Что означает масляна головушка
Почему петушок «масляна головушка, шёлкова бородушка» (см.)?
В чём суть ласковой присказки? Разве у петушка головушка жирная и в масле, а бородушка- шелковая?
Даже если эти самые бараночки так и просились, чтобы их купили и съели, продать их можно было, только зазывая покупателей с шутками и прибаутками, что-то пообещать, да так, чтобы обещанное не влетело в копеечку. Вот и зазывали валдайские торговки баранками, обещая «в придачу поцелуй».
Вот какую присказку мы находим в обычном, народном тексте сказки:
А вот какая присказка в сказке Даля:
Сказка «Журавль и цапля» в обработке Даля лишена классического зачина. Она выполнена в стиде авторской сказки и начинается словами:
Традиционное начало сказок зачин, которые начинает сказку с описания героев и места событий. Зачин отличается описание реальных героев и времени действия, после начинается сказочный сюжет. Иногда в сказке нет зачина, зачин заменяет присказка или вступление. Присказка похожа на прибаутку, отношения к сказке не имеет, но показывает на развлекательный характер устного творчества.
Если сказка начинается с описания действия, например «Шел Петух и увидел. «, то в сказке нет ни зачина, ни присказки, ни вступления.
Зачин, который начинается с повтора также может быть, повторы в сказках встречаются следующие
Тем самым сказочник как бы настраивает слушателя на занимательный сюжет. Часто она является внесюжетным элементом и повторяется из сказки в сказку.
После этого этого он обычно произносит:»это присказка, а сказка ещё впереди» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Присказка может быть и заканчивать сказку, например
Добрым молодцам урок,
Многие из нас повторяют поговорки: «Аппетит приходит во время еды», » Когда я ем, я глух и нем». Трудно не согласиться со словами поговорок: » Кто ест скоро, тот и работает скоро «, » Без ложки и добрый едок станет злым».Родители говорят детям во время трапезы: » Ешь больше, говори меньше «. Еде посвящены пословицы и поговорки: Мельница сильна водой, а человек едой. Без ужина подушка дергается. Без ужина подушка дергается. Без хлеба. да без каши ни во что и труды наши. Но, » как придет беда, не пойдет на ум еда «.
Петушок
-Ну, хорошо. А петушок золотой гребешок, я думаю это будет посложнее. Попробуешь?
-Вариаций этой сказки мыло множество. Но знаешь, что мне в них всегда не нравилось?
Да то, что персонажи в них были неправильные. Ну, например кот, дрозд и петушок.
Дрозд между прочим маленькая птичка, типа скворца. Он намного меньше петуха и надо же отнимает петуха у лисы. Абсурд. Да и дрозда дети никогда не видели, а в сказках его рисуют похожего на орла, прям котовасия какая-то. Я думаю, что персонажи должны быть узнаваемы детьми и у каждого должно быть имя, которое легко соединяется названием героя. Ну, например: кот-Мурло, пёс-Барбос и т. д. Только тогда у сказки будет бренд.
ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК. Пиденко А. Н.
Среди елей да берёз,
Дом стоит наперекос.
Жили в нём не зная слёз,
Кот Мурло, да пёс Барбос.
С ними Петя-петушок,
Золотой гребешок
Кукарекал во дворе,
Да будил всех на заре.
Кот и пёс, трудяги были,
В лес рубить дрова ходили,
Ну, а Пете говорили.
Сиди тихо петушок,
Береги свой голосок.
А придёт лиса с лукошком,
Не выглядывай в окошко.
Кот и пёс лишь на порог,
Да в дорогу без тревог,
А лиса уж тут, как тут,
Будто здесь её и ждут.
Села лиска под окошко
И запела о горошке
Петя, Петя-петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Петя потерпел немножко,
Взял и выглянул в окошко.
Вдруг не врёт кума лиса,
Ведь бывают чудеса.
А лиса его схватила,
Да бежать, что было силы.
Закричал тут петушок,
Во весь звонкий голосок.
Ой, несёт меня лиса,
Да за тёмные леса.
За овраги, реки, горы,
Да за крепкие запоры.
Через лес весь поутру,
В лисью тёмную нору.
Услыхали кот да пёс
Кто их петушка унёс.
Да в лесу лису догнали,
Петю у кумы отняли.
Мало, много ль дней проходит,
Лиска к дому не подходит.
Снова кот да пёс собрались,
В лес рубить дрова подались.
Говорят вновь петушку,
Не кричи ку-ка-ре-ку.
Не выглядывай в окошко,
У лисы пусто лукошко.
Далеко нам в лес шагать,
Там тебя не услыхать.
Кот и пёс лишь на порог,
Да в дорогу без тревог,
А лиса уж тут, как тут,
Будто здесь её и ждут.
Села лиска под окошко
И запела о горошке
Петя, Петя-петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шёлкова бородушка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Промолчал тут петушок,
Не подал свой голосок.
Точно врёт кума лиса,
Не бывают чудеса.
Но лиса опять запела,
-Обмануть я не хотела.
Ехал воз через станицу,
Да рассыпали пшеницу.
Зерно курицы клюют,
Петухам не дают.
А дают только цыплятам,
Да в мешки прячут по хатам.
Не сдержался Петя тут,
Ко-ко-как не дают.
Взял и выглянул в окошко
И попал лисе в лукошко.
Закричал тут петушок,
Во весь звонкий голосок.
Ой, несёт меня лиса,
Да за тёмные леса.
За овраги, реки, горы,
Да за крепкие запоры.
Через лес весь поутру,
В лисью тёмную нору.
Как не звал, да не кричал,
Но никто не услыхал.
Кот да пёс домой вернулись,
По округе оглянулись.
Видят, только лисий след,
Петушка то дома нет.
Снова бросились в погоню,
Может, лиску и догоним.
Пёс Барбос взял лисий след,
Кот, Мурло, бежит вослед.
Вод из косточек гора,
Лисья тёмная нора.
Взял Барбос косточку,
Прокусил её, словно тросточку.
Прокусил её, да сделал дудочку,
Из норы лису достать, удочку.
И запели с котом песню грустную.
Про лису куму, да беду свою.
Здесь ли лисонька живёт, Патрикеевна,
Для неё звучит наша дудочка.
Словно курочка она, или уточка,
Из норы выйди к нам Патрикеевна.
Принесли мы дары разные,
Да на ковры разложили праздные.
Долго слушала лиса.
Что в лесу за чудеса?
Кто на дудочке играет,
Да так сладко напевает?
Дай-ка выгляну украдкой,
Чтоб не мучиться с загадкой.
Да и вышла из норы,
Рассмотреть, что за дары.
Пёс отъявленный Барбос
Налетел на лисий хвост
И давай его трепать,
Лиску бить, да поучать.
А пока её лупил,
Уму разуму учил.
Кот нашёл и петушка,
Золотого гребешка.
Посадив его в лукошко,
Вновь отправились в дорожку.
Дом родной в лесу искать,
Жить себе, да поживать.
А лиса хвост зализала,
Да из леса убежала.
И опять живут без слёз,
Кот Мурло, да пёс Барбос.
С ними Петя-петушок,
Золотой гребешок.
К О Н Е Ц. 23 августа 2007г.
Что означает масляна головушка
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Петушок золотой гребешок — русская народная сказка
Сказка о том, как хитрая лиса выкрала петуха из дома и унесла к себе в нору. Но верные друзья кот и дрозд спасли наивного петушка из хищных лап… (в пересказе А.Н. Толстого)
Петушок золотой гребешок читать
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.
Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает.
А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
(Илл. Е.Рачева, изд. Детгиз, 1954 г.)
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Заборчик для петушка»
Светлана Руди
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Заборчик для петушка»
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе.
Тема: «Заборчик для петушка»
Цели: продолжать учить детей рисовать гуашью, правильно держать кисть.
Образовательные: учить детей рисовать вертикальные и горизонтальные линии концом кисти.Продолжать учить правильно использовать материалы: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисть.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, аккуратность.
Воспитательные: воспитывать интерес и желание рисовать. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Ожидаемый результат: рисует заборчик для петушка.
Словарные слова: старенький, забор.
Ход занятия:
Чтение потешки вместе с детьми:
Петушок-петушок
Что ты рано встаёшь,
Саше спать не даешь?
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
Гимнастика для глаз.
— Давайте посмотрим на картинку, что на ней изображено? (Петушок сидит на заборчике)
— А из чего состоит заборчик? (Линии вертикальные и горизонтальные)
— Перед вами лежат листы бумаги с нарисованным петушком. Под ним будем рисовать заборчик. Посмотрите, а что у вас ещё на столах лежит? (гуашь, кисточки, вода)
— Давайте назовем какого цвета у нас гуашь. (Ответы детей)
— Сели прямо, ножки прямые, рукава подняли, чтобы их не испачкать.
— Возьмите в руки правильно кисточки, двумя пальчиками.
— Сначала нарисуем чистой кисточкой без гуаши вертикальные линии, а потом соединяем их горизонтальными. Обмакиваем кисть в гуашь и приступаем к рисованию.
— Проводим сначала вертикальные линии, затем соединяем их двумя горизонтальными. (Показываю детям. Закрепление названия цвета гуаши. Индивидуальная помощь. Следить за осанкой детей.)
— Какие у вас красивые заборчики получаются!
-Петушок, а тебе понравились заборчики! (Ответ петушка)
— Ребята, давайте теперь все вместе споем песню Петушка.Дружно поем песню: Ку-ка-ре-ку! (повторить несколько раз, петь на одном дыхании, певуче растягивать слоги). Петушок прощается с детьми.
— Теперь Петушок будет садиться на красивый заборчик и петь песенки.
Коллективная лепка в первой младшей группе «Заборчик для цыплят» Цель: Развитие умения отщипывать от целого куска пластилина много маленьких и раскатывать между ладонями прямыми движениями обеих рук.
Конспект НОД по конструированию в первой младшей группе «Заборчик для зайки» Задачи: Способствовать проявлению инициативы у детей. Развивать чувство сопереживания к зайчику, желание ему помочь. Формировать умение.
Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Заборчик для ягнят» Программное содержание: Учить строить по показу взрослого несложную постройку (заборчик, ставить кирпичики длинной узкой стороной, один.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Горох для петушка» Цель: учить аккуратно пользоваться пластилином; отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска; учить раскатывать комочек.
Конспект занятия по рисованию «Дорожка для паровозика» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ » ДОРОЖКА ДЛЯ ПАРОВОЗИКА » В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе.
Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ » МАТРЕШКА » В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, Материалы и оборудование : Игрушка- Матрешка, приготовленные.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Лужи» Цель: упражнять детей в рисование непрерывной округлой линии, кистью закрашивать поверхность, не выходя за границы. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Мухомор» Цель: расширение и уточнение знаний детей о грибах. Знакомство с техникой рисование ватными палочками. Задачи: Образовательные: продолжать.