Что означает медведь на гербе
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что означает медведь на гербе
Медведь является естественной негеральдической фигурой.
Этот зверь в геральдике распространён в основном в странах германской языковой группы (Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия), а также в странах славянской языковой группы (Россия, Украина, Беларусь, Польша, Чехия).
Медведь олицетворяет силу, хитрость, мужество, силу, а также свирепость при отражении агрессии.
Медведь в геральдике
— герб Ярославской области (Россия) | |
— герб Марий Эл (Россия) | |
— герб Карелии (Россия) | |
— герб Гаврилов-Ямского района (Ярославская область, Россия) | |
— герб Любимского района (Ярославская область, Россия) | |
— герб Рыбинского района (Ярославская область, Россия) | |
— герб Даниловского района (Ярославская область, Россия) | |
— герб Плюсского района (Псковская область, Россия) | |
— герб Усть-Большерецкого района (Камчатский край, Россия) | |
— герб Уктурского сельского поселения (Хабаровский край, Россия) | |
— герб Медвежьегорского района (Карелия, Россия) | |
— герб Красноселькупского района (ЯНАО, Россия) | |
— герб Ильского городского поселения (Краснодарский край, Россия) | |
— герб сельского поселения «Село Большая Картель» (Хабаровский край, Россия) | |
— герб Вохомского района (Костромская область, Россия) |
Белый медведь в геральдике
Часто используется в территориальной геральдике некоторых «северных» регионов России. Белый медведь несёт похожую символическую нагрузку, что и другие медведи в качестве естественных негеральдических фигур.
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Медведи водятся не только в России, но почему-то именно про российские улицы ходят слухи за границей – дескать, на каждом шагу тут медведи. И в геральдике этот зверь забыт не был, увековечение медведя на гербе города – распространенная и очень давняя русская традиция.
И нет, это не тот медвежонок, которого хочется обнять и защитить, как англичан Винни-Пуха и Паддингтона, и причина тому известна.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Оттиск Большой государственной печати Ивана Грозного, на которой были собраны гербы входивших в Московское княжество земель.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
Современный герб Новгорода. На Большой печати первоначальному варианту герба было отведено место над левой головой орла.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Гербы городов Сыктывкар и Хабаровск.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Герб города Анадырь.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия.
Новое в блогах
Что означают медведи на гербах разных городов, и Почему образ русского мишки далек от Винни-Пуха
Медведи водятся не только в России, но почему-то именно про российские улицы ходят слухи за границей – дескать, на каждом шагу тут медведи. И в геральдике этот зверь забыт не был, увековечение медведя на гербе города – распространенная и очень давняя русская традиция.
И нет, это не тот медвежонок, которого хочется обнять и защитить, как англичан Винни-Пуха и Паддингтона, и причина тому известна.
«Хозяин леса»
У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой. Культ медведя получил развитие и в разных языках, где само название животного стало табуированным.
Оттиск Большой государственной печати Ивана Грозного, на которой были собраны гербы входивших в Московское княжество земель.
Для упоминания о косолапом хозяине леса использовали эвфемизм, «медведь» означало «ведающий, где мед». То же наблюдается и в других славянских языках, где для верности еще и заменяли одну букву другой (nedvěd по-чешски). Говорили о медведе и еще более иносказательно – «Михайло Потапыч», «косолапый», лишь бы не вызвать неудовольствия зверя, который ведь может, рассердившись, через Перуна и наслать какую-нибудь напасть.
Старинных «медвежьих» гербов российских городов – три. Самым первым стал знак Новгорода в 1565 году. Печать новгородского наместника появилась тогда для подписания грамот о перемирии со шведами по повелению царя Ивана Грозного. Кроме медведя на печати изобразили рысь и двух рыбин – хищники символизировали защиту русской земли от неприятелей, рыба – изобилие.
Современный герб Новгорода. На Большой печати первоначальному варианту герба было отведено место над левой головой орла.
«Медвежьи» гербы
При Иване Грозном на гербе Перми изображали лисицу, а с конца XVII века символом города опять-таки стал медведь, причем на спине его разместили Евангелие – снова отсылка к языческому прошлому и христианскому настоящему. Медведь с давних пор был у народа коми самым почитаемым животным, «хозяином тайги», героем множества местных сказок, легенд, преданий. Он якобы мог обращаться в человека, обладал разумом, а когда после сотворения мира земля была гладкой и плоской, по легенде, именно медведь своими когтями сотворил горы и впадины.
Нынешний герб Перми, ненадолго забытый в период советской власти и вновь восстановленный в 1998 году, был утвержден Екатериной II. А в самом городе установлена скульптура «Легенда о пермском медведе», по следам устоявшегося стереотипа о том, что по улицам уральских городов свободно бродят медведи. Впрочем, медвежья тема в уральской геральдике Пермью не ограничивается – тот же персонаж украшает собой и герб Екатеринбурга.
Медведей на российских городских гербах – не три и не четыре, хоть это и не единственный зверь, украшавший собой государственные символы нашей страны (встречаются там и разные кошачьи, и даже единорог, который был личным знаком Ивана Грозного). Самым старым можно считать герб Смоленска, который появился, правда, еще до того, как этот город вошел в состав Руси и принадлежал к Великому княжеству Литовскому, в начале XV века. На современном гербе города изображены пушка и сидящая на ней птица Гамаюн.
Гербы городов Сыктывкар и Хабаровск.
Утвержденный Екатериной II герб Усть-Сысольска, города, который потом станет Сыктывкаром, содержал изображение медведя в берлоге, а над ним – появляющейся из облака руки, держащей меч. Современный герб сохранил берлогу – теперь она золотая – а вместо руки и меча в верхней части изображена серебряная звезда в виде национального орнамента.
Герб города Анадырь.
Помимо перечисленных городов, гербами с изображением медведя могут похвастаться и много других городов – несколько городов в той же Ярославской области, Когалым и Югорск в Ханты-Мансийском автономном округе, Вольск в Саратовской области, Анадырь на Чукотке – и это далеко не все. Но не только в нашей стране медведь удостоился подобного внимания – и за границей его можно увидеть на официальных городских символах. В первую очередь это Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Мадрид в Испании.
Медведь в русской истории
Медведю в отечественной культуре и истории отведено особенное место. Традиция охоты на «хозяина леса» древнерусскими князьями сохранялась вплоть до первых царей Романовых. Заядлым охотником на медведя считался и Лжедмитрий I. При этом в житиях святых не раз встречается рассказ о том, как грозный зверь оказался приручен – этот сюжет есть в преданиях и о Сергии Радонежском, и о Серафиме Саровском.
М.В. Нестеров. Юность преподобного Сергия.
Глава 5 Медведь в геральдике городов России
Медведь в геральдике городов России
У каждого города России, независимо от его размеров и числа жителей, его населяющих, имеется своя эмблема – герб. Некоторые гербы, особенно у старинных летописных городов, существуют с незапамятных времен, и в большинстве случаев попытки их расшифровки нередко заводили в тупик не только обывателей, но и профессиональных историков.
Земельные эмблемы существовали на Руси с глубокой древности. Это были личные, семейные родовые, племенные отличительные знаки, которые, в том числе, являлись знаками, обозначающими территорию. Издревле в народе было принято простейшими знаками – точками, черточками, зарубками – метить коров и лошадей, пчелиные улья, гончарную посуду; охотники метили добытую пушнину и т. д. Постепенно простейшие знаки усложнялись, менялся их смысл, многие из них стали эмблемами княжеского рода, владеющего определенной территорией, стало быть – и эмблемой этой территории. Такие же изменения происходили со знаками общинными, которые превращались в эмблемы сел и городов, где проживали члены данной общины. Часто стали применять изображения животных, порой и мифических[170]. И в первую очередь, на наш взгляд, использовали при этом свой родовой знак – тотемное животное, изображение которого переходило в роду из поколения в поколение в виде кремневых фигурок в неолите, а затем – глиняных и деревянных скульптурок, в бронзовом литье – в более поздние времена, пока окончательно не закрепилось в символике города – гербе.
Около полутора сотен лет назад автор двухтомного труда «Русская геральдика» Александр Борисович Лакиер (1825–1870) указал, что происхождение символических фигур в гербах князей и городов «загадочно и необъяснимо» и осторожно высказался, что «при варягах» благородные туземные роды не были искоренены и влились в состав русской знати, наряду с потомством Рюриковичей, внеся, очевидно, свои родовые знаки; и тут же заметил, что гербы упрочились и получили общее распространение лишь в XVII веке, так как появление их было связано с образованием Московского централизованного государства, когда «…с образованием государственных идей, является ясная мысль о государственном гербе и гербах городских»[171].
Мы рассмотрим геральдическую символику лишь тех городов, в которых на гербе изображен медведь. И как ни странно, оказалось, что эти города располагаются как раз в тех местах, где были обнаружены следы древнего медвежьего культа.
Герб Ярославля, изображающий стоящего на задних лапах медведя с секирой на левом плече, – один из самых старых гербов. Он присутствует на тарелке царя Алексея Романова (медведь, идущий вправо с посохом), а в 1692 году, по свидетельству другого исследователя русской геральдики Винклера, при изготовлении серебряной печати для Ярославской приказной избы, герб на ней был вырезан «по записной книге»: «Медведь, стоящий на задних ногах, с протазаном»[172]. Более того, медведь фигурирует и в геральдике ярославского дворянства (Шаховские, Щетинины, Засекины, Львовы, Прозоровские) и стародубских родов (Гагариных, Хилковых, Гундоровых, Ромодановских)[173].
Ярославская область одна из тех, на территории которой сконцентрировалось большое количество городов и населенных пунктов, имеющих в своей символике изображения медведей. Из них можно выделить Борисоглебск (сейчас Тутаев), в эмблеме которого имеется «в серебряном поле – герб Ярославля, в венце из роз, в каждой розе поставлена одна буква названия города»; Пошехонье – «посредине в серебряном щите герб Ярославского Наместничества»; Рыбинск – содержит главную часть ярославского герба – «выходящего из-за реки медведя, держащего золотую секиру»; в гербе другого районного центра – Любима находится «выходящий медведь из зеленого поля, доказывая, что сей город принадлежит Ярославскому Наместничеству». И один город, расположенный уже в Калужской области, носит характерное название Малоярославец, поэтому «древний град Ярославль, имеющий в гербе своем медведя, подает причину и сему такой же герб предписать».
В гербе Новгородской земли изображены стоящие по бокам вечевой «степени» два медведя. Этот герб известен уже с XVI века: похожее изображение есть на печати Ивана Грозного. В высочайшем утверждении 1781 года провозглашено: «В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой – крест, наверху кресла подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя»[175]. Кстати, подсвечник также напоминает трезубец – древнюю эмблему Рюриковичей.
Существуют населенные пункты, гербы которых содержат главный элемент новгородской символики – двух медведей. Так, в Старой Руссе «в верхней части щита герб Новгородский, в нижней – железная сковорода, на которой варится соль». Еще два поселка Новгородской области имеют похожую символику, только у Демянска в нижней части герба показан хлебный сноп, а у Крестцов – две пересекающиеся дороги.
Столица Карелии Петрозаводск в своей главной эмблеме содержит, как и Новгород, изображение двух медведей, в нижней части – «три железных молота», свидетельствующих о рудных и плавильных работах, проводимых когда-то в этих местах. Несколько городов Вологодской области, в отличие от своего областного центра, имеют в своей символике элемент новгородского герба – тех же медведей – это Череповец, Устюжна, Кириллов.
Примером того, как родовые изображения животных переходили от поколения к поколению, превращаясь затем из родовой эмблемы – своего тотемного знака – в эмблему огромной территории, является герб Пермской земли. На красном поле изображен «серебряный» медведь, на котором поставлено Евангелие в золотом окладе, а над ним крест, символизирующий принятие христианства. Гербовая эмблема «Пермская» с изображением медведя существовала на Большой Государственной печати Ивана IV, которая не сохранилась, а известна только по описанию 1880 года в книге «Снимки древних русских печатей». Изображение надписи «Печать Пермская» выполнено по кругу, в центре которого изображен стоящий молодой медведь. Высочайшим Указом от 17 июля 1783 года одновременно с основным символом Перми были утверждены гербы городов Чердыни, Соликамска, Кунгура, Осы и Оханска, как административных центров уездов, входивших в состав Пермской губернии. В гербах указанных городов «в верхней части щита герб Пермский» с медведем, а в нижней части: у Чердыни изображен олень, Соликамска – соляной колодец, Кунгура – рог изобилия, Осы – стоящий на дереве улей, Оханска – сети и мережи. Хотя во всех гербах городов их нижняя часть «означала изобилие промысла оными», однако, на наш взгляд, у города Чердыни изображен другой, широко распространенный на Севере, родовой тотемный знак – олень, которому в некоторых местах не в меньшей мере, а может быть, даже в большей поклонялись, чем медведю. У Екатеринбурга главный символ города содержит часть пермского герба – медведя, а также плавильную печь и «рудокопную шахту». В Свердловской области есть города, содержащие такую же пермскую символику, т. е. в их гербах изображены медведи, а также другая живность: в Верхотурье – соболь, Красноуфимске – сокол, Камышлове – хлеб.
В Курганской области тоже имеются города с пермской символикой медведя, а в нижней части изображены: у Долматова – три золотых колокола, у Шадринска – куница. На наш взгляд, здесь отразились отголоски древнего культа почитаемых зверей и птиц, которые являлись тотемами своих племенных родов. Например, промысел куницы, наверное, не только в одном Шадринске изобиловал, он в значительной степени был развит по всему Северу, а вот почитание этого пушного зверька, не исключено, с незапамятных времен сохранилось только в здешних краях, поэтому именно куницу и отразили позже в своем гербе жители города.
И в заключение скажем, что в Саратовской области расположен районный центр под названием Вольск, в нижней части герба которого можно увидеть «лежащего в золотом поле медведя, каковыми зверями сия страна изобилует».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.