Что означает махрам в исламе в переводе
Кто такие махрамы?
Махрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.
Итак, махрамами для женщин являются кровные родственники:
1. Отец, дедушка, прадедушка…;
2. Родной брат, брат по отцу, брат по матери;
3. Сын, потомки сына и дочери;
4. Племянник и его потомки;
Необходимо знать, что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям продолжается бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников. К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и т. д., но махрамом не является сын дяди.
Махрамами считаются и родственники по молочному родству:
1. Муж молочной матери и его отец…
2. Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери или мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочной матери, а также молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.
3. Молочный сын и его потомки.
4. Молочный племянник и его потомки.
5. Молочный дядя, дедушка и т. д.
Нелегко разобраться в молочном родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери становится дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличие от кровного родства. Близкие родственники молочной матери становятся близкими родственниками (махрамами) вскормленному молоком ребенку. Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.
Условия, при которых начинается молочное родство: ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должен быть старше двух лет. После соблюдения этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины равным ее кровному сыну.
Махрамами становятся и после брачного родства.
1. Сын мужа и его потомство.
2. Свекр – отец мужа становится близким родственником (махрамом).
3. Муж матери, муж бабушки и т. д.
4. Зять – муж дочери, внука, правнука и т. д.
Прикосновение ко всем остальным мужчинам является запретным, а по мазхабу имама Шафии, омовение женщины и мужчины в этом случае становится недействительным. Несмотря на это в некоторых дагестанских селах считается нормой здороваться за руку с мужчиной, начиная с двоюродных братьев и других односельчан. Если же праведная женщина отказывается здороваться, таким образом, то ее высмеивают, мол, что боишься, воды тебе не хватит для омовения. Воды то хватит, но это является запретным действием, а за сознательное совершение запретного мы будем держать ответ перед Всевышним.
С теми родственниками, которых мы здесь перечислили, женщине можно отправляться в хадж, путешествие, советоваться по каким-то вопросам, находиться в доме и т. д.
Из книги «Покорная Богу или послушная дьяволу?»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махрамы, кто они?
Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.
Постоянный запрет
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
1. По причине КРОВНОГО родства,
2. По причине женитьбы,
3. По причине грудного вскармливания.
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
1. Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
2. Дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
3. Сестра родная, либо сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
4. Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери),
5. Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или матери),
6. Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
7. Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)
Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.
Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:
1. Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:
وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)
1. Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:
وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)
И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.
1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:
وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)
1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:
وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ (سورة النساء آية 23)
Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.
Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.
Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (мир ему и благословение) присоединяются остальные пять. И это:
1. Молочная мать, её мать и т.д.
Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.
Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.
О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)
1. Дочь молочного брата,
2. Дочь молочной сестры,
3. Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),
4. Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),
5. Молочная дочь (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь молочным отцом).
Также кормлением грудью при женитьбе становятся махрамами:
1. Молочная мать жены, т.е. та, которая кормила твою жену,
2. Молочная дочь жены, т.е. та, которая кормилась у твоей жены,
3. Жена молочного отца,
4. Жена молочного сына, т.е. жена того, который кормился у твоей жены.
Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.
Временный запрет
2. Объединять в браке женщину и её тетю (будь то со стороны отца или матери), племянницей (т.е. дочерью её сестры или брата, дочерьми их обоих (т.е. её сестры и брата), сыновей и дочерей.
Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.
Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат запрещает жениться:
1. Дочь мужа матери,
2. Мать мужа матери,
3. Мать жены отца,
4. Дочь жены отца,
5. Дочь мужа дочери,
6. Мать мужа дочери,
7. Мать жены сына,
8. Дочь жены сына,
9. Жена пасынка (жена сына одного из супругов),
10. Жена отчима (жена мужа матери),
11. Падчерица его ребёнка (дочь жены его рёбенка).
Махрам (ислам)
Содержание
Махрам (араб. محرم — запретный, имеющий доступ в гарем, родственник) [1] — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие.
Категории
Категории женщин, для которых мужчина является махрамом определены в 22 и 23 аятах суры «Женщины».
Следующие категории женщин также являются махрамами, но брак с этими женщинами может стать возможным в случае развода с женой или в случае ее смерти. :
Интимные отношения
Вступление в интимные отношения с женщиной из любой из вышеперечисленных категорий расценивается как прелюбодеяние (зина). Половая близость по ошибке (в результате неверно оформленного брака) влечёт за собой все те же последствия, что и брак.
Суннизм
Шафииты и маликиты разрешают мужчине жениться на дочери, рождённой от прелюбодеяния, так как с формальной юридической точки зрения она не является его махрамом и не имеет право ни на содержание, ни на наследование. Однако в ханафитском, джафаритском и ханбалитском мазхабе такой брак запрещён точно так же, как женитьба на дочери, рождённой в законном браке в силу факта биологического родства и запрета на кровосмешение, существующего в Шариате.
Согласно ханбалитскому и ханафитскому фикху, в случае, если мужчина совершил прелюбодеяние с матерью жены или если сын совершил прелюбодеяние с женой отца, жена в таком случае станет навечно запретной для своего мужа. Но шафииты и джафариты не считают, что прелюбодеяние такого рода влечёт за собой подобные последствия; маликиты же разошлись во мнениях относительно таких случаев (одни учёные склоняются к ханафитской, другие к шафиитской точке зрения).
Шиизм
Кто является махрамом (запретной женщиной) для мужчины мусульманина?
Передают, со слов ‘Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на (Умму Яхья) дочери Абу Ихаба бин ‘Азиза к нему пришла одна женщина (черная рабыня) и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укбу, и ту, на ком он женился!» (В одной версии сказано: «(В ответ) ей ‘Укба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» (В еще одной версии сказано: «И я послал к семье Абу Ихаба, чтоб спросить их. Они ответили: «Мы не знаем о том, что она кормила нашу дочь»). А затем он верхом отправился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину и задал ему вопрос. (Я сказал: «Я женился на такой-то, дочери такого-то. И к нам пришла черная женщина и сказала мне, что она кормила нас обоих. И она лжет».) После этого Пророк отвернулся от него. И Укъба подошел к нему о стороны лица и сказал: «Она лжет». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся) и сказал: «Как же так, ведь она считает, что она кормила вас обоих? (В другой версии сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано (, что она твоя молочная сестра)?! Оставь ее“. И (после этого) ‘Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека»).
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
Знаешь ли ты, кто является для тебя махрамом? Т.е. на ком тебе никогда нельзя жениться. С кем можно находится наедине, снимать перед тобой хиджаб и выходить в путь? Этих женщин очень много!
Те, которые являются запретными НАВСЕГДА
Те, кто запретен по причине родства
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ ﴾
«Вам запретны ваши матери» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…ваши дочери…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…ваши сестры…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…ваши тетки со стороны отца…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…ваши тетки со стороны матери…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…дочери брата…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
«…дочери сестры…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
Те, кто запретен по причине кормления
На эту 21 категорию указывают слова Всевышнего:
﴿ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ ﴾
«Ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры» Сура «ан-Ниса», аят 23.
Также хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Запрещено в связи с кормлением грудью то, что в связи с кровным родством» Муслим.
Важные замечания, связанные с вопросом кормления:
Представим, что Ахмад сын Ибрахима, является молочным братом Фатимы.
Условия кормления:
Кормление должно быть пятикратным. Каждый раз досыта. Признаком сытости является то, что ребенок оторвет своей рот от груди. Как на это указывает хадис ’Айши, да будет доволен е. Аллах: «Из того, что было ниспослано в Коране десятикратное кормление, делающее (ребенка) запретным. Затем это было отменено на известное пятикратное кормление. После чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер и постановление остановилось на этом» Муслим.
Чтобы кормление было до наступления двух лет, по лунному календарю, т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет кормления после двух лет» ад-Даракутни.
Те, кто запретен по причине вступления в родственные отношения путем брака
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ وَلاَ تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاء ﴾
«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы» Сура «ан-Ниса», аят 22.
На это указывают слова Всевышнего:
«…матери ваших жен…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ ﴾
«…ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха…» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ ﴾
«…а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц» Сура «ан-Ниса», аят 23.
Те, которые являются запретными ВРЕМЕННО
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ ﴾
«Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах» Сура «ан-Ниса», аят 23.
На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, он рассказывал о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Недозволенно объединять (в браке) между женщиной и ее тетей, будь она со стороны отца или матери» аль-Бухари и Муслим.
﴿ فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ ﴾
«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему» Сура «ат-Таляк», аят 2.
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ الزَّانِي لَا يَنكِحُ إلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ ﴾
«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено» Сура «ан-Нур», аят 3.
На это указывают слова Всевышнего:
﴿ وَلاَ تَنكِحُواْ الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ ﴾
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» Сура «аль-Бакара», аят 221.
Махрам или не махрам?
Пребывание наедине мужчины и женщины
В Исламе запрещено пребывание наедине мужчины и женщины, которые не являются махрамами друг другу. Нарушение этого повеления может привести к таким грехам, как флирт и прелюбодеяние. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, на которой может жениться. Иначе третьим с ними будет шайтан».
В другом хадисе сказано: «Шайтан течёт в крови каждого из вас, как кровь, вне зависимости от вашей воли» (Тирмизи, «Рада», 16, 17).
Этот запрет Ислама касается как взаимоотношений родственников, так и получения образования и трудовой деятельности.
Взаимоотношения в кругу родственников
Ислам включает в запрет оставаться наедине с не являющимися махрамами друг другу мужчинами и женщинами сватов, детей дяди и тёти и других близких и дальних родственников. Ведь возможности, предоставляемые родством и отсутствие подозрений благоприятны для совершения греха.
Укба ибн Амир (радыяллаху анху) передаёт наставление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Опасайтесь приходить к женщине, рядом с которой нет махрама, и оставаться с ней наедине».
Сахабы уточнили, могут ли брат мужа и сыновья дяди оставаться наедине с нашими жёнами? Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил: «Подобное уединение так же опасно для семьи и нравственности, как и смерть» (Ат-Тадж, 2/329).
В Исламе посещение женщины, рядом с которой нет махрама, допустимо только с разрешения её мужа и группой людей.
Получение образования и работа
Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, которые могут вступить в брак друг с другом, касается получения образования и трудовой деятельности. Поэтому Ислам не приветствует совместное обучение достигших совершеннолетия юношей и девушек, а также работу мужчин и женщин в одном коллективе. Ибо повышается вероятность совершения запрещённых Исламом действий: обмен взглядами, прикосновения и пребывание наедине.
Ислам называет фардом получение женщинами образования и дозволенным действием работу, которая соответствует её природе. Но при этом категорически не одобряется смешение полов.
Обручение
Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, не являющихся махрамами, касается и обручённых пар. Согласно религиозным критериям, они ещё чужие друг другу, поэтому факт помолвки не делает дозволенным их пребывание наедине.
Порой обручённые пары желают, не совершая запретного, встречаться и общаться друг с другом, и совершают религиозный никях. После этого обручение становится браком, а физическая близость мужчины и женщины — дозволенной. Поэтому период обручения следует устанавливать коротким, а свадьбу организовывать вместе с никяхом.
Ислам также предостерегает от совершения поступков, которые могут привести к нарушению этого запрета.
■ Путешествие женщины в одиночестве
Ислам запрещает женщине отправляться в путь женщине без сопровождения махрамов — мужа, отца или брата — на расстояние более 90 километров. Эта цифра — примерная наименьшая длина путешествия, основанная на хадисах. Мусульманские учёные имеют разные мнения на этот счёт.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для женщины, которая верит в Аллаха и Судный день, не дозволено выходить в дорогу на расстояние одного дня пути без сопровождения махрама в лице отца, брата, дяди или сына» (Ибн Маджа, «Манасик»,7).
Этот запрет включает и Хадж. Женщина может совершить паломничество только в сопровождении мужа или другого махрама, так как основной целью при этом является защита женщины и её морали. Муджтахиды мазхаба Шафии считают, что группа достойных доверия женщин не менее трёх человек может совершить Хадж без сопровождения супругов или других махрамов. Они также считают, что при условии безопасности женщина может отправиться в паломничество и в одиночестве. Эту фетву можно применить и к любому путешествию. Но даже если дороги и безопасны, не следует забывать, что женщина без махрама может совершить нечто недозволенное или стать жертвой принуждения.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) передаёт предостережение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Пусть мужчина находится рядом с чужой женщиной, только если при ней есть махрам».
Один из сахабов тут же спросил: «Моя жена в одиночестве отправилась в Xадж. Я же записался в отряд, чтобы совершить военный поход. Что мне делать?»
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Немедленно отправляйся в путь. Догони её и соверши Xадж вместе со своей женой» (Ат-Тадж, 2/320, Муслим, 648).
■ Запрещено движение, где смешиваются мужчины и женщины
Ислам запрещает мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой. Ведь в таком случае исчезает чистота чувств и появляется возможность вступить в разговор друг с другом. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не позволял мужчине идти между двумя женщинами, а также мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой.
Хадис разъясняет этот запрет. «После коллективного намаза мужчины и женщины начали расходиться, смешавшись друг с другом. Увидев это, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к мусульманкам: «Вы подождите, ибо не подобает вам идти впереди мужчин и посередине дороги».
После этого повеления женщины стали ходить по краю дороги так, что их одежды задевали стены домов (Абу Давуд, «Адаб», 180).
■ Запрет смешиваться в толпе в мечетях
Сунна Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) призывает мусульманок участвовать в коллективной пятикратной молитве, пятничных, заупокойных (джаназа) и особенно в праздничных намазах. Но при этом, если женщина беременна или у неё месячные, её задерживают дети, нелёгкие домашние дела или же запрещают отец или муж, то лучше оставаться дома. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечети. Но пусть они знают, что оставаться дома для них лучше».
Ислам призывает женщин приходить в мечети и участвовать в коллективных намазах. Но им следует подчиняться определённым правилам поведения: отказаться от употребления благовониями, вставать на намаз позади мужчин и выходить из мечети раньше них. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Самый лучший ряд для женщины — последний, а самый неподобающий — первый» (Абу Давуд, «Салят», 97; Муснад, 3, 294).
■ Прикосновение друг к другу и обмен рукопожатиями
Ислам запрещает соприкосновение тела и рук посторонних мужчины и женщины. Так закрывается дорога к возможному прелюбодеянию. Когда в народных играх и танцах, похожих на сексуальные игры, мужчины и женщины касаются друг друга, это — харам.
Чужим мужчине и женщине запрещено обмениваться рукопожатиями с сексуальным желанием. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Руки тоже совершают грех. Прелюбодеяние рук — это прикосновение со сладострастием» ( Абу Давуд, 2153).
Но если обмениваются рукопожатиями между собой или с молодёжью люди, сексуальные желания которых угасли, в этом нет ничего предосудительного.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обменивался рукопожатиями только с пожилыми женщинами, так как это не является обязательным действием. Ислам делает недосягаемыми мужчин и женщин, которые не является супругами и махрамом, поэтому запрещены или признаны неподобающими прикосновения друг к другу, включая рукопожатия. Однажды к нему пришла группа женщин и спросила: «Ты примешь нашу присягу, держа нас за руки?»
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: Я не обмениваюсь рукопожатиями с женщинами. Слово, сказанное мною одной женщине, подобно сказанному для сотни» (Муснад, 4, 357).
Этот поступок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не указывает на явный запрет подобного действия. Поэтому рукопожатия без сексуальных желаний мы не можем оценить только как запрещенные. Кроме того, существует достоверный хадис: «Любая невольница Медины могла взять Посланника Аллаха за руку и привести его туда, куда он хотел» (Бухари, «Адаб», 61).
Но так как Ислам призывает избегать действий, которые могут привести к греху, то рекомендуется избегать обмена рукопожатиями посторонним мужчине и женщине, даже если при этом нет сладострастных помыслов (См. аль-Ан’ам, 6/108).
■ Ненужные разговоры мужчин и женщин, не являющихся махрамами
Ислам запрещает вести разговоры женщинам и мужчинам, не являющимся махрамами. Так Ислам препятствует возникновению греховных помыслов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление женщинам, принесшим присягу жить по Исламу: «Вы должны разговаривать только с теми мужчинами, которые являются вам махрамами» (Ибн Кясир, Мумтахина,12 (4/355).
Данный запрет не охватывает ситуации, когда общение необходимо, например, учёбу, торговые операции, ответ на заданный вопрос.