Что означает массовое пребывание людей
Пожалуйста как понимать-МАССОВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ-Это понятие имеет какое-то количественное измерение. Спасибо.
Пожалуйста как понимать-МАССОВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ-Это понятие имеет какое-то количественное измерение.
Ответы на вопрос:
Да имеет. С юридической точки зрения нужно обратиться к ПРАВИЛАМ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА В РФ а именно:
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и БОЛЕЕ человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Примерно то же самое было изложено в утратившим силу документе ППБ 01-03 «п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и БОЛЕЕ человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре». ссылка https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.norma-pb.ru%2Fpomeshhenie-s-massovym-prebyvaniem-lyudej%2F
Смотря для каких целей использовать это понятие. Например,
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»
10. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами где может находиться
одновременно более пятидесяти человек в соответствии с п.6 ст.3
Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму»
Статья 3. Основные понятия
При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек
Если вы про нынешнюю ситуацию с коронавирусом, то в Москве сейчас массовым считается скопление в одном месте более 50 человек.
Об этом сказано в Указе Мэра Москвы от 23 марта 2020 г. N 26-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ»:
3.1. Проведение в городе Москве досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно
Утверждены Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г. N 983-72
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ УБОРНЫХ
В городах, городах-курортах и курортных местностях, поселках, районных центрах и других населенных пунктах, в местах массового скопления и посещения людей должны устраиваться общественные уборные.
1. Общественные уборные должны устраиваться в следующих местах населенных пунктов:
б) на площадях около вокзалов, на всех железнодорожных станциях, морских и речных пристанях, автостанциях и аэровокзалах. Примерный расчет вместимости уборных: 1 очко на 500 человек;
в) в загородных и внутригородских парках, на больших бульварах, местах массового отдыха трудящихся (парки, лесные массивы и др.);
г) на территории торговых центров, колхозных рынков;
д) на стадионах, пляжах, местах водных спортивных сооружений и других объектах подобного типа;
е) на автострадах, выставках, около открытых кинотеатров и т.д.
Где указан термин “Массовое пребывание людей” для пожарной безопасности
Правила противопожарного режима РФ
7. В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
5. В отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее – объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009.
3.14 помещение с массовым пребыванием людей: Помещение, в котором предусматривается пребывание 50 или более человек.
СП 5.13130.2009. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
3.71. Помещение с массовым пребыванием людей: залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.
Критерии объектов массового пребывания людей, Приказ Минстроя России от 10.04.2020 №198/пр
1) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пункте 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
помещение с массовым пребыванием людей
помещение с массовым пребыванием людей
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего блога и коллегам по цеху! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию обсудить определение помещения или здания с массовым пребыванием людей. Почему вопрос о том, считать или не считать какое то определенное помещение (здание) помещением (зданием) с массовым пребыванием людей стоит так остро? Дело в том, что как мы знаем, при проектировании систем противопожарной защиты, кабельные сети предписывается предусматривать огнестойкими проводами и кабелями, согласно ГОСТ 31565-2012, табл. 2 «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара» – кабели марок FRLSили FRHF.
Ну вот собственно и суть проблемы – люди пытаются прояснить для себя относится ли их конкретное здание к зданию с массовым пребыванием людей для того чтобы понимать – можно или нельзя при проектировании систем противопожарной автоматики использовать кабель марок FRLS, который понятное дело, на порядок дешевле чем кабель марок FRHF. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю пытаться оперировать конкретными определениями, обозначенными в нормативных документах. Итак, что такое здание с массовым пребыванием людей? Видимо это есть здание или сооружение, включающее в свой состав помещение или помещения с массовым пребыванием людей. Прекрасно, теперь рассмотрим как трактуют различные нормативные документы понятие – «помещение с массовым пребыванием людей»:
Теперь смотрим что говорится по данной теме в СП5.13130-2009:
«3.71 Помещение с массовым пребыванием людей
Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.». Замечательно, не правда ли? Это уже совсем другое дело – если есть торговый зал магазина, площадью к примеру 400 кв.метров, то наличие в торговом зале 50 человек, согласно п.3.71 СП5.13130-2009, абсолютно не относит помещение торгового зала к категории помещения с массовым пребыванием людей, так как для этого необходимо уже присутствие в торговом зале 400 х 1 = 400 человек! Или как считать – 1 человек на квадратный метр площади не общей, а за исключением площади занятой стеллажами и прилавками? Есть вопросы! Посмотрим, что нам скажут другие документы.
СП 118.13330 – 2012 “Общественные здания и сооружения”, приложение «Б», п.Б20 – Термины и определения:
«Помещение с массовым пребыванием людей
Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)». Ну собственно, то же самое, что и в СП5.13130-2009.
Ну все – делим-умножаем. Всего у нас 400 м2, включая площадь, занятую оборудованием – делим на 3, т.е. 400/3 = 133,33 человека максимум может находиться на расчетных площадях, исходя из положений СНиП 31-06-2009. Ну что, подходя к вопросу разумно, вполне можно допустить, что на доступных, свободных от торгового оборудования, 150 квадратных метрах торгового зала, в часы распродаж, могут уместиться 133 человека с тележками и корзинками, теснящихся в плотной очереди в забитом битком магазине. То есть, это будет очень густо «населенный» людьми магазин и более массовое скопление людей в данном помещении уже сложно представить – больше людей уже просто вряд ли влезет в помещение. Что нам скажут приведенные нами нормы по поводу такого торгового зала? Смотрим. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» однозначно говорят – «ДА», этот торговый зал – есть помещение с массовым пребыванием людей. С другой стороны, СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 – хором говорят «НЕТ» – поскольку в помещении торгового зала менее 400 человек, а определение в этих документах – 1 человек на 1 кв.метр, т.е. указанный торговый зал не является помещением с массовым пребыванием людей. И что самое интересное, на мой взгляд, – это то что на площади 150 кв. метров (как мы выяснили) просто никак не смогут вместиться эти самые нормативные 400 человек, если они не залезут на шею друг другу. Это больше чем 2.6 человека на 1 свободный от торгового оборудования кв. метр площади (400/150 = 2,6666) – попробуйте втроем уместиться на один кв. метре площади – это получится только в том случае, если ваше личное окружающее пространство станет общим и даже интимным )) – бред в общем получается. Да в общем, даже 1 человек на 1 кв. метр площади в пустом помещении – это очень и очень ……..редкое явление, типа модной дискотеки или очереди за туалетной бумагой во времена перестройки или может еще автобус в часы пик. Скажем прямо – ни кинотеатры с театрами, ни залы заседаний и совещаний, а уж тем более рестораны (там человек чувствует себя за своим столиком свободно и комфортно) не будут никогда соответствовать приведенной критической норме – 1 человек на 1 кв. метр. Это абсурд. Следовательно, учитывая то что перестройка уже закончена, и очередей за туалетной бумагой у нас не наблюдается, помещением с массовым скоплением людей, в соответствии с СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 могут быть залы дискотек или салоны автобусов и трамваев в часы пик! Ну может быть, пофантазировав, еще что то можно придумать.
Итак, учитывая все вышеописанное, принимая во внимание разумность подхода к проблемному вопросу, а также тот факт что все таки Постановление Правительства РФ, которое утвердило «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», и оно – Постановление Правительства все таки главнее чем рекомендованные различными учреждениями СП, лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей (это ведь так же, можно рассматривать в контексте “объект”) – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание и строение любое (в контексте “объект”), на территории которого могут находиться единовременно 50 человек и более, вне зависимости от квадратных метров и назначения, также является объектом с массовым пребыванием людей. Уточнение внесено 08.04.18 г., после обсуждений положений статьи в комментариях. Ранее были написана фраза “объект, который включает в себя помещение с массовым пребыванием людей, есть объект с массовым пребыванием людей”. Благодарю всех участников обсуждения, написавших комментарии к статье! Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.
На этом, статью «Помещение с массовым пребыванием людей» завершаю, копировать ее для размещения на прочих ресурсах разрешаю с сохранением в копии всех приведенных ниже ссылок на наш сайт, предлагаю ознакомиться с прочими нашими статьями в блоге по ссылкам приведенным ниже:
ОБЪЕКТ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
Объект с массовым пребыванием людей
ОБЪЕКТ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ — это здание или сооружение (кроме жилых домов), в котором может одновременно находиться 50 и более человек [1].
Нужно обратить внимание на то, что «здание с массовым пребыванием людей» и «помещение с массовым пребыванием людей» — это разные понятия!
Требования к объектам с массовым пребыванием людей
К объектам с массовым пребыванием людей предъявляются следующие требования:
· п. 1.2: любой такой объект должен иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара ( см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА ), в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне [2];
· п. 4.2.1: на подобных объектах должны содержаться первичные средства пожаротушения ( см. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ) [3];
· приложение А: в обязательном порядке на объекте с массовым пребыванием людей должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация, автоматические установки пожаротушения и оповещения людей [4];
· на объектах должно быть предусмотрено размещение средств связи, которые помогут в вызове противопожарной службы ( см. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА);
· п. 23: запрещено размещать мебель, оборудование и другие предметы у дверей эвакуационных выходов ( см. ЭВАКУАЦИОННЫЙ ВЫХОД) [4];
· для облицовки нельзя использовать декоративные отделочные материалы, а покрытие полов должно соответствовать правилам пожарной безопасности ( см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ);
· п. 7: на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации должен обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре [4];
· п. 12: на объекте защиты (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ) с массовым пребыванием людей руководитель организации должен обеспечить наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации ( см. ЭВАКУАЦИЯ ) людей при пожаре, а также проводить не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты [4];
· п. 38: на объектах защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации должен обеспечить наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек [4];
· п. 39: ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах защиты с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу [4].
В настоящее время первоочередными задачами для обеспечения пожарной безопасности являются установка внутри помещений пожарной сигнализации и систем оповещения, а также проверка состояния эвакуационных путей ( см. ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПУТЬ) и выходов.
Для своевременной эвакуации людей должны быть предприняты следующие меры:
· создано необходимое число эвакуационных путей и выходов;
· обеспечен свободный переход людей по эвакуационным путям;
· организовано управление процессом движения людей по эвакуационным путям (с помощью специальных световых указателей, звукового и речевого оповещения).
2. ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»
Массовое пребывание в общественном месте
какие вопросы правоприменения остаются без ответа?
Однако закон был принят и подписан. Среди различных вводимых им новелл, была и статья 20.2.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ:
«Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. «.
Статья эта достаточно революционна и направлена, как следовало из обстоятельств ее принятия, против акций наподобие «прогулки писателей по Москве», состоявшейся в мае 2012 г. В знак протеста против действий правоохранительных органов. Однако сразу после принятия статья зажила самостоятельной жизнью. И вот, не прошло и трех месяцев после ее принятия – а автор данных строк участвует чуть ли не в первом России процессе, когда кого-либо привлекают по данной статье.
Возможно, жители Санкт-Петербурга даже могли слышать об этом деле – 25 июня сего года ряд поклонников Майкла Джексона по традиции (это день его смерти) пришли к консульству США в Санкт-Петербурге на Фурштатской улице, чтобы возложить цветы, поставить свечи и отдать дань памяти его деятельности.
Эта благая попытка закончилась тем, что в отношении одного из поклонников возбудили дело по указанной статье, обвинив его в организации «массового одновременного пребывания граждан», повлекшем помехи движению пешеходов или транспортных средств».
Мне не хотелось бы сейчас, пока дело еще рассматривается в суде, поднимать вопрос о фактических обстоятельствах дела, однако я обещаю обязательно после вступления решения в законную силу поделиться с вами подробностями и своим взглядом на них. Однако само рассмотрение дела в суде выявило ряд правовых задач, о которых я и хотел бы вам рассказать.
«Массовое пребывание» – это сколько?
Первый и ключевой вопрос дела вынесен в подзаголовок. В самом деле, что такое «массовое пребывание»? Сама статья КоАП РФ ответа на вопрос не дает. А ведь отсутствие правовой определенности – очень большой недостаток закона. В рассматриваемом нами случае у консульства, по данным полиции, присутствовало около 15 человек – неужели в нашем сознании эта цифра ассоциируется со словом «массовое»?
Автор данных строк в своей работе над делом нашел только две небольшие точки опоры для решения вопроса. Прежде всего, это статья 8 Закона «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях «, исправленная тем же законом, что ввел в КоАП РФ статью 20.2.2. Согласно указанной статье, установлена обязанность органов власти установить «единые специально отведенные … для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения … места». При этом законом должна быть определены «нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек».
Исходя из совокупности данных норм, можно, как мне кажется, сделать вывод, что для массового пребывания требуется не менее 100 человек. Дополнительной весомости этот вывод получит, когда начнут приниматься и вступать в силу соответствующие законы субъектов Российской Федерации.
Другим косвенным ориентиром может выступать Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». В пункте 5 данного Постановления упоминаются объекты «на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». Можно ли утверждать, что для зданий и для открытых мест «массовое пребывание людей» должно значительно отличаться?
А сроки давности какие?
В нашем случае, спорные события имели место 25 июня, а очередное заседание назначено на 03 октября. Так что же, победа в любом случае?
Не спешите, отвечает суд. Мы считаем, что по данному составу срок давности составляет один год – и ссылается на выдержку из той же статьи 4.5.:
«за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях – по истечении одного года».
Однако именно указанная позиция суда вызывает у меня сомнения.
Дело в том, что в той же главе 20 КоАП РФ содержится самостоятельная статья 20.2, озаглавленная «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». При этом ее заголовок полностью подходит к формулировке из статьи 4.5. Коап РФ, в отличие от нормы статьи 20.2.2.
Сам же Закон «О собраниях …», упомянутый выше, никакого правового регулирования «массового пребывания граждан» не содержит. Получается любопытная ситуация. Ориентиров для определения численности соответствующий закон нам не дает, как не регулирующий данную сферу, в то же время мы ссылаемся на него, чтобы оправдать увеличение срока давности по делу. Я с указанной позицией не согласен.
Ну что ж, дождемся официальных выводов суда по обоим вопросам, отраженных в судебном акте, вступившем в законную силу, после чего вернемся к этому, увы, ставшему актуальным, вопросу.
О противопожарном режиме
О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях