Что означает манера общения
Психологические особенности процесса общения. Общение как взаимодействие. Синтоническая модель общения
Читаем человека по характеру разговора и невербальным жестам
На какую тему собеседник говорит чаще всего?
Есть люди, которые всегда скатываются в какую-то проблематику, независимо от того, о чем был разговор. Говорили о похудении – она свела все к мужчинам-альфонсам; обсуждали политику, воспаленный зуб, погоду – и все равно человек подытожит разговор темой «все мужики – козлы». Это классика жанра: что болит, о том и говорим. Обратный пример – когда человек всеми возможными способами избегают неприятного разговора, старательно выбирая безопасные темы (игнорирует недавний конфликт, набранные кредиты, страшный диагноз). Своего рода это детский способ убегания от проблемы: если я не буду об этом думать, все наладится само собой. Естественно, это самообман.
Правила хороших манер
Что же нужно делать и как вести себя, чтобы не прослыть невежей? Основные правила этикета и хорошие манеры просты: быть сдержанным, доброжелательным, контролировать себя, и вести себя естественно.
Не нужно скрывать от всех, что вы что-то видите или пробуете впервые
Будет лучше, если вас научат это делать, чем прилюдно оконфузиться. Очень важно хорошо выглядеть, и здесь дело не в одежде. Недопустимо сидеть, широко расставив ноги, или положив лодыжку одной ноги на коленку другой, громко кричать и широко жестикулировать. Не жевать резинку во время разговора и не смотреть на часы или мобильный телефон. Не приходить без предупреждения в гости, если вы застанете людей в пижаме в неубранной комнате, неудобство будете чувствовать вы. Обязательно стучать в комнату, прежде, чем войти и неважно – это кабинет начальника или детская ребенка. Естественно нельзя читать чужие письма, а в современных условиях СМС, электронные сообщения. Не нужно разговаривать с полным ртом и, тем более, вытирать рот руками – воспользуйтесь салфеткой. Хорошие манеры для девушки – никогда не класть сумку на колени или на стол
Какие использует слова? Как строит предложения?
Если вы хотите понять, как человек относится к происходящему, глупо спрашивать его об этом напрямую, особенно если между вами нет 100 % доверия. В этом случае на любой ваш вопрос прозвучит социально одобряемый ответ по типу: «конечно, я люблю детей», «в любом деле выкладываюсь на все сто», «мой начальник – гений». На что же тогда смотреть? Нужно отслеживать, какова манера общения – уничижительная форма слов, сарказм, шуточки, чопорность, излишняя сухость или формализм.
Например, вы разговорились с коллегой на тему его увлечений. Он рассказывает вам о резьбе по дереву, и мелькают следующие фразы: «это чтобы время убить», «пустячок, пока нечем похвастаться». Фразы информативны! Задайте себе вопрос, почему человек считает свое хобби ерундой, стесняется его, обесценивает? Может быть, близкие не поддерживают его увлечений, не считаются с его личным пространством? Или жена убедила мужа, что резьбой занимаются только неудачники, а нормальные мужики ходят на рыбалку? Все это можно и нужно уточнять.
Кроме того, важно оценить, с какой позиции говорит человек – он объект или субъект своей истории? Проследите разницу предложений: «Мы развелись, потому что муж был слабовольным человеком, любил выпить. А я устала разгребать его проблемы». Или: «Было много слез и истерик, а потом развод. Выпивка и непутевые дружки его погубили». В первом случае человек осознает свою ответственность за происходящее, он сам создает свою реальность. Во втором он говорит из позиции жертвы, которая ни за что не отвечает и ничего не контролирует. Это как минимум говорит о психологической незрелости личности.
3.3. Манеры (стили) общения
Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.
Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.
В. А. КанКалик (1987) описал следующие стили общения:
«Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.
«Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.
«Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.
«Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формальноофициальные рамки.
«Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.
«Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательнопокровительственным тоном.
Манера общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус. Это хорошо подметил Н. В. Гоголь:
«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий. Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то. У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…» (Гоголь Н. В.
Избранное: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1973. Т. 2. С. 34).
Метки:автор, воздействие, возможности, возраст, высота, действительность, деятельность, женщины, интерес, контакт, личность, люди, мужчины, общение, особенности, отношения, партнер, поведение, разговор, различные, результат, речь, решение, связь, собеседник, социальное, стремление, характер, хорош
Посмотрите также
Tags: автор, воздействие, возможности, возраст, высота, действительность, деятельность, женщины, интерес, контакт, личность, люди, мужчины, общение, особенности, отношения, партнер, поведение, разговор, различные, результат, речь, решение, связь, собеседник, социальное, стремление, характер, хорош
Оцениваем невербальные жесты, эмоции, интонацию
Представим, что вы познакомились с девушкой и попросили ее рассказать о себе. Она долго и красочно описывала свое хобби, работу, кота Персика, при этом весело шутила, флиртовала. Но только речь зашла о родителях – и манера общения переменилась. Улыбка сошла с лица красотки, голос начал дрожать, она быстро съехала с темы. Почему это вызвало у нее такую живую реакцию? Причин может быть уйма. Непростые отношения с отцом, мама проедает мозг на тему «когда выйдешь замуж», кто-то из семьи тяжело болен, лишил ее наследства, испортил настроение прямо перед вашей встречей. А может, она просто волнуется о родителях или скучает, потому что далеко живет? Не стройте из себя Вангу, не придумывайте ответ за человека. Все, о чем вы можете сделать вывод: любое отклонение от шаблона, непривычные реакции, длительное молчание, смена интонации выдают напряжение в этой зоне, которое в будущем нужно уточнять.
Мимика и жесты
Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы. Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.
Что такое правила этикета
Понятие произошло от французского слова «etiquette», что означает совокупность общепринятых правил поведения, знание основ вежливости. Существует несколько основных видов этикета:
Правила хорошего тона для мужчин
Если представителю сильного пола дорога репутация в социуме, он всегда будет соблюдать умеренность в одежде. Шорты и футболки уместны на семейном ужине или во время загородного отдыха. Для неформальной обстановки подойдет спортивная или классическая одежда, а для деловых встреч требуется галстук и пиджак. Что касается хороших манер, то воспитанного мужчину не затруднит вежливый кивок в ответ на приветствие даже малознакомого человека. Как следует общаться с женщиной, начальством, родственниками будет рассмотрено ниже.
Современный этикет для женщин
Первое правило для женщины – это тактичность в любых ситуациях. Уроки этикета предполагают вести себя уважительно со всеми, будь то соседка, деловой партнер или уборщик подъезда. Если женщина любить шутить, то следует четко определять, в какой ситуации можно позволить шутку, а с кем нужно быть серьезной. Необходимо соблюдать культуру общения с противоположным полом. С мужчинами незнакомыми и знакомыми не следует флиртовать, заигрывать и строить глазки – это нарушение этикета. Вежливость предполагает простое общение без интриг, сплетен и слухов.
Нормы этикета для детей
Правила поведения в обществе существуют и для детей. От знаний, которые ребенок получит в детстве, будет зависеть дальнейшая успешность, карьера, окружение. Самые простые приемы освоения правил этикета – это чтение сказок, просмотр мультфильмов, использование настольных игр по данной тематике, напевание песен. Основное правило вежливости для ребенка – это уважение ко всем без исключения взрослым, детям, животным. Из этого уже плавно вытекают и все остальные.
Виды общения
Манера общения – это показатель воспитанности человека. Личность, которая умеет себя вести в обществе, демонстрирует свое хорошее воспитание и образование. Какие же существуют виды общения?
Что расскажет о человеке его манера общения?
О чем бы человек ни говорил, он всегда рассказывает о самом себе. Это вам подтвердит любой хороший психолог. Манера общения, эмоциональные реакции, интонации и тембр голоса служат лакмусовой бумажкой для выявления ценностей, интересов и взглядов на жизнь. Важно не просто слушать слова, а воспринимать человека комплексно со всеми его ужимками, словами-паразитами, привычками. Важно уметь читать информацию между строк.
Читаем человека по характеру разговора и невербальным жестам
1. На какую тему собеседник говорит чаще всего?
Есть люди, которые всегда скатываются в какую-то проблематику, независимо от того, о чем был разговор. Говорили о похудении – она свела все к мужчинам-альфонсам; обсуждали политику, воспаленный зуб, погоду – и все равно человек подытожит разговор темой «все мужики – козлы». Это классика жанра: что болит, о том и говорим. Обратный пример – когда человек всеми возможными способами избегают неприятного разговора, старательно выбирая безопасные темы (игнорирует недавний конфликт, набранные кредиты, страшный диагноз). Своего рода это детский способ убегания от проблемы: если я не буду об этом думать, все наладится само собой. Естественно, это самообман.
2. Какие использует слова? Как строит предложения?
Если вы хотите понять, как человек относится к происходящему, глупо спрашивать его об этом напрямую, особенно если между вами нет 100 % доверия. В этом случае на любой ваш вопрос прозвучит социально одобряемый ответ по типу: «конечно, я люблю детей», «в любом деле выкладываюсь на все сто», «мой начальник – гений». На что же тогда смотреть? Нужно отслеживать, какова манера общения – уничижительная форма слов, сарказм, шуточки, чопорность, излишняя сухость или формализм.
Например, вы разговорились с коллегой на тему его увлечений. Он рассказывает вам о резьбе по дереву, и мелькают следующие фразы: «это чтобы время убить», «пустячок, пока нечем похвастаться». Фразы информативны! Задайте себе вопрос, почему человек считает свое хобби ерундой, стесняется его, обесценивает? Может быть, близкие не поддерживают его увлечений, не считаются с его личным пространством? Или жена убедила мужа, что резьбой занимаются только неудачники, а нормальные мужики ходят на рыбалку? Все это можно и нужно уточнять.
Кроме того, важно оценить, с какой позиции говорит человек – он объект или субъект своей истории? Проследите разницу предложений: «Мы развелись, потому что муж был слабовольным человеком, любил выпить. А я устала разгребать его проблемы». Или: «Было много слез и истерик, а потом развод. Выпивка и непутевые дружки его погубили». В первом случае человек осознает свою ответственность за происходящее, он сам создает свою реальность. Во втором он говорит из позиции жертвы, которая ни за что не отвечает и ничего не контролирует. Это как минимум говорит о психологической незрелости личности.
3. Оцениваем невербальные жесты, эмоции, интонацию
Представим, что вы познакомились с девушкой и попросили ее рассказать о себе. Она долго и красочно описывала свое хобби, работу, кота Персика, при этом весело шутила, флиртовала. Но только речь зашла о родителях – и манера общения переменилась. Улыбка сошла с лица красотки, голос начал дрожать, она быстро съехала с темы. Почему это вызвало у нее такую живую реакцию? Причин может быть уйма. Непростые отношения с отцом, мама проедает мозг на тему «когда выйдешь замуж», кто-то из семьи тяжело болен, лишил ее наследства, испортил настроение прямо перед вашей встречей. А может, она просто волнуется о родителях или скучает, потому что далеко живет? Не стройте из себя Вангу, не придумывайте ответ за человека. Все, о чем вы можете сделать вывод: любое отклонение от шаблона, непривычные реакции, длительное молчание, смена интонации выдают напряжение в этой зоне, которое в будущем нужно уточнять.
4. Есть ли в разговоре фигура умолчания?
Предположим, вам нужно узнать о финансовом положении человека, его работе, личной жизни, покупках. Но, как бы вы ни подводили к этой теме, собеседник упорно от вас ускользает. В какой-то момент вы поймаете себя на мысли, что уже трижды заговаривали на эту тему. И каждый раз вас перебивали, меняли ход ваших мыслей, отшучивались. Значит, поднятая тема задевает человека за живое, вызывает в нем сильные эмоции или травмирующие воспоминания, о которых он пока не готов говорить. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, что в этот момент манера общения все выдает. Собеседник напряжен, морщится, кусает губы, чешет переносицу, ускоряет шаг, прочищает горло. Но дело не в вас, дело в поднятой теме, которую он так старательно избегает. При этом переживания могут быть негативными и позитивными – нельзя сказать наверняка, нужно копать вглубь, задавать уточняющие вопросы.
Как видите, важно не просто слушать, что говорит собеседник. Нужно смотреть на всю ситуацию комплексно: как он это говорит, почему именно об этом, для чего или из-за кого? Будьте внимательнее, задавайте правильные вопросы – и люди не раз удивятся вашей проницательности.
Поделитесь постом с друзьями!
Манеры общения: какие бывают и как сделать свою речь красивой?
Определение
Манера общения – это многосоставной образ. Из чего он складывается? Из тембра голоса, из умения владеть своей речью, мимикой и жестами. Собеседник дает своему оппоненту оценку не только на основании его речей, но и на основании того, как человек держится. За 10 минут личного общения с персоной о ней можно узнать намного больше, чем за полгода переписки. Люди своим поведением могут производить хорошее впечатление, а могут испортить представление о себе. Причем тут большую роль играют не содержание речей, а их оформление. С милым дурачком порой общаться намного приятней, чем с задающимся интеллектуалом.
Манера речи и стиль речи
Данное понятие включает в себя умение общаться в самом широком смысле этого слова. Сюда входит и тон повествования, и жестикуляция, и грамотность речи, а также умение не только говорить, но и слушать собеседника.
Если человек использует слова-паразиты при разговоре, перебивает другого, не дав ему закончить мысль, то он считается обладателем дурных манер. Если же его речь грамотна и сдержанна, он искусно владеет языком тела, то такой человек обязательно произведёт хорошее впечатление.
В понятие «манеры общения» входит:
Манеры общения бывают различными: от пренебрежительных или шутливых до серьёзных и озлобленных. Все они, так или иначе, неразрывно связаны с понятием «стиль».
Именно от него зависит эмоциональная атмосфера, а также выбранные правильные речевые средства для донесения информации. Существует некоторые приёмы, которые характеризуют разговорный стиль:
Это примеры использования хороших речевых средств для вызова живого интереса у собеседника. Но здесь важно не забывать и о голосе, интонации, дикции (не проглатывать слова), тональности.
За счёт этих составляющих достигается выразительность речи. Немаловажную роль играет мимика и жесты, они являются неотъемлемым элементом общения.
Стили общения
Образ, который умышленно или же ненамеренно демонстрирует человек, — это манера общения. В разных ситуациях персона может надевать разные личины. Они называются стилями общения. Какие они бывают?
Тон общения
Голос — это эффективное средство передачи сообщения в ассертивной манере. Если вы неправильно используете его преимущества, то легко можете превратиться в неубедительного, пассивно-агрессивного или агрессивного коммуниканта. А применяя этот инструмент с умом, заставляете других обратить внимание на то, что вы хотите сказать.
Роль голоса в передаче сообщения
Для ассертивной речи важны не столько физиологические особенности голоса, и даже не стиль речи. В дан- ном случае мы придаем особое значение тому, как наилучшим способом использовать все достоинства голоса (громкость, интонация, тональность), чтобы ваше сообщение вызвало позитивную реакцию и внимание слушающего. Ниже приводятся некоторые советы по поводу того, как применять это средство.
— Демонстрируем свой голос. Вас хорошо слышно, когда вы говорите? Слова должны звучать достаточно громко и отчетливо. Это особенно важно, когда вы общаетесь в группе, например во время собрания.
Лучше говорить чуть громче обычного, когда вы общаетесь в группе, и немного тише, если говорите с человеком один на один. В любом случае вы должны говорить настолько громко, чтобы вас могли нормально слышать другие участники общения.
— Вносим необходимые интонации в голос. Интонация связана с высотой голоса. Когда вы говорите слишком высоко, он звучит как писк или визг, а такое вряд ли кому захочется слушать. Чаще вы высказываете свои мысли голосом на одинаковой высоте, поэтому звучите однообразно и скучно.
Кому нравится слушать монотонную речь? В данном случае, чтобы быть убедительным, следует правильно использовать различную высоту голоса, известную как модуляция. Модуляция делает голос приятным для слушателей и помогает передать важность сообщения. Если вы знаете, когда необходимо что-то выделить, а затем используете разнообразие громкости и интонации для придания особого значения отдельным моментам своего сообщения, это демонстрирует слушателю вашу уверенность.
Подобно громкости, изменение интонации в случаях, когда вы хотите подчеркнуть какую-то мысль, помогает привлечь внимание собеседника. Можно добавить или уменьшить энтузиазм в голосе и тем самым заинтересовать слушателя.
Такое поведение кажется ассертивной особенностью и, как правило, привлекает позитивное внимание собеседника к выделенному замечанию. Поэтому вам нужно отдавать себе отчет в том, что важно в вашем сообщении, чтобы убедительно применять свой голос для передачи важных моментов.
Выражаем искренность в тоне. Тон общения включает в себя и громкость, и интонацию голоса. Он передает чувственную сторону вашего сообщения, следовательно, играет важную роль в передаче смысла и в том, как другие воспринимают ваши слова. Стремитесь к тому, чтобы ваш тон подтверждал значительность сообщения и делал его четким и понятным. Также необходимо, чтобы тон был искренним. Лишь в таком случае ваше сообщение воспринимается эффективнее.
Ловушки для голоса
Зачастую голос является самым важным инструментом позитивной и эффективной передачи сообщения другим коммуникантам. Однако, если голос не использовать ассертивно, он может стать большой преградой и помешать собеседнику понять ваши слова наилучшим образом. Далее приведен список ошибок, которые приведут к тому, что ваш голос будет звучать менее убедительно.
— Неуверенное звучание. Когда ваш голос выдает нерешительность или сомнения, сообщение звучит неубедительно. Если вы сомневаетесь в собственных словах, никто другой не будет верить тому, что вы говорите. Ваш голос свидетельствует о том, насколько убеждены вы сами в значимости своего сообщения.
—Слишком тихая речь. Если вас слышат недостаточно хорошо, чтобы попять, увеличивается вероятность того, что вас вообще никто не слушает. Если вы не можете говорить настолько громко и отчетливо, чтобы быть услышанным, то производите впечатление коммуниканта, неуверенного в своем сообщении.
—Бормотание. Такой голос несет в себе и элементы слишком тихой речи, и неуверенности в тоне. Иногда вы что-то бормочете, когда вслух говорите с собой или меняете направление разговора. Из-за того что люди не могут понять, что вы имеете в виду, когда бормочете, некоторые делают вывод, что вы высказываете шепотом что-то отрицательное. У других складывается впечатление, что вы не уверены в своих словах. В любом случае бормотание не добавляет ясности и убедительности в сообщение.
— Слишком громкий голос. Если во время передачи сообщения ваш голос гремит, вы превращаетесь в агрессивного коммуниканта. Начинаете производить впечатление адресанта, стремящегося взять верх или запугать собеседника, особенно если сталкиваетесь с проблемными ситуациями. Когда вы передаете сообщение на более высоких тонах, чем этого требует ситуация общения, другим кажется, что вы себя не контролируете.
—Монотонность. Если однообразный тон сопровождает все сообщение, то в конце концов вызывает у слушателей безразличие к вашим словам. Отсутствие интонаций в голосе приводит к тому, что собеседники ровным счетом не обращают внимания на ваше сообщение.
—Подавление собеседников своим тоном. Когда в вашем голосе, независимо от намерений, проскальзывают высокомерные, покровительственные или снисходительные нотки, слушатели обязательно придут к мысли, что к ним не проявляют должного уважения. Следует избегать тона, в котором сквозит превосходство над собеседником.
—Резкость в тоне. Эмоциональная составляющая сообщения передается главным образом через тон вашего голоса. В неблагоприятных коммуникативных ситуациях вы можете не контролировать свои эмоции, передаваемые в сообщении (добро пожаловать в деловой мир), поэтому собеседники могут воспринять ваши слова намного хуже, чем вам бы того хотелось.
Для того чтобы ваш тон общения отвечал требованиям коммуникативной ситуации, вы должны управлять своими эмоциями и выражать ими серьезность и искренность намерений. Именно такое поведение привлекает внимание собеседников и делает ваше сообщение интересным, заставляя людей прислушаться к словам, а не отвлекаться от того, что вы хотите сказать.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей
Виды общения
Манера общения – это показатель воспитанности человека. Личность, которая умеет себя вести в обществе, демонстрирует свое хорошее воспитание и образование. Какие же существуют виды общения?
Правила хороших манер: что это и зачем они нужны?
Действительно, манеры бывают хорошими, благородными, достойными и, наоборот — пошлыми, вульгарными и даже глупыми. Можно много ещё определений приводить, но смысл тебе, я думаю, понятен. По поведению и манерам, как и «по одёжке», человека судят. Кстати сказать, последние о личности могут сказать гораздо больше, чем фирма, сшившая твоё платье и придумавшая сумочку.
Хорошие манеры — следствие воспитания и самосовершенствования. Не всем их, к сожалению, с раннего детства в семье и в школе прививают. Но можно в любом возрасте начать над собой трудиться, выработать стиль поведения, достойный уверенной в себе, интеллигентной и воспитанной девушки.
Для чего/кого нужны хорошие манеры? В первую очередь, они нужны тебе самой. Чтобы было не стыдно не только в Макдональдсе гамбургер скушать, но и в театр сходить, в роскошный ресторан в малознакомой компании или на светский раут, где папарацци с камерами снуют и «горячие кадры» поджидают. Благодаря приличным манерам, ты можешь получить более высокооплачиваемую престижную должность (как и дресс-код, в серьёзных компаниях существуют рекомендации и запреты на «неправильное» поведение), завоевать солидного уважаемого мужчину, завести полезные и удачные знакомства в разных кругах.
Имидж и манера общаться
То, как человек держит себя, многое может о нем рассказать. Когда он подбирает или же вырабатывает себе имидж, то не должен упускать из виду свою манеру общения. Например, девушка, которая хочет заслужить стать весомой персоной в мужском бизнесе, должна вести себя серьезно. Кокетливое поведение не даст ей шансов на то, чтобы собеседники воспринимали ее как делового партнера. Имидж современного человека, язык, речь, манера общения — все это взаимосвязано. Посмотрите на то, как ведет себя человек, и вы точно можете сказать о его профессии. Ведь именно сфера деятельности накладывает на персону свой отпечаток. Например, успешный менеджер будет держаться в любой компании раскрепощенно. Он не будет стесняться знакомиться с людьми и откровенно с ними разговаривать. А вот человек, который работает с документами, а не с людьми, может быть закрытой личностью. Такую персону будет сложно вывести на диалог.
Основные факторы, определяющие манеру общения
В разных группах и сообществах поведение одного и того же человека может существенно отличаться. Например, в официальной и деловой обстановке человеку недопустимо вести себя развязно, дерзко или проявлять излишнюю фамильярность. Поэтому он собран и сдержан. А вот в кругу семьи индивид может изменить свою манеру общения. С близкими людьми и родственниками он более искренен и стремится максимально открыто выражать свои чувства.
Есть несколько особенностей взаимодействия, которые накладывают существенный отпечаток на отношения между собеседниками:
Нужно стремиться выработать такую манеру общения, которая будет оптимальной в большинстве случаев. И позволит выглядеть естественно в любом коллективе.
Манеры делового общения
Какой человек вам кажется серьезным? Такие персоны имеют хорошее представление о правильных манерах общения. Человек, который хочет, чтобы его воспринимали всерьез, будет стараться выглядеть серьезно. Его жесты будут открыты, но при этом взгляд и голос будут жесткими и властными. Таким образом, персона будет выражать свою уверенность в себе. Человек, который хочет добиться успеха в деловом мире, должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и не поддаваться на всевозможные провокации. Манеры общения делового человека сводятся к дружелюбию, откровенности, открытым жестам, уверенным движениям и властной интонации. Общаться с таким человеком будет приятно, но одновременно страшно. Собеседнику будет казаться, что его оппонент выше и сильнее. Причем это деловой человек должен внушать на подсознательном уровне, а на сознательном уровне разговор должен быть легким и приятным.
Хорошие манеры общения
Какие бывают манеры общения? Для каждого вида и стиля они будут своими. Но самое классическое разделение – это хорошие и плохие. Какие манеры можно назвать хорошими?
Положительные манеры общения с собеседником
Конечно, каждому из нас хочется быть позитивным и успешным, поэтому обучение хорошим манерам – первый шаг на пути к цели. Как этого достичь? Вот несколько простых правил общения с другим человеком.
Плохие манеры
Мимика и жесты
Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы. Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.
Характер человека
Как много вы сможете узнать о человеке, который находится перед вами? Манеры общения представят вам собеседника намного лучше, чем он сможет это сделать сам. Если человек говорит громко, при этом улыбается и не боится задавать неловкие вопросы, значит, перед вами — легкая на подъем персона, которая имеет смелый характер и веселый нрав. Человек, который говорит тихим голосом и смотрит в землю, – это неуверенная в себе личность, которой явно неуютно в вашем обществе. Личность, которая говорит громко и при этом не дает вам возможности высказаться, – это властолюбивая персона с лидерскими замашками.
Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить
Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.
Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.
Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.
Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.
Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.
Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.
Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.
Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.
Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.
Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.
Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.
Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.
Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.
В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека:
Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.
Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».
Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.
Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.
Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.
Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т. е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.
Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.
Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.
Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.
Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.
Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.
Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.
Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.
Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.
Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.
Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.
Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.
Феликс Кузьмин По материалам «Elitarium»
Цель общения
Для чего люди разговаривают и как это влияет на манеру общения? По тому, как вам преподносит себя оппонент, можно понять цель, которую он желает достичь диалогом. Если парень разговаривает в учтиво-заигрывающем тоне с девушкой, то он желает завязать с ней более близкое знакомство. Если человек разговаривает с вами в деловом тоне, значит, ему просто необходимо выяснить у вас какую-то информацию. Персона, которая будет шутить над вами, может преследовать несколько целей: подняться за ваш счет в компании, рассмешить людей или же поднять вам настроение. Конечно, цель общения нужно рассматривать в конкретном контексте и понимать, насколько знакомыми являются оппоненты.
Как развить хорошие манеры общения?
Заниматься воспитанием нужно начинать с детства. Манеры общения детям нужно прививать с малолетства. Как же это сделать?
Манера общения, взаимодействия с людьми
Манера общения, взаимодействия с людьми.
Манера общения — это использование голоса и тела для передачи устного сообщения, это то, собственно, что мы видим и слышим. Следует рассматривать манеру говорить как «окно», через которое мы «видим» речь. Если оно разбито, затуманено, покрыто грязью, то оно мешает усвоению содержания, когда же оно чисто, то позволяет нам наиболее полно воспринять каждый аспект «Выступления».
По мнению западных специалистов, лишь 7% успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55% — как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит.
Улыбка — знак жизненного успеха. Хотя некоторые утверждают, что американская улыбка формальна. Но лучше формальная любезность, чем искреннее хамство.
Твой внешний облик — твоя первейшая характеристика, это надо усвоить с детства.
Одежда — тоже своеобразный ярлык, знак образа мыслей и поведения. И в расчете на успех внешний вид и одежда должны быть безукоризненными. Они должны внушать доверие к личности и ее деловым качествам. Внешний вид любого сотрудника любой организации обязан служить пусть не первостепенным, но тем не менее весьма важным подтверждением солидности, надежности, а значит, вызывать желание сотрудничества, то есть служить делу дальнейшего процветания фирмы.
Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме предпочитает человек выражать свое недовольство в отношении других лиц и в какой форме склонен оказывать знаки внимания людям.
Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку.
Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет.
Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, поэтому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и направо. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят нашего состояния, наших чувств и желаний, и потому мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неискренности. Нам хочется чего-то еще от близких, значимых для нас людей.
Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось неприятно. Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или другими словами положительная оценка, всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает и «кто-то хуже вас» и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим».
Поэтому каждый из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке. В толковом словаре написано: «Поддержка — придержать, не дать упасть». Под поддержкой мы понимаем знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя.
Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результатам его деятельности, то, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки определяющим становится безусловное принятие другого человека. Поддержать можно каждого человека, для этого надо всего лишь видеть его сильные стороны. Только безусловное принятие другого как конструктивной личности и безусловное принятие себя самого дает человеку возможность искренне реагировать на самые разные поступки.
Особенно важно уметь правильно взаимодействовать с людьми как руководителю, так и специалисту по управлению персоналом, ибо работа с людьми — это основной стержень управленческой деятельности.