Что означает мельница сампо

“Волшебная мельница Сампо” в Театриуме на Серпуховке

Театр, где сбываются мечты

Что означает мельница сампо

Ещё я всегда мечтала о каком-нибудь северном спектакле. Чтобы снега, полярная ночь, северное сияние, преодоление (без этого на Севере никак), герои и, обязательно, согревающая в холодное время любовь. Если мне не изменяет память, кроме «Норд-Оста», ничего такого не было.

Что означает мельница сампо

И вот главный режиссёр Театриума Тереза Дурова запустила свой волшебный компас, и стрелка указала на Север. После Индии, Арабского Востока и Японии. Ура!

«Волшебная мельница Сампо»

Как я понимаю, действие пьесы происходит в Карелии. И мы узнаем с интересом, что там: светит солнце, растут цветы, там вообще высокие деревья, красивые нарядные девушки, умелые ловкие мужчины. Хм, а мы-то полагали, что там комары и холодно.

Что означает мельница сампо

Однако, и до этого веселого и дружного селения Калевала долетают отголоски близкой полярной ночи. Легенды – одни, магические артефакты – тоже, и детей, видимо, пугают колдуньей Лоухи, местной Снежной Королевой. Жители носят обереги от неё и ее приспешников. И дойти туда, видимо, не так уж далеко, если человек-пёс Вёкхей, слуга Лоухи, регулярно совершает променады в Калевалу.

Что означает мельница сампо

Жители Калевалы

Мы застаём Калевалу в разгар предсвадебных хлопот. Женится лесоруб Лемминкяйнен (Евгений Мишечкин) на белокурой красавице Аники (Маргарита Белкина). Однако главное действующее лицо счастливого события – брат невесты, кузнец Ильмаринен (Руфат Акчурин).

Что означает мельница сампо

От него зависит не только свадьба (он должен дать разрешение, как старший в семье, а видимо родителей больше нет); Ильмаринен – источник благосостояния всей деревни. Коса, которую он выковал, сама косит, топор сам рубит, плуг сам пашет, стрелы сами летят, куда надо. В общем, все понимают, что это мастер невиданной силы и таланта. Такой даже на волшебную мельницу Сампо может замахнуться.

Сампо – магический артефакт, типа нашей скатерти-самобранки, которая может обеспечить всех хлебом, солью или … золотом по желанию заказчика.

К сожалению, это слышит подосланный Лоухи человек-пёс, для которого Сампо не просто детские сказки, а наижеланнейший реальный предмет. И в его зловредной голове рождается хитрый план, как заманить кузнеца к Лоухи, чтобы тот на месте выковал волшебную мельницу.

Кто владеет Сампо, тот владеет миром.

Сами понимаете, насколько это важно для темных сил.

Что означает мельница сампо

Жители Севера

А в темной и мрачной Похъёле зарождается конфликт поколений. У Лоухи есть молчаливая, печальная, но, разумеется, прекрасная дочь по имени Улльнна (Анастасия Крылова).

Что означает мельница сампо

Девушка бродит сама по себе, не выпуская из рук музыкальный инструмент кантеле, на котором она (пока) не умеет играть. А мать почему-то этого момента страшно боится.

Что означает мельница сампо

Потом становится понятно, почему. Видимо, кантеле символизирует взросление. Любая мать (что уж там) страшно боится, когда же вырастет ее любимая мышка и ускользнёт из дома. К тому же здесь мы имеем дело не просто с конфликтом мать vs дочь, а скорее зима vs весна. И игра на кантеле означает приход Весны.

Что означает мельница сампо

Лоухи – зима. Мрачная, властная, по-своему прекрасная (кстати, актриса Юлия Юнушева великолепно сыграла характерную роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте»), безжалостная Северная зима. А ее робкая сначала, неслышная дочь Улльнна – прохладная, но такая долгожданная весна.

Что означает мельница сампо

Зиму нельзя победить, печальная статистика полярных путешествий свидетельствует об этом. Можно либо дождаться песни Улльнны, либо воспользоваться чартером «Мурманск-Сочи».

Про музыку…

Кажется, в моем рейтинге спектаклей Театриума произошли существенные изменения. С первого места подвинулось мое любимое “Огниво”. Ну что делать, если интерпретация карело-финского эпоса “Калевала” оказалась интереснее а, главное, дающей больше пищи для размышлений. Я вот вам только про смену времен в природе рассказала. А можно про любовь, дружбу, про волшебство. Про музыку. Про музыку очень важно.

Что означает мельница сампо

На сцене звучат народные инструменты: кантеле (то самое), йоухикко, гусли. И более того, на сцене поют две женщины. Ну как поют, издают разные звуки: то кажется, что это пурга воет, то подвывает какой-то дикий зверь. А если закрыть глаза, то можно представить себя в тундре, на Севере. Если бы вы знали, как там красиво.

Про войну…

А еще можно рассказать, как это ни странно звучит относительно детского музыкального спектакля, про войну.

Что означает мельница сампо

В войне не бывает победы.
Она, словно ведьма, приносит лишь беды.
Не дорогой прямой, так окольным путем.
Она всегда возвратится в ваш дом.

Напрасно великий кузнец бьет в набат.
Уходят и любящий сын, и заботливый брат.
И доблестный муж, что уже не вернется к жене.
Война никогда не бывает на чужой стороне.

Я считаю, это лучшее антимилитаристское высказывание, иллюстрирующее бессмысленность военных действий.

Что означает мельница сампо

Вот за что я люблю Театриум и творчество Терезы Дуровой, так это за то, что она никогда не подстраивается под зрителей, а создает свой собственный мир. А зритель делает выбор сам – принимать этот мир или нет. К счастью, полный зал и бесконечные аншлаги говорят о том, что “Волшебная мельница Сампо” более близка детям и взрослым, нежели бесконечные развлекательные спектакли. И это прекрасно.

Что означает мельница сампо

Про любовь…

Разумеется, все девушки-главные героини Аники и Улльнна обретают свое счастье. Однако, за Весну-Улльнну становится немного тревожно в процессе спектакля. Во-первых, её, подобно героине “Властелина колец” Эовин, преследует человек-пёс Вёкхей.

Что означает мельница сампо

Во-вторых, она сложная натура с волшебным происхождением и собственной сильной магией. В-третьих, жизнь практически взаперти и непростые отношения с матерью не могут не дать повода для долгой работы с психологом. И кому она такая нужна?

Что означает мельница сампо

Нашелся человек. Кузнец Ильмаринен, разумеется. Во-первых, он не так прост, как кажется. Вспомним момент, когда Лоухи шантажом заставляет его сделать Сампо.

Он как-то подозрительно быстро согласился. И совсем не потому, что его сестра – в заточении у злой колдуньи. Сдается мне, не нужно было устраивать сложных схем и похищать Аники. Нужно было просто предложить кузнецу условия для работы и попросить выковать магический артефакт. Настоящий гений, талант и мастер не устоял бы перед таким вызовом.

Что означает мельница сампо

Во-вторых, он у себя в Калевале как бог Тор. Делает, что хочет. Так что совет и любовь прекрасной паре. Эх.

New Year wishes

Дорогой и любимый Театриум, уважаемая Тереза Ганнибаловна, за неимением вашего волшебного дерева желаний под рукой, пишу здесь.

Что означает мельница сампо

Во-первых, мира во всем мире. Во-вторых, счастья и здоровья всем-всем. В-третьих, новых прекрасных спектаклей, чтобы душа “развернулась, а потом снова свернулась”. Всегда ваша,

Таня Белкина (текст)
архив Театриума (фото)

Источник

Bookitut.ru

Чудесная мельница сампо

Главным эпическим подвигом кузнеца Ильмаринена стало создание мельницы сампо — источника изобилия.

В рунах история начинается с того, что злобный лапландский стрелок — «узкоглазый Лаппалайнен» ранит Вяйнямёйнена, который с тех пор шесть лет плавает по водам. Певец молит Укко, чтобы тот послал ветер и вынес его к берегу. Но ветер выносит Вяйнямёйнена к скале Похьелы. Хозяйка Похьелы спасает певца, но за свободу он должен выковать мельницу-чудесницу сампо. В некоторых рунах Вяйнямёйнен сам справляется и с этой трудной задачей, получает за это жену (обещанную Ильмаринену — вспомним историю об их героическом сватовстве) и покидает Похьелу. Затем он просит Ильмаринена выковать кантеле, возвращается в Страну Севера, усыпляет ее хозяев и похищает чудесную мельницу.

Но чаще Вяйнямёйнен не владеет кузнечным искусством и обещает прислать Ильмаринена, чтобы тот выковал сампо. Старец является в кузницу к герою и говорит, что сосватал ему длиннокосую невесту в Похьеле. Но кузнец подозревает, что мудрый старец хочет, чтобы герой выкупил его, спас от смерти. Тогда Вяйнямёйнен песнопением создает ель с золотой вершиной, а на вершине — куницу. Ильмаринен идет смотреть на чудо и забирается на ель. Тут Вяйнямёйнен вызывает ураган, ель превращается в лодку, и кузнеца уносит в Похьелу. Ильмаринен кует там сампо с пестрой крышкой «из пушинки лебединой, из кусочка веретенца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки». Мельница намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Кузнец получает невесту и отправляется восвояси.

Вяйнямёйнен, узнав о том, что мельница выкована и в Похьеле царит изобилие, готовит корабль для поездки в Похьелу. Похищение сампо из Похьелы — один из главных сюжетов финской и карельской мифологии и эпоса: Вяйнямёйнен отправляется в Похьелу в сопровождении Ильмаринена, Еукахайнена и других героев, усыпляет ее жителей сонными иглами или игрой на кантеле и добывает сампо из-под горы (из глубины в «девять саженей»). Для того, чтобы выкорчевать корни сампо из земли, Вяйнямёйнену (или его помощнику) приходится впрячь в плуг тысячеголового быка. Он увозит мельницу на лодке, но неосторожный герой Еукахайнен уговаривает Вяйнямёйнена запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование, посадив людей Похьелы в лодку.

Вяйнямёйнен бросает позади себя свой кремень, воздвигая на пути людей Похьелы скалу, о которую и разбивается их лодка, но Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена на крыльях в облике орлицы. Напрасно Вяйнямёйнен насылает туман и произносит заклинания. Своими когтями, сделанными из кос, Лоухи вцепляется в крышку сампо и не хочет делиться сокровищем. Вяйнямёйнен бьет мечом по мельнице, так что сампо разбивается. Лоухи уносит крышку, обломки чудесной мельницы тонут в море (вот почему море стало соленым). Согласно народным верованиям, море гораздо богаче, чем суша (вспомним о богатствах Ахти). Лишь часть обломков достается Вяйнямёйнену. По другому варианту, часть обломков прибивает к земле: они превращаются в янтарь и способствуют обильному урожаю. В других рунах Вяйнямёйнен учреждает при помощи сохраненных им обломков земледелие — «быть здесь пашне, быть посеву» — и восстанавливает космический порядок: «быть здесь месяцу и солнцу, быть здесь звездочкам на небе».

Руны о сампо исполнялись во время календарных праздников: их зачином часто был рассказ о сотворении мира — недаром эти руны так напоминают руны о добывании небесных светил из Похьелы. Множество ученых теорий посвящено происхождению мифа о сампо и самому слову, обозначающему мельницу-чудесницу. Ее пребывание в Похьеле, в горе, напоминает о Мировой горе и приводившихся выше сюжетах индийского эпоса, где эта гора используется как пест для пахтания океана: гора Меру (Мандара) тоже становится источником изобилия, ибо боги добывают из океана амриту — напиток бессмертия. То, что мельница вросла корнями в землю, обнаруживает ее связь с Мировым древом, крона которого касается Полярной звезды, а корни прорастают в преисподней, Похьеле. Показательно также, что основа для мельничного жернова именуется в финском (и других европейских языках) «жабой» или «лягушкой» — именем хтонического существа, воплощения преисподней. Ее делали из камня, железа или стали — каменной, железной или стальной представляли и скалу Похьелы. Углубления в скалах считались в народных поверьях маслобойками или следами мельниц хийси. При этом пестрая крышка сампо напоминает о звездном небе, созданном из пестрых частей яйца, снесенного в первичном океане.

Источник

Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу» сампо» и что эта мельница означает?

Что означает мельница сампо

Ответы 6

Что означает мельница сампо

Что означает мельница сампо

Что означает мельница сампо

Что означает мельница сампо

Что означает мельница сампо

Что означает мельница сампо

5)Страна Похъёла,царство мрака злой Лоухи-северная точка страны.Страна Калевала-светлая и добрая,южная точка страны.6)Злая старуха Лоухи заказала женихам дочери сделать чудесную мельницу Сампо. Тому,кто выкует мельницу,она обещала отдать замуж дочь.

7)Работа кузнеца шла очень тяжело и долго.

«И мехи рабы качают,

Сильно угли раздувают;

Так три дня проводят летних

И без отдыха три ночи;»

Четыре раза кузнец переделывал свою работу,у него выходили лук, лодка, корова и плуг.Все имели изъяны,возвращали кузнеца в символизируя войны,завоевания,бесхозное разведение животных,расхищение чужого добра.Только с пятого раза кузнец выковал волшебную мельницу.

8)Старуха Лоухи обманула кузнеца,его высмеяли и отобрали Сампо,а самого выгнали из северной страны.Три богатыря Калевы отобрали мельницу,но она разбилась на тысячу кусочков,которые утонули в море.Иногда море выбрасывало на берег Калевалы кусочки волшебной мельницы,а мудрый старец видел волшебство осколков Сампо и радовался процветанию своего края.

Источник

Что означает мельница сампо

Вяйнемёйнен приехал к Ильмаринену и стал просить, чтобы кователь поехал в Похьёлу, но Ильмаринен не согласился. Тогда Вяйнемёйнен сказал:

– Я видел чудо! Там, где кончается Калевала, растёт золотая ель. На её ветках лежат Месяц и семизвёздная Медведица.

Карело-финский эпос Калевала. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

Не поверил Ильмаринен. Пошёл он посмотреть на это. Идёт в ним Вяйнемёйнен и поёт. Вот выросла от слов его песен золотая ёлка, а на её ветвях улеглись Месяц и Медведица. Ильмаринен захотел снять с веток Месяц и полез за ним. Тогда Вяйнемёйнен опять запел. Поднялся ветер, подхватил кователя и перенёс его в Похьёлу, к дому старухи Лоухи.

Стал Ильмаринен делать себе кузницу, чтобы выковать мельницу Сампо. Устроил кузницу на могучем утёсе. На первый день поставил Ильмаринен мехи, на второй – наковальню, на третий развёл огонь.

Что означает мельница сампо

Создание мельницы Сампо. Художник А. Галлен-Каллела, 1893

Стал Ильмаринен ковать мельницу Сампо. На первый день поднялся из огня золотой лук. Всех без разбору бьёт он. Сломал Ильмаринен лук и бросил в огонь.

На второй день вышла из пламени лодка. Борта у неё золотые, корма серебряная, уключины медные. Без приказа ходит она в бой, без разбора топит челноки. Сломал её кователь из Калевалы и бросил в огонь.

На третий день вышла из огня золоторогая корова. На лбу у неё мерцают звёзды, между рогами солнце светит. Но никого она к себе не подпускает. Даром пропадает её молоко. Зарезал корову Ильмаринен и бросил в огонь.

На четвёртый день появился из пламени плуг. Сам он из меди, ручка у него из серебра, сошник из золота. Но не пашет плуг свою землю, всё время сворачивает на чужую. Сломал его Ильмаринен и бросил в огонь.

Тут на помощь Ильмаринену прилетели ветры. Три дня и три ночи дули они и раздули большой огонь.

Вышла из огня мельница Сампо. Схватила её Лоухи и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками.

Проросли от Сампо три корня. Один ушёл от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу.

Но не отдала хозяйка Похьёлы свою дочь за Ильмаринена. Посадила она его в лодку с медными уключинами и призвала северный ветер. Через три дня Ильмаринен приплыл в Калевалу.

Источник

Калевала: IV. Волшебная мельница Сампо

Ехал Вяйнямейнен на коне по берегу моря, а за скалой поджидал его дерзкий Ёукахайнен. Натянул Ёукахайнен свой пестрый лук, пустил стрелу. Хотел попасть в Вяйнямейнена, а попал в его коня. Подкосились у коня ноги, упал Вяйнямейнен в море. Что означает мельница сампо

Восемь дней носило его по волнам, словно еловую ветку, и вынесло на каменистый мыс в северной стране, в холодной Похьёле. Далеко зеленая Калевала! Не найти туда ни дороги, ни тропинки! Стал Вяйнямейнен стенать и громко сетовать:

«Горе бедному мне мужу,
Горе мне, несчастья сыну!
Землю я свою оставил,
Из родной страны ушел я,
Чтоб теперь под вольным небом
Здесь блуждать и дни и ночи».

Услыхала его стенания старуха Лоухи, злая владычица холодной Похъёлы, спустила на море лодку, сама села на весла, поплыла к каменистому мысу. Увидела Лоухи Вяйнямейнена, узнала вещего песнопевца, привезла его в свой дом, приняла с великим почетом.

Что означает мельница сампо

Говорит Лоухи Вяйнямейнену: «Оставайся навсегда в холодной Похьёле! Вдоволь у нас здесь семги, нет недостатка в свинине».

Отвечает старухе мудрый Вяйнямейнен:

«Тяжело человеку на чужбине.
Лучше лаптем воду черпать
У себя в родной сторонке,
Чем в стране чужой, далекой
Мед — сосудом драгоценным».

Спрашивает тогда Лоухи: «А что ты мне дашь, если помогу я тебе вернуться в зеленую Калевалу?» Отвечает Вяйнямейнен: «Хочешь — шапку золота и шапку серебра?» Усмехнулась владычица Похъёлы: «Золото годится только детям на игрушки, серебро — на украшение конской сбруи. А можешь ли ты выковать Сампо — чудесную мельницу с пестрой крышкой, чтоб сыпалась из-под одного жернова мука без меры, из-под другого — вдоволь соли, из-под третьего — без счету денег?» Говорит Вяйнямейнен: «Несковать мне мельницы Сампо, незнаю я, как сделать пеструю крышку. Но есть в зеленой Калевале кузнец Ильмаринен — вековечный кователь. В давние времена сковал он небесный свод, да так, что не видно следов от клещей — уж, верно, выкует он и Сампо».

Говорит старуха Лоухи: «Если и впрямь выкует он мне Сампо, то отдам я ему в жены свою младшую дочь, украшение земли и моря, прекрасную Деву Похъёлы. Отправляйся в зеленую Калевалу, пришли в Похьёлу кузнеца Ильмаринена».

Вывела она из конюшни гнедого коня, запрягла его в сани. Сел Вяйнямейнен в сани — поскакал конь быстрее ветра, помчался в зеленую Калевалу, лишь поскрипывают полозья да потрескивает березовая дуга.

Остановился Вяйнямейнен возле кузницы. Горит в кузнице огонь, стучит молотом Ильмаринен — работает вековечный кователь.

Что означает мельница сампо

Говорит кузнецу Вяйнямейнен: «Обещал я старухе Лоухи, владычице холодной Похъёлы, что выкуешь ты для нее Сампо. За это отдаст она тебе в жены свою младшую дочь, украшение земли и моря».

Ильмаринен отправился вхолодную Похьёлу. Увидела его старуха, побежала к дочери и говорит:

«Дочь моя, что всех моложе,
Всех детей моих прекрасней!
Нарядись получше нынче,
Выйди в платье понарядней,
Ты навесь прекрасный жемчуг,
Грудь укрась как можно краше,
Шею ты укрась поярче.(…)
Ведь кузнец-то вековечный,
Знаменитый Ильмаринен,
Прибыл выковать нам Сампо,
Крышку пеструю устроить».

Говорит Ильмаринен старухе: «Укажи мне место для работы».

Нет в холодной Похьёле кузницы, нет ни наковальни, ни горна, ни мехов, ни кузнечного молота. Но только малодушный отступает от задуманного дела! Нашел Ильмаринен плоский валун, построил на нем кузницу, поставил наковальню, сделал молот и мехи, развел в горне огонь и принялся за работу. Призвал вековечный кователь себе в помощники четыре ветра — северный и южный, западный и восточный. Раздувают ветры в горне огонь.

Из окошка вьется пламя, Из дверей несутся искры, К небу мчится туча гари, Дым смешался с облаками.

Три летних дня и три ночи работал Ильмаринен — и выковал чудесную мельницу Сампо, потекли рекой мука и соль, и золотые монеты.

Что означает мельница сампо

Схватила старуха Лоухи Сампо, спрятала в недрах медного утеса, заперла девятью железными замками.

Говорит Ильмаринен владычице Похъёлы: «Теперь отдай мне в жены свою дочь, украшение земли и моря!» Ничего не отвечает злая Лоухи, отводит глаза редкозубая старуха, молча подносит Ильмаринену кружку сладкого меда.

Говорит Ильмаринен: «Ни к чему не притронусь в этом доме, пока не увижу свою невесту!» Отвечает редкозубая Лоухи: «Недостаточно ты потрудился, чтобы получить в жены мою дочь, прекрасную Деву Похъёлы, украшение земли и моря».

Задала злая Лоухи Ильмаринену три задачи: велела вспахать змеиное поле, привести из подземного царства косматого медведя и седого волка, изловить в Туонеле — реке смерти — жирную щуку.

Узнала об этом прекрасная Дева Похъёлы решила помочь Ильмаринену. По ее совету выковал он золотой плуг с серебряным наконечником — и вспахал им змеиное поле; сделал железную цепь и узду из булата — привел медведя и волка; изготовил медного орла — выловил орел щуку из реки Туонелы.

Нет больше у старухи Лоухи отговорок, стала она готовиться к свадьбе. Наготовила угощения, наварила пива, созвала гостей со всей Похъёлы, со всей Калевалы.

Весело идет свадебный пир. Гости пьют, едят, да только не хватает на пиру песен. Встал со своего места мудрый Вяйнямейнен, поднял кружку пенного пива и сказал:

«Пиво, доблестный напиток!
Да не пьют тебя в молчанье!
Дай мужам охоту к песне,
Золотым устам — к напеву!»

Спрашивает Вяйнямейнен: «Кто из молодых или из старых, или из достигших середины жизни протянет мне свои руки, споет со мной веселую песню?» Молчат молодые, молчат достигшие середины жизни.

Лежал на печке столетний старик. Говорит он: «В прежние годы спел бы я с тобой, мудрый Вяйнямейнен. Был я когда-то отменным певцом. Текли мои песни, как реки, бежали, как сани по снегу, летели, словно парусные лодки. А теперь надорвался мой голос, стал подобен скрипучему дереву зимой, лодке на сухих камнях, саням на шершавом песке».

Говорит тогда Вяйнямейнен: «Коли некому спеть со мной вместе — буду петь один».

И запел тут Вяйнямейнен,
Пел он вечеру на радость,
Чтобы женщины смеялись,
Чтоб мужчины веселились,
Чтобы слушали, дивились
Вяйнямейнена напевам,
И дивились те, кто слушал,
Слух ничем не отвлекая.

Закончился свадебный пир, стала невеста прощаться с родным домом:

«Ты прощай, мое жилище,
Ты, с своей дощатой крышей, (…)
Ты прощай, мой двор широкий,
Двор, рябиною поросший, (…)
Вы прощайте, берег моря,
Берег моря, край поляны,
Вы, все сосны на пригорке,
По дубравам все деревья,
Ты, черемуха у дома,
Можжевельник у потока,
Вы, все ягодки на поле,
Стебли ягодок и травок,
И кусточки, корни елей,
Листья ольх, кора березы!»

Усадил жених невесту в расписные сани, хлестнул жемчужным кнутом резвого коня, зазвенели под березовой дугой колокольчики, будто запели серебряные дрозды, будто закуковали золотые кукушки.

Увез Ильмаринен прекрасную Деву Похъёлы в зеленую Калевалу.

Прошел год, и другой, и третий. Случился в зеленой Калевале неурожай, не стало хватать людям хлеба.

А в холодной Похьёле в недрах медного утеса за девятью железными замками день и ночь мелет чудесная мельница Сампо, сыплются из-под жерновов мука, и соль, и золотые монеты.

Говорит мудрый Вяйнямейнен вековечному кователю Ильмаринену: «Поедем в холодную Похьёлу, заставим злую Лоухи поделиться своим богатством. Пусть чудесная мельница Сампо потрудится и для зеленой Калевалы».

Снарядили они быстроходную ладью, поплыли по морю на север. Ильмаринен сидит на веслах, Вяйнямейнен правит рулем.

Ловил с крутого берега рыбу веселый Лемминкяйнен. Увидел он ладью, разглядел Ильмаринена на веслах, Вяйнямейнена у руля, громю крикнул: «Привет вам, герои Калевалы! Далеко ли держите путь?» Отвечает мудрый Вяйнямейнен:

«Едем прямо мы на север,
Против сильного теченья,
По волнам, покрытым пеной:
Мы себе добудем Сампо,
Крышку пеструю захватим
В скалах Похъёлы туманной,
В недрах медного утеса».

Говорит веселый Лемминкяйнен: «Возьмите с собой и меня. Неокажусья лишним, если придется вступить в бой с воинами жлодной Похъёлы».

Подвел Вяйнямейнен ладью к берегу, спрыгнул к ним веселый Лемминкяйнен.

Вот прибыли герои Калевалы в холодную Похьёлу Спрашивает их старуха Лоухи: «Что привело вас сюда? О чем хотите вы вести разговор?» Отвечает мудрый Вяйнямейнен: «Разговор наш будет о чудесной мельнице Сампо. Хотим мы разделить ее дары так, чтобы всем хватило».

Засмеялась редкозубая Лоухи:

«Меж тремя не делят белку
И не делят куропатку.
Хорошо вертеться Сампо
И шуметь здесь пестрой крышкой
В глыбе Похъёлы скалистой,
В недрах медного утеса,
Хорошо мне быть владыкой,
Обладательницей Сампо».

Говорит веселый Лемминкяйнен: «Если ты не хочешь с нами поделиться, то мы силою захватим Сампо, увезем к себе в Калевалу».

Разозлилась владычица Похъёлы, кликнула грозный клич, явились перед ней воины, обернули свои мечи против героев Калевалы.

Тогда мудрый Вяйнямейнен начал петь заклинанья, и погрузились воины Похъёлы в глубокий сон, заснула и старуха Лоухи.

Пришли герои Калевалы к медному утесу, Ильмаринен сбил железные запоры. Обхватил Лемминкяйнен Сампо, да не смог сдвинуть с места: пустила чудесная мельница в землю три корня, каждый длиной в девять сажен.

Пасся неподалеку на лугу пестрый бык. Могучие у быка ноги, крепкие сухожилья. Запрягли герои Калевалы быка в плуг, опахали Сампо кругом, подрезали глубокие корни. Отнесли чудесную мельницу в свою ладью и пустились в обратный путь.

Летит ладья, словно лебедь, подгоняет ее попутный ветер, помогают ей морские волны.

Говорит Лемминкяйнен: «Отчего бы нам не спеть веселую песню? Ведь захватили мы Сампо и плывем домой, в зеленую Калевалу!» Отвечает мудрый Вяйнямейнен: «Не настало еще время для песен. Будем петь тогда, когда высадимся на родном берегу».

Не послушался веселый Лемминкяйнен мудрого Вяинямейнена, запел во весь голос. Громкий у веселого Лемминкяйнена голос, да неблагозвучный. Разнеслось его пенье на шесть деревень, улетело за семь морей.

За седьмым морем стоял на одной ноге журавль — считал пальцы на другой. Услыхал он, как поет Лемминкяйнен, закричал со страху и полетел на север, в холодную страну Похьёлу.

От журавлиного крика пробудилась старуха Лоухи, проснулись ее воины.

Бросилась Лоухи смотреть, на месте ли ее богатства. По-прежнему стоит в хлеву скотина, не стало меньше зерна в амбарах — только нету в недрах медного утеса чудесной мельницы Сампо.

Заголосила старуха: «Горе мне несчастной!» Снарядила Лоухи большой корабль, посадила на него сотню воинов с мечами, тысячу- с луками, пустилась в погоню за героями Калевалы.

Что означает мельница сампо

Говорит Вяйнямейнен веселому Лемминкяйнену:

«Ты взойди наверх, на мачту,
Влезь на парусные стеньги!
Посмотри вперед на воздух,
Посмотри назад на небо —
Ясны ль воздуха границы,
Все ли ясны иль туманны?»

Взобрался веселый Лемминкяйнен на высокую мачту, кричит сверху:

«Впереди небо ясное, а сзади нагоняет нас черная туча!» Говорит мудрый Вяйнямейнен: «Посмотри получше — вправду ли это туча?» Пригляделся Лемминкяйнен и отвечает: «Нет, это не туча, а остров, поросший темным лесом. Сидят там соколы на осинах, глухари на березах».

Снова говорит Вяйнямейнен: «Посмотри еще получше — вправду ли это остров?» Пригляделся Лемминкяйнен получше — и закричал: «Нагоняет нас большой корабль в сотню весел! Плывут на нем сто воинов с мечами, тысяча с луками!» Велел Вяйнямейнен приналечь на весла. Стучат весла в уключинах, кипит вода вокруг ладьи, клубится морская пена. Трещит сосновая ладья, кричит, как лебедь, ревет, как тюлень.

Вытащил мудрый Вяйнямейнен из мешочка с трутом кремень, бросил в воду позади кормы. Превратился кремень в подводный утес. Налетел на утес корабль старухи Лоухи— и разбился.

Обернулась тогда владычица Похъёлы орлицей. Посадила себе на крылья тысячу воинов с луками, на хвост — сто воинов с мечами, взмыла в небо. Одним крылом задевает морские волны, другим — небесные тучи.

Настигла орлица ладью героев Калевалы, схватила железными когтями чудесную Сампо.

Что означает мельница сампо

Вытащил Вяйнямейнен из воды дубовый руль, которым направлял он ход ладьи, и ударил по железным когтям Лоухи.

Выронила Лоухи Сампо, упала чудесная мельница в море, разбилась на тысячу осколков.

Зарыдала владычица Похъёлы:

«Власть моя отныне гибнет,
И могущество слабеет:
Под водой мое богатство,
В глубине у моря — Сампо».

Громко стеная, улетела старуха Лоухи в свою холодную страну.

А осколки волшебной мельницы Сампо волны принесли к берегам Калевалы. Выловил их из воды мудрый Вяйнямейнен, закопал в калевальскую землю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *