, поступки, события, выражения лица, речь подчиняются определенному духовному содержанию.

Согласно учению Аристотеля о творческой природе искусства, в искусстве имеет место не столько подражание действительности ( мимесис ), сколько ее пересоздание по законам красоты, прекрасного. Красота – это целостность, неизбыточность созерцаемого, воспринимаемого, когда нет ничего лишнего, все уместно и к месту. Созерцание красоты всегда сопровождается эмоциональной рефлексией, т.е. способностью душевной жизни человека к «переживанию переживания». Если человек влюблен или напуган – это эмоциональная реакция, а вот переживание влюбленности – это эстетическая реакция. Поэтому содержание – это сфера духовная.

Содержание литературного произведения – это выраженная в литературных образах, в их сложной системе идейно-эмоциональная оценка писателем жизни. Содержание – сфера духовной жизни человека. Но оно всегда формально-организовано и имеет форму своего выражения.

Формой литературного произведения называется обозначение тех приемов, художественных средств, с помощью которых осуществляется, реализуется содержание литературного произведения. К элементам формы обычно относят явления художественной речи: эпитеты, метафоры, гиперболы, а так же композиционные средства, такие, как сюжет, система образов и др.

Главным законом художественного творчества является закон единства содержания и формы или закон содержательной формы, который заключается в том, что форма литературного произведения всегда содержательна, а содержание формально организовано. Этот закон действует на всех уровнях художественного текста. И произведение в целом, и художественная речь, и иные компоненты литературного произведения заключают в себе это единство. Необходимо лишь различать относительно какого понятия тот или иной компонент выступает в роли содержания или формы. Литературный образ или система образов служат способом выражения оценки автором жизни (содержание), но литературный образ выступает в роли содержания относительно тех приемов, с помощью которых создан. Приемы раскрытия образа также несут в себе содержательный и формальный моменты. Единство содержания и формы проявляется на любом уровне и определяет целостность художественного произведения.

Целостность – это внутренняя завершенность, полнота, неизбыточность художественного целого, то есть предельная упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта: в тексте шедевра литературного произведения нет ничего случайного, безразличного, необязательного.

В целях научного изучения единство, целостность литературного произведения намеренно разрушается. В произведении выделяются его слагаемые, его составные части, но выделяются для анализа. Целостный анализ произведения предполагает аналитическое исследование художественных единств, то есть целостности. Другими словами, художественное произведение познается в научной форме. Но научный анализ произведения должен улавливать природу единства, а это сложно, поскольку при анализе исследователь расчленяет произведение на элементы, выделяет разные стороны произведения. Это необходимо, но следует учитывать, что форма содержательна, а содержание формально организовано.

В процессе анализа, научного изучения литературного произведения возникает необходимость в чисто рабочих понятиях, терминах, которые обращены к субъективной или объективной сторонам содержания литературного произведения. Это понятия темы, проблемы, идеи.

Темой литературного произведения называется обозначение того события, происшествия, о котором повествуется в литературном произведении. Тема – это основа, предмет, объект исследования. Это могут быть различные явления человеческой жизни, жизни природы, растительного мира, материальной культуры, но в основном тема литературного произведения связана с особенностями человеческой жизни в ее духовной и социальной сущности. Тематика произведения – это обозначение героев и событий, происшествий в их жизни, выбор которых в совокупности зависит от миросозерцания писателя.

Обозначение того жизненно-важного или общественно-важного вопроса, который решается в произведении, называется проблемой литературного произведения. Чаще всего в произведениях художественной литературы решаются проблемы нравственно-психологические, философские. Это проблемы смысла жизни, назначения человека, ценности человеческой личности, счастья, любви, смерти, взаимоотношения отцов и детей, власти, народа, семьи и т.д.

Однако писатель обычно не ограничивается одной проблемой. Совокупность проблем, поставленных в произведении, при ведущем значении основной проблемы называется проблематикой литературного произведения.

Выраженная в произведении оценка жизненных явлений автором, их утверждение или отрицание называется идеей литературного произведения.

Решение поставленных в произведении проблем называется идейным содержанием литературного произведения, а решение проблемы или основная мысль, вытекающая из произведения, идеей. Единство произведения понимается, прежде всего, как подчинение всех его частей, деталей идее.

Идея литературного произведения проявляется в единстве всех сторон содержания произведения – тематики, проблематики, идейно-эмоциональной оценки.

Идея носит поэтический характер, она не сводится только к определению одной мысли или вывода. Идея литературного произведения – это мысль, обязательно пронизанная чувством, поэтому понять идею произведения означает приобщиться к эстетическому, нравственному идеалу писателя, понять его точку зрения на жизнь и человека. Процесс этот бесконечен, поэтому постижение всего идейного богатства литературного произведения невозможно, так как оно многозначно, возможно лишь приобщение читателя к художественным богатствам литературного текста в меру его способностей и возможностей. Восприятие литературного произведения индивидуально, субъективно и зависит от возраста, характера, способностей, пола, профессии и даже душевного состояния, настроения человека. Каждое новое поколение в чем-то по-новому подходит к восприятию литературного текста, то есть оценивает его с точки зрения своего времени.

Источник

литературное произведение

3.1.2.1 литературное произведение: Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой-либо письменности.

Смотреть что такое «литературное произведение» в других словарях:

литературное произведение — Произведение, зафиксированное с помощью знаков какой либо письменности. Примечания 1. Литературные произведения могут иметь различное целевое назначение. 2. К литературным произведениям относятся также произведения, содержащие таблицы,… … Справочник технического переводчика

литературное произведение — ▲ сочинение ↑ посредством, естественный язык литературное произведение сочинение, содержащее развернутую информацию. ▼ научное сочинение ↓ выступать (перед кем) … Идеографический словарь русского языка

ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, произведения, ср. 1. Действие по гл. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редк.) производить (книжн. редк.). 2. чего. Результат труда, создание (книжн.). Произведение рук человека. Красивейшее произведение природы. Необыкновенное… … Толковый словарь Ушакова

Литературное наследие (премия) — «Литературное наследие» литературная премия, учрежденная в 2010 году Общественным объединением «Литературное наследие». Присуждается Премия один раз в три месяца: «Премия 8 Мая», «Премия 8 Августа», «Премия 8 Ноября», «Премия 8 Февраля».… … Википедия

ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ПРОИЗВЕДЕНИЕ, я, ср. 1. см. произвести. 2. Создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. ума, творчества. П. рук человеческих (о том, что создано человеком). П. фантазии (то, что вымышлено). 3 … Толковый словарь Ожегова

Произведение — продукт творчества, в т. ч. законченное, имеющее самостоятельное значение письменное (литературное) сочинение, которое составляет (одно или вместе с другими П. в сборнике, томе собр. соч.) осн. текст издания … Издательский словарь-справочник

художественное произведение — ▲ произведение искусства ↑ в виде, литературное произведение действие (# романа происходит где). сюжет ход событий в литературном произведении. сюжетный ход. интрига (закручена #). | эпизод. эксод. ремарка. | ретардация. завязка. запев. зачин. |… … Идеографический словарь русского языка

картографическое произведение — Произведение, главной частью которого является картографическое изображение. [ГОСТ 21667 76] картографическое произведение Произведение, информация в котором передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение… … Справочник технического переводчика

производное произведение — Произведение, в основе которого лежит оригинальное произведение, подвергшееся определенным изменениям. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины литературное произведение EN derivative work FR oeuvre… … Справочник технического переводчика

Источник

Что такое произведение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «произведение» можно с полным правом назвать междисциплинарным.

В математике — это число, полученное в результате умножения. В различных видах искусства – это законченное творение, итог творческого свершения.

Что означает литературное произведение. Смотреть фото Что означает литературное произведение. Смотреть картинку Что означает литературное произведение. Картинка про Что означает литературное произведение. Фото Что означает литературное произведение

Чтобы уточнить значение слова, обратимся к справочному материалу.

Произведение — это.

Толковый словарь даёт до 4-х значений:

В художественной литературе произведение – это словесное сочинение любого жанра, имеющее автора.

Это может быть повесть, рассказ, роман, стихотворение, поэма, даже дневниковая запись – всё, что вышло из-под пера или набилось на клавиатуре писателя.

Признаки произведения

Иронически произведением можно назвать всё что угодно, — хоть надпись на заборе. А если по гамбургскому счёту? Есть определённые критерии художественности. Перечислим основные из них:

Последний критерий выглядит расплывчатым. Что имеется в виду? Речь о том, что качественное произведение искусства похоже на отдельный материк или хотя бы остров, на котором вполне можно прожить всю жизнь, не нуждаясь в отплытии на чужую землю.

Например, сказки о Муми-троллях Туве Янссон. Идиллический мир долины Муми-троллей, образы дома, семьи, философствующего папы и заботливой мамы, трогательный Муми Тролль, свободолюбивый Снусмумрик, взвинченная Филифьонка…

Что означает литературное произведение. Смотреть фото Что означает литературное произведение. Смотреть картинку Что означает литературное произведение. Картинка про Что означает литературное произведение. Фото Что означает литературное произведение

В их мирке есть место всем оттенкам человеческих эмоций, герои вместе переживают радость летних полдней и ужас зимнего умирания. Кажется, им нет дела до нас с вами, а мы, тем не менее, узнаём в них себя.

Или малороссийские повести Н.В.Гоголя. Его парубки и дивчины, черти и ведьмы, Пацюки и Солохи обращаются друг с другом запросто: едят, спят, пляшут, поют, женятся, ссорятся, летают в «Петембурх».

Что означает литературное произведение. Смотреть фото Что означает литературное произведение. Смотреть картинку Что означает литературное произведение. Картинка про Что означает литературное произведение. Фото Что означает литературное произведение

А между тем, всё, на чём держится мир, у них есть: добро и зло, Бог и дьявол, любовь и ненависть, талант (что это?) и бездарность. Этому миру, сказочному и волшебному, веришь как живому. Такой представляешь себе душу украинца, полную ярких красок, безудержного веселья и фантастической веры в чудесное.

Литературное произведение обобщает свойства человека, времени или пространства, выделяя самое яркое, главное, запоминающееся, после чего за ними закрепляются навсегда определённые представления.

Чем убедительнее художественный образ, чем совершенней произведение, тем сильнее его влияние на общество.

Анализ литературного произведения

При анализе художественных произведений важно помнить о том, что начинать его нужно не с частностей.

Сперва нужно обозначить основную идею, описать культурно-исторический контекст, в котором создавались поэма или роман, затем перейти к разбору тем, мотивов, персонажей.

Схема анализа прозаического произведения выглядит так:

Анализируя произведения небольшого объёма, рекомендуется тщательнее изучить формальные признаки текста (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, синтаксические и стилистические фигуры).

В « плотно написанном» тексте содержание «упаковано» в шкатулки словесных образов, к которым нужно подобрать правильный ключик. Особенно это справедливо в отношении поэтических произведений. Но поэзия – это особая галактика, говорить о которой нужно отдельно.

Заключение

Произведение, после того как оно написано, начинает жить собственной жизнью. И предугадать, какой будет очередная его интерпретация, совершенно невозможно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Зачем анализировать литературное произведение? Прочитал, если понравилось, значит автору удалось достучаться до моего разума. Если речь о школе, то там до косточек придется разбирать даже то творение, что не произвело хорошего впечатления, ведь ещё и сочинение писать придётся.

Игорь: вот я с Вами полностью согласен. Зачем анализировать, когда есть только два критерия — понравилось и не понравилось. Никогда этого не понимал. Зачем что-то выискивать между строк? Искать скрытый смысл? Зачем вообще знать, что хотел сказать автор? Мне кажется, что сам автор ничего из того, что ему приписывают сказать и не хотел.

Источник

Литература

Что означает литературное произведение. Смотреть фото Что означает литературное произведение. Смотреть картинку Что означает литературное произведение. Картинка про Что означает литературное произведение. Фото Что означает литературное произведение

Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *