Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Из Википедии — свободной энциклопедии

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (нем. Proletarier aller Länder, vereinigt Euch! ) — один из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов. Впервые был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии»:

Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

В 1920 году Коммунистический Интернационал издал для народов Востока такой лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!». По этому вопросу В. И. Ленин заметил [1] :

Конечно, с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, с точки зрения теперешней политики это верно.

Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами.

Источник

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Этот вопрос нередко возникает на собраниях, на которых выступают левые. Он не случаен потому, что буржуазная печать внушает населению, что пролетариат уже исчез, нет вроде теперь и рабочего класса, а возник класс «эффективных собственников» и общество все больше заполняется довольным собой и окружением «средним классом».

Немного истории. К моменту созревания взглядов основателей научного коммунизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а это были 40-е годы XIX века, в ряде европейских государств уже существовали немногочисленные рабочие организации, преимущественно находящиеся под влиянием утопического социализма. Одна из них, Союз справедливых, имевшая свои отделения в Париже и Лондоне, понимая необходимость полноценного идейного перевооружения, не раз приглашала Маркса и Энгельса в свои ряды. Когда выяснилась готовность лондонских руководителей Союза к его реорганизации, те дали согласие. Произошло это в феврале 1847 года, а в июне состоялся конгресс, который переименовал Союз справедливых в Союз коммунистов и принял новый Устав. Конгресс отказался от прежнего неопределенного девиза «Все люди братья!

Впервые в печатном виде этот призыв появился на титуле «пробного номера» издания «Коммунистический журнал» (Kommunistische Zeitschrift), выпущенного на немецком языке в сентябре того же года. Продолжения, из-за отсутствия средств, издание не имело. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал всемирно известным и повсюду признанным с момента выхода в свет написанного Марксом и Энгельсом в декабре 1847 – январе 1848 года «Манифеста Коммунистической партии».

Несомненный интерес представляет передовая статья упомянутого журнала, содержащая ряд исходных программных установок Союза коммунистов. Особенно это важно для начинающих, ибо возрождаясь на здоровой не догматизированной и не обюрокраченной основе, коммунистическое движение вынуждено повторять и некоторые свои «детские» шаги.

* * *

Коммунистический журнал

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

№ 1. Лондон, сентябрь 1847. Цена 2 пенса

Содержание: — Введение. — План гражданина относительно эмиграции. — Прусский ландтаг и пролетариат в Пруссии и вообще в Германии. — Немецкие эмигранты. — Политическое и социальное обозрение.

ВВЕДЕНИЕ

Нам обещали свое содействие ученые и рабочие, однако мы все еще колебались, опасаясь, что в ближайшее уже время у нас не хватит необходимых на продолжение органа денежных средств. Наконец, было сделано предложение обзавестись собственной типографией, чтобы таким образом обеспечить основываемый журнал. Была открыта подписка, члены обоих просветительных обществ для рабочих в Лондоне сделали все, что они в силах были сделать, и даже больше того, и в короткий срок было собрано 25 фунтов стерлингов. С такими деньгами мы взялись за дело и дали знать в Германию, чтобы нам прислали нужные шрифты; наборщики из наших союзов работали бесплатно. И вот мы выпускаем первый номер нашего журнала. Некоторая поддержка с континента обеспечила бы его существование. У нас не хватает еще печатного станка, и как только в нашем распоряжении окажется необходимая для его покупки сумма, типография наша будет вполне оборудована, и мы будем в состоянии печатать в ней, кроме журнала, еще и брошюры в защиту пролетариата. Так как мы решили действовать наверняка, то, разослав этот пробный номер, мы переждем и посмотрим, какие средства притекут к нам со стороны, прежде чем продолжать наше издание. К концу года мы надеемся получить нужные сведения, и тогда вырешится, будет ли выходить журнал раз в две недели или раз в неделю. Для ежемесячного выхода его было бы, пожалуй, достаточно поддержки одного Лондона. Цена каждого номера покамест определена в 2 пенса, 4 су, 2 зильбергроша или 6 крейцеров. Но как только число подписчиков подымется до двух тысяч, цену можно будет значительно понизить.

Ну, а теперь, пролетарии, очередь за вами! Присылайте нам статьи, подписывайтесь на журнал, если только вы в состоянии сделать это, распространяйте его, где только можно. Дело идет о защите святого, правого дела, справедливости против несправедливости, дела угнетенных против угнетателей; мы ведем борьбу за правду против суеверия, против лжи. За то, что мы тут делаем, мы не хотим награды, не хотим оплаты, потому что мы исполняем лишь свой долг. Пролетарии, если вы хотите быть свободными, то пробудитесь от вашего сна и сомкнитесь крепко воедино! Человечество требует от каждого, чтобы он исполнял свой долг.

Пролетарии!

Прежде всего, мы дадим здесь краткое объяснение этого слова, с которым мы обращаемся к вам, так как многим из вас, возможно, и неизвестно происхождение его и значение.

В пору могущества римского государства, когда оно приближалось к высшему пункту своей цивилизации, граждане его распадались на два класса: имущих и неимущих. Имущие платили государству прямые налоги, а неимущие отдавали ему своих детей, которые шли на то, чтобы защищать богатых, и должны были проливать свою кровь на бесчисленных полях сражений, чтобы еще более увеличить могущество и достояние имущего класса. Proles по-латыни означало детей, потомство; пролетарии составляли, стало быть, класс граждан, которые не обладали ничем, кроме своих рук да детей.

Мы называем наш орган «Коммунистическим журналом», потому что мы убеждены и знаем, что это освобождение может быть достигнуто только путем полного преобразования ныне существующих отношений собственности, словом, что оно может осуществиться только в обществе, основанном на коммунизме. Мы предполагали вставить здесь краткое и для всех понятное исповедание веры коммунизма, и проект его уже написан. Но так как оно должно служить в будущем путеводной нитью для нашей пропаганды и, стало быть, имеет чрезвычайную важность, то мы сочли своим долгом сначала послать этот проект нашим друзьям на континенте, чтобы выслушать на этот счет их мнение. И как только мы получим ответы от наших друзей, мы напечатаем их в следующем номере со всеми необходимыми изменениями и дополнениями.

Коммунистическое движение многими понимается до такой степени превратно, другими оно намеренно до такой степени искажается и поносится, что мы принуждены все-таки сказать и здесь несколько слов о нем, поскольку мы его знаем и принимаем в нем участие. Мы ограничимся, главным образом, тем, что заявим здесь, чем мы не являемся. Такое отмежевание наперед отметет многое из той клеветы, которою мы, вероятно, были бы встречены.

Мы не педанты системы, мы по опыту знаем, как бессмысленно спорить и ломать себе голову насчет учреждений, которые должны быть устроены в будущем обществе, оставляя в то же время без внимания все средства, которые могли бы привести нас к этому обществу. Предоставим философам и ученым строить системы для устроения будущего общества, мы считаем это и хорошим и полезным. Но если бы мы, пролетарии, стали совершенно серьезно спорить об устройстве мастерских, о форме управления в грядущем коммунистическом обществе, если бы начали ссориться по поводу покроя одежды или лучшего способа очистки уборных и т. п., то мы стали бы попросту смешны и по праву заслужили бы кличку непрактических мечтателей, которую так часто прилагали к нам. Задача нашего поколения – разыскать и доставить строительные материалы, потребные для постройки нового здания; а построить его – это уже задача будущих поколений, и мы можем быть спокойны – в строителях недостатка не будет.

Мы не из тех коммунистов, которые всего хотят достигнуть любовью. Мы не проливаем горьких слез при лунном свете над несчастиями человечества и не замираем затем в восторженном восклицании при мысли о золотом будущем. Мы знаем, наше время серьезно, мы знаем, оно требует от каждого напряжения всех его сил, и мы знаем, что эти грезы о любви не что иное, как своего рода духовное самоослабление, лишающее каждого, кто предается им, всякой дееспособности.

Мы не из тех коммунистов, которые верят, что коммунистический строй может, словно по щучьему велению, быть введен немедленно после победоносно проведенной борьбы с врагами его. Мы знаем, что человечество не делает прыжков, а лишь шаг за шагом подвигается вперед. Не можем мы с вечера на утро перейти из негармонического общества в гармоническое; для этого понадобится, смотря по обстоятельствам, более или менее продолжительный переходный период. Лишь постепенно может быть преобразована частная собственность в общественную.

Мы не из тех коммунистов, которые хотели бы уничтожить личную свободу и превратить весь мир в одну большую казарму или в один большой рабочий дом. Разумеется, есть коммунисты, которые не стесняются и отрицают и хотят уничтожить свободу личности, которая, по их мнению, мешает общественной гармонии; но у нас нет никакой охоты покупать равенство ценой свободы. Мы убеждены, и в следующих номерах мы постараемся доказать это, что ни в каком обществе свобода личности не может быть больше, чем в том, которое будет построено на основе коммунизма.

Мы сказали теперь, кем мы не являемся; в нашем исповедании веры мы скажем, кто мы такие и чего мы хотим. Нам остается еще только направить несколько слов к пролетариям, принадлежащим к другим политическим и социальным партиям. Все мы боремся против современного общества, угнетающего нас и заставляющего нас томиться в страданиях; но вместо того, чтобы подумать об этом и объединиться, мы, к сожалению, слишком часто ведем борьбу между собою, к великому удовольствию наших угнетателей. И вместо того, чтобы, объединившись, всем вместе взяться за дело и установить демократическое государство, в котором бы каждая партия могла пытаться словом и печатью склонить на свою сторону большинство, мы ссоримся по поводу того, что должно произойти и чему не должно быть места, когда мы окажемся победителями. Нам невольно вспоминается при этом басня об охотниках, которые передрались между собою из-за шкуры медведя еще раньше, чем увидали его. В настоящее время поистине пора нам прекратить наши споры и вражду и подать друг другу руки для общей нашей защиты. Но чтобы это могло случиться, писатели, принадлежащие к различным партиям, должны перестать оспаривать чужие мнения с крайним ожесточением, осыпая их сторонников самою грубою руганью. Мы, со своей стороны, уважаем всякого человека, будь это аристократ или пиетист, лишь бы у него было свое мнение, которое он и защищает со всем упорством и решительностью, так как считает его правильным. Мы не даем пощады лишь тому, кто, под маской какой-нибудь социальной партии или религии, имеет в виду лишь свое собственное грязное я. Обязанность всякого честного человека разоблачать по возможности скорее таких лицемеров, выставив их во всей их отвратительной наготе к позорному столбу. Кто-нибудь может защищать и ошибочное мнение, но пока он считает его справедливым и честно стоит под его знаменем, его нельзя презирать.

В заключение прибавим, что на столбцах нашего журнала не будет места ни для сведения личных счетов, ни для восхваления отдельных лиц, исполняющих свой долг. Но мы приглашаем всех угнетенных и обиженных пролетариев обращаться к нам, и мы немедленно выступим на защиту их, предав имена угнетателей суду и проклятию общественного мнения, перед лицом которого начинают уже трепетать и самые закоснелые тираны.

От редакции: Мы не предлагаем научное комментирование этого текста, которое ввиду его более чем полуторавекового возраста и колоссальных перемен в мире заняло бы много места, но обращаем внимание читателя на его непреходящее нравственное звучание. Консолидация труда в противовес натиску капитала не утратила и не могла утратить своей актуальности. Ее участники и формы не могли не измениться и менялись много раз. Но никакая пропаганда «эффективного собственника» и «среднего класса», положение которых на рынке к тому же подчас весьма неустойчиво, «консенсуса» работодателя и наемного работника при допускаемом обществом контрасте сверхбогатства, с одной стороны, безработицы и нищеты – с другой, не отменяет необходимости все более тесного единения работников производительного и творческого труда, умственного и физического.

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Пролетарий. Происхождение слова

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Французы во времена «Великой революции» уже начали использовать термин «пролетариат», обозначая им всех праздных людей, которые свободно прожигают жизнь, их не беспокоит завтрашний день. Ф. Энгельс, один из основоположников марксисткой теории, в 1847 г. «облагородил» термин, задал его новую политическую направленность, вывел новое смысловое содержание. В интерпретации Энгельса пролетарий стал честным тружеником, трудящимся, готовым продавать свою силу, но не имеющим материальной базы для собственного бизнеса. С тех пор значение слова «пролетариат» осталось неизменным, во времена Великой Октябрьской Социалистической Революции в России оно звучало гордо. А во времена существования СССР было на слуху и на виду у всех советских граждан.

Объединяйтесь или соединяйтесь?

Кто сказал «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» впервые? Давайте разберемся в этом вопросе. Работая совместно над написанием «Манифеста коммунистической партии», К. Маркс и Ф. Энгельс вписали туда лозунг, ставший позднее всенародным: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Причем так слова звучат в произвольном переводе на русский язык. Как говорить правильно? «Пролетарии всех стран, объединяйтесь?» или «соединяйтесь?». В немецком слово vereinigt означает «объединяться», «соединяться». То есть можно говорить обе версии перевода. Так что, существует два варианта концовки марксистского призыва: «объединяйтесь» и «соединяйтесь».

Пролетарии и единство

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Лозунг и символы государства

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Этот лозунг был повсюду

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Татьяна Руденко

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Источник

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (нем. Proletarier aller Länder, vereinigt euch! ) — один из самых известных коммунистических лозунгов. Впервые был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» [1] :

Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

В 1920 году Коммунистический Интернационал издал для народов Востока такой лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!». По этому вопросу В. И. Ленин заметил [2] :

Конечно, с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, но с точки зрения теперешней политики это верно.

Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами.

Содержание

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923—36 надпись на гербе СССР делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937—40 на 11 языках, в 1940—56 — на 16, с 1956 — на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза является герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» даётся на языке автономной республики.

Ещё в 1923 году Центральный Исполнительный Комитет СССР определил главные элементы государственных символов Советского Союза: солнце, серп и молот, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Девиз изображался на партийных билетах, шапках газет, банкнотах СССР, некоторых орденах, на титульных листах изданий по вопросам истории и текущей политики КПСС и международного коммунистического движения. В шапке газеты «Известия» девиз публиковался на всех языках союзных республик.

На других языках

Полужирным шрифтом выделены присутствовавшие в разное время на гербе СССР.

Источник

Под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Газета «Правда» об истории интернациональной борьбы

Бессмертный «Манифест Коммунистической партии» завершался, как известно, строчкой-призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Через 16 лет вышел ещё один манифест, созданный тоже Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и заканчивавшийся тем же призывом. Это был «Манифест Международного товарищества рабочих».

Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Смотреть картинку Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Картинка про Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь. Фото Что означает лозунг маркса пролетарии всех стран объединяйтесь

Новый документ означал, что великий клич основоположников научного коммунизма начал новую жизнь. Международное пролетарское единение обрастало организационной плотью. В истории массового рабочего движения впервые появился международный орган сплочения пролетариата всех капиталистических стран, их совместной согласованной борьбы. Он получил название «Международное товарищество рабочих».

На пути к I Интернационалу

Что изменилось за 16 лет, прошедших после того, как был написан «Манифест Коммунистической партии», если появилась пролетарская организация принципиально нового типа? В чём её новизна? Пожалуй, современный читатель отметит прежде всего её международный характер: не случайно же её куда чаще называют и в исторических трудах, и в обиходной речи I Интернационалом.

Но такое утверждение не совсем соответствует действительности.

Уже «Союз справедливых» (он был создан в 1836 году в Париже немецкими эмигрантами из числа ремесленников, превратившихся в пролетариев) имел весьма заметные черты международной организации, а к моменту преобразования в Союз коммунистов в июне 1847 года он имел свои ячейки в нескольких европейских странах. На II конгрессе Союза коммунистов, проходившем в конце 1847 года в Лондоне, были делегаты из Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Польши. Так, Карл Маркс был делегатом брюссельской общины, а Фридрих Энгельс — парижской. И призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не был утопией, а опирался на организационно-политическую реальность середины XIX столетия.

Более того, собрание в Лондоне, состоявшееся 24 сентября 1864 года и провозгласившее Международное товарищество рабочих, можно считать в определённом смысле неожиданным. Считается, что поводом для собрания в лондонском Сент-Мартинс-холле представителей в основном немецких и французских рабочих было стремление выразить протест против подавления европейскими державами — прежде всего правительством России «царя-освободителя» Александра II — польского национально-освободительного восстания. Это, во-первых.

Во-вторых, там собрались люди разных идейных позиций. В очерке «Маркс, Генрих Карл», написанном к 10-летию со дня смерти своего великого друга, Ф. Энгельс вспоминал, что Джузеппе Мадзини (буржуазный демократ, один из вождей национально-освободительного движения в Италии; в 1871 году активно выступал против Парижской коммуны и I Интернационала) пытался склонить собравшихся «на сторону провозглашённой им мистической, проникнутой духом заговорщичества демократии с выдвинутым им лозунгом «Бог и народ».

В том же очерке Ф. Энгельс подчёркивал: «Но одно несомненно: среди всех участников был только один человек, который ясно понимал, что происходит и что нужно основать: это был тот человек, который ещё в 1848 году бросил в мир призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Итак, 150 лет назад, 24 сентября 1864 года, было провозглашено Международное товарищество рабочих (кстати, Ф. Энгельс и в очерке о своём друге-единомышленнике, и в других работах постоянно называет это Товарищество I Интернационалом).

На старте нового подъёма

«Манифест Коммунистической партии» был написан накануне начала европейской революции 1848—1851 годов. Это была программа действий рабочего класса в эпоху революционных перемен. В пору, когда озон буржуазных революций уже определил атмосферу Франции, Австрии, Германии, Венгрии, Италии, это произведение Маркса и Энгельса указывало ориентир — перевод этих революций в буржуазно-демократические с перспективой последующего взятия власти пролетариатом. Поскольку развитие капитализма в странах Западной Европы находилось примерно на одном уровне, то и революционный процесс набирал силу одновременно. А чтобы умножить в нём силы пролетариата, необходимо было международное объединение рабочих, осознавших историческую обречённость всевластия частной собственности, а себя — антагонистами капитала.

Но революция середины XIX века сумела обеспечить удовлетворение интересов только буржуазии. Пролетариат был подавлен победившим миром чистогана. В предисловии к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии», вышедшего в 1890 году, Ф. Энгельс писал: «Манифест» имел свою собственную судьбу. При своём появлении он был (как это доказывают переводы, отмеченные в первом предисловии) восторженно встречен тогда ещё немногочисленным авангардом научного социализма, но вскоре был оттеснён на задний план реакцией, начавшейся вслед за поражением парижских рабочих в июне 1848 г., и, наконец, осуждением кёльнских коммунистов в ноябре 1852 г. был «на законном основании» объявлен вне закона. Связанное с февральской революцией (1848 года. — В.Т.) рабочее движение исчезло с общественной арены, а вместе с ним отошёл на задний план и «Манифест».

В середине столетия буржуазия была ещё молода и энергична, а пролетариат как особый класс, осознавший своё непримиримое отношение к капиталу, едва переходил из подросткового возраста к юности. В таких условиях превращение буржуазно-демократической революции в пролетарскую ещё невозможно. Тем не менее страх буржуазии перед рабочим классом был уже огромен.

Она впервые в истории устроила судилище над коммунистами. Судила их за убеждения, за неприятие капиталистического мироустройства. И уже тот первый процесс над коммунистами в октябре—ноябре 1853 года продемонстрировал приёмы борьбы капитала со своими идейными противниками: сфабрикованная полицейскими агентами «подлинная книга протоколов» заседаний Центрального Комитета Союза коммунистов, выкраденные полицией бумаги у исключённых из Союза коммунистов-сектантов авангардистского склада, лжесвидетельства, провокации организаторов процесса. Так закладывались методы, обогащённые нацистами в Лейпцигском процессе над Георгием Димитровым, в казнях без суда Эрнста Тельмана и Юлиуса Фучика и многих тысяч коммунистов из многих стран Европы.

Кёльнский процесс, когда семь коммунистов в результате подлогов были приговорены к заточению в крепости, стал трагическим и героическим завершением деятельности Союза коммунистов.

После этого приговора «призрак коммунизма» 12 лет не бродил по Европе, а скрывался в дальних закутках заводских и фабричных цехов. Но в 1864 году этот «призрак» снова мощно заявил о себе. В течение этой восьмой части столетия крот истории упорно делал своё дело.

Во-первых, рост производительных сил с неумолимостью, с одной стороны, требовал формирования рабочего класса, с другой — собственники средств производства, покупая рабочую силу пролетария, ставили его в унизительные, нечеловеческие условия. В «Учредительном манифесте Международного товарищества рабочих» К. Маркс писал, что «ни усовершенствование машин, ни применение науки к производству, ни улучшение средств сообщений, ни новые колонии, ни эмиграция, ни новые рынки, ни свободная торговля, ни всё это вместе взятое не устранит нищеты трудящихся масс; что на современной порочной основе всякое дальнейшее развитие производительной силы труда неизбежно углубляет общественные контрасты и обостряет общественные антагонизмы».

Во-вторых, чем сильнее росла капиталистическая эксплуатация труда, тем мощнее становился протест против жизнеустройства, основанного на угнетении наёмной рабочей силы владельцами средств производства. Следовательно, на смену реакции неизбежно приходит период подъёма пролетарского движения. И в предисловии к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» Энгельс указывает: «Когда рабочий класс Европы опять достаточно окреп для нового наступления на власть господствующих классов, возникло Международное товарищество рабочих».

Классовый союз рабочих

Далее в этой работе Фридрих Энгельс концентрирует внимание читателей на цели Товарищества. Он особо подчёркивает, что она состояла в том, чтобы «объединить в одну великую армию весь борющийся рабочий класс Европы и Америки». Первый Интернационал был не союзом политических партий рабочего класса (их попросту ещё не существовало), а международным классовым рабочим союзом. Бурная индустриализация порождала специфическое противоречие. С одной стороны, закончилось время идеологически строгого, но малочисленного Союза коммунистов, с другой — рабочий класс был ещё не готов сформировать свои массовые политические партии. Это противоречие можно было продуктивно разрешить только одним путём: энергично и последовательно помочь рабочему классу осознать свои коренные интересы и их несовместимость, их антагонизм с интересами и целями буржуазии.

Энгельс откровенно указывает: Международное товарищество рабочих «не могло отправляться непосредственно от принципов, изложенных в «Манифесте». Оно должно было иметь такую программу, которая не закрывала бы дверей перед английскими тред-юнионами, французскими, бельгийскими, итальянскими и испанскими прудонистами и немецкими лассальянцами. Такая программа — мотивировочная часть к Уставу Интернационала — была написана Марксом с мастерством, которое должны были признать даже Бакунин и анархисты».

Но нет более нелепого предположения, что в 1864 году Маркс и Энгельс проявляли идеологическую беззаботность, потакали сохранению идейной мешанины в рабочем движении. Энгельс подчёркивает прямо противоположное: «Здесь Маркс всецело полагается на интеллектуальное развитие рабочего класса, которое должно было явиться неизбежным плодом совместных действий и обмена мнений».

Пожалуй, приведённое положение Энгельса страдает неоправданной скромностью. Маркс (вместе с Энгельсом) занимал чрезвычайно активную позицию по внесению социалистического сознания в пролетарские массы.

Прежде всего надо отметить, что мотивировочная часть «Примерного Устава Товарищества» недвусмысленно исходит из диалектико-материалистического понимания классовой борьбы как локомотива истории. «Освобождение рабочего класса должно быть завоёвано самим рабочим классом» — именно с этих ключевых слов начинается Устав. Их глубинный материалистический смысл подтверждён практикой и потому не вызывает у пролетариев возражений или сомнений. Но Маркс не пытается упростить историческую задачу. Он следом выдвигает тезис, который и сегодня даже среди части партийной интеллигенции осознаётся с большим трудом: «Борьба за освобождение рабочего класса означает борьбу не за классовые привилегии и монополии, а за равные права и обязанности и за уничтожение всякого классового господства».

Чтобы принять эту перспективу, надо полностью освободиться от мелкобуржуазных предрассудков, надо вытравить из глубин собственного сознания и поведения мещанское поклонение частной собственности, привилегиям, роскоши хотя бы в ограниченных размерах. Ведь не случайно среди части большевиков существовал культ аскетизма: это было суровое средство выполоть поклонение привилегиям правящего класса, даже когда он — пролетариат. А Маркс, нетерпимый к звонкой фразе, соглашается на предложенный некоторыми членами Временного комитета Товарищества в общем-то, по его мнению, декларативный пункт (из 40 первоначально предложенных пунктов Маркс оставил лишь 10 и был поддержан единогласно) — он помогает вести тонкую работу по формированию пролетария-революционера: «…долгом человека требовать прав человека и гражданина не только для себя самого, но и для всякого человека, выполняющего свои обязанности. Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав».

Этим стратегическим целям подчинены тактические задачи Товарищества. Вот первая из них: «Настоящее Товарищество основано для того, чтобы служить центром сношений и сотрудничества между рабочими обществами, существующими в различных странах и преследующими одинаковую цель, а именно — защиту, развитие и полное освобождение рабочего класса».

Классовая солидарность — вот глубинный смысл Интернационала. Эту мысль Карл Маркс проводит через весь Устав. В его 6-м пункте предусмотрено: «Центральный совет служит международным органом, осуществляющим связь между различными сотрудничающими обществами, добиваясь. чтобы вопросы, поднятые в одном обществе, но представляющие общий интерес, обсуждались всеми и чтобы в тех случаях, когда требуются немедленные практические меры, например, в случае международных конфликтов, все общества, входящие в Товарищество, действовали одновременно и согласованно».

Карл Маркс и сам последовательно опирался на этот Устав. Об этом свидетельствует, например, «Инструкция делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам». Родоначальник научного коммунизма в ней снова подчёркивает главную задачу союза: «Международное Товарищество Рабочих ставит своей целью объединить, направив в общее русло, стихийное движение рабочего класса». Классовый интерес для Маркса существеннее и значимее партийного. И это при том, что он энергично содействует формированию рабочих партий и прекрасно понимает их роль. Но в Уставе он подчёркивает, что «экономическое освобождение рабочего класса есть, следовательно, великая цель, которой всякое политическое движение должно быть подчинено как средство» (выделено мной. — В.Т.).

В этой «Инструкции», пожалуй, впервые поставлены ключевые вопросы рабочего движения, которые и сегодня остаются предметом его борьбы. Вот лишь некоторые из них:

— борьба за 8-часовой рабочий день, который необходим «как для восстановления здоровья и физической силы рабочего класса, который составляет основной костяк каждого народа, так и для обеспечения рабочим возможности умственного развития, дружеского общения между собой, социальной и политической деятельности»;

— существенное место профсоюзов в классовой борьбе, так как «разобщённость рабочих создаётся и продолжает существовать вследствие неизбежной конкуренции между ними самими». Маркс особо отмечает, что профсоюзы «важны как организованная сила для уничтожения самой системы наёмного труда и власти капитала»;

— «противодействие проискам капиталистов, всегда готовых в случае стачек и локаутов злоупотреблять услугами иностранных рабочих, используя их как орудие против местных рабочих. Одна из великих задач Товарищества — добиться того, чтобы рабочие различных стран не только чувствовали, но и действовали как братья и товарищи, борющиеся за своё освобождение в единой армии».

В 1874 году Международное товарищество рабочих было распущено. Ф. Энгельс, подводя итоги его деятельности, писал: «Когда Интернационал прекратил своё существование, рабочий класс был уже совсем иным, чем при основании его в 1864 году». Эстафету у I Интернационала приняли «национальные» рабочие партии, которые с конца 1860-х годов начали действовать в большинстве ведущих капиталистических стран.

Но когда сегодня знакомишься с историей Международного товарищества рабочих, то невозможно освободиться от мысли, что его опыт, его уроки, его достижения чрезвычайно актуальны для современных коммунистов. Первый Интернационал просуществовал всего-то 10 лет, но это было десятилетие удивительных достижений исторического масштаба.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *