Что означает лица с остаточным зрением
Возрастная дальнозоркость: симптомы, диагностика, лечение и профилактика
Однако возрастные изменения в организме часто вносят свои коррективы и приводят к нарушениям в зрительной системе и формированию дальнозоркости. Такое явление вызывает массу неудобств и проблем и требует корректировки.
Научное название возрастной дальнозоркости – пресбиопия. Она свойственна лицам в возрасте более 40 лет. При таком явлении нарушается четкость изображения, если предмет, который рассматривают, находится в 25-30 см от глаза. Поражение глаз, как правило, двухстороннее. В первую очередь больной обычно обращает внимание на дискомфорт во время чтения и набора текста на клавиатуре компьютера.
В значительной степени способствуют появлению заболевания следующие факторы:
Снижение активности воздействия негативных факторов на организм позволяет в некоторой степени отодвинуть срок начала развития пресбиопии, но, к сожалению, не предотвратить ее.
С какого возраста появляется проблема с дальнозоркостью
При отсутствии склонности к дальнозоркости первые признаки проблемы фиксируются в возрасте от 40 до 46-50 лет. Стойкая, ярко выраженная симптоматика, когда происходит отдаление точки виденья, возникает примерно в 60 лет.
Если имеется склонность к нарушениям зрения (и в первую очередь к дальнозоркости), то первичные проявления проблемы возникают между 30-ю и 40-ка годами. При этом в большинстве случаев отмечается одновременное нарушение дальнего и ближнего зрения.
Выраженность симптомов заболевания зависит от его стадии. Чем дольше пресбиопия остается без лечения, тем заметнее ее симптоматика. Основными проявлениями патологии являются:
Большинство пациентов обращается за врачебной помощью в тот момент, когда происходит снижение остроты зрения вблизи. При этом ношение очков и проведение поддерживающей терапии дают возможность остановить изменения.
Диагностика возрастной дальнозоркости не представляет труда и может проводиться даже в медицинском учреждении с минимальной технической оснащенностью. Поставить диагноз получится, даже используя только таблицу для проверки остроты зрения, в которой имеется набор букв или цифр.
Для более точной диагностики и получения максимальной информации о состоянии зрения пациента проводится полноценное обследование с применением современных приборов, которыми полностью укомплектован наш офтальмологический центр.
Лечение возрастной дальнозоркости
В зависимости от тяжести нарушения подбирается и способ его лечения. Точное определение уровня возрастных изменений в зрительном аппарате необходимо для подбора правильного и максимально действенного метода коррекции. Использоваться могут очки, операция. То, какое лечение дальнозоркости требуется, определит наш специалист на основании данных обследования пациента.
Очки для дальнозоркости
Очки при возрастной дальнозоркости являются основным методом корректировки нарушений зрения. Врачами офтальмологами (окулистами) разработана специальная схема, позволяющая правильно подобрать очки, которые будут эффективны в каждом конкретном случае.
Когда болезнь начинает проявляться в возрасте около 40 лет, то, в зависимости от степени поражения, рекомендовано использование очков для близи с показателем линз от +0,75 до +1,0 диоптрии. У части пациентов очки могут не меняться в течение нескольких лет, так как нарушение не прогрессирует. Если же возрастная дальнозоркость продолжает активно развиваться и снижать остроту зрения, то обычно ежегодно увеличивают показатель линз на +0,5 диоптрии. Главным достоинством такого метода лечения является доступность очков.
Операционное лечение возрастной дальнозоркости
Современное оборудование позволяет врачам выполнять сложные операции по корректировке состояния зрительной системы и эффективно возвращать зрение при возрастной дальнозоркости. Разработано несколько методик хирургического лечения проблемы. Наибольшей популярностью пользуются четыре из них.
1. Лазерная коррекция. Современный и наиболее безопасный действенный метод. Он позволяет в минимальный срок устранить проблему зрения и на долгое время сохранить полученный результат. Методика получила название Пресби-Ласик (Presbi-LASIK). Поверхность роговицы формируется «асферически», как бы многофокусно, что позволяет читать, не пользуясь очками. Модели современных эксимерных лазеров имеют такую программу лечения (например, модель VISXS4IR). Количество подобных операций в мире неуклонно растет, хотя офтальмологи не спешат пока праздновать над пресбиопией окончательную «победу».
В большинстве случаев эксимерный лазер в руках опытного офтальмохирурга дает превосходные результаты: нормализация зрения происходит в 93-95% случаев. Правда, в 3-5% случаев, у пациентов происходит снижение эффекта лазерной коррекции и это требует повторного вмешательства, в срок примерно от месяца до года после проведения первичной операции. В некоторых случаях, пациенты отмечают зрительный дискомфорт в сумерках и ночью. Это случается из-за того, что при тусклом освещении зрачок расширяется, позволяя световым лучам проходить через не откоррегированные участки роговицы. А это создает неясный или ослепляющий образ предмета. Подобное неудобство, как правило, исчезает через полгода после проведенной операции, хотя некоторые пациенты иногда продолжают испытывать подобный дискомфорт более долгий период времени.
Имплантация современных мультифокальных интраокулярных линз взамен хрусталика частично или полностью потерявшего свои основные функции, позволяет решить проблему пресбиопии на всю оставшуюся жизнь. Мультифокальная иол имеет несколько зон, каждая из которых отвечает за фокусировку изображения на определенных расстояниях Таким образом, пациент может одинаково хорошо видеть на разных расстояниях, что значительно облегчает возврат к привычному образу жизни и работе. В нашей клинике имплантируют самые современные мультифокальные линзы, поставляемые в Россию: AcrySof ReSTOR и AcrySof IQ PanOptix фирмы Alcon.
Профилактика возрастной дальнозоркости
Полностью защититься от пресбиопии нельзя, но профилактика может отдалить ее возникновение и ослабить степень проявления проблем зрения. Профилактика возрастной дальнозоркости включает в себя следующие меры:
Консультация для тифлопедагогов. Теоретические основы развития зрительного восприятия слепых детей, имеющих остаточное зрение.
Консультация для тифлопедагогов.
Теоретические основы развития зрительного восприятия слепых детей, имеющих остаточное зрение.
1. Основные характеристики остаточного зрения.
По степени сохранности зрения разделяют тотальную (абсолютную) и практическую слепоту. Абсолютная слепота на оба глаза полностью выключает все зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором существует форменное зрение или светоощущение. Светоощущение дает возможность отличать свет от тьмы. При остаточной способности видеть человек может воспринимать свет, контуры, цвета, силуэты предметов на близком расстоянии, сосчитать пальцы вблизи лица.
Остаточное зрение – это особенное свойство зрения, которое глубоко повреждено. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации. Оно зависит от многих характеристик заболеваний глаза, которые обусловлены процессом болезни, общим состоянием организма, психической сферы человека.
Основные характеристики остаточного зрения следующие:
Неравнозначность взаимодействия разных функций зрения и их параметров.
Низкая скорость и качество переработки зрительной информации.
Быстрая утомляемость глаз из-за их малой работоспособности.
Развитие или наследование некоторых дефектов глаз от родителей.
Причины, приводящие к потере зрения:
заболевания центральной нервной системы – менингит, опухоли мозга, менингоэнцефалит;
осложнения после инфекционных заболеваний;
результат травматических повреждений глаза или мозга.
2. Формы остаточного зрения
Различают три формы остаточной зрительной функции.
Острота центрального зрения 0,04 или ниже. При этом поле зрения немного сужено, наблюдается снижение цветовой чувствительности.
Острота центрального зрения 0,04. В поле зрения наблюдаются выпадения отдельных участков. Цветовосприятие значительно понижено.
Острота центрального зрения 0.04 или выше. Поле зрения имеет трубчатый характер, отсутствует боковое зрение и цветоразличение.
Люди с первой формой остаточного зрения относительно свободно ориентируются в окружающем пространстве. Они могут опознавать предметы, видеть их цветовую характеристику.
В зависимости от формы, остаточное зрение дает возможность слепому человеку немного ориентироваться в мире. Функциональные возможности таких людей очень ограничены. Поэтому требуются большие усилия для их адаптации в общество.
3. Зрительные возможности слепых детей с остаточным зрением.
В тифлопедагогической практике обучения, воспитания, развития и (ре)абилитации слепых детей по степени нарушения остроты зрения целесообразно подразделять на следующие группы:
1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
2) Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
Деление слепых с остаточным зрением на подгруппы важно для понимания реабилитационного потенциала, на который можно опереться при формировании компенсаторных навыков, построенных на использовании особенностей зрительных возможностей каждой подгруппы слепых с целью повышения качества коррекционно-образовательного и (ре)абилитационного процессов.
Остаточное зрение характеризуется разнообразием проявления нарушений зрительных функций, изменчивостью и неустойчивостью их параметров, повышенной утомляемостью зрения.
Остаточное зрение не позволяет детям полноценно развиваться, опираясь преимущественно на дефектное зрение, то есть этого зрения недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые дети с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать на близком расстоянии крупный шрифт, что не позволяет им получить полноценное образование, используя при обучении только плоский шрифт.
Именно поэтому слепые дети с остаточным зрением в познавательной деятельности, как и все дети подкатегории «Слепые», должны опираться в первую очередь на сохранные анализаторы (осязание, слух и др.), а их зрение должно выполнять вспомогательную роль. Отсюда в процессе их обучения следует использовать специальную систему для письма и чтения рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Наличие форменного остаточного зрения расширяет возможности использования зрительной информации, потому что это зрение доставляет больше зрительных сигналов, по сравнению со слепыми, у которых имеется остаточное, но более низкое зрение. Задача реабилитолога — научить человека выбирать из нескольких зрительных сигналов те, которые наиболее рациональным путем позволяют решить имеющуюся проблему.
Известно, что слепые с остаточным зрением нуждаются в словесных пояснениях зрячих относительно воспринимаемых впервые объектов (картин, явлений). Для лиц, имеющих слепоту с остаточным форменным зрением, пояснений должно быть больше, чем для лиц с меньшими зрительными возможностями. Именно потому, что дефектное форменное зрение часто дает неверную информацию, которая требует коррекции, а более низкое остаточное зрение дает так мало зрительной информации, что инвалиды знают об объекте лишь то, что сказали сопровождающие зрячие. Выпадение отдельных (особенно мелких) деталей приводит к неправильному толкованию событий, поступков, действий. Предметы, действия, явления часто сопоставляются детьми и обобщаются по случайным признакам.
При остаточном зрении наблюдается значительное нарушение зрительного восприятия. Слепые дети с остаточным форменным зрением часто опознают объекты неверно. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим во многих видах деятельности. Даже ничтожнейшие остатки зрения помогают слепым в процессе ориентировки в пространстве. Слепые со светоощущением могут ориентироваться на источники света (по люстрам, окнам).
Ориентироваться в пространстве помогают яркие контрастные цвета предметов и объектов, например – двери, окрашенные в контрастные цвета по отношению к стенам. Очень помогает ориентироваться в незнакомом месте: понять, где начало и конец лестницы, то, что первая и последняя ступенька лестницы окрашены в яркий желтый цвет.
Слепота, даже при наличии остаточного форменного зрения, чаще всего, своеобразно отражается и на манерах человека. При этом сами дети, как правило, не догадываются о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения. Иногда нормально видящие люди не понимают почему человек смотрит косо или как бы исподлобья. А это нарушение поля зрения часто является причиной такого «странного» поведения. Зачастую именно внешние проявления последствий нарушения зрения воспринимаются нормально видящими людьми как «странные манеры» слепых людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность.
Незрячие дети испытывают трудности при общении. Например, они не видят своего собеседника, поэтому не всегда понимают, желают ли с ними говорить. Не видя выражения лица собеседника, его жестов, позы, они стесняются протянуть первыми руку, так как боятся того, что она повиснет в воздухе без ответного рукопожатия.
Многие из слепых людей с остаточным зрением страдают либо светобоязнью (нарушением световой адаптации), либо нарушением темновой адаптации. Избегая прямых солнечных лучей, они нуждаются в достаточно хорошем освещении, чтобы использовать свое остаточное зрение. Им требуется много времени, чтобы привыкнуть к свету, если они вышли из тени (сумерек).
При нарушении темновой адаптации дети видят значительно хуже или совсем не видят в сумерках. Поэтому, если даже они днем прекрасно ориентируются с помощью зрения, то их все равно необходимо обучать ориентировке в пространстве с помощью трости, т. е. как слепых. Иначе в пасмурную погоду и в темное время суток они будут мало мобильными и не смогут передвигаться там, где достаточно свободно ориентировались в светлое время суток. Если поле зрения у них ограничено во всех направлениях, в том числе и книзу, то они для безопасного передвижения вынуждены постоянно смотреть под ноги, т. е. низко наклонять голову. Чтобы инвалид при таком нарушении поля зрения передвигался с поднятой головой, то для контролирования пространства под ногами его обязательно надо обучать передвижению с помощью трости.
Слепые дети с остаточным форменным зрением могут перемещаться, огибая преграды, но только в хорошо освоенном пространстве, выполнять много различных действий, которые, по мнению зрячих, без хорошего зрения невозможно выполнять. Но именно для таких детей важным является соблюдение яркости, контрастности цвета, и объяснение тех знаний, которые ребенок с глубоким нарушением зрения не может увидеть в естественных условиях.
Зрительный анализатор используется тем эффективнее, чем лучше развиты у человека, в том числе и у ребенка, представления об окружающем мире.
Большую роль в этом играют специально организованные экскурсии на природу, в город, в магазин, и т. д. Во время проведения экскурсии предоставляется детям возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью разных анализаторов: осязания, слуха, обоняния. То есть развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в процессе всей познавательной деятельности, включая и другие виды восприятия с помощью сохранных анализаторов.
Используется остаточное зрение и при формировании навыков самообслуживания, при выполнении практических заданий и упражнений: при уходе за одеждой, обувью, жильем, при сервировке стола и т. д. Дети тренируются в обращении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности, рассматривают книги с крупными, яркими картинками. В результате в значительной степени обогащается жизненный опыт детей.
Детям с остаточным зрением доступна изобразительная деятельность: аппликация, лепка, рисование пластилином. Использование различных нетрадиционных техник сокращает зрительную нагрузку, что для детей данной категории является важным фактором. Нетрадиционные техники позволяют сгладить трудности изобразительного характера, которые дети с нарушениями зрения испытывают при изображении предметов окружающего мира. Нетрадиционные техники значительно повышают интерес, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, а это в свою очередь, повышает самооценку детей, дает возможность почувствовать свои силы и возможности.
Остаточное зрение должно активно использоваться в пространственном ориентировании. Детей с остаточным зрением необходимо учить навыкам эффективного использования остаточного зрения.
Слепые с остаточным зрением могут узнавать предметы на некотором расстоянии от них, если эти предметы были ранее рассмотрены ими на доступном для них расстоянии. Запоминая форму объектов, их окраску, они затем получаемые зрительные впечатления анализируют и сопоставляют с имеющимся опытом. Это позволяет легче узнавать объекты на расстоянии, а значит, и ориентироваться в них.
Часто дети стараются опираться исключительно на своё остаточное зрение, тем самым часто подвергая себя опасности: вместо того, чтобы слушать транспорт, стараются рассмотреть цвет сигнала светофора. Поэтому детей необходимо приучать, с особой осторожностью переходить через дорогу, не полагаться только на свое остаточное зрение и использовать все сохранные анализаторы для получения более полной информации о той среде, в которой им приходится ориентироваться.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Слепые дети с остаточным форменным зрением часто опознают объекты неверно, опираясь на имеющийся зрительный и социальный опыт.
2. Многообразие факторов, влияющих на зрительные возможности слепых детей с остаточным форменным зрением, приводит к индивидуальным различиям в приемах его использования.
3. Изучение опыта использования слепыми остаточного зрения в познавательной и бытовой деятельности, а также в пространственной ориентировке показывает, что имеется определенная зависимость между глубиной нарушения зрения и качеством зрительного восприятия. В то же время дети и взрослые, которых не обучают использованию дефектного зрения, используют его гораздо ниже своих возможностей, хуже, чем те, которые имеют более низкое зрение, но научены анализировать и интерпретировать получаемую зрительную информацию.
4. Анализ зрительного восприятия слепых с остаточным форменным зрением позволяет характеризовать его не только как недостаточность, но как активный процесс поступательного развития зрительного восприятия, протекающего своеобразно, по обходным путям в условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия.
КАК СОХРАНИТЬ И УЛУЧШИТЬ ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
Среди слепых большую группу составляют дети, имеющие остаточное зрение (от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с очками). За последние годы отмечается относительное уменьшение детей с абсолютной слепотой, т.е. с полным отсутствием зрения (равным 0) и увеличение числа детей с более высоким зрением.
Остаточное зрение – очень низкое зрение. Дети с таким зрением являются практически слепыми. Они вынуждены обучаться по рельефной системе Брайля. Однако имеющееся у них зрение дает им возможность лучше ориентироваться в пространстве, облегчает восприятие окружающих предметов и наблюдение явлений, происходящих вокруг них. Некоторые дети с остаточным зрением могут в течение непродолжительного времени читать текст, написанный крупным шрифтом, рассматривать иллюстрации и писать «по-зрячему».
Каким бы ни было низким зрение, оно весьма ценно для человека. Поэтому сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить – чрезвычайно важная задача.
В этом вопросе большая роль принадлежит родителям. Прежде всего родители должны твердо помнить, что чем раньше у ребенка выявлено то или иное расстройство зрения и приняты соответствующие меры, тем они оказываются более эффективными. Некоторые врожденные изменения глаз (катаракта, глаукома, недоразвитие глазных яблок) могут быть устранены в первые дни жизни ребенка, еще в родильном доме. В последующие 2 месяца выявляются и другие формы зрительной патологии, а также злокачественная внутриглазная опухоль – ретинобластома, которая представляет собой большую опасность не только для зрения ребенка, но и для его жизни.
Известно, что ребенок рождается с наличием светоощущения. Остальные зрительные функции: центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, бинокулярное зрение совершенствуются постепенно с возрастом. При этом развитие и совершенствование зрительных функций имеет место не только у детей с нормальной зрительной системой, но и, в некоторой степени, при врожденных изменениях глаз.
Есть ли зрение у новорожденного? Этот вопрос обычно часто интересует родителей. Проверить наличие зрения у ребенка весьма просто. Так, если зрачки на свету у него сужаются, а в темноте расширяются, значит ребенок видит, если такой реакции зрачков нет – зрение отсутствует. В 2-3-месячном возрасте у ребенка, имеющего зрение, образуется условный рефлекс – смыкание век при приближении к лицу ребенка какого-либо предмета, а также появляется реакция слежения глазами за передвижением светящегося предмета. К 6-му месяцу жизни ребенок довольно активно реагирует на появление знакомых лиц. С возрастом происходит дальнейшее формирование и совершенствование зрительных функций. Для развития зрения ребенка ему следует с раннего возраста предъявлять яркие и светящиеся предметы. В 6-месячном возрасте рекомендуется чаще давать играть с игрушками оранжевого, красного, зеленого цвета.
Если у ребенка установлена та или зрительная патология, необходимо, чтобы он постоянно находился под наблюдением главного врача. Таких детей следует не менее 2-х раз в год показывать окулисту. Некоторые из них, в зависимости от характера заболевания глаз, должны осматриваться у врача значительно чаще. Сроки осмотра назначает главный врач.
Многие дети с глубоким поражением зрения нуждаются в специальном лечении для предупреждения развития заболевания и появления осложнений, а также в целях улучшения зрения. Вопрос о длительности лечения в любом случае решается индивидуально. Родители должны вовремя показывать ребенка глазному врачу и тщательно выполнять все его назначения и рекомендации.
В ряде случаев дети нуждаются в раннем хирургическом лечении. Так, полную врожденную катаракту желательно оперировать в 1-2 года, пока не развилась выраженная амблиопия, т.е. притупление зрения. Если у маленького ребенка обнаружили врожденную глаукому, операцию следует делать как можно раньше, т.к. только раннее оперативное вмешательство позволит сохранить зрение.
При некоторых заболеваниях глаз (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, высокая осложненная близорукость и т.д.) дети нуждаются в длительном и систематическом лечении. Им проводится не менее 2-х раз в год витаминотерапия, тканевая терапия и др. Родители должны следить, чтобы назначенное лечение проводилось не от случая к случаю, а регулярно.
Нередко ребенку с глазными заболеваниями назначают капли в глаза. Если ребенок находится в семье, эту процедуру выполняют обычно родители или кто-нибудь из взрослых. Следует помнить, что пипетки для капель и глазные палочки для закладывания мази следует содержать в чистоте, чтобы не ввести в глаза инфекцию. Пипетки и палочки время от времени следует кипятить в течение 10 минут. Хранить их следует в закрытой стеклянной банке. В том случае, если назначено несколько лекарств, для каждого из них должна быть отдельная пипетка. При закапывании глазных капель следует посадить или положить ребенка, оттянуть ватным тампоном нижнее веко и выпустить из пипетки 1-2 капли (не касаясь века кончиком пипетки).
В некоторых случаях улучшить остроту зрения удается с помощью очков. Очки обычно назначают при имеющихся в глазу оптических недостатках: близорукости, дальнозоркости, астигматизме. В очковой коррекции нуждаются все дети с афакией, т.е. те, которым была проведена операция по поводу врожденной катаракты, у которых был удален мутный хрусталик. Таким детям вскоре после операции назначают очки (чаще +10 дптр), а для работы на близком расстоянии – на 3 дптр больше. Таким образом, дети после удаления врожденной катаракты нуждаются в 2-х парах очков: для дали и для близи. При других заболеваниях глаз (атрофия зрительного нерва, пигментная дистрофия сетчатки и т.д.) очки могут быть назначены в том случае, если указанная зрительная патология сочетается с недостатками в оптической системе: с близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом.
Как следует пользоваться очками, постоянно или периодически, для дали или только для близи – решает врач. В этом вопросе родители должны придерживаться только его рекомендации.
Если ребенку назначили очки, большое значение имеет не только подобранные стекла, но и оправа. Она должна быть удобной, соответствовать размерам головы ребенка, не давить на нос и уши. Центры очков должны располагаться против центров зрачков. Для детей младшего возраста лучше приобретать очки с мягкими эластичными заушниками. Нельзя допускать, чтобы дети пользовались чужими очками. Если же очки окажутся неисправными: треснуло или поцарапалось стекло, сломался заушник, искривилась оправа и пр., их необходимо отдать в починку. На этот случай следует иметь запасную пару очков. Родители не только сами должны следить за состоянием очков, но и приучать ребенка к бережному обращению с ними: регулярно протирать стекла специальной салфеткой из фланели, не класть очки стеклами вниз на поверхность стола, для хранения очков иметь футляр.
В тех случаях, когда обычные очки не помогают, прибегают к специальным средствам оптической коррекции. Простейшими из них являются лупы. Наиболее охотно при чтении и рассматривании картинок дети пользуются 4-х кратными лупами. Иногда детям старшего возраста назначают телескопические очки, которые состоят из оптической системы, дающей увеличение в 1,8 раза. При работе с телескопическими очками для чтения можно дополнительно пользоваться насадками с разным увеличением. Подбор телескопических очков производится в специальных лабораториях при глазных лечебных учреждениях. Если ребенку были назначены те или иные оптические средства, необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался ими и содержал их в чистоте.
При некоторых состояниях глаз, прежде всего при афакии, которая, как правило, сопровождается амблиопией, очень полезны специальные тренировочные упражнения. Таким детям в кабинетах при поликлиниках назначают лечение засветками. Помимо аппаратного лечения в домашних условиях следует проводить специальные тренировочные упражнения. Для этого с помощью «наклейки» выключают из акта зрения один (лучший) глаз. Наклейку можно сделать из 2-4 слоев марли, вырезанных в форме овала, размером 5Х8 см и прикрепить лейкопластырем к коже вокруг глаза. Повязку следует менять ежедневно. В качестве тренировочных упражнений ребенку предлагается одним глазом рассматривать предметы на таком расстоянии, на котором он может распознать их. Вначале следует ему предъявлять яркие предметы, затем, окрашенные в более светлые тона. В целях развития зрения полезно составлять фигуры из мозаики, раскрашивать красками или цветными карандашами крупные рисунки. Величина предметов, предназначенных для рассматривания и расстояние, с которого они различаются, должны быть подобраны так, чтобы занятия были сопряжены для ребенка с определенным усилием глаз. Следует иметь в виду, что эти упражнения не должны быть утомительными для детей. Не стоит заниматься, если ребенок капризничает, чем-то расстроен, плохо себя чувствует. Упражнения должны быть для него интересными и занимательными. Поэтому характер занятий следует менять. Как часто должен заниматься ребенок, и какова продолжительность занятий, а также, какие упражнения следует ему делать, рекомендует врач. проводя тренировочные занятия и заклейку глаза, необходимо периодически (не реже 1 раза в 2 недели) проверять зрение у глазного врача.
В целях охраны остаточного зрения большое значение имеет создание благоприятных гигиенических условий как в тех детских учреждениях, где находится ребенок, так и дома. Оптимальные условия внешней среды способствуют снижению утомления детей, повышают общую работоспособность, положительно влияют на развитие всего организма, на совершенствование их органов и систем, в том числе и зрительной. Среди гигиенических мероприятий для детей с остаточным зрением особенно большое значение имеет создание рационального освещения. Свет является специфическим раздражителем для глаз и основой зрительных ощущений.
Лучшим видом освещения считается дневной свет. Он наиболее благоприятен для зрения. К тому же дневной свет оказывает благотворное влияние на физиологические процессы организма. Особенно нуждаются в дневном, естественном освещении дети с недостатками зрения. Поэтому, в помещении, где находится ребенок, использование этого вида освещения должно быть максимальным. Стол, за которым занимается ребенок, следует поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны. Естественное, дневное освещение не является постоянной величиной. Она меняется в течение дня, зависит от времени года, состояния облачности и т.д. На уровень естественной освещенности оказывает большое влияние и ориентация окон. Ориентация окон на юго-восток и восток обеспечивает более высокий уровень дневного освещения и дает возможность более высокого использования солнечного света. В целях максимального проникновения солнечного света необходимо следить, чтобы на подоконниках не стояли высокие комнатные цветы, аквариумы и другие предметы, мешающие прохождению световых лучей. Не рекомендуется закрывать окна занавесками, особенно верхнюю их часть, через которую проникает наибольшее количество света. Для устранения слепящего действия света в солнечный день окна следует завешивать светлыми занавесками, расположенными по краям оконного проема. Очень важно следить за чистотой застекленной поверхности окон, так как загрязненные, запыленные окна в значительной мере мешают проникновению солнечных лучей, снижая освещенность до 40%. Немалое влияние на уровень естественной освещенности оказывает также окраска потолка, стен, мебели. Для лучшего отражения света эти поверхности следует окрашивать в светлые тона: потолок, оконные проемы – в белый цвет; стены – в светло-песочный, светло-салатный, разные оттенки желтого цвета; для мебели предпочтителен светло-зеленый и цвет натурального дерева. При оформлении помещения, где большую часть времени проводит ребенок, не следует увлекаться развешиванием на стенах ярких и пестрых украшений, особенно на стене, находящейся напротив окна, которая в наибольшей степени отражает световые лучи. Если дневного света оказывается недостаточно (при наступлении сумерек, при большой облачности в пасмурный день), в дополнение к естественному, прибегают к искусственному освещению. При этом смешанного освещения боятся не следует. Оно не вредно.
При пользовании искусственным освещением необходимо стремиться, чтобы комната была хорошо освещена, особенно уголок, где играет ребенок, или стол, за которым он читает, пишет, рассматривает картинки. В этих случаях, наряду с общим освещением, надо включать настольную лампу. Лампу мощностью в 60 ватт следует располагать слева и несколько впереди, так, чтобы во время письма или рисования рука ребенка не заслоняла падающий свет. Светильник должен быть снабжен абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Надо следить, чтобы свет от настольной лампы равномерно освещал рабочую поверхность стола. Для детей с остаточным зрением, которые при выполнении зрительных работ вынуждены очень низко наклоняться, целесообразно использовать светильники на гибких подставках. Это дает возможность изменить высоту стояния источника света от рабочей поверхности, так, чтобы максимально осветить ее и избежать затемнения тетради или книги из-за низкого наклона головы ребенка. Иногда поверхность стола покрывают стеклом. Этого делать не следует, т.к. лучи света, отраженные от него, создавая излишний блеск, мешают зрению. Если стол имеет полированную поверхность, во время занятий ее рекомендуется покрыть листом зеленой матовой бумаги.
В целях облегчения зрительного восприятия и уменьшения напряжения глаз необходимо следить, чтобы наглядные пособия, рисунки были контрастными и четкими. Книги, напечатанные мелким шрифтом, на бумаге низкого качества, не следует разрешать читать детям. Бумага, используемая для письма и рисования, не должна просвечиваться и быть глянцевой. Писать на такой бумаге для глаз утомительно.
Картинки, которые рассматривают дети, особенно младшего возраста, желательно, чтобы были без длинных деталей. Большое значение имеет их цветное оформление. Цветовые изображения лучше воспринимаются. При этом лучшими считаются те цвета, которые ближе к естественным. Важное значение для облегчения зрительной работы имеют и другие письменные принадлежности: карандаш, ручка. Рекомендуется карандаш с мягким стержнем и ручки, дающие четкий штрих.
В какой степени во время занятий использовать остаточное зрение – решает врач, учитывая характер заболевания глаз, состояние важнейших зрительных функций, течение патологического процесса. Только он может дать рекомендации, как использовать имеющееся зрение: для кратковременного чтения и письма, рассматривания крупных предметов или только для ориентации.
Большое значение для сохранения здоровья и зрения детей имеет соблюдение режима дня в целом. Организация четкого режима является одним из условий нормального развития ребенка. В четком режиме нуждаются дети любого возраста. Однако, при составлении режима дня необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные особенности. Необходимо точно установить время сна, утреннего подъема, приема пищи, подготовки домашних заданий, пребывания на свежем воздухе и т.д.
Особое внимание в режиме дня детей следует уделять их физическому воспитанию. Физическая культура является решающим условием гармоничного развития детского организма и одним из основных средств предупреждения ряда заболеваний в детском возрасте. Для детей с глубокими нарушениями зрения физическое воспитание имеет корригирующее значение. Оно является важным средством по преодолению ряда недостатков в их двигательной системе: способствует лучшей координации движений, улучшает ритм, скорость и точность движений и т.д.
Физическое воспитание детей должно включать утреннюю гимнастику, занятия физкультурой в школе, подвижные и спортивные игры в течение дня. Очень полезны для детей походы за город, плавание, ходьба на лыжах. Родители должны быть активными организаторами физического воспитания своих детей. Однако во всех случаях занятия физкультурой необходимо согласовать с врачом-окулистом, т.к. при некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая осложненная близорукость, афакия, подвывих хрусталика, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны упражнения, связанные с резкими и длительными наклонами головы, подъемом тяжестей, сотрясением тела, резкими прыжками и т.д. Об этом родителям надлежит помнить также при привлечении детей к домашним работам, к работе на огороде, в саду.
Мы остановились лишь в самых общих чертах основных мероприятий, направленных на охрану зрения, выполнение которых особенно необходимо, если в семье находится ребенок с тяжелыми зрительными расстройствами. Вся работа по охране зрения должна проводиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, с учетом состояния его здоровья и зрения. Наибольшей эффективности в охране остаточного зрения возможно добиться совместными усилиями врачей, педагогов, воспитателей и родителей.