Что означает лошадь в русской культуре
Образ коня в славянской культуре
На протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые значимые символы, знаки и образы, чтобы отразиться в мифах, легендах, сказках, да и во всем традиционном укладе. Все это складывалось в особое, уникальное миропонимание, которое сегодня отличает все славяно-арийские народы.
Образ коня в славянской культуре занимает особое место. Прежде всего, стоить отметить, что в славянском «Сварожем Круге» священным животным одного из чертогов является Конь – Бог покровитель Купала, и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое. Так, наши Предки связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Этот символ по праву считается одним из самых древних, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах, кровли домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток резные доски с навершием в виде конской головы. Подобные изображения мы найдем на прялках, гребнях, женских украшениях (серьги, «коньковые» подвески).
Кони в традиции славян – спутники Богов, их упоминают в самых древних заговорах, им посвящено несметное количество загадок, пословиц и поговорок.
Удивительным образом до наших дней сохранились самые архаические заговоры:
Не лишним будет напомнить, что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.
В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря (Денница) ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными.
Считалось, что утренняя роса, наделенная магическим свойствами, исчезает с восходом Солнца, потому что ее выпивают небесные кобылицы, которых часто сравнивали с быстрокрылыми птицами. Нельзя не упомянуть и Единорога, который в древнеславянских преданиях носит имя Индрика-Зверя. обитающего на священном Алатыре.
Отдельный культурный пласт – обереги, изображающие конские головы или фигуры, особенно часто мы их встречаем в вышивке, где красные или рыжие солнечные скакуны находятся по обе стороны то от Богини Макошь, то от Рожаницы, то от Мирового Древа.
Конек на кровле традиционной избы символизировал Солнце, он охранял сам дом, и его хозяев от темных сил.
Обережной силой обладали также конская упряжь и подковы. До сих пор мы вешаем над дверью подковы «на счастье». Конскую упряжь и даже хлысты в древности считали действенным средством от змей.
Образ коня в русских ремёслах
Всадник, Северная прялочное донце, собрание Царицинского музея
Коню приписывают только добрые качества в народной символике, потому наверно он так популярен
Что символизирует конь
Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коней, а следовательно, этот образ был важен древним славянам.
Мотив коня на полотенце, Тотемский уезд
В Верхнем Поволжье, в Междуречье, Прикамье и других областях, конь занимал ведущее место в стаде домашнего скота.
По мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.
Утром Солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями. Вечером Солнце продолжает свой путь под землей, по воде.
Нередко конь предстаёт в народных легендах охранителем, или показателем кладов. Он, то в виде «паршивого жеребёнка» покажется, которого гонят, а зря: он на клад укажет. То конём ретивым от клада отгоняет.
Красный конь с утицей, мезенская роспись
В Костромской области и сейчас можно увидеть на крышах деревенских домов в Солигаличском, Галичском, Буйском районах деревянные коньки, венчающие передние концы верхних слёг.
В мифологии финно-угров конь — это священное животное Солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.
Конь в русских ремёслах
В разных видах народного искусства, будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или роспись — можно найти образ коня или лошадки.
Нижегородская карета
Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».
Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся этот образ в сочетании с женской фигурой или птицей.
В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров.
В дымке коник так же очень любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.
В росписях северных народов можно встретить образ коня на прялках, коробах, туесах. Нередко коня сопровождает утица. Бравые всадники восседают на конях часто красного, оранжевого цвета.
Дымковские всадники
В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской, нижегородской, городецкой. Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и маленькие. На колёсиках и качалки.
В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.
Романушка, упряжка, романовская игрушка
Часто можно встретить старинные ковши и чаши в виде коня. Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов.
День коня
В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:
«Ой, дак в народе — те праздник — от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост — от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было, миленькая, вот эдак паря»
Полкан
Образ «дядьки с туловом бородатого человека, на том месте, где у коня шея и голова, с туловищем и ногами коня. Эдакий «кентавр по-русски». Он связан с солнечным культом.
Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.
Обычно полкан был « стар матёр человек» и редко изображался молодцем.
Фольклор
Много в народе поговорок, песен, сказок, поверий, связанных с конём.
В сказках конь чаще всего — верный и преданный друг. Его наделяют волшебными качествами. Конь-вихрь, Крылатый конь, Конь-огонь, Вещая каурка, которые могут поднять под облака и подсказать путнику как поступить.
В песнях кони так же наделяются вещими качествами. Они — символ верности, надёжности.
Что означает лошадь в русской культуре
Введение.
Постановка проблемы.
В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» одними из главных помощников героя становятся кони – быстрые, смелые, могучие. У П.П. Ершова в сказке «Конёк-горбунок» сивка-бурка мудр и предусмотрителен. Однако же фразеологизмы, связанные в нашем сознании с образом коня, «да тут ещё и конь невалялся», «пахать как ломовая лошадь», «бред сивой кобылы» имеют в определённом смысле негативный оттенок значения. В чём же дело? Почему конь, бывший на протяжении многих столетий верным спутником человека, воспринимается нами сегодня неоднозначно? В чём загадка образа этого животного, чью голову помещали и на коньке крыши, и на носовой части корабля, и на лёгких быстроходных коньках для катания на льду, этого таинственного существа, ставшего символом поэзии?
Обоснование актуальности темы.
Задачи исследования:
выяснить значение и происхождение слов: «лошадь», «конь», проанализировать фразеологизмы русского языка,
выяснить значение образа лошади в фольклоре,
определить роль лошади в народных обрядах;
исследовать важность образа лошади в произведениях русской литературы.
Краткий обзор используемой литературы и источников.
Использованная литература, в частности «Этимологический словарь» Макса Фасмера, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, материалы краеведческого музея, является признанным и авторитетным источником информации. Следовательно, выводы, сделанные относительно значения образа лошади на основе изучения данной литературы, можно признавать научно обоснованными.
Степень изученности данного вопроса.
Вопрос о значении образа лошади в жизни и языке русского человека изучен недостаточно. Многочисленные данные разбросаны по различным источникам, и исследовательская работа ставит своей целью объединить разрозненные сведения об использовании образа лошади как многогранного символа.
Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Мною был проведён опрос 50 человек, среди которых были учащиеся школы, учителя и родители. При ответе на вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами конь, лошадь и т.п.?» большинство опрошенных (80%) упомянули быстроту как главное качество лошади, и, как следствие: конный спорт, скачки, верховую езду, бег, наездников, всадников, скорость. У 60% опрошенных возникли ассоциации с природой и волей: овес, степь, вольное животное, деревня, луг, табун лошадей, грива, красота, грация, жеребёнок. Всего лишь 30% вспомнили о том, что лошадь всегда была, в первую очередь, помощником и соратником человека. У них возникли такие ассоциации, как седло, упряжка, конюшня, стойло, сбруя, труженица, помощник, выносливое животное. Наименьшее количество людей (10%) посмотрели на лошадь с научной или художественной точки зрения: они вспомнили о трёх богатырях и о том, что лошадь – парнокопытное животное. Проанализировав результаты, я сделала вывод, что взгляд на лошадь с художественной или научной точки зрения недостаточно разработан и заслуживает внимания.
Методы исследования:
изучение художественной и научно – популярной литературы,
систематизация и обобщение информации, лингвистический анализ.
Объект исследования: лошадь.
Предмет исследования: история взаимоотношений этноса и природы, народные обряды, традиционная вышивка, фразеологизмы русского языка, литературные произведения, в которых присутствует образ лошади.
Практическая значимость: исследование может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях, оно привлекает внимание к изучению современного русского языка. В ходе работы я изучила информацию, представленную в словарях и энциклопедиях, тексты художественной литературы, школьные учебники.
Гипотеза: Лошадь – давний верный спутник жизни человека, это сложный и многогранный символ. Различные толкования образа лошади объединяет то, что человек и лошадь легко находят общий язык, лошадь всегда готова прийти человеку на помощь.
2. Основная часть.
1) Происхождение слов «конь», «лошадь»
2) Значение синонимов к слову «лошадь»
Изучив различные синонимы, я выяснила, что они употребляются для указания на масть лошади (белоножка, белогривка), место выведения породы (анхитерий, аргамак, мустанг), а также на принадлежность к тяжеловозам или верховым (битюг, иноходец). Некоторые названия лошадей пришли в нашу речь из истории (Буцефал), или литературы (Росинант). Существуют также просторечные синонимы, используемые в разговорной речи: коняга, кляча, лошаденка, лошадка, лошадушка (народно-поэтическое), савраска, скакун. Приведу значения некоторых из названных синонимов.
3) О сходстве значений имён литературных героев «Сивка – бурка вещая каурка» и «Карагёз»
Извечной мечтой человека было перемещение в пространстве и по воздуху с большой скоростью. До изобретения двигателей эта мечта воплощалась именно в образе волшебного коня. Народная фантазия создала образы лошадей мифических, обладающихневероятными способностями, и в первую очередь необычайной быстротой или даже крыльями. Сивка-бурка вещая (вещий) кау́рка – создание русского фольклора, в волшебных сказках это персонаж-помощник: конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место.
Моя догадка подтвердилась. Выбор Лермонтовым имени лошади в соответствии с мастью был неслучаен. Но во всех ли словах часть «кара» означает чёрный? Оказалось, что нет.
4) Образ лошади в русском танце. Этимологическое сходство слов «карагод» и «хоровод»
Действительно, такое значение слова корогод подтверждают и строки из стихотворения Есенина «За рекой горят огни. »: «А у наших у ворот// Пляшет девок корогод». Вместе с тем «Словарь русских говоров» указывает и многие другие значения слова корогод – «праздничное сборище людей», «укладка снопов из десяти бабок».
Первая часть слова карагод (кoрoгод), это общеславянское слово «коло» (круг). У южных славян хоровод с таким же исполнением и значением называется «коло» (круг). Здесь нужно только учесть известную редукцию р/л, а так же переход коро— в кара— в диалектной акающей языковой среде. Значит, в данном случае происхождение корня кара- общеславянское.
5)О лошади в художественных произведениях
Во многих художественных произведениях русских классиков описываются отношения человека и лошади. В поэме «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов создаёт образ доброй трудолюбивой лошадки, настоящего друга маленького мужичка: «Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок». В строках сквозит взаимное тепло и забота мальчика и лошади, жизнь которых не мыслима друг без друга. Уменьшительно-ласкательный суффикс –к- создаёт ощущение дружеского общения и взаимовыручки между героями, а также, возможно, говорит том, что лошадка была небольшой. Указания же на скорость совершения действия, выраженного глаголом: «поднимается медленно в гору» и на количество поклажи, выраженное зависимым словом в причастном обороте «везущая хворосту воз» дают представление о том, насколько непростая была работа у трудолюбивой лошадки-помощницы.
Эту тему подхватывает и продолжает В.В. Маяковский, воспевая взаимопонимание человека и лошади в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Здесь противопоставлено добро в лице лирического героя стихотворения и зло в образе смеющейся толпы зевак. В стихотворении поэт последовательно и настойчиво проводит параллель между человеком и лошадью. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Но неожиданно упавшая, «потерянная» лошадь получает поддержку. Поэт показывает, как трудно, но абсолютно необходимо найти в себе силы встать, не обращая внимания на насмешки и унижения со стороны тех, кому безразлична твоя судьба.
Рассказы К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» и «Сивый мерин» наполнены душевным теплом, они оба имеют счастливый конец. В рассказах речь идёт о лошадях, которые уже не могли полноценно работать. «Мне казалось, что если мерин о чем-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. Что он слышал за всю свою жизнь? Одни только несправедливые окрики: «Куда, дьявол!», «Заелся на хозяйских хлебах!» Благодарности не было. А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой яблоками и капустой («Сивый мерин»).
Для русских писателей-классиков отношение к лошадям явилось мерилом человечности, милосердия, великодушия. Среди общей массы людской жестокости и эгоизма обязательно находились люди, считавшие своим долгом заботиться о лошадях из благодарности за их долгую трудовую жизнь.
А в рассказе «Теплый хлеб» мельник Панкрат, вылечивший и раненого коня, и жестокого, равнодушного мальчика Фильку, наотмашь ударившего по губам коня, пришедшего за хлебом:
6) Происхождение фразеологизма «Пахать как ломовая лошадь»
Значение фразеологизма «Пахать как ломовая лошадь» кажется достаточно прозрачным. Слово ломовой значит «занимающийся перевозкой тяжестей». Поэтому фразеологизм обычно используют для характеристики женщины (или группы лиц), несущей на себе бремя тяжёлой, изнурительной физической или умственной работы и отличающейся особым упорством, выносливостью и усердием в труде. В основе образа лежит метафора, уподобляющая человека, занимающегося тяжёлой, изнурительной работой, деятельностью, требующей больших усилий домашнему животному-тяжеловозу (лошади, приспособленной для перевозки тяжёлых грузов). Образ фразеологизма связан с мифологическими представлениями о лошади как о животном, символизирующем трудолюбие, выносливость, энергию, силу. Языковая тайна выражения заключается в его происхождении и изменении исконного значения слова «пахать».
Каково же происхождение и первоначальное значение слова «пахать»? Славянские языки дают такие параллели: чеш. рáсhаti «делать, учинять (обычно о дурных поступках)», диал. «пасти скот», словац. рaáсhаt «совершать (преступление)», ст.-польск. расhаć «совершать», «пахать». Русский этнограф Д. К. Зеленин писал, что первоначально в восточнославянских говорах глагол «пахать» обозначал такую вспашку, когда пахотное орудие «…увлекает взрыхленную рассыпавшуюся при проведении землю вместе с собою, точь в точь как веник или метла загребает подметаемый сор и… сметает». Это вроде бы говорит о первичности значения «мести». Однако если мы обратимся к древнерусским памятникам, то увидим, что в них глагол «пахать» часто употребляется в значении «расчищать землю от кустов и деревьев, подготавливая ее под пашню»: и пашет те пустоши, орет и сено косит (XVII век), а черной лес пахать (1589), и тех лесов… не пахати (1589). О сходных значениях говорят и диалектные данные: пахать смольё «надрубать хвойное дерево для получения смолы» (арханг., вологд.). У латышского слова puost «чистить, убирать, наряжать» есть характерное употребление в сочетаниях типа mežu puost «корчевать, вырубать лес (для пашни)».
И лишь во вторую очередь это слово означает «Орать (ору, орешь, лат. os, оris?), кричать благим матом, реветь, зевать, гаркать во все горло, горланить, надсаживаться криком. Кто-то орет на улице, не то пьяный, не то караул кричат!»
Глагол орать образован от индоевропейского корня *аr∂-. Он имеет соответствия во всех славянских языках: чеш. orati, слвц. orat’, польск. orać, оrzе, укр. орати, болг. ора, ст.-слав. орати. В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве (И. п. мн. ч. от ратай)’. Тогда по русской земле редко ратаеве кикахуть… [покрикивали]. Можно вспомнить и крылатое выражение из Библии (Книга пророка Исайи): «…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве. Поскольку лошадь использовалась именно для обработки земли, можно сделать вывод, что фразеологизм «пахать как ломовая лошадь» не исконно русский. Он появился позднее, когда значения слов «пахать» и «орать» сблизились, и стали употребляться как синонимы.
Примеры использования фразеологизма я нашла в газетах и литературных произведениях.
7) Топонимы Старого Оскола, связанные с использованием образа лошади
Особенностью слободы Ездоцкой было наличие ипподрома. В прекрасном живописном месте, на Ездоцком лугу состязались породистые лошади. Конезаводчиком и владельцем ипподрома был Илларион Владимирович Поляков, до самозабвения любивший лошадей. Оскольские рысаки гремели на всю округу, брали призы в Харькове, Воронеже, Киеве. Ипподром работал и в первые годы советской власти. 1 мая, 7 ноября происходили скачки на ипподроме, играл духовой оркестр, проходили праздничные мероприятия.
3.Заключение. В данной исследовательской работе через использование фольклорного материала и художественных произведений мною показано, какую важную роль играли и играют лошади в жизни человека. Хорошо написал о лошадях в пьесе «На дне» Максим Горький: «Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека».
Список литературы:
Абросимова, Д. Лошадь в русских обрядах, верованиях, фольклоре [Электронный ресурс] http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/117/9108.html
Войнова, Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — Изд-во: Русский язык, 1986 г.; 4-е изд., стереотип.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание)
Конь [Электронный ресурс] http://www.symbolarium.ru/
Кротова, В.Н., Собинникова, В.И. Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка. – Воронеж, 1987.
Лермонтов, М.Ю. «Герой нашего времени» (любое издание)
Лиханов, А. А.«Русские мальчики» «Кикимора» (любое издание)
Маяковский, В.В. «Хорошее отношение к лошадям» (любое издание)
Некрасов, Н.А. Поэма «Крестьянские дети», «Под жестокой рукой человека» (любое издание)
Паустовский, К.Г. «Сивый мерин», «Теплый хлеб» (любое издание)
Пушкин, А.С. Песнь о вещем Олеге (любое издание)
Токмакова, О.С. Оппозиция танков и карагодов в традиции Курско-Белгородского пограничья Народная культура и проблемы ее изучения Вып 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/559-oppozitsija-tankov.htm
Успенский, Л.В. Слово о словах. Эврика– М.: Молодая гвардия, 1979. 240 с.илл.
Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. — Т. 4. — 860 с. — ISBN 5170185502.
«Большой словарь иностранных слов».- Издательство «ИДДК», 2007.
Лошадь – символ и тотем
Благородное и стремительное существо, лошадь является одним из распространенных позитивных символов, талисманов, амулетов. Этот образ активен во многих символических системах, использующих животные тотемы. Давайте разберем его подробнее.
Навигация по статье
Кони и лошади в мифологии
Мифологический характер этого животного связан с божествами непосредственно. Конь может выступать зооморфным образом самого солнечного божества, или какого то его аспекта – лучей, восхода или рассвета, скорости движения и пр.
По всему миру в легендах живут и здравствуют солнечные боги и их небесные кони, запряженные в божественные упряжки и ассоциируемые с солнечными лучами. Часто используются образы утренней и вечерней зари как пары коней-близнецов (Ашвины, Диоскуры и др.).
Более подробно об этом читайте в статье «Боги Солнца».
Эта аналогия проявляется в дуальной паре, превратившись в белого и черного коней Белобога и Чернобога в славянской мифологии.
Белый или огненный цвета приписывались всем божественным существам, в том числе зооморфным, занятым борьбой со злом, поэтому цвет коня – является определяющим.
Например змееборец Святой Георгий – изображается на белом коне. Черный всадник, на черном скакуне – символ ночи, темных сил, служитель мрака, предвещает беды и смерти.
В китайской культуре архетип лошади означает стремительность в развитии событий и в достижении целей. Тут надо понимать, что это значение утвердилось издавна, когда самым быстрым способом перемещения была верховая езда и наиболее скорыми считались транспортные средства, запряженные лошадьми.
В современном мире это отношение к скакунам вылилось в меру мощности автомобильного двигателя, оцениваемую в «лошадиных силах».
Можно выделить отдельные аспекты, которые часто встречаются в мифологии различных народов:
Сделаем краткий вывод о том смысле лошадиной символики, которую донесли до нас легенды:
Фразеологизмы и их смысл
Укрощение дикого коня – культурное овладение солнечным принципом, разумное включение индивидуальности, творческого потока человека в общую жизненную стратегию.
Посадить на коня – момент инициации мальчика, с этого момент он начинает свой путь мужчины, воина. Отсюда пошли лошадки: детская качающаяся игрушка или элемент карусели.
Быть на коне – уверенность человека в себе, демонстрация этой уверенности окружающим. Главное – не переводить это ощущение в гордыню, а то недолго и «свалиться с коня».
Принц на белом коне – мечта девушки или женщины об идеальном возлюбленном, который прискачет однажды и полностью изменит ее жизнь (разумеется к лучшему!).
Троянский конь – Солнца, «пораженное» Меркурием, хитрость внутри благородного солнечного образа.
Темная лошадка – кто-то, о чьих свойствах и возможностях, мы пока не знаем, от него можно ожидать чего угодно, любого проявления и сюрприза.
Пегас, крылатый конь – символ творческой индивидуальности и возвышенного вдохновения.
Кентавр – лошадь с человеческим торсом, соединяет в себе тело животного и сверхчеловеческую мудрость. Самый знаменитый кентавр – Хирон, мыслитель и целитель, воспитавший многих греческих героев.
Единорог – лошадь с рожком на лбу, в этом образе присутствуют все позитивные конские качества, плюсом идет волшебная способность использовать магию. Может быть признаком удивительных событий, которые входят в жизнь человека.
Символы коня – смысл и значение
Лошадиная символика больше всего подходит людям, которые:
В зависимости от нюансов исполнения образа (например в тату, на картине, в украшении и т.п.), символ коня может означать:
Уздечка и подкова – талисманы
Уздечка – означает, что вы способны сами управлять своей силой и энергией, что вы достаточно умелы и организованы чтобы воплотить свои желания и достичь своих жизненных целей.
Лучше, если вы сами себе купите такой талисман, не принимайте его от других людей – значение такого подарка: ограничить вас, подчинить своим целям.
Подкова – символ счастья и удачи, особенно если вы ее «случайно» находите.
В таком случае, подкову можно воспринимать как знак:
Тотем
Человек, имеющий конский тотем, обладает мощной природной энергией, его можно назвать «пассионарием» — его сила способна менять мир и течение событий.
Он физически сильный, могучий, дюжий, любит двигаться, скорости. Характеристика относится и к женщинам – это те дамы, про которых говорят «коня на скаку остановят»…
Внешне человек может иметь густую гриву волос, мощные ноги, широкие крепкие бедра, удлиненное лицо, крупные зубы (тип лица, которое называют «лошадиным»).
Мужчина – жеребец, яркий, часто любит спорт, особенно связанный с бегом, верховой ездой, гонками. Обладает высокой сексуальностью, мощной потенцией, выносливостью.
Так как конский тотем в первую очередь зависит от масти, то рассмотрим подробнее его мужские разновидности в зависимости от цвета волос человека:
Блондин — при всем его внешнем превосходстве и личной силе, его любят и умеют использовать другие люди. Он часто нуждается в руководстве или ведении, для бизнеса – ему нужен амбициозный и прагматичный деловой партнер, иначе он будет всю жизнь вкалывать на кого-то, а не на себя. В отношениях – верный и постоянный, все будет делать для партнеров, для жены и детей.
Брюнет – самый мрачный из лошадиных типов, хорошо проявляет себя как руководитель низшего и среднего звена, отличный «двигатель прогресса». Может быть для других той самой «темной лошадкой», способной обойти на повороте соперников. Его проявления могут казаться другим странными, эксцентричными. Склонен «отбиваться от табуна». Имеет проблемы с близкими людьми – может покидать и дом и семью. Но потом его накроет ностальгия – и он вернется.
Рыжий (золотистый блондин, каштановые волосы) – идеален в творческих профессиях, обладает силой воли и харизмой, способен вести за собой. Любвеобилен и оптимистичен, но в личных отношениях азартен и непредсказуем, может бросаться из стороны в сторону.
Женщина – красива по-особенному, привлекает своей энергетикой, но не обладает глубиной, в ней как бы нет «второго дна», отсутствует «изюминка»-загадка. Достаточно открытая и искренняя, проста в общении, не честолюбива, вряд ли способна на кокетство или интриги.
Ей сложно что-то организовывать потому что стихийно устроена: не заморачивается, живо реагирует на непосредственные стимулы, захотела – сделала, не захотела – не сделала.
В юности больше всего ценит свою свободу и независимость, спокойно сходится с мужчинами, спокойно уходит от них.
Во взрослом возрасте — склонна превращаться в ломовую лошадь, которая тянет на себе все: работу, семью, детей («я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик»). Отдых находит в путешествиях, обожает туризм и связанные с ним — спорт и компании.
Если ваш основной тотем – конь или лошадь, то вам необходимо ощущать и постоянно использовать свою энергию, жить здесь и сейчас.
Сначала для вас важно – просто любить, бегать, петь, танцевать, проявляться свободно и непосредственно. Почувствовать – на что вы способны.
Помните, что ваша сексуальная энергия – волшебная сила и мощный двигатель, который используется в разных сферах вашей жизни.
Чуть позже – необходимо учиться быть более осознанным и постигать свою индивидуальность, включать ваши творческие способности в социум.
Почаще задавайте себе вопрос: «для кого я это делаю?», учитесь выражать свое подлинное Я.
Делитесь своей силой и энергией с партнерами, которые глубже и разумнее вас, которые умеют лучше вас работать с информацией, более стратегически мыслят.
Научитесь использовать мудрость годовых солнечных циклов в своей жизни, это поможет сохранить вашу природную силу до преклонного возраста.
Знаки в сновидениях
Обращайте внимание на появление образа лошади/коня в снах — на их состояние, поведение.
Он может сигналить вам о необходимости проявлять сейчас свою стихийную силу и выходить из неких ограничений, которые были на вас наложены – самостоятельно или жизненными обстоятельствами.
Возможно пришло время двигаться, включать собственную энергию в более грандиозные проекты и задачи, — особенно если вы видите лошадь в стойле, клетке, так или иначе привязанную.
Если во сне лошадь слабая и страдающая, это свидетельствует о том, что ваша психическая энергия или эмоции находятся в таком же состоянии. Вам нужно более серьезно отнестись к своим личным нуждам или будут неприятности.
Проверьте – может быть в вашей жизни накопились факторы, которые не позволяют вашей силе течь легко и свободно. Осознайте их, освободитесь от тех, которые уже не работают на вас. Не ограничивайте себя убеждениями и ожиданиями других людей.
Может быть образом коня — ваша сексуальная энергия напоминает о себе, о необходимости активной реализации.
Черный конь во сне может представлять собой часть «я-тени» или часть вашей личности, которую вы обычно предпочитаете скрывать.
Белый цвет связан с повышением вашего настроения или духовных устремлений, возможно что наступает период развития интуиции.
Лошадь, которая во сне говорит человеческим языком – очевидно, это проявление вашего Тотема, как духовного наставника. Он принес вам сообщение от вашего бессознательного.
Подковы во сне — являются символом удачных обстоятельств, признаком того, что удача уже на пути к решению вопросов, касающихся личного здоровья, отношений и, возможно, бизнеса.
Слушайте себя, реагируйте на те чувства и эмоции, которые этот образ в вас вызывает, и решение придет.